Главная страница
qrcode

1. Понятие и предмет трудового права России. Сфера действия трудового законодательства РФ. Отрасль трудового права


Название1. Понятие и предмет трудового права России. Сфера действия трудового законодательства РФ. Отрасль трудового права
АнкорTRUDOVOE EKZ.doc
Дата10.12.2017
Размер0.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTRUDOVOE_EKZ.doc
ТипДокументы
#32830
страница1 из 15
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

1.Понятие и предмет трудового права России. Сфера действия трудового законодательства РФ. Отрасль трудового права – совокупность правовых норм, направленных на регулирование отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с определенными работодателем функциональными обязанностями, реализация которых обеспечивается особыми способами, которые входят в метод данной отрасли. Отношения, для регулирования которых предназначены нормы трудового права, имеют свои особенности: 1.возникновение этих отношений при выполнении человеком работы в интересах другого лица. В связи, с чем одним из юридически значимых обстоятельств, позволяющих включить возникающие в процессе труда отношения в предмет трудового права, является участие в них двух или более субъектов; 2.возникновение данных отношений в процессе и в связи с трудовой деятельностью работников с определенными функциональными обязанностями; 3.отсутствие равноправия между участниками отношений, входящих в предмет трудового права. Предмет отрасли трудового права представляет собой те отношения, которые регулируют нормы данной отрасли. В Трудовом кодексе зафиксированы следующие отношения: 1.Отношения по организации труда и управлению трудом. 2.Отношения по трудоустройству у данного работодателя. 3.Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя. 4.Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений. 5.Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. 6.Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда. 7.Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда. 8.Отношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров. 9.Трудовые отношения в узком понимании. Сфера действия. Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено ТК РФ или иным федеральным законом. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с ТК РФ. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): 1.военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; 2.члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); 3.лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; 4.другие лица, если это установлено федеральным законом.

2.Метод трудового права: понятие и основные особенности правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Метод трудового права имеет свои особенности, т.е. присущий только ей комплекс способов правового регулирования труда. Специфика метода трудового права отличает эту отрасль от других отраслей права. Методом трудового права называется комплекс следующих / шести способов правового регулирования, т.е. воздействия законодателя через нормы права на волю людей, их поведение в труде на производстве в нужном для общества направлении: 1) сочетание централизованного и локального регулирования, нормативного и договорного. Соотношение ныне изменяется все больше в сторону расширения локального и договорного способов, а централизованное нормативное устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться; 2) договорный характер труда и установление его условий. ТК РФ предусматривает, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров; 3) равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка данной организации; 4) участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда , контроле за соблюдением трудового законодательства; 5) специфичный способ защиты трудовых прав, сочетающий действие органа трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой по индивидуальным правам и паритетного органа (примирительной комиссии) и третейского (трудовой арбитраж или посредник) по коллективным трудовым правам, вплоть до забастовки; 6) единство и различие правового регулирования труда. Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства. Дифференциация правового регулирования труда (т. е. различие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учитывающим в нормах права ее основания. Такими основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ограничения, приспособления), являются следующие: 1.вредность и тяжесть условий труда; 2.климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему мест; 3.субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его материнская роль), а также социальную роль одинокой матери (одинокого отца), психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченную трудоспособность инвалидов; 4.специфика краткой трудовой связи временных и сезонных работников, особенность трудовой связи членов производственных кооперативов; 5.особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация), сочетание труда с обучением; 6.специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководителей организаций. Специальные нормы дифференциации трудового права – трудовые льготы (их большая часть), нормы приспособления (в отраслевой дифференциации) и нормы-изъятия (по специфике трудовой связи) – позволяют с учетом указанных ее оснований для всех работников равно с другими осуществлять основные трудовые их права и обязанности.

3. Соотношение (связь и разграничение) трудового и иных отраслей российского права. Труд работников МВД, ФСБ, военнослужащих регулируется нормами администра­тивного права, основа и метод которого — это власть одного субъекта правоотношений и подчинение ей другого субъекта данного правоотношения. В российском законодательстве об их труде — службе заметно сильное влияние общих принци­пиальных положений трудового законодательства (норм об от­пусках, дисциплинарной и материальной ответственности и др.), хотя эти акты и относятся к административному праву. С адми­нистративным правом трудовое связано в отношениях работников, обучающихся без отрыва от производства в школах, средних, высших и других учебных заведениях. Отношения этих работников части процесса учебы с учебным заведением регулиру­ются нормами административного права, а предоставление им тру­довых гарантий и компенсаций в период учебы — нормами трудо­вого права. Трудовое право надо отграничивать и от отношений по труду, регулируемых смежной отраслью,— гражданским правом. Так, в гражданском праве с трудом связаны договоры: изобрета­тельский, авторский, комиссии, поручения, личного подряда и др. В них предметом отношений являются имущественные отношения по овеществленному уже результату труда. Часто на практике с гражданином заключается трудовое со­глашение, по которому может быть оформлен как гражданский договор, так и трудовой. Если заключен трудовой договор, то на гражданина распространяется трудовое зако­нодательство, а если гражданско-правовой, то трудовое законода­тельство не распространяется, поэтому сверхурочная работа не оплачивается, отпуск ему не предоставляется. Отграничение трудового договора от гражданского, связанно­го с трудом, проводится по трем критериям: 1) по предмету до­говора; 2) по подчинению правилам внутреннего трудового рас­порядка и 3) по тому, кто обязан организовать труд и охрану труда. Предметом трудового договора является сам процесс тру­да работника по определенной специальности, квалификации, должности в общей организации труда данного производства, с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка. Пред­метом же гражданских отношений является вещь, т. е. овеществ­ленный результат труда (изобретение, картина, отремонтирован­ное помещение и т. д.); гражданин сам обеспечивает организа­цию и охрану труда, а не работодатель, как в трудовом праве. Содержание труда не определяет трудового отношения. Так, труд домохозяйки для своей семьи трудовое право, как указыва­лось ранее, не регулирует. Но почти такой, же труд в другой семье домашней работницы, принятой по трудовому договору для обслуживания детей, семьи, регулируется трудовым законо­дательством. Трудовое право от смежных отрас­лей права, связанных с трудом, отграничивается не по содержа­нию труда, а по предмету трудового права. Трудовое право соприкасается с правом социального обеспече­ния по вопросам государственного социального страхования и трудового стажа, который работник вырабатывает в процессе тру­довой деятельности. Само же социальное обеспечение, право на него, его размеры и условия устанавливаются нормами самостоя­тельной отрасли — права социального обеспечения. В праве соци­ального обеспечения общий и специальный стаж, а теперь страхо­вание работника имеют большое значение при возникновении права на соответствующие виды пенсий, для их размеров, а непре­рывный стаж — для размера пособия по временной нетрудоспособ­ности от общего заболевания.

4. Принципы трудового права РФ. Свобода труда, запрещение принудительного труда, равенство трудовых прав граждан.

1.свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; 2.запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

3.защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

4.обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

5.равенство прав и возможностей работников -обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; -обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; -.обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; -обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; 6.сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; 7.социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; 8.обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 9.установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; 10.обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; 11.обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку; 12.обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; 13.обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; 14.обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности; 15.обеспечение права на обязательное социальное страхование работников. Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания, в т.ч. : 1.в целях поддержания трудовой дисциплины; 2.в качестве меры ответственности за участие в забастовке; 3.в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; 4.в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; 5.в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания, в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: 1.нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; 2.возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами. Принудительный труд не включает в себя: 1.работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; 2.работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами; 3.работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; 4.работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров

5. Понятие и система источников трудового права. Особенности источников трудового права. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ в сфере правового регулирования труда.

Источниками трудового права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Если нормы трудового права, которые содержатся в нормативно-правовых актах, имеющих низшую юридическую силу, противоречат Трудовому кодексу, то применяются нормы Трудового кодекса. Нормы трудового Кодекса не должны противоречить Конституции, так как регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами: 1.Трудовым законодательством, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права. 2.Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 3.Указами Президента РФ. 4.Постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. 5.Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ. 6.Коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 7.Нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции. 8.Международными правовыми актами. Разграничение полномочий.К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих: 1.основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; 2.основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; 3.обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам; 4.порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; 5.основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; 6.порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; 7.порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 8.порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9.систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 10.порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 11.виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; 12.систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда; 13.особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит трудовому Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом