Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Мод 2 тема19 студ. 19. Санитарное образование составляющая первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного образования, его формы, методы, способы


Название19. Санитарное образование составляющая первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного образования, его формы, методы, способы
АнкорМод 2 тема19 студ.doc
Дата13.12.2017
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМод 2 тема19 студ.doc
ТипДокументы
#33053
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

Тема занятия № 19. Санитарное образование - составляющая первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного образования, его формы, методы, способы.

Санитарно-просветительная работа – одно из основных звеньев любого профилактического мероприятия и должна предшествовать или сопутствовать ему. Ее цель- пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний. Организация санитарно-просветительной работы в разных детских коллективах - достаточно сложная задача. Цель может быть достигнута только при условии знания психологии аудитории, ее особенностей, использования необходимых форм и методов работы с конкретным коллективом. Без учета этих факторов санитарно-просветительная работа не может быть достаточно эффективной.

Основные направления санитарно-просветительной работы:

1. привить населению знания о здоровом образе жизни;

2. объяснить причины стоматологических заболеваний;

3. убедить в необходимости проведения профилактических мероприятий.

Работа с детьми имеет некоторые особенности организации и проведения, связанные с возрастными группами, социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем правильный, продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительной работе среди детей дает хорошие результаты и является наиболее эффективным для привития здоровых навыков на всю жизнь. Основа такого подхода - комплексность воздействия санитарного просвещения на ребенка. В ней должны принимать участие четыре звена:

1) медицинские работники, осуществляющие профилактику;

2) педагогический коллектив детского учреждения;

3) родители;

4) дети.

Формы санитарно-просветительной работы среди перечисленных контингентов существенно отличаются одна от другой в зависимости от организации детского населения. Прежде всего необходимо четко различать активные и пассивные формы работы и точки их приложения.

Формы санитарно-просветительной работы

Активные Пассивные

уроки здоровья; издание научно-популярной литературы,

беседы; статей, открыток, брошюр, памяток,

выступления; санбюллетней,

лекции; проведение выставок,

доклады. показ кинофильмов.

Санитарно-просветительная работа по широте круга охваченных ею людей подразделяется на индивидуальную, групповую (коллективную) и популяционную(коммунальную, массовую).

К активным формам работы относятся методы непосредственного общения медицинских работников с населением - уроки здоровья, беседы, выступления, лекции, доклады.

Пассивная форма работы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, радио- и телепередач, показ кинофильмов, мультипликационных фильмов и т. д.

Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие на аудиторию. Однако, по данным Стравинского, словесная форма для санитарного просвещения детей малоэффективна, особенно у детей младшего возраста. Такая форма может быть рекомендована для лиц старше 20 лет.

В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время, в том числе и на неорганизованную аудиторию. Ее недостаток - отсутствие обратной связи между специалистами и населением.

Как активные, так и пассивные формы работы необходимо использовать среди организованных групп детского населения и неорганизованных детей, посещающих детские стоматологические учреждения с родителями или без них. Причем среди организованного населения эта работа более эффективна, поскольку охватывает все четыре основных звена; среди неорганизованного - менее эффективна, поскольку в работе принимают участие только два звена (родители и дети).

Высокая действенность активных форм зависит от непосредственного контакта врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания. Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их первичной подготовки, уровень усвоения.
Этапы активной санитарно-просветительной работы:
Первый этап активной санитарно-просветительной работы- беседы и семинары с педагогами и медицинскими работниками детских дошкольных учреждений. В этих беседах необходимо объяснить цель и задачи гигиенического воспитания в стоматологии, очертить круг методов его проведения, объем работы, желательную продолжительность и условия их осуществления. Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, бу­дут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур. На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.

Второй этап активной санитарно-просветительной работы в организованных коллективах - беседы или выступления перед родителями. Выступление должно решать две задачи: озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий в детском коллективе. Обучение родителей чаще проводят после лекций и бесед в комнате гигиены. Родителям также следует показать, как правильно чистить зубы, чтобы в домашних условиях они контролировали продолжительность, кратность и правильность ухода за полостью рта своих детей.

Беседу следует проводить активно, интересно, со многими примерами, иллюстрациями. Продолжительность ее не должна превышать 15- 20 мин, столько же времени нужно оставить для ответов на вопросы. Для решения первой задачи необходимо акцентировать внимание на тяжелых и неприятных последствиях, к которым приводят болезни зубов, челюстей, пародонта, аномалии прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена. На таком фоне более серьезно воспринимается информация о возможности профилактических мер, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей. Завершая беседу, врач должен призвать родителей быть его помощниками в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических ме­роприятии от совместных усилий. Особый акцент делается на контроле за культурой употребления углеводов и состоянии гигиены полости рта в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний следует вручить каждому из родителей печатные памятки-листовки.

Третий этап - беседы и уроки здоровья для детей. Они должны быть строго дифференцированными по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Их лучше проводить с классом или группой.

В возрасте 2-4 лет беседы носят игровой характер, они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей, однако ни в коем случае не иметь поучительных и убеждающих интонаций.

В возрасте 5-7 лет беседы носят несколько иной характер. Учитывая то обстоятельство, что дети уже знакомы со стоматологическими вмешательствами и знают основы ухода за полостью рта, беседы нужно начинать с объяснения необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. Обучение детей - наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше проводить его, объединяя активные и пассивные формы санитарно-просветительной работы, т. е. чередовать эти методы. Характер занятий дифференцируется в зависимости от различных возрастных групп детей.

Активные формы санитарно-просветительной работы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный характер. Основной метод такой работы - беседы с детьми и родителями. Пассивные формы санитарно-просветительных мероприятий в основном направлены на родителей и детей. В организованных группах все средства пассивной агитации целесообразно сосредоточить в комнате гигиены. В поликлинике эти средства должны быть размещены равномерно как в холле детского отделения, так и в кабинете гигиены поликлиники.

Конечной целью всего комплекса санитарно-просветительных методов должно быть воспитание у населения правильных убеждений и поступков в результате приобретения новых знаний, направленных на охрану и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний полости рта. Эту цель в общем виде схематично можно изобразить так:

информация ═> знания ═> убеждения ═> поступки

При проведении санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний Е.В. Удовицкая(1988) рекомендует придерживаться таких тем:

1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей.

2. Значение питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.

3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и состояния органов и тканей полости рта.

4. Гигиенический уход за полостью рта.

5. Предупреждение заболеваний полости рта.

6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков

зубочелюстной системы.
Основные аспекты санитарно-просветительной работы врача-стоматолога.
1. Основные аспекты санитарно-просветительной работы стоматолога с родителями детей разного возраста.
Нужно помнить о том, что стоматологическое здоровье ребенка практически полностью зависит от его семьи, поэтому родители детей представляют собой очень важные профилактические группы. Наиболее благодарной аудиторией являются молодые семьи, ожидающие или уже родившие своего первого ребенка, так как они осознают дефицит знаний и отсутствие опыта, необходимых для выращивания здорового малыша. Молодые родители готовы не только воспринимать квалифицированную профилактическую информацию, но и применять ее на практике в один из наиболее ответственных периодов формирования стоматологического здоровья человека. Санитарное просвещение детей в детских коллективах может быть эффективным только при постоянной заинтересованной домашней поддержке (в том числе и материальной). Проведение любых других профилактических групповых процедур в детских коллективах возможно только при наличии согласия информированных родителей на это.

Для каждой «возрастной» группы родителей составляют образовательную программу, главными темами которой являются факторы риска, актуальные для их детей, и способы их устранения.


1.1. Содержание санитарно-просветительской работы с родителями.

Категория родителей

Содержание санитарно-просветительской работы

Женщины, планирующие беременность, и женщины в первой половине беременности

Влияние образа жизни, соматического и стоматологического здоровья беременной на формирование челюстно-лицевой области ребенка;

Значение терапевтического, гинекологического и стоматологического наблюдения и лечения беременной; правила питания беременной

Женщины во второй половине беременности, родители новорожденных и детей раннего возраста

Правила питания беременной и кормящей матери; преимущества естественного вскармливания для развития зубо-челюстной системы ребенка; правила вскармливания ребенка;

правила гигиенического ухода за полостью рта и зубами ребенка; правила общей гигиены, предотвращающие раннее заражение ребенка кариесогенной микрофлорой;

нарушения правил вскармливания как причина «рожкового» кариеса;

роль родителей в формировании нормальных функций челюстно-лицевой области и прикуса ребенка; роль родителей в предупреждении бытовой и спортивной травмы зубов ребенка

Родители детей дошкольного и младшего школьного возраста

Значение рациона и режима питания для стоматологического здоровья детей;

обязанности родителей по уходу за полостью рта ребенка; правила выбора и применения средств гигиены полости рта ребенка и жевательной резинки; правила гигиенического воспитания детей; возможности и правила системной и местной фтопрофилактики кариеса зубов;

роль родителей в формировании нормальных функций челюстно-лицевой области и прикуса ребенка; правила формирования позитивного отношения ребенка к стоматологическим осмотрам и вмешательствам; значение регулярных профилактических стоматологических осмотров ребенка и офисных профилактических мероприятий; необходимость раннего и качественного лечения и своевременной санации его полости рта;

роль родителей в предупреждении бытовой и спортивной травмы зубов ребенка


1.2. Объем формируемых представлений и навыков:

Контингент

Формируемые
представления

Вырабатываемые

навыки

Женщины в 1-й половине беременности

1. О влиянии кариеса и его осложнений на общее состояние беременной и развитие плода.

2. О гигиене полости рта как основном способе предупреждения стоматологических заболеваний.

3. О значении характера питания беременной для развития зубов будущего ребенка.

4. Об опасности для беременной вредных привычек и самостоятельного приема лекарственных веществ.

5. О значении двигательного режима и гимнастики, ги­гиены одежды для предупреждения пороков развития челюстно-лицевой области у ребенка

1. Подбирать зубную щетку и пасту в завис мости от состояния зубов и пародонта, овладеть правилами ухода за полостью рта.

Женщины во 2-й половине беременности

1. О значении естественного вскармливания для разви­тия ребенка

2. О правильной организации искусственного вскармливания ребенка

3. О правильном положении детей в постели

4. О заболеваниях слизистой оболочки полости рта у новорожденных

5. О необходимости наблюдения стоматолога за детьми, родившимися от матерей с отягощено протекавшей беременностью

То же

Родители детей до 1 года

1. Об организации питания детей этого возраста

2. О роли соответствующих возрасту общеукрепляющих мероприятий

3. О вредных привычках, типичных для этого возраста

1. Правильно вскармливать детей с помощью соски или ложки

2. Контролировать позы де­тей во сне, при ходьбе, сидя

3. Предупреждать и устранять вредные привычки

Родители детей от 1 до 3 лет

1. Об организации питания детей этого возраста

2. О роли соответствующих возрасту общеукрепляющих мероприятий

3. О вредных привычках, типичных для этого возраста

4. О заболеваниях слизистой оболочки полости рта у детей

5. О необходимости обучения ребенка уходу за полостью рта

1. Обучать детей правильному приему пищи

2. Обучать утренней зарядке и закаливанию на личном примере

3. Предупреждать и устранять вредные привычки, контролировать позы во сне, при ходьбе, сидя, стоя

4. Учить удерживать воду во рту не глотая, а затем полоскать рот после каждого приема пищи

5. Ознакомить с зубной щеткой, с чисткой зубов щеткой без пасты


Продолжение таблицы

Контин-гент

Формирование представления

Вырабатываемые навыки

Родители детей 3-6 лет

1. Об организации питания детей этого возраста

2. О роли общеукрепляющих мероприятий, соответствующих возрасту ребенка

3. О вредных привычках, характерных для этого возраста

4. О роли избыточного употребления сладостей и плохой гигиены в возникновении кариеса зубов

5. О методах обучения детей ухода за зубами

6. О необходимости психологической подготовки ребенка к лечению зубов

7. О важности жевательной нагрузки, тренировки зубов и челюстей с помощью дозированной нагрузки

1. Научить не спеша, тщательно, энергично пережевывать пищу на обеих сторонах челюстей, не запивать

2. Контролировать осанку ребенка при ходьбе, в положениях сидя, стоя, лежа; приучить к занятиям гимнастикой, двигательной активности; закаливание организма ребенка

3. Предупреждать и устранять привычки сосать пальцы и предметы, грызть ногти, карандаши, игрушки и т. п.

4. Ограничивать употребление ребенком сладостей, особенно перед сном и в промежутках между приемами еды; приучить полоскать рот после еды и сладкого

5. Поэтапно научить ребенка правилам ухода за зубами, контролировать чистку зубов утром и вечером

6. Объяснить ребенку необходимость лечения и правила поведения в кабинете стоматолога

7. Научить выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей с помощью дозированной жевательной нагрузки и контролировать их выполнение

Родители детей

7-10 лет

1.О средствах гигиены полости рта (зубные щетки и пасты, нити, зубочистки)

2.О причинах, которые нарушают прикус (выдвигание челюсти вперед или в сторону, закусывание и сосание губ, щек, языка, пальца)

1.Покупать зубные пасты и щетки, отвечающие возрасту ребенка и состоянию его зубов, учить пользоваться зубной нитью, зубочисткой

2. Предупреждать и устранять вредные

привычки

Родители подростков

11-14лет

1.О причинах и путях устранения кровоточивости десен у подростков

2.О повышении вероятности развития кариеса зубов в период активного роста при несоблюдении гигиенического режима и нерациональном питании

3.О возможности ухудшения отношения подростка к лечению зубов в период полового созревания

1. Контролировать качество ухода за зубами, покупать зубные пасты и эликсиры, соответствующие состоянию десен и зубе

2. Контролировать рациональное питание подростка, достаточное пребывание на воздухе, полноценность сна, двигательную нагрузку

3. Проводить психологическую подготовку к лечению зубов

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей