Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ксе на завтра. 3. Установите соответствие между свойством научного знания и его сутью


Скачать 448.5 Kb.
Название3. Установите соответствие между свойством научного знания и его сутью
Анкорксе на завтра.doc
Дата04.03.2018
Размер448.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаксе на завтра.doc
ТипДокументы
#36942
страница4 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

2.На снимке, сделанном межпланетным спускаемым аппаратом, изображена поверхность одной из планет Солнечной системы, которой является …



Венера

Меркурий

Юпитер

Титан

Решение:

Титан – не планета, а спутник (Сатурна). Юпитер отпадает, поскольку у него, как и у других планет-гигантов, твердой поверхности, скорее всего, вообще нет. На снимке отчетливо видна атмосферная дымка и фрагмент светлого дневного неба. На Меркурии нет атмосферы и потому не может быть дымки, а небо всегда черное, как на Луне. Остается Венера.

3. Масса Солнца _____________ суммарной массы остальных тел Солнечной системы.

многократно больше

примерно равна

в несколько раз меньше

многократно меньше

Решение:

На Солнце приходится львиная доля (около 99%) всей массы Солнечной системы. В противном случае оно не могло бы рассматриваться как центральное тело Солнечной системы.

4. Кометы, иногда появляющиеся на земном небосводе, …

обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым орбитам

являются естественными спутниками Земли

имеют размеры и массы, сравнимые с размерами и массами больших планет

не принадлежат Солнечной системе, а прилетают от других звезд

Решение:

Кометы – космические карлики. Их ядра имеют размеры максимум в несколько километров. По современным представлениям, естественным резервуаром комет служат окраины Солнечной системы, откуда эти глыбы замерзших газов время от времени выдергиваются притяжением Юпитера или другим возмущением и по сильно вытянутым эллиптическим орбитам устремляются во внутренние области Солнечной системы.

5. На этом снимке изображена планета Солнечной системы, которая называется …


Юпитером

Сатурном

Землей

Меркурием

Решение:

На снимке изображена планета с мощной атмосферой, полностью закрывающей ее поверхность (если таковая вообще имеется). Поэтому сразу отпадает Меркурий, лишенный атмосферы, и Земля, чья облачность все-таки не закрывает поверхность планеты полностью. У Сатурна должны были бы быть видны его мощные кольца, которые на снимке отсутствуют. Следовательно, перед нами Юпитер. Человек, немного лучше знакомый с Солнечной системой, также сразу опознает такую достопримечательность Юпитера, как Большое Красное пятно (правый нижний угол снимка) – гигантский циклон, который существует уже около трехсот лет.

6. Все большие планеты Солнечной системы делятся на группу планет земного типа и группу планет-гигантов. Плутон, открытый в 1930 г., по современной классификации относится к группе …

карликовых планет

планет земного типа

планет-гигантов

не планет, а астероидов

Решение:

До 2006 года Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. Однако он совершенно не похож ни на планету-газовый гигант (поскольку небольшой и твердый), ни на планету земного типа (поскольку имеет совершенно другой состав, похожий на состав кометных ядер). Он, конечно, не комета и не астероид, поскольку имеет довольно большие размеры, шарообразную форму и большой спутник Харон.

В последнее десятилетие на окраинах Солнечной системы было открыто несколько объектов, похожих на Плутон, и в 2006 г. Международный астрономический союз принял решение включить их вместе с Плутоном в новую группу небесных тел – карликовые планеты.
Тема 23: Геологическая эволюция

1.По своим размерам Земля занимает __________ место среди 8 планет Солнечной системы.

пятое

первое

третье

седьмое

Решение:

Из восьми планет Солнечной системы четыре – гиганты, каждый из которых больше Земли. Остальные 4 планеты образуют так называемую земную группу, в которой Земля имеет наибольшие размеры. Таким образом, место Земли в иерархии планет по размерам – пятое, сразу вслед за четырьмя гигантами.

2. Как Солнце, так и Земля имеют …

атмосферу

литосферу

фотосферу

центральную зону термоядерных реакций

Решение:

Земля – не звезда, термоядерные реакции в ней не идут, не шли и идти не будут.

Литосфера – «сфера камня», твердых пород. Солнце слишком горячее, чтобы там могли существовать твердые породы.

Фотосфера – «сфера света», тот слой Солнца, в котором в основном формируется его видимое излучение. Видимое излучение Земли формируется ее поверхностью и облаками, для которых особого термина вводить нет нужды.

А вот атмосферой, то есть относительно разреженной и прозрачной газовой оболочкой, обладают и Солнце, и Земля.

3. В число трех основных газов современной земной атмосферы не входит …

углекислый газ

азот

кислород

аргон

Решение:

Современная атмосфера планеты состоит на 78% из азота, на 21% из кислорода, на 1% из аргона. Содержание остальных постоянных компонентов измеряется сотыми долями процента.

Тема 24: Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем)

1.Установите соответствие между понятием и его определением:

1) автотрофы

2) аэробы

3) анаэробы

организмы, производящие органические вещества питания из неорганических

организмы, способные жить только в присутствии кислорода

организмы, живущие в отсутствии кислорода

организмы, питающиеся готовыми органическими веществами

Решение:

Автотрофы – организмы, производящие органические вещества питания из неорганических. Аэробы – организмы, способные жить только в присутствии кислорода. Анаэробы – организмы, живущие в отсутствии кислорода.

4. Установите соответствие между понятием и его определением:

1) коацервация

2) предбиологический отбор

3) абиогенный синтез

образование многомолекулярных комплексов биополимеров с уплотненным поверхностным слоем

эволюция органических полимеров в направлении совершенствования каталитической активности и приобретения способности к самовоспроизведению

образование органических веществ, свойственных живому, вне живого организма из неорганических

возникновение организмов с оформленным клеточным ядром

Решение:

Процесс образования многомолекулярных комплексов биополимеров с уплотненным поверхностным слоем в концепции биохимической эволюции называется коацервацией. Предбиологический отбор включает эволюцию органических полимеров в направлении совершенствования каталитической активности и приобретения способности к самовоспроизведению. Абиогенный синтез – это образование органических веществ, свойственных живому, вне живого организма из неорганических.

2. Синтетическая теория эволюции структурно состоит из теорий микро- и макроэволюций. Теория микроэволюции изучает …

направленные изменения генофондов популяций

основные закономерности развития жизни на Земле в целом

эволюционные преобразования, приводящие к возникновению новых родов

развитие отдельных организмов от рождения до смерти

Решение:

Теория микроэволюции изучает направленные изменения генофондов популяций под воздействием различных факторов. Микроэволюция завершается формированием новых видов организмов, таким образом, она изучает процесс видообразования, но не процесс образования более крупных таксонов.

.

4. Историческая эволюция живых систем (филогенез) является …

необратимой

ненаправленной

не самопроизвольной

строго предсказуемой

Решение:

Историческая эволюция живых систем является необратимой. Эволюция организмов основывается на вероятностных процессах, в частности – на возникновении случайных мутаций, а потому является необратимой.

1.Морфологические методы исследования эволюции живой природы включают изучение …

недоразвитых и утративших свое основное значение рудиментарных органов, которые могут указать на предковые формы

реликтовых форм, то есть небольших групп организмов с комплексом признаков, характерных для давно вымерших видов

ранних стадий онтогенеза, на которых обнаруживается больше сходства между различными группами организмов

взаимной приспособленности видов друг к другу в природных сообществах

Решение:

Морфологические методы исследования эволюции связаны с изучением особенностей строения органов и организмов сравниваемых форм, а следовательно, изучение недоразвитых и утративших свое основное значение рудиментарных органов, которые могут указать на предковые формы, относится к методам морфологии.

2. Биогеографические методы исследования эволюции живой природы включают …

сопоставление состава фауны и флоры островов с историей их происхождения

изучение рудиментарных органов, указывающих на предковые формы ныне живущих организмов

сравнение ранних стадий онтогенеза организмов разных групп

исследование взаимной приспособленности видов друг к другу в природных сообществах

Решение:

Биогеографические методы исследования эволюции связаны с изучением распространения растений и животных по поверхности нашей планеты, а следовательно, сопоставление состава фауны и флоры островов с историей их происхождения относится к методам биогеографии.

4. Экологические методы исследования эволюции живой природы включают изучение …

роли конкретных адаптаций на модельных популяциях

связи между своеобразием флоры, фауны и геологической историей территорий

недоразвитых и утративших свое основное значение рудиментарных органов

процесса онтогенеза организмов данного вида на ранних стадиях

Решение:

Эволюционный процесс является процессом возникновения и развития адаптаций. Экология, изучая условия существования и взаимоотношения между живыми организмами в природных системах или на модельных популяциях, вскрывает значение конкретных адаптаций.

Тема 27: Генетика и эволюция

1.Установите соответствие между видом изменчивости и ее примером:

1) мутационная изменчивость

2) модификационная изменчивость

пороки развития нервной системы, являющиеся результатом нарушения структуры участка хромосомы

изменение окраски цветка в зависимости от температуры и влажности воздуха

отличающийся от родителей цвет глаз ребенка, являющийся результатом комбинации генов при половом размножении

Решение:

Пороки развития нервной системы, являющиеся результатом нарушения структуры участка хромосомы, – это мутационная изменчивость. Изменение окраски цветка в зависимости от температуры и влажности воздуха представляет модификационную изменчивость.

2. Установите соответствие между генотипами и их проявлением в фенотипе:

1) АА, Аа

2) АА, аа

два генотипа по одному признаку, одинаково проявляющиеся в фенотипе

два генотипа по одному признаку, по-разному проявляющиеся в фенотипе

два генотипа по двум разным признакам, по-разному проявляющиеся в фенотипе

Решение:

Аллельные гены определяют развитие разных вариантов одного и того же признака, обозначаются одной и той же буквой латинского алфавита – прописной буквой, если ген является доминантным, и строчной, если ген рецессивный. Два генотипа – АА, Аа – одинаково проявляются в фенотипе, поскольку в гетерозиготе Аа проявляется признак доминантного гена. Два генотипа по одному и тому же признаку – АА, аа – по-разному проявляются в фенотипе, поскольку рецессивный ген проявляет себя в гомозиготном состоянии аа.

3. Установите соответствие между свойством генетического материала и проявлением этого свойства:

1) дискретность

2) непрерывность

существует элементарные единицы наследственного материала – гены

жизнь характеризуется продолжительностью существования во времени, которая обеспечивается способностью живых систем к самовоспроизведению

единицы наследственности – гены – расположены в хромосомах в определенной последовательности

Решение:

Дискретность генетического материала проявляется в том, что существуют элементарные единицы наследственного материала – гены. Жизнь как особое явление характеризуется продолжительностью существования во времени, некоторой непрерывностью, которая обеспечивается способностью живых систем к самовоспроизведению – происходит смена поколений клеток, организмов в популяциях, смена видов в системе биоценоза, смена биоценозов, образующих биосферу

4. Установите соответствие между типом признака и его способностью проявляться в поколении:

1) голубой цвет глаз – рецессивный признак

2) карий цвет глаз – доминантный признак

не проявляется в гетерозиготном состоянии

проявляется в гетерозиготном состоянии

не проявляется в гомозиготном состоянии

Решение:

Рецессивный признак проявляются только в гомозиготном состоянии, а в гетерозиготном состоянии рецессивный признак подавляется доминантным и не проявляется. Доминантный признак при полном доминировании проявляется как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии.

5. Установите соответствие между свойством генетического материала и проявлением этого свойства:

1) линейность

2) дискретность

гены расположены в хромосомах в определенной последовательности

ген определяет возможность развития отдельного качества данного организма

наследственный материал обладает способностью к самовоспроизведению

Решение:

Линейность генетического материала проявляется в том, что гены  расположены в хромосомах в определенной последовательности, а именно в линейном порядке. Ген определяет возможность развития отдельного качества данного организма, что характеризует дискретность его действия.

6. Установите соответствие между понятием и его определением:

1) генотип

2) фенотип

совокупность всех генов диплоидного набора хромосом организма

совокупность всех свойств и признаков конкретного организма

совокупность генов гаплоидного набора хромосом организма

Решение:

Генотип – совокупность всех генов диплоидного набора хромосом организма. Фенотип – совокупность всех свойств и признаков конкретного организма.

7. Установите соответствие между видом изменчивости и ее примером:

1) мутационная изменчивость

2) модификационная изменчивость

изменение структуры хромосом в процессе клеточного деления

изменение окраски цветков при переносе растения из комнатных условий в теплую влажную оранжерею

изменения, связанные с различной комбинацией генов при половом размножении

Решение:

Изменение структуры хромосом в процессе клеточного деления – это мутационная изменчивость. Изменение окраски цветков при переносе растения из комнатных условий в теплую влажную оранжерею представляет модификационную изменчивость.
Тема 28: Экосистемы (многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости живых систем)

1.Установите соответствие между функциональной группой организмов экосистемы и примерами организмов:

1) консументы

2) продуценты

3) редуценты

зайцы и волки

зеленые растения и фотосинтезирующие бактерии

гетеротрофные бактерии и грибы

водоросли и почвенные микроорганизмы

Решение:

Консументы – это гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов. Консументами являются зайцы и волки. Продуценты – это автотрофные организмы, способные синтезировать органические соединения и строить из них свои тела. К продуцентам относятся зеленые растения, водоросли и фотосинтезирующие бактерии. Редуценты – организмы, живущие за счет мертвого органического вещества, переводя его вновь в неорганические соединения. Редуцентами являются бактерии, грибы.

2. Установите соответствие между термином и его определением:

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

организмы, способные синтезировать органические соединения и строить из них свои тела

организмы, потребляющие готовое органическое вещество и трансформирующие его в новые формы

организмы, живущие за счет мертвого органического вещества, переводя его в неорганические соединения

организмы, для которых другие живые системы являются источником пищи и местом обитания

Решение:

Продуценты – это автотрофные организмы, способные синтезировать органические соединения и строить из них свои тела. Консументы – это гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов и трансформирующие его в новые формы. Редуценты – организмы, живущие за счет мертвого органического вещества, переводя его вновь в неорганические соединения.

3. Установите соответствие между формой биотических отношений и парой организмов:

1) хищничество

2) паразитизм

3) нейтрализм

комар и лягушка

гриб трутовик и дерево

лось и белка

осина и подосиновик
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей