Как использовать теплодымокамеру, учебную башню и полосу препятствий

Занятия в теплодымокамере для пожарных Учебные материалы

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель 31 — ой пожарно — спасательной части

по охране Светловского

городского округа
_________________ И.В. Урлов

«____» _____________ 2016 г.

Методический план

(типовой)

для проведения занятий с пожарными

по индивидуальному первоначальному обучению

Тема № 1.7: Оборудование, назначение и использование теплодымокамеры, учебной башни, 100-метровой полосы с препятствиями, огневой психологической подготовки.

Вид занятия: классно-групповое

Время: 1 час

Место проведения: учебный класс

1. Литература:

  • Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1100н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
  • В. В. Теребнев, В. А. Грачёв Пожарно-строевая подготовка, М., 2004 г.

2. Развернутый план занятия:

№ п\п

Вопрос

Время Содержание вопроса
1 2 3 4
1 Оборудование, назначение и использование теплодымокамер. 10 мин. Для подготовки пожарных создаются учебно-тренировочные комплексы ГДЗС, которые рассчитаны на подготовку пожарных в условиях, максимально приближенных к реальным условиям на пожаре.Теплодымокамеры должны обеспечивать:

Одновременное проведение тренировок пожарных в составе звена;

Создание условий, приближенных к условиям работы на пожаре;

Выполнение упражнений с различными по степени нагрузками на организм.

Теплодымокамера включают в себя следующие помещения: дымокамера, предкамера, пультовая, контрольный пост ГДЗС, кабинет врача, санузел, оздоровительный комплекс, учебный класс и др.

Исходными данными для расчета теплодымокамеры является количество одновременно тренирующихся газодымозащитников. В зависимости от этого подбираются рекомендуемые площади.

Тренировка в теплодымокамере предназначена для выработки и поддержание процессов тепловой адаптаций у газодымозащитников в целях сохранения необходимого уровня работоспособности в условиях высокой температуры и влажности.

Строгое соблюдение периодичности и последовательности выполнении упражнений – этого обязательного условие тренировки, позволяющее достичь необходимого уровня тепловой адаптации газодымозащитников, а также поддерживать их заинтирисованность проведении занятий в теплодымокамерах.

Тепловая тренировка газодымозащитников в учебных подразделениях ГПС проводится в такой последовательности:

  • 1-й этап – первоначальная подготовка;
  • 2-й этап – боевая подготовка.

Тепловая тренировка газодымозащитников в процессе первоначальной подготовки состоит из 3-х тренировок в тепловой камере с интервалом в один день по следующей схеме

  • 1-е занятие; 30. С, мин;
  • 2-е занятие; 40. С, мин;
  • 3-е занятие; 50. С, мин.

Время, отводимое на тренировку в теплодымокамере, рекомендуется распределять следующим образом:

  • постановка задачи, инструктаж – 5 мин.
  • разминка – 10 мин.
  • боевая проверка и включение –5 мин.
  • тренировка на воздухе — до 20 мин.
  • отдых – 5 мин.
  • определение ИСТ –15 мин.
  • тренировка в теплодымокамере –25 мин.
  • выключение и отдых –10 мин.

Перед тренировкой в теплодымокамере выполняется разминка без выключения в СИЗОД в течение 10 мин: из них до трех мин — разминочный бег и до 7 мин – обще развивающие физические упражнения.

Дальнейшая тренировка в течение 20 мин на свежем воздухе проводится с включением в СИЗОД и включает в себя выполнения упражнений и отработку нормативов на воздухе газодымозащитники отдыхают в предкамере 5 мин. К дальнейшей тренировке в теплодымокамере допускаются лица, у которых ЧСС не превышает 100 уд./мин.

Тренировочные занятия в теплодымокамере должны проводится под контролем медицинского работника.

Эффективность использования учебных объектов определяется качеством их подготовки к занятиям. Подготовку теплодымокамеры к занятиям организуют начальник газодымозащитной службы и руководитель подразделения ГПС, который непосредственно проводит занятие. Руководитель занятия обязан на учебном объекте следить за поддержанием порядка и дисциплины во время проведения занятия, соблюдением требований безопасности.

2. Назначение и использование учебной башни. 10 мин. Учебная башня предназначена для проведения занятий, соревнований, отработки нормативов с личным составом, устанавливается на специально оборудованной площадке на дворовой территории или пристраивается (встраивается) к зданию пожарного депо. Пристроенная (встроенная) учебная башня должна соответствовать степени огнестойкости здания и иметь отдельный вход. При наличии входа в здание дверь должна быть противопожарной.Отдельно стоящая учебная башня может быть любой степени огнестойкости.

Учебные башни должны отвечать следующим требованиям:

Вертикальная фасадная сторона учебной башни обшивается строганными досками, является рабочей и на ней предусматривается:

  • По два и более оконных проема в каждом этаже (кроме первого) размером 1,1 м х 1,87 м;
  • расстояние от окна до обреза стены не менее 65 см;
  • ширина простенка не менее 60 см;
  • ширина подоконника 38 — 40 см;
  • высота подоконника от уровня пола 80 см ( 5 см);
  • высота подоконника второго этажа от поверхности земли 4,25 м, расстояние между подоконниками 2, 3, 4 этажей — 3,3 м;

на рабочей стороне учебной башни не должно быть никаких отверстий (кроме оконных проемов) и выступающих частей, под окнами второго этажа на 5см ниже уровня 3 ступеньки штурмовой лестницы с фасадной стороны башни набивается брусок сечением 6 x 6 см; под окнами второго этажа до земли разрешается набивать на фасадную часть листовое железо, резину, пластик или фанеру;

в каждом этаже башни должны быть площадки глубиной (от рабочей стороны) не менее 1м 50см, причем каждая площадка должна иметь выход на стационарную лестницу, имеющую ограждение и установленную внутри башни на одной из ее нерабочих сторон;

учебная башня должна быть оборудована надежными страхующими приспособлениями;

перед рабочей стороной башни в грунте устраивается предохранительная подушка толщиной не менее 1м, шириной от фасадной стороны 4м, выступающая за габариты башни не менее чем на 1м;

предохранительная подушка указанной толщины делается из засыпки, состоящей на 50% из опилок, которая насыпается слоем толщиной 50см на пружинистое основание, толщина основания — 50см, между пружинистым основанием и засыпкой делается прокладка из рогож, для отвода воды из приямка делается дренаж или другое устройство, обеспечивающее сток воды, яма предохранительной подушки может быть оборудована устройством для отогревания материалов подушки в холодное время года (паропровод).

Перед проведением занятий (соревнований) на учебной башне верхний слой предохранительной подушки должен быть взрыхлен.

Обновление предохранительной подушки проводится не реже одного раза в 24 месяца и оформляется актом.

Перед учебной башней устраивается площадка длиной не менее 50м, шириной (при учебной башне на 4 ряда окон) не менее 10м.

Учебная башня должна быть оборудована ставнями с запорами для закрывания окон, а также щитами для предохранения подушки от попадания снега.

Страхующие устройства учебных башен перед использованием необходимо подвергать проверке. Замок должен прочно удерживать веревку, и после снятия нагрузки на нем не должно быть повреждений и заметной остаточной деформации.

Учебная башня обеспечивается страхующими устройствами из расчета одно устройство на один ряд окон по вертикали, которое ежегодно испытывается в установленном порядке.

При использовании учебной башни для сушки и мойки пожарных рукавов шахта для сушки и помещение для мойки отделяются от помещений учебной башни сплошной стеной. Выход на верхнюю рабочую площадку шахты и в помещение мойки рукавов допускается через помещение учебной башни. Верхняя рабочая площадка оборудуется лебедкой для подъема рукавов, высотой 1,25м. Шахта оборудуется пусковой аппаратурой, которая размещается внизу и на верхней площадке. Башенная сушилка должна иметь калорифер или другие приборы для подогрева воздуха. Развешивать рукава для сушки нужно равномерно по всему сечению шахты.

3. Назначение и использование 100-метровой полосы с препятствиями. 10 мин. 100-метровая полоса с препятствиями предназначена для проведения занятий, соревнований по пожарно-прикладному спорту с личным составом.На 100 – метровой полосе препятствий устанавливаются следующие снаряды:

  • забор высотой 2 м в 23 м от линии старта;
  • 2 пожарных рукава (d = 51 мм) в скатках в 28 м от линии старта (в 5 м от забора);
  • бревно с наклонными сходнями (бум)_ в 38 м от линии старта (в 15 м от забора) высотой 1,2 м; со сходнями 2 м;
  • трехходовое разветвление в 75 м от старта;
  • беговая дорожка шириной 2 м.

Обучение выполнению данного упражнения проходит поэтапно.

Можно выделить 3 основных этапа:

  • I – старт: преодоление забора и бума без рукавов;
  • II – хват рукавов и преодоление бума;
  • III – соединение рукавов между собой, присоединение рукавной линии к разветвлению.

Площадка для проведения соревнований по 100 – метровой полосе с препядствиями. Длина дорожки – 100 м, ширина 2 м, покров может быть любой. С обоих концов дорожки и за ее пределами должен быть свободный участок длиной не менее 5 м для старта и финиша.

Поперек дорожки белой краской наносится разметка:

  • а) линия старта – в начале дорожки;
  • б) ограничительная линия преодоления бревна;
  • в) линия финиша – в конце дорожки.

Все линии наносятся шириной 5 см; стартовая линия включается в общий счет длины 100 – метровой полосы, а финишная выходит за дистанцию.

Ближайшая к бегуну грань финишных стоек должна совпадать с плоскостью финиша.

На дорожку устанавливаются (укладываются) следующие объекты:

  • а) малый забор – в 23 м от линии старта, высота забора – 2 м (для юношей – 1 м 70 см); ширина 2 м; стенка забора набирается заподлицо из досок толщиной 4 см;
  • б) 2 напорных рукава в скатках – укладываются в 28 м от линии старта, не касаясь друг друга;
  • в) бревно – передний коней сходни в 38 м от линии старта: бревно прямое, верх бревна плоский, укреплено горизонтально на 3-х опорных стойках; длина бревна – 8 м, ширина 18 см, высота – 1,2 см; к обоим концам бревна прикрепляются сходни длиной 2 м, шириной 25 см; на поверхность сходней набиваются поперечные бруски шириной 5 см, высотой 3 см через 35 см один от другого, начиная сверху; в конце бревна поперек дорожки по всей ее ширине наносится белой краской ограничительная линия;
  • г) разветвление ставится в 75 м от старта на подставку высотой (от дорожки до соединительной головки) не более 60 мм; верхний «клык» разветвления устанавливается на «два» или «три часа»; участник стартует со стволом.
4. Организация занятий на огневой полосе психологической подготовки 10 мин. Психологическая специфика деятельности участников тушения пожара связана с особенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности. Дым ограничивает видимость, раздражает слизистую оболочку и носоглотку, вызывает слезотечение, затрудняет дыхание, иногда приводит к отравлению организма, проблематизирует ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т.д.Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах химической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объектах. Постоянный спутник пожаров – повышенная концентрация окиси углерода.

Плохая видимость, темнота порождаются задымлением, контрастами яркого света и неосвещенных мест, а также тушением пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с ярким воспринимаются плохо. Ночью активизируются явления темновой и световой адаптации зрения (после ослепления ярким светом человек в течение 4-5 мин плохо видит в темноте).

Все это вызывает утомление зрительного анализатора, затрудняет ориентировку, повышает напряженность, делает возможным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослаблено «чувство локтя», обостряются ощущения одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха.

Под психологической подготовкой понимается целенаправленный и социально организованный процесс формирования у участников тушения пожара психологической устойчивости к экстремальным условиям, обеспечивающей высокоэффективную деятельность.

Следовательно, основной ее целью является обеспечение психологической подготовленности участников тушения к боевым действиям в экстремальных условиях обстановки на пожаре.

Психологические полосы представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать сложные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий. В ходе регулярных занятий на психологической полосе у обучаемых формируются следующие качества:

Эмоционально — волевая устойчивость, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость;

устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;

быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара;

профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.

При создании психологических полос необходимо учитывать некоторые правила их сооружения: воспроизведение наиболее специфических и вероятных экстремальных ситуаций оперативно – служебной деятельности; обеспечение максимальной психологической эффективности, психологической «закалки»; возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных ситуаций, устранение их стандартности и сохранение фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы; возможность последующего качественного разбора действий обучаемых на полосе, максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация. Вышеперечисленные требования к психологическим полосам не затрагивают конкретные стороны планировочных и инженерно-строительных решений.

Основными учебными объектами психологической полосы являются:

  • горящий и задымленный лабиринт (с меняющимся маршрутом);
  • мостик над открытой емкостью с горящей жидкостью;
  • учебная башня;
  • открытая емкость с горящей жидкостью;
  • высотная эстакада с горящими оконными проемами на различной высоте;
  • фрагмент жилого дома различной этажности;
  • задымленные трубы (коллекторы разного диаметра);
  • задымленный подвал с имитацией очага пожара.
12. Заключительная часть 5 мин. Опрос по пройденной теме.

3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: _____________________

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию:

Полную версию документа можно скачать здесь.

Оцените автора
Metodich.ru
Добавить комментарий