Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

физиология внд. 1. Понятие о внд


Название1. Понятие о внд
Анкорфизиология внд.docx
Дата09.12.2016
Размер26.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfiziologia_vnd.docx
ТипДокументы
#3154
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

1. Понятие о ВНД.

ВНД – это интегративная функция целостного мозга, которая обеспечивает высшие формы адаптации человека и животных к окружающей среде и организацию целенаправленного поведения. История предмета: основатель учения о ВНД – И. П. Павлов, великий русский физиолог. Человечество задумывалось о «душе» много лет назад. Древнегреческие философы Демокрит (материалист) считал, что душа состоит из атомов, а Платон (идеалист) – душа нематериальна, может перемещаться от человека к человеку. В 16 веке Рене Декарт предположил, что все поведение человека – это рефлекс. В 1863 году выходит книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой он продолжает и доказывает основную идею Декарта о рефлексах: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по своему происхождению есть рефлекс». Павлов, используя взгляды Декарта, научно доказал, что ВНД человека основано на УР.

Основные принципы рефлекторной теории Павлова:

1) принцип анализа и синтеза (на всех уровнях ЦНС: от спинного мозга до коры больших полушарий происходит анализ и синтез поступающей информации, любой нейрон осуществляет анализ и синтез информации)

2) принцип детерминизма (стимул-реакция; абсолютно все проявления нашей психической деятельности имеют стимулы – внешние и внутренние)

3)принцип иерархической организации (ЦНС структурировано иерархично: низшие звенья (спинной мозг) подчиняются высшим (коре БП); в ходе эволюции кора все больше функций подчиняла себе; кора имеет огромную власть над человеком – кортикализация функций; декортикация – смерть коры, происходит в отсутствии кислорода)

В основе ВНД лежит УР – это рефлекс, приобретенный в течение жизни. УР отличается от БУР; БУР -врожденные. БУР – сухожильные рефлексы (положение и движение тела в пространстве, работает благодаря гравитации).

Отличия УР от БУР

1. УР - приобретенное, БУР – врожденное.

2. БУР видоспецифичны, УР индивидуальны.

3. БУР проявляются в основном на протяжении всей жизни, а УР угасает без подкрепления.

4. БУР может осуществляться без участия КБП, а УР только при участии КБП.

В основе выработки УР лежит универсальное биологическое явление – временная связь.

Классификация УР

1. Все УР делятся на УР 1-го, 2-го, 3-го и высших порядков. (у собак 6-7, у обезьян 15-16, у людей примерно 70). Биологическое значение УР у человека заключается в отдельной сигнализации о предстоящих событиях. Спортсмены, готовящиеся к олимпиаде физиологически развиваются быстрей.

2. УР делятся на УР 1-го рода и УР 2-го рода. УР 1-го рода – это рефлекс, в котором исполнительная часть рефлекса представляет собой БУР. УР 2-го рода – рефлекс, в котором исполнительная часть рефлекса вырабатывается, их изучал Конорский, ученик Павлова, называл их оперантные рефлексы (письмо, вождение, чтение). Все проявления целенаправленной человеческой деятельности, в т.ч. профессиональной и т.д. – это УР 2-го рода.

Условия выработки УР

1. Совпадение по времени условного и безусловного раздражителей.

2. УР должен немного опережать БУР (1-3 сек.)

3. Оптимальное физиологическое состояние коры (не перевозбуждается и не затормаживается)

4. Отсутствие внешних раздражителей

Методы изучения ВНД

1. Экстрипация – удаление участка коры у животного и наблюдение за его поведением.

2. Метод раздражения – в мозг животного вживляли микроэлектрод и подводили к определенным мозговым структурам, и подавали слабый ток – было выяснено, что в мозге есть центр ярости, сексуального удовлетворения (древне-старая кора гипоталамуса)

3. Нейрофизиологические методы: ЭЭГ, вызванный потенциал мозга.

4. Биохимические методы – изменение концентрации различных веществ в нервной ткани или клетке.

5. Нейрокибернетика – моделирование функций мозга.

6. Методы медицинской визуализации: МРТ, ядерно-магнитный резонанс.

Механизмы замыкания временной связи

1. Кора - кора

2. Кора – подкорка (Асратян)

3. Подкорка – подкорка (Беритов, рефлекс стал слабым, закрепился на подкорке)

4. Замыкание связи на уровне одного нейрона (П. К. Анохин)

32, 33. У́хо — сложный орган животных, предназначенный для восприятия звуковых колебаний. У большинства хордовых он, кроме восприятия звука, выполняет ещё одну функцию: отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие. Ухо позвоночных — парный орган, который размещается в височных костях черепа. У млекопитающих (в том числе у человека) ухо ограничивается снаружи ушными раковинами.

Ухо человека воспринимает звуковые волны частотой примерно от 8[1] до 20 000 Гц (колебаний в секунду), что соответствует длине волны (в воздухе при нормальных условиях) от 20,6 м до 1,7 см.

Наружное ухо


Наружное ухо человека состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина — сложной формы упругий хрящ, покрытый кожей; его нижняя часть, называемая мочкой, — кожная складка, которая состоит из кожи и жировой ткани. Ушная раковина очень чувствительна к любым повреждениям (поэтому у борцов эта часть тела очень часто деформирована). В свою очередь, ушная раковина состоит из мочки, козелка и противокозелка, завитка и его ножек, противозавитка. Примерно у 10 % людей на задней стороне одного или двух ушей присутствует дарвинов бугорок — рудиментарное образование, оставшееся со времён, когда у предков человека уши были ещё острыми. Также у всех людей есть ушные мышцы — развитые, например, у лошадей, они почти атрофировались у человека, в результате чего подавляющее большинство людей их не использует.

Ушная раковина имеется лишь у млекопитающих. Она работает как приёмник звуковых волн, которые затем передаются во внутреннюю часть слухового аппарата. Значение ушной раковины у человека намного меньше, чем у животных, поэтому у человека она практически неподвижна. Но многие звери, поводя ушами, способны гораздо точнее, чем человек, определить нахождение источника звука. У водных млекопитающих (киты, большинство ластоногих) и некоторых роющих видов (кроты, слепыши) ушные раковины отсутствуют (вторично утрачены). Ряд полуводных зверей (бобры, каланы, ушастые тюлени) имеют ушные раковины, способные замыкаться при нырянии.

Складки человеческой ушной раковины вносят в поступающий в слуховой проход звук небольшие частотные искажения, зависящие от горизонтальной и вертикальной локализации звука. Таким образом мозг получает дополнительную информацию для уточнения местоположения источника звука. Этот эффект иногда используется вакустике, в том числе для создания ощущения объёмного звука при использовании наушников.

Функция ушной раковины — улавливать звуки; её продолжением является хрящ наружного слухового прохода, длина которого в среднем составляет25—30 мм. Хрящевая часть слухового прохода переходит в костную, а весь наружный слуховой проход выстлан кожей, содержащей сальные, а также серные железы, представляющие собой видоизменённые потовые. Этот проход заканчивается слепо: от среднего уха он отделён барабанной перепонкой. Уловленные ушной раковиной звуковые волны ударяются в барабанную перепонку и вызывают её колебания, передающиеся в среднее ухо. Форма же собственно ушной раковины практически индивидуальная у всех людей — уши могут быть в разной степени оттопырены, торчать вперёд, иметь ярко выраженную или сросшуюся мочку, дарвинов бугорок или какие-то врождённые дефекты.

Среднее ухо

Основной частью среднего уха является барабанная полость — небольшое пространство объёмом около 1 см³, находящееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко — они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их[4].

Слуховые косточки являются самыми маленькими фрагментами скелета. Они представляют собой цепочку, передающую колебания. Рукоятка молоточка тесно срослась с барабанной перепонкой, головка молоточка соединена с наковальней, а та, в свою очередь, своим длинным отростком — со стремечком. Основание стремечка закрывает овальное окошечко внутреннего уха. Наличие указанной цепочки позволяет увеличить давление на овальное окошечко в 20 раз по сравнению с давлением на барабанную перепонку[2].

Полость среднего уха связана с носоглоткой посредством евстахиевой трубы (рудимент брызгальца), через которую выравнивается среднее давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки. При изменении внешнего давления иногда «закладывает» уши, что обычно решается тем, что рефлекторно вызывается зевота. Опыт показывает, что ещё более эффективно заложенность ушей решается глотательными движениями, или если в этот момент дуть в зажатый нос.

Чтобы избежать разрыва барабанных перепонок от ударной волны взрыва, солдатам рекомендуют по возможности заранее открывать рот, когда ожидается взрыв. В этом случае также работает механизм компенсации давления воздуха на барабанную перепонку со стороны слухового прохода таким же давлением со стороны носоглотки.

Внутреннее ухо

Из трёх отделов органа слуха и равновесия наиболее сложным является внутреннее ухо; его из-за замысловатой формы часто называют перепончатым лабиринтом, который погружён в костный лабиринт каменистой части височной кости. Со средним ухом внутреннее ухо сообщается овальным и круглым окошечками, затянутыми перепонками.

Перепончатый лабиринт состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов (расположенных во всех трёх взаимоперпендикулярных плоскостях и заполненных жидкостями — перилимфой и эндолимфой). Во внутреннем ухе расположена как улитка (орган слуха), так и вестибулярная система, являющаяся органом равновесия и ускорения.

Колебания овального окошечка передаются жидкости, которая раздражает расположенные в улитке рецепторы; те, в свою очередь, формируют нервные импульсы.

Рецепторы вестибулярного аппарата — вторичные механорецепторы, расположенные на кристах каналов. Это волосковые чувствительные клетки двух типов: формы колбы с закруглённым дном и формы цилиндра. Волоски обоих типов на кристах размещены противоположно друг другу: с одной стороны расположены стереоцилии (смещение в их сторону вызывает возбуждение), а с другой — киноцилии (смещение в сторону которых вызывает торможение).

Механизм восприятия звуковых волн

Механизм восприятия звука. Физиологический механизм восприятия звука основан на двух процессах, происходящих в улитке: 1) разделение звуков различной частоты по месту их наибольшего воздействия на основную мембрану улитки и 2) преобразование рецепторными клетками механических колебаний в нервное возбуждение. Звуковые колебания, поступающие во внутреннее ухо через овальное окно, передаются перилимфе, а колебания этой жидкости приводят к смещениям основной мембраны. От высоты звука зависит высота столба колеблющейся жидкости и, соответственно, место наибольшего смещения основной мембраны. Таким образом, при различных по высоте звуках возбуждаются разные волосковые клетки и разные нервные волокна. Увеличение силы звука приводит к увеличению числа возбужденных волосковых клеток и нервных волокон, что позволяет различать интенсивность звуковых колебаний.
Преобразование колебаний в процесс возбуждения осуществляется специальными рецепторами — волосковыми клетками. Волоски этих клеток погружены в покровную мембрану. Механические колебания при действии звука приводят к смещению покровной мембраны относительно рецепторных клеток и изгибанию волосков. В рецепторных клетках механическое смещение волосков вызывает процесс возбуждений.

Проводимость звука. Различают воздушную и костную проводимость. В обычных условиях у человека преобладает воздушная проводимость: звуковые волны улавливаются наружным ухом, и воздушные колебания передаются через наружный слуховой проход в среднее и внутреннее ухо. В случае костной проводимости звуковые колебания передаются через кости черепа непосредственно улитке. Этот механизм передачи звуковых колебаний имеет значение при погружениях человека под воду.
Человек обычно воспринимает звуки с частотой от 15 до 20 000 Гц (в диапазоне 10-11 октав). У детей верхний предел достигает 22 000 Гц, с возрастом он понижается. Наиболее высокая чувствительность обнаружена в области частот от 1000 до 3000 Гц. Эта область соответствует наиболее часто встречающимся частотам человеческой речи и музыки.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей