Главная страница
qrcode

1. Понятие и предмет трудового права России. Сфера действия трудового законодательства РФ. Отрасль трудового права


Название1. Понятие и предмет трудового права России. Сфера действия трудового законодательства РФ. Отрасль трудового права
АнкорTRUDOVOE EKZ.doc
Дата10.12.2017
Размер0.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTRUDOVOE_EKZ.doc
ТипДокументы
#32830
страница14 из 15
Каталог
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

66.Особенности регулирования труда руководителя организации. Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. На отношения между акционерным обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства РФ о труде распространяется в части, не противоречащей положениям указанного Федерального закона. Положения распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: 1.руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; 2.управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

В случае, когда с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон. Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое). Руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации. Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям: 1) в связи с отстранением от должности руководителя организации - должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве); 2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом; 3) по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором. В случае прекращения трудового договора с руководителем организации при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц.

67.Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства: понятие, значение, система органов. Государственная инспекция труда. Государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями, иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями посредством организации и проведения проверок принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность этих уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Федеральный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов осуществляется государственной инспекцией труда. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Ростехнадзор осуществляет:

1.государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах;

2.федеральный государственный энергетический надзор;

3.государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности

Роспотребнадзор осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор.Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, органами мсу. Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из: 1.федеральной службы по труду и занятости (Роструд); 2.Ее территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах федерации). Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ.

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, которые проводятся в форме документарных или выездных проверок, выдача обязательных предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях, составлении иных материалов о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством. Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых ежегодных планов не чаще чем 1 раз в 3 года. Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленных нарушений требований трудового законодательства, обращение от имени граждан органов государственной власти ,местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства, обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запросы работника о проведении проверок условий охраны труда на его рабочем месте; наличие приказа, распоряжение руководителя или заместителя руководителя федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента или Правительства либо на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Особый порядок проведения проверок в отношении организаций, подведомственным федеральным органа министерства обороны, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органы управления использовании атомной энергии: 1.в отношении них проводятся только выездные проверки; 2.доступ для государственных инспекторов труда в эти организации осуществляется в порядке, определяемом самими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости; 3.Проведение проверок откладывается во время маневров или учений, в период проведения контртеррористической операции при ликвидации последствий аварий, катастроф, других чрезвычайных ситуаций до окончания соответствующих мероприятий или ликвидации этих последствий.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней и в исключительных случаях может быть продлен на срок не более чем 20 рабочих дней. В отношении работодателей-субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы государственному руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и в суд. Решение главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.

68.Ответственность работодателей и должностных лиц работодателей за нарушение трудового законодательства.Руководители и иные должностные лица, виновные в нарушении трудового законодательства несут ответственность в случае и порядке, установленном ТК. При нарушении трудового законодательства могут быть применены все виды ответственности: 1.дисциплинарная. Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора имеют прав предъявлять работодателю и их представителю предписания о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; 2.материальная. Случаи материальной ответственности работодателя перед работником: a.в случаях незаконного лишения работника возможности трудиться. Такая ответственность наступает в случаях незаконного отстранения работника от работы, его увольнения и перевода на другую работу, отказа работодателя от исполнения от исполнения государственного инспектора труда о восстановлении работника на работе, задержки работодателем выдачи трудовой книжки, внесения в нее неправильной или несоответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника. Ответственность заключается в возмещении работнику во всех этих случаях неполученного им заработка. b.Ответственность за ущерб, причиненный имуществу работника, - возмещается в полном объеме. Размер ущерба определяется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба. При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуре. Заявление работника о возмещении ущерба работодатель обязан рассмотреть в 10-дневнй срок. При несогласии работника с решением работодателя или неполучение ответа в установленный срок работник вправе обратиться в суд. c.Материальная ответственность за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, других выплат работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов, денежной компенсации в размере не ниже 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ от невыплаченных сумм за каждый день задержки. Размер выплат может быть повышен. Ответственность независимо от вины работодателя. 3. Административная – уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора или соглашения; нарушение или исполнение обязательств по коллективному договору или соглашению; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; принуждение к участию или отказу от участия в забастовке; сокрытие страхового случая. 4.Уголовная. - необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет; невыплата заработной платы, стипендий, пособий и иных выплат свыше 3 месяцев.

69.Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в организациях, у работодателей (внесудебный порядок).Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, в том числе об установлении или изменении индивидуальных условия труда, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Стороны – работник и работодатель. Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и бывшим работником, а также лицом , изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: 1.комиссия по трудовым спорам (КТС); 2.суд. Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется ТК и иными ФЗ, а в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ. Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников, их представительного органа или работодателя как в организациях, так и у индивидуальных предпринимателей из равного числа представителей. Работодатель или представительный орган работников, получивший письменное предложение от другой стороны о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в 10-дневный срок направить в комиссию своих представителей. Представители работодателя в комиссию назначаются руководителем организации – работодателем, индивидуальным предпринимателем. Представители работников избираются общим собранием, конференцией работников или делегируются представительным органам работников с последующем утверждением на общем собрании конференции работников. по решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации (цеховые комиссии по трудовым спорам). Эти комиссии структурных подразделений образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссия по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам подразделений организации могу рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Комиссия по трудовым спорам избирается из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Компетенция КТС: КТС является органом по рассмотрению всех споров за исключением тех, по которым ТК или иными ФЗ установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник вправе обратиться в КТС в 3-месячный сок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске срока по уважительным причинам КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. Порядок рассмотрения спора в КТС: 1.заявление работника подлежит обязательной регистрации;2.срок рассмотрения спора – 10 календарных дней со дня подачи работником заявления; 3.спор рассматривается в присутствии работника или его представителя (иное – по письменному заявлению работника). При неявки работника или его представителя на заседание комиссии рассмотрение спора откладывается, при вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. Это решение не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно, но в пределах установленного срока; 4.Комиссия по трудовым спорам вправе вызывать свидетелей, приглашать специалистов, требовать от работодателя представления необходимых документов; 5.Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов от каждой стороны комиссии. Работникам предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка; 6.На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих членов комиссии. В решении комиссии указывается: 1.наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя, а если спор рассматривается комиссией структурного подразделения, - наименование структурного подразделения; 2.ФИО, должность, профессия или специальность работника, обратившегося в комиссию; 3.Дата обращения в комиссию; 4.Дата рассмотрения спора; 5.Существо спора; 6.ФИО членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; 7.Существо решения и его правовое обоснование; 8.Результаты голосования.

Копия решения комиссии, подписанная председателем комиссии или его заместителем и заверенная печатью комиссии вручается работнику и работодателю или их представителям в 3-дневный срок. Исполнение решения по трудовым спорам. Решение КТС подлежит исполнению в течение 3 дней по истечению 10 дней, предусмотренных на обжалование. При неисполнении решения комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. За удостоверением работник вправе обратиться в течение 1 месяца.

Исполнительное производство – установленный законом порядок принудительной реализации решений органов по рассмотрению трудовых споров, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных трудовых прав субъектов трудового правоотношения. Принудительное исполнение возлагается на Федеральную службу судебных приставов на основании решения комиссии, выданного и предъявленного не позднее 3 месячного срока, судебный пристав приводит решение комиссии в исполнение в принудительном порядке. Если трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в 10-дневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд. Решение может быть обжаловано в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. При пропуске срока по уважительным причинам суд может его восстановить и рассмотреть дело по существу.

70.Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в судах. Дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

Компетенция судов по рассмотрению ИТС: в судах рассматриваются споры по заявлению: 1.работника; 2.работодателя; 3.профсоюза в интересах работника, когда они не согласны с решением вопроса КТС; 4.работника, когда он обращается в суд, минуя КТС; 5.прокурора, если решение КТС не соответствует трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан по общему правилу только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых, служебных отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения ИТС и вправе либо первоначально обратиться в КТС, кроме дел, которые непосредственно рассматриваются судом, а в случае несогласия с ее решением – в суд; либо сразу обратиться в суд.

Непосредственно в судах рассматриваются споры по заявлениям: 1.работника – о восстановлении на работе; об изменении даты и формулировки причины увольнения; о переводе на другую работу; об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы; при обработке и защите персональных данных работника; работающего у работодателя, - физического лица, не являющегося ИП; 2.по заявления работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено ФЗ; 3.по заявлениям лица – об отказе в приеме на работу, лица, считающего, что оно подверглось дискриминации.

Гражданские дела, возникающие из трудовых отношений, подведомственные судам, в качестве суда 1 инстанции рассматриваются районным судом. Иск – по месту жительства ответчика; иск к организации – по месту нахождения организации. Гражданская процессуальная дееспособность принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста 18 лет. Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные прав и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным. По делам, возникающим из трудовых правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, защищают в процессе их законные представители – родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это предоставлено ФЗ. Сроки обращения в суд работник. Работник вправе обратиться в суд за разрешением спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении права. Работодатель вправе обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение 1 года со дня обнаружения ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом. По искам, возникающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты государственной пошлины и судебных расходов. Дела по трудовым спорам рассматриваются и разрешаются судом до истечения 2 месяцев со дня поступления заявления в суд. Дела о восстановлении на работе рассматриваются и разрешаются до истечения месяца. Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или незаконного переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. При задержке исполнения суд выносит определение о выплате работнику за время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов


связь с админом