Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

1. Предмет Методики преподавания истории


Название1. Предмет Методики преподавания истории
АнкорLektsii po MPI2.doc
Дата15.09.2017
Размер271 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsii_po_MPI2.doc
ТипДокументы
#12073
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

1.Предмет Методики преподавания истории.

1.1.Задачи курса, его структура.

Три понятия: методика преподавания (наука о способах преподавания), технология (педагогическое мастерство), дидактика (общая теория обучения).

Как самостоятельная отрасль МПИ оформилась в последней трети XIX в. Сложилась за полтора века. Официально преподавание истории началось в России в эпоху Петра Великого (перв. четверть XVIII в.), Школы, где давались исторические знания, назывались разноязычными (6 языков). История была несамостоятельной дисциплиной, использовалась как грамматика для иностранного языка. В конце XVIII в. складываются два курса: зарубежная история и российская история. Преподавание в течение всего XVIII в. велось эмпирически, накапливался опыт, делались обобщения…

Цель МПИ – «отыскание, описание и оценка способов которые ведут к наилучшей постановке этой науки» (конец XIX в.). Задача – как преподавать?

Второй этап: меняется взгляд, расширяются представления (60-е, 70-е гг. ХХ в.). Предмет МПИ по А. Вагину: два главных вопроса – что учить и как организовать процесс обучения. Предмет МПИ по П. Горе: процесс обучения истории.

Схема №1. Задачи Методики преподавания истории.



1 задача МПИ: зачем изучать историю (цели исторического образования). А определение целей влияют цели школы, уровень развития исторической науки и уровень развития педагогики.

2 задача МПИ: о содержании исторического образования.

3 задача МПИ должна, с одной стороны, определить уровень познавательных возможностей учащихся, который позволит им усвоить материал; а с другой – определить, как изучение истории должно изменить этот уровень.

4 задача: организация обучения (методы).

5 задача: изучение результатов обучения. Результаты помогают определить пути совершенствования всех остальных компонентов МПИ.

Если меняются цели, то меняется содержание и организация обучения. Это происходит из-за изменений в обществе.

2.Преподавание истории и развитие методической мысли России в XVIII – XIX вв.

2.1.Исторические знания в русской школе XVIII в.

«Школа» с греческого – досуг. Учебные заведения назывались гимназии (гимнастика, пение, декламация, танцы). А Афинах было две школы – Ликей (школа Аристотеля) и Академия (школа Платона). В Древнем Риме школа – философское учение; учреждение, где взрослые обучаются философии. В русском языке слово «школа» появилось из польского. С XVI в. на юге России возникали школы по типу польских, которые копировали древнеримские. В XVII – XVIII вв. официальным названием было «училище». Впервые документально термин школа появляется с конца 80-х гг. XVIII в. – церковно-приходские школы.

Предмет История в русской школе появился с петровских реформ.

При Петре была введена всеобщая (для дворян и духовенства) учебная повинность. Недорослям запрещалось жениться, пока не сдадут государственных экзаменов.

Создано светское образование – ликвидирована монополия духовенства.

Создание сети профессиональных образовательных учреждений – профессиональных государственных светских сословных русских православных с реальным направлением образовательных училищ: Навигацкая школа, Медицинская, Артиллерийское и Инженерное училища, училища разных языков и разных наук.

Система государственного образования при Петре I включала: начальное образование («цифирные» школы, солдатские, матросские), среднее («разноязычные» школы), высшее (Академия Наук).

Духовное образование: начальные школы – архиерейские, средние – семинарии.

1703 – школа пастора Глюка, первая «разноязычная» школа. В учебном плане было 6 языков: греческий, латинский, французский, немецкий, шведский, итальянский; а также география, история, пофияальянский; а также геограяий, немецкий, ут государственных экзаменов. литика, этика, философия, танцы и верховая езда. Предназначалась для дворян. Учащиеся освобождались от службы. Строгая дисциплина, штрафы за пропуски, за побег – смертная казнь. Родным, если они ходатайствовали освободить от учёбы, полагалась каторга.

В 1726 г. создана первая гимназия. В 1755 – гимназия при МГУ, 1758 – при Казанском университете. Преподавание шло на латыни и древнегреческом, начиная с Ломоносова – на русском (?). Преподавались. В гимназии 9 учебных дисциплин: реальные языки – французский и немецкий, гуманитарные науки – литература, история, география, точные – математика, естествознание, физика, химия. Классно-урочную систему ввёл Ломоносов. Урок = 2 часа.

В 1786 г. Екатерина II утверждает «Устав народных училищ российской училищ Российской империи». Два типа народных школ: главные народные училища для губернских городов (4 класса), малые народные училища для уездных городов (3 класса). Всего 549 училищ, 62 тыс. человек. Население России в это время – 40 млн.

Роль истории в преподавании – учительница жизни. Изучалась в основном античная история. По характеру содержания – экземпляристская, предмет истории – деятельность великих людей и героев (древнегреческих и древнеримских). Согласно «Уставу» 1786 года, впервые введён курс российской истории. По зарубежной истории – «Введение в генеральную историю Гильома Кураса» (1747). По российской истории первый учебник написал Ломоносов – «Краткий российский летописец с родословной» (1760). Способ обучения – вопросно-ответная форма. Заучивание всех вопросов, которые диктует учитель, а затем ответов. Попеременное чтение учебника. В 80-е годы 18 в. как одна из форм появляется рассказ учителя (очень редко). Таким образом, господствовал догматический тип обучения.

2.2.Система классицизма в русских гимназиях XIX в. Догматический тип обучения.

Первый этап – реформы Александра I, 1802 – 1804.

1802 г. – Манифест об учреждении Министерства народного просвещения, министр – П.В. Завадовский.

1804 г. – Устав университетов Российской империи. Создано 6 учебных округов, во главе каждого округа – университет.

1804 г.– Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Гимназия (4 года), уездное училище (2 года), приходское училище (1 год). Гимназии создавались в каждом губернском городе, в них обучались только мальчики, а в приходских училищах было совместное обучение. Таким образом, была создана стройная система образования: министерство – гимназия – уездное училище – приходское училище. Преемственность учебных планов. Формально всесословное и бесплатное образование. Не вполне светское: Закон Божий сохранялся в низшем звене – приходских училищах. В 1804 г.– разъяснение учебным заведениям от университета о том, что нежелательно принимать детей крепостных в уездные училища и гимназии. В гимназиях преподавали на французском и немецком. Предмета «словесность» не было. Количество учащихся резко сократилось – до 32 тысяч. Эта система сломала предыдущую – не было профессиональных школ. Подход к истории сохранялся на уровне конца XVIII в.

В 1828 г.принят Устав для гимназий. Они становились узкосословными (дворянскими) и исключительно мужскими. Только выпускники гимназий могли поступить в университет. Формирование классической гимназии началось при Уварове (министр просвещения с 1833). Сферой его интересов была античная история и археология. Цели исторического образования совпадали с целями гимназии и определялись формулой «самодержавие, православие, народность». Карамзин: «Самодержавие основало и воскресило Россию». «Безопаснее поработить людей, чем дать им невовремя свободу».

Учебники:

Н.М. Карамзин «Сокращение Российской истории в пользу юношества» (пособие).

Специальные учебники: Кайданов И.К. Учебная книга по всеобщей истории. СПб., 1834. Смарагдов С. Краткое начертание всеобщей истории. Эти авторы были не историками, а компиляторами.

По российской истории: Устрялов Н.Г. Начертание русской истории для средних учебных заведений. М., 1833. Переиздавался 60 раз.

По Уставу 1828 г. в учебный план гимназии вводилось 16 предметов. 4 языка: латынь, греческий (занимали в сумме 41% учебного времени), немецкий, французский. Античная литература, античная история (на втором и третьем месте по количеству часов). Закон Божий. Грамматика, словесность, чистописание, логика, математика, физика, черчение, рисование, статистика, география. Преподавание носило учебно-экземпляристский характер: изучались отдельные монархи, святители церкви. Догматический метод обучения. Лозунг: «история – дело одной памяти». Предполагалось опираться только на механическую память. Репетиционный метод. Прием – ключ. Названия событий срифмовывались и распевались (рифмическая метода), придумывались специальные приёмы-ключи для запоминания. Доктор философии Язвинский разрабатывал метод изучения хронологии, в 1837 г.опубликовал книгу. Игровой приём: лото.

2.3.Взгляды декабристов на школу и преподавание истории в ней.

Допросы А. Бестужева-Марлинского, работы П. Пестеля «Практические начала политической экономии», устав Союза Благоденствия (раздел посвященный школе) – в данных источниках освещаются взгляды декабристов на школу.

В 1819 г. Союз Благоденствия учредил «Гет. вольное общество учреждений и училищ взаимного обучения». Ф. Глинка, Кюхельбекер, Трубецкой, Муравьев.

Вольное общество создало новую школу – школьное взаимное обучение.

В 1819 – 1825 гг. в Нижнем Новгороде, Астрахани, Вильно, Кронштадте, Вологде и Киеве.

Белл-Ланкастерская система взаимного обучения (кон. XVIII – нач. XIX). Дешевая, массовая для раскрепощенных крестьян. Обучение через учеников-монтиоров.

Форма деятельности учащихся – индивидуальный график работы. Основной формой работы являлась самостоятельная работа.

Два основных этапа создания таких школ:

до 1825 г.;

после возвращения из ссылки декабристов.

Черевин в «Вестнике Европы» писал, что цель истории образованный и воспитанный человек и гражданин. Содержание курса – два этапа(«предмета»): пропедевтический (чтение исторических и назидательных повестей) и современное краеведение (изучение географии, народоведения, промыслов, образа жизни и т. д.).

Принципы подачи содержания – доступность без примитивизма и без упрощения (ясность, конкретность, занимательность).

Ознакомление слушателей с основными понятиями предмета и науки.

Учитель должен обладать строгой нравственностью, одаренностью, пламенной душой, образованием, пылким воображением, учитель истории – проповедник. Элементы романтизма.

Сознательное усвоение истории.

Е…торовская школа, Якушкин.

Использовались стоклеточные таблицы, раздавались карты. Учитель рассказывал и объяснял события. Ученик должен был расшифровывать материал в собственной таблице.

Официальная методика преподавания противопоставлялась альтернативной методике декабристов.

2.4.Школьная реформа 1864 г. Передовые методические идеи 60-х гг. XIX в.

Два документа: Положение о начальных народных училищах 19 ноября 1864 г. и Уства гимназий и прогимназий 1864 г.

Схема № 2. Начальное образование.



Количество церковно-приходских школ – 50 – 80% от народных училищ. Бессословное, бесплатное, допускалось совместное обучение, но было не желательно.

Схема № 3. Среднее образование.


Обучение 7-летнее. Нагрузка определялась по 6 часов в день при 6 минимальной 6-дневной учебной недели. Обучение раздельное, в основном доля мужчин.

Реальная гимназия имела естественно-научный уклон 26 часов в неделю из 36. Ведущийие предметы – естествознание (математика, экон. полож. и т. д.).

В 1870 г. Положение о женских гимназиях.

При гимназиях или отделах (в уездных городах) образовывались 4-классные прогимназии, в которых имелся обязательно подготовительный класс.

С 1864 г. образование было бессословным, но сразу появились циркуляры, запрещающие принимать детей крестьянского состояния. Поначалу образование было бесплатным, с 1871 г. – платное.

Вводилось ограничение по вероисповеданию и национальности. По указу 1880 г. было запрещено принимать евреев.

Ограничение по приему выпускников гимназий окраин в вузы.

Выводы:

широкая сеть начального обучения;

формально средняя школа объявлялась бесплатной и бессословной;

впервые появилось женское образование;

элементы демократии внутри управления: инспекции и педсоветы утверждали учебные планы.

Предпосылки:

Школьная реформа 1964 г.

Глубокие изменения в отечественной исторической науке: Соловьев, Костомаров.

Мощное педагогическое движение 50 – 60-х гг. XIX в.: Пирогов, Кушинский, Толстой.

70-е гг. – система классицизма. По указу 1871 г. устанавливался единый тип мужской гимназии – классическая гимназия. В реальной гимназии 41% учебного времени греческий и латынь.

В 80-е гг. подорваны принципы бесплатного образования. Введена плата за обучение в гимназии.

Ограничения по национальному признаку (ограниченный прием евреев), и вероисповедальному признакам (православные). Классовые ограничения – Циркуляр 1887 г. «О кухаркиных детях».

Два изменения в методической мысли:

Начинают оформляться научно-методические знания;

В 70-е гг. методическое течение в исторической науке оформляется как неоднородное по своей методической базе.

Либеральное и демократическое направления.

Либеральное течение. С М. Соловьев.

Профессор, ректор МГУ имел широкую школьную практику. В 1860 г. преподавал в Александровском военном училище. Возглавлял экзаменационную комиссию МГУ по определению звания учителя. Занимался обсуждением учебных пособий и программ. Работал в педагогическом комитете, на педагогических курсах.

Автор докладной записки «О преподавании истории в гимназиях» в Совет МГУ в 1865 г.

Цели либеральных историков:

От истории зависит политический склад будущих граждан.

Развитие умственных способностей.

Преимущество – политическая история, подробности внутренней жизни России.

Принципы обучения:

доступность, но без упрощения;

сохранение общего курса истории без отмены его рассмотрения отдельных отделов.

М. М. Стасюлевич предложил «реальный» метод преподавания истории. В 1862 г. «О формальном и реальном методе преподавания истории», написал также «История средних веков, её писатели и исследователи». СПб, 1863. Т. 1.

Отказ от использования школьного учебника в образе основного источника знаний, должен быть документ. Работа с документами – «реальный» метод преподавания.

Впервые подчеркивается связь между историей как наукой и историческими исследованиями.

Этот метод очень трудоемкий и требует больших затрат учебного времени. Работа с документами требует специальной документоведческой подготовки. Учителя ведут фрагментарные курсы. Потери исторических знаний более значительные, чем при работе с учебниками.

Демократическое (радикальное) направление.

Н. Г. Чернышевский. Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский.

Цели исторического образования:

История – важнейшее средство формирования человеческой личности и формирования интеллектуального её развития.

История помогает понять современность бороться с её недостатками.

Содержание истории: на основе фактов формируются идеи. Научность школьного курса раскрывается в закономерностях исторического процесса.

Принципы обучения: изучение истории не должно быть беспристрастным. Оно всегда должно содержать выражение определенного взгляда. Необходимо обращаться к чувству учащихся.

В. Я, Шульгин. История средних веков. СПб, 1863/64 гг. Критика феодальных учреждений, критика этапов феодализма.

Появлении фундаментальных работ:

Гуревич. Опыт методики истории. Организовать сознательную работу с учебником. Наглядное использование карт, картин; изучение хронологии, как самостоятельного блока.

Метод письменные работы и повторения.

2.5.Методика обучения истории в последней четверти XIX в.

Н. И. Кареев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, Р. Ю. Виппер, Рожков, Коваленский.

Нет методологической базы.

Складываются 3 методологических подхода в области исторического образования:

Официальная учебная литература.

Д. И Иловайский. «Краткие очерки русской истории»(44 издания). М., 1893. «Руководство ко всеобщей истории» (3 книги: Древний мир; Средние века; Новая история). История по царствованиям. Особые характерные черты правления. Нет причинно-следственных связей. Только личные особенности царей.

Господствует эволюционный подход к исторической науке.

Н. И. Кареев, С. Ф. Платонов, Виноградов. Ведущее направление содержания исторического образования. История- закономерный процесс, развивающийся по восходящей линии. Изучать его необходимо последовательно, по этапам со всесторонней характеристикой.

Естественно-исторический подход социологической школы.

Р. Ю. Виппер. Левое крыло Покровский, Рожков. Нет единой линии развития, есть повтроение одних и тех же социальных типов. Школьный курс истории должен давать типичные явления, характерные для определенной эпохи, должен раскрывать социологические понятия.

В основе 2 и 3 подходов лежат сходные идее. Основные официальные требования для историков неохранительного направления:

Школьный курс истории должен вводить учащихся в социально-политическую жизнь современного человечества.

История как предмет должна объяснять ход исторического процесса.

Появление специального научного общества по распространению исторических знаний – Историческая секция ОРТЗ (Общество Распространения Технических Знаний). Издаются методические пособия. Организация с 1869 г.

Концепция школьного исторического образования: цели, содержание, методы.

Способы организации самостоятельной работы учащихся:

реферативный метод;

беседа;

игровая технология;

конспектирование;

экскурсии;

диспут;

наглядный метод.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей