1945 – 1955 г.г.Работа над романом Ноябрь 1957 г. Роман напечатан в Италии, затем переведён на многие языки Октябрь 1958 г. Присуждение Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы». 1988 г. Роман напечатан в России. «Не отделимы друг от друга поэзия и проза – полюса, начала эти не существуют отдельно» Б.Л.Пастернак
Утверждение жизни
Утверждение жизни Утверждение ценности человеческого существования Победа любви над временем, ударами судьбы Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет. Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы.
Свеча горела
Свеча горела Мальчики и девочки (из стихотворения Блока «Вербочки») Нормы нового благородства Записки Живульта История духа живого Смерти не будет Доктор Живаго (1948) Живаго – старославянская форма прилагательного «живой». Тема жизни. Профессия врача. Тема гуманизма. Офтальмология – наука о зрении. Юрий Живаго славился хорошей интуицией при установлении диагноза. Повествование строится по законам лирики: в центре внимания – душевная жизнь героя. Это символистский роман. Пастернак отказывается от традиций психологического романа (Лермонтов, Тургенев, Достоевский) Важную роль играют стихи доктора Живаго, выделенные в отдельную часть после эпилога. В них читатель узнаёт о внутренней жизни героя, идею автора – торжество духа «живаго».
Начало – мотив смерти
Начало – мотив смерти «Шли и шли и пели «Вечную память»… Любопытные входили в процессию, спрашивали: «Кого хоронят?» Им отвечали: «Живаго». «Стихотворения Юрия Живаго» - отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности. Финал – стихотворение «Гефсиманский сад» - мотив воскрешения, жизни вечной: Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко Мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты. Многочисленные совпадения, случайности – сигналы из непознаваемого мира В представлении Пастернака, жизнь как река, которая несёт человеческие судьбы. Люди подчиняются движению жизни. Природа, искусство, история – неотделимые друг от друга составляющие жизни.
Юрий Живого
Юрий Живого Сын, племянник, отец, муж, зять, брат, друг, любовник, врач, философ, поэт. Стрельников (Павел Антипов) – герой-антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают. Антонина – жена, мать. Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка. Лара – символ России. Зима. Вьюга (Пушкин, Блок, Булгаков) Искусство История. Революция Христианские мотивы (жизнь и смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники). Это роман, самый открытый в христианскую культуру. Метафора свечи Годы гражданской войны: «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста» Таким образом, Пастернак строит сюжет романа в масштабе вечности.
1. христианские мотивы 2. композиция «роман в романе» 3. панорама Москвы 4. образ творца М.А.Шолохов «Тихий Дон»: 1. изображение исторических катаклизмов 2. судьба героя на фоне этих катаклизмов перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |