Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

реферат социология. 1 Социология как наука об обществе


Скачать 32.56 Kb.
Название1 Социология как наука об обществе
Дата06.12.2019
Размер32.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат социология.docx
ТипРеферат
#65633
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Тема 1: «Социология как наука об обществе»


Содержание
Введение…………………..…………………………..……………………..……...3

1.Возникновение социологии как науки……………………….…….…………...4

2.Основные направления развития социологии в конце 20начале 21 вв………11

Заключение………………………………………………………………………...17

Список использованной литературы……………………………………….……18

Введение


В современном обществе каждый образованный гражданин должен располагать хотя бы базовым представлением о социологии. В нынешнем обществе, возрастает потребность в гражданском образовании. Это нужно каждому, чтобы научиться жить в условиях идеологического плюрализма, научиться защищать свою гражданскую позицию, уважать культуру иных народов, быть толерантным к другим воззрениям, видеть в человеке человека независимо от его национальной принадлежности, политических и эстетических предпочтений, культурных приоритетов, быть активным гражданином демократического государства.

Социология – относительно молодая, постоянно развивающаяся наука. Этим объясняется множественность подходов к определению её предмета и сущности как самостоятельной отрасли научного знания.

Социология — это наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин "социология", созданный из соединения латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение).

С появлением социологии раскрылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, постижения её жизненных целей, интересов, потребностей. Причём социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Это дает возможность осмыслить и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей, групп, индивидов и их результаты. Тем более, что в нынешних условиях многие люди испытывают чувство страха, которое вызвано их неумением разобраться в сложных проблемах жизни, в социальных явлениях. Это препятствует их созидательной деятельности. Цель социологии состоит в том, чтобы помочь людям изменить в лучшую сторону общество, в котором они живут.

1. Возникновение социологии как науки


С древнейших времен человек интересовался не только загадками и явлениями окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемами, которые были связанные с его собственным существованием среди других людей.

Истоки социологии можно обнаружить в рассуждениях ученых и мудрецов в мудрых, с философским подтекстом советах по разнообразным житейским вопросам. Примером таких рассуждений являются книги философов даосской школы Маоцзы, в которых были предприняты попытки на основе наблюдений и размышлений установить пути оптимального правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с максимальной пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" предопределяют, в частности, порядок общественной жизни, который нужен для того, чтобы достичь могущества правителей и счастья для всех живущих людей [4].

Античная мысль дала новый толчок изучениям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе.

Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которых безусловно можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамсю Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень — вот далеко полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проблемы человеческих отношений в обществе.

Чуть позже деятели эпохи Просвещения в корне поменяли взгляд общества и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, ЖанЖак Руссо, Вольтер начинают подвергать анализу структуру общества, находить истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах.

Осознание необходимости исследования социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования возникло относительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдалось бездействие и весьма значительное отставание.

Действием к изучению социальных вопросов стало развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий [7].

В первый раз слово "социология", означающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Как и другие мыслители того времени, Огюст Конт был под влиянием крупных успехов в области естественных наук. Рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп). Прогресс он рассматривал как применение знаний об обществе, прежде всего для решения конкретных проблем, устремленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, на его взгляд, наблюдалось отставание от других наук.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. По его мнению, этот организм работал согласно с жестокими законами, аналогично закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт делил на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Историческая и научная роль Огюста Конта заключается, прежде всего, в том, что проблему исследования общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, который дал бы возможность исчерпывающе изучать закономерности общественного развития. Он провел полную аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже начальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Социология О. Конта представлена в трех разделах «социальной физики»: учение об условиях существования общества, учение об изменении социальных систем, программа социального действия. Учение об условиях существования общества - первый раздел позитивной социологии О. Конта, называется «социальной статикой», в которой О. Конт рассматривает основные социальные институты: семью, государство, религия. Базовой ячейкой общества является семья, которая представляет собой своеобразную «субстанцию» социума. «Социальная статика» – это теория общественного порядка, рассматривающая общество как органическое целое, изучающая условия существования и законы функционирования общественной системы.

Учение об изменении социальных систем – второй раздел позитивной социологии, О. Конт называет «социальной динамикой», которая изучает законы развития и изменения социальных систем.

Представление об общественном прогрессе является ведущим в «социальной динамике» и совершается по «закону трех стадий». Закон трех стадий (теологической, метафизической, позитивной) был впервые сформулирован О. Контом в работе «Система позитивной политики».

Рассматривая современную ему политическую борьбу, О. Конт утверждал, что феодально-монархические принципы являются выражением теологического состояния политики («доктрина королей»). Королевская власть покоится на идее божественного права. Теологическая стадия (до 1300 года) делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм.

Метафизическое состояние политики отражает, по мнению Конта, революционно-демократическое движение («доктрина народов»); абстрактные рассуждения о равноправии людей приводят к революции. Метафизическая стадия (1300-1800 года) является переходной, поскольку на данной стадии происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской.

И, наконец, постепенное рождение «позитивной» стадии (XIX век) привело к распространению идей альтруизма, социальности и «позитивной» философии. Его собственная «позитивная» политическая доктрина рассматривает социальное состояние таким, каково оно есть, то есть считает его «не подлежащим объяснению» [9, с. 106.].

Закон трех стадий – краеугольный камень контовской социальной динамики – является одновременно историческим и логическим законом: три стадии развития человеческого ума соответствуют трем аналогичным стадиям развития истории.

Социальная динамика должна приводить к гармонизации и прогрессу общественной жизни. О. Конт выделял первичные и вторичные факторы, влияющие на социальный прогресс: первичные – духовное, умственное развитие: вторичные – раса, климат, прирост населения, среднюю продолжительность жизни. Кроме того, О. Конт разделял прогресс по определённым сферам: материальная (внешнее улучшение жизни); физическая (улучшение человеческой природы); интеллектуальная (развивается интеллект переходом от религиозного мировоззрения к научному); моральная (развитие чувства коллективности). Социальная динамика О. Конта предполагает действие закона трех стадий, который говорит о том, что три стадии развития человеческого мышления сходны с тремя стадиями развития истории.

Третий раздел своей социологии О. Конт называет «социальной политикой», призванной реализовать позитивистские принципы гармонии и общественного порядка. Основной ее тезис - это превращение «позитивной философии» в религию всего человечества.

Возникновение позитивизма связывают с появлением шеститомного «Курса положительной философии», издававшегося О. Контом с 1830 по 1842 год. «Между тем этот труд явился всего лишь конкретизацией тех идей, которые были сформулированы Контом в его более раннем произведении – «План научных работ, необходимых для преобразования общества», – впервые опубликованном небольшим тиражом в 1822 году и переизданном затем в 1824 году под названием «Система позитивной политики» в качестве третьей части «Катехизиса промышленников» Сен-Симона. Содержание этой работы Конта раскрывает классовые корни позитивизма и свидетельствует о том, что позитивизм первоначально возник как политическая доктрина достигшей господства буржуазии» [4]. Следует заметить, что

Классический период развития социологии. Истинное развитие и признание социология обрела только тогда, когда разработали и сформулировали основные научные концепции, и появилась возможность создания теоретических основ исследования социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии относится трем выдающимся мыслителям, которые жили и творили в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

К. Маркс в первый раз представил общество как продукт исторического развития, как стремительно развивающуюся структуру. Он доказал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Социология Макса Вебера. Одним из основных пунктов теории Макса Вебера было выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе социального действия, которое стало основанием и результатом системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, в соответствии учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют совместно, так как их поступки осознанны, разумны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Следовательно, осмысленное поведение, вследствие которого достигаются индивидуальные цели, может привести к тому, что человек действует как социальное существо, в объединениях с другими, достигая при этом существенного прогресса во взаимодействии с окружающей средой [9].

Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (18581917) родоначальник французской социологической школы. Он пытался, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм полагал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от воздействий отдельных индивидов. Сплачиваясь в группы, люди незамедлительно принимаются покоряться правилам и нормам, которые он нарекли "коллективным сознанием". Каждая социальная единица — это часть общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо действующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял исследованию таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, потом было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Только в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.
2. Основные направления развития социологии в конце 20начале 21 вв.


Изучение процесса становления и утверждения социологии как науки в XIX — начале XX в. показывает, что она прошла сложный и долгий путь, пока не получила общественного признания. Временной лаг, отделяющий признание обществом ее научного статуса от провозглашения социологии в качестве самостоятельной науки (О. Конт), которая имеет свой предмет, метод, "гнездо" центральных и актуальных для общества проблем, круг основных понятий (категорий), составляет примерно три четверти века (с 1830х гг. до рубежа 1910—1920х гг.). Именно в конце XIX – начале XX в. начали возникать социологические кафедры и факультеты в университетах, выпускать первые социологические журналы, возникать ассоциации и сообщества социологов, что означало на деле институционализацию социологической науки, т.е. общественное признание ее ценности и необходимости [5].

Почему, именно период XIX — начало XX в. признано считать классическим этапом в становлении и развитии мировой социологической науки?

Во-первых, потому, что в этот период сформулированы идеи и концепции, которые стали "классическими", т.е. своего рода инвариантными для социологической науки, ее оригинальным неделимым и неразменным фондом, основой для дальнейших теоретических и эмпирических построений. Вне идей и концепций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и ряда других представителей социологической науки ее дальнейшее развитие в XX, а теперь уже и в XXI вв. было бы невозможным.

С учетом этого условия важное значение истории западной социологии XIX — начала XX в., ее классического этапа, заключается в том, что в его рамках возникли основные социологические школы и течения, направления и концепции, которые составили базис развития социологии в XX в. и, есть все основания надеяться, в XXI в. также. По сути, речь идет о трех основных парадигмах, которые обусловили дальнейшее развитие социологической науки: позитивизме, марксизме, веберианстве.

Во-вторых, потому, в этот период социологии возникли и получили научно-статусное утверждение ее основные понятия и категории к ним можно: общество, социальный факт, социальная связь, социальное отношение, социальная система, социальное действие, социальное поведение, социальный институт, социальная группа и др.

Подавляющее большинство названных понятий и категорий возникло, путем добавления слова "социальный" — на этимологическом уровне, а в содержательном плане — в силу необходимости изучать проблемы действия, поведения, функционирования и т.д. разных субъектов деятельности в системе социальных связей и отношений. Можно обозначить, что в XX в. упомянутые понятия и категории были обогащены новым содержанием.

Названные выше понятия и категории рассматривались преимущественно в рамках теоретической социологии, которая оставалась на протяжении всего классического этапа доминирующим направлением развития. Тем не менее, они уже содержали в себе возможность их использования в процессе перехода к эмпирическим исследованиям. Именно это произошло в 1920—1930е гг., когда эмпирическая социология стала очень активно утверждать себя в десятках, сотнях конкретных изысканий [2].

В-третьих, потому, в период становления и развития мировой социологии оказались вовлеченными, иногда независимо друг от друга, различные страны "классического" капитализма. Это в первую очередь Англия, Франция, Германия, затем — Италия, Австрия, США. Процессы возникновения и институционализации социологии проходили в них относительно синхронно, но они различались между собой. В одних случаях их патронировало государство, в других — благотворительные организации и спонсоры, одни университеты приветствовали создание социологических структур, в других не хотели даже слышать и принимать термин "социология".

Так, в конце XIX — начале XX в. возникли первые социологические кафедры и факультеты в Чикагском университете (США), Сорбонне (Франция), Лондонском университете (Англия). Они возглавлялись соответственно А. Смоллом (Чикаго), Э. Дюркгеймом (Париж), Л. Хобхаузом (Лондон). Если в США (уже в 1901 г. курсы социологии предложили студентам в 169 университетах и колледжах) и во Франции основание кафедр и факультетов социологии реализовать путем их государственной поддержки, то появление в 1907 г. кафедры социологии в Лондонском университете и утверждение академического статуса этой дисциплины происходило за счет благотворительной деятельности. Вместе с тем в этой же Англии в университетах Кембриджа и Оксфорда социологические подразделения открылись намного позднее, потому что предпочтение было отдано антропологии и этнографим. Социологические курсы начали читаться в них с большим опозданием — в сравнении со многими другими университетами [1].

В Германии, ситуация с преподаванием социологии оказалась еще хуже, так как на философских факультетах было "табу" на эту науку. Несмотря на работы Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера, которые имели антипозитивистское направление, в целом в университетах Германии социология воспринималась как исключительно позитивистская дисциплина, к тому же связанная с пропагандой социалистических взглядов, а это было непозволительно в условиях крайнего теоретико-идеологического консерватизма.

В упомянутых выше европейских странах и США являлись первые центры социологических исследований: Лондонское социологическое общество — 1903 г., Немецкое социологическое общество — 1909 г., Американское социологическое общество — 1905 г. Это содействовало социологическому сближению различных стран и формированию способов и форм их международного сотрудничества. В1894 г. в Париже состоялся первый конгресс Международного института социологии, на котором провозгласили основание этого учреждения (Международный институт социологии есть и теперь и, так как и ранее, проводит свои конгрессы). На первом конгрессе были Ф. Теннис, Г. Зиммель, Л. Уорд, Л. Гумплович, Г. Тард, А. Смолл, Ф. Гиддингс, русский социолог М. Ковалевский и др. У института былевой печатный орган — "Международное социологическое обозрение" ("Revue Internationale de Sociologie"), в первый раз издавшее свои материалы в 1893 г.

В-четвертых, в период рассматриваемого этапа идет формирование тождества европейской социологии. В этот период складываются, как говорит об этом французский социолог Р. Будон, характерные особенности европейской социологии, которые характеризуют ее в качестве определенной единой и идентичной системы, которая обладает общим направлением развития. Это те особенности, какие отличали европейскую социологию от американской. В качестве самой основной из них можно назвать заинтересованность к обнаружению закономерностей развития общества, его глобальным теоретическим проблемам.

Чтобы лучше уяснить смысл классического этапа социологической науки для ее дальнейшего развития, можно попробовать провести отдельную аналогию между процессами, которые совершаются в социологии и других науках, прежде всего естественных. Например, физика. Ее современные представители почти никогда не ссылаются на И. Ньютона, который сформулировал основные физические законы для макромира (законы механики), очень редко ссылаются на А. Эйнштейна, автора теории относительности и множества открытий в области квантовой теории света. Но представить физика наших дней, который не изучал бы того и другого, невозможно. Оба ученых, их труды и открытия — в том самом золотом запасе физической науки, которым определяется становление ее потенциала.

Нечто аналогичное происходит на сегодняшний день и в социологической науке, хотя, к примеру. Конта по его значению для нее трудно сравнить с Ньютоном и его местом в физике, а, скажем, Вебера с этой же точки зрения — с Эйнштейном. Конта в социологии цитируют пока еще чаще, чем Ньютона — в физике, а без ссылок на Вебера редко когда обходится серьезная социологическая публикация. Но, возможно, в социологии придет такое время (судя по тенденциям ее формирования, это может случиться в первой половине XXI в.), когда Конта, действительно, будут вспоминать очень мало и редко. Тем не менее, его идеи, прежде всего сформулированные им положения и принципы позитивизма, навек останутся неотъемлемой частью золотого запаса науки, которой он отдал всю свою жизнь.

Особенно большой и серьезный вклад в становление и развитие эмпирической социологии внесла Чикагская школа социологов. Основателем и первым деканом социологического факультета был Смолл. Первыми лидерами Чикагской школы были –Винсент, Хендерсон, Томас. Значительный вклад внесли – Уорд, Самнер, Гиддингс, Кули. Последний лидер школы – Парк.

Их заслуга состояла в эмпирическом социологическом исследовании процессов индустриализации и урбанизации в таком крупном промышленном городе, как Чикаго, который они называли социальной лабораторией. В центре их эмпирических исследований были рост городов, жизнь общин сельских и иностранных мигрантов, проблемы их адаптации к городской среде, социализации личности, семьи, общины, девиантного (отклоняющегося) поведения, преступности, бродяжничества и др [7].

Чикагская школа занимала лидирующие место в социологии в период с 1915 по 1935 год.

Большое значение имело и проникновение социологии в производственную сферу, и развитие индустриальной социологии и социологии управления. Особую роль здесь сыграл так называемый Хоторнский эксперимент, проведенный американским социологом Э. Майо, который в конце 20х – начале 30х годов осуществлял свои исследования на предприятиях Вестерн Электрик Компани. Его значение состоит, прежде всего, в том, что на основе изучения влияния таких факторов, как заработная плата, условия труда, межличностные отношения, стиль руководства и др., на производительность труда, он наглядно показал особо важную роль личностного и группового фактора на промышленном предприятии.

Заключение
Любые знания людей об окружающем их мире может называться наукой лишь тогда, когда есть отчетливо установленный предмет исследования, система знаний, касающихся этого предмета, а также категориальный аппарат, который описывает сущностные основы данного предмета.

Многие современные науки основывали свой предмет и систему знаний вследствие продолжительного исторического периода. В самом начале этого пути мы встречаемся с мыслями и идеями, которые отписывают предмет науки исключительно на уровне обыденного знания. Тем не менее, в дальнейшем эти знания выступают в качестве основ науки, ростков новых направлений развития человеческой мысли.

В современном мире достижения и облик каждого общества зависят лишь от самих людей, от их гражданской и социальной активности, желания сохранять свое человеческое достоинство, от приверженности демократии и общечеловеческим ценностям, от трудолюбия, проявления терпимости и сострадания к другим людям.

Лишь от нас зависит формирование такого общества, где основной целью экономики, политики, культуры является человек, его способности и возможности творческого развития.

Список использованной литературы

Батыгин Г.С. Огюст Конт: взгляд из России / Ред.сост. К.Х. Делокаров, Б.М. Шахматов. М.: Изд во РАГС, 2000 (рецензия на книгу) // Социологический журнал. 2001. №4. – С. 2832.
2. Габдуллина К., Раисов Е. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Алматы: «Нурпресс», 2005 – 202 с.

3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.

4. Добреньков, В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: ИНФРАМ, 2007. – 624с.

5. Конт О. Дух позитивной философии // Западноевропейская социология XIX века: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. Составитель: В.П. Трошкина. М.: Изд. Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. – 280 с.

6. Кравченко А.И., Анарин В.Ф. Социология: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2005. – 432с.

7. Общая социология. Зборовский Г.Е. 3е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2004. 592 с.

8. Социология. Конспект лекций Автор: Мирошниченко И.В. Издательство: АПриор, 2009 г.

9. Социология: Учебное пособие Авторы: Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т. Издательство: Дашков и К, 2010 г.

10. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 256 с.


перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей