Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Дипломная работа. 1 Теоретические основы работы над голосом


Название1 Теоретические основы работы над голосом
Дата15.11.2019
Размер0.88 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДипломная работа.doc
ТипРеферат
#65140
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

Содержание


Введение
3
1 Теоретические основы работы над голосом
5
1. 1 Голос как особо значимый компонент устной речи
5
1.1.1 Основные характеристики голоса
5
1.1.2 Физиологические основы голосообразования
9
1.1.3 Нарушения голоса
14
1.2 Особенности голоса у детей с нарушенным слухом
20
1.3 Приемы работ над голосом на фронтальных занятиях
25
2 Экспериментальная работа по формированию голоса у детей дошкольного возраста с нарушением слуха


32
2.1 Характеристика базы и выборки, методов исследования
32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
37
2.3 Организация и содержание формирующего эксперимента
39
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы
47
Заключение
52
Список использованной литературы
54
Приложение А Карты учета произношения детей
58
Приложение Б Результаты обследования основных характеристик голоса первичной диагностики

62
Приложение В Конспект фронтального занятия по формированию произношения

65
Приложение Г Результаты обследования основных характеристик голоса вторичной диагностики

72

Введение

Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенного слуха ребенка «словесную речь не только в более доступном ему письменном или жестовом виде, но непременно в виде устного слова». Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера ее применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телефон, радио и телевидение, позволяющих передавать устную речь на большие расстояния. Именно поэтому «в многогранном воспитательном процессе, осуществляемом в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха особое внимание, помимо общего развития ребенка, коррекции недостатков, вызванных нарушением слуха, подготовки детей к школе, уделяется формированию у дошкольников устной речи, так как овладение речью является предпосылкой успешного развития детей в дальнейшем, наиболее полной интеграции их в общество слышащих». Проблеме формирования устной речи у глухих и слабослышащих дошкольников посвящены многие работы сурдопедагогов: Е. И. Андреевой, Н. И. Беловой, Э. И. Леонгард, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко. Для всех исследований данных авторов «характерны поиски оптимальных условий обучения неслышащих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса по формированию их устной речи». Работа над голосом является важным разделом работы над устной речью с глухими и слабослышащими детьми. Качество голоса, навыки владения голосом оказывают большое влияние на такие характеристики устной речи, как темп, слитность, мелодика, словесное и логическое ударение. Голос определяет выразительность, интонационную оформленность, внятность устной речи. Для детей с нарушенным слухом крайне важной задачей является формирование голоса, приближенного к норме, т. е. голоса нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Решение этой задачи невозможно без специальной работы над качеством голоса.

Это и определяет актуальность нашего исследования.

Целью нашего исследования: комплекс упражнений по формированию основных характеристик голоса у детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является голос как особо значимый компонент устной речи.

Предмет исследования: Формирование голоса у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом на фронтальных занятиях.

Исследуемая гипотеза состоит в том, что если при формировании голоса на фронтальных занятиях использовать упражнения, развивающие голосовые модуляции, то основные характеристики голоса неслышащих детей станут, приближены к норме.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

1) на основе теоретического анализа литературы изучить основные характеристики голоса и механизм голосообразования.

2) выделить характерные особенности голоса у детей с нарушенным слухом.

3) изучить приемы работ по формированию голоса на фронтальных занятиях.

4) разработать и апробировать комплекс упражнений по формированию голоса для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Предполагается использовать следующие методы исследования:

1) теоретический (анализ и обобщение литературы по проблеме);

2) эмпирический (эксперимент; анализ анамнестических сведений;

изучение медико-педагогической документации; диагностическое обследование).

Экспериментальной базой исследования является «Модельная школа-детский сад № 96» г. Усть-Каменогорска, блок детей с нарушением слуха, 6 детей дошкольного возраста, с нарушением слуха.

Теоретические основы работы над голосом
1.1 Голос как особо значимый компонент устной речи

1.1.1 Основные характеристики голоса.

В понятие человеческого голоса, как отмечает Правдина О. В., входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого певца или оратора [2, стр. 60].

Самые элементарные проявления голоса обнаруживаются в таких реакциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех, звучный кашель. Наибольшее же свое развитие голос приобретает в речи и в пении. Человеческий голос, благодаря своим разнообразным модуляциям, может отражать различные эмоциональные переживания, которые свойственны в тот или иной период его обладателю.

Орлова О.С. говорит о том, что голос – это совокупность звуков, проводимых голосовым аппаратом человека, которые могут быть разнообразными.[1, стр.36]

Е. В. Лаврова дает свое определение голоса. Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок [4, стр.197]. С нашей точки зрения это определение наиболее полно отражает понятие голоса, так как оно подводит нас к рассмотрению физических свойств звука голоса. Это для нас крайне важно, поскольку знание акустических характеристик звука позволяет целенаправленно влиять на выработку нужных качеств голоса.

Обратимся к рассмотрению понятия звука голоса.

Как указывает Телеляева Л. М., звук голоса – это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения [6,стр.24]. Источником возникновения этих волн являются голосовые складки человека. И все бесконечное разнообразие звуков человеческого голоса является следствием изменения во времени только трех важнейших акустических параметров звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра – соответственно высоты, силы и тембра звука.

Именно эти три характеристики голоса выделяются в качестве основных большинством исследователей: Л. В. Нейманом, О. В. Правдиной, С. Л. Таптаповой, Е. В. Лавровой.

Однако, большинство авторов помимо силы, высоты и тембра выделяют и другие характеристики голоса. Так, например, Правдина О.В., Ивановская Ф.А. выделяют такое свойство звука, как длительность звучания, понимая под этим умение вести речь в различных темпах.

Г. Ф. Назарова включает в характеристики звука диапазон, то есть количество тонов, которое дает голос[20].

Е. В. Лаврова, Д. Вильсон рассматривают наряду с основными характеристиками явление резонанса. Причем, Е. В. Лаврова акцентирует внимание на головном и грудном резонансе, а Д. Вильсон указывает на соотношение носового и ротового резонанса.

Основываясь на данных названных выше исследователей, подробнее остановимся на рассмотрении таких характеристик звука, как сила, высота, тембр, резонанс, поскольку они являются определяющими для качества звучания голоса.

Высота звука – это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова и будет частота рожденного звука, то есть высота тона. Частота основного тона измеряется в Герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин – от 160 до 340 Гц. Высота тона определяет выразительность речи, является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении людей [16].

Легко представить, что тонкая струна у гитары или скрипки издает высокий звук, а струна крупных размеров - низкий звук. Этим объясняется различие высоты детского и взрослого голоса. У ребенка голосовые складки короткие и тонкие, чем и объясняется высокий голос. Во время пубертатного периода длина голосовых складок увеличивается, в результате чего снижается тональность звучания.

Под звуком в акустике понимается распространение колебаний, т.е. волн, в упругой среде. Звук голоса - это колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде вибрации волн сгущения и раздражения. Во время речи звуковые колебания проходят не только по воздушным путям в наружное пространство, но и по внутренним тканям организма, вызывая вибрации в головном и грудном резонаторах [3, стр.36].

Силой звука голоса называют субъективное ощущение размаха колебательных движений, его амплитуды. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила звука голоса, также как и его высота, задается гортанью и растет с увеличением подскладочного давления [17].

Чем с большим напором прорываются сквозь голосовую щель порции воздуха, тем больше энергия, которую они несут, тем выше амплитуда колебаний частиц воздуха и, следовательно, сильнее их давление на барабанную перепонку уха. Только небольшая часть давления подскладочного пространства переходит в звук. Мышцы гортани вместе с мышцами, участвующими в выдохе, способствуют повышению подскладочного давления, то есть энергия звука, возникающего в гортани, есть результат работы дыхательных и гортанных мышц.

Р. Юссон отмечал, что “только 1/10 – 1/50 звуковой энергии, образовавшейся в гортани, выходит из ротового отверстия, остальная же часть вызывает вибрацию головы, шеи и груди” [21]. То есть коэффициент полезного действия голосового аппарата очень мал и в работе над голосом необходимо учитывать механизмы, которые могут его повысить; вырабатывать такие способы постановки голоса, когда при наименьшей затрате мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта.

Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. В сложном звуке различают основной тон, который обуславливает высоту его звучания, и частичные звуки, или обертоны, сумма звучания которых определяет характер сложного звука. Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая определяет тембр; кроме того, тембр может изменяться от состояния надставной трубы. Тембр каждого речевого звука зависит от физиологического уклада, свойственного тому или иному звуку.

Окраска же голоса каждого человека зависит от строения и функционирования всего голосового аппарата. Таким образом, индивидуальную окраску голосу придают обертоны, возникающие в результате колебаний отдельных частей голосовых складок. Усиление различных обертонов происходит вследствие явления резонанса, то есть можно говорить о том, что резонанс оказывает существенное влияние на тембр голоса [1].

Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. Под резонатором в акустике подразумевают какой-либо объем воздуха, заключенный в упругие стенки с выходным отверстием [3,стр.30].

В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в которых могут развиться явления резонанса: трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и околоносовых пазух.

Л. Б. Дмитриев, Л. М. Телеляева отмечают, что одни из этих полостей (например, полость носа и околоносовые пазухи) не изменяются по форме и размерам, следовательно, всегда усиливают одни и те же обертоны, порождают постоянно присутствующие в голосе призвуки, они не могут быть специально приспособлены для усиления каких-либо других обертонов. Другие легко меняют свою форму и размеры (глотка, ротовая полость) и могут быть использованы для изменения исходного тембра, усиливая определенные группы тонов [6].

Е. В. Лаврова акцентирует внимание на двух основных резонаторах: головном и грудном. Под головным понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонанса голос приобретает яркий полетный характер, возникает ощущение вибрации лицевой части головы. При грудном резонировании, ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонаторами здесь являются трахея и крупные бронхи. Голос, при грудном резонировании насыщенный, тембр “мягкий”. Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы.

От ощущений резонирования звука в голове и груди получили свое название регистры голоса – головной, грудной и смешанный (микст).

Головной регистр включает в себя высокие звуки. Он отличается бедностью обертонов. Во время фонации вибраторные колебания отмечаются лишь в области свободного края голосовых складок без полного замыкания голосовой щели. Голос имеет особую звонкость, полетность. Типичным образцом головного регистра является фальцетный голос. Грудной регистр богат обертонами, имеет особую полноту и сочность, воспринимается окружающими как более громкий. К нему относятся низкие тоны голоса. Если положить руку в области грудины, то можно ясно ощутить вибрацию грудной клетки. Голосовые складки при грудном регистре колеблются всей своей массой и в фазе сближения плотно смыкаются друг с другом.

К миксту относятся средние тоны голоса. Для смешанного регистра характерно и головное и грудное резонирование; и такой голос принято считать наиболее приемлемым в речи. В зависимости от того, какой регистр принимает большее участие в процессе звукообразования, голос будет иметь или фальцетный оттенок, или признаки, свойственные грудному регистру.

Каждый регистр имеет более или менее определенное протяжение в звуковой шкале и границу перехода в другой регистр. Грудной регистр занимает нижнюю часть диапазона, смешанный – центральную часть диапазона, а головной охватывает верхние тона диапазона.

Система взаимосвязанных резонаторов (гортань, глотка, ротовая полость) не только резонирует, накапливая звуковую энергию, но и, колеблясь, создает работающим голосовым складкам определенное сопротивление сверху. Это сопротивление называется импедансом [4].

Л. Б. Дмитриев, Л. М. Телеляева, С. П. Таптапова, Е. В. Лаврова отмечают, что оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки, так как при этом голосовые мышцы совершают колебательные движения с умеренной затратой энергии, извлекая звук большой силы. Таким образом, постановку голоса следует рассматривать как процесс нахождения правильной взаимосвязи между резонирующей надставной трубой, напряжением мышц голосовых складок и величиной подскладочного давления [6].

Таким образом, при определении понятия голоса, мы будем использовать определение голоса Е. В. Лавровой, так как, в нем наиболее полно отражено понятие голоса. Понятие голоса включает в себя его основные свойства: силу, высоту, тембр, резонанс. Только координированная и сложная изменчивость всех указанных свойств создает все многообразие звучания голоса и обеспечивает богатство интонаций и выразительность устной речи.

1.1.2 Физиологические основы голосообразования

Для формирования полноценного, пригодного для речевого общения голоса необходима взаимосвязанная работа всех частей голосового аппарата.

Поэтому нам представляется важным выделить физиологические основы работы над голосом.

Строение и функции голосового аппарата и механизм голосообразования рассматривали ученые разных специальностей: Жинкин Н. И., Зиндер Л. Р., Митринович-Моджеевска А., Нейман Л. В., Правдина О. В., Рау Ф. Ф., Таптапова С. Л. и др.

Сначала обратимся к рассмотрению строения голосового аппарата. Голосовой аппарат представляет собой комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

В логопедии выделяют три основные части голосового аппарата: [2] Графически «строение голосового аппарата» можно изобразить так, как показано на рисунке 1.1.2

Рисунок 1.1.2 «Строение голосового аппарата»

Однако, некоторые авторы, так Л. Б. Дмитриев и Л. М. Телеляева выделяют и четвертую часть: артикуляционный аппарат, в который входят ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо [6].

Голосовой аппарат – сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга.

Основная часть голосового аппарата – голосовые связки – расположены в гортани. Гортань вверху граничит с глоткой, а внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Стенки гортани составляют перстневидный, щитовидный, надгортанный и два черпаловидных хряща. Они соединены между собой связками и мышцами. Мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Наружные мышцы соединяют гортань с другими частями тела, они поднимают и опускают ее. Внутренние мышцы при своем сокращении приводят в движение те или иные хрящи гортани. В верхней части гортани находятся две пары голосовых складок. Нижние – носят название истинных голосовых складок, они имеют треугольную форму и состоят в основном из мышечной ткани. Выше них – ложные голосовые складки, в них мышечные волокна развиты слабо. Пространство между голосовыми связками называется голосовой щелью. При спокойном дыхании все мышцы гортани расслаблены, голосовые связки умеренно раздвинуты. При сильном вдохе голосовые связки расходятся и образуют широкое отверстие для прохождения воздуха, голосовая щель принимает форму треугольника [3].

При фонации голосовые связки сближаются, и просвет голосовой щели исчезает, но она не должна быть полностью закрыта, что достигается сокращениями внутренних мышц гортани.

Иннервация гортани осуществляется симпатическим нервом и двумя ветвями блуждающего нерва – верхним и нижним гортанными нервами. Верхний гортанный нерв состоит из двух ветвей: внутренней и наружной. Внутренняя ветвь более мощная, она является чувствительным нервом. Наружная ветвь является двигательным нервом. Нижний гортанный нерв снабжает двигательными волокнами все внутренние мышцы гортани, кроме передней перстне-щитовидной.

Перейдем к рассмотрению функционирования и анализу функций голосового аппарата.

Гортань осуществляет три функции: дыхательную, защитную и голосовую.

Дыхательная функция заключается в проведении воздуха в легкие. При этом голосовые связки расходятся, образуя щель.

Защитная функция препятствует проникновению инородных тел в нижерасположенные дыхательные органы.

Что же касается голосовой функции гортани, то есть непосредственно механизма голосообразования, то этот вопрос чрезвычайно сложен. Поэтому до настоящего времени полностью не изучен.

Голосообразование - компонент фонации, в ходе которого первичный гортанный звук преобразуется и оформляется в акустический продукт, имеющий индивидуальные, присущие конкретному субъекту характеристики [1].

Начиная с середины XIX века, в связи с развитием физиологических и акустических методов исследования, стало возможным научное обоснование механизма голосообразования, и многие ученые пытались осветить этот вопрос. К этому времени относится создание миоэластической теории фонации, основоположником которой считают Феррана [14].

Согласно этой теории голосовые складки колеблются пассивно, в результате прохождения между сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого энергетическим аппаратом; и частота их колебаний зависит от упругих, эластических свойств тканей голосовых складок.

Таким образом, основными факторами голосообразования являются:

1) подсвязочное давление воздуха;

2) тонус внутренних мышц гортани (действие массы и натяжения голосовой мышцы).

В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками,

напряжением их мышц и подскладочным давлением устанавливается тесное взаимодействие: давление столба воздуха в трахее тем сильнее, чем большее сопротивление оказывают складки. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает воздушное давление на определенном уровне, необходимом для произнесения того или иного звука. Голосовые складки не находятся в полной зависимости от величины воздушного давления; они своей активной деятельностью регулируют тонус мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны ЦНС. Как только возникает необходимость в изменении величины подскладочного давления, кора головного мозга “принимает срочные меры”, изменяя тонус внутренних мышц гортани и голосовых складок, повышая или понижая частоту колебаний последних. Этот процесс регулируется сложным рефлекторным путем по принципу обратной связи при участии слухового анализатора. Благодаря этой теории можно объяснить наличие изменений голоса при парезах и параличах, когда не происходит полного смыкания голосовых складок, в результате нарушается звучание.

Следует заметить, что миоэластическая теория голосообразования получила широкое распространение. Ее идеи разделили большинство исследователей. И на сегодняшний день ее отражение мы находим в трудах Н. И. Жинкина, Л. Б. Дмитриева, С. Л. Таптаповой, Е. С. Алмазовой и др.

В середине XX века получила распространение нейрохронаксическая теория, которую, основываясь на результатах изучения физиологии голосообразования, обосновал французский ученый Р. Юссон. Сторонники этой теории отводят более самостоятельную роль голосовым складкам.

Согласно нейрохронаксической теории голосовые складки не пассивно колеблются под действием потока воздуха, а периодически сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга по нижнегортанному нерву. Основываясь на экспериментальных данных авторы установили, что сокращение мышц голосовых складок – активный процесс. Частота нервных импульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному (возвратному) нерву, равна частоте колебаний голосовых складок, то есть в точности соответствует частоте основного тона голоса человека [3].

Таким образом, воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок, как объясняет миоэластическая теория, а материалом, из которого генерируется энергия – звук.

Теория Юссона вызывала много споров и отрицалась многими учеными [22].

Однако эта теория до сих пор существует в науке наряду с миоэластической. Эта теория основана на законах физики. В основу теории положен эффект Бернулли. Под действием струи выдыхаемого воздуха из легких, под воздействием струи выдыхаемого воздуха, слизистая оболочка смещается в наиболее узкую часть гортани, область голосовых складок, создает дополнительное сужение для выдыхаемого воздуха, обеспечивая напряжение голосовых складок и смещение слизистой оболочки по свободному краю. Авторы Л. Б. Дмитриев, Н. И. Жинкин, Е.Д. Рудаков, В. П. Морозов считают, что механизм образования голоса следует объяснять, исходя из положений обеих теорий – миоэластической и нейрохронаксической. По мнению Н.И. Жинкина, при фонации важна как анатомическая сохранность периферического отдела голосового аппарата, так и регулирующая роль коры головного мозга.

Далее представляется необходимым рассмотреть взаимосвязь и взаимовлияние голоса и речевого дыхания в процессе произношения.

Остановимся на следующем: голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких и бронхов, на своем пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук. Этот звук проникает в резонирующую надставную трубу, где приобретает индивидуальную силу и тембр. Именно такое объяснение механизма голосообразования дают авторы изученной нами литературы таких как: Нейман Л. В., Правдина О. В., Таптапова С. Л., Назарова Г.Ф.

Из сказанного выше очевидно, что голосообразование теснейшим образом связано с дыханием. Поэтому необходимо подробнее остановиться на некоторых особенностях речевого дыхания, которые выделяются Л. В. Нейманом, О. В. Правдиной, С. Л. Таптаповой, Л. М. Телеляевой. Эти особенности связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, являясь основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии того или иного речевого абзаца.

Как известно, речь образуется на фазе выдоха. И первое, что отмечают все исследователи – это изменение последовательности фаз вдоха и выдоха.

Выдох при речевом дыхании значительно удлиняется, тогда как вдох, напротив, становится более коротким. При речи требуется в 3-4 раза больше воздуха, чем при спокойном дыхании. Поэтому при вдохе воздух будет поступать главным образом через рот.

Следующей особенностью речевого дыхания является то, что выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это обеспечивает глубокий выдох и достаточное давление воздушной струи. Большое значение для голоса имеет так называемая “опора дыхания”, благодаря которой значительно удлиняется выдох.

Как отмечает Митринович-Моджеевска А., опора – сознательное замедление фазы выдоха, благодаря контролируемому напряжению мышц-выдыхателей [10].

Мышцы, участвующие в дыхании, работают по принципу мышц-антагонистов (мышцы вдыхатели по окончании вдоха остаются напряженными, а выдыхатели действуют в противоположном направлении). Это и называется “опорой дыхания”. Таким образом, процесс дыхания становится произвольным. Происходит задержка воздуха, а затем постепенный управляемый выдох. О. В. Правдина подчеркивает важность не только длительности выдоха, но и его плавность, легкость.

Л. М. Телеляева указывает, что искусство дыхания состоит в том, чтобы во время речи экономно расходовать воздух, поскольку отсутствие достаточного количества воздуха вредно отражается на работе мышц голосовых складок. Слабость струи выдыхаемого воздуха компенсируется напряжением этих мышц, что приводит к их утомлению и слабости, в результате чего резко ухудшается качество голоса.

Для качества голоса большое значение имеет тип дыхания. Принято различать верхне-, средне- и нижнереберное дыхание. Наиболее целесообразным для речи является нижнереберный тип дыхания, поскольку активное участие диафрагмы, наиболее сильной дыхательной мышцы, создает самые благоприятные условия для работы голосового аппарата [9].

В работах С. П. Таптаповой, Е. В. Лавровой, Л. М. Телеляевой подчеркивается большое значение для голоса так называемой “атаки звука”, то есть способа его подачи [6].

Принято различать три типа голосовых атак: твердую, мягкую и придыхательную. Проанализируем их.

При твердой атаке голосовые связки смыкаются до начала звука, затем осуществляется выдох. Выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит в колебание голосовые связки. При этом в самом начале звучания ясно слышится призвук.

Во время придыхательной атаки сначала идет легкий вздох, затем смыкаются и начинают колебаться связки. В начале звучания при этом способе голосоподачи слышен шум.

Наиболее употребительной и физиологически обоснованной, названные нами, исследователи считают мягкую атаку. Дыхание и включение в работу голосовых складок происходит одномоментно, что обеспечивает и интонационную точность, и спокойное, плавное, без толчка или придыхания, начало звука, и его наилучший тембр. Этот способ голосоподачи наиболее благоприятно отражается на качестве звучания голоса.

Обобщая данные изученной литературы по физиологическим основам голоса, следует еще раз отметить, что механизм голосообразования весьма сложен. Каждая из частей голосового аппарата играет в нем особую роль. Гортань с голосовыми связками является источником звука. Дыхательный аппарат “поставляет” воздух, струя которого приводит в движение голосовые складки. Надставная часть заполняет резонаторную функцию. Основной звук, образующийся в гортани, здесь формируется, приобретая силу и тембр.

Артикуляционная часть голосового аппарата окончательно оформляет звук. Идущая струя воздуха встречает здесь определенные препятствия, вследствие чего образуются гласные и согласные звуки.

1.1.3 Нарушения голоса



Причины расстройств голоса весьма разнообразны: заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок; нарушения резонаторной системы; болезни органов дыхания; заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы; эндокринные расстройства, в частности заболевания щитовидной железы; нарушения слуха, затрудняющие общую "настройку" голосообразующего аппарата ввиду отсутствия или недостаточности слухового контроля.

Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса[13].

Рассмотрим их подробнее.

К органическим нарушениям относят те из них, которые вызывают изменение анатомического строения голосового аппарата в его периферическом или центральном отделах.

К периферическим органическим расстройствам голоса относятся нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе, а также из-за снижения слуха.

В периферическом отделе голосообразующего аппарата чаще всего наблюдаются следующие аномалии:

1) "певческие узелки", то есть небольшие выпячивания, на голосовых связках препятствующие плотному их смыканию. Образование таких узелков чаще всего бывает связано с перенапряжением, переутомлением голоса.

2) папилломы - это новообразования в виде "цветной капусты", распространяющиеся не только на областях самих связок, но и на другие отделы гортани, так называемый папалломатоз гортани. После удаления папиллом, как правило, остаются рубцы, которые также препятствуют нормальному голосообразованию.

3) опухоли гортани и голосовых связок.

4) стеноз (сужение пространства) гортани как результат перенесенного дифтерита, а также следствие ожога, ранения или какой-либо другой травмы.

5) частичное или полное удаление гортани в связи со злокачественными новообразованиями.

6) Расщелины мягкого и твёрдого нёба, нарушающие нормальное взаимодействие ротового и носового резонаторов.

В связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках возникает афония и дисфония органического происхождения. При афонии ребёнок говорит только шепотом. Звук голоса не появляется даже при кашлевом толчке. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстро иссякающий.

Алмазова Е. С. утверждает что, если подобные нарушения голоса возникают у ребёнка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении, к сужению социальных контактов. Страдает и речевое развитие. Задерживается накопление словаря, развитие грамматического строя речи, звукопроизношение. Характерны также соматическая и психическая астенизация, то есть ослабленность, эмоциональные расстройства, нарушения саморегуляции [20].

К периферическим нарушениям относят и расстройства голоса у слабослышащих и неслышащих детей. В этих случаях изменяется высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля над речью.

При врожденной или рано приобретенной глухоте высота, сила и тембр голоса изменяются вследствие отсутствия акустического контроля. Уже в младенческом возрасте голос глухого лишен естественного тембра и модуляции. Дети, имеющие остатки слуха или сравнительно поздно потерявшие его, обладают голосом более звучным, естественным, модулированным. Поэтому, характер голоса при нарушении слуха зависит от состояния слуха и времени его потери [3].

Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим повреждением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции [11].

Эта группа голосовых расстройств также делится на центральные и периферические. У детей эти нарушения встречаются реже, чем у взрослых.

Функциональные нарушения голоса периферического характера чаще всего бывают связаны с перенапряжением голосовых связок, особенно в условиях неправильного пользования голосом.

К центральным функциональным расстройствам голоса относятся такие его нарушения, которые имеют психогенное происхождение преимущественно результатом психотравмы. Что же касается функциональных нарушений голоса, особенно центрально обусловленных, то механизм их происхождения необходимо объяснить. Здесь чаще всего имеет место сочетание трех неблагоприятных факторов, следующих один за другим.

Во-первых, ещё до возникновения голосового расстройства у больного появляется своего рода предрасположенность к нему в виде уже возникшего невротического состояния, невротического фона. В этом отношении здесь можно провести некоторую параллель с предрасполагающими причинами заикания, при наличии которых дальше уже становится достаточно лишь небольшого внешнего "толка" для наступления срыва.

Во-вторых, всегда имеет место какой-то "пусковой момент", вызывающий первичное нарушение нормального голосообразования. В такой роли в разных случаях могут выступать самые различные жизненные обстоятельства: простудные заболевания и страх перед тем, что голос останется осиплым навсегда; сильные психические потрясения, стрессовые ситуации и многие другие.

В-третьих, мгновенная потеря голоса или неправильное голосообразование, однажды возникшее или многократно возникавшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса и в дальнейшем является основой для существования функционального нарушения голоса [13].

Лаврова Е.В., Вильсон Д.К., Орлова О.С. говорят о том, что между органическими и функциональными нарушениям го­лосового аппарата существует тесная взаимосвязь, так как при длительном течении функциональные дисфонии, как правило,
Ученые, занимавшиеся изучением нарушений голоса говорят о том, что помимо деления голосовых расстройств на органические и функциональные, учитывая их причинную обусловленность, эти расстройства классифицируют и по внешним признакам, то есть по особенностям непосредственного проявления нарушений голоса. В соответствии с этим последним принципом выделяются следующие наиболее часто встречающиеся расстройства голоса [4].

Афония - отсутствие звучного голоса при наличии шёпотной речи. Её непосредственная причина - отсутствие смыкания или неполное смыкание голосовых связок. Она может быть вызвана как органическими, так и функциональными причинами. При функциональной афонии, в отличие от органической, у больного имеется звучный кашель, что лишний раз свидетельствует о возможности нормального голосообразования. Характерна здесь и нестойкость, "не стационарность" патологических изменений в гортани: имеющиеся отчётность, покраснение, утолщение голосовых связок и недостаточность их смыкания носят преходящий характер, тогда как, например, при органически обусловленном параличе или парезе голосовых связок они при каждом ларингоскопическом осмотре занимают одно и то же положение. Кроме того, для всех функциональных нарушений голоса характерно наличие сенсорных расстройств - ощущение сухости, тяжести или инородного тела в горле, а нередко и болевые ощущения. Всегда имеются и общеневротические симптомы, выражающиеся в особенностях поведения больного, в преследующих его мыслях о неизлечимости голосового расстройства, в повышенной раздражительности, мнительности, неустойчивости настроения, нарушениях сна и тому подобное [13].

Дисфония - расстройство голоса, выражающееся в нарушении его основных характеристик - высоты, силы и тембра. В отличие от афонии, при дисфонии голос образуется, но становится неполноценным.

Он может быть: слабым, сиплым, хриплым, срывающимся, дрожащим, фальцетным, монотонным, "бубнящим", глухим, сдавленным, "квакающим", "металлическим", с носовым оттенком и т.п.

При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов, самочувствия больного, его настроения, времени года, времени дня, погоды и т.д. Своеобразно проявляется дисфония при перенапряжении голоса и истерическом неврозе.

В основе дисфонии могут лежать и органические и функциональные причины. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате.

Рассмотрим подробнее нарушения основных характеристик голоса.






3)


Огрубление голоса. Огрубелый голос неприятен и режет слух. Он может сопровождаться дикротической дисфонией, напряжением, локализованным в области гортани, а также частым возникновением твердой голосовой атаки. При твердой голосовой атаке происходит плотное смыкание голосовых складок, что вызывает задержку воздуха под голосовой щелью. Для раскрытия складок необходимо большее, чем в норме, давление. Это приводит к тому, что голос становится сдавленным и резким Огрубелый голос может иметь сниженную высоту тона, а также быть слабым, поскольку многим людям трудно говорить достаточно громко на низком тоне.

Придыхание. Голос с придыханием представляет собой комбинацию звуков, издаваемых голосовыми складками, и похожих на шепот компонентов шума, производимого турбулентным потоком воздуха. При придыхании снижено аддукционное напряжение, а также ослаблены срединная компрессия и продольное напряжение голосовых складок. В результате этого голосовые складки вибрируют неэффективно и не всегда смыкаются по средней линии.


Охриплость. Охриплость голоса возникает время от времени почти у всех людей. Часто логопеды не придают ей значения, поскольку она обычно связана с простудой и исчезает вместе с ней. Тем не менее она иногда является единственным признаком поражения гортани и может быть важным симптомом различных заболеваний. Нельзя оставлять без внимания охриплость, которая сохраняется более 10 дней. Необходимо выявить причины охриплости, по возможности устранять их и назначать голосовую терапию. Термином «охриплость» часто обозначают любое нарушение ларингеального тона, однако специалист должен уметь отличить хриплый голос от резкого и придыхательного.

Дикротическая дисфония. Она может быть воспроизведена сознательно путем спокойной фонации на самом низком тоне, чтобы звук вызывался из гортани отдельными порциями. Если дикротическая дисфония выражена слабо, то ее не следует рассматривать как отклонение от нормы, частота основного тона снижается до 92-2 Гц. Голосовая щель открыта очень короткое время и закрыта очень долго, в течение одного цикла не обнаружено многократного открытия и закрытия щели.

Во время дикротической дисфонии отмечено снижение скорости воздушного потока и высокое давление в подскладочном пространстве.

Рассматривая нарушения резонанса, дефектолог сталкивается с двумя основными типами нарушений: гиперназальностью - чрезмерным использованием носовой полости как резонатора и гипоназальностью - недостаточным ее использованием. Гиперназальность (гнусавость) является одной из особенностей некоторых региональных диалектов, она также может имитироваться сознательно или неосознанно [16].

Вторичные нарушения резонанса включают сочетание гипо- и гиперназальности, а также тупиковый резонанс, когда звук концентрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей. Гиперназальность и гипоназальность обычно относят к нарушениям голоса. Мы также рассматриваем первичные и вторичные нарушения резонанса, как одну из форм нарушения голоса.

Вернёмся к гиперназальности. В любой речи присутствует в той или иной степени носовой резонанс. Звуки «м», и, «н» в норме назализованы. Назализация гласных звуков не является нормой и рассматривается как гиперназальность. Гиперназальность может встречаться при произнесении некоторых согласных, когда требуется создание дыхательного давление в полости рта. Иногда эти звуки произносятся через нос с характерным фырканьем. Существуют два типа назальной эмиссии воздуха. В первом случае возникает слышимая турбулентность в результате неполного закрытия небноглоточного клапана при произнесении этих согласных, когда требуется создать повышенное давление в полости рта. Во втором случае назальная эмиссия или резонанс возникают при произнесении в процессе речи гласных или звонких согласных. Может встречаться ассимиляционная гиперназальность, когда гласные, произносимые до или после «м», «н» и «нъ», слишком назализованы из-за близкого соседства с нормально назализованными звуками. Глоточный резонанс заключается в неправильной локализации звука в глотке и задних отделах полости рта и часто носит название «глоточность» или «отсутствие проекции». По-видимому, в этих случаях звук концентрируется в ограниченном пространстве между голосовой щелью и спинкой языка. Речь людей с недостаточностью небноглоточного клапана характеризуется избыточной назальной эмиссией звуков, гиперназальностью и неадекватным ротовым дыханием, что серьезно ухудшает качество голоса и артикуляцию.

Так гипоназальность наоборот представляет собой недостаток носового резонанса в фонемах «м», «и», «нь». Человек говорит так, как будто он простужен, а при резко выраженной форме гипоназальности «б» звучит как «м», «д» - как «н», что приводит к словесной путанице. Например, бог звучит как мог, код - как кон. Нарушения громкости также относится к расстройствам голоса. Ребенок в силу привычки может разговаривать так громко, что все соседи находятся в курсе его дел. Его голос можно легко расслышать в шуме школьной столовой, учитель постоянно просит его говорить тише, он громче всех поет. И наоборот, всегда найдется ребенок (обычно девочка) с тихим голосом, которого очень трудно расслышать. Все просят ее говорить громче и повторять сказанное, что вынуждает ее говорить только в случае необходимости. Когда она читает вслух, никто в классе ее не слышит, и учитель думает, что она недостаточно подготовлена. Часто ее считают чрезмерно застенчивой, но все дело состоит лишь в недостаточной громкости голоса. У детей с нарушениями громкости голоса необходимо исследовать слух [3].

И последняя, четвёртая характеристика нарушений голоса, нарушение высоты тона. Об этом отклонении у ребенка говорят в тех случаях, когда его голос имеет одну или несколько из следующих характеристик: слишком высокую или слишком низкую частоту основного тона; очень узкий частотный диапазон; чрезмерные провалы высоты тона; слишком высокий или низкий для данной ситуации тон. Высота тона, характерная для детского голоса, но сохранившаяся и после того возраста, когда происходит перестройка голоса, должна рассматриваться как серьезное отклонение от нормы. [5]

Таким образом, анализ литературы показывает, что авторы единогласно выделяют причины нарушения голоса: функциональные и органические, эти же нарушения подразделяются на центральные и периферические. Также, ученые занимавшиеся изучением нарушений голоса говорят о том, что помимо деления голосовых расстройств на органические и функциональные, учитывая их причинную обусловленность, эти расстройства классифицируют и по внешним признакам, то есть по особенностям непосредственного проявления нарушений голоса. И выделяют следующие нарушения: афонию и дисфонию. Эти же нарушения имеют свои специфические особенности. При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов. А так же афония в свою же очередь, непосредственная причина которой является отсутствие смыкания или неполное смыкание голосовых связок.

1.2 Особенности голоса детей с нарушенным слухом

Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением.

Представляется необходимым изучить особенности голоса детей с нарушенным слухом, выявить причины и рассмотреть основные нарушения голоса, встречающиеся у неслышащих и слабослышащих.

Анализ литературы показывает, что данный вопрос недостаточно освещен в литературе. Голос неслышащих и слабослышащих изучали: Вильсон Д., А. Митринович - Моджеевска, Рау Ф. Ф. Краткие замечания, поэтому вопросу, можно найти в работах Е. С. Алмазовой, Л. В. Неймана, О. В. Правдиной. Прежде чем рассматривать нарушение, определим, что такое нормальный голос человека. Д. Вильсон отмечает, что нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, высота основного тона голоса должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость [3].

Таким образом, все части голосового аппарата должны нормально функционировать и четко взаимодействовать между собой. Нормальный голос немыслим без полноценного речевого дыхания и правильной артикуляции. Огромную роль играет регуляция со стороны головного мозга и слуховой контроль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только в процессе полноценного речевого общения.

Становится очевидным, что наличие нормального голоса практически невозможно при снижении слуха (так как нет устойчивых навыков полноценного использования голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата, нет контроля со стороны слухового анализатора и невозможно полноценное речевое общение).

Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что все исследователи голоса детей с нарушенным слухом рассматривают различные расстройства и нарушения, которые, по нашему мнению, следовало бы назвать особенностями голоса неслышащих и слабослышащих.

Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают нарушения голоса с двух точек зрения:

1) причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний,

вызывающие указанные нарушения;

2) симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных

изменений, которым подвергся голос.

Мы рассмотрим особенности голоса детей с нарушенным слухом с этих же позиций.

В работах Е. С. Алмазовой, Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска нарушение слуха выделено как одна из причин, вызывающих нарушения голоса.

А. Митринович-Моджеевска расстройства голоса у неслышащих относит к функциональным нарушениям голоса и, описывая их природу, замечает, что анатомическое строение и функциональные возможности голосового аппарата глухого ребенка в течение первых 2-3 лет являются совершенно нормальными. Позднее начинают развиваться функциональные расстройства, которые с течением времени могут приобрести стойкий характер [10].

Д. Вильсон рассматривает расстройства голоса у детей с нарушенным слухом, как органические. Связывает их с несовершенным, искаженным восприятием речи окружающих и своей собственной. Автор акцентирует внимание на зависимости нарушений голоса и степени потери слуха (чем меньше степень потери слуха, тем легче нарушения голоса) [3].

Е. С. Алмазова также относит особенности голоса неслышащих к органическим нарушениям, однако, как и Митринович-Моджеевска указывает на некоторые функциональные изменения голосового аппарата.

Можно сделать вывод о том, что причиной расстройств голоса при нарушенном слухе является несовершенное восприятие ребенком речи окружающих и своей собственной; и неспособность голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата глухого ребенка точно и активно функционировать.

Нарушение дыхательной функции во время голосообразования характеризуется укорочением фазы выдоха; частыми, слишком короткими вдохами; неравномерностью ритма дыхательных движений, отсутствием “опоры дыхания”.

По данным А. Митринович-Моджеевска у неслышащих обнаруживается асимметрия между правой и левой стороной диафрагмы во время ее сокращения [10].

Признаком правильного функционирования двигательного аппарата гортани является мягкая голосоподача. У неслышащих все исследователи отмечают часто встречающиеся твердую и придыхательную атаку звука. Это обусловлено рядом причин: неправильное дыхание; отсутствие координации между выдохом и моментом закрытия голосовой щели; поступление в легкие слишком большого количества воздуха во время вдоха; слишком сильное смыкание голосовых складок (при твердой атаке) или слишком слабое (при придыхательной атаке).

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей