1.Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Разделы лог.
-Дошкольная
-Школьная
-Подростк, взрослая
цель логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
Принципы:
1гр. Общедидактич. Наглядность, доступность, инд.подход и др.
2гр. Специальные
Системность, комплексность, развитие, взаимосвязь с др. сторонами псих.развит. ребенка, деятельностный подход, онтогенетический, этнопатогенетический, принцип обходного пути.
2. Л. как наука имеет важное теоретич. и практич. Значение, которое обусловл. Соц. Сущностью языка и речи, тесной связью развития речи, мышления, и всей псих. Деятельностью ребенка.
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Внутрисистемные – общая педагогика, возрастная педагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, с методиками обучения других предметов.
· Межсистемные – науки медико-биологического цикла (отоларингология, психопатология, невропатология, нейропсихология, педиатрия и т.д.), науки лингвистического цикла (лингвистика, психолингвистика), психологические науки (общая, возрастная, специальная психология, психодиагностика).
3. Методы логопедии как науки можно условно разделить на 4 группы (Б.Г. Ананьев)
Методы исследования Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметри-ческие примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биогра
анамнестических данных).
К третьей группе относятся количественный (мате-матико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.
Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.). Методы воздействия:
Словесные, наглядные, практические.
Формы воздействия:
Воспитание, обучение,
Коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация
4-8 Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Строение речевого аппарата.
Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата и нервных путей соединяющих их.
Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга ( у левшей правого).
— Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).
— Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.
— Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.
— Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).
— Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
— Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути. центростремительные пути. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются черепно-мозговыми нервами:— Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;
— Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;
— Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.
— Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1. Дыхательного 2. Голосового 3. Артикуляционного (звукопроизводящего)
5. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции 6. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.
Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в трахею. На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.
У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки .
7. Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются: — язык — губы — челюсти (верхняя и нижняя) — твердое небо — мягкое небо — альвеолы Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными .
Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В
15. Причины речевых нарушений – это воздействие на организм неблагоприятных факторов: внешних и/или внутренних. Нарушение речи- отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности Внешние, или социально-биологические, причины нарушения речи:
Неблагоприятные условия жизни, отсутствие положительных эмоций в семье, педагогическая запущенность.
Подражание неправильной речи (повторение за младшими братьями и сестрами, за сверстниками в детском саду).
Коверканье взрослыми собственной речи (т.н. сюсюканье).
Стрессы.
Физическая ослабленность.
Внутренние причины речевых нарушений заключаются в следующем:
Внутриутробные патологии, вызванные наследственностью, инфекциями, болезнями матери в течение беременности, прием лекарств и алкоголя, радиоактивное облучение.
Натальные и постнатальные вредности, а именно: родовая травма, кислородное голодание плода, недоношенность.
В логопедии учитываются и такие факторы, как нарушения слуха, психические отклонения, аутизм. Классификация речевых нарушений в науке учитывает всё, что воздействует на речь ребенка, прямо или косвенно.
Причины:
-органические (анатомо-физиол.)
-функциональные(психогеные)
-социально-психологические
-психоневрологические(ум.отсталость, нарушение памяти)
16. Хватцев. К-П класификация
Алалия – это отсутствие или явное недоразвитие речи по причине поражения мозговых центров речи.
Афазия – утрата сформировавшейся речевой деятельности по причине травм или болезней
Дисграфию определяют как по неразборчивому почерку, так и по характеру неорфографических ошибок Дислексией называют неумение свободно, без ошибок читать, переводя зрительный буквенный образ в звуковой.
25П-П классификация
(ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. 1Звука нет. 2 Звук искажен.
3Звук заменён другим.
Чем большее количество звуков у ребенка не сформировалось, тем выше фонематические нарушения. Ребенку сложно понять звуковой состав слова, он не различает глухость и звонкость, твердость и мягкость.
(ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. 4 уровня речевого развития:
1 - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
2 начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью слов.запаса
3– появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
4– остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |