Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Обществоведение. Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Республиканский институт контроля знаний


Скачать 351.93 Kb.
НазваниеМинистерство образования Республики Беларусь Учреждение образования Республиканский институт контроля знаний
АнкорОбществоведение.pdf
Дата20.05.2017
Размер351.93 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаObschestvovedenie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#20319
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

1
© Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний»
ВНИМАНИЕ! Фотографирование, копирование и распространение тестового
материала влечет за собой административную ответственность.
Демонстрационный вариант теста по обществоведению
Вариант содержит 50 заданий и состоит из части А (38 заданий) и части В
(12 заданий). На выполнение всех заданий отводится 90 минут. Задания
рекомендуется выполнять по порядку. Если какое-либо из них вызовет у Вас
затруднение, перейдите к следующему. После выполнения всех заданий вернитесь к
пропущенным. Будьте внимательны! Желаем успеха!
ЧастьА
В каждом задании части А только один из предложенных ответов является
верным. В бланке ответов под номером задания поставьте метку (×) в клеточке,
соответствующей номеру выбранного Вами ответа.
А1. Уникальность человека как социального существа заключается в(во):
1) саморегуляции и обмене энергией с окружающей средой;
2) способности усваивать достижения культуры;
3) врожденных или унаследованных качествах;
4) наличии простейших психических реакций.
А2. Убеждение как устойчивый мотив:
1) обеспечивает объективную самооценку;
2) обозначает умение анализировать свои поступки и действия;
3) воспринимается как нужда человека в чем-либо;
4) формирует у человека стремление отстаивать свою правоту.
А3. Готовность человека жертвовать своими интересами ради других людей
называется:
1) индивидуализм;
2) эгоизм;
3) нонконформизм;
4) альтруизм.
А4. Формационный подход к изучению истории в отличие от цивилизационного
позволяет:
1) исследовать духовные ценности определенных культурно-исторических типов;
2) изучать историю конкретных обществ и народов;
3) устанавливать определенные законы развития общества;
4) уделять внимание своеобразию развития различных регионов мира.
А5. Американский социолог У. Ростоу, характеризуя традиционное общество как
первую стадию истории человечества, отмечал такую его черту, как:
1) появление высокоразвитых в экономическом отношении стран;
2) преобладание аграрного сектора в экономике;
3) начало организации капиталистического производства;
4) высокий уровень массового потребления.

2
А6. В современной культурологии сторонники антропологического подхода
считают культурой:
1) знания и умения, полученные личностью в процессе социализации;
2) всю совокупность результатов человеческой деятельности;
3) способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества;
4) совокупность лучших, наиболее значительных творений человека.
А7. Укажите верное утверждение.
1) Капитализм и социализм являются разновидностями постиндустриального общества.
2) Рост городов и городского населения является основой процесса модернизации в традиционном обществе.
3) Основой для развития постиндустриального общества является высокий удельный вес сельского хозяйства и традиционный образ жизни.
4) Развитию индустриального общества способствует научно-технический прогресс, подкрепляемый духом предпринимательства и конкуренции.
А8. Непосредственно с социальной сферой жизни общества связаны институты:
1) семьи и здравоохранения;
2) политических партий и общественных организаций;
3) государства и права;
4) производства и финансов.
А9. Американский социолог Т. Парсонс для описания неравенства в обществе
выделил следующую группу дифференцирующих признаков, обозначающих
элементы обладания:
1) права, привилегии, обязанности, собственность;
2) образование, родственные связи, социальное богатство, власть;
3) собственность, привилегии, материальные и духовные ценности;
4) власть, влияние, социальное богатство, нужда.
А10. Для диалогической формы общения характерно(-ен):
1) скрытое манипулирование собеседниками;
2) беспрекословное подчинение указам и предписаниям;
3) учет чувств, желаний, физического состояния других людей;
4) пренебрежение своими интересами в пользу собеседника.
А11.
Способ разрешения конфликтной ситуации, при которой один из оппонентов
стремится уйти от конфликта путем уступок, пренебрегая своими интересами в
пользу другого, называется стратегия:
1) компромисса;
2) уклонения;
3) сотрудничества;
4) приспособления.
А12. Эмоционально-психологическая функция семьи заключается в:
1) удовлетворении потребностей членов семьи в любви и дружбе;
2) обеспечении материальных условий жизнедеятельности;
3) воспитании у детей определенных нравственных качеств;
4) создании условий для отдыха и укрепления здоровья домочадцев.

3
А13. Великодушием называют такое нравственное качество личности, которое:
1) означает стремление добиться личного блага любой ценой;
2) является внутренним регулятором поведения личности;
3) допускает снисходительность к незначительным проступкам других людей;
4) выражается в требовательности к другим людям.
А14. Особенностью философии эпохи Нового времени (период развития
капитализма) является:
1) осознание человеком себя творцом и хозяином своей судьбы;
2) начало использования в философских рассуждениях методов логики и диалектики;
3) стремление к догматизации ценностей предшествующей культуры;
4) обоснование идеи общественного прогресса, который связывается с успехами человеческого разума и развитием науки.
А15. Для развития науки XVII−XVIII вв. характерно(-а):
1) возникновение классической механики;
2) полное государственное финансирование научных исследований;
3) нацеленность на развитие гуманитарных знаний;
4) широкое внедрение достижений науки во все отрасли хозяйства.
А16. Четыре основополагающие ценности, вокруг которых группируются
этические нормы науки (по Р. Мертону), − это:
1) конструктивность, незаинтересованность, скептицизм, общность;
2) незаинтересованность, общность, позитивизм, гуманизм;
3) общность, незаинтересованность, универсализм, организованный скептицизм;
4) универсализм, общность, заинтересованность, позитивизм.
А17. К эстетике природы как сфере эстетической деятельности относится:
1) организация отдыха и питания семьи;
2) создание орудий труда;
3) художественное проектирование облика промышленных изделий;
4) забота о красоте и пластичности человеческого тела.
А18. К мировым религиям относят:
1) индуизм, конфуцианство, иудаизм;
2) ислам, буддизм, христианство;
3) буддизм, индуизм, синтоизм;
4) христианство, ислам, конфуцианство.
А19. Одна из стадий (фаз) процесса общественного воспроизводства, являющаяся
связующим звеном между производством и обменом, − это:
1) потребление;
2) использование;
3) распределение;
4) прибыль.

4
А20. Потребительская корзина:
1) представляет собой оплату труда в натуральной форме;
2) рассчитывается по доходам каждой семьи;
3) учитывается при расчете бюджета прожиточного минимума;
4) служит для анализа эластичности спроса на определенный товар.
А21. Особенностью традиционной экономической системы является:
1) ограниченная роль государства в экономике;
2) низкий уровень развития производительных сил;
3) ликвидация частной собственности на средства производства;
4) развитие свободного предпринимательства.
А22. Деньги выполняют функцию средства обращения при:
1) покупке товара с отсрочкой оплаты;
2) покупке товара за наличный расчет;
3) определении продажной цены на новый товар;
4) выплате трудовой пенсии
А23. По характеру продаваемого товара различают рынки:
1) легальные;
2) региональные;
3) ценных бумаг;
4) национальные.
А24. Укажите верное утверждение о рыночной экономической системе.
1) Основой ценообразования является государственное регулирование деятельности рынка.
2) Конкуренция по своему характеру и методам ведения хозяйства может быть только добросовестной и цивилизованной.
3) Рыночные цены на товары формируются с учетом статуса производителя.
4) Свобода хозяйственной деятельности означает равноправие всех форм собственности.
А25. Особенностью белорусской модели социально-экономического развития
является:
1) высокая доля государственной собственности;
2) свободный механизм ценообразования на социально значимые товары;
3) отсутствие естественных монополий;
4) высокий уровень развития олигархического капитала.
А26. Отличительным признаком демократического государства является:
1) выдвижение экономической элитой общества политических лидеров;
2) единая система законодательной и исполнительной власти;
3) всеобъемлющий контроль за всеми сферами жизни общества со стороны властных структур;
4) осуществление государственной власти в соответствии с волей большинства

5 населения.
А27. Функция коммуникации политической системы заключается в:
1) обмене информацией между звеньями политической системы и общества;
2) определении основных целей политического и общественного развития;
3) установлении и обеспечении исполнения законов;
4) объединении общества для решения важнейших задач.
А28. Согласно теории естественного права:
1) право возникло из потребности подчиняться воле правящего класса;
2) права человека рассматриваются как принадлежащие каждому от рождения;
3) права человека определяются как дарованные ему государством;
4) декларируется полное равенство людей в их способностях и умениях.
А29. Вестфальская система международных отношений:
1) базировалась на идее национального государства и принципе государственного суверенитета;
2) характеризовалась созданием военно-политических блоков и гонкой вооружений;
3) основывалась на балансе сил между большими европейскими государствами;
4) характеризовалась биполярностью и политическим равновесием.
А30. Одним из конституционных принципов внешней политики Республики
Беларусь является:
1) отказ от политики двойных стандартов;
2) неприменение силы или угрозы силой;
3) стратегическое партнерство;
4) экономическая целесообразность.
А31. Нормы права в отличие от норм морали:
1) вырабатывают приемлемые для общества нормативно-ценностные установки;
2) приобретают регулятивную силу по мере их осознания и признания большинством граждан;
3) регулируют только те общественные отношения, которые поддаются внешнему контролю;
4) закрепляют наиболее эффективные формы социального поведения.
А32.
Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в
совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, − это:
1) статус;
2) национальность;
3) гарантия;
4) гражданство.
А33. Принцип верховенства права опирается на:
1) свободное существование в обществе различных политических взглядов;
2) открытость и доступность органов государственной власти;
3) действенный судебный механизм защиты прав граждан;
4) определенный срок действия полномочий должностных лиц.
А34. В Конституции Республики Беларусь:
1) закреплен механизм осуществления государственной власти;
2) прописана стратегия устойчивого развития государства;
3) определены полномочия всех правоохранительных органов;

6 4) содержатся положения, регламентирующие деятельность политических партий.
А35. По законодательству в Республике Беларусь выборы являются прямыми, так
как:
1) избиратели имеют равное количество голосов;
2) депутаты избираются гражданами непосредственно;
3) избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать;
4) контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещен.
А36. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь:
1) избирает шесть судей Конституционного Суда;
2) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
3) назначает проведение республиканского референдума;
4) формирует Совет Безопасности.
А37. Совет Министров Республики Беларусь:
1) осуществляет надзор за точным исполнением законов;
2) определяет состав Правительства;
3) обладает правом законодательной инициативы;
4) устанавливает государственные праздники и праздничные дни.
А38. Прокуратура Республики Беларусь осуществляет:
1) надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов;
2) борьбу с преступлениями, представляющими угрозу национальной безопасности;
3) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;
4) контроль за законностью использования средств республиканского бюджета.
Часть В
Ответы, полученные при выполнении заданий части В, запишите в бланке
ответов. Каждую букву, цифру пишите в отдельной клеточке (начиная с первой) по
образцам, указанным в бланке. Ответ в виде слова, нескольких слов пишите без
пробелов, дефиса или других разделительных знаков.
В1. Способность человека к искреннему сопереживанию (сочувствию), стремление разделить чужую боль, − это _______.
В2. Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемого окружающими от каждого, кто занимает определенную социальную позицию, называется социальная _______.
В3. Английский экономист, написавший работу «Общая теория занятости, процента и денег» и обосновавший необходимость государственного участия в экономических процессах, − это _______ (запишите только фамилию).
В4. Политическое средство международного сотрудничества, которое представляет собой официальную деятельность государств при помощи специальных институтов, мероприятий, методов, допустимых с позиций международного права, называется
_______.

7
В5. Правовой термин, обозначающий:
а) вид административного взыскания; б) принудительное безвозмездное обращение в собственность государства дохода, полученного в ходе противоправной деятельности; в) изъятие (изымание) орудий и средств совершения правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему данное деяние, − это _______.
В6. Укажите два отличия элитарной культуры от массовой.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например:12.
1) Имеет механизм широкого распространения в индустрии досуга, моде и рекламе;
2) пытается разрушить сложившиеся стереотипы и шаблоны;
3) характеризуется ценностно-смысловой самодостаточностью и духовным аристократизмом;
4) является основой для формирования народной культуры;
5) легко манипулирует сознанием миллионов людей.
В7. Укажите два отличия искусства от других форм духовной культуры.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например:12.
1) Расширяет мировоззренческий кругозор;
2) отражает мир в художественно-образной форме;
3) регулирует поведение человека на основе понятий добра и зла;
4) совершенствует понятийный аппарат мышления;
5) отображает мир сообразно законам красоты.
В8. Укажите два положения Трудового кодекса Республики Беларусь, согласно
которым расторжение трудового договора по требованию нанимателя может
осуществляться досрочно.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например:12.
1) Сокращение численности штата работников;
2) получение увечья или инвалидности сотрудником;
3) временная нетрудоспособность работника по беременности и родам;
4) систематическое неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей;
5) появление более выгодного предложения на рынке труда.
В9. К социально-экономическим правам граждан Республики Беларусь
(укажите два пункта) относится право на:
1) образование;
2) свободу, неприкосновенность и достоинство личности;
3) собственность и жилище;
4) художественное, научное и техническое творчество;
5) труд и отдых.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 12.

8
В заданиях В10, В11, В12 установите соответствие. Ответ запишите в виде
сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца.
Помните: один из вариантов, предложенных в правом столбце, является лишним.
Например: А1Б3В4.
В10. Установите соответствие.
Функция рынка
Назначение
А) селективная
Б) информационная
В) регулирующая
1) содействие сокращению затрат на производство товаров
2) поддержание равновесия спроса и предложения товаров с помощью рыночной цены
3) предоставление сведений необходимых участникам рыночных отношений
4) содействие избавлению общественного производства от экономически слабых субъектов товарно-денежных отношений
В11. Установите соответствие.
Функция политической системы
Назначение
А) целеполагания
Б) регламентации
В) коммуникации
1) определение основных направлений общественного и политического развития
2) обмен информацией между различными звеньями политической системы
3) оценка выполнения различными людьми и организациями установленных норм, законов
4) установление законов, управляющих жизнью общества
В12. Установите соответствие.
Понятие
Определение
А) подражание
Б) заражение
В) убеждение
1) распространение какой-либо деятельности или настроения от одного человека к другому, происходящее как бы само собой
2) вербальное воздействие одного человека на другого, при котором у последнего помимо воли появляются какие-то чувства и намерения
3) воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения других людей
4) логически обоснованный процесс побуждения человека к принятию определенных ценностей, верований или отношений

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей