Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Шпоры ФИНАНСЫ. 1. Социально-экономическая сущность финансов Финансы


Скачать 428.5 Kb.
Название1. Социально-экономическая сущность финансов Финансы
АнкорШпоры ФИНАНСЫ.doc
Дата26.10.2017
Размер428.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпоры ФИНАНСЫ.doc
ТипДокументы
#30035
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1.  Социально-экономическая сущность финансов

Финансы – это совокупность  экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Различают централизованные и децентрализованные ФДС.

Главным централизованных ФДС страны является государственных бюджет.

Его отличительные черты:

1) Значимость для государства, потому что в нем отражаются главные доходы и расходы гос-ва.

2) Огромные масштабы несопоставимые ни с каким др. ФДС

3) В основе гос. бюджета заложен принцип единства кассы, который означает отсутствие закрепления расходных статей за конкретными источниками доходных поступлений.

Кроме государственного бюджета к централизованных фондам денежных средств относятся: пенсионный фонд, фонд обязательного мед страхования, фонд социального страхования и др. Централизация возможна не только на государственном уровне, но и на отраслевом уровне (бюджет нефтяной компании), на региональном и территориальном (бюджет Ставропольского края).

Децентрализованные финансы – это ФДС организаций, предприятий и хоз. субъектов.

Сущность финансов проявляется в их функциях: - распределительная, - контрольная.

1. Распределительная проявляется при распределе­нии национального дохода, когда происходит создание так на­зываемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Его первичное распределение означает деление между его создателями. В результате образуются 2 первичные или основные доходы 2-х видов: а) доходы предприятий этой сферы; б) зарплата работников этой сферы. На этом распределение не завершается, а начинается его 2-я стадия – вторичное распределение, т.е. перераспределение между сферами материальными и непроизводственными; внутри сферы; между территориями и между отдельными соц. группами населения. В результате образуются вторичные или производственные доходы.

2. Кон­трольная проявляется в своевременном и действенном контроле за образованием ФДС, за правильным распределением, за целевым эффективным использованием ФДС.

2. Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют след. функции: распре­делительную и контрольную.

1. Распределительная проявляется при распределе­нии национального дохода, когда происходит создание так на­зываемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Его первичное распределение означает деление между его создателями. В результате образуются 2 первичные или основные доходы 2-х видов: а) доходы предприятий этой сферы; б) зарплата работников этой сферы. На этом распределение не завершается, а начинается его 2-я стадия – вторичное распределение, т.е. перераспределение между сферами материальными и непроизводственными; внутри сферы; между территориями и между отдельными соц. группами населения. В результате образуются вторичные или производственные доходы.

2. Кон­трольная проявляется в своевременном и действенном контроле за образованием ФДС, за правильным распределением, за целевым эффективным использованием ФДС.

К прочим функциям относится обеспечивающая и др. Она состоит в своевременном и в полном объеме обеспечении финансовыми ресурсами всех направлений и видов деятельности гос-ва.

3. Финансовая политика гос-ва.

Любое гос-во осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, соц-экономич., финансовую и др. Среди них финансовая политика явл главной, потому что все остальные политики и реформы зависят от успеха в фин. политике, т.е. в современном и полном объеме обеспечении их финансовыми ресурсами.

Под фин. политикой гос-ва понимается совокупность мер осуществляемых гос-вом в области финансов. Фин. политика должна вкл. 3 основные части:

- выбор концепции в области финансов кейнсианства и монетаризма, отличающиеся между собой степенью вмешательства гос-ва в экономику;

- разработка основных направлений по управлению финансов;

- разработка конкретных мер по каждому направлению.

Финансовая политика гос-ва должна разрабатываться на основе след принципов и с учетом факторов ее определяющих:

  1. Научный подход к разработке финансовой политики, а не автоматический перенос зарубежной политики

  2. В основе принимаемых решений должны быть заложены расчеты и ясное предвидение тех последствий, к которым приведут принимаемы решения;

  3. Учет особенностей конкретно-исторического этапа;

  4. В основе принимаемых решений должно быть заложено одновременное увеличение объемов финансовых ресурсов;

  5. Применение 2-х подходов:

-системно-комплексный подход. Системность означает организованность, упорядоченность, подчиненность и др. Комплексность означает широту охвата проблемы, учет множества факторов.

-программно-целевой подход означает, что по отдельным наиболее важным, значимым направления должны разрабатываться и реализовываться целевые комплексные программы, например доступное жилье, реформирования ЖКХ… В США таких программ несколько сотен; в отдельных странах Европы несколько десятков.

Главная задача фин. политики зависти от стадии, на которой находится страна. Для стран, находящихся на эволюционном этапе развития главной задачей фин. политики явл. Сохранение и укрепление существующей системы отношений, например, в таких странах как Великобритания, Япония, Бахрейн и т.д.

Для стран, осуществляющих реформы главными задачами явл обеспечение фин. ресурсами проводимых реформ, снижение темпов инфляции, ускорение роста ВВП, обеспечение полит стабильности и др. задачи.

Результативность фин. политики будет тем выше, чем в большей степени она учитывает особенности конкретно-исторического этапа и интересы всех соц. групп и слоев населения.

4. Финансовая система страны.

Финансовая система - совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

К сферам относятся: государственные финансы, региональные и муниципальные финансы, страхование, Международные валютно-финансовые отношения (МВФО), финансы организаций и предприятий.

Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные звенья.

В составе госфинансов обычно выделяют 3 звена: - гос бюджет; - внебюджетные фонды; - государственный кредит.

Страхование объединяет большое количество отношений, отсюда разделение на звенья: - социальное страхование; медицинское страхование; личное страхование; -имущественное страхование; -страхование экономических рисков; - страхование ответственности

Финансы предприятий и организаций подразделяются на: - коммерческие; - некоммерческие; - Общественные организации.

Любая, даже научно-обоснованная классификация, является условной, потому что зависит от цели и глубины исследования.

При необходимости данную классификацию можно расширить и углубить.

5. Управление финансами: понятие, субъекты и объекты управления, функции управления.

Под управлением понимается совокупность спец. приемов, способов, методов, целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения определенного результата.

В управлении финансами объектами явл фин. отношения по сферам и звеньям фин. системы.

Субъектами явл специальные организационные структуры (органы управления), которые осуществляют управленческое воздействие на объект.

Каждому объекту управления соответствует свой субъект:

- гос. финансами управляют органы фед власти;

- региональными финансами управляют представительными органы власти субъектов федерации;

- муниципальными финансами – местные органы самоуправления;

- страхованием управляют фин. службы страховых компаний;

- фин. организациями – их фин. службы и т.д.

Каждый орган управления использует свои специфические приемы, способы, методы. Однако всем им присущи 3 единых функциональных элементов:

- оперативное управление;

- финансовое планирование и прогнозирование;

- финансовый контроль.

Оперативное управление это совокупность методов и способов, мер по маневрированию фин. ресурсами в целях ликвидации узких мест и решения вновь возникнувших задач.

Фин. планирование – действия по работе и реализации фин. планов разной продолжительности и содержания.

Прогноз – вероятностное суждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Вероятностный подход отличает прогноз от предсказания!

Фин. прогнозирование – вид творческой деятельности, направленной на формулировку прогнозов развития.

3 большие группы:

- Методы экспертных оценок

- методы экстрополяции тенденций

- методы моделирования

Фин. контроль – совокупность специфических приемов, способов, методов по проверке фин. и связанных с ними вопросов.

6. Органы управления финансами.

В управлении финансами участвуют все органы власти и управления в пределах своей компетенции. Законодательные органы власти рассматривают и утверждают гос бюджет, принимают законы в области финансов. Наибольший объем работы по управлению финансами возложен на исполнительные органы власти, особенно на Минфин.

Основные задачи Минфина:

  1. Разработка фин. политики; 2. Составление проекта бюджета и его исполнение

  1. Совместно с Центробанком управление и обслуживание гос долга

  2. Регулирование рынка гос ценных бумаг;

  3. Разработка и реализация единой налоговой политики, бюджетной, валютной, денежно-кредитной и др.

  4. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета;

  5. Др. задачи.

На выполнение этих задач направлены функции Минфина. Деятельность Минфина по решению задач и выполнению функций распространяется по след областям:

Для решения задач в выполнения функций в составе Минфина имеются соответствующие департаменты: Бюджетный департамент, департаменты финансирования отрасли экономики, департаменты налоговых реформ, департаменты гос ценных бумаг и финансового рынка, департамент финансирования программ развития сфер материального производства и др. департаменты.

Министерству финансов подчинены: фед казначейство, фед налоговая служба, фед служба страхового надзора, фед служба финансово-бюджетного надзора, фед служба по финансовому мониторингу.

ФНС призвана обеспечить поступления налоговых доходов в бюджетную систему. ФНС явл фед органом исполнительной власти на которую возложено выработка и проведение единой гос-налоговой политики, взимание налогов и сборов.

ФССН – осуществляет лицензирование страховой деятельности и регулирования страхового рынка, а также др. функции.

ФСФМ – анализирует и передает правоохранительным органам информацию, полученную от коммерческих банков, страховых компаний, от др. кредитных организаций по крупным сделкам с наличными и безналичными деньгами, с ценными бумагами, по сделкам, связанных с оттоком капитала за рубеж.

7. Финансовое планирование: сущность, содержание, формы и методы.

Финансовое планирование – действия по разработке и реализации фин. планов разной продолжительности и содержания.

По продолжительности различают:

- оперативные фин. планы, разрабатываемые на квартал, месяц, декаду, пятидневку, сутки, смену и т.д.

- текущие – на год с поквартальной разбивкой.

- перспективные фин. планы, разрабатываемые на горизонты, превышающие 1 год. Они должны разрабатываться с использованием методов эконом прогнозирования.

Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы:

1. нормативный 2. расчетно-аналитический 3. балансовый 4.  метод оптимизации плановых решений 5. экономико-математическое моделирование.

Нормативный. На основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Зная норматив и объемный показатель можно рассчитать плановый показатель.

Расчетно-Аналитический. На основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.

Балансовый. Путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

Метод оптимизации плановых решений. Разработка нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального. Критерии выбора:

  • минимум приведенных затрат

  • максимум приведенной прибыли

  • минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата

  • минимум текущих затрат

  • минимум времени на оборот капитала

  • максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала

  • максимум рентабельности капитала

  • минимум финансовых потерь.

Экономико-математическое моделирование. Позволяет найти количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через корреляционно-регрессионную модель, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса.

9. Социально-экономическая сущность и роль гос бюджета.

Гос бюджет – сложная категория, поэтому для ее познания необходимо рассмотреть минимум 6 аспектов, а затем синтезировать результаты исследования:

  1. Бюджет – от англ. «мешок с деньгами»;

  2. Гос бюджет – главная финансовая категория, в которой отражаются все др. категории;

  3. Гос бюджет – главное ведущее звено фин. системы страны, тесно взаимосвязанное со всеми др. звеньями и сферами;

  4. Гос бюджет – главный фин. план страны, имеющий силу закона;

  5. По мат содержанию – главный централизованный ФДС;

  6. По соц.-эконом структуре – главное орудие перераспределения нац дохода.

В последние 2-3 десятилетия во всем мире сложились след тенденции в области гос бюджетов:

  1. В расходной части:

а) рост объемов расходов в связи с расширением задач и функции гос-ва.

б) увеличение доли в соц. расходах

2) В доходной част и:

а) рост объемов доходов, вызванный необходимостью покрывать растущие расходы.

б) увеличение доли налоговых доходов.

Бюджет играет важную экономическую социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Использую средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных и приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение нац. дохода между отраслями.

Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью, например из промышленности в с/х.

10. Характеристика расходов гос бюджетов зарубежных стран.

Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В последние десятилетия во всем мире сложились следующие тенденции в государственных бюджетах в расходной части:

- Рост объёмов расходов, связанных с расширением функций и задач государства;

- Увеличение доли социальных доходов.

В доходной части:

- Рост доходов, вызванный необходимостью покрывать растущие расходы;

- Увеличение доли налоговых доходов.

В международной практике принято классифицировать расходы государственного бюджета по 5 группам:

1. Военные расходы. В среднем составляют от 20% до 40% всех расходов. Включают:

а) прямые – содержание и обучение личного состава, разработка вооружений, научные исследования, содержание милитаристских блоков;

б) косвенные – репарации, контрибуции, пенсии и пособия инвалидам войн и семьям погибших;

2. Вмешательство в экономику. В зависимости от финансовой политики государства могут составлять от 25% до 50% всех расходов. Включают: финансирование отдельных отраслей, поддержку малого и среднего бизнеса, финансовую поддержку отдельных территорий;

3. Социальные расходы. Включают: финансирование отдельных форм образования, здравоохранения, социального обеспечения;

4. Содержание государственного аппарата управления. Должно составлять 3% - 5% от всех расходов. Включают: расходы на содержание всех органов власти, правоохранительных органов, прокуратуры, а в отдельных странах – королевских и императорских семей;

5. Субсидии и кредиты развивающимся странам.

Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели — обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.

11. Характеристика доходов гос бюджетов зарубежных стран.

Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходы государственного бюджета включает 3 группы:

- Налоговые доходы;

- Неналоговые доходы;

- Прочие доходы.

В любой стране ведущее место (около 84%) занимают налоговые доходы. Самым общим в мире является следующее определение: налог – обязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в заранее установленные законом сроки и размерах. Законодательством каждой страны регламентированы: перечень налогов, налоговые ставки, порядок внесения, объект налогообложения, плательщики, штрафы и другие элементы.

Самым общим в мире является деление налогов на: прямые – устанавливаются на объект (налог на прибыль, на имущество, на доходы и др.); косвенные – входят в цену товара (НДС  Дополнительно, акцизы  Дополнительно, ввозные таможенные пошлины  Дополнительно.

В высокоразвитых странах преобладают прямые налоги, в менее развитых – косвенные. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Неналоговые доходы составляют около 10% и включают:

а) доходы от приватизации государственного имущества, его продажи, сдачи в аренду или другой вид пользования;

б) доходы от оказания платных услуг органами государственной власти;

в) другие доходы (например, от конфискации имущества).

Прочие доходы составляют 6% и включают: безвозмездную помощь международных организаций (Всемирная организация здравоохранения, Гринпис), правительств иностранных государств, а также отдельных юридических и физических лиц.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей