Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

1. Биология как наука. Её задачи, объекты, методы исследования. Особенности биологии на совре менном этапе развития органического мира. Значение биологии в системе подготовки врача


Название1. Биология как наука. Её задачи, объекты, методы исследования. Особенности биологии на совре менном этапе развития органического мира. Значение биологии в системе подготовки врача
Анкорhttps://m.vk. com/doc21393118 190773984?ha sh=5d128e6a4c.
Дата04.10.2017
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOTVET_NA_EKZAMEN_PO_BIOLOGII.doc
ТипДокументы
#25038
страница3 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

34. Стадии постэмбрионального развития, их характеристика. Прямое и непрямое развитие.

Постэмбриональное развитие начинается после выхода организма из яйца или тела матери

- Рост и дифференцировка

- Период зрелости

- Старость

Ти­пы:

- Прямое развитие идет без превраще­ний, когда родившийся организм и похож на взрослую особь (у птиц и млекопитающих).

- Непрямое развитие протекает с ме­таморфозом - превращением во взрослую особь. В этом случае имеется личиночная ста­дия, родившийся организм не похож на взрослую особь.

35. Рост и развитие. Понятие определений. Влияние внешних и внутренних факторов на эти процес­сы.

Рост – количественное увеличение размеров и массы тела за счёт увеличения размера клеток, числа клеток путём деления.

Развитие – закономерный переход из одного состояния в другое, более совершенное, от простого к сложному, от низшего к высшему организму.

Факторы:

- Внешние - питание, давление, температура, влажность, свет.

- Внутренние – генотип, состояние нервной и гуморальной систем.

36. Старость, как этап онтогенеза. Геронтология и гериатрия. Определение понятий. Смерть, как этап онтогенеза. Смерть клиническая и биологическая. Реанимации и её значение в медицине.

Старость как этап онтогенеза.

Старение - общебиологическая закономерность, свойственная всем живым организмам.

Старость характеризуется внешними и внутренними признаками. Изменяется осанка, появляются седина и облысение, кожа истонча­ется, теряет эластичность и покрывается морщинами, выпадают зубы. Движения стариков теряют плавность, становятся медленными и неуве­ренными, снижается работоспособность, слабеет память. Однако у многих людей до глубокой старости со­храняется высокий уровень ин­теллектуальной деятельности. Если в молодом организме органы растут, то в старости они подвергаются обратному разви­тию. Снижается невос­приимчивость к инфекционным болезням. На клеточном уровне уменьшается содержа­ние воды в протоплазме, процессы обмена веществ. Снижаются митотическая активность кле­ток.

Геронтология - наука о старости. Выясняет основные биологические и социальные закономер­ности старения и дает рекомендации о продлении жизни.

Гериатрия - учение о нормализации физиологических процес­сов в старости и лечении заболеваний, появляющихся преимущественно в старческом возрасте.

Смерть - завершающий этап индивидуального существования каждого организма.

В процессе жизнедеятельности организма непрерывно происходит от­мирание клеток. При нарушении процессов обмена в орга­низме наступает смерть. Причиной смерти могут быть старческие изменения, патоло­гический процесс или воздействия из внешней среды. Таким образом, смерть является завершающим этапом инди­видуального развития.

Клиническая смерть – характеризуется остановкой деятельности жизненно важных органов. Длится 6-8 минут.

Между жизнью и смертью существует переходное состояние - клиническая смерть, когда признаки жизни не наблюдаются, но ткани живы. В это время еще есть возможность возвратить организм к жизни. В настоящее время метод реанимации нашел широкое распространение.

37. Теории старения.

- Эндокринная теория (Броун-Селар). Угасание деятельности половых желез.

- Нервная теория (Павлов) – утомление нервной системы.

- Теория ортобиоза (Мечников) – питание приводит к старению.

- Теория нарушения межтканевых отношений (Богомолец) – нарушение взаимодействий между тканями.

- Энергетическая теория (Рубнер) – вид наделяется энергией и по мере жизни она расходуется.

- Теория затухания самообновления белков (Нагорный) – нарушение самообновления белков.

- Мутационная теория – накопление мутаций в организме.

- Адаптационная теория – нарушение адаптивных процессов в организме.

38. Регенерация как процесс повторного развития. Её формы. Значение. Проявление регенерационной способности у различных организмов.

Регенерация – это восстановление организмом утраченных или повреждённых тканей и органов, целого организма и его частей.

Виды регенерации:

- Физиологическая – обновление функционирующих структур организма.

- Репаративная – восстановление структур после травмы или действия других повреждающих факторов.

- Патологическая – разрастание тканей неидентичных тканям повреждённого типа.

Формы:

- Замещение дефекта – разрастание патологически измененных тканей с целью закрытия дефекта.

- Регенерация патологически изменённых тканей – замещение другой тканью.

- Заместительная регенерация – искусственная форма регенерации.

- Компенсаторная - характерна для парных органов и имеет место в том случае, если орган удалён.

У млекопитающих хорошо срастаются переломы костей. У птиц и млекопитающих срастаются перерезанные мышцы. Периферические нервы могут регенерировать путем отрастания нерв­ных волокон. Восстановление печени. Один из парных органов берёт на себя функцию другого.

39.Способы репаративной регенерации, их сущность.

- Эпиморфоз - отрастание утраченного органа от ампутационной поверх­ности. Происходит заживление раны.

- Эндоморфоз (регенерационная гипертрофия) – регенерация внутреннего органа. Восстанавливается не форма органа, а его масса.

-Морфоллаксис – происходит перегруппировка оставшейся части органа с последующим его восстановлением. Новый орган меньше предыдущего, но в дальнейшем увеличивается.

40. Трансплантация, её виды. Трансплантация как наука. Определение понятия, история развития. Роль отечественных врачей и ученых в развитии трансплантации.

Трансплантацией называется пересадка или приживление органов и тканей. Виды:

- Аутотрансплантация - пересадка осуществ­ляется на другую часть тела того же организма.

- Аллотрансплантация - внутривидовая.

- Ксенотрансплантация - межвидовая.

- Изотрансплантация – между близнецами.

Трансплантация – наука, которая изучает вопросы заготовки, хранения и методов пересадки тканей и органов.

Два этапа развития:

- Хирургический

- Биологохимический

Пирогов – 1835 вопросы ринопластики, пересадки кожи. 1852 Метод создания опорной культи, при ампутации стопы с применением кожной пластики.

Шимановский – 1872 издал руководство по кожной пластике.

Шамов – 1928 высказал мысль о переливании трупной крови.

Ульпан – 1902 первая пересадка почки у собаки.

Юдин – 1930 перелил трупную кровь.

Филатов – 1930 пересадка роговицы от трупа.

Вороной – пересадил почку.

Демихов – 1946 пересадил донорское сердце собаки.

- 1947 – лёгкое

- 1948 – печень

- 1957 – пересадка головы.

Петровский – пересадил почку с учётом иммунной совместимости.

41. Генетика как наука. Её предмет, объекты, методы, задачи.

Генетика – это наука, которая изучает два свойства живых организмов. Наследственность и изменчивость. Предметом генетики является наследственность и изменчивость. Объекты генетики все живые организмы.

Методы генетики:

- Гибридологический – метод скрещивания особей, отличающихся альтернативными признаками.

- Комбинационный – при мейозе возникают различные комбинации негомологичных хромосом, а также происходит Кроссинговер, то есть в результате мейоза у организмов появляются различные комбинации генов.

- Мутационный – после воздействия на организм специальными факторами, появляются организмы с изменёнными наследственными признаками.

- Популяционный – можно изучить генофонд.

- Цитологический – в клетках изучают набор хромосом, то есть кариотип.

- Цитогенетический – изучение генетической структуры клеток.

- Онтогенетический – набор генов у организмов велик, но не все гены функционируют одновременно. С помощью этого метода можно изучать действие определённых генов в процессе индивидуального развития.

- Селективных средств – клетки вне организма и соответственно в этих генах наличие или отсутствие генных мутаций.

- Биохимический – один ген, один фермент. Можно определить наличие или отсутствие ферментов.

Задачи:

- Углубленное изучение молекулярных структур клетки, которые хранят генетическую информацию.

- Изучение механизмов и закономерностей передачи генетической информации от клетки к клетке.

- Анализ реализации генетической информации.

- Разработка теоретических проблем о путях и методах конструирования организмов с определёнными механизмами.

- Изучение действия на живые организмы и их наследственные структуры различных видов излучения.

- Изучение генофонда человеческой популяции.

- Разработка методов профилактики и лечения наследственных заболеваний.

42. Этапы развития генетики. Роль отечественных ученых в развитии этой науки.

С 1865 по 1900 - изучение закономерностей генетики на организменном уровне. 1865 Мендель открыл законы генетики. 1900 (Лоренс, Чермак, Де Фриз) в разных странах переоткрыли законы генетики.

1900 по 1953 - изучение генетики на клеточном уровне. 1901-1903 Де Фриз впервые создал мутационную теорию. 1902 Бовери создал ядерную теорию наследственности. 1906 Бэтсон предложил термин генетика. 1909 Иогансен предложил термин ген. 1908-1918 Морган сформулировал хромосомную теорию наследственности. 1925 Надсон и Филиппов открыли индуцированные мутации. 1953 Уотсен и Крик предложили модель двуспиральной молекулы ДНК.

1953 по н.д. - изучение закономерностей генетики на молекулярном уровне.

43. Основные понятия генетики.

Наследование – это передача генетической информации от одного поколения к друому.

Наследственность - это свойство живых организмов передавать свои признаки потомству.

Изменчивость – это свойство живых организмов, которое заключается в изменении наследственных задатков в процессе развития организмов под влиянием факторов внешней и внутренней среды.

Ген - участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака.

Генотип - совокупность всех наследственных признаков.

Геном - это совокупность генов гаплоидного набора хромосом.

Генофонд - совокупность генов организмов одной популяции или вида.

Фенотип - совокупность внутренних и внешних признаков.

Норма реакции – это пределы или границы, в которых возможно изменение фенотипов при определённом генотипе.
Аллельные гены – это гены, расположенные в одинаковых участках или локусах двух гомологичных хромосом.
Гомозиготные организмы - организм у которого аллельные гены одинаковые по проявляемости (АА, аа).

Гетерозиготные организмы – организмы у которых аллельные гены разные по проявляемости (Аа).

Доминантный ген – преобладающий ген. Подавляет действие другого аллельного гена.

Рецессивный ген – подавляемый ген. Проявляет своё действие только в отсутствии доминантного.

44. Г. Мендель как основоположник экспериментальной генетики. Гибридологический метод, его суть.

Грегор Менде­ль открыл количественные закономерности наследования признаков

Для своих опытов Мендель взял го­рох. Он определял число признаков, по кото­рым различались скрещиваемые растения. Он выбирал для экспериментов организмы, относящиеся к чистым линиям.

Гибридо­логичес­кий метод - метод скрещивания особей, отличающихся альтернативными

признаками.

- Подбирал родительские особи, которые отличаются по одной и более парам альтернативных признаков.

- Проводил точный количественный учёт потомков по каждой паре изучаемых признаков.

- Анализ потомков в нескольких поколениях.

45. Закон единообразия первого поколения, его сущность математическое выражение.

Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения).

Формулировка: При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все потомки одинаковы по фенотипу и генотипу.

А – желтый. P: АА x аа

а – зелёный. G: А а

F1: Аа

46. Закон расщепления признаков, его сущность и математическое выражение. Гипотеза чистоты гамет.

Второй закон Менделя (закон расщепления).

Формулировка: При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается расщепление по генотипу 1:2:1, а по фенотипу 3:1.

А – желтый. F1: Аа x Аа

а – зелёный. G: А,а А,а

F2: АА,аа,Аа,Аа.

Из второго закона Менделя вытекает гипотеза чистоты гамет. Автор: Бэтсон (1902).

Формулировка гипотезы – гены в гаметах у гибридных особей находятся в единственном числе, то есть из пары аллельных генов, гамета содержит только один аллельный ген. Доказательством гипотезы является мейоз. В анафазе-1 мейоза к полюсам клетки расходятся целые гомологичные хромосомы => что из двух аллельных генов в гамете будет присутствовать только один аллельный ген. Либо А, либо а.

47. Закон независимого расщепления признаков, его сущность и математическое выражение.

Третий закон Менделя (закон независимого расщепления признаков). В этом законе анализируется дигибридное скрещивание, то есть скрещивание при котором родительские особи и их потомки характеризуются по двум парам признаков.

Формулировка: При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся двумя и более парами альтернативных признаков во втором поколении наблюдается независимое наследование и комбинирование признаков, если гены определяемые их расположены в различных парах хромосом.

A – желтый. P: AABB x aabb

a – зелёный. G: AB ab

B – гладкий. F1: AaBa - дигетрозигота

b – морщинистый. P1: AaBb x AaBb

G: AB,Ab,aB,ab.

Соотношение по каждой паре признаков 3:1. Расщепление 9:3:3:1.

48. Типы и варианты наследования признаков.

Типы наследования:

1). Моногенное:

- Аутосомное:

+ Доминантное

+ Рецессивное

- Сцепленное с полом:

+ X-сцепленное:

< Доминантное

< Рецессивное

+ Y-сцепленное

2). Полигенное

49. Научные открытия, доказавшие роль хромосом в передаче наследственной информации. Основные положения хромосомной теории.

Американские учёные генетики Сэтон и Вилсон наблюдали митоз и мейоз и заметили, что при делении клетки, органеллы ядра перегруппировываются. Волдер ввёл понятие хромосом.

1908 Морган и его коллеги исследовали передачу наследственной информации на клеточном уровне (поведение хромосом на клеточном уровне), и сделали ряд открытий.

- Хромосомное определение пола.

- Наследование, сцепленное с полом.

- Открытие групп сцепления.

- Явление не расхождения хромосом.

Основные положения хромосомной теории.

- Материальными носителями наследственной информации являются хромосомы, в них гены.

- Гены в хромосоме занимают определённое место – локус и расположении линейно.

- Гены одной хромосомы составляют группу сцепления.

- Процент кроссинговера прямо пропорционален расстоянию между генами.

- За единиц расстояния между генами принята одна морганида.

50. Плодовая мушка, как объект генетических исследований.

Дрозофила имеет 4 пары хромосом. В них расположены гены, которые определяют 500 признаков.

- Хромосомы поддаются изменению.

- Малое число хромосом.

- Очень плодовиты.

- Очень неприхотливы к содержанию.

51. Варианты хромосомного определения пола.

Пол - это совокупность признаков, обеспечивающих его половое размножение и передачу наследственной информации. Особи мужского и женского пола отличаются хромосомным набором. У самок многих животных хромосомы гомологичны, а у самцов - две хромосомы непарные (одна как у самки). Хромосомы, по которым различаются особи мужского и женского пола, назвали половыми хромосомами. Парная хромосома обозначается буквой X, а непарная Y. Хромосомы, одинаковые у самцов и самок, назвали аутосомами (А). Хромосомный набор женщины: 44А+ХХ, а мужчины: 44A+XY. Особи женского пола образуют один тип гамет (АХ) и называются гомогаметными, а особи мужского пола образуют два типа гамет (AX,AY) и называются гетерогаметными. При оплодотворении яйцеклеток, несущих Х-хромосому, сперматозоидом с Х-хромосомой, образуется зигота (XX), из которой развивается особь женского пола. При слиянии яйцеклетки и сперматозоида, несущего Y-хромосому, развивается особь мужского пола.

(Р: ААХХ х AAXY), (G: AX AX, AY), (F: ААХХ, AAXY).

Существуют гегерогаметными самки и гомогаметные самцы (птицы, жабы). В таких случаях женские WZ, а мужские ZZ.

(Р: WZ х ZZ), (G: W,Z Z), (F: WZ, ZZ).

У некоторых насекомых (кузнечиков) выявлен еще один тип хромосомного определения пола. У них самки несут диплоидный набор хромосом (ААХХ), а самцы - диплоидный набор аутосом и гаплоидный набор половых хромосом (ААХО).

(Р: ААХХ х ААХО), (G: АХ АХ,АО), (F: ААХХ, ААХО).

Совершенно тип имеется у пчел. У них самки развиваются из оплодотворенных яйцеклеток и клетки их тела имеют диплоидный набор хромосом, а самцы развиваются из неоплодотворенных яйцеклеток и имеют гаплоидные клетки тела. Хромосомная теория наследования пола дает основание утверждать, что у большинства видов гены, детерминирующие развитие пола, локализованы в половых хромосомах. Например, у человека, гены, обуславливающие развитие женского пола, находятся в Х-хромосоме, а гены, определяющие развитие мужского пола - в Y-хромосоме. При этом гены, находящиеся в Y-хромосоме, являются доминантными. Поэтому генотип XY детерминирует развитие мужской особи, а генотип XX -женской.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей