1.
| Водопенные коммуникации пожарного автомобиля
| 40 мин.
| Водопенные коммуникации представляют собой совокупность трубопроводов, водопроводной арматуры (кранов, вентилей, клапанов, задвижек и т. п.), обеспечивающей транспортировку воды, пенообразователя и их смесей. Контроль за режимом работы осуществляется контрольно-измерительными приборами (мановакуумметры, манометры, тахометр).
Несмотря на конструктивные особенности водопенных коммуникаций каждой модели пожарного автомобиля, принципиальная схема их в основном одинакова. На рисунке представлена схема водопенных коммуникаций пожарных автомобилей. Лафетный пожарный ствол 11, цистерна 8 и бак для пенообразователя 15, пожарный насос 31, пеносмеситель 25 соединены между собой трубопроводами 7а, 7б, 12а, 12б, 12в, 12г, 13а, 13б, 16а, 16б, 16в, 18, 23, 26а, 26б.
Схема водопенных коммуникаций
На них установлены краны, вентили, задвижки, клапаны, 9, 10, 14, 19, 24, 30. К пожарному насосу присоединяются всасывающий трубопровод 27 с заглушкой 20 и коллектор 28 с задвижками 22 и 34. Напорные трубопроводы 21 и 35 заканчиваются рукавными соединительными головками 1 с заглушками. Ниппель 17 трубы 18 также закрывается заглушкой. Контроль за работой насосной установки производится по мановакуумметрам 29 и 33 и тахометру 32. На пожарный автоцистернах водопенные коммуникации дополнялись трубопроводами 2а и 2б, заканчивающимися соединительной головкой 3а с заглушкой 20, с дозирующим отверстием 3 диаметром 13 мм, манометром 6, обратным клапаном 5, краном 4.
У пожарный автонасосов из рассмотренной схемы исключаются клапаны 10 и 14, лафетный пожарный ствол, трубопроводы 12а, 12б, 16а, 16б, бак для пенообразователя.
Для подачи ствола первой помощи от пожарной автоцистерны на всасывающем трубопроводе пожарного насоса должна быть установлена заглушка. Открывая задвижку 9, заполняют его водой, а затем включают в работу. После создания давления, определяемого по мановакуумметру 33, открывают задвижку 22 или 34 (куда подсоединена рукавная линия).
При подаче воды из пожарного гидранта или открытого водоисточника вместо заглушки к всасывающему трубопроводу пожарного насоса присоединяют напорно-всасывающие или всасывающие пожарные рукава (соответственно). Когда вода поступает из пожарного гидранта, мановакуумметр 29 показывает избыточное давление. Если вода забирается из открытого водоисточника, он показывает разрешение.
Из пожарного насоса вода через задвижки 22 и 34 под напором поступает в рукавные линии. Открывая задвижку 30, можно заполнить водой цистерну или бак для пенообразователя (пожарный насос АН-30 (130) модели 64А). У пожарной автоцистерны для этой цели необходимо предварительно перевести рукоятку крана III в положение “Отключено”.
Воздушно-механическую пену можно получать при следующих условиях:
1) используется смесь воды и пенообразователя, залитых в цистерну;
2) используется вода из цистерны, а пенообразователь из бака;
3) используется вода из цистерны, а пенообразователь из посторонней емкости;
4) используется вода из пожарного гидранта или открытого водоисточника, а пенообразователь из бака;
5) используется вода из пожарного гидранта или открытого водоисточника, а пенообразователь из цистерны;
6) используется вода из пожарного гидранта иди открытого водоисточника, а пенообразователь из посторонней емкости;
7) используется вода из пожарного гидранта или открытого водоисточника, а пенообразователь от соседней пожарной автоцистерны.
Во всех случаях к соединительным головкам 1 должны быть присоединены рукавные линии с аппаратурой для получения воздушно-механической пены.
Когда воздушно-механическая пена получается за счет смеси воды и пенообразователя, залитых в цистерну (первое условие), выполняются все те операции, которые необходимы для подачи пожарного ствола первой помощи.
Для получения пены по второму условию необходимо открыть задвижки и краны 9, 14, 22, 24, 34. В пеносмеситель вода поступает по трубопроводам 7б, 7а, 27, 23, 26б через работающий пожарный насос, а пенообразователь – по трубопроводам 16а, 16б, 16в. Положение дозатора пеносмесителя определяется производительностью пенной аппаратуры. Из пеносмесителя смесь воды и пенообразователя поступает во всасывающий трубопровод, вторично смешивается с поступающей сюда водой и, пройдя пожарный насос задвижки 34, 22, направляется в рукавные линии.
При получении пены по третьему условию вместо заглушки к ниппелю 17 присоединяют один конец гибкого шланга. Свободный конец его помещают в емкость с пенообразователем. В отличие от второго условия не открывается задвижка 14. Весь процесс протекает в том же порядке.
Получение воздушно-механической пены по четвертому – седьмому условиям связано с установкой пожарных автонасосов и автоцистерн на водоисточник. Для этого необходимо соединить пожарный насос всасывающими или напорно-всасывающими пожарными рукавами с открытым водоемом или пожарным гидрантом и пустить его в работу. Для четвертого условия необходимо открыть задвижки, вентили, краны. 14, 24, 22, 34; для пятого условия – 19, 34, 24, 22; для шестого условия – 34, 22, 24. Вода в пеносмеситель поступает по трубопроводу 26б через кран 24, а пенообразователь для четвертого условия – по трубопроводам 7б, 13а, 13б, 16в, а для шестого условия – по трубопроводам 18 и 16в. В последнем случае вместо заглушки к ниппелю 17 присоединяется шланг для забора пенообразователя из посторонней емкости.
Как и в ранее рассмотренных вариантах, из пеносмесителя смесь воды и пенообразователя поступает во всасывающий трубопровод 27. Однако нужно помнить, что при получении воздушно-механической пены с установкой пожарных автонасосов и автоцистерн на пожарный гидрант давление воды в напорной полости насоса должно быть не менее чем в 2 – 2,5 раза больше давления во всасывающей полости его.
Водопенные коммуникации пожарных автонасосов и автоцистерн рассчитаны на подачу пожарными насосами только воды или только смеси воды и пенообразователя . На пожарный автоцистернах можно от одного пожарного насоса одновременно подать на тушение пожара как воду, так и воздушно-механическую пену (седьмое условие). Для этого к соединительной головке 1 напорного трубопровода 35 пожарного насоса, подающего воду на тушение пожара, присоединяют рукавную линию с пенной аппаратурой, а к соединительной головке 3а – рукав диаметром 51 мм. Второй конец его соединяют с пожарным насосом пожарной автоцистерны, заполненной пенообразователем. Открывают задвижку 34 и с превышением давления в 1,5 кгс/см2 (147 кПа), для одного ГВП-600 или в 2,5 кгс/см2 (245 кПа), для двух ГВП-600 вводят пенообразователь в воду, поступающую из пожарного насоса. Пенообразователь проходит через дозирующее отверстие, обеспечивая работу двух пеногенераторов ГВП или получение 8 м3 пены кратностью 10.
Промывку пенных коммуникаций после работы ведут в том же порядке, как и при получении пены по пятому и шестому условиям. Но вместо пенообразователя из цистерны и по гибкому шлангу устанавливать на максимальную подачу.
|