1. Социально-экономическая сущность финансов
Финансы – это совокупность экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Различают централизованные и децентрализованные ФДС.
Главным централизованных ФДС страны является государственных бюджет.
Его отличительные черты:
1) Значимость для государства, потому что в нем отражаются главные доходы и расходы гос-ва.
2) Огромные масштабы несопоставимые ни с каким др. ФДС
3) В основе гос. бюджета заложен принцип единства кассы, который означает отсутствие закрепления расходных статей за конкретными источниками доходных поступлений.
Кроме государственного бюджета к централизованных фондам денежных средств относятся: пенсионный фонд, фонд обязательного мед страхования, фонд социального страхования и др. Централизация возможна не только на государственном уровне, но и на отраслевом уровне (бюджет нефтяной компании), на региональном и территориальном (бюджет Ставропольского края).
Децентрализованные финансы – это ФДС организаций, предприятий и хоз. субъектов.
Сущность финансов проявляется в их функциях: - распределительная, - контрольная.
1. Распределительная проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Его первичное распределение означает деление между его создателями. В результате образуются 2 первичные или основные доходы 2-х видов: а) доходы предприятий этой сферы; б) зарплата работников этой сферы. На этом распределение не завершается, а начинается его 2-я стадия – вторичное распределение, т.е. перераспределение между сферами материальными и непроизводственными; внутри сферы; между территориями и между отдельными соц. группами населения. В результате образуются вторичные или производственные доходы.
2. Контрольная проявляется в своевременном и действенном контроле за образованием ФДС, за правильным распределением, за целевым эффективным использованием ФДС.
2. Функции финансов
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют след. функции: распределительную и контрольную.
1. Распределительная проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Его первичное распределение означает деление между его создателями. В результате образуются 2 первичные или основные доходы 2-х видов: а) доходы предприятий этой сферы; б) зарплата работников этой сферы. На этом распределение не завершается, а начинается его 2-я стадия – вторичное распределение, т.е. перераспределение между сферами материальными и непроизводственными; внутри сферы; между территориями и между отдельными соц. группами населения. В результате образуются вторичные или производственные доходы.
2. Контрольная проявляется в своевременном и действенном контроле за образованием ФДС, за правильным распределением, за целевым эффективным использованием ФДС.
К прочим функциям относится обеспечивающая и др. Она состоит в своевременном и в полном объеме обеспечении финансовыми ресурсами всех направлений и видов деятельности гос-ва.
3. Финансовая политика гос-ва.
Любое гос-во осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, соц-экономич., финансовую и др. Среди них финансовая политика явл главной, потому что все остальные политики и реформы зависят от успеха в фин. политике, т.е. в современном и полном объеме обеспечении их финансовыми ресурсами.
Под фин. политикой гос-ва понимается совокупность мер осуществляемых гос-вом в области финансов. Фин. политика должна вкл. 3 основные части:
- выбор концепции в области финансов кейнсианства и монетаризма, отличающиеся между собой степенью вмешательства гос-ва в экономику;
- разработка основных направлений по управлению финансов;
- разработка конкретных мер по каждому направлению.
Финансовая политика гос-ва должна разрабатываться на основе след принципов и с учетом факторов ее определяющих:
Научный подход к разработке финансовой политики, а не автоматический перенос зарубежной политики
В основе принимаемых решений должны быть заложены расчеты и ясное предвидение тех последствий, к которым приведут принимаемы решения;
Учет особенностей конкретно-исторического этапа;
В основе принимаемых решений должно быть заложено одновременное увеличение объемов финансовых ресурсов;
Применение 2-х подходов:
-системно-комплексный подход. Системность означает организованность, упорядоченность, подчиненность и др. Комплексность означает широту охвата проблемы, учет множества факторов.
-программно-целевой подход означает, что по отдельным наиболее важным, значимым направления должны разрабатываться и реализовываться целевые комплексные программы, например доступное жилье, реформирования ЖКХ… В США таких программ несколько сотен; в отдельных странах Европы несколько десятков.
Главная задача фин. политики зависти от стадии, на которой находится страна. Для стран, находящихся на эволюционном этапе развития главной задачей фин. политики явл. Сохранение и укрепление существующей системы отношений, например, в таких странах как Великобритания, Япония, Бахрейн и т.д.
Для стран, осуществляющих реформы главными задачами явл обеспечение фин. ресурсами проводимых реформ, снижение темпов инфляции, ускорение роста ВВП, обеспечение полит стабильности и др. задачи.
Результативность фин. политики будет тем выше, чем в большей степени она учитывает особенности конкретно-исторического этапа и интересы всех соц. групп и слоев населения.
4. Финансовая система страны.
Финансовая система - совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
К сферам относятся: государственные финансы, региональные и муниципальные финансы, страхование, Международные валютно-финансовые отношения (МВФО), финансы организаций и предприятий.
Внутри каждой сферы финансовой системы выделяются отдельные звенья.
В составе госфинансов обычно выделяют 3 звена: - гос бюджет; - внебюджетные фонды; - государственный кредит.
Страхование объединяет большое количество отношений, отсюда разделение на звенья: - социальное страхование; медицинское страхование; личное страхование; -имущественное страхование; -страхование экономических рисков; - страхование ответственности
Финансы предприятий и организаций подразделяются на: - коммерческие; - некоммерческие; - Общественные организации.
Любая, даже научно-обоснованная классификация, является условной, потому что зависит от цели и глубины исследования.
При необходимости данную классификацию можно расширить и углубить.
5. Управление финансами: понятие, субъекты и объекты управления, функции управления.
Под управлением понимается совокупность спец. приемов, способов, методов, целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения определенного результата.
В управлении финансами объектами явл фин. отношения по сферам и звеньям фин. системы.
Субъектами явл специальные организационные структуры (органы управления), которые осуществляют управленческое воздействие на объект.
Каждому объекту управления соответствует свой субъект:
- гос. финансами управляют органы фед власти;
- региональными финансами управляют представительными органы власти субъектов федерации;
- муниципальными финансами – местные органы самоуправления;
- страхованием управляют фин. службы страховых компаний;
- фин. организациями – их фин. службы и т.д.
Каждый орган управления использует свои специфические приемы, способы, методы. Однако всем им присущи 3 единых функциональных элементов:
- оперативное управление;
- финансовое планирование и прогнозирование;
- финансовый контроль.
Оперативное управление это совокупность методов и способов, мер по маневрированию фин. ресурсами в целях ликвидации узких мест и решения вновь возникнувших задач.
Фин. планирование – действия по работе и реализации фин. планов разной продолжительности и содержания.
Прогноз – вероятностное суждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Вероятностный подход отличает прогноз от предсказания!
Фин. прогнозирование – вид творческой деятельности, направленной на формулировку прогнозов развития.
3 большие группы:
- Методы экспертных оценок
- методы экстрополяции тенденций
- методы моделирования
Фин. контроль – совокупность специфических приемов, способов, методов по проверке фин. и связанных с ними вопросов.
6. Органы управления финансами.
В управлении финансами участвуют все органы власти и управления в пределах своей компетенции. Законодательные органы власти рассматривают и утверждают гос бюджет, принимают законы в области финансов. Наибольший объем работы по управлению финансами возложен на исполнительные органы власти, особенно на Минфин.
Основные задачи Минфина:
Разработка фин. политики; 2. Составление проекта бюджета и его исполнение
Совместно с Центробанком управление и обслуживание гос долга
Регулирование рынка гос ценных бумаг;
Разработка и реализация единой налоговой политики, бюджетной, валютной, денежно-кредитной и др.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета;
Др. задачи.
На выполнение этих задач направлены функции Минфина. Деятельность Минфина по решению задач и выполнению функций распространяется по след областям:
Для решения задач в выполнения функций в составе Минфина имеются соответствующие департаменты: Бюджетный департамент, департаменты финансирования отрасли экономики, департаменты налоговых реформ, департаменты гос ценных бумаг и финансового рынка, департамент финансирования программ развития сфер материального производства и др. департаменты.
Министерству финансов подчинены: фед казначейство, фед налоговая служба, фед служба страхового надзора, фед служба финансово-бюджетного надзора, фед служба по финансовому мониторингу.
ФНС призвана обеспечить поступления налоговых доходов в бюджетную систему. ФНС явл фед органом исполнительной власти на которую возложено выработка и проведение единой гос-налоговой политики, взимание налогов и сборов.
ФССН – осуществляет лицензирование страховой деятельности и регулирования страхового рынка, а также др. функции.
ФСФМ – анализирует и передает правоохранительным органам информацию, полученную от коммерческих банков, страховых компаний, от др. кредитных организаций по крупным сделкам с наличными и безналичными деньгами, с ценными бумагами, по сделкам, связанных с оттоком капитала за рубеж.
7. Финансовое планирование: сущность, содержание, формы и методы.
Финансовое планирование – действия по разработке и реализации фин. планов разной продолжительности и содержания.
По продолжительности различают:
- оперативные фин. планы, разрабатываемые на квартал, месяц, декаду, пятидневку, сутки, смену и т.д.
- текущие – на год с поквартальной разбивкой.
- перспективные фин. планы, разрабатываемые на горизонты, превышающие 1 год. Они должны разрабатываться с использованием методов эконом прогнозирования.
Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы:
1. нормативный 2. расчетно-аналитический 3. балансовый 4. метод оптимизации плановых решений 5. экономико-математическое моделирование.
Нормативный. На основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Зная норматив и объемный показатель можно рассчитать плановый показатель.
Расчетно-Аналитический. На основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.
Балансовый. Путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.
Метод оптимизации плановых решений. Разработка нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального. Критерии выбора:
минимум приведенных затрат
максимум приведенной прибыли
минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата
минимум текущих затрат
минимум времени на оборот капитала
максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала
максимум рентабельности капитала
минимум финансовых потерь.
Экономико-математическое моделирование. Позволяет найти количественное выражение взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через корреляционно-регрессионную модель, которая представляет собой точное математическое описание экономического процесса.
9. Социально-экономическая сущность и роль гос бюджета.
Гос бюджет – сложная категория, поэтому для ее познания необходимо рассмотреть минимум 6 аспектов, а затем синтезировать результаты исследования:
Бюджет – от англ. «мешок с деньгами»;
Гос бюджет – главная финансовая категория, в которой отражаются все др. категории;
Гос бюджет – главное ведущее звено фин. системы страны, тесно взаимосвязанное со всеми др. звеньями и сферами;
Гос бюджет – главный фин. план страны, имеющий силу закона;
По мат содержанию – главный централизованный ФДС;
По соц.-эконом структуре – главное орудие перераспределения нац дохода.
В последние 2-3 десятилетия во всем мире сложились след тенденции в области гос бюджетов:
В расходной части:
а) рост объемов расходов в связи с расширением задач и функции гос-ва.
б) увеличение доли в соц. расходах
2) В доходной част и:
а) рост объемов доходов, вызванный необходимостью покрывать растущие расходы.
б) увеличение доли налоговых доходов.
Бюджет играет важную экономическую социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Использую средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных и приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение нац. дохода между отраслями.
Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью, например из промышленности в с/х.
10. Характеристика расходов гос бюджетов зарубежных стран.
Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В последние десятилетия во всем мире сложились следующие тенденции в государственных бюджетах в расходной части:
- Рост объёмов расходов, связанных с расширением функций и задач государства;
- Увеличение доли социальных доходов.
В доходной части:
- Рост доходов, вызванный необходимостью покрывать растущие расходы;
- Увеличение доли налоговых доходов.
В международной практике принято классифицировать расходы государственного бюджета по 5 группам:
1. Военные расходы. В среднем составляют от 20% до 40% всех расходов. Включают:
а) прямые – содержание и обучение личного состава, разработка вооружений, научные исследования, содержание милитаристских блоков;
б) косвенные – репарации, контрибуции, пенсии и пособия инвалидам войн и семьям погибших;
2. Вмешательство в экономику. В зависимости от финансовой политики государства могут составлять от 25% до 50% всех расходов. Включают: финансирование отдельных отраслей, поддержку малого и среднего бизнеса, финансовую поддержку отдельных территорий;
3. Социальные расходы. Включают: финансирование отдельных форм образования, здравоохранения, социального обеспечения;
4. Содержание государственного аппарата управления. Должно составлять 3% - 5% от всех расходов. Включают: расходы на содержание всех органов власти, правоохранительных органов, прокуратуры, а в отдельных странах – королевских и императорских семей;
5. Субсидии и кредиты развивающимся странам.
Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели — обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.
11. Характеристика доходов гос бюджетов зарубежных стран.
Доходы бюджетов — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходы государственного бюджета включает 3 группы:
- Налоговые доходы;
- Неналоговые доходы;
- Прочие доходы.
В любой стране ведущее место (около 84%) занимают налоговые доходы. Самым общим в мире является следующее определение: налог – обязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в заранее установленные законом сроки и размерах. Законодательством каждой страны регламентированы: перечень налогов, налоговые ставки, порядок внесения, объект налогообложения, плательщики, штрафы и другие элементы.
Самым общим в мире является деление налогов на: прямые – устанавливаются на объект (налог на прибыль, на имущество, на доходы и др.); косвенные – входят в цену товара (НДС Дополнительно, акцизы Дополнительно, ввозные таможенные пошлины Дополнительно.
В высокоразвитых странах преобладают прямые налоги, в менее развитых – косвенные. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Неналоговые доходы составляют около 10% и включают:
а) доходы от приватизации государственного имущества, его продажи, сдачи в аренду или другой вид пользования;
б) доходы от оказания платных услуг органами государственной власти;
в) другие доходы (например, от конфискации имущества).
Прочие доходы составляют 6% и включают: безвозмездную помощь международных организаций (Всемирная организация здравоохранения, Гринпис), правительств иностранных государств, а также отдельных юридических и физических лиц. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |