Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

1. Биология как наука. Её задачи, объекты, методы исследования. Особенности биологии на совре менном этапе развития органического мира. Значение биологии в системе подготовки врача


Название1. Биология как наука. Её задачи, объекты, методы исследования. Особенности биологии на совре менном этапе развития органического мира. Значение биологии в системе подготовки врача
Анкорhttps://m.vk. com/doc21393118 190773984?ha sh=5d128e6a4c.
Дата04.10.2017
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOTVET_NA_EKZAMEN_PO_BIOLOGII.doc
ТипДокументы
#25038
страница12 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

214. Общая характеристика класса паукообразные (Arachnoidea). Деление на отряды. Медицинское значение отдельных представителей.

Приспособ­лены к обитанию на суше. Характерны органы воздушного дыха­ния. Характерна тенденция к слиянию члеников тела, образующих головогрудь и брюшко. Тело покрыто хитином и подстилающей его гиподермой. Ее производные - паутинные и ядовитые железы. Ядо­витые железы расположены у основания хелицер. Отличи­тельная черта - наличие 6 пар конечностей. Из них 2 пер­вые пары - хелицеры и педипальпы, приспособлены к захвату и измель­чению пищи. Остальные 4 пары выполняют функции передвижения. Пищеварительная система сходна с таковой ракообраз­ных, но приспособлена к питанию полужидкой пищей. Дыхательная система представлена либо листовидными легкими, либо трахеями. В легочных мешках расположены многочисленные листовидные складки, в которых про­ходят кровеносные капилляры. Трахеи представляют собой систему разветвленных тру­бочек. Выделительная система. У некоторых паукообразных имеются видоизмененные. У мно­гих форм образуются мальпигиевы сосуды. Из них продукты жизнедея­тельности поступают в задний отдел кишечника. Кровеносная система. Наиболее сложно построена у скор­пионов и пауков, органами дыхания которых являются легкие. У этих жи­вотных кровеносная система сходна с таковой ракообразных. Нервная система. Характеризуется концентрацией составляю­щих ее частей. У некоторых форм вся нервная цепочка сливается в один головогрудный ганглий. Все паукообразные раздельнополы. Половой диморфизм резко выражен.

- Фаланги. Укусы фаланг болезненны и могут осложняться воспалительными процессами, так как в ранки попадают бактерии.

- Скорпионы. Укусы скорпионов не смертельны, но вызывают сильную боль, отек конечности, озноб, упадок сил, сонливость. Скорпионы, обитающие в тропиках, могут вызвать смерть.

- Пауки. Для человека опасен каракурт. Укусы каракурта могут быть смертельными для живот­ных и человека. Укус тарантула (Lycosa singoriensis) может вызвать воспаление.

- Клещи - переносчики транс­миссивных болезней имеют

+ Семейство иксодовые (Ixodidae).

Собачий клещ (Ixodes ricinus). Передает человеку и домашним животным возбудителя туляремии. Присасывание клеща вызывает воспалительный процесс.

Тело оваль­ное, на спинной стороне расположен щиток. У самцов он покрывает всю спинную сторону. У самок, личинок и нимф небольшой щиток находится лишь в передней части спинной стороны. Окраска самцов коричневая, длина их около 2,5 мм. У голодной самки тело тоже коричневое, но по мере насыщения цвет изменяется до красновато-коричневого. Длина голодной самки около 4 мм, сытой - до 11 мм.

Таежный клещ (Ixodes persulcatus) - энцефалита.

Морфофйзиологические особенности сходны с та­ковыми собачьего клеща. Вирус энцефалита передается самкой клеща трансовариально.

Профилактика. Личная профилактика заключается в предохра­нении от укуса клещей. Общественная. Культурное освоение тайги и уничтожение клещей.

+ Семейство аргазовые (Argasidae).

Поселковый клещ (Ornithodorus papillipes) - переносчик воз­будителей возвратного тифа.

Поселковый клещ темно-серый. Длина самки - 8 мм, самца - 5 мм. Глаз нет. Взрослые клещи могут голодать до 13 лет.

Профилактика. Необходимо оберегать себя от нападения клещей, не спать и не лежать в пещерах, применять отпугивающие средства. Общественная профилактика заключается в унич­тожении клещей и грызунов.

+ Семейство гамазовые (Gamasoidea)

Постоянные и временные паразиты. Передают человеку возбудителей сыпного тифа. Некоторые краснотелковые клещи вызывают японскую речную лихорадку.

+ Постоянный паразит человека - чесоточный зудень (Sarcoptes scabiei). Возбудитель чесотки.

Внутрикожный паразит. Размеры мик­роскопические: длина самки - 0,4 мм, самца - 0,3 мм. В пробуравленных ходах самки откладывают яйца. При расчесах вскрываются ходы клещей. Клещи, личинки и нимфы расселяются по окружающим предметам. Заражение происходит при непосредственном контакте с больным чесоткой или его ве­щами.

Профилактика. Лич­ная - поддерживание чистоты тела, белья, жилища. Общественная - сани­тарный надзор за общежития­ми, банями, санитарное просве­щение.

215. Общая характеристика класса насекомые (Insecta). Деление на отряды.

Насекомые - высшие беспозвоночные. Тело чётко разделено на голову, грудь и брюшко. Грудной отдел состоит из трех сегментов. Для насекомых характерно наличие 3 пар конечностей. Второй и третий сегменты, кроме того, могут нести по паре крыльев. Брюшко состо­ит из 6-12 члеников. Разнообразное строение ротовых органов. У некоторых насекомых обе пары крыльев развиты хорошо и служат для полета. Известны и бескрылые насекомые. Отсутствие крыльев у них указывает на примитивность организации. Насекомые имеют хитинизированный покров, под которым залегает однослойный гиподермический эпителий. Кожа богата разнообразными железами. Мышцы поперечнополосатые. Пищеварительная система начинается ртом, который ведет в ротовую полость. Сюда открываются протоки слюнных желез. Передний отдел кишечника имеет расширение - зоб. Переваривание и всасывание пищи у насекомых совершаются в средней кишке, которая переходит в заднюю, открывающуюся наружу анальным отверстием. Органы дыхания - трахеи.

Органы выделения – Мальпигиевы сосуды - многочисленные трубочки. Кроме того, выделительную функцию несет жи­ровое тело. Сердце и аорта расположены на спинной стороне. Кровеносная система развита слабо и лишена функции переносчика кислоро­да. Нервная система. Передний протоцеребральный отдел головного мозга отличается высокоразвитыми инстинктами. В брюшной нервной цепочке сильно выражена тенденция к концентрации ганглиев. Эти изменения в строении нервной системы ведут к совершенствованию ее деятельности. Органы чувств насекомых хорошо развиты. Глаза фасеточные, но могут быть и простые. Все насекомые раздельно­полы. Развитие происходит с метаморфозом. Медицинское значение насекомых заключается в том, что среди них немало паразитов, и распространителей возбудителей трансмиссивных болезней.

216. Характеристика отряда Двукрылые (Diptera) и его семейств. Медицинское значение отдельных представи­телей.

- Семейство мухи (Muscidae).

Механические переносчики возбудителей заболеваний и возбудители миазов. Распространены повсеместно. Между коготками лапок находятся клейкие подушечки. Покрыты волосками. Сосут жидкую пищу и соскабливают сухие вещества. За один раз самка откладывает до 160 яиц. Яйцо, личинка, куколка. Серая окраска с темными полосами на груди и пятнами на брюшке. Хоботок сильно вытянут. Одна пара передних крыльев.

Комнатная муха (Musca domestica). Имеет большое эпидемиологическое значение. Распространена повсеместно. Между коготками ее лапок находят­ся клейкие подушечки, позволяющие мухе ползать по потолку и отвесным поверхностям. Ноги также покрыты волосками, к которым легко пристает грязь, поэтому мухи могут быть механическими пе­реносчиками болезнетворных бактерий. Распространяют возбудителей брюшного тифа, холеры, дизен­терии, туберкулеза, дифтерии, яйца гельминтов и цисты простейших.

Размножаются мухи очень интенсивно. За один раз самка откладывает до 160 яиц.

Осенняя жигалка (Stomoxys calcitrans). Является переносчиком возбу­дителей сибирской язвы и сепсиса. Распространена повсеместно. Имеет серую ок­раску с темными полосами на груди и пятнами на брюшке. Хоботок сильно вытянут и на конце несет пластинки с хитиновыми зубами. Самки и самцы питаются кровью, нападая преимущественно на животных, но иногда и на человека. Борьба с мухами ве­дется в направлении: 1) защиты продуктов от мух; 2) борьбы с преимагинальными стадиями мух; 3) борьбы с имаго.

Вольфартова муха (Wohlfahrtia magnifica). Личинки вызывают заболева­ние миаз. Мухи отрождают живых личинок в открытые полости: глаза, нос, уши, ранки. Личинки выедают ткани. Результатом этого бывают нагноения, кровотечения. Паразитический образ жизни личинки ведут до окукливания. Куколки развиваются в земле.

Муха Це-Це (Glossina). Длинной – 1,5 см. Хоботок сильно вытянут и на конце несет пластинки с хитиновыми зубами. Самки рождают личинок. Питаются кровью. Являются переносчиками африканского трипаносомоза.

- Семейство комариные (Culicidae).

Широко распространены. Anopheles и Culex. Anopheles передают человеку возбудителей малярии. Отдельные виды Culex передают вирус японского энцефалита. У комаров жилки крыльев покрыты чешуйками. Брюшко имеет 8 члеников с дыхальцами по бокам. Все тело комара покрыто волосками. Яйца, личинки и куколки комаров развиваются в воде. Молодой окрыленный комар анофелес первоначально находится вблизи водоема и питается только соками растений. Самка спаривается с одним из самцов. После оплодотворения самка ищет добычу и пьет кровь. Кровь необходима для развития яиц. Затем самка откладывает яйца. Яйца комаров Anopheles отличаются от яиц не только по форме, но и по способу откладки. Яйца Culex не имеют пояска и камер. Anopheles используют водоемы и откладывают от 60 до 350. Личинки Anopheles Culex отсутствием дыхательного сифона. Личинки Anopheles имеют только одну пару дыхательных отверстий и располагаются на воде горизонтально. Куколка Anopheles отличается от куколок других комаров строением дыхательных трубок. У Anopheles дыхательные трубки конической формы, у Culex - цилиндрической. 18).

- Семейство бабочницы (Psychodidae). Медицинское значение имеют москиты (Phlebotomus). Укусы москитов вызывают сильный зуд. Может развиться лихорадочное состояние. Москиты являются переносчиками вирусов лихорадки, а также возбудителей кожного и висцерального лейшманиоза.

Москиты – мельчайшие двукрылые насекомые длиной 1,5-3,5 мм, светло-желтой, серой или коричневой окраски. Самки питаются кровью человека и живот­ных. Нападают ночью и в сумерки. Москиты встречаются как вблизи человеческого жилья, так и в дикой природе. Жизненный цикл. Метаморфоз москитов осуществляется при температуре, близкой к 25°С. Личинки развиваются в гниющем мусоре. Меры борьбы - очистка территорий от разлагаю­щегося мусора. Для уничтоже­ния москитов в местах дневок используются инсектициды.

217. Характеристика отряда Вши (Anoplura) и Блохи (Aphaniptera), их медицинское значение.

- Вши - паразитические насекомые, которые утратили крылья и строение которых упростилось в связи с паразитизмом. Известно около 500 видов. Вши вызывают патологическое состояние, и являются основными переносчиками возбудите­лей сыпного и возвратного тифов. Распространены о всему земно­му шару.

Профилактика. Необходимо соблюдать правила личной гигие­ны. Для уничтожения вшей используются инсектициды. Меры общественной профилактики: содержание в чистоте общежитий, бань, парикмахерских, обязательная госпитализация больных паразитарными тифами.

Головная вошь (Pediculus humanus capitis). Переносчик спирохет - возбудитель вшивого возвратного тифа. Заражение происходит при раздавливании вши на теле человека и втирании спирохет во время расчесывания зудящей кожи. Насекомые серого цвета. По бокам брюшка глубокие вырезки, усики на голове короткие и толстые. Длина самца 2-3 мм, самки - 3-4 мм. Задний конец тела самца округлен, а самки - раздвоен. Органы обоняния развиты хорошо и служат для нахождения человека. Зрелое яйцо (гнида) через яйцеводы поступает в непарный выводной канал. За свою жизнь самка вши откладывает до 300 яиц. Развитие происходит на теле человека.

Платяная вошь (Pediculus humanus humanus) - переносчик возбудителей возвратного тифа и возбудителей сыпного тифа. Заражение человека происходит при втирании в ссадины и расчесы испражнений и раздавленной вши. Яйца прикрепляет к одежде. Насекомые беловатого цвета. Усики тоньше и длиннее. Боковые вырезки на брюшке менее глубокие, чем у головной вши. Длина самца от 2 до 3,75 мм, самки - от 2 до 4,75 мм. Половой диморфизм проявляется теми же признаками. Физиологические особенности те же. Жизненный цикл от яйца до яйца минимально длится 16 дней.

Лобковая вошь (Phtirus pubis). Эктопаразит. Возбудителей инфекционных болезней не переносят. Локализация. Поселяется на участках тела, покрытых волосами. Лобковая вошь меньше, чем головная и платяная: самцы длиной около 1 мм, самки - 1,5 мм. Тело короткое, широкое, грудь и брюшко неясно разграничены. Продолжительность жизни имаго 17-26 дней. За это время самка откладывает около 50 яиц, прикрепляя их к волосам человека.

- Блохи - являются переносчиками чумных бактерий, которые живут в кишечнике блохи и могут попасть на кожу человека. При расчесывании бактерии проникают под кожу человека и заражают его. Блохи передают также возбудителей эндемичных сыпнотифозных лихорадок. Распространение по всему земному шару. Челюстной аппарат колюше-сосущий. Задняя пара ног длиннее других и используется при прыжке. Крылья отсутствуют. На поверхности тела располагаются волоски, щетинки, зубчики и зубцы. Яйца откладываются на хозяине или в сухом мусоре. Развитие происходит с полным метаморфозом. Личинка червеобразной формы. Питается испражнениями взрослых блох и гниющими органическими веществами. Эпидемиологическое значение имеют человеческая блоха (Pulex irritans) и крысиные блохи (Xenopsylla cheopis), являющиеся переносчиками чумных бактерий, которые живут в кишечнике блохи.

218. Биосфера. Определение понятия. Границы биосферы. Эволюция биосферы.

Биосфера – часть оболочек земного шара (атмосфера, гидросфера, литосфера), которая заселена живыми существами. Вернадский – это термодинамическая оболочка с температурой от +50 до -50 градусов и давлением около 1атм.

Биосфера ограничивается воздействием излучения. Верхняя граница – 22км над уровнем моря. В океанах нижняя граница – 10км. В твёрдой оболочке – 5км.

Эволюция биосферы осуществлялась под влиянием двух главных факторов: естественных геологических и климатических изменений и изменений видового состава и количества животных в процессе биологиче­ской эволюции. На современном этапе к ним присоединился третий фактор - развивающееся человеческое обще­ство. Жизнь зародилась на Земле свыше 3,5 млрд. лет назад. Первыми живыми существами были анаэ­робы, которые получали энергию путем брожения. Брожение представляет собой малопродуктивный способ энерго­обеспечения, примитивная жизнь не могла эволюционировать далее. Возник фотосинтез. Увеличение кислорода в воде вызвало изменения в химическом составе оболочек Земли. Это способствовало развитию более сложных живых форм. По мере увеличения содержания кислорода в атмосфере формируется достаточно мощный слой озона, защищающий поверхность Земли от ультрафиолетового излучения. В таких условиях жизнь смогла продви­нуться к поверхности моря. Развитие механизма аэробного дыхания сделало возможным появление многоклеточных организмов. Такие организмы появились после того, как концентрация кислорода в атмосфере планеты достигла примерно 3%, что произошло около 600 млн. лет назад. В течение палеозойской эры живые существа заселили моря и вышли на сушу. Развитие растений способствовало образованию большого коли­чества кислорода и органических веществ, что создавало условия для последующей эволюции. В середине палеозоя темпы потребления кислорода живыми орга­низмами и расход его сравнялись. Содержание кислорода стабилизировалось на уровне 20%. С появлением человеческого общества наме­чается переход от биогенеза, обусловленного факторами биологиче­ской эволюции, к ноогенезу - развитию под влиянием разумной деятельности человечества.

219. Биогеоценоз. Определение понятия. Компоненты биогеоценоза, их характеристика. Виды био­геоценозов, их характеристика.

Термин ввёл в 1940 году Сукачев.

Биогеоценоз - это участок земной поверхности, на котором в тесном взаимодействии произрастает однородная по составу растительность, развивается однородный комплекс животных и микроорганизмов, однородная по составу почва, однородная газовая и климатическая ситуация и одинаковый материально-энергетический обмен между всеми составляющими биогеоценоза.

Компоненты:

- Косные – абиотические неорганические и органические вещества среды. Биотоп.

- Живые – биотические компоненты. Биоценоз.

+ Продуценты – организмы, продуцирующие органические вещества из неорганических веществ. Хемосинтезирующие бактерии.

+ Консументы – организмы, которые потребляют готовые органические вещества.

< Первичные – травоядные.

< Вторичные – плотоядные.

+ Редуценты – разлагают органические веществ до конечных продуктов распада. Бактерии гниения и брожения.

1).

- Сухопутные

- Водные

+Пресноводные

+ Морские

2).

- Лесные

- Болотные

- Тундровые

- Степные

- Луговые

3).

- Природные

- Сельские – агроценозы.

- Городские – урбаноценозы.

Биогеоценозов нет на территории дорог, промышленных барьеров.

220. Факторы среды, их характеристика.

Среда – комплекс условий, которые действуют на особь, популяцию в месте их обитания.

Факторы среды:

- Абиотические факторы - совокупность условий неорганической природы.

- Биотические факторы - живые существа, которые воздействуют друг на друга.

- Антропогенные факторы - воздействие человека на другие живые существа и на среду обитания.

Направление действия антропогенного фактора:

- Использование природных ресурсов вплоть до истощения.

- Возделывание растений и приручение животных.

- Интродукция – ввод новых сортов растений и пород животных.

- Селекция – выведение новых сортов животных и растений.

221. Экологические системы, их виды и характеристика.

Экологическая система – функциональная система, включающая в себя сообщество живых существ, их среду обитания и не имеющая фиксированных границ.

1).

- Сухопутные

- Водные

+ Пресноводные

+ Морские

2).

- Микроэкосистема (капля воды, дерево, растение).

- Мезоэкосистема (луг, озеро).

- Макроэкосистема (море, океан, материк).
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей