Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Сергей Акактьев. Морская навигация. 1 Сергей Акатьев навигация на яхте 2013 2 Под общей редакцией О. В. Гончаренко


Название1 Сергей Акатьев навигация на яхте 2013 2 Под общей редакцией О. В. Гончаренко
АнкорСергей Акактьев. Морская навигация.pdf
Дата25.10.2017
Размер7.31 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSergey_Akaktyev_Morskaya_navigatsia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#29882
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8

1
Сергей Акатьев
НАВИГАЦИЯ НА ЯХТЕ
2013

2
Под общей редакцией О.В. Гончаренко.
Сергей АКАТЬЕВ, НАВИГАЦИЯ НА ЯХТЕ.
Практическое пособие.
«Правый галс», 2013, 132 с.
Книга написана с учетом опыта работы Яхтенной школы
Олега Гончаренко и предназначена для подготовки яхтсменов в процессе очного, заочного и самостоятельного обучения.
Содержание материала охватывает объем знаний и навыков от шкипера дневного плавания до яхтенного капитана открытого моря по программам ISSA, IYT, RYA.
©
С.В. Акатьев
, 2013

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
5
БУИ, ОГНИ, МАЯКИ
7
КАРТЫ И ПОСОБИЯ
23
МЕСТО НА КАРТЕ
51
КУРС РУЛЕВОМУ
55
ПРИБРЕЖНОЕ ПЛАВАНИЕ
63
СЧИСЛЕНИЕ МЕСТА
73
ОБСЕРВАЦИИ
81
ЧАРТПЛОТТЕР
103
В ПРИЛИВНЫХ ВОДАХ
111
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ
119
ПРИЛОЖЕНИЕ
125
ПРЕДИСЛОВИЕ
СОДЕРЖАНИЕ

4

5
Navigare
necesse est,
vivere non est necesse…
Слово «навигация» означает просто мореплавание, которое для древних было даже важнее самой жизни. Необходимость заставляла наших предков покидать надежный берег и бросаться в кажущиеся безбрежными просторы. Сейчас таких экстремалов сильно поубавилось в количестве – каждый, отплывающий в море за приключениями, уверен в своем скором возвращении и проблемы настигают тех, кого на языке эпиграфа называют
profanus – «непосвященный», и это еще самый мягкий вариант перевода.
Море не стареет, не становится слабее, добрее или снисходительнее.
Оно не робеет перед депутатскими удостоверениями или прокурорскими погонами. Ему достаточно уважения, понимания и некоторой степени практических навыков, пропорциональных амбициям. В этом случае навигация из общего понятия материализуется в научно-практическое ремесло с элементами творчества, где мастеровитость граничит с искусством.
Деньги, потраченные на покупку яхты, не перечисляются на банковские счета богов моря и ветра, как некоторые полагают. Чем дальше от берега, тем ценнее другой капитал – магнитный компас, навигационная карта и осведомленность в навигации – области человеческих знаний, накопленных за сотни лет современной истории мореплавания.
«Навигация – наука не точная. Для того чтобы вполне
овладеть ею, необходим личный опыт продолжительного
практического плавания…»
Христофор ВРУНГЕЛЬ,
яхтенный адмирал.
ПРЕДИСЛОВИЕ

6

7
БУИ, ОГНИ, МАЯКИ

8
«За буйки не заплывать!» - это сакраментальное предостережение, знакомое всем, открывает тему взаимоотношений моряков с навигационными знаками. Даже тот, кто не планировал стать покорителем океанов, но оказался на надувном матрасе, неожиданно взявшем курс в открытое море, сначала попрощается с буйками ограждения пляжа, затем познакомится с буями, непосредственно относящимися к судоходству. Поэтому не будет большой ошибкой начинать изучение навигации именно с навигационных знаков, расположенных вблизи берега: они, как порог родного дома, символизируют собой начало и конец любого путешествия.
Только самые первые мореплаватели пользовались исключительно естественными ориентирами – мысами и островами. Рукотворные сооружения в помощь навигации начали строиться с незапамятных времен, а упоминание о первом огненном маяке относится к третьему веку до нашей эры. Это –
Александрийский маяк, примечательный еще и тем, что простоял полторы тысячи лет.
В благородном деле помощи заблудшим морякам есть и всемирно известные имена – дед и отец легендарного писателя Роберта Льюиса
Стивенсона строили маяки, 97 из которых служат до сих пор. Итак, к делу.

9
Буи
Современная маркировка прибрежных судоходных путей действует более тридцати лет под контролем Международной Ассоциации Маячных Служб
(МАМС или IALA). Эта система включает в себя знаки шести типов: латеральные знаки, используемые для ограждения правой и левой сторон фарватеров; кардинальные знаки, используемые для ограждения участков водной поверхности или объектов, представляющих опасность; знаки, отмечающие отдельные опасности; знаки безопасной воды, используемые для обозначения начала или конца фарватера, а так же его оси; знаки специального назначения; временные знаки недавно затонувших судов и других новых опасностей.
БУИ, ОГНИ, МАЯКИ

10
1. Латеральные знаки
Латеральные знаки ограждают стороны судового хода – фарватера, имеющего выраженные правую и левую кромки, определяемые по направлению
от моря к берегу. Там, где это направление не совсем очевидно, его просто назначают и указывают на картах одним из специальных знаков:
Буи двух цветов - красного и зеленого расставляются противоположно в двух географических регионах Земли:
- Регион А (обобщенно – восточное полушарие, исключая Японию и
Южную Корею): правая кромка обозначена буями зеленого цвета, левая – красного.
- Регион Б (обобщенно – западное полушарие, исключая
Гренландию), наоборот: правая кромка обозначена буями красного цвета, левая - зеленого.
В темное время суток буй светит огнем соответствующего ему цвета – проблески с периодом 3 секунды - Пр3с (Fl3s).
Буи левой (port-hand markers – PHM)
и правой (starboard-hand markers – SHM) кромок Региона А
с вариантами обозначения на картах.

11
В местах разветвлений фарватера на главный и второстепенный: зеленый буй отмечен красной поперечной полосой – второстепенный фарватер отходит вправо (ночью – две + одна вспышки зеленого огня с периодом 9 секунд); красный буй отмечен зеленой поперечной полосой – второстепенный фарватер отходит влево (ночью – две + одна вспышки красного огня с периодом 9 секунд).
Внимательный читатель заметил, что термин «знак» недавно был заменен на «буй». Это не принципиально: буи входят в общее понятие знаков, которые могут не только плавать закрепленными на якоре, но и быть твердо установленными на грунте с сохранением всех необходимых характеристик цвета и огня.
«Слева – красный, справа – зеленый!»
БУИ, ОГНИ, МАЯКИ

12
2. Кардинальные знаки
Ограждение опасных объектов или участков водной поверхности относительно сторон света – с севера, востока, юга или запада. Легко запомнить принцип расположения топовых фигур и окраски кардинальных знаков. Два треугольника вершинами вверх, как две стрелки, указывающие на север, который всегда находится в верхней части навигационной карты, украшают северный кардинальный знак. Кроме того, направление этих стрелок подсказывает расположение черных полос окраски знака: верхняя половина его – черная, нижняя – желтая. Топовые фигуры южного кардинального знака, как и следовало ожидать, ориентированы вниз, подтверждая и его окраску: желтый верх, черный низ.
Потребуется небольшое напряжение творческой мысли для объяснения конфигурации топовых фигур восточного и западного кардинальных знаков, которые тоже правильно указывают положение черных полос окраски этих знаков. Например, в топовой фигуре западного кардинального знака угадывается лежащая на боку буква W – west. На топовую фигуру восточного знака накладывается буква е – east.
Система устройства огней на кардинальных знаках – еще лучший образец простоты и логичности. Мысленное совмещение представления сторон света с циферблатом стрелочных часов предполагает, что север совпадет с цифрой 12, восток – 3, юг – 6, запад 9. Действительно, восточный кардинальный знак обозначает себя тремя частыми короткими проблесками, обозначенными на карте как Ч(3)10с или Q (3) 10s, иногда очень частыми
ОЧ(3)5с или VQ (3)5s.
Южный кардинальный знак соответствует цифре 6 часов и в темное время суток подает 6 коротких проблесков и один длинный проблеск, который предназначен для отличия от огня западного кардинального буя, тоже имеющего большое количество вспышек на тот случай, если по разным причинам их не удалось сосчитать правильно. Таким образом, огонь южного кардинального знака имеет характеристики часто проблескового огня с длинным проблеском Ч(6)ДлПр15с или Q(6)+LFl 15s, иногда очень часто проблескового с длинным проблеском ОЧ(6)ДлПр10с или VQ(6)+LFl 10s.

13
На девять часов располагается западный кардинальный знак, обозначающий себя девятью частыми проблесками с периодом 15 секунд –
Ч(9)15с или Q(9)15s, иногда очень частыми с периодом 10 секунд –
ОЧ(9)10с или VQ(9)10s.
12 часов соответствуют северному кардинальному знаку. Сосчитать столько проблесков проблематично, поэтому огонь этого знака просто непрерывно мигает с большой частотой: Ч или ОЧ (Q или VQ).
Принцип расстановки знаков кардинальной системы вокруг опасности
соответствует сторонам света, характеристики огней – цифрам часов.
БУИ, ОГНИ, МАЯКИ

14
Буи кардинальной системы ограждения опасностей с вариантами
условных обозначений на картах.

15
3. Знак отдельной опасности
Обозначает отдельную опасность малых размеров. Черный с красной поперечной полосой, топовая фигура – два черных шара. В темное время суток
– два проблеска с периодом 5 секунд - Пр(2)5с или Fl(2)5s.
Два шара вверху как предупреждение тому, кто забудет значение этого
знака - повиснет на нем “balls-up”.
4. Знак безопасной воды
Обозначает ось фарватера, ширина которого не лимитирована.
Окрашен красными и белыми вертикальными полосами, топовая фигура – красный шар. В темное время суток – два длинных проблеска с периодом 6 секунд - ДлПр6с или LFl 6s, иногда буква «А» азбуки Морзе (• ▬).
Может обозначать места разделения нескольких рекомендованных
путей, центр района кругового движения.
БУИ, ОГНИ, МАЯКИ

16
5. Знаки специального назначения
Выставляются в море для обозначения объектов или районов, положение которых указано на картах. Окраска знака – желтая, топовая фигура
– желтый косой крест. В темное время суток светящие знаки подают один желтый проблеск с периодом 5 секунд – Пр5с или Fl 5s.
Специальными знаками могут обозначаться места установки научной
аппаратуры, полигоны, районы свалки грунта, подводные
трубопроводы и кабели, якорные стоянки, линии разделения движения
судов, места выставления рыболовных снастей.
6. Временный буй затонувшего судна
Любая новая опасность, как недавно затонувшее судно, вопрос подъема которого еще не решен, отмечается буем с вертикальными синими и желтыми полосами.
В темное время суток буй подает секундные проблески поочередно
синего и желтого цвета. Racon – D(▬ ● ●).

17
Полезные сайты по теме:
https://www.msq.qld.gov.au/Safety/Iala-buoyage-system.aspx https://www.sailingissues.com/navcourse9.html https://www.working-the-sails.com/maritime_buoyage.html
БУИ, ОГНИ, МАЯКИ

18

19
Маяки
Из всех средств навигационного оборудования (СНО) маяки занимают особое положение в техническом, историческом и культурном аспектах:
● сооружения башенного типа не только функциональны, но и не лишены архитектурной эстетики;
● дальность видимости огней маяков от 10 морских миль и более позволяет им стать главными визуальными ориентирами на большом удалении от берега;
● обслуживание маяков приобрело романтический образ незаменимой пользы человечеству по сути в сочетании с нелюдимостью и отрешенностью по форме. Не все знают, что на маяках смотрителей уже нет – автоматика.
Главными условиями работы маяка являются его точное местоположение и характеристики светосигнального устройства, позволяющие однозначно идентифицировать каждый маяк. Свет мощного маяка ясной ночью видим даже далеко за горизонтом, своим заревом подсвечивая миллионы частиц воды и пыли в атмосфере.
Хорошим морякам никогда не удается увидеть маяк настолько близко
и с такой стороны.
БУИ, ОГНИ, МАЯКИ

20
Световые сигналы маяка могут подаваться в одной из четырех форм:
■ Проблесковый – единственный проблеск; обозначен на карте просто
Пр или Fl. Количество проблесков от двух и более добавляется цифрой в скобках.
■ Затмевающийся - можно представить его как постоянно горящий, но периодически угасаемый. Другими словами – «черный проблеск». Два затмения с периодом 20 секунд на карте обозначаются буквами Зтм(2)20с или
Ос(2)20s.

Изофазный – равные промежутки света и тьмы. Обозначение на картах – с периодом в секундах: Изо5с или Iso5s.
■ Постоянный – непрерывный свет, на картах обозначается буквой П
или F – не путать с проблесковым (Flflash, Ffix). Огни этого типа чаще всего устанавливаются на ведущих створах – двух светящих знаках, обозначающих линию фарватера входа судов в порт.
Опознавание огней маяков и буев.
Маяки на картах обозначаются звездочками с подписанным рядом названием и световыми характеристиками. Оптическая дальность видимости света указывается в морских милях (цифры перед большой буквой M), а высота фонаря над MHWS (стр. 48), обозначается в метрах. Оптическая дальность видимости огня - расстояние, от которого его свет может быть замечен в идеальной видимости без учета кривизны Земли. Она, в зависимости от силы маячного огня может составлять от 6,5 до 37 морских миль. Географическая дальность маяка высотой h метров с высоты глаза наблюдателя 5 метров над уровнем воды:
D (мили) = 2,08 √h(м) + 4,65.
Счет времени периода огня.
Проблесковые (и затмевающиеся) огни идентифицируются числом вспышек и периодом времени. Подсчет вспышек достаточно прост, но пытаться считать секунды на наручных часах в темноте – бесполезной занятие. Поэтому лучше научиться считать секунды с разумной степенью точности в уме, по крайней мере, в пределах 20-секундного интервала. Старый метод проговаривать на нормальной скорости ―тысяча и один, тысяча и два…‖ работает удивительно точно.
Период времени света начинается от начала вспышки и заканчивается, когда та же самая вспышка начинается снова. Это - не 'темный' период между вспышками.

21
Ясной ночью огни видимы достаточно хорошо. На волнении, особенно с борта небольшой яхты бывает трудно утверждать, что это один и тот же огонь наблюдается непрерывно, т.к. свет его периодически закрывается волнами и снова появляется не всегда в ожидаемом месте. Лучшее, что можно сделать - встать с биноклем на рубку перед мачтой. Высота глаза будет увеличена на два метра или около того, и все станет более очевидным. Стоять при идентификации огней - нормальная практика. Сидя в кокпите можно долго не замечать огонь, который уже давно виден, стоя у мачты. GPS делает нас ленивыми и пренебрежительными к большинству визуальных наблюдений.
Нефтяные, газовые платформы и другие сооружения.
Вдали от берега нефтяные буровые платформы и насосные станции стали привычной особенностью морского пейзажа. Они обычно показывают огни, подающий сигнал 'Uniform' (● ● ▬), что в Международном Коде Сигналов означает 'Ваш курс ведет к опасности'. Кроме того, на большом расстоянии от платформ видны их палубные и рабочие огни, факелы сжигания газа.
Нефтяные платформы – отличные навигационные ориентиры, при
условии их достоверного положения на карте.
БУИ, ОГНИ, МАЯКИ

22
Опасности в темноте.
Главная опасность ночной навигации - это удариться о неосвещенные объекты, которые делятся на две категории:
■ Обозначенные на карте. Если бакен или маяк обозначен на карте как несветящий, остается позаботиться о том, чтобы держаться от него подальше.
Это делается либо проходом на большом расстоянии, либо подойти на расстояние видимости и после этого отвернуть в сторону. В электронном чертплоттере можно поставить путевую точку (WPT), которая будет отображать на экране этот невидимый ночью объект.
Как последнее средство, можно выставить впередсмотрящего, но вахтенный один на баке ночью имеет привычку просыпаться от грохота удара форштевня яхты о несветящий буй, и только после этого докладывать о нем.
■ Необозначенные на карте. Они обычно находятся около берега. Никто не может предсказать, что это будет – бочка или рыбацкая лодка. В гаванях это могут быть большие и малые швартовы, боны, неосвещенные плоты и другие, включая самые невероятные, предметы.
Подумайте не раз перед входом в незнакомую гавань в темноте. Это может выглядеть понятным и простым на карте, но без достаточного освещения пути можно наткнуться на неприятные сюрпризы. Осторожные капитаны предпочитают отстояться на якоре до утра.

23
КАРТЫ И ПОСОБИЯ
ПРАВИЛА-КРАТКИЙ ОБЗОР

24
И
менно карты составляют фундаментальную основу навигации, но на них невозможно поместить всю информацию, необходимую для плавания.
Текстовые инструкции по безопасности, переменные данные по приливам и течениям находятся в лоциях и ежегодных альманахах. На мореходной яхте не обойтись без навигационных карт и книг.
Кроме своей прямой функциональности, карты обладают притягательной аурой манящих дальних берегов, что делает их предметом особой заботы и внимания, включая простое перекладывание и разглядывание зимними вечерами.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей