Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

признаки психопатологии в тексте. 1. Психопатоподобное содержание рукописи


Название1. Психопатоподобное содержание рукописи
Анкорпризнаки психопатологии в тексте.doc
Дата19.09.2017
Размер138 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлапризнаки психопатологии в тексте.doc
ТипДокументы
#14828
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Параметрами для констатации наличия в исследуемой рукописи и образцах письма отдельных информативных признаков выступают следующие данные.

1. Психопатоподобное содержание рукописи.Этот признак является общесистемным и отмечается экспертом во всех случаях, когда исследуемый рукописный текст отражает высказывание автором-исполнителем идей ревности, преследования, ущерба, воздействия, болезни, отравления, изобретательства, величия, сутяжничества и т. д.

Как правило, идеи ревности связаны с убежденностью писавшего лица, что его супруг (супруга) или партнер в интимных отношениях постоянно изменяет ему. Идеи воздействия проявляют себя тем, что, по мнению субъекта, его чувства, мысли и поступки подвергаются воздействию со стороны какой-либо внешней силы — других людей (гипноз, внушение, кодирование), электричества, ультразвука и т. д.

Идеи ущерба могут быть отражены в рукописи, когда ее автор-исполнитель полагает, что ему умышленно в течение длительного времени наносится материальный вред различными способами, например: путем воровства, порчи, замены личных вещей, продуктов питания и др. Идеи ипохондрического характера связаны с убежденностью пишущего о наличии у него тяжелого или неизлечимого заболевания.

Идеи отравления, изобретательства, величия и сутяжничества воспроизводятся в рукописи следующим образом. В первом случае пишущее лицо высказывает суждения, что по отношению к нему для нанесения физического вреда или с целью уничтожения тайно применяются различные ядовитые вещества. Якобы они добавляются ему в пищу, распыляются в воздухе тех помещений, где он находится, на одежду и другие предметы личного обихода. Об изобретательстве свидетельствуют записи о сделанных открытиях, имеющих, с авторской точки зрения, чрезвычайно большое значение для человечества. Величие обнаруживает себя в преувеличении своих духовных или физических сил, социального положения, богатства и связанных с ними возможностей. Сутяжничество выражается описанием борьбы за восстановление попранной справедливости.

2. Расстройства ассоциативного мышления.Признак характеризуется главным образом как общесистемный, имеющий альтернативное выражение. Исключением является частичная утрата единства смыслового содержания рукописи, которая отражается локально наряду с другими проявлениями данного ассоциативного расстройства.

Основными формами этого признака являются:

— ускоренное мышление;

— замедленное мышление;

— обстоятельность (грузность) мышления;

— резонерское мышление;

— персеверация мышления;

— бессвязное (инкогерентное) мышление в виде полной или частичной утраты единства смыслового содержания рукописи.

Ускоренное мышление обнаруживает себя при формировании и изложении мысли человека в качестве предмета письменного акта. При этом имеет место стремительность в образовании большого числа ассоциаций на основе имеющихся связей между чувственными данными и соответствующими категориями. В рукописи данное расстройство выражается понятийным разнообразием, которое сочетается с поверхностными суждениями. Кроме того, наблюдается отвлекаемость от основной темы высказывания и непоследовательность в ее раскрытии. Отмечаются также “скачки идей” — непрерывная смена одной незаконченной мысли другой.

Замедленное мышление, напротив, характеризуется затруднением в появлении ассоциаций и уменьшением их количества. Этот дефект получает отражение в рукописи в виде бедности понятийного аппарата и наличия суждений, базирующихся на элементарной или простой форме межпонятийной связи: “Береза — белая”, “Дождь идет”, “Я вижу белую березу”, “Родители меня навещают” и т. д. Как правило, эти недостатки сопровождаются неоправданно малым по отношению к теме высказывания объемом рукописного текста.

Обстоятельность (грузность) мышления проявляется тем, что ассоциации, раз возникнув в сознании человека, определенное время не могут из него исчезнуть. Это обстоятельство препятствует формированию новых ассоциаций, в связи с чем уровень продуктивности мышления в целом снижается. В рукописи данное нарушение выражается неумением выделить главную мысль, застреванием на ее отдельных, чаще всего — несущественных деталях, что сопровождается их подробным описанием.

Резонерское мышление выражается наличием в содержании рукописи пространных и бесплодных рассуждений, которые не имеют прямого отношения к сущности раскрываемой темы. Они сочетаются с многословностью, обеспечивающей неоправданно большой объем текста.

Персеверация мышления — доминирование в сознании человека ограниченного числа мыслей в виде некоторых понятий, суждений, умозаключений. Данное расстройство отражается в тексте инертным повторением того или иного слова, предложения и т. д. Оно имеет системный характер и обусловлено персеверацией программы выполнения рукописи в целом, а не отдельных ее элементов.

Бессвязное (инкогерентное) мышление обнаруживает себя в рукописи полной или частичной утратой единства ее смыслового содержания.

Полная утрата смыслового единства характеризуется всеобъемлющим нарушением в рукописи правил межпонятийного соответствия слов и других структур текста. Особенно четко это проявляется в случаях употребления взаимно исключающих понятий: “красная зелень”, “круглый квадрат”, “мягкая сталь”, “маленький верзила” и т. д.

Частичная утрата смыслового единства имеет место при отсутствии смысловой связи между отдельными частями рукописного текста, предложениями или словами. Например, письмо начинается словами “Моя дорогая мама!” и заканчивается фразой “Твой любящий брат”.

3. Логические ошибки в доказательствах и суждениях.Признак локальный, может быть обнаружен в любой части текста. Информативное значение имеют его единичное и групповое проявление, когда установлено наличие двух и более ошибок, связанных с применением законов логики в отношении доказательств или суждений. Например, в рукописи установлены нарушения правила непротиворечия суждений и т. д.

4. Логические ошибки в понятиях.Признак локальный, информативный в случаях единичного и группового проявления. Устанавливается при наличии в тексте логических ошибок, связанных с делением понятий. В частности, они могут быть представлены в составе предложений следующим образом: “Маша собирала в лесу грибы и грузди”, “В зоопарке я видел различных птиц, а также орлов”, “Присутствовали ученые разных специальностей и доценты”.

5. Смысловая незавершенность рукописи.Признак общесистемный, фиксируется экспертом при наличии в исследуемом тексте резкого, ничем не мотивированного обрыва в изложении основной мысли писавшего. К примеру, рукопись заканчивается предложением, которое по смыслу можно отнести к вводной, основной либо к началу заключительной части документа — письма, заявления, объяснения и т. д.

6. Обманы памяти (запечатление ложных воспоминаний).Признак общесистемный, отображается в рукописи наличием псевдореминисценций и (или) конфабуляций. Псевдореминисценции представляют собой бывшие в действительности события, перенесенные в другие периоды времени. Конфабуляциями являются ложные воспоминания о событиях, которых в реальной жизни не было. При данных нарушениях встречаются описания случаев прибытия инопланетян на землю и контактов с ними, изображается личное участие в Куликовской битве, других исторических событиях и т. д.

7. Психопатоподобная эмоциональная окраска содержания рукописи.Признак общесистемный, имеющий альтернативное выражение, основными формами которого являются:

— маниакальная окраска;

— депрессивная окраска;

— астеническая окраска;

— истерическая окраска.

Маниакальная окраска содержания рукописи проявляется на основе использования адекватных средств языка в виде веселой мании, гневливой мании и эйфории. Веселая мания обнаруживает себя изложением основной мысли писавшего на фоне радостного настроения, чувства комфорта и прилива сил. Гневливая мания отражает повышенное расположение духа, которому сопутствуют раздражительность, придирчивость, вспышки негодования либо злобы. Эйфория характеризуется выражением довольства, беспечности и безмятежности субъекта письма.

Депрессивная окраска содержания рукописи отражает вялость, слабость, угнетенность, опустошенность и обидчивость писавшего лица. При этом в тексте нередко наблюдается заниженная самооценка, жалобы на отсутствие веры в свои силы, затруднение в принятии решений. Высказываются сомнения в правильности тех или иных поступков. Имеют место упреки самого себя за малодушие, неспособность “взять себя в руки”. Порой описываются суицидальные мысли. В отдельных случаях депрессивная окраска сопровождается идеями ипохондрии, разорения, обнищания, преследования, отравления, ущерба и др.

Астеническая окраска содержания рукописи выражается раздражительностью, слабостью, повышенной утомляемостью и неустойчивым настроением писавшего лица.

Истерическая окраска содержания рукописи проявляется бурными и вместе с тем быстро сменяющими друг друга чувствами возмущения, радости, неприязни, симпатии.

8. Использование средств пиктографии. Данный признак имеет, как правило, локальное отражение. Он устанавливается экспертом во всех случаях наличия в составе текста любых количественных проявлений рисуночного письма. Например, в рукописи зафиксированы какие-либо схемы и рисунки, с помощью которых субъект пытается дополнить выражение своей мысли, передав еще какое-то “новое” содержание и т. д.

9. Использование средств идеографии. Констатация этого локального признака осуществляется во всех случаях наличия в исследуемом рукописном тексте средств идеографического письма — различных символов, в числе которых могут быть представлены математические и иные научно-технические знаки или обозначения.

10. Использование нетрадиционного пишущего прибора и (или) материалов письма.Этот признак обычно имеет локальное выражение. Он фиксируется экспертом, когда исследуемая рукопись в полном объеме или частично выполнена с использованием нетрадиционного пишущего прибора и материалов письма: кисточки для рисования, плакатных перьев, губной помады, технической или гигиенической бумаги, целлофана, бельевой ткани и т. д.

11. Необычное использование традиционных письменных принадлежностей. Признак чаще всего является общесистемным. Его наличие устанавливается экспертом, если исследуемая рукопись выполнена с необычным использованием традиционных орудий и материалов письма. Например, текст исполнен частично шариковой ручкой и карандашом, с применением разноцветных красителей, на изрезанной или надорванной писчей бумаге и т. д.

12. Фрагментарное изложение содержания рукописи. Признак общесистемный, устанавливается экспертом в случаях констатации фрагментарного изложения мысли писавшего лица в целом. При этом текст исследуемой рукописи как бы образует единую смысловую структуру, но вместе с тем характеризуется утратой связности между его частями в виде необычно резких переходов от одного предложения к другому. К примеру, имеет место такое содержание документа: “Мама…. Брат…. Велосипед…. Гулять…. Домой…. ”.

13. Фрагментарность предложений. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Обнаруживает себя в рукописи в виде фрагментарной организации предложений. Данные структуры объединены единым внутренним смыслом, но характеризуются аграмматизмом — утратой морфологических и синтаксических отношений между отдельными словами. При этом нарушении в тесте имеют место такие высказывания, как: “Сын дочка елка хорошая украсил”, “Папа дача дерево посадка” и др.

14. Непоследовательное изложение содержания рукописи. Признак общесистемный. Его наличие обнаруживается в исследуемой рукописи в виде непоследовательного изложения основной мысли пишущего, что сопровождается резкими переходами и возращениями от одного фрагмента текста к другому.

15. Внесение изменений в архитектонику смыслового содержания рукописи. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Отмечается экспертом, когда в составе рукописного теста наблюдаются изменения первоначального порядка следования предложений или абзацев. Например, отдельное предложение с помощью стрелок или иных обозначений вынесено из одной структурной части рукописи в другую.

16. Бессистемные (хаотичные) пропуски слов. Признак локальный, информативный при малом групповом (два — три случая) и большом групповом (четыре и более случая) проявлении. Его наличие фиксируется, если имеющиеся пропуски слов не обусловлены их принадлежностью к конкретной части речи: существительному, прилагательному, глаголу, предлогу, союзу и т. д.

17. Избирательные пропуски знаменательных слов. Признак локальный, информативный при малом и большом групповом проявлении. Наблюдается в виде пропусков знаменательных слов, относящихся исключительно к той или иной части речи. В частности, может быть установлено периодическое отсутствие в составе предложений лишь имен существительных, глаголов или других категорий знаменательных слов.

18. Избирательные пропуски служебных слов. Признак локальный, информативный при малом и большом групповом проявлении. Отражается в рукописи однотипными пропусками служебных слов — только предлогов, союзов и т. д.

19. Отсутствие служебных слов. Признак общесистемный, выражается в рукописи посредством абсолютного (тотального) отсутствия любых категорий служебных слов.

20. Лексические ошибки, связанные с контаминацией устойчивых словосочетаний. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Отмечается экспертом при наличии в тексте словосочетаний типа: “играет значение”, “оказать внимание”, “получить первое место”, возникающих в результате смешения близко расположенных в ассоциативном ряду фразеологических единиц, соответственно: “играет роль”, “имеет значение”, “оказать помощь”, “проявить внимание”, “занять первое место” и “получить приз”.

21. Лексические ошибки, связанные с употреблением слов в несвойственном им значении. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. В рукописи отражается на основе употребления знаменательных или (и) служебных слов в несвойственном им значении. Например, в тексте присутствуют предложения: “Думаю, что инъекции иммунитета помогут мне”; “После процедур я чувствую тебя неважно”; “Что-то стоит под глазами”.

22. Лексические ошибки, связанные со смысловой избыточностью слов — тавтологией. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Устанавливается экспертом, если в тексте имеют место равнозначные или не уточняющие смысла друг друга слова. В частности, в рукописи могут быть обнаружены такие высказывания писавшего лица, как: “У моего брата дрянной и скверный характер”, “Появилась свободная вакансия инженера”, “Володя — самый наилучший друг”.

23. Лексические ошибки, связанные с неоправданными повторами в употреблении слов. Признак локальный, информативный при малом и большом групповом проявлении. Его наличие фиксируется экспертом, когда в составе отдельных или (и) соседних предложений наблюдаются повторы одних и тех же слов вследствие бедного словарного запаса писавшего. Примером могут быть следующие высказывания: “Аппетит утром плохой, а вечером аппетит хороший”; “До поступления в больницу чувствовал себя плохо. После поступления в больницу чувствую себя хорошо”.

24. Нарушение последовательности выполнения слов в составе устойчивых словосочетаний — фразеологизмов. Признак локальный, информативный при любом количественном проявлении. Констатация его наличия в исследуемой рукописи осуществляется при выявлении нарушений последовательности выполнения слов в составе устойчивых словосочетаний — фразеологизмов. Например: “света конец” — “конец света”, “слов игра” — “игра слов”, “нос совать” — “совать нос” и др.

25. Бедный “репертуар” синтаксических структур текста. Признак общесистемный, проявляет себя в рукописи использованием однообразных (не более двух-трех) конструкций предложений: упрощенных, простых, сложных и т. д.

26. “Сдвиг” глагола в конец предложения. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Имеет конкретное выражение в виде речевых нарушений, связанных с необычным смещением глагола в конец предложения. Например: “Художник портрет женщины пишет”, “Коля вкусное яблоко съел”, “Дедушка воды из колодца попил” и т. д.

27. Грамматические ошибки, связанные с несогласованностью слов между собой в роде, числе и падеже. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Отмечается экспертом при констатации однотипного или комбинированного наличия в исследуемой рукописи данных речевых нарушений.

28. Грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением форм глагола относительно категорий наклонения, времени, вида, лица и залога. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Фиксируется, если в тесте присутствуют соответствующие речевые ошибки в однотипном или комбинированном выражении. Например, в рукописи имеют место предложения: “Шахтеры собираются борется за свои права”; “Я сегодня едем в больницу”.

29. “Нулевая” степень развития орфографических и пунктуационных навыков. Признак общесистемный, проявляет себя в рукописи на основе наличия соответствующих ошибок. Для “нулевой” степени развития орфографических и пунктуационных навыков характерно присутствие в тесте большого или среднего объема более 20 орфографических и 12 пунктуационных нарушений письма1.

30. Орфографические ошибки, связанные с неразличением близких по акустическим свойствам фонем. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Обнаруживает себя в рукописи орфографическими нарушениями, обусловленными неразличением близких по акустическим свойствам фонем: “б” — “п”, “д” — “т”, “з” — “с”, “в” — “ф”, “г” — “к” и т. д.

31. Орфографические ошибки, связанные с неразличением близких по артикуляционным свойствам фонем. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. О наличии этой особенности в исследуемой рукописи свидетельствуют орфографические нарушения, обусловленные неразличением близких по артикуляционным свойствам фонем: “л” — “н” — “д”, “б” — “м”, “м” — “п”, “г” — “х”, “х” — “к”, “л” — “т”, “д” — “б”, “ш” — “с” и т. д.

32. Орфографические ошибки, связанные с пропусками слогов в составе слов. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Отмечается экспертом при констатации наличия в тексте исследуемой рукописи пропусков слогов в составе слов, за исключением случаев утраты заключительных слогов. Например: “чувствола” — “чув-ство-ва-ла”, “уживаю” — “у-ха-жи-ва-ю”, “модец” — “мо-ло-дец” и т. д.

33. Орфографические ошибки, связанные с пропусками букв в составе сложных слогов. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Обнаруживает себя в рукописи наличием орфографических ошибок, связанных с пропусками букв в составе сложных слогов. Исключением является утрата в составе сложных слогов заключительных букв. Типичными примерами являются следующие нарушения: “футолка” — “фут-бол-ка”, “сеста” — “се-стра”, “авиатр” — “а-ви-а-тор”, “несерпимо” — “не-стер-пи-мо” и др.

34. Орфографические ошибки, связанные с наличием неадекватных форме слов письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Отмечается экспертом, когда в нарушение фонетической (звуковой) стороны отдельных слов исследуемой рукописи в их составе установлено присутствие неадекватных “лишних” букв. В частности: “песвок” — “песок”, “помпеха” — “помеха”, “некделя” — “неделя”, “голпова” — “голова”.

35. Орфографические ошибки, связанные с нарушением последовательности выполнения слогов в составе слов. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. В рукописи отражается нарушениями последовательности выполнения слогов в составе слов: “хошоро” — “хо-ро-шо”, “праява” — “пра-ва-я” и т. д.

36. Орфографические ошибки, связанные с нарушением последовательности выполнения письменных знаков в составе сложных слогов и на стыке соседних слогов. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Основанием для констатации его наличия в исследуемой рукописи являются нарушения последовательности выполнения письменных знаков в составе сложных слогов и на стыке соседних слогов. Например: “девтора” — “де-тво-ра”, “дорбо” — “до-бро”, велсо” — “ве-сло”, “зведза” — “зве-зда”; “ломхатый” — “лох-ма-тый”, “хорана” — “о-хра-на”.

37. Орфографические ошибки, связанные с неправильным буквенным обозначением фонем “я”, “ё”, “е”, “ю”, “ц”. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Отражается в рукописи посредством двух категорий речевых аномалий. В первом случае указанные орфографические ошибки реализуются через расщепление фонем на составляющие их звуки: “я = j + a”, “ё = j + o”, “е = j + э”, “ю = j + у”, “ц = t + s”. При этом в тексте встречаются такие написания слов, как: “йама” — “яма”, “йуг” — “юг”, “йожик” — “ежик”, “йэсли” — “если”, “тсапля” — “цапля”. Во втором случае эти ошибки связаны с исключением одного из звуковых компонентов фонем: “я = j, a”, “ё = j, o”, “е = j, э”, “ю = j, у”, “ц = t, s”. В результате имеют место записи слов, типа: “аблоко” — “яблоко”, “олка” — “ёлка”, “поут” — “поют”, “сентральный” — “центральный” и др.

38. Орфографические ошибки, связанные с неправильным буквенным обозначением мягкости или твердости согласных фонем. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Отмечается, если в исследуемой рукописи присутствуют орфографические ошибки, связанные с неправильным буквенным обозначением мягкости или твердости согласных фонем. Например: “болезн” — “болезнь”, “грелька” — “грелка”, “уколь” — “укол” и т. д.

39. Орфографические ошибки, связанные с неиспользованием прописных букв для выделения новых предложений, имен собственных, аббревиатур и других структур письменной речи. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Фиксируется экспертом при наличии соответствующих нарушений орфографии в исследуемой рукописи.

40. Орфографические ошибки, связанные с неадекватным использованием прописных букв. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. В рукописи отражается наличием соответствующих орфографических нарушений. Например, прописной буквой безосновательно выделено второе слово в предложении или же прописная буква фигурирует в его средней либо заключительной части и т. д.

41. Орфографические ошибки, связанные с несоблюдением правил раздельного написания служебных слов со знаменательными словами. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Фиксируется экспертом, если в исследуемой рукописи вопреки существующим правилам наблюдаются слитные выполнения служебных слов (предлогов, союзов, частиц и др.) со знаменательными словами. К примеру, в тексте имеют место такие словосочетания, как: “подмостом” — “под мостом”, “идругим” — “и другим”, “передним” — “перед ним”.

42. Орфографические ошибки, связанные с несоблюдением правил раздельного написания знаменательных слов. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Отмечается, когда в исследуемой рукописи установлено наличие соответствующих нарушений. Например, в тексте присутствуют словосочетания: “наступитдень” — “наступит день”, “приветмойдруг” — “привет, мой друг” и т. д.

43. Пунктуационные ошибки, связанные с неиспользованием знаков пунктуации. Признак локальный, информативный при большом групповом проявлении. Констатируется экспертом, если установлено наличие в исследуемой рукописи соответствующих нарушений, связанных с неиспользованием писавшим лицом запятых, точек, двоеточий, тире и других знаков пунктуации.

44. Пунктуационные ошибки, связанные с неадекватным использованием знаков пунктуации. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. В рукописи отражается наличием соответствующих нарушений, связанных с неправильным употреблением тех или иных знаков пунктуации. Например, вопросительный или восклицательный знак поставлен в середине либо конце повествовательного предложения и т. д.

45. Преобладающее упрощенное строение письменных знаков. Признак общесистемный, наблюдается в виде упрощенных конструкций более чем у половины письменных знаков, имеющихся в рукописи. Как правило, эти упрощения связаны с отсутствием в составе букв отдельных элементов или (и) частей элементов, предусмотренных соответствующими нормами прописи.

46. Преобладающее усложненное строение письменных знаков. Признак общесистемный, выражается усложненными конструкциями большей части имеющихся в рукописи письменных знаков по отношению к соответствующим нормам прописи — наличие дополнительных элементов, частей элементов, рефлекторных штрихов и т. д.

47. Преобладающее использование печатных форм письменных знаков. Признак общесистемный, обнаруживает себя наличием печатных форм более чем у половины имеющихся в исследуемой рукописи письменных знаков.

48. Необычное строение письменных знаков, наличие условно читаемых или нечитаемых букв. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Отмечается экспертом, если в составе исследуемой рукописи присутствуют необычные по строению, условно читаемые или (и) нечитаемые письменные знаки, существенно отличающиеся от соответствующих норм прописи.

49. Неадекватное использование иностранных письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Выражается наличием в составе текста рукописи иностранных письменных знаков (не входящих в состав отечественного алфавита), например: латинских, арабских и др.

50. Полная контаминация письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Фиксация этой особенности производится экспертом в случаях наличия в исследуемом рукописном тексте полностью контаминированных письменных знаков, являющихся результатом объединения блоков смысловых (топологических) схем прописных и (или) строчных букв, обозначающих одинаковые фонемы (см. рис. 5).

51. Частичная контаминация письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Обнаруживает себя в рукописи наличием частично контаминированных письменных знаков, сформированных в результате объединения писавшим лицом блоков смысловых схем соседних букв.

52. Интервальная или малая степень связности почерка. Признак общесистемный. Об его наличии в исследуемой рукописи свидетельствует отрывистое выполнение всех письменных знаков либо непрерывное соединение лишь двух-трех букв в составе большинства слов.

53. “Вычурность” конфигурационных характеристик письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Выражается в рукописи усложнением с целью украшательства конфигурационных характеристик письменных знаков в целом или отдельных их элементов по отношению к соответствующим нормам прописи.

54. Сверхбольшой размер письменных знаков. Признак локальный, информативный при большом групповом и сплошном проявлении. Наблюдается в виде макрографии письма и отмечается экспертом, когда в рукописи установлено преобладающее или абсолютное наличие письменных знаков сверхбольшого размера. Параметрами для его определения являются следующие величины: более 6,5 мм. — для строчных букв без застрочных (подстрочных и надстрочных) элементов; свыше 10,5 мм. — для строчных букв с застрочными элементами и всех категорий прописных букв.

55. Сверхмалый размер письменных знаков. Признак локальный, информативный при большом групповом и сплошном проявлении. Отражается в виде микрографии письма и фиксируется экспертом, если в рукописи установлено преобладающее или абсолютное наличие письменных знаков сверхмалого размера. Соответствующими параметрами выступают: до 2 мм — применительно к строчным буквам без застрочных элементов; до 4,5 мм — для строчных букв с застрочными элементами и прописных букв.

56. Максимально неравномерный размер застрочных элементов букв. Признак локальный, информативный при любом количественном проявлении. Констатация его наличия осуществляется в случаях максимально неравномерного размера застрочных элементов одноименных строчных (или) и прописных букв. Например, в рукописи присутствуют строчные буквы “у”, “д”, “з”, у которых размер подстрочных элементов колеблется в пределах от малого до большого и т. д.

Параметрами для определения размеров застрочных элементов различных категорий букв являются следующие величины:

а) для всех строчных букв, кроме “ц” и “щ”: малый — менее 3 мм, средний — от 3 мм до 5 мм, большой — свыше 5 мм;

б) для строчных и прописных букв “ц” и “щ”: малый — до 2 мм, средний — от 2 мм до 3 мм, большой — свыше 3 мм.

57. Необычное размещение рукописи на листе бумаги. Признак общесистемный. Фиксируется экспертом при выполнении текста рукописи поперек листа бумаги, по диагонали, в угловых частях, с четко выраженным подражанием форме различных геометрических фигур, букв, символов и т. д.

58. Необычное размещение самостоятельных фрагментов текста. Признак общесистемный. Отмечается в случаях грубого нарушения писавшим лицом пространственной ориентации движений при выполнении обращения, заголовка, даты, подписи и иных самостоятельных фрагментов относительно основного текста исследуемой рукописи. Например, подпись исполнена на основной части текста, обращение или заголовок расположены под текстом и т. д.

59. Отсутствие красных строк. Признак общесистемный. Проявляет себя отсутствием в исследуемой рукописи четко выраженных абзацных отступов — красных строк.

60. Полная зеркальность письма. Признак общесистемный. Фиксируется экспертом, если исследуемая рукопись в целом выполнена с общей ориентацией направления и размещения движений справа-налево.

61. Частичная зеркальность письма. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Отмечается в случаях изменения стандартной ориентации направления и размещения движений на противоположную — зеркальную ориентацию (справа-налево) при выполнении отдельных предложений, слов, письменных знаков или их элементов (см. рис. 6).

62. Письмо “колонкой”. Признак общесистемный. Наблюдается в исследуемой рукописи присутствием как левого, так и правого полей большого (от 3 см до 4 см) или сверхбольшого (свыше 4 см) размера, вследствие чего текст обретает форму своеобразной колонны (см. рис. 7).

63. Отрывистое выполнение частей элементов письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Отражается в исследуемой рукописи наличием письменных знаков, которые в нарушение норм прописи выполнены неоднократно отрывистыми движениями.

64. Выполнение отрывистых соединений письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Обнаруживает себя наличием в словах текста отрывистых соединений между соседними буквами, выполненных в виде самостоятельных графических объектов, напоминающих дефис или знак переноса.

65. Необычный интервальный вид соединения письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Фиксируется экспертом, если в исследуемом рукописном тексте установлено присутствие необычных “разрывов” движений при соединении письменных знаков (см. рис. 9).

66. “Фрагментарное” изменение направления движений при выполнении и (или) соединении письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. В рукописи отражается присутствием необычных “фрагментарных” изменений в направлении движений при выполнении и (или) соединении письменных знаков (см. рис. 8).

67.Вставки предложений.Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Отмечается экспертом, когда в исследуемом рукописном тексте установлено наличие вставок дополнительно выполненных предложений.

68. Исправление содержательной части предложений. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Выражается присутствием в исследуемой рукописи отдельных предложений, содержание которых в целом подвергнуто исправлению автором-исполнителем путем зачеркивания и нового выполнения либо другими способами.

69. Вставки служебных и знаменательных слов. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Фиксируется экспертом, если в исследуемом рукописном тексте установлено наличие вставок дополнительных слов в составе предложений.

70. Исправления слов смыслового характера. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. О наличии этой особенности свидетельствует присутствие в исследуемой рукописи служебных и (или) знаменательных слов, в целом подвергнутых смысловому исправлению на основе их замены новыми неравнозначными словами.

71. Внесение изменений в последовательность выполнения слов в составе предложений. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Отмечается экспертом, когда в исследуемой рукописи наблюдаются графические обозначения, связанные с изменением первоначальной очередности выполнения слов в составе предложений. Например, с помощью обводки и стрелок отдельное слово или словосочетание перемещено из начальной части предложения в заключительную часть и т. д.

72. “Немотивированное” зачеркивание отдельных предложений и (или) слов без повторного их выполнения. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Выражается наличием в исследуемой рукописи отдельных предложений и (или) слов, неоправданно зачеркнутых автором-исполнителем без какого-либо повторного выполнения в виде исправленного варианта.

73. Вставки слогов и (или) отдельных букв в составе слов.Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Констатируется экспертом, если в исследуемой рукописи установлено наличие вставок слогов и (или) отдельных букв в составе слов.

74. Неадекватные зачеркивания и (или) исправления письменных знаков, относительно соблюдения норм орфографии и пунктуации. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. В рукописи отражается присутствием неадекватных зачеркиваний и (или) исправлений письменных знаков, которые с точки зрения соблюдения норм орфографии и пунктуации были выполнены изначально правильно. Например, буква “г” в слове “легко” исправлена на букву “х” и т. д.

75. Исправление геометрических характеристик письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Обнаруживает себя в исследуемой рукописи наличием письменных знаков, отдельные элементы которых выполнены с исправлением первоначальных геометрических (метрических и конфигурационных) характеристик (см. рис. 10).

76. Исправление пространственно-ориентационных характеристик письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Выражается наличием в исследуемой рукописи письменных знаков, отдельные элементы которых выполнены с исправлением пространственно-ориентационных характеристик, включая зеркальность.

77. Фрагментарность рукописи по размеру, разгону, расстановке, наклону почерка. Признак общесистемный. Фиксируется экспертом, если в исследуемом рукописном тексте установлено наличие отдельных частей, предложений или слов, различающихся между собой по разгону, расстановке, наклону письменных знаков. Например, в рукописи присутствуют слова, выполненные как с устойчивым правым, так и с устойчивым левым наклоном; в отдельных словосочетаниях фигурирует средняя расстановка письменных знаков, а в других — большая; начальная часть текста выполнена большим по размеру почерком, а заключительная малым или средним.

Малому размеру почерка соответствует высота строчных букв без учета застрочных элементов до 2 мм, среднему размеру — от 2 мм до 5 мм, большому — свыше 5 мм.

Разгон почерка определяется соотношением ширины и высоты двухэлементных букв. Малым разгоном почерка считается, когда ширина таких букв меньше половины их высоты. Средний разгон констатируется, если ширина букв составляет величину от половины до высоты этих единиц. Большой разгон — ширина букв равна или превышает их собственную высоту.

Расстановка почерка определяется соотношением ширины двухэлементных букв и интервалов между ними. Малая расстановка имеет между буквами интервал, составляющий менее половины их ширины. Средней расстановке соответствует указанный интервал в пределах от половины до ширины букв. Большая расстановка обладает интервалом между буквами, превышающим их высоту.

Наклон почерка бывает правым, левым и вертикальным — без наклона.

78. Фрагментарность рукописи по строению почерка и (или) степени связности почерка. Признак общесистемный. Обнаруживает себя в рукописи наличием отдельных частей текста, предложений или слов, различающихся между собой по строению и (или) степени связности почерка. К примеру, отдельные предложения или словосочетания выполнены печатными буквами, а все другие — скорописью; вводная часть текста выполнена исключительно высоко связанными движениями (шесть и более слитных букв), в то время как в заключительной части наблюдается только малая (до трех слитных букв) либо интервальная степень связности письменных знаков в составе слов.

79. Фрагментарность рукописи по степени и характеру нажима. Признак общесистемный. В рукописи отражается присутствием отдельных частей текста, предложений или слов, различающихся между собой по степени и характеру нажима. Например, вводная часть документа выполнена с использованием среднего дифференцированного нажима. Напротив, в его заключительной части наблюдается слабый недифференцированный нажим.

80. Фрагментарность рукописи по направлению линии письма. Признак общесистемный. Выражается в рукописи наличием отдельных частей текста или предложений, различающихся между собой по направлению линии письма. В частности, может быть установлено, что несколько предложений в средней части текста имеют опускающееся направление линии письма. Между тем все остальные предложения обладают горизонтальным направлением относительно соответствующих срезов листа бумаги.

81. Полная или частичная персеверация (повторное выполнение) предложений. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Фиксируется экспертом, если в исследуемой рукописи установлено наличие полных или (и) частичных повторов одних и тех же предложений, которые выполнены непосредственно одно за другим. Например, в тексте наблюдается такие речевые структуры, как: “Николай скоро должен вернуться из командировки. Николай скоро должен вернуться из командировки”; “Приезжай к нам на ноябрьские праздники. Приезжай к нам на ноябрьские” и т. д.

82. Полная или частичная персеверация словосочетаний в составе предложений. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Отмечается экспертом, когда в исследуемой рукописи имеют место полные или (и) частичные повторы словосочетаний в составе предложений, имеющие стереотипный по смыслу характер. К примеру, в тексте установлено наличие следующих предложений: “Я пойду в театр пойду в театр сегодня вечером”; “Алексей приедет завтра приедет завтр утром”.

83. Полная или частичная персеверация отдельных слов. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. В рукописи отражается наличием полных или (и) частичных стереотипных повторов отдельных слов в составе предложений, например: “Я поехал поехал в Волгоград”; “Буду в четверг четв к обеду”.

84. Полная или частичная персеверация слогов в составе слов. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Обнаруживает себя присутствием в исследуемой рукописи полных или (и) частичных повторов слогов в составе слов. В частности: “молококо” — “мо-ло-ко”; “гололоса” — “го-ло-са”; “постутупил” — “по-сту-пил”; “табтлица” — “таб-ли-ца”; “Мамруся” — “Ма-ру-ся” и т. д.

85. Персеверация отдельных букв в составе слогов. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Выражается в рукописи наличием повторов букв в составе слогов служебных или знаменательных слов. Например: “меежду” — “ме-жду”; “выписалии” — “вы-пи-са-ли”; “аааппетит” — “ап-пе-тит”; “мааама” — “ма-ма”, “ррука” — “ру-ка”, “ооколо” — “о-ко-ло”.

86. Персеверация знаков пунктуации. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Отмечается экспертом, когда в исследуемом рукописном тексте установлено наличие повторов тех или иных знаков пунктуации: точек, запятых, тире, скобок и т. д. Например, в тексте обнаружены такие предложения, как: “Здравствуй дорогой друг!!”; “Подготовился к физике,, химии и математике”; “Жду к себе много гостей:: Петра, Василия, Вадима и других”.

87. Персеверация отдельных элементов или частей элементов в составе письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. О наличии данной особенности в исследуемой рукописи свидетельствуют письменные знаки, в составе которых имеются “лишние” элементы или части элементов, обретенные в связи с их повторным выполнением. Чаще всего они наблюдаются в буквах с однотипной структурой (“ш”, “щ”, “и”, “т”, “м” и др.), исполнение которых реализуется сходными движениями.

88. Персеверация конфигурационных характеристик овальных, полуовальных, петлевых, завитковых элементов или частей элементов письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Констатация его наличия в исследуемой рукописи осуществляется экспертом, когда им установлены стереотипные повторы в исполнении конфигурационных характеристик овальных, полуовальных, петлевых, завитковых элементов или (и) частей элементов письменных знаков. Их специфика заключается в том, что они выполняются “по тому же месту” и воспроизводят конфигурацию одной и той же графической структуры. Наиболее распространенными являются повторы овальных элементов и частей элементов строчных букв “а”, “о”, “я” и др. (рис. 11).

89. Утрата в составе предложений заключительных слов или словосочетаний. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Выражается в исследуемой рукописи отсутствием в составе предложений заключительных слов или (и) словосочетаний. Например, в тексте имеют место следующие предложения: “Я приехал в Волгоград вечерним”; “Завтра необходимо посетить”.

90. Утрата в составе слов заключительных слогов. Признак локальный, информативный при единичном и групповом проявлении. Отмечается в случаях утраты в составе слов заключительных слогов. К примеру, в рукописи установлено наличие следующих слов: “рекомен” — “ре-ко-мен-да-ция”; “больни” — “боль-ни-ца”; “голо” — “го-ло-ва”.

91. Утрата в составе сложных слогов заключительных букв. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Выражается в рукописи отсутствием в составе слов заключительных букв, например: “магази” — “ма-га-зин”; “водем” — “вой-дем”; “родна” — “ро-ди-на”; “мравей” — “му-ра-вей”; “лекаство” — “ле-кар-ство”; “воробе” — “во-ро-бей” и т. д.

92. Утрата в составе письменных знаков заключительных элементов. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. О наличии данной особенности в исследуемой рукописи свидетельствуют письменные знаки, у которых отсутствуют предусмотренные нормами прописи заключительные элементы либо их заключительные части.

93. Необычное размещение строк или слов в составе текста рукописи. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Фиксируется экспертом, если в исследуемой рукописи наблюдаются пересечения, соприкосновения или наложения отдельных строк или (и) слов между собой.

94. Необычное размещение букв в составе слов. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Выражается наличием в составе слов письменных знаков, исполненных в целом с грубым нарушением пространственной ориентации движений по вертикали или (и) горизонтали относительно предыдущих либо последующих букв.

95. Необычное размещение знаков пунктуации. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Обнаруживает себя присутствием в исследуемой рукописи знаков пунктуации, выполненных с грубым нарушением пространственной ориентации движений по вертикали или (и) горизонтали относительно предшествующих либо последующих слов. Например: левые кавычки расположены на первой букве выделенного ими слова; запятая смещена на сверхбольшое расстояние (более 10 мм) от заключительной буквы предшествующего слова; точка находится выше срединной линии письма либо отстранена вниз на аналогичное расстояние; знак переноса исполнен на или ниже линии письма и т. д.

96. Необычное размещение точек начала и (или) окончания движений при выполнении письменных знаков. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Отражается в тексте рукописи наличием письменных знаков, точки начала или (и) окончания которых выполнены с грубым нарушением пространственной ориентации движений. В отклонение от норм прописи они могут быть расположены внутри и снаружи букв, к чьей структуре относятся, затрагивать соседние письменные знаки и т. д.

97. Сверхбольшой разгон и (или) расстановка письменных знаков в составе слов. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Констатация его наличия в исследуемой рукописи осуществляется экспертом, если установлены случаи сверхбольшого разгона и (или) расстановки письменных знаков в составе слов.

Сверхбольшому разгону соответствует ширина букв, превышающая их собственную высоту более чем в полтора (1,5) раза. Сверхбольшая расстановка характеризуется интервалами между буквами, превышающими их ширину также более чем в полтора раза.

98. Сверхбольшой размер интервалов между строками и (или) словами. Признак локальный, информативный при единичном, малом и большом групповом проявлении. Фиксируется экспертом, когда в исследуемой рукописи наблюдается сверхбольшой размер интервалов между строками и (или) словами. Параметрами определения данных особенностей выступают соответственно: величина свыше тройной высоты строчной буквы без учета застрочных элементов; расстояние более ширины трех двухэлементных букв.

99. Максимально неравномерный наклон почерка. Признак общесистемный, выражается в рукописи наличием письменных знаков, исполненных как с левым, так и с правым наклоном. Исключением являются случаи соответствующей фрагментарности и акцентирования в отдельных словах и предложениях.

100. Ступенчатая или извилистая форма линии письма. Признак общесистемный. Обнаруживает себя в исследуемой рукописи наличием ступенчатой или резко извилистой формы линии письма. В первом случае имеют место резкие отклонения по вертикали условной черты соединения оснований прописных и строчных букв (без учета подстрочных элементов) на участках перехода от одного слова к другому. Во втором случае данная условная черта имеет плавную “синусоидную” конфигурацию.


1 Эти параметры были определены с использованием экспериментальных данных С. М. Вула в пропорциональном отношении от объема текста. См.: Вул С. М. Указ. соч. С. 26.

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей