Главная страница
qrcode

Муниципальное право 3. 1. Понятие муниципального права и местного самоуправления. Соотношение понятий


Скачать 222.66 Kb.
Название1. Понятие муниципального права и местного самоуправления. Соотношение понятий
АнкорМуниципальное право 3.docx
Дата10.12.2017
Размер222.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМуниципальное право 3.docx
ТипДокументы
#32832
страница7 из 13
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13
глава муниципального образования;

  • местная администрация;

  • органы контроля муниципального образования;

  • избирательная комиссия муниципального образования;

  • органы общественного территориального самоуправления;

  • органы управления, наделенные отдельными полномочиями органов местного самоуправления.

    Закрепляются две основные формы народовластия: непосредственно (прямая демократия); через системы органов государственной и муниципальной власти (опосредованная демократия).

    Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.

    Федеральный закон № 131-ФЗ дает возможность выбрать одну из следующих моделей взаимоотношений элементов системы органов местного самоуправления муниципального образования:

    1) глава муниципального образования избирается населением на муниципальных выборах и осуществляет полномочия главы местной администрации; представительный орган возглавляет председатель, избранный из его состава;

    2) глава муниципального образования избирается населением на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа и осуществляет полномочия его председателя; глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса;

    3) глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и осуществляет полномочия председателя представительного органа; глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.

    В муниципальном районе возможно также формирование представительного органа из числа глав поселений, входящих в муниципальный район, и депутатов представительных органов поселений. В этом случае глава муниципального района, независимо от способа своего избрания, входит в состав представительного органа и осуществляет функции его председателя, глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.

    В сельских поселениях и во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения возможно совмещение главой муниципального образования, независимо от способа его избрания, полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа. Конкретную модель взаимоотношений элементов системы органов местного самоуправления избирает само муниципальное образование и фиксирует ее в уставе муниципального образования.

    В поселениях с числом проживающих в нем жителей, обладающих активным избирательным правом, менее 100 человек представительный орган не избирается, его функции выполняет сход граждан.

    50) Структура органов местного самоуправления (Понятие и правовое регулирование).

    Понятие "структура органов местного самоуправления" введено в юридическую практику ст. 131 Конституции РФ: "Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно".

    В структуру органов местного самоуправления могут входить представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные коллегиальные или единоличные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

    Органы местного самоуправления, входящие в структуру органов местного самоуправления, могут быть избраны населением, другие - сформированы представительным органом муниципального образования.

    Все органы местного самоуправления, входящие в структуру органов местного самоуправления, обладают исключительно им принадлежащими полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Различаются общая и внутренняя структуры органов местного самоуправления.

    К общей структуре органов местного самоуправления относятся органы, указанные в качестве структуры в уставе муниципального образования либо в отдельном акте главы муниципального образования, утверждающем структуру органов местного самоуправления того или иного муниципального образования.

    К внутренней структуре органов местного самоуправления относится перечень комитетов, комиссий либо фракций, формируемых в системе органов местного самоуправления или структуре аппарата, отдела, управления и прочих подразделениях местной администрации.

    Вопрос установления конкретных структур, осуществляющих местное самоуправление в каждом муниципальном образовании, должен решаться на муниципальном уровне на основе ст. ст. 12, 130 и 132 Конституции РФ.

    Определение населением структуры органов местного самоуправления - одно из проявлений учета исторических и иных местных традиций, существующих, в первую очередь, в городских, сельских поселениях, на иных территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

    Правовое   регулирование   местного   самоуправления  в России относится к предметам ведения субъектов Федерации. К совместному ведению Федерации  и  субъектов РФ относится лишь установление общих принципов системы  местного   самоуправления  (п. « и » ст. 7 Конституции РФ). В соответствии с этим Федерация вправе издавать законы об общих принципах  местного  самоуправления  Местное   самоуправление  регулируется законами субъектов РФ  и  уставами самих муниципальных образовании.

     Правовая основа местного  самоуправления – это совокупность различных нормативных  правовых  актов  и  отдельных  правовых  норм, регулирующих вопросы  местного  самоуправления .

    В состав  правовой  основы  местного   самоуправления  в России входят международно—правовые нормы, содержащиеся в актах международного права.

    В состав  правовой  основы  местного   самоуправления  в России входят также положения, содержащиеся в других  правовых  актах: в Конституции РФ (ст. 12, гл. 8  и  др.); основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ; федеральных законах; указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; постановлениях Конституционного Суда РФ.

    В состав  правовой  основы  местного   самоуправления  могут входить положения федеральных  правовых  актов  и  актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования , но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы  местного   самоуправления .

    Особое место среди источников муниципального права занимают уставы муниципальных образований  и  Европейская хартия  местного   самоуправления  1985 г.

    Устав– это учредительный документ муниципального образования, имеющий для данного образования всеобъемлющий характер, являющийся основой муниципального нормотворчества  и характеризующийся особым (усложненным) порядком принятия  и  изменения.

    Европейская хартия местного  самоуправления – международный документ, но она в 1998 г. ратифицирована Россией (утверждена для себя)  и  таким образом стала в России источником внутреннего права.

    При  регулировании  полномочий органов муниципальных образований используетсяпринцип субсидиарности, в применении к разграничению предметов ведения государства  и государственных образований, с одной стороны,  и  муниципальных образований – с другой. Он означает, что вопросы, которые можно решать на низшем уровне, не следует передавать на верхний уровень, муниципальным органам передаются задачи, с которыми не могут справиться объединения граждан путем использования самоорганизации, других форм непосредственной демократии. Есть  и  иные толкования принципа субсидиарности. Они имеют свои особенности (например, в конституционном  и  международном праве, когда акцент делается на содействии, поддержке при решении общих задач, если только такому содействию не препятствует Конституция  и  не возражает та ветвь власти, которой содействие оказывается).
    51) Организация местного самоуправления в муниципальном районе и поселениях. Их взаимоотношения.

    1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях

        В соответствии с Градостроительным кодексом России к городским поселениям относятся города и поселки.

        Факторы, влияющие на организацию местного самоуправления в городских поселениях: численность жителей города, его размеры, наличие или отсутствие городских районов и др.

        Городские поселения в зависимости от численности подразделяются на:

       1) сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);

       2) крупнейшие города (от 1 до 3 млн. чел.);

       3) крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. чел.);

       4) большие города (от 100 до 250 тыс. чел.);

       5) средние города (от 50 до 100 тыс. чел.);

       6) малые города и поселки (до 50 тыс. чел.).

        При образовании районов в городе учитывается численность его населения, характер застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

        Варианты организации и осуществления местного самоуправления в городских поселениях.

       1. Городское поселение может иметь статус муниципального образования: имеет свою собственность, свой бюджет и выборные органы: представительный орган местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

       При этом городское муниципальное образование может находиться в границах территории другого муниципального образования (например, районного муниципального образования).

         Городское муниципальное образование, имеющее статус муниципального образования, может подразделяться на городские районы или иные административно-территориальные единицы.

        Городской район — часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. Обычно районное деление имеют города с большой численностью населения.

         Организация власти в городских районах возможны в двух вариантах:

       а) создаются внутригородские муниципальные образования, имеющие свои выборные органы, свою собственность, свой бюджет.

       б) если не предусмотрены внутригородские муниципальные образования, могут создаваться структурные подразделения городской администрации с передачей им в управление части объектов городской муниципальной собственности, выделением финансовых средств из городского бюджета.

        2. Если городское поселение не имеет статуса муниципального образования (нет своей собственности, бюджета, выборных органов) – тогда оно входит в состав муниципального образования (например, районного муниципального образования), а его население реализует право на самоуправление с жителями муниципального образования, в состав которого входит поселение.

        В таком городском поселении могут создаваться и действовать структурные подразделения органов местного самоуправления того муниципального образования, в состав которых входит городское поселение.

        3. В городских поселениях, являющихся административно-территориальными образованиями, могут создаваться органы государственной власти.

         Если такое решение принимается в случае, когда в границах (районах, городах) действовали ранее созданные органы местного самоуправления, то полномочия этих органов не могут быть прекращены досрочно без учета мнения населения. Ограничение прав населения на местное самоуправление на отдельных территориях (включая и городские) возможно лишь федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

        4. В городских поселениях могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

         В городских поселениях, являющихся муниципальными образованиями, органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории городского поселения (дом, улица, квартал, микрорайон). В городских поселениях, которые не имеют статуса муниципального образования и входят в состав крупного муниципального образования (например, районного муниципального образования), органы территориального общественного самоуправления могут быть внутригородскими и общегородскими.

        Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     

    2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях

        К сельским поселениям относятся: села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и др.

        В ведении муниципального образования находятся поселения, которые связаны с ним в административном, производственном или территориальном отношениях: поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и т.п.), а также одиночные дома.

        Организация местного самоуправления в сельских поселениях имеет особенности, которые связаны с их финансово-экономической базой, социально-экономическим развитием, численностью населения и другими факторами.

        Если сельское поселение не имеет статуса муниципального образования, оно не может формировать свой местный бюджет, обладать муниципальной собственностью, избирать свои органы местного самоуправления.

        В зависимости от численности жителей сельские поселения подразделяет на:

       »крупные сельские поселения (свыше 5 тыс. чел.);

       »большие сельские поселения (от 1 до 5 тыс. чел.);

       »средние сельские поселения (от 200 чел. до 1 тыс. чел.);

       »малые сельские поселения (менее 200 чел.).

        Население сельского поселения имеет право на организацию местного самоуправления независимо от численности: а) со статусом самостоятельного муниципального образования; б) в составе сельского округа (сельсовета, волости), объединяющего несколько мелких населенных пунктов и являющегося самостоятельным муниципальным образованием или в составе единого районного муниципального образования.

        1. Как правило, статус муниципального образования имеет сельское поселение, являющееся крупным (большим) населенным пунктом с финансово-экономической базой, необходимой для самостоятельного решения вопросов местного значения. Такое муниципальное образование (село, станица и т.д.) имеет свой бюджет, муниципальную собственность и выборные органы местного самоуправления.

        Осуществление полномочий представительного органа местного самоуправления (если он не создается) в сельском муниципальном образовании возможно собраниями (сходами) граждан. При этом собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

        2. Сельское поселение, являющееся муниципальным образованием, может находиться в границах территории другого муниципального образования (сельского округа, района и др.).

        3. Сельское поселение может не являться муниципальным образованием. Его население в этом случае реализует свое право на самоуправление в составе муниципального образования, объединяющего несколько поселений. Таким муниципальным образованием может быть, например, сельский округ (волость, сельсовет), т.е. муниципальное образование, охватывающее несколько сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями, либо районное муниципальное образование, имеющее в своем составе несколько сельских поселений (сельских округов, волостей, сельсоветов), а также городские поселения.

        Все перечисленные выше варианты организации местного самоуправления в сельских поселениях допускают создание на их территории органов территориального общественного самоуправления.

        Если сельское поселение является муниципальным образованием, то органы территориального общественного самоуправления могут создаваться только на части его территории (например, улице). Если же сельское поселение не имеет статуса муниципального образования, находясь в составе районного или иного муниципального образования, то органы территориального общественного самоуправления данного сельского поселения (например, формой организации территориального общественного самоуправления могут быть сельский сход (собрание), староста).

        Муниципальное образование, в состав которого входит сельское поселение, выделяет из своего бюджета сельскому поселению финансовые средства (смета расходов). Оно может передать сельскому поселению в управление объекты муниципальной собственности и создавать в сельском поселении структурные подразделения своей администрации.

     

    3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)

         Район (уезд) — административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельских округов (волостей, сельсоветов), а также городские поселения.

        Вариант организации власти в районе зависит от субъекта Федерации, которые самостоятельно решают вопросы своего административно-территориального устройства, организации государственной власти на своей территории, а также от населения городских и сельских поселений, находящихся в административных границах района, имеющих возможность как создавать собственные муниципальные образования в своих поселениях, так и объединяться в целях создания районного муниципального образования.

         Организация местного самоуправления в районе (уезде) возможна в различных вариантах.

        1. В границах территории района может быть создано единое районное муниципальное образование. Особенностью этого варианта организации местного самоуправления в районе является то, что в границах территории районного муниципального образования отсутствуют какие-либо иные муниципальные образования (городские, сельские и т.д.). В городских и сельских поселениях, расположенных на территории района, не образуются самостоятельные органы местного самоуправления, обладающие правом формировать и утверждать собственный бюджет, вводить местные налоги и сборы и т.д. В этом случае имеются: а) единые районные органы местного самоуправления, которые могут иметь структурные подразделения в городских и сельских поселениях, расположенных на территории района; б) единая районная муниципальная собственность; в) единый районный бюджет.

        Структурным подразделениям районной администрации, которые создаются в городских и сельских поселениях (сельских округах, сельсоветах, волостях), могут передаваться в управление объекты районной муниципальной собственности, им могут выделяться также из районного бюджета финансовые средства (смета расходов).

        Данная организация местного самоуправления возможна при условии, что население городских и сельских поселений или органы, обладающие правом от имени населения принимать решения, высказались за образование единого районного муниципального образования.

        Создание единых районных муниципальных образований обусловлено слабостью финансово-экономической базы небольших поселений.

        2. На территории районного муниципального образования имеются другие муниципальные образования (городские, поселковые, сельские). Основной проблемой организации местного самоуправления в районе в этом случае является решение вопросов о взаимодействии районных органов самоуправления с городскими и сельскими поселениями, имеющими статус муниципальных образований, о разграничении источников доходов, объектов собственности между ними. Не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Разграничения полномочий по вопросам совместного ведения устанавливаются договором между муниципальными образованиями.

        3. В ряде субъектов Федерации район признается уровнем государственного управления.

         Субъекты Федерации вправе создавать территориальные (местные) органы государственной власти общей компетенции: органы представительной и исполнительной государственной власти территориальных единиц, которые непосредственно входят в состав субъекта Федерации. Если в административно-территориальных единицах сформированы органы местного самоуправления, то их полномочия не могут быть прекращены (в связи с созданием соответствующих местных органов государственной власти) без учета мнения населения на основании и в формах, предусмотренных законами субъекта Федерации. Население вправе потребовать проведения в этом случае референдума. Если же такое требование не заявляется, то для досрочного прекращения полномочий муниципальных органов достаточно решения соответствующих представительных органов местного самоуправления.

        При этом надо иметь в виду, что субъекты Российской Федерации, решая вопрос об уровнях публичной власти на своей территории, в большинстве своем не предусматривают создания местных органов государственной власти общей компетенции, образующих самостоятельный уровень публичной власти в субъекте Федерации.

        Во всех случаях организации местного самоуправления в районе (уезде) на его территории могут действовать органы территориального общественного самоуправления. Они создаются в городских, сельских поселениях (когда данные поселения не имеют статуса муниципального образования) или на части территории городских, сельских поселений (когда данные поселения имеют статус муниципального образования).
    52) Организация местного самоуправления в городах и в городских округах.

    1. Структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

    1) Представительный орган городского округа или города;

    2) Глава городского округа или города;

    3) администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа или города;

    4) комитеты;

    5) департаменты, отделы. Комитеты, департаменты, отделы являются структурными подразделениями и наделяются правами юрид лица.

    6) контрольный орган городского округа или города.

    2. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления городского округа или города, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом.

    3. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав решением ПО городского округа или города.

    4. Срок полномочий органов местного самоуправления, наделенных Уставом исполнительно-распорядительными функциями по решению вопросов местного значения, не ограничен.

    5. . Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета.

    6. Подконтрольность и подотчетность органов местного самоуправления федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъекта РФ допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Субъекта РФ.

    53) Территориальная основа местного самоуправления. Порядок изменения границ.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом