Главная страница

ПОЛИТОЛОГИЯ_вся в одном файле. 1. Политология как наука


Скачать 0.81 Mb.
Название1. Политология как наука
АнкорПОЛИТОЛОГИЯ_вся в одном файле.doc
Дата27.09.2017
Размер0.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПОЛИТОЛОГИЯ_вся в одном файле.doc
ТипДокументы
#20359
страница1 из 22
Каталог

С этим файлом связано 43945 файл(ов). Среди них: и ещё 43935 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


1. Политология как наука

Прежде чем приступить к изучению политологии, следует выяснить для себя, насколько необходима эта наука для формирования мировоззрения специалиста-профессионала с высшим образованием, для человека-гражданина, понимающего свое место, роль и ответственность за будущее своей страны и человечества в целом. Можно ли сегодня жить вне политики? Можно, но для этого человек должен поселиться где-то вне общества, вести абсолютно независимую от других людей жизнь, ничем не интересоваться, кроме как приобретением средств существования. Но будет ли тогда это существо человеком? Все мы связаны друг с другом и зависим друг от друга, причем, чем выше уровень развития человеческой цивилизации, тем большей является степень этой зависимости, а сегодня она вышла за пределы одной страны и все больше приобретает глобальный характер.

Могло ли человечество достичь такого уровня вне политики? Тоже нет. Не будем затрагивать отрасли и сферы, имеющие четко выраженную политическую направленность, – военные разработки и военная промышленность, вооруженные силы и т.п. Возьмем медицину. Состояние медицинской науки и здравоохранения прямо и непосредственно зависят от политики государства в социальной сфере, последняя определяет состояние общества, его физическое и моральное здоровье, а, следовательно, и возможности человеческого фактора в экономической деятельности – основы материального благосостояния, социальной и политической стабильности. Таким образом, вне политики, вне политической активности населения сегодня невозможно не только реализовать экономические, социальные потребности, но даже представить развитие современного общества.

Особое значение знание и понимание политических процессов, закономерностей их развития имеет для народов стран, ставших на путь демократических, правовых преобразований. Чтобы строить, надо знать, осознать и понять все эти проблемы. Ибо только представляя, что мы должны сделать, можно определить как это осуществить, какими путями, чтобы не допустить больше глобальных экспериментов над людьми, которыми изобиловала история человечества.

1.1 Политика в жизни человека

Человеческое общество отличается от всего живого в мире прежде всего тем, что оно сознательно организовано, а его жизнь характеризуется множеством сфер деятельности, которые обеспечивают реализацию потребностей как отдельного человека, так и общества в целом. Одной из таких сфер является политика. Постоянно этой деятельностью на профессиональной основе занимаются политики: государственные деятели, входящие во властные структуры всех уровней и всех ветвей. Но не только они. Нередко частные интересы человека переплетаются с политическими, и тогда осознание политических проблем, необходимости личного участия в их разрешении человеком, по роду своей деятельности далеким от политики, приводят его к активной политической деятельности. Да и каждый из нас в период выборов, референдумов, митингов тоже становится политически активной личностью. Именно в эти периоды от нашего решения, участия или неучастия в судьбоносных политических мероприятиях, акциях зависит судьба не только каждого из нас, но и всей страны, а может быть и человечества. Так, всемирные движения борцов за мир, за сохранение окружающей среды – Гринпис, женские движения оказали огромное влияние на развитие современного мира. Именно политическая активность всего народа Украины определила в декабре 1991 года дальнейшую судьбу нашей страны как независимого государства.

Таким образом, хотя активная политическая деятельность и не является основой в жизни абсолютного большинства людей, тем не менее практически все мы связаны с политикой, она влияет на нашу жизнь и требует от нас выполнения определенных обязательств.

Современное общество представляет весьма сложную организованную структуру, в которой чрезвычайно важные функции выполняет политическая власть, являющаяся определяющим признаком любого государства. Структура, легитимность и методы осуществления политической власти определяют характер государства. Но ведь практически каждый человек является гражданином того или иного государства, и это связывает его с политикой этого государства, с его государственной властью. Эта связь проявляется, в первую очередь, в обеспечении прав человека-гражданина, в возложении на него определенных обязанностей, ответственности государства перед гражданами, а также граждан перед государством и за государство.

Человек соприкасается с политикой также читая газеты, журналы, просматривая телепередачи и, наконец, обсуждая политические проблемы и каким-то образом реагируя на них. Еще древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что человек, который живет в государстве, по своей природе есть существо политическое, а тот, кто живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. То есть, в обществе, организованном в государство, человек уже фактом своего существования и гражданства имеет связь с политикой и приобретает ряд качеств, которые характеризуют его как политическую личность.

Но можно ли быть политической личностью и не разбираться в основах государственной политики, ее структуре, закономерностях, принципах? К чему может привести деятельность таких личностей? К тому, что уже не раз переживало человеческое общество: массовым репрессиям при их массовой поддержке под флагом борьбы с «врагами народа» в бывшем СССР, фашизму в ряде европейских государств, «культурной революции» в Китае, геноциду собственного народа в Кампучии, апартеиду в ЮАР и многому другому, чем изобиловала история человечества только в прошедшем столетии. А сколько горя, страданий и катастроф было результатом политики в прошлом.

Если мы хотим жить в условиях демократии, правового государства и гражданского общества, надо знать, что они собой представляют, закономерности их построения и развития. Надо понимать, что сами по себе они не приходят, а достигаются в процессе активной политической борьбы; что на пути к ним есть очень много препятствий, скрытого и открытого противодействия, которые надо вовремя распознавать и преодолевать. Все это еще больше объединяет человека и политику, делает ее неотъемлемой сферой деятельности каждого сознательного гражданина своей страны.

Но что представляет собой политика? Раскрытию сущности этой категории посвящен следующий вопрос.

1.2 Политика – социальное явление

Отдельные знания о политике как формах и методах организации общественной жизни, управлении государством, политической власти возникли еще в древности. При определении сущности политики в настоящее время выделились различные подходы, но все они сходятся на том, что политика прямо и непосредственно связана с жизнью общества, влияет на общественное развитие и определяет направления этого развития. В свою очередь, политика зависит от общества, определяется общественным развитием как человечества в целом, так и каждой конкретной страны в отдельности. Политика представляет собой многогранное, сложное общественное явление, а отсюда – множественность и разнообразие определения ее сущности различными авторами и школами. Среди всего разнообразия определений политики выделяют три наиболее часто встречающихся и наиболее признанных подхода.

Один из них основан на государственническом понимании сущности политики и определяет ее как искусство управления государством, участие в делах государства, направление развития государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Хотелось бы обратить внимание на определяющее здесь слово – «искусство», т.е. наивысший уровень профессионализма, его вершину, что требует от политиков исключительно высокой компетенции в политических вопросах, чего явно не достает многим нашим нынешним политикам. Однако это определение ограничено только государственной деятельностью. И хотя государство – важнейший институт политической системы, оно все-таки только элемент этой системы и не охватывает ее в полной мере. Следовательно, такое определение нельзя признать полным и достаточным.

Второй подход существенно дополняет эту ограниченность и определяет политику как совокупность установок, целей, методов, которыми руководствуются во внутренних делах общественные классы, политические партии, движения, государства и их практическая деятельность по достижению этих целей.

В этом случае суть политики уже не ограничивается деятельностью государства. Здесь политика – это теоретическая и практическая деятельность системы политических и социальных институтов общества; это уже общественное явление, в котором активным участником являются различные общественные формирования (классы, партии, движения, государства). Этот подход получил название коммуникационного, а у истоков его стоял Аристотель. На наш взгляд здесь более полно отражается истинная сущность политики и его можно было бы принять за основу.

Сторонники третьего подхода определяют политику как особый вид деятельности людей, связанный с завоеванием и осуществлением государственной власти. Эта власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее начало политики. Только на основе власти можно выделить сферу политических отношений из всей совокупности общественных отношений. Классик политической науки М.Вебер подчеркивал, что политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти... Кто занимается политикой, тот стремится к власти.

Здесь в сферу политики включается один чрезвычайно важный основополагающий ее элемент – государственная власть и связанные с ней общественные отношения. Ведь именно посредством власти государство может и осуществляет свою политику, а борьба за государственную власть составляет доминанту деятельности политических партий как наиболее активных и влиятельных общественных формирований.

Можно привести и другие определения и все они в большей или меньшей мере верно характеризуют суть политики и, по-видимому, истина находится на пути их интеграции, т.к. политика – это и государственная деятельность во всем ее многообразии; это и деятельность различных общественных формирований, политических партий по влиянию на общество, его организацию, внутренние и международные дела; это и совокупность властных отношений и связанная с ними деятельность по борьбе за власть или влияние на нее, в которую вовлекаются широкие слои общества, а устройство государственной власти – один из самых существенных моментов в политике.

Следовательно, политика – это явление общественной жизни, ибо объектом ее является общество, она непосредственно связана с интересами различных социальных слоев общества, влиянием на общественную жизнь. Последствия той или иной политики в первую очередь также проявляются на состоянии общества.

По своей сути она представляет особую сферу деятельности общества, в которой находят отражение смысл и цели его существования, интересы субъектов политики, методы и средства их реализации, общеобязательные нормы и правила поведения субъектов политики, их права, обязанности, ответственность перед обществом.

Исходя из вышесказанного, политику можно определить как специфическую теоретическую и практическую деятельность государства, власти, политических партий, общественных движений и организаций, отдельных личностей по выработке и достижению целей и направления развития общества, организации и управления общественной жизнью. Такая деятельность должна быть направлена на обеспечение прогресса как внутри страны, так и в международных отношениях.

1.3 Предмет, метод и функции политологии

Политология как любая наука включает в себя теоретический и практический аспекты. Теория политики – это наука о наиболее общих политических закономерностях, общих свойствах и принципах политических закономерностей; формировании, развитии и функционировании власти в современном обществе, отношений между людьми, которые складываются по поводу и на основе общественной власти. Практический аспект политологии – это изучение конкретных форм государственной власти и политико-властных отношений, форм и методов их осуществления, деятельности субъектов политических отношений, обобщение практики политической деятельности и т.п.

Следовательно, предмет политологии должен охватывать весь комплекс политических проблем как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Исходя из этого определились два подхода в определении предмета политологии:

  • универсально-обобщающий;

  • аналитико-концептуальный.

Первый основан на обобщении политических знаний, вырабатываемых всеми общественными науками. При этом сам предмет как бы рассредоточен по другим наукам, а задача политологии сводится к «собиранию» различных политических знаний и объединение их в какую-то систему. Такая постановка вопроса имела под собой основу, т.к. действительно политология выделилась в самостоятельную науку и в самостоятельный предмет изучения в высшей школе совсем недавно – в конце XIX - начале ХХ века. До этого политические проблемы рассматривались философами, юристами, экономистами, социологами. Что касается нашей бывшей страны, то только в 1955 г. была создана ассоциация политических (государственных) наук, а как особая научная дисциплина она выделилась только в конце восьмидесятых годов, в период так называемой «перестройки».

Второй /аналитико-концептуальный/ подход основан на четком выделении собственно политических проблем и определяет предмет политологии как науку о политике, политической власти и обществе, функционировании политической системы и др. Политология изучает политические закономерности общества; закономерности и принципы формирования, функционирования и развития определенных политических систем; механизмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности личности, социальных общностей, классов, наций, государств. В центре внимания политологии – политическая власть и связанные с ней институты, политические теории и доктрины, политические системы, политическая жизнь, политическое сознание. Все эти вопросы рассматриваются в динамике как политический процесс.

На современном этапе развития политологии такой подход является более обоснованным. Ибо эта отрасль знания уже оформилась в самостоятельную науку во всем цивилизованном мире, она признана и, следовательно, должна иметь четко определенный предмет и использовать свои методы исследования системы политических отношений.

Обобщая вышеизложенное, предметом политологии в широком смысле можно, очевидно, считать политическую систему общества, закономерности, принципы и механизмы ее формирования и развития на микро- и макро уровне.

В узком смысле, поскольку ядром политической системы является политическая власть, предметом политологии можно считать исследования сущности политической власти и ее институтов, закономерностей их возникновения, функционирования и изменения.

Как и любая общественная наука, политология должна использовать определенные общие для этих наук и специфические, только ей присущие методы исследования.

Общими являются диалектический и системный методы.

Первый позволяет рассматривать политические процессы и явления в их становлении и развитии, во взаимосвязи с другими не только политическими, но и экономическими, социальными и прочими сферами общества. В основе системного метода лежит целостный подход к политической системе, признание и понимание взаимосвязи и взаимозависимости между структурными элементами этой системы. Исходя из этого, объект исследования воспринимается как единое целое, а при анализе связей между отдельными элементами учитывается их влияние на целостный объект и систему в целом.

Специфическими для этой науки методами являются сравнительный, эмпирико-социологический, бихевиоральный.

Сравнительный метод основан на сопоставлении политических процессов и вычленении на этой основе общего и особенного, главного и второстепенного, закономерного и случайного.

Эмпирико-социологический метод позволяет использовать в исследованиях социологические приемы, анализ факторов реальной политической жизни. На этой основе выявляются тенденции, закономерности политических решений, устанавливается политический прогноз и др.

Эмпирико-социологический метод в зависимости от объекта исследования включает следующие подходы:

  • институциональный (изучение политических институтов, содержания, организации и функционирования политической власти);

  • деятельный (исследуется развитие политических процессов, политической деятельности);

  • социологический (определяется влияние политики на личность, социальные группы и обратно, их влияние на политику).

Бихевиоральный метод (от англ.behavior – поведение, поступок) основан на анализе политического поведения личностей и социальных групп. При этом решающим фактором поведения считаются психологические мотивы, а исходными данными исследования являются эмпирические факты.

При рассмотрении функций политологии следует исходить из того, что как любая общественная наука, она выполняет социальную роль, имеет определенные обязательства перед обществом. Поэтому одной из важнейших для этой науки является познавательно-мировоззренческая функция, которая реализуется в формировании определенных знаний, взглядов, понятий о политических процессах и явлениях в обществе.

Наряду с этим, знание и понимание политических процессов в обществе, их закономерностей, прогнозирование их развития, возможных последствий политических решений служит теоретическим фундаментом для политиков различных уровней, властных структур в политической деятельности, прежде всего, при выработке направления, стратегии и тактики государственного управления: т.е. политология в этом случае выполняет методологическую функцию.

Наконец, политическая система общества и, в первую очередь, государство, может прогрессивно развиваться, а власть может эффективно выполнять свои функции, если общество будет не только понимать, но и поддерживать ее, осознанно выбирать наиболее рациональные пути осуществления властных решений, поддерживать их или обоснованно оппонировать, а не поддаваться эмоциональному воздействию политиканов и популистов, зачастую преследующих в политике свои корыстные цели, пользуясь «поддержкой» народа. Другими словами, речь идет о формировании в обществе политического сознания и на этой основе – вовлечения в демократические процессы, в активную политическую жизнь всей сознательной части общества. В этом заключается воспитательная функция политологии.

Таким образом, политика – важнейшая составная часть жизни общества и представляет она собой сферу отношений между людьми, которые возникают в первую очередь по поводу организации и функционирования государственной власти в обществе. Политология как наука изучает политическую жизнь, политическую систему общества во всем многообразии ее структуры, процессов, явлений и вырабатывает научные рекомендации, прогнозы политического развития, служит основой формирования политического сознания в демократическом обществе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

перейти в каталог файлов
связь с админом