1.
| Система дополнительного охлаждения двигателя
| 40 мин.
| Система дополнительного охлаждения двигателя
На пожарных автомобилях имеются различные системы охлаждения:
- без каких-либо дополнительных устройств (например, на АЛ и АЦ-40(375)Ц1 и АЦ-40(375)Ц1А, т.к. мощности, потребляемые механизмами при работе на месте, малы по сравнению с мощностью двигателя, поэтому перегрева двигателя не происходит и усиливать систему охлаждения нет необходимости);
- с дополнительными приспособлениями в системе охлаждения двигателя;
- с дополнительными теплообменниками в системе охлаждения двигателя и механизмах трансмиссий.
Особенностью эксплуатации двигателей многих пожарных автомобилей является их длительная работа в стационарном режиме (на стоянке) для привода специальных агрегатов. Затраты мощности на привод этих агрегатов могут достигать 70 - 80 % максимальной мощности двигателя. Например, пожарный насос ПН-40УВ на номинальном режиме потребляет мощность 65-66 кВт (89-90 л.с.).
Принципиальная схема (слева)
и конструкция теплообменника (справа)
1-змеевик; 2-крышка; 3-штуцеры; 4-резиновая прокладка; 5-корпус
1
2
3
3
4
5
Нагретая вода в насос
Холодная
вода из насоса
Горячая вода из СО
Охлаждённая
вода в СО
Штатные системы охлаждения (СО) большинства грузовых автомобилей обеспечивают нормальный температурный режим работы двигателя при условии обдува радиатора набегающим потоком воздуха. В стационарных условиях, эффективность системы охлаждения сильно снижается, так как отвод теплоты от радиатора обеспечивается только работой вентилятора. При высокой температуре окружающего воздуха это может привести к перегреву двигателя. Между тем, согласно требованиям НПБ 163-97 должна обеспечиваться непрерывная 6-часовая работа насосной установки пожарной автоцистерны в диапазоне внешних температур от – 40ºС до + 40ºС. Для обеспечения надёжной работы двигателя некоторые модели пожарных автомобилей оборудуют системами дополнительного охлаждения, в основе которых лежит теплообменный аппарат (теплообменник). Теплообменник, как правило, монтируется на двигателе между радиатором и рубашкой охлаждения, и является дополнительным элементом к штатной системы охлаждения базового шасси.
Принципиальная и конструктивная схемы теплообменника, установленного на АЦ-40(130)63Б и АЦ-40(131)137А показаны на рисунке.
В корпусе теплообменника имеется змеевик. Текущая по нему холодная вода из пожарного насоса охлаждает горячую воду, поступающую из двигателя в корпусе теплообменника. Конструкция теплообменника: концы латунной трубки змеевика выведены на крышку змеевика и вместе со штуцерами припаяны к ней. Крышка крепится болтами к корпусу змеевика. Между крышкой и корпусом имеется резиновая прокладка. На входе в корпусе теплообменника устанавливается термостат.
Дополнительные теплообменники установлены в системах охлаждения двигателей пожарных автоцистерн АЦ-40(130)63А, АЦ-40(131)137, АЦ-40(133ГЯ)181А, АЦ-40(130)63Б, АЦ-40/3(133ГЯ)181-01 и АЦ-40(153)153.
Змеевик теплообменника соединен трубопроводами 1 и 2 с насосом. Схема дополнительной системы охлаждения двигателя 1,2 – трубопроводы; 3 – вентили; 4 – пожарный насос; 5 – теплообменник. 2
1
3
3
5
4
При эксплуатации пожарных автомобилей в летнее время включают дополнительную систему охлаждения. Количество воды, протекающей в дополнительной системе охлаждения, составляет 6… 10 % подачи пожарного насоса. Из напорной полости насоса воды через открытый вентиль по трубопроводу поступит в змеевик. Холодная вода отведет часть тепла из теплообменника и поступит через другой открытый вентиль во всасывающую полость насоса. Нагретая в двигателе вода охлаждается также и в радиаторе. Регулируя открытие вентилей, добиваются установления требуемого температурного режима работы двигателя. Нагрев воды контролируют по термометру, установленному в насосном отсеке.
Рассмотренный комбинированный отсек тепла обеспечивает непрерывную шестичасовую работу двигателя на насос при температуре окружающего воздуха до + 35 0С, при этом оптимальный температурный режим системы охлаждения двигателя поддерживается в пределах 80… 90 0С, не допускается перегрева двигателя.
После работы необходимо из системы удалить воду. Для этого во время подачи воды насосом следует закрыть вентиль, открыть вентиль и сливной кран. Работающий насос отсосет воду из трубопровода системы охлаждения. Затем вентиль и кран закрывают.
Техническое обслуживание системы охлаждения.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО). При смене караула проверяют:
- уровень охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости систему дозаправляют, а при систематически больших утечках устраняют возможные причины течи;
- натяжение ремней вентилятора, при необходимости натяжение регулируют;
- соединения трубопроводов на отсутствие подтекание воды;
- работу датчика и указателя температуры воды при работающем двигателе;
- легкость открывания и закрывания вентилей и кранов в системе охлаждения.
Техническое обслуживание ПА на пожаре или учениях включает:
1. Контроль нагрева воды в системе охлаждения в картерах механизмов: температура воды в двигателе не должна превышать 60… 70 0С. Летом жалюзи радиатора должны быть открыты, можно открыть и капот двигателя. Температурный режим двигателя и механизмов регулируют открыванием вентилей в дополнительной системе охлаждения.
2. Проверка герметичности по отсутствию течи воды в соединениях трубопроводов и из радиатора.
Техническое обслуживание по возвращении с пожара (или учения) включает проверку уровня жидкости в радиаторе и устранение неисправностей, выявленных при эксплуатации и обслуживании пожарного автомобиля.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1). Полностью проводится ЕТО и дополнительно выполняется ряд работ:
- проверка крепления всех деталей системы охлаждения (радиатор, водяной насос и т.д.);
- проверка и крепление узлов дополнительной системы охлаждения;
- смазка подшипников водяного насоса двигателя.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2). Полностью проводится ТО-1 и дополнительно выполняется ряд работ:
- проверка состояния впускного и выпускного клапана пробки радиатора (или расширительного бачка), приводов и жалюзи;
- устранение неисправностей в дополнительной системе охлаждения.
Сезонное техническое обслуживание (СТО). При переходе на летнюю и зимнюю эксплуатацию выполняются работы очередного ТО-1 или ТО-2. Кроме того, выполняются дополнительные работы.
При подготовке к летнему периоду эксплуатации необходимо слить из радиатора охлаждающую жидкость, промыть систему и заправить ее водой, включить дополнительную систему охлаждения.
При подготовке к зимнему периоду эксплуатации необходимо заменить воду специальной охлаждающей жидкостью, промыть котел пускового подогревателя и систему отопления кабины, проверить исправность ее работы, продуть сжатым воздухом трубопроводы дополнительной системы охлаждения и отключить ее. Отключение производится при температуре окружающего воздуха ниже 10 0С. Отключение производят в такой последовательности: отсоединяют накидные гайки трубопроводов от штуцера вентилей, устанавливают под ниппели заглушки из фибры диаметром 20 мм, затем навертываются накидные гайки и полностью закрывают вентили и систему пломбируют.
Система выпуска отработанных газов
Отработанные газы двигателей пожарных автомобилей используются в системе забора воды пожарным насосом и для обогрева цистерн, кабин боевых расчетов, насосного отделения. Для этого перед глушителем установлен газоструйный вакуум-аппарат, к которому по приемным патрубкам поступают выхлопные газы из двигателя. Кроме того, к глушителю через фланцевое соединение с помощью специальных телескопических соединений подключены обогреватель цистерны и насосного отделения.
В зависимости от особенностей компоновки пожарного автомобиля, климатических условий его эксплуатации рассматриваемая схема системы выпуска отработанных газов может использоваться полностью или частично.
У некоторых автоцистерн нет обогревателей цистерн, например у АЦ-40(131)137 и АЦ-30(66)146. Обогрев цистерн на них осуществляется от выпускных труб, расположенных под днищем.
|