1. Чувственноеирациональноепознание,интуицияЧувственноепознание– познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональноепознание– познание посредством мышления. Интуиция– способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Формычувственного познания: 1. ощущение– это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие– чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление– образ объекта познания, запечатленный в памяти Формырационального познания: 1. понятие– это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение– это мысль, утверждающая или отрицающая что - либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение(вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному ); по аналогии. Видыинтуиции: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью. Особенностичувственногопознания: непосредственность ; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон. Особенностирациональногопознания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Особенностиинтуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. Знание является единством чувственного и рационального Интуиция – своеобразная познания. Они тесно взаимосвязаны. форма сопряжения чувственного и рационального в познании По - разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм(от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм(от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества. 2. Эмоции(аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства(эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания 3. Заблуждение–содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источникизаблуждений:погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. 4. Ложь–сознательное искажение образа объекта. 5. Знание– результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»: знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности; знание как познавательно - значимая информация; знание как отношение человека к действительности. 6. Видызнаний: Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию) Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии) Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки. Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности7. Формызнаний: Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами Донаучное – прототип, предпосылки научного знания Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности перейти в каталог файлов
|