Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

1)Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Элейская школа


Название1)Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Элейская школа
Анкорvot itog.doc
Дата26.10.2016
Размер316 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаvot_itog.doc
ТипДокументы
#591
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

1)Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).

Элейская школа.

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Элеаты:

  • изучали проблемы познания;

  • жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;

  • были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;


Парменид Элейский – основатель элийской фил. школы. Говорил необходимо отойти от пути мнения и направится по пути истины.

След характеристики бытия

1 возникает и не исчезает

2 непрерывно и однородно

3 равно самому себе

4 по форме оно – совершенная сфера.

Бытие вневременно – у него нет прошлого будущего лишь настоящее.
Логика суждений Парменида такова

1 Все что мы мыслим есть бытье

2 Небытие мы помыслить не можем

3 Следовательно, небытия нет

4 Его нет в нашем мышлении.
КСЕНОФОНТ (445–355 до н.э.) – ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный; автор Воспоминаний о Сократе и других сократических сочинений.

Философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю.
Зенон Элейский – лишь разум по Зенону может претендовать на истинность. Известны логические парадоксы Зенона – апории (Ахиллес и черепаха, стрела, стадий)

Ахиллес и черепаха стартуют одновременно но черепаха в немного впереди, когда Ахиллес добежит до места с которого стартовала черепаха, то черепаха немного о дальше продвинется, и так всегда…. Т.е расстояние будет все меньше и меньше но черепаха будет всеравно впереди.
2)Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклит.

Милетская школа — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена).
Существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Философы пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков») и искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.


  1. Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы,

    • первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

    • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

    • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

    • допускал наличие множества богов;

    • считал центром вселенной Землю;

    • точно определил продолжительность года – 365 дней;

    • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).




  1. Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

  • первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

  • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

  • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).




  1. Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

  • первопричиной всего сущего считал воздух;

  • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);


Гераклит

Млетская натурофилософия

2 части

1)Экзотерическая (выдвегает идею огня в качестве генетического архэ, из которого которо в космических циклам мир временами сгорает а временами остывает.)

2)Эзотерическая (номологического архэ (от греч. «номос» - закон).
«космос не создан ни кем из богов и не кем из людей, а всегда был и будет вечно живым огнем, который иногда воспламиняется а иногда затухает»

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

  • первоначалом всего сущего считал огонь;

  • вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

  • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

  • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

  • признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

  • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;



3)Пифагорейская школа.
Пифагор, основатель пифагорейской философской школы. Он открыл термин философия – любовь к мудрости.

Прежде всего прославился он в математике, сформулировал доказательство одной из теорем планиметрии - квадрат гипотенузы прямого треугольника равен сумме квадратов его катетов

В его учение выделяют 2 основные составляющие теор и практ части.

Началом всех вещей он считал числа. Он считал все подобно числу, число это сущность всех вещей. числа от 1 до 10 считались универсальными объектами теор. познания. Математика это лучшее средство очищения души и бессмертия.
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

  • первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

  • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

  • считали единицу мельчайшей частицей всего;

  • пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).



4).Античные плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор, атомисты).
Эмпедокл утверждает, что элементов четыре – огонь, воздух, вода, и земля. Между ними действуют две силы – сила вражды и любви. Сила любви смешивает элементы, сила вражды разделяет их. Мир проходит в своем развитии циклы от царства любви (максимального смешения) до царства вражды (максимального разделения) элементов. Пустоты нет – все заполнено элементами.

Анаксагор утверждает, что элементов бесконечно много – кроме элементов Эмпедокла есть элемент дерева, мяса, кости… В то же время видимых качеств еще больше, чем элементов. Чтобы отличить смеси элементов от чистых элементов, нужно начать делить вещество.

Атомисты (Левкипп, Демокрит) утверждают, что элементов бесконечно много, что они представляют из себя мельчайшие и неделимые материальные тела – атомы. Атомы движутся под действием законов в бесконечном пустом пространстве (у атомистов, по-видимому, впервые появляется идея пустоты и пустого пространства). Сближение атомов кажется нам возникновением материального тела, их рассеяние – исчезновением тела. Иллюзией оказываются уже все чувственные качества. На самом деле, утверждают атомисты, есть только атомы и пустота.

5Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии.

Предмет и функции философии.
Предмет философии — особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.
Философия многофункц.. предмет, поэтому возникают трудности с определением предмета философии.
1) общенаучная функция ( наука о всеобщем.)
2) методологическая функция (теоретический базис для всех остальных наук).
3) социальная функция (развития общества как целостной системы)
4) нормативная функция (философия является и этикой).
5) мировоззренческая функция (философия является теоретическим мировоззрением в отличие от других типов мировоззрения)
Основные философские проблемы

Рассмотрим примеры философских проблем по разделам философии.

1) Онтологические проблемы.

Проблема бытия

Проблема видов бытия

Проблема причинности
ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – логика, основанная на ограничении универсального знания только рамками абстрактно-общего, т.е. такого общего, которое противоположно частному. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – проект философской логики, который ставит перед собой задачу создания универсального знания на принципах конкретно-общего, т.е. такого общего-единого, которое вбирает в себя частное и единичное.
6) Структура философского знания (онтология, гносеология, аксиология и логика).

В составе философского знания выделяют множество направлений и частей. Наиболее крупными делениями любой философской системы являются такие ее разделы, как онтология, гносеология, аксиология, логика

1) ОНТОЛОГИЯ (от греч. «онтос» - сущее, то что есть на самом деле, и «логос» - учение, т.е. буквально «онтология» - учение о сущем) – раздел философии, в котором исследуется, как устроен объективный мир, существующий независимо от индивидуального сознания человека. Это своего рода философская физика. Высшим понятием онтологии является понятие «бытие» - полнота всего существующего.

2) ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. «гнозис» - знание, и «логос» - учение, т.е. «гносеология» - «учение о знании») – философская теория познания. Высшее понятие гносеологии – понятие «истина» - высшее состояние знания.

3) АКСИОЛОГИЯ (от греч. «аксис» - ось, основание, и «логос» - учение, т.е. учение об основаниях) – философская теория ценностей, потому и высшим понятием этого раздела философии является понятие «ценность» - основание и эталон сознания. Внутри аксиологии выделяется множество более частных направлений, исследующих отдельные ценности или ценностно-зависимую реальность. Это, например:

Философская этика – учение о добре и зле,

Философская эстетика – учение о красоте,

Философская антропология – учение о человеке, и т.д.

4) ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА – раздел философии, в рамках которого исследуются наиболее универсальные законы и принципы, в том числе в той форме, как они выражаются в человеческом мышлении. Высшее понятие логики – «логос» - высший закон и первопринцип.
7) Философская мысль Древней Индии. Учение Вед и основные идеи философии индуизма.
Несмотря на все различия школ индийской философии, они все в своей основе так или иначе опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – это древние священные тексты индийской культуры, играющие в ней роль, подобную роли Библии в христианских культурах. Время создания вед уходит во 2-е тысячелетие до нашей эры. «Веда» в переводе с санскрита значит «знание». Эти тексты состоят из следующих частей:

Ригведа – веда гимнов,

Яджурведа – веда жертвенных формул,

Самаведа – веда напевов,

Атхарваведа – веда заклинаний.

Позднее были написаны различные комментарии к ведам. Философское значение особенно имеют так называемые Упанишады, что в переводе с санскрита означает «сидеть у ног учителя». Большое влияние на философию и мировоззрение Индии оказал древнеиндийский эпос Махабхарата, записанный в 18 книгах. Часть 6-й книги этого эпоса составляет Бхагаватгита (сокращенный вариант которой называется Гита), в которой в поэтической форме передается беседа великого воина древности Арджуны и бога Кришны. Арджуне предстоит участие в великой битве, где ему придется сражаться с множеством своих родственников, которых он совсем не хотел бы убивать. Арджуна удручен и подавлен. Кришна раскрывает перед Арджуной великую панораму Вселенной и космического сознания, снимая проблему важности смерти и человеческих условностей.

Учение вед особенно выражено в брахманизме – древней индийской религии. Здесь говорится о множестве божеств, верховными из которых являются Брахма – бог сотворения мира, Вишну – бог, поддерживающий всякое сотворенное бытие, и бог Шива, олицетворяющий принцип разрушения и завершения мировых циклов. Три высших бога образуют три ипостаси единого божества – Троицу, которая на санскрите называется Тримурти («три божества»). В отношении к учению вед все школы индийской философии можно разделить на ортодоксальные, поддерживающие веды, и неортодоксальные – так или иначе не согласные с этим учением.


8)Научные революции и смена типов рациональности
Научная революция — это перестройка оснований науки. Возможна благодаря:
1. Результат внутридисциплинарного развития
2. Междисциплинарное взаимодействие
Перестройка оснований приводит к смене типов рациональности
Две разновидности научных революций. 1) Идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается. 2) Одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но ее философские основания.

Тип рациональности: неклассический тип рациональности. Включение взаимодействия объекта с прибором, связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности ученого( отвержение объективизма, как идеологию). «Непрозрачность» бытия, отказ от идеальных моделей и проектов. Признание относительной истинности теорий и картины природы.
4ая научная революция последняя треть 20века.
Тип рациональности: постнеклассический тип рациональности. Использование исторической реконструкции, как типа теоретического знания, в космологии, астрофизике, физике элементарных частиц => изменение картины мира. Возникновение нового направления в научных дисциплинах: Синергетика. Субъект познания становится главным участником протекающих событий. Использование ЭВМ. Смена ценностно-нейтрального исследования.

Все выделяют 4 типа научной рациональности (по Лебедеву, с. 153):
1) Логико-математическая: идеальная предметность, конструктивная однозначность, формальность, доказательность.
2) Естественно-научная: эмпирическая предметность, опытная верифицируемость.
3) Инженерно-технологическая: вещная предметность, практическая эффективность, конструктивная системность.
4) Социально-гуманитарная: социальная предметность, рефлексивность, культурологическая обоснованность.
10)неклассическая научная рациональность
Итак, неклассическая наука указывает на неустранимое участие субъекта, которое приводит к познанию среза, заданного через призму субъектов. Субъекты включаются в тело научного знания. Имеет место также антропный принцип (от греческого «антропос» - человек). Антро́пный при́нцип — аргумент «Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек». С точки зрения физики, этот принцип объясняет, почему в наблюдаемой нами Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между фундаментальными физическими параметрами, которые необходимы для существования разумной жизни. Сильный антропный принцип: Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни. Вариантом сильного АП является АПУ (Антропный принцип участия), сформулированный в 1983 году Джоном Уилером.
В современную эпоху, в последнюю треть XX стали происходить новые радикальные изменения в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.
11)Философия и медицина
1. Философия медицины и ее историческое развитие
Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирии, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях.

Современная философия медицины развивается по нескольким направлениям, руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками. Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины, – здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие.) Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества можно назвать австрийского врача и философа

12) философско этические проблемы в медицине
Конечно философская этика заключается не только в вежливости по отношению к больным. Деонтология — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного. Это совокупность этических норм, правил, обеспечивающих терапевтического сотрудничества врача и пациента. Одним из ключевых требований медицинской деонтологии считается развитие у врача особо гуманного отношения к личности больного, а также высокой ответственности за все свои действия. Врач призван не только лечить пациента, но и морально поддерживать его. Она предполагает прежде всего высочайший профессионализм – владение искусством врачевания. Профессионализм – это показатель подготовленности медика к ответственной работе, его нравственно-этическая характеристика. Высокий профессионализм определяет личный авторитет врача. Но он не мыслится без умения правильно, уверенно, спокойно обращаться с больным. Личное обаяние, доброта, скромность тоже являются составляющими профессионализм медика. В этом выражается единство кумулятивного и некумулятивного характера развития медицинского мировоззрения. Но с накоплением новых научных сведений происходит качественное изменение нравственно-этического медицинского менталитета. Он получает своё новое философско-методологическое и морально-этическое обеспечение. Это даёт повод мыслящим врачам рассматривать современное развитие практической медицины, теоретизацию медицинского знания сквозь призму философского самосознания. Ведь известно, что прогресс медицинской теории и практики находится в органичной связи с философией и общественной моралью, а также зависит от состояния экономики, естествознания и техники.
13) основные феноменологические признаки живого
1. Феноменология живого
У каждого человека есть интуиция жизни. Каждый обладает бессознательным знанием живого и может отличить живую собаку от мертвой. Но когда мы пытаемся это обыденное знание о живом выразить в научных понятиях, обычно происходит потеря специфики живого. Поэтому, быть может, современной науке не стоит спешить строить теорию жизни, но имело бы смысл предварить ее обращением к некоторой феноменологии жизни, т.е. тем множеством полусознательных представлений о жизни, которыми обладает каждый человек из повседневного опыта общения с живыми существами.

Одно из фундаментальных свойств живого – свойство размножения. В общем случае можно выделять разные виды размножения, например: 1) размножение как избыток роста, превышающий некоторую меру единичности организма – когда величина тела живого организма как бы переливается через край какого-то запаса единичности, и вливается в новую живую форму. Таков во многом рост растений, например, при размножении почкованием. 2) Возможно размножение путем освобождения части от господства целого. Когда, например, гидру разрезают на части, и из каждой части возникает новая гидра, то в этом случае выделение части в процессе разрезания активирует эту часть как новое целое. Получается, что в частях целого потенциально содержится целое, которое активируется после высвобождения частей или потенцируется существованием частей в составе целого. 3) Третий и наиболее развитый вид размножения – половое размножение.

Можно сказать и так, что живое – это малый мир («микрокосм» внутри «макрокосма»), со своим пространством-временем, своей собственной материальностью и активностью, согласующейся, но не подчиняющейся вполне физико-химическим законам.

Но если это так, если живое не сводимо вполне к законам среды, то, следовательно, за живым стоит некоторый свой собственный принцип, основание, определяющее автономное бытие живых форм. Этот принцип так и можно называть - Принцип Жизни.
14) 15) 16)17)18) Холизм в биологии и медицине. И Редкуционизм и виды
2. Холизм и редукционизм в истории биологии и медицины.

Виды редукционизма и холизма
В истории биологии и медицины всегда существовали два противоположных течения – холизм и редукционизм.

Слово «холизм» происходит от греческого «holos» (целое), и это направление в биологии всегда подчеркивало принципиальное отличие живых организмов от неживых тел. Представители холизма (холисты) считают, что в живом есть некоторое особое качество, которое отсутствует в неживой природе и принципиально отличает живое от неживого. Поэтому, например, в биологии не до конца применимы законы физики и химии, нужны новые, чисто биологические законы, чтобы объяснить поведение живых организмов. Внутри холизма всегда существовало еще множество более частных направлений, из которых можно выделить два наиболее важных. Эти два направления можно условно называть рациональным и иррациональным холизмом. Иррациональный холизм считал, что особое качество жизни непознаваемо, и мы можем только утверждать, что оно есть, но каково оно и каковы его свойства, познать невозможно. Это направление холизма по существу отрицало возможность биологии как науки и превращало биологию в мистику. Рациональный холизм, допуская принципиальное отличие живого от неживого, тем не менее полагает, что возможно рациональное, научное познание этого отличия и построение биологии как научной дисциплины.

Направление, противоположное холизму, - это редукционизм. Слово «редукционизм» происходит от латинского слова «reductio» - «упрощение», сведение сложного к простому. Представители редукционизма (редукционисты) считают, что никаких принципиальных различий между живым и неживым нет, различие здесь только количественное – живые организмы представляют из себя очень сложные физико-химические системы. Поэтому возможна биология как наука, но законы биологии – это законы физики и химии, лишь проявляющие себя в специфических условиях. Таким образом, для редукционистов биология – одна из прикладных физико-химических наук. Внутри редукционизма, однако, также можно выделить два направления – сильный и слабый редукционизм (см. рис. 2). Сильный редукционизм полностью отрицает особенности живых организмов даже как физико-химических систем, считая, что для объяснения феномена жизни достаточно классических разделов физики, например, механики. Что же касается слабого редукционизма, то это направление в той или иной степени признает необходимость создания новой неклассической физики для объяснения феномена жизни, хотя в любом случае это видоизменение не настолько велико, чтобы вообще выйти за границы физики.



рис. 2
19)Критерий жизни как необходимый и достаточный признак живого
какова же совокупность основных признаков живого?

Живые организмы характеризуются сложным высокоупорядоченным строением и системной организацией. Уровень их организации и иерархичности значительно выше, чем в неживых объектах.
Живые организмы активно реагируют на окружающую среду и участвуют в обмене энергией, веществом и информацией с окружающей средой.
В процессе самоорганизации живые организмы развиваются, изменяются и усложняются.
Все живое не только размножается, но и имеет способность к избыточному воспроизводству.
Живое качественно превосходит другие формы существования материи своим многообразием форм, сложностью химических компонентов и динамикой протекающих в живом организме процессов.
Живые организмы способны получать, сохранять и передавать информацию. Причем живым организмам присуще стремление полученную информацию о себе и окружающем мире использовать максимальным образом
Живые организмы способны хорошо приспосабливаться к окружающей среде обитания и соответствуют своему образу жизни.

Живые организмы имеют способность целесообразно распространяться в пространстве и времени, а также активно влиять на неживую природу и изменять в целом биосферу Земли. Целевая функция живого объективно сводится к достижению оптимальных условий для выживания вида.

И наконец, высшим формам живых организмов присущ Разум, который и позволяет материи познавать самое себя.
20) паттерн и орагнизация в теории аутопоэза.
одна из современных теорий определения жизни – теория аутопоэза (от греч. auto – сам, poiesis – создание, производство). Важные понятия этой теории – понятия «паттерн» и «организация». Под паттерном имеется в виду некоторый тип структуры, характерный для множества частных реализаций этой структуры. Организация – частная реализация паттерна. Например, паттерн любого стула – наличие опоры и сиденья. Организация отдельного стула – тот конкретный способ, каким реализуется опора и сиденье в данном случае (допустим, в виде четырёх ножек, мягкого сиденья и спинки). Используя термины Аристотеля, можно было бы сравнить паттерн с родовой формой, организацию – с индивидуальной формой и материей. Пытаясь дать определение жизни, авторы теории аутопоэза имеют в виду в первую очередь определение паттерна всех живых систем, предполагая тем самым, что у всех форм жизни один паттерн и разные организации. Аутопоэз авторы рассматривают одновременно как паттерн жизни и паттерн разума, принимая формулу «life is cognition» - «жизнь есть познание». Согласно их теории, разум – это не вещь, а процесс, сам процесс жизни. Другими словами, организационная деятельность живых систем на всех уровнях жизни – это деятельность умственная. Взаимодействие живого организма – растения, животного или человека – с окружающей его средой есть взаимодействие познавательное, или ментальное. Разум – или, более точно, ментальный процесс – имманентен материи на всех уровнях жизни.
21)основные признаки аутопоэтических систем
Аутопоэзная система проходит непрерывные структурные изменения – ее компоненты непрерывно производят и преобразуют друг друга, и осуществляют они это двумя различными способами. Один тип структурных изменений представляют изменения самообновления. Всякий живой организм постоянно обновляет себя, клетки разрушаются и восстанавливаются, ткани и органы заменяют свои клетки в непрерывных циклах. Несмотря на эти непрекращающиеся изменения, организм постоянно поддерживает свою общую идентичность, или паттерн организации. Второй тип структурных изменений в живой системе представляют изменения, посредством которых создаются новые структуры – новые связи в аутопоэзной сети. Изменения второго типа – эволюционные, а не циклические; они тоже совершаются непрерывно, – либо как последствия влияния окружающей среды, либо как результат внутренней динамики системы. Согласно теории аутопоэза, живая система взаимодействует с окружающей средой через структурное сопряжения, т.е. через повторяющиеся взаимодействия, каждое из которых запускает структурные изменения в системе. Например, клеточная мембрана непрерывно вводит вещества из своего окружения в метаболические процессы клетки. Нервная система организма изменяет свою внутреннюю связность с каждым сенсорным восприятием. Тем не менее, эти живые системы автономны. Окружающая среда лишь запускает структурные перемены, но не определяет и не направляет их.

Структурное сопряжение устанавливает четкое различие между тем, как взаимодействуют с окружающей средой живые и неживые системы. Пнуть камень и пнуть собаку – это две совершенно разные истории, как любил отмечать Грегори Бэйтсон. Камень будет реагировать на пинок согласно линейной причинно-следственной цепочке. Его поведение может быть просчитано на основе фундаментальных законов ньютоновской механики. Собака ответит структурными изменениями, согласно своей собственной природе и (нелинейному) паттерну организации. Результирующее поведение, в общем случае, непредсказуемо. Поскольку живой организм отвечает на влияния окружения структурными изменениями, то и эти изменения, в свою очередь, влияют на его последующее поведение

22) теория аутопоэз нервная эндокринная иммунная
Аутопоэтическая или автономная трактовка может быть применена к другим системам организма, например, в ряде работ Варелы рассматривается модель иммунной системы как аутопоэтической системы. Вызывание стереотипного иммунного ответа на внешний агент как чужеродное образование характеризует скорее аварийный режим работы иммунитета, когда снижается автономность, и внешняя среда близка к детерминации работы иммунной системы. В нормальном режиме идет скорее процесс поддержания молекулярной индивидуальности организма, в котором приток внешнего субстрата и автономное реагирование на него есть важный фактор поддержания и развития иммунных сил организма.
Подобным образом рассматриваются модели взаимодействия нервной, иммунной и эндокринной систем в рамках единой аутопоэтической системы организма. Важную роль в обеспечении сетевых взаимодействий этих подсистем играют нейропептиды – низкомолекулярные белки, которые одновременно выполняют функции нейромедиаторов, иммунных факторов и тканевых гормонов. Сетевое взаимодействие трех подсистем лежит в основании моделей психосоматической медицины.
24) модель живой системы на околомолекулярном уровне матричное копирование

Под матричным копированием мы имеем в виду процесс образования копий на основе комплементарности с некоторой матрицей, например, образование отпечатков одного материального объекта на поверхности другого, комплементарность двух дополнительных форм и т.д. В отличие от знакового процесса, матричное копирование полностью протекает в плане актуального бытия, в то время как в знаковых системах предполагается, что актуальному бытию принадлежит в первую очередь синтаксис, а с актуальными элементами синтаксиса потенциально связаны их семантические значения. Иными словами структура знака онтологически двуслойна – форма знака принадлежит актуальному бытию, в то время как значение дано как потенциальное бытие знака.
25) каскадные механизмы в объяснении активности живого
В итоге имеющуюся сегодня модель биологической системы можно рассматривать как единство трех основных концептов: 1) ДНК-матричного копирования белков (носящего несемиотический характер), 2) комбинативно-комплементарного механизма самосборки белков и других органических субстратов и 3) каскадных механизмов развертывания более сложных органических детерминаций.
26,27,28,29) понятия клинического мышления этапы Вульф

Сразу же оговоримся, что под клиническим мышлением мы понимаем способ мышления в медицине, который претендует на применение некоторых теоретических конструкций к объяснению клинически выраженных проявлений заболевания, способных наблюдаться нашими органами чувств.

В эволюции клинического мышления можно выделить в первом приближении три основных периода:

1. Донаучный период

2. Период так называемого «терапевтического нигилизма»

3. Период количественного метода
1). В это время господствует так называемая гуморальная теория, созданная врачами Древней Греции и обладающая ярко выраженным умозрительным характером. Эта теория утверждала существование в организме четырех основных жидкостей – крови, флегмы, желтой и черной желчи. Основа здоровья – равновесие, основа всех болезней – то или иное нарушение равновесия этих жидкостей в организме.
2) Впервые клиническое мышление в это время соединяет теорию и практику, начинает использовать экспериментально подтвержденные факты и оказывается подлинно научным методом мышления.

Однако эта научная революция 19 века в области медицинского знания охватывала пока только сферу диагностики, практически не имея возможности распространить себя в область лечения. Новые теоретические знания о структуре и функциях при патологиях еще долгое время, вплоть до конца 19 века, почти не влияли на методы лечения. Образовался своего рода «терапевтический нигилизм» - каково бы ни было наше теоретическое знание, оно не может оказать никакого влияния на терапию (лечение) заболевания.

Научный метод клинического мышления не мог распространить синтез теории и практики на область терапии, ограничивая свои интегрирующие способности пока только сферой диагностики.

Конечно, такая ситуация не могла сохраняться долго, и уже к концу 19 века уровень понимания механизмов заболеваний стал постепенно давать и свои практические плоды в области терапии. С конца 19 века терапевтический нигилизм преодолевается, и новые лабораторные методы исследования приводят и к возникновению новых методов лечения (применение инсулина при сахарном диабете, открытие групп крови и использование гемотрансфузии и т.д.).

3)

В 20-м веке, особенно со второй его половины, научные стандарты исследования постепенно распространяют себя и в сферу оценки разного рода методов лечения. Вплоть до этого времени не существовало количественной оценки эффективности тех или иных терапевтических методик. Был лишь небольшой призыв к подобным оценкам в начале 19 века. Был лишь небольшой призыв к подобным оценкам в начале 19 века. Здесь можно назвать имена французских врачей Пьера Луи (Louis P.) и Жюля Гавара (Gavarret J.). Луи провел сравнение ранних и более поздних случаев использования кровопусканий, обнаружив практическое отсутствие различий их последствий, чем оказал большое влияние на отказ от практики кровопусканий в Европе. Гавар применил принципы статистики к медицине.

Количество, число и мера – это выражения повышенного единства, обнаруживаемого за внешне разрозненным многообразием чувственных данных, когда эти данные выражаются как степени одного начала или принципа. Усиление глубины научного познания всегда сопровождается открытием все более глубоких единств – законов, симметрий, инвариант – охватывающих все более обширное число разнородных элементов.

Так на смену чисто качественной медицине приходит современная квантитативная (количественная) медицина, в рамках которой обеспечивается сегодня мировой уровень исследований основных механизмов регуляции функций организма, причин различных заболеваний, создаются передовые хирургические технологии, формулируются новые знания о здоровье и болезнях человека, развиваются новые технологии молекулярной медицины, терапии, медицинской электроники, диагностической иммунохимии, иммуногенетики, микрохирургии, космической биологии и медицины, медицинской генетики, реабилитологии, наркологии.
В то же время медицина имеет особый объект исследования. Это – человек, во всей полноте его определений, начиная с физического тела и заканчивая социальными и личностно-духовными свойствами человеческого существа. Человек не может быть сведен только к своему биологическому организму и функционированию его органов. Следовательно, теоретические методы в области медицины выходят за пределы только естественных наук, распространяя себя в область гуманитарного знания, в сферу чувственности, ценности и морали. Такой комплексный характер человека как объекта медицины оказывает существенное влияние и на определения клинического мышления.

Согласно автору учебника «Философия медицины»1, известному врачу и историку медицины Х.Р.Вульфу (H.R.Wulff), клиническое мышление врача играет важную роль в процессе принятия клинических решений (постановка диагноза, выбор и назначение лечения), на который оказывают влияние следующие два класса факторов.
1. Принципы, определяющиеся научным фактором

Они включают в себя, в свою очередь,

1.1. Дедуктивный компонент: выводы из теоретического знания о механизмах развития заболевания, опирающиеся на

а) Донаучные теории

б) Научные теории

1.2. Эмпирический (индуктивный) компонент: выводы из опыта ведения аналогичных пациентов, исходящие из

а) Неконтролируемых наблюдений

б) Контролируемых наблюдений

Второй класс принципов, определяющих клиническое мышление врача – это:

2. Гуманистическое мышление, включающее в себя:

2.1. Эмпатический компонент, вытекающий из понимания пациента как дружественного человеческого существа,

2.2. Этический компонент, вытекающий из этических норм и понимания того, что «хорошо» и что «плохо».
30,31)Категория мера жизни и ее роль в философии медецины, функция благополучия и объем выживания.

Медицину во многом можно рассмотреть как одну из сторон биологического знания - науки о феномене жизни. Основной категорией биологии является категория «жизни», и биология пытается постичь логос живого, в том числе в форме его структурных выражений. Главная проблема биологии – проблема сущности жизни, проблема того, чем живое отличается от неживого. В такого рода проблематике на первый план выходит качественная специфика одного типа бытия – жизни – в отношении к другому типу бытия – не-жизни. Отношение этих состояний реализуется во многом как отношение логического отрицания, т.е отношения А и не-А, выражающего качественную разницу состояний.

Одним из важнейших параметров меры жизни является степень адаптивной пластичности живого организма. Организм может оказываться в различных – более или менее благоприятных – для его существования условиях (например, в ситуациях с разными величинами температур, количества пищи, плотности популяции и т.д.). В одних ситуациях организм способен приспособиться и выжить, в других ситуациях он погибает. В этом случае можно ввести такое понятие, как объем выживания организма – множество всех тех возможных ситуаций, в которых организм может остаться живым, приспособившись к условиям этих ситуаций. Объем выживания – одна из важных характеристик меры жизни того или иного вида жизни. Чем более – при прочих равных условиях - объем выживания организма, тем большей мерой жизни он обладает. В математической экологии близким к понятию объема выживания является понятие экологической ниши. В этом случае вводится так называемая функция благополучия, которая представляет из себя некоторую интегральную оценку жизнедеятельности организма. Эта функция определяет не только экологическую нишу, но и конкретные количественные показатели благополучия организма в каждой конкретной ситуации, т.е. в каждой точке экологического пространства. Нечто подобное можно представить и для более общего случая, когда мера жизни организма могла бы определяться на основе некоторой функции благополучия этого организма в некотором пространстве возможных ситуаций существования организма.

Функция благополучия – один из примеров так называемых критериев оптимальности, которые все чаще в последнее время применяются при решении разного рода задач в биомедицинских науках. Например, можно пытаться выяснить, почему рыбы обладают определенной формой тела. Помочь в решении этой задачи могут соображения, связанные с оценкой формы с точки зрения, например, сопротивления встречному потоку жидкости при движении в воде. Такую задачу можно представить достаточно строго, в рамках определенной математической модели. Можно рассмотреть различные возможные пространственные формы и задать на них некоторую функцию, значение которой будет выражать, допустим, величину сопротивления этой формы при ее движении в жидкой среде.
33)основные понятия медицины здоровье болезнь патогенез и саногенези их связь

34)Система интегральной медицины
«Здоровье — это состояние полного морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.» В этом определении ценным является то, что оно учитывает не только биологический, но и социальный фактор. Однако формулировка, касающаяся «полного социального и морального благополучия», несколько расплывчата, поскольку не содержит достаточно четких критериев этого «благополучия» и, более того, объединяет в себе некоторые черты, присущие не только отдельной личности, но и целым контингентам населения. Но несмотря на то, что контингент (коллектив) состоит из отдельных особей, его нельзя характеризовать просто суммой признаков, присущих этим личностям, так как он является системой, наделенной рядом новых качеств. доровье — это состояние оптимальной адаптации организма к окружающей среде (для человека — и к среде социальной).

Болезнь - это качественно новое состояние организма, возникающее при воздействии на него патогенного раздражителя, проявляющееся в нарушении равновесия организма с окружающей средой (для человека -и со средой социальной) и приводящее к снижению его работоспособности. Болезнь - это стесненная в своей адаптации жизнь. Учитывая, что снижение способности к адаптации связано прежде всего с тем. что организм вследствие возникающих в нем «поломов» начинает либо получать недостаточное количество информации, либо неполноценно ее обрабатывать и использовать, можно данное определение сформулировать более конкретно.
Болезнь - это стесненная в своей информации жизнь.
патогенезом (от греческого pathos - страдание, болезнь и genesis - происхождение) понимаются механизмы развития заболевания. Каждое заболевание имеет свой патогенез, зависящий как от особенностей этиологического (причинного) фактора, так и от реактивности заболевшего организма. Однако при всем разнообразии патогенетических механизмов, связанном с огромным количеством болезней и индивидуальных особенностей живых существ, есть ряд особенностей патогенеза, присущих любым болезням. Наиболее важными являются две следующие закономерности.

Патологическая система может привести к углублению нарушения равновесия больного организма с окружающей средой.
Термин саногенез, происходящий от лат. sanitas (здоровье) и греч. genesis (происхождение) и означающий буквально «происхождение здоровья», - один из самых молодых в патофизиологической науке. Учение о саногенезе берет свое начало с 1966 г., когда определение этого понятия было сформулировано профессором С. М. Павленко.
Саногенез - это динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов физиологического и патофизиологического характера, развивающийся в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, функционирующий на протяжении всего патологического процесса (от предболезни до выздоровления) и направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма.

Саногенез (sanogenes; лат. sanos - здоровье + греч. genesis - происхождение, развитие) - динамический комплеке защитно-приспособительных процессов, возникающих при воздействии на организм чрезвычайного раздражителя и направленных на восстановление нарушенных функций (т. е. защитные, компенсаторные и восстановительно-репа-ративные реакции)

35) История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни.

Споры, возникающие в ней, нередко оказываются противостоянием наиболее общих философских точек зрения, уже известных из истории философии. Однако в приложении к новому материалу биологии и медицины эти старые философские споры могут дать неожиданный познавательный эффект. Одним из таких споров является спор современных онтологов и номиналистов о понятии болезни.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей