1.Понятие муниципального права и местного самоуправления. Соотношение понятий.
МП – совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с организацией мсу, решением вопросов местного значения населением непосредственно и через органы мсу, выполнением отдельных гос. полномочий, взаимодействием с гос-властными структурами, защитой прав мсу. Муниципальное право имеет свой специфические объект и предмет. Под объектом муниципального права понимается то, на что направлено действие его норм. Общим объектом муниципального права являются специфические общественные отношения, возникающие в процессе создания и непосредственной деятельности муниципальных образований. Муниципальное право устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления власти.
Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».
Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. С деятельностью местных органов власти неизбежно сталкивается каждый гражданин. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими для каждого целями. Местное самоуправление рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства. 2.Местное самоуправление как основа конституционного строя России, и его место в системе народовластия.
МСУ устанав-т публичную власть, то есть не только ОГВ, но и МСУ.
В РФ МСУ составляет одну из основ конституционного строя. Конституционное признание МСУ соот-т требованиям Европ хартии МСУ, согл которой МСУ должно быть признано во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции государства, что закреп в К РФ глава 8. Признание МСУ в зак-ве говорит о понимании гос-м необходимости внедрения различных форм управления, обеспечивающих приближение к власти населения. Гос-ва гарантирует беспрепятственное осуществление МСУ. Ст 133-право на суд защиту. К РФ гарантирует самостоятельное владение, пользов, распоряжение муниципальной собст-ю(ст130), учет мнения населения при изменении границ МО(ст131), формир, утвержде, исполнен местного бюджета(ст132). Конституционные гарантии находят свое отражение в зак-ве РФ( ФЗ о финансовых основах МСУ), в зак-ве субъектов(з-н Сар. Обл-ти о выборах депутатов представит-х органов, глав МО в МСУ в сар обл-ти. МСУ осущ-ся на всей терр РФ.(ст131). Основ значение МСУ в К устанавливается как самостоятельное решение вопросов местного значения населением. Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Тем самым предполагается выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением.
В соответствии со СТ. 16 Конституции Российской Федерации положения статей 3 и 12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ. Никакие другие нормы Конституции РФ не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации. Это главная правовая гарантия института местного самоуправления. 3.Предмет и методы правового регулирования муниципального права РФ.
Предмет МП является муниципально - правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением граждан на местное самоуправление о решения ОМСУ вопросов местного значения. Данные отношения складываются в: финансовой, эконом, соц.культурной, жилищно-бытовой, в сфере строительства, транспорта, связи, и т.д.
В качестве субъектов выступают: население МО, конкрет гражданин, местная администрация, глава МО, депутаты, юр лица и гос-во.
Методы МП:
а) императивный- преобладание предписаний в системе сопосбов взаимодействия на муниципально- правовые отношения, в к-х поведение субъектов строится на прямом подчинении, субординации;
б) диспозитивный- заимствованный из сферы честного права, представляет участникам МПО право выбирать модель поведения в зависимости от конкретных обстоятельств;
в) метод гарантий- гос-во не только признает МСУ, но и представляет МСУ право на судебную защиту, а так же систему организационных(не входят в в ОГВ), экономических(самост управ местным бюджетом), финансовых(самостоятельное формирование бюджета, что позволяет самостоятельно осущ-ть МСУ и эффективно выполнять возложенные на него задачи.
4.Муниципальное право как отрасль права России (система, источники). Соотношение норм муниципального права с нормами других отраслей права.
Муниципальное право представляет собой обособившуюся внутри системы российского права совок-ть МПН. Закрепляет и регул-т обществ-е отношения, связан с организациией МСУ, выполнением отдел-х гос полномощий, взаимодействие с ОГВ, защита прав МСУ, решение вопросов местного значения через население и ОМСУ. МП яв-ся комплексной отраслью права, сочатающая в себе признаки публично-правовых и частноправовых отраслей права. Комплексный характер обусловлен тем, что МПО регулируются нормами других отраслей права, КоАП(АП), КП, ГК, ЗП, ЭП. МП тесно связанно с КП, т.к закрепляет основные принципы формирования МСУ, волеизъявление граждан, основы МСУ.
Система МП как отрасли прва:
а) МСУ в системе народовластия,
б) формы организации власти на местном уровне,
в) основы МСУ,
г) компетенцию МСУ,
д) гарантии МСУ,
е) ответ-ть ОМСУ,
ж) контроль и надзор за деятельностью ОМСУ.
Источники:
а) международные акты( Европейская хартия МСУ, конвенция о гражданско-политических правах, международные договора, декларация о принципах МСУ.
Основной НПА Хартия, принятая советом Европы).
б) федеральные НПА( КРФ, более 20 статей о МСУ, глава 8, федер зак-во,указы П, постанов прав-ва.
в) законодательные НПА субъектов РФ( формируют собственную законод базу в области МСУ
г) муниципальные правовые акты или локальные ( устав, решения представит органа). 5.Муниципальное право России как наука (система, источники).
Наука «Муниципальное право» - совокупность взглядов, мнений, учений, знаний, идей, теорий и практических навыков ученых и исследователей в области местного самоуправления в истории становления местного самоуправления на территории РФ и за рубежом. Муниципальное право как наука является составной частью юридической науки и поэтому оперирует такими основными терминами, разработанными в рамках общей теории права, как: правовое государство, государственная власть, закон, нормативно-правовой акт, органы государственной власти, органы местного самоуправления и др. Советский научный опыт в области изучения вопросов местного самоуправления значительно отличается от тех идей и мнений, которые разработаны современными исследователями муниципального права. Согласно мнению видного ученого в области муниципального права Н. А. Богдановой «наука как приведенное в систему, достоверное, логически обоснованное знание имеет историческую преемственность одним из существенных признаков своего развития». Предмет научной дисциплины «муниципальное право» - организация и функционирование местного самоуправления, проблемы правового регулирования в этой области. Муниципальное право как наука является составной частью юридической науки в целом, поэтому ему присущи научные методы, применяемые в большинстве правовых наук: 1) общенаучные методы изучения: а)диалектический - рассмотрение основ местного самоуправления в их непрерывном развитиии видоизменении; б)системный - изучение круга вопросов местного самоуправления в их взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимозависимости; местного значения) и независимость этих органов от государственной структуры управления (системы органов государственной власти, т. е. органы местного самоуправления ориентируются прежде всего на интересы населения); 2) способность органов местного самоуправления решать проблемы избравшего их населения; 3) возможность населения и органов местного самоуправления реально решать свои проблемы, т. е. наличие у местного самоуправления финансово экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться; 4) предоставление органам местного самоуправления гарантии судебной защиты и др. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не мог урегулировать абсолютно все вопросы местного самоуправления, поэтому для развития отдельных его положений, требующих детального регулирования, предполагалось принятие целого ряда других федеральных законов: «О государственных минимальных социальных стандартах»,«О государственных и муниципальных землях», «О муниципальных банках», «О финансовых основах местного самоуправления», «Об особенностях организации местного самоуправления на приграничных территориях» и др. Постоянное изменение социально-политической ситуации на территории РФ, широкое развитие рыночных отношений вызвало необходимость изменения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим ФЗ, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в него. 6.Муниципальное право как учебный предмет (система, источники).
МП как учебная дисциплина является обязательной во всех юр вузах. Цель преподавания курса является формирование у студентов-юристов 21 века нового мышления, базирующегося на путях развития и принципах современного муниципального права России, закреп-х в К РФ и других НПА.
Задачей МП яв-ся:
а) изучение принципов и организации деятельности ОМСУ,
б) изучение российского дореволюционного и зарубежного опыта МСУ гос-тв с давними традициями МСУ,
в) изучение территориальных, финансово-экономических, организационных и других основ МСУ,
г) изучение основных форм и методов деятельности МСУ,
д) изучение зак-ва всех трех уровней правового регулирования( фед-го, регион-го, муницип-го) о МСУ,
е) выработка практических навыков применения законодательства о МСУ. 7)Характеристика англосаксонской модели местного самоуправления.
Англосаксонская модель. Для англосаксонской модели, утвердившейся в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других, в основном англоязычных, странах, характерны следующие особенности.
Во-первых, избираемые населением представительные органы местного самоуправления здесь самостоятельны,это означает, что ни одна государственная инстанция не вправе указывать им или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции.
Во-вторых, в этой модели отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим по каким бы то ни было вопросам; каждая местная община — это отдельный мир, живущий по своим собственным законам и обычаям (при этом государство предъявляет единственное требование: чтобы эти законы и обычаи не нарушали общегосударственное законодательство).
В-третьих, в рамках данной модели главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько органу местного самоуправления в целом, сколько профильным комитетам и комиссиям, формируемым депутатами этого органа; именно эти комитеты и комиссии решают, например, открывать ли в населенном пункте новый детский сад и принимать ли на постоянное жительство иммигрантов.
Эта модель — в отличие, к примеру, от континентальной — не предусматривает учреждения на местах представительств центрального правительства, опекающих местные органы и надзирающих за ними. Разумеется, здесь есть свои формы государственного контроля: работа местных властей контролируется в основном косвенно, через столичные министерства, а также суды. Население стран, использующих англосаксонскую модель, может избирать не только депутатов представительного органа местного самоуправления, но и ряд должностных лиц, хотя и не входящих в этот орган, но принимающих участие в местном самоуправлении. Например, в США местное население избирает шерифа, казначея и некоторых других функционеров. 8.Характеристика континентальной модели местного самоуправления.
В рамках континентальной модели местное самоуправление осуществляется под государственным контролем.
Континентальная модель. В большинстве стран мира, в особенности в странах континентальной Европы, франкоязычных странах Африки, а также странах Латинской Америка, Ближнего Востока утвердилась иная модель местного самоуправления. Эту модель принято называть континентальной. В чем же ее особенности и отличия от англосаксонской модели?
Во-первых, при континентальной модели предусматривается наличие на данной территории чиновников государственной администрации, наблюдающих за деятельностью органов местного самоуправления. Это принципиально отличает континентальную модель от англосаксонской.
Во-вторых, в рамках континентальной модели обычно сохраняется соподчиненность органов самоуправления различных уровней. В Италии, например, области следят за тем, чтобы нормативные акты, принимаемые органами самоуправления территориальных единиц, входящих в данную область (провинций, коммун и прочих), не противоречили действующему законодательству, а также определяют основные направления развития данных территорий, распределяют между ними деньги, поступающие от центральных властей.
В-третьих, в отличие от стран с англосаксонской моделью местного самоуправления, в государствах с континентальной системой местные органы могут принимать участие в осуществлении власти на национальном уровне. Так, во Франции муниципалитеты участвуют в выборах сената (верхней палаты парламента), поскольку их делегаты представляют большую часть соответствующих избирательных коллегий. Для выборов сенаторов в каждом из департаментов (так во Франции именуются административно-территориальные единицы регионального уровня) образовывается специальная коллегия выборщиков. Она состоит из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента) от соответствующего департамента, членов представительного органа департамента — генерального совета, а также делегатов, избранных муниципальными советами коммун (низовых административно-территориальных единиц). 9.Характеристика местного самоуправления Германии.
В Основном законе ФРГ (п. 2 ст. 28) гарантируется местное самоуправление и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Объединения общин в рамках действия своих функций, которые вытекают из законов, также обладают правом самоуправления. В праве субъектов ФРГ - земель деятельность органов местного управления регулируется конституциями, положениями о местном управлении и отдельными законами. В этих нормативных актах прослеживается, как правило, идея "сквозного управления", при котором федеральное государство, земли, органы самоуправления представляют собой единую вертикаль, в рамках которой осуществляется управленческая деятельность. К предметам ведения местного самоуправления ФРГ относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности и др. 10.Становление и развитие местного самоуправления России (основные этапы).
Вся история местного самоуправления в России может быть разделена на два больших периода:
Первый охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединение производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделение власти на центральную и местную.
Второй период связан с образованием и развитием государства и принятием христианства на Руси.
Местное самоуправление Древней Руси
Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти. Общественная самодеятельность на уровне местных структур, вплоть до XVI в. не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций. Представителем княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории. Низшей административной единицей была волость, во главе которой стоял. Волости состояли из крестьянских деревень. Интересы князя в волости представлял дворский. Крестьяне платили натуральный оброк, отбывали барщину. Налоги начислялись на крестьянский двор, а не на землю.
Местное управление при ИванеГрозном
Ивана IV под названием «Приговор царской о кормлениях и о службах» (1555-1556 гг.). Было отменено кормление, что способствовало повсеместному учреждению земских властей. В уездах и волостях, где не было помещичьего землевладения, черносошные и дворцовые крестьяне и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» - земских судей, целовальников. Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны. Позже были введены ежегодные выборы.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |