Главная страница

1. Понятие и предмет трудового права России. Сфера действия трудового законодательства РФ. Отрасль трудового права


Скачать 0.77 Mb.
Название1. Понятие и предмет трудового права России. Сфера действия трудового законодательства РФ. Отрасль трудового права
АнкорTRUDOVOE_EKZ.doc
Дата10.12.2017
Размер0.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTRUDOVOE_EKZ.doc
ТипДокументы
#32830
страница2 из 15
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

6. Понятие и роль локального правового регулирования труда. Органы и правила локального нормотворчества, обязательные локальные нормативные акты о труде.

Локальное правовое регулирование трудовых отношений — это самостоятельная форма реализации законов и иных нормативных правовых актов. В отличие от других форм предполагает осуществление нормотворческих функций работодателем самостоятельно либо с учетом мнения представительного органа работников и связана с принятием таких нормативных правовых актов, которые действуют только на предприятии, в учреждении, организации. Использование данного метода регулирования позволяет, с одной стороны, работодателю оперативно принимать внутренние акты, направленные на обеспечение реализации внешних нормативных правовых актов, а с другой — дает возможность работникам через выборные представительные органы участвовать в управлении. Локальные нормативно-правовые акты, принятые на предприятии, определяют его особый внутренний правопорядок. Они ближе к опосредуемым общественным отношениям, чем централизованные, быстрее улавливают их динамику, более полно учитывают особенности и специфику регулирования применительно к конкретной организации. Взаимодействие централизованного и локального правового регулирования осуществляется по следующим направлениям: 1. Признание за работодателями и представителями работников прав и обязанностей на локальное нормотворчество. Пределы локального правового регулирования устанавливаются государством путем издания государственными органами: а) управомачивающих норм, которыми работодателю и представителю работников предоставляется возможность принимать по многим вопросам «свои» правовые установления. б)норм, которые предписывают работодателю издать или принять локальный нормативный акт самостоятельно, но с соблюдением соответствующих процедур; в) норм, содержащих запреты и ограничения в сфере локального регулирования и определяющих область централизованного правового регулирования; 2.Закрепления за работодателем и представительными органами работников обязанностей по осуществлению локального правового регулирования отдельных трудовых отношений . 3. Официального признания локальных нормативных актов правовой основой для решения дел в суде. 4. Установления на федеральном уровне минимума правовых гарантий, который не может снижаться в локальном порядке; определения желательного варианта правового регулирования отдельных видов трудовых отношений посредством выработки соответствующих рекомендаций или примерных типовых правовых актов. 5. Установления процедуры разработки и принятия локальных правовых актов. 6. Юридического обеспечения прав работодателей и работников в области локального регулирования. 7. Закрепления в федеральных нормативных актах правовых норм, локального нормотворчества, широко применяемых на практике. Локальное регулирование является подзаконным и носит дополнительный, вторичный характер, но играет существенную роль в обеспечении трудовых прав работников. Подзаконность локальных правовых актов и норм предполагает: соответствие их содержания положениям федеральных и региональных законов, иных правовых актов, принятых на этих уровнях регулирования; соблюдение требуемого порядка принятия (издания) локальных актов или норм; правильное определение пределов локального нормотворчества. Среди источников трудового и трудового процедурно процессуального права важная роль принадлежит локальным нормативно-правовым актам. К ним относятся: устав предприятия; положение о филиале; положение о представительстве; структурном подразделении; коллективный договор; соглашение; правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда; должностное положения и инструкции; документы, регламентирующие определенные действия представителей работодателя и администрации. Они приобретают юридическую силу при наличии двух условий: 1) приняты в установленном законом или иным федеральным нормативным актом порядке; 2) имеется общая норма, которая предоставляет право либо уполномочивает субъектов локального правотворчества на принятие того или иного акта, или отсутствует общая норма, запрещающая издание локального нормативно-правового акта. Эти акты должны отвечать следующим требованиям: не ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором или соглашением; отражать специфику производства, характер и профиль деятельности предприятия, учреждения, организации и учитывать их экономические возможности; не противоречить общим нормам трудового и трудового процедурно-процессуального права. 1.По сфере действия локальные нормативно-правовые акты делятся на применяемые: в пределах предприятия в целом; в филиалах, представительствах; в отдельных структурных подразделениях; в различного рода органах, создаваемых на предприятии, в трудовых коллективах разных уровней.

2. По кругу субъектов их можно разделить на общие (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка) и специальные (положение о премировании отдельных работников, о предоставлении льгот лицам, обучающимся без отрыва от производства, и т.д.). Первые распространяются на всех или на большинство рабочих и служащих предприятия, вторые — на определенную их часть, выделяемую по различным основаниям: пол, возраст, условия, формы организации труда, выполняемая работа.

Применительно к субъектам, участвующим в разработке и принятии локальных актов, последние можно классифицировать на принимаемые: непосредственно работниками на общем собрании (конференции); единолично работодателем (постановление о стимулирующих выплатах, должностные инструкции); работодателем с участием представительного органа работников; представителями работодателя и работников.

7. Граждане субъекты трудового права и их общая характеристика.

Субъекты трудового права - это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают трудовыми правами и обязанностями и могут реализовывать их. В трудовом праве гражданин обладает трудовой правоспособностью (способностью иметь трудовые права), трудовой дееспособностью (способностью своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности) и деликтоспособностью (способностью нести ответственность за трудовые правонарушения). Все эти три элемента возникают одновременно и называются трудовой правосубъектностью. Трудовая правосубъектность является необходимой предпосылкой, условием для возникновения правоотношений трудового права. Чтобы стать субъектом трудового права, необходимо обладать трудовой правосубъектностью. Субъектами трудового права выступают стороны трудовых и тесно связанных с ними отношений. В этой связи субъектами трудового права могут быть: граждане; работники; работодатели (организации любых организационно-правовых форм или физические лица); объединения работодателей; представители работников, в том числе профсоюзные органы и иные уполномоченные работниками выборные органы; органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; органы по рассмотрению трудовых споров; органы службы занятости. Правовое положение субъекта, закрепленное трудовым законодательством, называется правовым статусом субъекта трудового права. В содержание правового статуса входят следующие элементы: трудовая правосубъектность; основные трудовые права и обязанности; юридические гарантии (общие и специальные) трудовых прав; ответственность, установленная законодательством или договором за нарушение трудовых обязанностей.

Работники – субъекты трудового права.

Субъектом трудового права в лице работника является по действующему законодательству не каждый трудящийся любой организации, а лишь тот, с кем заключен трудовой договор. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет. Закрепление в законе возраста, с которым связано наделение трудовой праводееспособностью (способностью, либо не способностью быть субъектом права) свидетельствует о том, что в трудовых правоотношениях лица, не достигшие 18-го возраста, приравниваются к совершеннолетним. Однако в данном случае несовершеннолетним предоставляются определенные льготы. Наделяя граждан трудовой правоспособностью, государство допускает ее ограничение лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Суд может лишить гражданина в случае совершения им преступления права занимать те или иные государственные или выборные должности в организациях. Бессрочное лишение граждан трудовой правосубъектности недопустимо. Основной правовой категорией, характеризующей граждан, как субъектов трудового права являются их статусные права и обязанности. Ст. 2 ТК РФ к ним относит: право на труд, который гражданин свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Принудительный труд запрещается. Каждый работник имеет право: на условия труда, безопасность и гигиену, на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд; На отдых, на выходные дни, праздничные дни, на оплачиваемые ежегодные отпуска; на объединение в профсоюзы; на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности; На судебную защиту своих трудовых прав.Работник обязан: добросовестно выполнять свои трудовые обязанности; соблюдать трудовую дисциплину; бережно относится к имуществу предприятия и т. д.; выполнять установленные нормы труда.

8. Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан по законодательству РФ.

Порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ зависит от того, в каком порядке прибыли иностранные граждане в РФ, в порядке, требующем или не требующем получения визы. Для использования труда иностранных работников, прибывающих в РФ в визовом режиме, работодатель должен выполнить несколько предусмотренных законодательством процедур. Работодатель должен подать в орган миграционной службы: 1) ходатайство о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности; 2) разрешение на привлечение и использование иностранных работников; 3) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина, прибывающего в РФ в визовом порядке, на временное осуществление трудовой деятельности в РФ. Для получения разрешения на работу заявитель (работодатель) должен представить в орган миграционной службы заявление. При подаче заявления представитель работодателя должен предъявить документ, удостоверяющий его личность, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника. После принятия решения о возможности выдать разрешение на работу орган миграционной службы обязан в 10-дневный срок со дня принятия такого решения выдать разрешение, а в случае отказа в выдаче разрешения на работу - проинформировать работодателя в письменной форме с указанием причины отказа. Определение исполнительными органами государственной власти субъектов РФ потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляется с участием заинтересованных территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг).

9. Работодатели (юридические и физические лица) – субъекты трудового права.

Работодатель – физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются физическим лицом, являющимся работодателем, либо органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. В качестве работодателей – субъектов трудового права – могут выступать коммерческие и некоммерческие организации,  те или иные органы государства, обладающие трудовой правосубъектностью, которая заключается в способности работодателя иметь и своими действиями приобретать субъективные трудовые права и исполнять трудовые обязанности. Трудовой правосубъектностью обладают организации, которые: пользуются правом найма и увольнения работника; организуют, управляют процессом труда; имеют денежные средства для оплаты труда и оперативную самостоятельность в расходовании этих средств.Пределы трудовой правосубъектности организаций как работодателя определяются: штатным расписанием, в котором определяются структура управления организацией, численность и кадровый состав работников (утверждается руководителем организации); фондом оплаты труда, который формируется организацией исходя из экономических возможностей, т. е. за счет дохода или за счет средств, отпущенных учреждению по смете собственником или соответствующим органом управления; действующим законодательством, учредительными документами (уставом, положением).Работодателями – физическими лицами признаются: физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности; физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

10. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны, представительство сторон социально-партнерских отношений. Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей, с интересами всего общества, государства.Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом. Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений – соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и их представители. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут поручить представлять их интересы этому профкому либо иному представительному органу. Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления профкомом его полномочий. Представителями работодателейпри проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель организации или уполномоченные им лица. При заключении или изменении социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при этом возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей 
11.Уровни, формы и органы социального партнерства в сфере труда. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Уровни социального партнерства: 1.Федеральный, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда. 2.Межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сере труда в 2 и более субъектах РФ. 3.Региональный уровень, на котором устанавливаются основы на уровне субъекта. 4.Отраслевой уровень. 5.Территориальный уровень. 6.Локальный уровень. Формы социального партнерства – способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Социальное партнерство осуществляется в формах: 1.Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений к заключению коллективных договоров, соглашений;2. Взаимных консультаций переговоров по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; 3.Участия работников, их представителей в управлении организацией; 4.Участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Органы социального партнерства – постоянно или временно действующие органы, состоящие из представителей сторон (участников) социального партнерства как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социально-трудовые отношения. Органами социального партнерства являются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, образованные на равноправной основе из наделенных полномочиями представителей сторон. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений образуются по решению сторон на всех уровнях социального партнерства. Эти комиссии образуются для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением. РТК – постоянно действующий орган социального партнерства на федеральном уровне. РТК состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии. Каждое общероссийское объединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны комиссии. По согласованию с другими членами своей стороны общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов могут увеличивать число своих представителей в комиссии. Представители сторон являются членами комиссии. Колличество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек. Основными целями комиссии является регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Комиссия работает в соответствии с регламентом. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все 3 стороны. Президентом РФ назначается координатор комиссии, который членом комиссии не является. Координатор организует деятельность комиссии, председательствует на его заседаниях, оказывает содействие в согласовании сторон. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны. К специализированным органам социального партнерства относятся: координационные комитеты содействия занятости населения; комитеты (комиссии) по охране труда; комиссии по трудовым спорам; примирительные комиссии. Во все эти органы входят представители работников и работодателей в равном количестве.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом