Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Лог заключение. 3 Логопедическое заключение в раннем возрасте


Скачать 32.54 Kb.
Название3 Логопедическое заключение в раннем возрасте
Дата15.12.2019
Размер32.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛог заключение.docx
ТипДокументы
#65810
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Тема: 3.3. Логопедическое заключение в раннем возрасте.

Вопрос 1.Структура логопедического заключения в раннем возрасте.

В дошкольной логопедагогике созданы теоретические предпосылки логопедии раннего возраста (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.А. Разенкова, О.Е. Громова). В последние десятилетия накопилось достаточное количество эмпирических данных для того, чтобы начать обсуждение вопроса о логопедическом заключении в раннем возрасте. Для более глубокого осознания сущности логопедического заключения, как формулировки механизма нарушенного развития речи, есть смысл остановиться на понимании процесса речевого развития.

Развитие речи в современных исследованиях понимается как становление сложной языковой системы в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем (П.К. Анохин, И.А. Зимняя, Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина). Слайд 2

Такое понимание процесса речевого развития определяет основные структурные компоненты логопедической оценки патологического состояния овладения устной речью: морфофункциональная возможность ребенка овладеть языковыми средствами и сами языковые средства, которыми овладел ребенок в процессе социальной коммуникации.

При обсуждении актуальных проблем современной логопедии в рамках симпозиума с международным участием «Логопедия XXI века» в Санкт-Петербурге Г.В. Чиркина подняла вопрос о правильном понимании профессиональным сообществом логопедов логопедического заключения в целом.

Логопедическое заключение является «педагогическим диагнозом» в терминологии Л.С. Выготского. Слайд 4

В статье «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» Лев Семенович вскрывает основные проблемы педагогической диагностики и намечает пути выхода из кризиса, назревшего в молодой педагогической науке педологии: «… необходимо перейти от простой науко-образной эмпирии к истинно научному способу мышления и познания». Слайд 5

Особо подчеркивается практическая направленность педагогического диагноза, который должен вскрывать первично и вторично нарушенные звенья (биологические предпосылки и «социальный вывих»), давать программу коррекции и обучения, быть прогностичным.

Разработанная Р.Е. Левиной на основе принципа системности речи психолого-педагогическая классификация речевых патологий позволила преодолеть односторонность логопедического заключения начала прошлого века, оно приобрело логичный законченный вид. Слайд 6

Современное логопедическое заключение состоит из двух частей, первая часть формулируется согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений Р.Е. Левиной (Слайд 7),вторая часть – согласно клинико-педагогической классификации. Слайд 8

Такой всесторонний подход к понимаю сущности речевого недоразвития создает возможность реализовывать на практике основные принципы формулировки педагогического диагноза, заложенные Л.С. Выготским и воплощенные Р.Е. Левиной в логопедическом заключении: Слайд 9
диагностичность,
  • методическую направленность
  • прогностичность.
    Например, логопедическое заключение «ОНР (III уровень) у ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами» дает подготовленному специалисту полную картину нарушенного развития устной речи ребенка:

    1.структура речевого нарушения (диагностичность):

    первично нарушена звукопроизносительная сторона речи (биологическая обусловленность), о чем свидетельствует вторая часть логопедического заключения «минимальные дизартрические расстройства»;

    вторично нарушаются фонематические процессы, лексический строй и грамматическое структурирование высказывания (социальная обусловленность), о чем свидетельствует первая часть логопедического заключения «общее недоразвитие речи (III уровень)»;

    На слайде 11 приведены некоторые варианты логопедического заключения

    2.коррекционное воспитание и обучение:

    коррекция и воспитание ребенка дошкольного возраста по программе Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития» в детском саду для детей с нарушениями речи; коррекция и обучение ребенка младшего школьного возраста в классе или (школе) V вида;

    на индивидуальных коррекционных занятиях учитель-логопед учитывает первично нарушенное звено в структуре речевой недостаточности, в нашем случае «минимальные дизартрические расстройства»; 3.прогноз:

    коррекционное воспитание ребенка дошкольного возраста в старшей и подготовительной группах детского сада для детей с нарушениями речи с последующим контролем в рамках школьного логопедического пункта. Коррекционное обучение ребенка младшего школьного возраста в классе или школе V вида с последующей возможностью вывода в среднюю общеобразовательную школу при условии нормализации устной и письменной речи.

    Таким образом, в нашей стране логопедическое заключение в полной мере обеспечено научно-теоретическими исследованиями и программным содержанием. Такое понимание значимости логопедического заключения, безусловно, не позволяет формально подходить к его формулированию.

    При формулировании логопедического заключения применительно к дизонтогенетическому варианту речевого становления в раннем возрасте возникают некоторые противоречия. С одной стороны, механическое калькирование логопедических заключений на более ранний возраст недопустимо в силу принципиальной разности в состоянии языковых средств общения и особенностей их применения в преддошкольный и дошкольный периоды речевого развития. В раннем возрасте ребенок еще только начинает овладевать приемами и способами общения и основными языковыми средствами общения, т.е. находится в самом начале сензитивного периода развития речи. С другой стороны, существующее логопедическое заключения «задержка речевого развития», применяемое для маркировки речевого дизонтогенеза в раннем возрасте практически не раскрывает структуру нарушенного речеовладения.

    Понятие задержки речевого развития в возрасте до трех лет включает в себя различные по своему генезу, механизмам и проявлениям состояния психоречевого развития: отклонения в умственном развитии, отклонения в овладении собственно речью, при аутистическом поведении и, наконец, индивидуальный вариант нормативного речестановления. Поскольку всякая девиация психологического, психофизиологического, когнитивного, соматического развития в раннем возрасте отрицательно влияет на развитие речи.

    Следовательно, логопедическое заключение «задержка речевого развития», принятое в нашей стране, малоинформативно с позиций раскрытия механизма нарушенного развития (структуры дефекта по Л.С. Выготскому), дидактической и прогностической сущности.


    В отечественной логопедии раннего возраста впервые дифференцировала состояния речестановления внутри аморфной группы детей с ЗРР Ю.А. Разенкова. Юлия Анатольевна, исходя из понятия уровневости речевого развития Р.Е. Левиной и основных принципов «педагогического диагноза» Л.С. Выготского, предложила соотносить актуальный уровень овладения речью ребенком с описанными нормами речевого развития в соответствии с эпикризными возрастами [6]. Слайд 13

    Автор предложила дифференцировать детей с ЗРР по группам в зависимости от того, какому эпикризному периоду соответствует актуальное развитие речи ребенка раннего возраста:

    — при отставании на один эпикризный период — незначительное отставание в развитии речи ребенка (указывается клинический диагноз ребенка);

    — при отставании на два эпикризных периода — отставание в развитии речи ребенка (указывается клинический диагноз ребенка);

    — при отставании на три и более эпикризных периода — выраженное отставание в развитии речи ребенка (указывается клинический диагноз ребенка) [8].

    О.Е. Громова на основе анализа начального лексикона ребенка выделяет из группы детей с задержкой речевого развития группу риска по общему недоразвитию речи [3; 4].

    Такое понимание девиантного речевого развития ребенка раннего возраста в соотнесении с онтогенезом речи уже дает возможность практикующему логопеду получить информацию о реальном состоянии речевого развития ребенка раннего возраста.


    Под руководством д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной мы провели исследование специфики овладения речью детьми раннего возраста с задержкой речевого развития на основе выделения в процессе онтогенеза речи психофизиологического, языкового и когнитивного компонентов; описали в данных компонентах совокупности прогностически значимых признаков, маркирующих отклонения в овладении речью детьми раннего возраста; разработали систему коррекционно-предупредительного воздействия, включающую диагностическую методику. Данная система коррекционно-предупредительного воздействия реализуется уже на протяжении пяти лет в МДОУ ЦРР д/с № 476 г. Челябинска. Кроме того, мы ведем обширную консультационную практику семей, воспитывающих детей раннего возраста. На сегодняшний день проведено комплексное обследование более 250 детей раннего возраста с задержкой речевого развития, проанализировано около 20 000 изучаемых параметров.

    Разработанная нами методика диагностики позволяет дифференцировать детей с темповым задержанным вариантом нормального речеовладения и с отклонениями в речевом развитии.

    Отклонения речевого развития (ОРР) – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах языковой системы определенной стадии речестановления, обусловленное незрелостью фонематического восприятия и/или двигательных основ артикуляции и/или неадекватностью требований близких взрослых.

    Стадии речестановления и соответствующие им языковые системы представлены нами в модели психоречевого развития ребенка раннего возраста [10; 11].

    Анализ результатов исследования позволил выявить и описать признаки отклонений речевого развития.

    В когнитивном компоненте:

    − в игровой деятельности – наличие лишь одноактных игровых действий и манипуляций с предметами, отсутствие речевой активности в процессе игры;

    − в эмоциональном реагировании – отсутствие реакции на похвалу/порицание взрослого, неспособность к мимическому выражению эмоционального состояния, быстрая истощаемость. Наличие самоуспокаивающих действий;

    − в стимуляции близкими взрослыми речевого развития – дефицит вербального общения в повседневной жизни или общение с использованием сложных для понимания ребенка конструкций.

    В языковом компоненте: слабый по интенсивности, глухой по тембру голос; отсутствие подражания меняющемуся тону взрослого и самостоятельных голосовых модуляций; акцентуация только первого слога в двусложных лепетных словах экспрессивной речи.

    В психофизиологическом компоненте:

    − недоразвитие слухового речевого гнозиса;

    − недостаточность моторных предпосылок артикуляции, снижение кожно-кинестетической чувствительности в области периферического артикуляционного аппарата.

    Наличие совокупности признаков и закономерностей их проявлений свидетельствует об отклонениях речевого развития, в то время как наличие единичных признаков, проявляющихся мозаично, свидетельствует о темповых вариантах задержанного речевого развития.

    Внутри группы детей с отклонениями речевого развития квалифицированы типы отклонений по этиологическому принципу:

    1) ОРР, обусловленные недоразвитием психофизиологических и когнитивных компонентов: в данном типе по степени выраженности выделены еще три варианта:

    — резко выраженные отклонения речевого развития;

    — выраженные отклонения речевого развития;

    — нерезко выраженные отклонения речевого развития;

    2) ОРР, обусловленные недоразвитием психофизиологических компонентов;

    3) ОРР, обусловленные недоразвитием когнитивных компонентов.

    В соответствии с выявленными нарушениями речестановления в раннем возрасте, обозначенными как отклонения речевого развития (ОРР), мы разработали комплексное коррекционно-предупредительное воздействие.

    Основная цель коррекционно-предупредительного воздействия –«включить» ребенка раннего возраста с отклонениями речевого развития в коммуникативное взаимодействие с близкими взрослыми, педагогами группы и ровесниками, уже владеющими вербальными средствами коммуникации.

    Такое «включение» — комплексный коррекционно-предупредительный процесс для детей и дидактический процесс для родителей и воспитателей. На первом этапе мы всесторонне изучаем коммуникативный профиль ребенка с отклонениями в развитии. Прежде всего, обследуем биологическую основу взаимодействия — психофизиологические компоненты. Потом изучаем доступные ребенку средства коммуникации, т.е. языковые, собственно лингвистические, компоненты речи ребенка. И в комплексе исследования изучаем коммуникативную среду ребенка. В частности, средства коммуникации взрослого окружения, и, как результат, реагирование ребенка на обращенную речь и игровые действия самого ребенка, в которых, на наш взгляд, ярко проявляется обратный процесс коммуникации взрослый-ребенок. В результате глубокого обследования психоречевых процессов, проводимого на первом этапе, выводится логопедическое заключение ОРР или ЗРР, определяется тип ОРР.

    На втором этапе мы вовлекаем детей с отклонениями в овладении речью, их родителей и педагогов групп раннего возраста в процесс коррекционно-предупредительного воздействия, осевым организующим средством которого являются музыкально-логопедические занятия. Целевая установка разработанной нами системы музыкально-логопедических занятий — овладение неговорящими детьми первоначальными коммуникативными и языковыми компетенциями. Достижение данной цели возможно при последовательном решении ряда задач: моделирование коммуникативных ситуаций; стимуляция коммуникативных актов через создание мотивов деятельности на занятии; отработка коммуникативных контуров, как целостных интонационно-ритмических конструктов вербального общения; введение невербальных и доступных ребенку вербальных языковых средств коммуникации.

    Для каждого из типов отклонений в овладении речью нами определен коррекционно-предупредительный маршрут, реализуемый на индивидуальных занятиях с детьми, с детьми и их родителями, только с родителями.

    Таким образом, мы считаем, что уже в раннем возрасте возможно и необходимо дифференцировать темповый вариант нормального овладения речью и отклоняющийся вариант, который в дальнейшем может привести к различным дизонтогениям психического развития.

    Следовательно, логопедические заключения «задержка речевого развития» и «отклонения речевого развития» — принципиально различны в коррекционно-дидактическом отношении. При отклонениях в овладении речью ребенок раннего возраста нуждается в комплексном направленном специально организованном коррекционно-предупредительном воздействии. Тогда как при задержке речевого развития достаточно квалифицированной консультации для родителей.

    Таким образом, для характеристики патологического формирования речи в раннем возрасте целесообразным, на наш взгляд, является введение логопедического заключения «отклонения речевого развития» или «отклонения в овладении речью» на ряду с существующим логопедическим заключением «задержка речевого развития». Такая формулировка речевого дизонтогенеза позволяет вскрыть структуру нарушенного развития (тип ОРР), своевременно включить ребенка раннего возраста в процесс коррекционно-предупредительного воздействия и, в конечном счете, нормализовать речестановление или максимально приблизить к онтогенетическому.
    Вопрос 2.Варианты логопедического заключения в раннем возрасте.

    В отечественной логопедии раннего возраста впервые дифференцировала состояния речестановления внутри аморфной группы детей с ЗРР Ю.А. Разенкова. Юлия Анатольевна, предложила дифференцировать детей с ЗРР по группам в зависимости от того, какому эпикризному периоду соответствует актуальное развитие речи ребенка раннего возраста:

    — при отставании на один эпикризный период — незначительное отставание в развитии речи ребенка (указывается клинический диагноз ребенка);

    — при отставании на два эпикризных периода — отставание в развитии речи ребенка (указывается клинический диагноз ребенка);

    — при отставании на три и более эпикризных периода — выраженное отставание в развитии речи ребенка (указывается клинический диагноз ребенка)
    3сл Разенкова Ю.А. выделяла несколько вариантов логопедического заключения нормальное развитие ребенка
    развитие с опережением на один - два эпикризных срока (один - два квартала, полугодия), что является физиологической нормой,
  • развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более)
    4 сладй задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.
    Задержка темпов развития предполагает, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе (Журба Л.Т., Мастюкова Е.М., 1981).
  • Задержка развития предполагает, что у ребенка качественно ухудшается формирование психических процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормально развивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов.
    5 слПо степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку .

    6 слО легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один - два эпикризных срока (один - два квартала, одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста и коррекции.

    При задержке средней тяжести (отставание на два - четыре эпикризных срока или два - четыре квартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.

    Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять - шесть эпикризных сроков (четыре квартала и два полугодия), и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.
    Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)

    7 слайд Возрастная норма
    Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде (доречевой период - от рождения до 8 мес.) соответствует возрасту ребенка.
  • Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реакций и предпосылок формирования понимания речи в предречевом периоде (предречевой период - от 8 мес. до 1 года 3 мес.) соответствует возрасту ребенка.
  • Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде формируется с опережением, что соответствует возрастной норме.
    8 слайд Развитие с опережением
    Развитие ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде формируется со значительным опережением.
  • Развитие ориентировочно-познавательных, звуковых реакций и предпосылок развития понимания речи в предречевом периоде формируется со значительным опережением.
    9 слайд Задержанное развитие
    Задержка темпов развития звуковых реакций в доречевом периоде у ребенка с ... (указывается клинический диагноз ребенка).
  • Задержка темпов развития ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде у ребенка с ... (указывается диагноз).
    10 слайд Варианты заключения логопеда (2-3-й год жизни)

    Возрастная норма
    Развитие речи в пределах возрастной нормы.
  • Развитие речи формируется с опережением, что соответствует возрастной норме.
    Развитие с опережением
    Развитие речи формируется со значительным опережением.
    11 слайд Задержанное развитие
    Задержка темпов развития речи у ребенка с ... (указывается клинический диагноз ребенка).
  • Задержка развития речи у ребенка с ... (указывается диагноз).
  • Легкая задержка развития речи у ребенка с ... (указывается диагноз).
  • Значительная задержка развития речи у ребенка с ... (указывается диагноз).
  • Грубая задержка развития речи у ребенка с ... (указывается диагноз).
    12 Слайд НО: Традиционно в качестве логопедического заключения для этой возрастной категории детей используется « задержка речевого развития» (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова) Задержка речевого развития (ЗРР)  темповое отставание от нормального речевого онтогенеза. Данное понятие носит общий характер, указывающий на отклонения развития речи ребенка раннего возраста во всех структурных компонентах: в фонетике, лексике, грамматике. Оно не дает полного представления о конкретном нарушении, так как включает все формы и разновидности речевых нарушений как функционального, так и органического происхождения. По нему нельзя определить конкретный маршрут логопедической работы с конкретным ребенком, составить прогноз.

    13 сл Логопедическое заключение – это окончательное суждение о глубинном механизме речевого недоразвития или нарушении (структуре дефекта по Л.С. Выготскому), указание на коррекционную программу и прогноз дальнейшего развития устной и письменной речи ребенка, а не формальное завершение диагностики перечислением, «нанизыванием» рядоположных терминов.

    14 слайд. Логопедическое заключение является «педагогическим диагнозом» в терминологии Л.С. Выготского. В статье «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» Лев Семенович вскрывает основные проблемы педагогической диагностики и намечает пути выхода из кризиса, назревшего в молодой педагогической науке педологии: «… необходимо перейти от простой науко-образной эмпирии к истинно научному способу мышления и познания». Особо подчеркивается практическая направленность педагогического диагноза, который должен вскрывать первично и вторично нарушенные звенья (биологические предпосылки и «социальный вывих»), давать программу коррекции и обучения, быть прогностичным.

    15 слайд Современное логопедическое заключение состоит из двух частей, первая часть формулируется согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений Р.Е. Левиной, вторая часть – согласно клинико-педагогической классификации. Такой всесторонний подход к понимаю сущности речевого недоразвития создает возможность реализовывать на практике основные принципы формулировки педагогического диагноза, заложенные Л.С. Выготским и воплощенные Р.Е. Левиной в логопедическом заключении: диагностичность, методическую направленность и прогностичность.

    16слайдЕ.В. Шереметьевой вводится понятие относительно детей раннего возраста «Отклонения в овладении речью» (ООР) – это недоразвитие невербальных, вербальных, интонационно-ритмических средств общения в пределах психоречевой системы, обусловленное неадекватностью социальных условий и, в следствие, незрелостью психофизиологических предпосылок речи [7,8,9].

    Данное логопедическое заключение позволяет показать структуру нарушенного развития, вовремя включить ребенка в процесс коррекционно-предупредительного воздействия для максимального приближения к норме [6,7,8,12].

    17 слайд Выделены три типа отклонений в овладении речью (ООР) по степени выраженности:
    Резко выраженные отклонения в овладении речью (Рв ООР);
  • Выраженные отклонения в овладении речью (В ООР);
  • Нерезко выраженные отклонения в овладении речью (Нрв ООР).
    18 слайд Выделено два типа отклонений в овладении речью (ООР) по генезу и проявлениям.
    Отклонения в овладении речью, обусловленные недоразвитием психофизиологических компонентов (ООР Пф генеза);
  • Отклонения в овладении речью, обусловленные недоразвитием когнитивных компонентов (ООР К генеза) [6,11, 12].


    19 Имея представления о признаках отклонений речевого развития детей раннего возраста, выводится логопедическое заключение с указанием типа ОРР.

    20 Все перечисленные типы отклонений в овладении речью имеют свои индивидуальные маршруты коррекционно-предупредительной работы. Предусматривается работа по всем блокам: клинико-биологический блок (коррекция моторных предпосылок артикуляции, слухового и речевого гнозиса), музыкально-логопедический блок (коррекция интонационно-ритмических процессов), социально-педагогический блок (развитие когнитивной, эмоциональной сферы).

    21 слв данном логопедическом заключении отражение всех принципов анализа речевых нарушений сформулированных Р.Е. Левиной [3].

    Принцип развития позволяющий проследить возникновение и динамику дефекта, увидеть будущее его влияние на формирование речевых и познавательных функций, выделение первичного дефекта и связанные с ним последующие нарушения.

    Принцип системного подхода показывает взаимодействие между различными компонентами языка. Учтены периоды развития речевой функциональной системы под влиянием окружающей социальной среды во взаимодействии со взрослым, опираясь на ведущую деятельность ребенка определенного возрастного этапа.

    Принцип - связь речи с другими сторонами психического развития ребенка. Формирование речи происходит в тесной взаимосвязи с развитием мыслительных процессов. Поведение, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения, то есть, формирование функциональных систем происходит прижизненно [3]. Выделение типа отклонений в овладении речью (ООР) по генезу и проявлениям позволяют составить маршрут индивидуальной коррекционной или предупредительной работы с ребенком.
    22слВывод:



    Таким образом, мы считаем, что уже в раннем возрасте возможно и необходимо дифференцировать темповый вариант нормального овладения речью и отклоняющийся вариант, который в дальнейшем может привести к различным дизонтогениям психического развития.

    Таким образом, для характеристики патологического формирования речи в раннем возрасте целесообразным, на наш взгляд, является введение логопедического заключения «отклонения речевого развития» или «отклонения в овладении речью» на ряду с существующим логопедическим заключением «задержка речевого развития». Такая формулировка речевого дизонтогенеза позволяет вскрыть структуру нарушенного развития (тип ОРР), своевременно включить ребенка раннего возраста в процесс коррекционно-предупредительного воздействия и, в конечном счете, нормализовать речестановление или максимально приблизить к онтогенетическому.

    Логопедическое заключение с указанием типа ООР раскрывает структуру дефекта (Л.С.Выготский), предусматривает коррекционно-предупредительное воздействие, учитывая сензитивный период психического развития ребенка, позволяет свести к минимуму вероятность вторичных нарушений.

    Вопрос 3Логопедическое заключение как основа проектирования коррекционно-предупредительного воздействия.


      В логопедии существуют две традиционные классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая. Указанные классификации рассматривают речевые расстройства в различных аспектах. Но вместе с тем данные той и другой классификации дополняют друг друга и служат общим задачам: комплектованию групп детей, с речевой патологией и осуществлению системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи. 

            Психолого-педагогическая классификация ориентирована на выявление прежде всего речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи (общее недоразвитие, фо-нетико-фонематическое недоразвитие и т.д.), что служит основой для направления детей в соответствующие группы детского сада или в школу определенного вида. 

          Таким образом, определение симптомологического уровня нарушений речи решает прежде всего практические задачи комплектования групп и создает предпосылки для определения характера речевой патологии. 

    Известно, что при одной и той же патологии (форме речевого нарушения) языковая система может страдать по-разному. И наоборот, одна и та же симптоматика может наблюдаться при различных по механизмам формах речевых нарушений. Так, например, общее недоразвитие речи может наблюдаться при стертой форме дизартрии, при моторной алалии, при детской афазии. 

           В процессе же логопедической работы важно учитывать как уровень несформированности речи, нарушенные компоненты речи, так и механизмы, формы речевых нарушений. Единство этих двух аспектов логопедической диагностики дает возможность более дифференцированно корригировать нарушения речи. 

            Логопедическая диагностика должна идти от общего к частному: от выявления комплекса речевых симптомов к уточнению механизмов речевой патологии, к уточнению взаимодействия между речевой и неречевой симптоматикой, к определению структуры речевого дефекта. 

            Клинико-педагогическая классификация строго не соотнесена с клиническими синдромами. Она акцентирует внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воздействия. 

            В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи. 

            В настоящее время нуждаются в уточнении и расширении и клинико-педагогическая, и психолого-педагогическая классификации. Так, например, практика школьных логопедов показывает, что по мере коррекции нарушений звукопроизношения и фонематического развития отпадает основание говорить об ОНР. Однако еще длительное время у детей сохраняется недоразвитие лексико- грамматического строя речи, что приводит к большим трудностям в овладении программой по русскому языку, усвоении и реализации орфографических правил. Поэтому есть основание наряду с ОНР, НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Необходимо уточнить формы нарушений речи и внутри клинико-педагогической классификации. 

    Вывод. Для комплектования речевых групп детских садов, направления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический и клинико-педагогический. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение — с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи). 

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей