1.Предмет Методики преподавания истории.
1.1.Задачи курса, его структура.
Три понятия: методика преподавания (наука о способах преподавания), технология (педагогическое мастерство), дидактика (общая теория обучения).
Как самостоятельная отрасль МПИ оформилась в последней трети XIX в. Сложилась за полтора века. Официально преподавание истории началось в России в эпоху Петра Великого (перв. четверть XVIII в.), Школы, где давались исторические знания, назывались разноязычными (6 языков). История была несамостоятельной дисциплиной, использовалась как грамматика для иностранного языка. В конце XVIII в. складываются два курса: зарубежная история и российская история. Преподавание в течение всего XVIII в. велось эмпирически, накапливался опыт, делались обобщения…
Цель МПИ – «отыскание, описание и оценка способов которые ведут к наилучшей постановке этой науки» (конец XIX в.). Задача – как преподавать?
Второй этап: меняется взгляд, расширяются представления (60-е, 70-е гг. ХХ в.). Предмет МПИ по А. Вагину: два главных вопроса – что учить и как организовать процесс обучения. Предмет МПИ по П. Горе: процесс обучения истории.
Схема №1. Задачи Методики преподавания истории.
1 задача МПИ: зачем изучать историю (цели исторического образования). А определение целей влияют цели школы, уровень развития исторической науки и уровень развития педагогики.
2 задача МПИ: о содержании исторического образования.
3 задача МПИ должна, с одной стороны, определить уровень познавательных возможностей учащихся, который позволит им усвоить материал; а с другой – определить, как изучение истории должно изменить этот уровень.
4 задача: организация обучения (методы).
5 задача: изучение результатов обучения. Результаты помогают определить пути совершенствования всех остальных компонентов МПИ.
Если меняются цели, то меняется содержание и организация обучения. Это происходит из-за изменений в обществе.
2.Преподавание истории и развитие методической мысли России в XVIII – XIX вв.
2.1.Исторические знания в русской школе XVIII в.
«Школа» с греческого – досуг. Учебные заведения назывались гимназии (гимнастика, пение, декламация, танцы). А Афинах было две школы – Ликей (школа Аристотеля) и Академия (школа Платона). В Древнем Риме школа – философское учение; учреждение, где взрослые обучаются философии. В русском языке слово «школа» появилось из польского. С XVI в. на юге России возникали школы по типу польских, которые копировали древнеримские. В XVII – XVIII вв. официальным названием было «училище». Впервые документально термин школа появляется с конца 80-х гг. XVIII в. – церковно-приходские школы.
Предмет История в русской школе появился с петровских реформ.
При Петре была введена всеобщая (для дворян и духовенства) учебная повинность. Недорослям запрещалось жениться, пока не сдадут государственных экзаменов.
Создано светское образование – ликвидирована монополия духовенства.
Создание сети профессиональных образовательных учреждений – профессиональных государственных светских сословных русских православных с реальным направлением образовательных училищ: Навигацкая школа, Медицинская, Артиллерийское и Инженерное училища, училища разных языков и разных наук.
Система государственного образования при Петре I включала: начальное образование («цифирные» школы, солдатские, матросские), среднее («разноязычные» школы), высшее (Академия Наук).
Духовное образование: начальные школы – архиерейские, средние – семинарии.
1703 – школа пастора Глюка, первая «разноязычная» школа. В учебном плане было 6 языков: греческий, латинский, французский, немецкий, шведский, итальянский; а также география, история, пофияальянский; а также геограяий, немецкий, ут государственных экзаменов. литика, этика, философия, танцы и верховая езда. Предназначалась для дворян. Учащиеся освобождались от службы. Строгая дисциплина, штрафы за пропуски, за побег – смертная казнь. Родным, если они ходатайствовали освободить от учёбы, полагалась каторга.
В 1726 г. создана первая гимназия. В 1755 – гимназия при МГУ, 1758 – при Казанском университете. Преподавание шло на латыни и древнегреческом, начиная с Ломоносова – на русском (?). Преподавались. В гимназии 9 учебных дисциплин: реальные языки – французский и немецкий, гуманитарные науки – литература, история, география, точные – математика, естествознание, физика, химия. Классно-урочную систему ввёл Ломоносов. Урок = 2 часа.
В 1786 г. Екатерина II утверждает «Устав народных училищ российской училищ Российской империи». Два типа народных школ: главные народные училища для губернских городов (4 класса), малые народные училища для уездных городов (3 класса). Всего 549 училищ, 62 тыс. человек. Население России в это время – 40 млн.
Роль истории в преподавании – учительница жизни. Изучалась в основном античная история. По характеру содержания – экземпляристская, предмет истории – деятельность великих людей и героев (древнегреческих и древнеримских). Согласно «Уставу» 1786 года, впервые введён курс российской истории. По зарубежной истории – «Введение в генеральную историю Гильома Кураса» (1747). По российской истории первый учебник написал Ломоносов – «Краткий российский летописец с родословной» (1760). Способ обучения – вопросно-ответная форма. Заучивание всех вопросов, которые диктует учитель, а затем ответов. Попеременное чтение учебника. В 80-е годы 18 в. как одна из форм появляется рассказ учителя (очень редко). Таким образом, господствовал догматический тип обучения.
2.2.Система классицизма в русских гимназиях XIX в. Догматический тип обучения.
Первый этап – реформы Александра I, 1802 – 1804.
1802 г. – Манифест об учреждении Министерства народного просвещения, министр – П.В. Завадовский.
1804 г. – Устав университетов Российской империи. Создано 6 учебных округов, во главе каждого округа – университет.
1804 г.– Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Гимназия (4 года), уездное училище (2 года), приходское училище (1 год). Гимназии создавались в каждом губернском городе, в них обучались только мальчики, а в приходских училищах было совместное обучение. Таким образом, была создана стройная система образования: министерство – гимназия – уездное училище – приходское училище. Преемственность учебных планов. Формально всесословное и бесплатное образование. Не вполне светское: Закон Божий сохранялся в низшем звене – приходских училищах. В 1804 г.– разъяснение учебным заведениям от университета о том, что нежелательно принимать детей крепостных в уездные училища и гимназии. В гимназиях преподавали на французском и немецком. Предмета «словесность» не было. Количество учащихся резко сократилось – до 32 тысяч. Эта система сломала предыдущую – не было профессиональных школ. Подход к истории сохранялся на уровне конца XVIII в.
В 1828 г.принят Устав для гимназий. Они становились узкосословными (дворянскими) и исключительно мужскими. Только выпускники гимназий могли поступить в университет. Формирование классической гимназии началось при Уварове (министр просвещения с 1833). Сферой его интересов была античная история и археология. Цели исторического образования совпадали с целями гимназии и определялись формулой «самодержавие, православие, народность». Карамзин: «Самодержавие основало и воскресило Россию». «Безопаснее поработить людей, чем дать им невовремя свободу».
Учебники:
Н.М. Карамзин «Сокращение Российской истории в пользу юношества» (пособие).
Специальные учебники: Кайданов И.К. Учебная книга по всеобщей истории. СПб., 1834. Смарагдов С. Краткое начертание всеобщей истории. Эти авторы были не историками, а компиляторами.
По российской истории: Устрялов Н.Г. Начертание русской истории для средних учебных заведений. М., 1833. Переиздавался 60 раз.
По Уставу 1828 г. в учебный план гимназии вводилось 16 предметов. 4 языка: латынь, греческий (занимали в сумме 41% учебного времени), немецкий, французский. Античная литература, античная история (на втором и третьем месте по количеству часов). Закон Божий. Грамматика, словесность, чистописание, логика, математика, физика, черчение, рисование, статистика, география. Преподавание носило учебно-экземпляристский характер: изучались отдельные монархи, святители церкви. Догматический метод обучения. Лозунг: «история – дело одной памяти». Предполагалось опираться только на механическую память. Репетиционный метод. Прием – ключ. Названия событий срифмовывались и распевались (рифмическая метода), придумывались специальные приёмы-ключи для запоминания. Доктор философии Язвинский разрабатывал метод изучения хронологии, в 1837 г.опубликовал книгу. Игровой приём: лото.
2.3.Взгляды декабристов на школу и преподавание истории в ней.
Допросы А. Бестужева-Марлинского, работы П. Пестеля «Практические начала политической экономии», устав Союза Благоденствия (раздел посвященный школе) – в данных источниках освещаются взгляды декабристов на школу.
В 1819 г. Союз Благоденствия учредил «Гет. вольное общество учреждений и училищ взаимного обучения». Ф. Глинка, Кюхельбекер, Трубецкой, Муравьев.
Вольное общество создало новую школу – школьное взаимное обучение.
В 1819 – 1825 гг. в Нижнем Новгороде, Астрахани, Вильно, Кронштадте, Вологде и Киеве.
Белл-Ланкастерская система взаимного обучения (кон. XVIII – нач. XIX). Дешевая, массовая для раскрепощенных крестьян. Обучение через учеников-монтиоров.
Форма деятельности учащихся – индивидуальный график работы. Основной формой работы являлась самостоятельная работа.
Два основных этапа создания таких школ:
до 1825 г.;
после возвращения из ссылки декабристов.
Черевин в «Вестнике Европы» писал, что цель истории образованный и воспитанный человек и гражданин. Содержание курса – два этапа(«предмета»): пропедевтический (чтение исторических и назидательных повестей) и современное краеведение (изучение географии, народоведения, промыслов, образа жизни и т. д.).
Принципы подачи содержания – доступность без примитивизма и без упрощения (ясность, конкретность, занимательность).
Ознакомление слушателей с основными понятиями предмета и науки.
Учитель должен обладать строгой нравственностью, одаренностью, пламенной душой, образованием, пылким воображением, учитель истории – проповедник. Элементы романтизма.
Сознательное усвоение истории.
Е…торовская школа, Якушкин.
Использовались стоклеточные таблицы, раздавались карты. Учитель рассказывал и объяснял события. Ученик должен был расшифровывать материал в собственной таблице.
Официальная методика преподавания противопоставлялась альтернативной методике декабристов.
2.4.Школьная реформа 1864 г. Передовые методические идеи 60-х гг. XIX в.
Два документа: Положение о начальных народных училищах 19 ноября 1864 г. и Уства гимназий и прогимназий 1864 г.
Схема № 2. Начальное образование.
Количество церковно-приходских школ – 50 – 80% от народных училищ. Бессословное, бесплатное, допускалось совместное обучение, но было не желательно.
Схема № 3. Среднее образование.
Обучение 7-летнее. Нагрузка определялась по 6 часов в день при 6 минимальной 6-дневной учебной недели. Обучение раздельное, в основном доля мужчин.
Реальная гимназия имела естественно-научный уклон 26 часов в неделю из 36. Ведущийие предметы – естествознание (математика, экон. полож. и т. д.).
В 1870 г. Положение о женских гимназиях.
При гимназиях или отделах (в уездных городах) образовывались 4-классные прогимназии, в которых имелся обязательно подготовительный класс.
С 1864 г. образование было бессословным, но сразу появились циркуляры, запрещающие принимать детей крестьянского состояния. Поначалу образование было бесплатным, с 1871 г. – платное.
Вводилось ограничение по вероисповеданию и национальности. По указу 1880 г. было запрещено принимать евреев.
Ограничение по приему выпускников гимназий окраин в вузы.
Выводы:
широкая сеть начального обучения;
формально средняя школа объявлялась бесплатной и бессословной;
впервые появилось женское образование;
элементы демократии внутри управления: инспекции и педсоветы утверждали учебные планы.
Предпосылки:
Школьная реформа 1964 г.
Глубокие изменения в отечественной исторической науке: Соловьев, Костомаров.
Мощное педагогическое движение 50 – 60-х гг. XIX в.: Пирогов, Кушинский, Толстой.
70-е гг. – система классицизма. По указу 1871 г. устанавливался единый тип мужской гимназии – классическая гимназия. В реальной гимназии 41% учебного времени греческий и латынь.
В 80-е гг. подорваны принципы бесплатного образования. Введена плата за обучение в гимназии.
Ограничения по национальному признаку (ограниченный прием евреев), и вероисповедальному признакам (православные). Классовые ограничения – Циркуляр 1887 г. «О кухаркиных детях».
Два изменения в методической мысли:
Начинают оформляться научно-методические знания;
В 70-е гг. методическое течение в исторической науке оформляется как неоднородное по своей методической базе.
Либеральное и демократическое направления.
Либеральное течение. С М. Соловьев.
Профессор, ректор МГУ имел широкую школьную практику. В 1860 г. преподавал в Александровском военном училище. Возглавлял экзаменационную комиссию МГУ по определению звания учителя. Занимался обсуждением учебных пособий и программ. Работал в педагогическом комитете, на педагогических курсах.
Автор докладной записки «О преподавании истории в гимназиях» в Совет МГУ в 1865 г.
Цели либеральных историков:
От истории зависит политический склад будущих граждан.
Развитие умственных способностей.
Преимущество – политическая история, подробности внутренней жизни России.
Принципы обучения:
доступность, но без упрощения;
сохранение общего курса истории без отмены его рассмотрения отдельных отделов.
М. М. Стасюлевич предложил «реальный» метод преподавания истории. В 1862 г. «О формальном и реальном методе преподавания истории», написал также «История средних веков, её писатели и исследователи». СПб, 1863. Т. 1.
Отказ от использования школьного учебника в образе основного источника знаний, должен быть документ. Работа с документами – «реальный» метод преподавания.
Впервые подчеркивается связь между историей как наукой и историческими исследованиями.
Этот метод очень трудоемкий и требует больших затрат учебного времени. Работа с документами требует специальной документоведческой подготовки. Учителя ведут фрагментарные курсы. Потери исторических знаний более значительные, чем при работе с учебниками.
Демократическое (радикальное) направление.
Н. Г. Чернышевский. Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский.
Цели исторического образования:
История – важнейшее средство формирования человеческой личности и формирования интеллектуального её развития.
История помогает понять современность бороться с её недостатками.
Содержание истории: на основе фактов формируются идеи. Научность школьного курса раскрывается в закономерностях исторического процесса.
Принципы обучения: изучение истории не должно быть беспристрастным. Оно всегда должно содержать выражение определенного взгляда. Необходимо обращаться к чувству учащихся.
В. Я, Шульгин. История средних веков. СПб, 1863/64 гг. Критика феодальных учреждений, критика этапов феодализма.
Появлении фундаментальных работ:
Гуревич. Опыт методики истории. Организовать сознательную работу с учебником. Наглядное использование карт, картин; изучение хронологии, как самостоятельного блока.
Метод письменные работы и повторения.
2.5.Методика обучения истории в последней четверти XIX в.
Н. И. Кареев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, Р. Ю. Виппер, Рожков, Коваленский.
Нет методологической базы.
Складываются 3 методологических подхода в области исторического образования:
Официальная учебная литература.
Д. И Иловайский. «Краткие очерки русской истории»(44 издания). М., 1893. «Руководство ко всеобщей истории» (3 книги: Древний мир; Средние века; Новая история). История по царствованиям. Особые характерные черты правления. Нет причинно-следственных связей. Только личные особенности царей.
Господствует эволюционный подход к исторической науке.
Н. И. Кареев, С. Ф. Платонов, Виноградов. Ведущее направление содержания исторического образования. История- закономерный процесс, развивающийся по восходящей линии. Изучать его необходимо последовательно, по этапам со всесторонней характеристикой.
Естественно-исторический подход социологической школы.
Р. Ю. Виппер. Левое крыло Покровский, Рожков. Нет единой линии развития, есть повтроение одних и тех же социальных типов. Школьный курс истории должен давать типичные явления, характерные для определенной эпохи, должен раскрывать социологические понятия.
В основе 2 и 3 подходов лежат сходные идее. Основные официальные требования для историков неохранительного направления:
Школьный курс истории должен вводить учащихся в социально-политическую жизнь современного человечества.
История как предмет должна объяснять ход исторического процесса.
Появление специального научного общества по распространению исторических знаний – Историческая секция ОРТЗ (Общество Распространения Технических Знаний). Издаются методические пособия. Организация с 1869 г.
Концепция школьного исторического образования: цели, содержание, методы.
Способы организации самостоятельной работы учащихся:
реферативный метод;
беседа;
игровая технология;
конспектирование;
экскурсии;
диспут;
наглядный метод.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |