Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Шпоры.Анатомия.Экзамен. 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики


Название1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики
АнкорШпоры.Анатом ия.Экзамен.doc
Дата02.10.2017
Размер2.44 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпоры.Анатомия.Экзамен.doc
ТипДокументы
#24086
страница2 из 44
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

перейти в каталог файлов

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44







10 Отечественная анатомия древней Руси. Анатомические сведения в рукописных документах («Травники», «Изборники»). Первые медицинские школы.
Данные о развитии медицины в Древней Руси имеются в лето­писях и церковных документах. Сведения о строении органов в рукописях X—XIII вв. в основном совпадали со взглядами Га-лена. Известны труды, в которых содержались медицинские и анатомические сведения («Церковный устав», X в., «Изборник Святослава», XI в., «Русская правда», XI—XII вв.).

На территории России появи­лись сочинения, содержащие теоретические вопросы медицины в представлениях античных авторов, с критическим их анализом и краткими сведениями по анатомии, о телосложении («Врата Аристотелевы», или «Тайна тайных»). Названия многих органов, частей тела упоминались в различных рукописных лечебниках и травниках, «тутошних и заморских» (написанных на Руси и переведенных на русский язык с латинского и греческого языков). Анатомия при обучении «лекарскому делу» преподавалась по мало приспособленному учебнику «Проблемата Аристотеля». Первый выпуск врачей, изучавших анатомию по «скелету», хи­рургию, ботанику, фармакологию, состоялся в Московской меди­цинской школе в 1658 г. В том же 1658 г. филолог Епифаний Славинецкий (умер в 1675 г.) перевел на русский язык «Эпито-ме» Везалия, написанный им для студентов университета в ка­честве учебного пособия по анатомии.

В западных государствах в XVIIXVIII вв. были шко­лы (академии), где преподавалась медицина, в том числе и анатомия: в Тарту (Academia Gustaviana, 1632), медицинский факультет Виленской высшей школы (1647), Академия Петрина в Елгаве (1775), Медицинская академия в Гродно (1775). Во время организации в России госпиталей (при Петре I) при них открывали медицинские школы. Так, в 1707 г. в Москве был основан Московский госпиталь, а при нем — медицинская школа. В 1733 г. появились медицинские школы в Петербурге и Крон­штадте, а в 1758 г. — в Барнауле.

11 Русские анатомы XVII века (А.П.Протасов, М И.Шеин, К.И Щепин, И.О. Му­хин, И.М.Максимович-Амбодик) и XIX века (П.А.Загорский, И.В.Буяльский, Д.Н.Зерновидр.).
Анатомия преподавалась по рукописным учебникам Николая Бидлоо (1670—1735) «Зерцало анатомии», «Theatrum anatomicum», а также по первому русско­му анатомическому атласу «Syllabius corporis humani» (1774), создателем которого был М. И. Шеин (1712—1762). Он же в 1757 г. перевел на русский язык «Сокращенную анатомию» Гейстера. Его перевод на русский язык терминов положил начало созданию русской анатомической терминологии.

Большим вкладом в анатомическую науку явилось издание в 1783 г. «Анатомико-физиологического словаря», автором кото­рого был профессор повивального искусства (акушерства) Н. М. Амбодик-Максимович (1744—1812).

Известным представителем московской анатомической школы в XIX в. был Е. О. Мухин (1766—1850) —преподаватель анато­мии Московского университета. В 1812 г. вышел его «Курс анатомии». Он организовал при кафедре анатомический музей, выступал как пропагандист русской анатомической терминологии.

Основателем петербургской анатомической школы был акад. П. А. Загорский (1764—1846), работы которого были посвящены тератологии, сравнительной анатомии, взаимосвязям между стро­ением и функциями органов; он написал учебник по анатомии.

Наиболее известный ученик П. А. Загорского И. В. Буяльский (1789—1866), анатом и хирург, опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», учебник по анатомии, предложил метод бальза­мирования трупов.

12 Н. И. Пирогов и сущность его открытий в анатомии человека; методы, предло­женные им для изучения топографии органов, их значение для анатомии и практиче­ской медицины.
Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н. И. Пирогов (1810—1881). Начав свою медицинскую деятель­ность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) универ­ситете.

По инициативе Н. И. Пирогова при Медико-хирургичес­кой академии был создан Анатомический институт, усовершен­ствована система анатомической подготовки врачей. Н. И. Пиро­гов придавал большое значение точным знаниям анатомии. Большая заслуга Н. И. Пирогова как анатома — открытие и разработка оригинального метода исследования тела человека на распилах замороженных трупов с целью изучения взаимоотно­шений органов друг с другом и со скелетом. Результаты много­летних трудов Н. И. Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1852—1859). Н. И. Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека, опубликовал труд «Хирургическая анатомия арте­риальных стволов и фасций» (1838). Перу Н. И. Пирогова принадлежат «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» (1843—1848) и многие другие исследования по анатомии и хирургии. В области анатомии Н. И. Пироговым сделано не­мало открытий.

Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник — участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.

13 П. Ф. Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии и значение его работ для теории предмета и развития физического воспитания.
Выдающимся исследователем в области функциональной ана­томии и теории физического воспитания был П. Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор фундаментального труда «Основы теоре­тической анатомии». П. Ф. Лесгафт является основоположником теоретической анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснаб­жении органов и частей тела.

Топография артерий не беспорядочна, а закономерна (П. Ф. Лесгафт). Артерии направляются к органам по кратчай­шему пути. Так, на конечностях они идут по более короткой их сгибательной поверхности, а не по более длинной разгибательной; первыми ветвями аорты являются венечные артерии, кровоснабжающие рядом лежащее сердце. Основное значение имеет не окончательное положение органа, а место его закладки у заро­дыша.

14 Отечественная анатомия в XX столетии: В.П.Воробьев, В.Н.Тонков, Д.А.Жда­нов, их вклад в развитие анатомической науки.
В области экспериментальной анатомии плодотворно работал основатель ленинградской школы анатомов В. Н. Тонкое (1872— 1954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший много­численную школу анатомов (Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, А. П. Любомудров, Ф. П. Маркизов, К. В. Ромодановский и др.). Придавая большое значение эксперименту, он исследовал колла­теральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета. Перу В. Н. Тонкова принадлежат также рабо­ты по эмбриологии и сравнительной анатомии. В. Н. Тонкое — автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии.

Выдающимся представителем харьковской школы анатомов был В. П. Воробьев (1876—1937) —исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. В. П. Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первых начал изучение иннервации методом электростимуля­ции нервов у животных. Он создал пятитомный «Атлас анатомии человека».

Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.

Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфа­тической системы человека и животных внес ученик Г. М. Иоси-фова Д. А. Жданов (1908—1971), профессор анатомии Горьков-ского, затем Томского медицинских институтов, Ленинградского санитарно-гигиенического, а с 1956 г. — I Московского медицин­ского института, воспитавший многочисленных учеников. За монографию «Хирургическая анатомия грудного протока и глав­ных лимфатических коллекторов и узлов туловища» (1945) он удостоен Государственной премии СССР. В 1952 г. вышла его монография «Общая анатомия и физиология лимфатической системы».

15 Кость как орган ее развитие, строение, рост. Классификация костей.
Каждая кость, os, является самостоятельным органом и состоит из костной ткани. Снаружи кость покрыта надкостницей, periosteum, внутри нее в костномозговых полостях, cavitasmedul-lares, находится костный мозг. Кости разнообразны по величине и форме, занимают определенное положение в теле. Для удобства изучения различают следующие группы костей: длинные (трубчатые), короткие (губчатые), плоские (широкие), ненормальные (смешанные), воздухоносные (рис. 15).

Длинная (трубчатая) кость, oslongum, имеет удлиненную, цилиндрической или трехгранной формы среднюю часть — тело кости, диафиз, diaphysis(от греч. dia — между, phyo — рас­ту). Утолщенные концы ее называют эпифизами, epiphysis(от греч. epi — над). Каждый эпифиз имеет суставную по­верхность, fadesarticuldris, покрытую суставным хрящом, которая служит для соединения с соседними костями. Участок кости, где диафиз переходит в эпифиз, выделяют как метафиз, metaphysis. Этот участок соответствует окостеневшему в постнатальном онтогенезе эпифизарному хрящу. Трубчатые кости составляют скелет конечностей, выполняют функции рычагов. Выделяют кости длинные (плечевая, бедренная, кости пред­плечья и голени) и короткие (пястные, плюсневые, фаланги пальцев).

Короткая (губчатая) кость, osbreve, имеет форму непра­вильного куба или многогранника. Такие кости расположены в участках скелета, где прочность костей сочетается с под­вижностью, — в соединениях между костями (кости запястья, предплюсны).

Плоские (широкие) кости, ossaplana, участвуют в образо­вании полостей тела и выполняют также функцию защиты (кости крыши черепа, тазовые кости, грудина, ребра). Одновре­менно они представляют обширные поверхности для прикреп­ления мышц.

Ненормальные (смешанные) кости, ossairregularia, построе­ны сложно, форма их разнообразна. Например, тело позвонка по форме (и по строению) относится к губчатым костям, дуга, отростки — к плоским.

Воздухоносные кости, ossapneumatica, имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочко'й и заполненную воздухом. К ним относятся некоторые кости черепа: лобная, клиновидная, решет­чатая, верхняя челюсть.







16 Способы и механизм образования костей. Особенности строения костей в раз­личные возрастные периоды.
У человека костная ткань появляется на 6—8-й неделе внут­риутробной жизни. Кости формируются или непосредственно из эмбриональной соединительной ткани—мезенхимы (перепонча­тый остеогенез), или на основе хрящевой модели кости (хряще­вой остеогенез).

При развитии кости из мезенхимы в молодой соединительной ткани (примерно в центре будущей кости) появляется одна точка окостенения, punctumossificationis, или несколько. Точка окосте­нения состоит из молодых костных клеток — остеобластов, рас­положенных в виде балок. В наружной и внутренней частях соединительнотканной модели будущей кости образуется компактное костное вещество, а между плотными костными пластинками расположены балки губчатого вещества. Поверх­ностные слои соединительной ткани превращаются в надкост­ницу.

Кости туловища, конечностей, основания черепа развиваются на основе хряща, напоминающего по своей форме значительно уменьшенную кость взрослого человека. Снаружи хрящ покрыт надхрящницей. Ее внутренний слой, прилежащий к хрящевой ткани, является ростковым, а наружный содержит значительное количество кровеносных сосудов.

Формирование костей, особенно длинных (трубчатых), проис­ходит из нескольких точек окостенения. Первая появляется в средней части хряща (в будущем диафизе) на 8-й неделе эмбрио­генеза и постепенно распространяется в стороны, в направле­нии эпифизов до тех пор, пока не сформируется вся кость. Вна­чале внутренний слой надхрящницы (perichdndrium) продуци­рует молодые костные клетки (остеобласты), которые отклады­ваются на поверхности хряща (перихондральное окостенение). Сама надхрящница постепенно превращается в надкостницу, а образующиеся молодые костные клетки наслаиваются на пре­дыдущие способом наложения (аппозиция), формируя на по­верхности хряща костную пластинку. Вокруг кровеносных со­судов костные клетки откладываются концентрическими рядами, образуя костные канальцы. Таким образом, за счет надкостницы кость растет в толщину (периостальный способ образования костной ткани). Одновременно костная ткань начинает образо­вываться внутри хряща. В хрящ со стороны надкостницы про­растают кровеносные сосуды, хрящ начинает разрушаться. Вра­стающая внутрь хряща вместе с сосудами соединительная ткань образует молодые костные клетки, располагающиеся в виде тяжей возле остатков разрушающегося хряща. Разрастаю­щиеся тяжи костных клеток формируют на месте внутренних слоев хряща типичное губчатое костное вещество. Такой способ образования кости (внутри хряща) получил название энхондрального.

17 Позвонки: их развитие, строение в различных отделах позвоночника, варианты и аномалии, соединения между позвонками. Атланто-затылочный сустав, движения в этом суставе.
Позвонок, vertebra, состоит из тела, corpusverte­brae, и дуги, arcusvertebrae. Тело позвонка обращено вперед и является его опорной частью. Кзади от тела располагается ду­га, которая соединяется с телом при помощи двух ножек, pedunculi [pediculi] arcusvertebrae, образуя позвоноч­ное отверстие, foramenvertebrate. Отверстия всех позвон­ков составляют позвоночный канал, canalisvertebrdlis, в котором располагается спинной мозг.

Поверхность тела позвонка, обращенная к дуге, вогнута, на ней имеются отверстия для кровеносных сосудов — питатель­ные отверстия, foraminanutriensia. Дуга имеет отростки, к которым прикрепляются мышцы, фасции. Сзади, по срединной линии, отходит непарный остистый отросток, processusspinosus. Во фронтальной плоскости справа и слева располага­ются парные поперечные отростки, processustransver-sus, вверх и вниз от дуги направлены парные верхние и нижние суставные отростки, processusarticularessu-perioresetinferiores. Основание суставных отростков ограничи­вают верхнюю и нижнюю позвоночные вырезки, incisuraevertebratessuperioretinferior. Нижняя вырезка глубже, чем верхняя. При соединении позвонков друг с другом нижняя и верхняя вырезки образуют справа и слева межпозвоночное отверстие, foramenintervertebrale.

Аномалии костей. Обычное число ребер (12 пар) может увеличиваться за счет развития с одной стороны или с двух сторон добавочного ребра, соединяющегося с VII шейным (шейные ребра) или с I поясничным (поясничные ребра) поз­вонком. Сращение I шейного позвонка с черепом (ассимиля­ция атланта) может комбинироваться с расщеплением задней его дуги. Редко наблюдается уменьшение числа крестцовых позвонков до четырех при увеличении количества поясничных (люмбализация). Передние концы ребер могут срастаться друг с другом или, наоборот, расщепляться. Возможно наличие круг­лого или овального отверстия в теле грудины и в мечевидном отростке.

Атлантозатылочныи сустав, articulatio atlantooccipitalis. Это

комбинированный сустав. Он состоит из двух мыщелковых сус­тавов, симметрично расположенных справа и слева от большого затылочного отверстия книзу от затылочной кости. Суставные поверхности каждого из мыщелковых суставов образованы мы­щелком затылочной кости и верхней суставной ямкой I шейного позвонка. Каждый сустав заключен в суставную капсулу, а вместе они укреплены передней и задней атлантозатылочными мембранами. Передняя атлантозатылочная мем­брана, membrdnaatlantooccipitalisanterior, натянута между базилярной частью затылочной кости и верхним краем перед­ней дуги атланта. Задняя атлантозатылочная мембрана, membrdnaatlantooccipitalisposterior, тонкая, но более широкая, чем передняя, натянута между задней полуокружностью большого затылочного отверстия и верхним краем задней дуги атланта.

В обоих сочленениях движение происходит вокруг двух осей: фронтальной и сагиттальной. Вокруг фронтальной оси совер­шаются сгибание и разгибание, т. е. наклоны головы вперед и назад (кивательные движения). В норме возможно сгибание на 20° и разгибание на 30°. Вокруг сагиттальной оси соверша­ются отведение головы от срединной линии и приведение к ней. Амплитуда движения 15—20°.

18 Позвоночный столб в целом анатомия, формирование его изгибов. Мышцы, производящие движение позвоночного столба.
Скелет туловища является частью осевого скелета. Он пред­ставлен позвоночным сто лбом, columnavertebrdlis, или позвоночником, и грудной клеткой, compagesthoracis (tho­rax— BNA). Позвоночный столб образован 33—34 позвонками, из которых 24 позвонка у взрослого человека свободные (7 шей­ных, 12 грудных, 5 поясничных), а остальные срослись друг с другом и образовали крестец (5 крестцовых позвонков) и копчик (3 — 5 копчиковых позвонков). Позвонки независимо от принадлежности их к какому-либо отделу позвоночного столба имеют общий план строения, обус­ловленный вертикальным положением тела человека».
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей