Главная страница

ekonom Долженков. 10 Организационно-экономическая часть 10. 1 Оценка технического уровня двигателя


Скачать 0.61 Mb.
Название10 Организационно-экономическая часть 10. 1 Оценка технического уровня двигателя
Анкорekonom Долженков.docx
Дата13.01.2017
Размер0.61 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаekonom_Dolzhenkov.docx
ТипДокументы
#3798
страница1 из 2
Каталог
  1   2

10 Организационно-экономическая часть

10.1 Оценка технического уровня двигателя

В процессе разработки новой техники, одной из важнейших задач является обеспечение ее высокого технического уровня и конкурентоспособности. Задача обеспечения высокого технического уровня тесно связана с проблемой оценки технического уровня объекта техники.

Основанием для построения прогноза служит результат анализа технико-экономического уровня отечественной и зарубежной техники по данным литературной информации и патентным материалам, а также итоги тщательного изучения условий эксплуатации будущего изделия.

Критериями технического уровня оцениваемого изделия является:

а) превышение высших мировых достижений, если каждое из значений выбранного для сопоставления показателей превышает более чем на 5 % соответствующие значения показателей каждого аналога;

б) соответствие высшему мировому уровню, если отклонения значений параметров оцениваемого образца и аналога находятся в пределах ± 3 %;

в) не соответствие высшему мировому уровню, если эти отклонения в худшую сторону превышают 3 %.

Оценка проводится в два этапа:

а) экспертный - предусматривает сравнение значений основных показаний технического уровня оцениваемого изделия и выбранных аналогов;

б) расчетный - проводится в случае, если отклонения значений основных показателей оцениваемых изделий и аналогов превышает выше указанные пределы, что не позволяет сделать однозначный вывод.

Проведя экспертный этап оценки ЖРД, мы сможем сказать, соответствует он мировым стандартам или нет.

Проведем расчетный этап оценки технического уровня ЖРД по совокупности показателей.

Обобщённые показатели степени соответствия оцениваемого двигателя мировым достижениям q рассчитываются по относительным показателям сопоставляемости:

, (10.8)

где Рi – значение i-го показателя разрабатываемого двигателя;

Рia – значение i-го показателя прототипа.

При сопоставлении абсолютных величин параметров, уступающих аналогам, и относительных технических параметров применяется формула:
. (10.9)

Обобщающий показатель технического уровня КТУ изделия определяется по формуле:

, (10.10)

где n – количество сравниваемых нами факторов.

При этом изделие можно приравнивать к трем уровням: высокому, среднему, низкому.

При КТУ < 1 изделие имеет низкий технический уровень и не соответствует мировому стандарту.

При КТУ > 1 изделие имеет высокий технический уровень и соответствует мировому стандарту.

Сравним разрабатываемый нами двигатель и прототип по нескольким показателям, предварительно занеся их в таблицу 10.7.

Таблица 10.7 - Технические и экономические показатели объектов анализа



Параметр

Обозначение

Единица измерения

Значение показателя

Проектируемый

Базовый

1

Тяга двигателя

Р

т

20

10

2

Удельный импульс

Iуд

с

470

463

3

Давление в КС

рк

кгс/см2

80

80,8

4

Массовый расход горючего



кг/с

6,18

3,2

5

Массовый расход окислителя



кг/с

37,11

18,3

6

Соотношение компонентов

Кm




5,917

6,06

7

Время работы двигателя

t

c.

500

560

8

Температура в камере сгорания

Тк

К

3518,2

3564

Для каждого параметра из таблицы 10.7 рассчитаем показатель q:

,

,

,

,

,

,

,

.

Сложив полученные результаты, выясним, соответствует ли разрабатываемый двигатель мировым стандартам:

.

Значение КТУ = 1,02 позволяет сделать вывод о том, что изделие соответствует мировому уровню.

Построим секторограмму проектируемого нами двигателя и прототипа по техническому уровню (рисунок 10.1). Приложение Е.

c:\users\пахан007\desktop\чертежи\сектограмма чертеж долженков.jpg

Рисунок 10.1 - Секторограмма сравнительных характеристик

На рисунке 10.1 ( приложение Е) представлена секторограмма сравнительных характеристик проектируемого и базового двигателей, построенная по результатам оценки технического уровня двигателей.

На основе результатов оценки технического уровня продукции машиностроения разрабатываются и осуществляются меры по доведению ее технического уровня до высших мировых достижений.

10.2 Определение экономического эффекта от внедрения новой

конструкции двигателя

Решение о целесообразности создания, производства и использования новой техники принимается на основе экономического эффекта (ЭЭ), получаемого потребителем за весь срок ее эксплуатации и технического обслуживания (ТО). Величина ЭЭ должна быть положительной.

Определение ЭЭ основывается на сопоставлении текущих (эксплуатационных) затрат за период использования и единовременных (капитальных) затрат на приобретение базового и нового двигателей.

Годовые эксплуатационные издержки (ЭИ) на базовый и новый двигатели включают:

- затраты на топливо;

- расходы на ТО, на приспособления и инструмент целевого назначения;

- заработную плату производственного и обслуживающего персонала с начислениями;

- прочие виды затрат, связанных с эксплуатацией двигателя.

Стоимость топлива для ЖРД может быть определена исходя из норм расхода, времени работы и стоимости одного килограмма топлива по формуле:

, (10.1)

где Траб – время работы одного двигателя в течение года, с;

Нi– норма расхода i-го вида топлива в единицу времени, кг/с;

Цi– цена за единицу расхода i-го вида топлива, р.;

n – количество видов топлива.

Таблица 10.1 - Сравнение характеристик двигателей

Параметр

Проектируемый ЖРД

Базовый

ЖРД

Время работы одного ЖРД, с.:

500

560

Расход компонента топлива, кг/с.:

Горючее

6,18

3,2

Окислитель

37,11

18,3

Цена за килограмм топлива, р.:

Горючее

4000

4000

Окислитель

15

15

Количество видов топлива

2

2

Таким образом, стоимость топлива равна:

  1. Базовый ЖРД:


р.;

  1. Проектируемый ЖРД:

р.

Затраты на ТО двигателя в течение года определяются исходя из установленных на предприятии, где производится эксплуатация двигателя, норм и нормативов затрат для соответствующего типа изделия.

Затраты на заработную плату обслуживающего персонала с учетом доплат и отчислений на социальные нужды определяются исходя из состава и количества рабочих и ИТР, их окладов и разрядов, а также времени, затрачиваемого каждым работником по обслуживанию одного двигателя в течение года по следующей формуле:

, (10.2)

где Тi = 1040 – время обслуживания i-ым работником одного ЖРД в течение года, ч;

Счi = 120 – часовая тарифная ставка i-го работника, р./ч;

kпрем= 1,3 – коэффициент учитывающий премию;

kдоп= 1,2 – коэффициент учитывающий доплаты;

kотч = 1,377– коэффициент учитывающий отчисления на социальные нужды;

n = 25 – количество работников, участвующих в обслуживании ЖРД.

Таким образом, заработная плата 25 рабочих за год равна:

р.

В состав экономических издержек (ЭИ) входят также затраты косвенного характера: на содержание и ремонт зданий и сооружений, где происходит эксплуатация ЖРД и административно-управленческие расходы. Эти виды затрат могут быть определены косвенным путем, то есть в процентах от основной заработной платы персонала, участвующего в ТО двигателя в течение года. Процент данных категорий расходов устанавливается непосредственно на предприятии, но при отсутствии данных для укрупненных расчетов можно принять 105% на содержание и ремонт зданий и 78% на административно-управленческие расходы.

Результаты расчета ЭИ по сравниваемым вариантам сведены в таблицу 10.2

Таблица 10.2 - Годовые ЭИ на один ЖРД В рублях

Наименование статей затрат

Проектируемый ЖРД

Базовый

ЖРД

Стоимость топлива

12638325

7321720

Расходы на ТО, на инструмент и приспособления целевого назначения

800000

1000000

Затраты на оплату труда обслуживающего персонала

6702134,4

6702134,4

Затраты на содержание и ремонт задний и сооружений

7037241,12

7037241,12

Административно-управленческие расходы

5227664,8

5227664,8

Итого

32405365,32

27288760,35

Изменение затрат в процентах определяется следующим образом:

, (10.3)

где Зпр – затраты по статье проектируемого ЖРД;

Зб – затраты по статье базового ЖРД.



10.1.1 Определение цены стендового образца и товарного ЖРД

При расчете цены товарного образца ЖРД Цтов.обр используется формула межведомственной методики определения затрат, включающих затраты на проведение контрольно-выборочных испытаний (КВИ) контрольно-технологических испытаний (КТИ):

, (10.4)

где СКВИ – стоимость КВИ;

n = 5 – количество ЖРД в товарной партии;

Сст.обр – цена стендового образца ЖРД;

СКТИ-1, СКТИ-2 – стоимость проведения КТИ–1 и КТИ–2;

kпр– коэффициент преемственности (предварительно равен 1).

Стоимость проведения КВИ составляет 10000000 р. Стоимость КТИ - 1 и КТИ - 2 составляет 10000000 р. каждое.

При расчете цены товарного образца принята система подтверждения надежности, при которой в партии из n ЖРД один проходит КВИ, затем все проходят КТИ - 1 и КТИ - 2.

Расчет затрат на материалы представлен в таблице 10.3.

Таблица 10.3 - Затраты на основные материалы

Наименование, марка материалов

Единицы измерения

Норма расхода

Цена за единицу расхода, тыс.р.

Сумма, тыс.р.

1

2

3

4

5

1 Сталь листовая 07Х16Н6, 12Х18Н10Т

т

0,0200

175,00

3,50

2 Сталь листовая ЭП-666-ВД

т

0,0160

25,00

0,40

3 Сталь 12Х18Н10Т, 07Х16Н6

т

0,1250

200,00

25,00

4 Сталь ЭП-666-ВД

т

0,0120

25,00

0,30

5 Сталь 07Х16Н6, 12Х18Н10Т, 14Х16Н6

т

1,5000

200,00

300,00

6 Сталь сортовая нержавеющая ЭП-666-ВД

т

0,1850

25,00

4,63

7 Лента стальная 12Х18Н10Т

т

0,0100

320,00

3,20

8 Сталь со специальными свойствами

т

0,0250

80,00

2,00

9 Проволока стальная нержавеющая

т

0,0120

210,00

2,52

Продолжение таблицы 10.3

1

2

3

4

5

10 Прокат титановый

т

0,0110

1300,00

14,30

11 Прокат медный

т

0,0130

320,00

4,16

12 Прокат алюминиевый

т

0,0215

160,00

3,44

13 Прокат бронзовый

т

0,0150

450,00

6,75

14 БрХ08

т

0,0200

170,00

3,40

15 Сталь сортовая, холоднотянутая

т

0,0120

36,00

0,44

16 Шихтовые материалы (никель, кобальт)

т

0,1260

500,00

63,00

17 Сталь серебрянка

кг

0,4000

0,17

0,07

18 Припой

кг

0,2700

0,51

0,14

19 Изделия из фторопласта

т

0,0850

50,00

4,25

20 Проволока стальная сварочная

т

0,0110

200,00

2,20

21 Электроды сварочные

т

0,0050

80,00

0,40

22 Ампулы ПГ-2

шт

2,0000

9,00

18,00

23 Датчики

комп.

1,0000

80,50

80,50

24 Привод 8Л632

шт

1,0000

3,60

3,60

25 Привод РКС 8Л652

шт

1,0000

3,60

3,60

26 Пирофиксатор

шт

1,0000

0,40

0,40

27 Покупные и прочие материалы

кг

2,5450

10,00

25,45

Итого










575,65

Данное число представляет собой 85% материальных затрат, и соответственно удельному весу элементов рассчитываем остальные пункты таблицы 10.4:

р.;

р.;

р.

Полученные данные заносим в таблицу 10.4 в соответствующие разделы.

Таблица 10.4 - Потребности в материальных ресурсах на годовой выпуск

Составляющие элемента

«материальные затраты»

Удельный вес в составе элемента

«материальные затраты»

Сумма, тыс. р.

1 Сырье, материалы, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты

85 %

575,650

2 Вспомогательные материалы, запчасти для ремонта оборудования, работы и услуги производственного характера

5 %

33,862

3 Топливо, энергия, приобретенные со стороны

10 %

67,724

4 Всего материальных затрат

100 %

677,236


Таблица 10.5 - Основная заработная плата производственных рабочих, занятых изготовлением ЖРД


Наименование работ по изготовлению узла

Трудоемкость, норм./ч

Среднечасовая

тарифная ставка, р./ч

Основная заработная плата рабочих, р.

1

2

3

4

Камера сгорания

3480

120,5

544237,2

Головка камеры

3850

120,0

600600

Юбка сопла

2776

118,0

425838,4

Всего:

1570675,6

Насос окислителя

1255

119,5

194964,25

Насос горючего

1347

119,0

208380,9

Турбины

1782

120,0

277992

Корпус

2426

118,7

374356,06

Всего:

1055693,21

Насос БНА

950

120,0

148200

Турбина БНА

1060

120,5

166049

Корпус БНА

1060

119,0

163982

Продолжение таблицы 10.5

Всего:

478231


Клапана и РР

3546

119,8

552254,04

Датчики

2250

120,0

351000

АД

1250

118,5

192562,5

Всего:

1095816,54

Система запуска

1680

120,5

263172

Система останова

1050

119,5

163117,5

Всего:

426289,5

Трубопроводы

2085

120,3

326073,15

Итого:

4952779

Для расчета цены стендового образца ЖРД составляем калькуляцию себестоимости, таблица 10.6.

Таблица 10.6 - Калькуляция себестоимости стендового образца ЖРД

Статьи расходов

Проектируемый ЖРД, руб.

1

2

1 Сырье и основные материалы с учетом транспортно-заготовительных расходов

643374

2 Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты

33862

3 Возвратные отходы (вычитаются)

67724

4 Основная заработная плата производственных рабочих (с премией)

4952779

5 Дополнительная заработная плата

990556

6 Отчисление на социальные нужды

1907810

7 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО)

6339557

8 Цеховые расходы

6190973

9 Общехозяйственные расходы (ОХР)

16879070

10 Итого: производственная себестоимость

38005705,8



Продолжение таблицы 10.6




11 Внепроизводственные расходы

570086

12 Обязательные налоги и платежи

3086063

13 Итого: полная себестоимость

41661850

14 Плановые накопления (прибыль)

10415464

15 НДС

9373920

16 Свободная оптовая цена стендового образца

61451234

Итого для проектируемого ЖРД Спрст.обр = 27545312,85 р.

Примем для базового ЖРД Сбст.обр = 27288760,35 р.

Тогда, цена товарного образца проектируемого двигателя будет равна:

р.

Цена товарного образца базового двигателя будет равна:

р.

10.1.2 Капитальные вложения для ЖРД

Капитальные вложения для ЖРД К складываются из оптовой цены товарного образца ЖРД с учетом НДС, затрат на проектирование и транспортировку, установку и монтаж у потребителя и определяются по формуле:

, (10.5)

где kпр,тр,м = 1,1 – коэффициент, учитывающий затраты на проектирование, транспортировку, установку и монтаж ЖРД.

По формуле (10.5)определим капитальные вложения для проектируемого ЖРД Кпр:

р.

Капитальные вложения для базового ЖРД Кб:

р.

10.1.3 Расчёт ЭЭ внедрения новой конструкции двигателя

ЭЭ новой техники определяется путём сопоставления экономических показателей производства и эксплуатации нового и базового изделий.

Экономический эффект Э от производства и использования нового двигателя определяется по формуле, которая учитывает разницу цен нового и базового двигателя, а также экономию издержек у потребителя, которую новый двигатель позволяет получить в процессе эксплуатации:

, (10.6)

где Кб,К пр – капитальные вложения в производственные фонды на разработку и изготовление единицы базового и проектируемого варианта двигатель, р.;

Сб, С пр – годовые эксплуатационные издержки потребителя на единицу базового и проектируемого двигателя, р.;

а – коэффициент эквивалентности нового и базового двигателей;

Рам = 0,25 – доля амортизационных отчислений;

Ен= 0,15 – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Коэффициент эквивалентности а определяется по формуле:

, (10.7)

где а1, а2, а3…аn – коэффициенты, равные отношениям основных технических показателей, которые улучшаются в результате внедрения новой конструкции двигателя.

Отношение давлений в камере R, кгс·с/кг проектируемого и базового ЖРД:

.

Отношение удельных импульсов Iуд, кгс·с/кг проектируемого и базового ЖРД:

.

Следовательно:

.

В итоге, ЭЭ от замены базового двигателя на вновь спроектированный составит:



р.

Таким образом, в результате использования вместо базового двигателя нового с улучшенными техническими показателями потребитель получит ЭЭ в размере 9704174,75 р.
  1   2

перейти в каталог файлов
связь с админом