Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Сергей Шипунов Харизматичный оратор. 4Глава Секреты эффективного обучения


Название4Глава Секреты эффективного обучения
АнкорСергей Шипунов Харизматичный оратор.pdf
Дата09.05.2017
Размер2.66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSergey_Shipunov_Kharizmatichny_orator.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#17747
страница1 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

2
Содержание
От автора ......................................................................................................................... 4
Благодарности ................................................................................................................ 4
Глава 1. Секреты эффективного обучения ................................................................ 7 1.1.Тренируйтесь .......................................................................................................... 7 1.2.Станьте тренерами! ................................................................................................ 10 1.3.Конструктивная критика, или Как грамотно давать советы ................................ 13 1.4.Вдохновляющая цель ............................................................................................. 24
Глава 2. Как преодолеть страх выступления перед аудиторией ............................ 27 2.1.Работа с телом ......................................................................................................... 32 2.2.Внутренний диалог ................................................................................................. 36 2.3.Воображение ........................................................................................................... 40 2.4.Эмоции..................................................................................................................... 51 2.5.Психотерапия .......................................................................................................... 55 2.6.Нестандартные поступки........................................................................................ 57 2.7.Опыт......................................................................................................................... 60
Глава 3. Невербальное воздействие на аудиторию................................................... 61 3.1.Энергетика речи...................................................................................................... 61 3.2.Метасообщение....................................................................................................... 73 3.3.Конгруэнтность (естественность, искренность) ................................................... 79
Глава 4. Словесная импровизация.............................................................................. 84 4.1.О словесной импровизации .................................................................................... 84 4.2.Приемы словесной импровизации ......................................................................... 90 4.3.Развитие навыка словесной импровизации (упражнения и игры) ....................... 101 4.4.Направляющие вопросы ......................................................................................... 105 4.5.Импровизация по маршруту................................................................................... 109 4.6. Сочинение сказок................................................................................................... 113
Глава 5. Работа с голосом ............................................................................................. 114

3 5.1.Голосовая разминка и разминка для лица ............................................................. 115 5.2.Эмоциональное (интонационное) богатство ......................................................... 120 5.3.Паузы ....................................................................................................................... 127
Глава 6. Поза. Жесты. Движения................................................................................. 134 6.1.Постановка на публике........................................................................................... 134 6.2.Базовое положение рук........................................................................................... 138 6.3.Жесты ...................................................................................................................... 141 6.4.Передвижение по аудитории.................................................................................. 153
Глава 7. Актерское мастерство .................................................................................... 162 7.1.Развитие актерского мастерства ............................................................................ 163 7.2.Диалог с воображаемым собеседником ................................................................ 165
Глава 8. Контакт с аудиторией .................................................................................... 168 8.1.Контакт глазами...................................................................................................... 169 8.2.Цепляющие вопросы .............................................................................................. 175
Глава 9. Трудная аудитория, или Вредные слушатели............................................ 184
Глава 10. Парная работа ............................................................................................... 194
Глава 11. Чтение текста ................................................................................................ 202
Глава 12. Убеждающее выступление .......................................................................... 208 12.1.Структура убеждающего выступлении................................................................... 2208 12.2.Игра «Парламентские дебаты»................................................................................ 210
Глава 13. Рассказывание историй (сторителлииг) ................................................... 219
Глава 14. Произнесение тостов .................................................................................... 226
Глава 15. Видеотренинг................................................................................................. 231
Глава 16. Суперматрица (параметры оценки выступления) .................................. 234
Послесловие .................................................................................................................... 243

4
Моему отцу посвящается
От автора
Кто бы понял теорию относительности Эйнштейна,
если бы он не сумел ясно и понятно донести свою идею?
Я глубоко верю, что у каждого человека есть то, что называется миссией,
смыслом жизни, предназначением. Вы можете не осознавать это, но рано или поздно такое осознание придет.
РАНО ИЛИ ПОЗДНО ПРИДЕТ ВАШЕ ВРЕМЯ ИЗМЕНИТЬ ЧТО-ТО В
ЭТОМ МИРЕ
Но, увы, миллионы идей, которые могли бы сделать мир лучше, так и остались непонятными.
• Точнее, авторы этих идей так и не смогли донести их до окружающих. Не
смогли вдохновить, зажечь, вовлечь других в свое видение.
ОТ ВАС ЗАВИСИТ, ПОЙМУТ ЛИ ДРУГИЕ ВСЮ КРАСОТУ И СМЫСЛ
ВАШЕЙ МИССИИ
Цель этой книги - развить ваше ораторское мастерство. Чтобы ваша речь была яркой, интересной, увлекательной, живой. Чтобы вы почувствовали себя уверенным, сильным оратором, легко общающимся с любой аудиторией.
Но еще одна, глубинная цель этой книги - вдохновить вас смелее реализовывать свои идеи, свои мечты, свои жизненные цели, используя ораторское мастерство всего лишь как инструмент для изменения мира к лучшему.
БУДЬТЕ ТВОРЦАМИ ЗАКОНОВ, ПО КОТОРЫМ ЖИВЕТ ЭТОТ МИР!

5
Благодарности
В первую очередь хочу поблагодарить себя самого за тот путь, который я прошел. Вспоминая те прорывы, которые пришлось сделать более молодому мне в 10, 14, 16, 18, 20, 23, 27, 30 лет, хочется сказать самому себе многократное
«спасибо-спасибо-спасибо».
• Когда-то очень сильно зацепила фраза, которую услышал от Фрэнка
Пыоселика: «Только в 33 года я стал тем, что начало мне по-настоящему
нравиться».
Сейчас искренне благодарен себе за то, что я сам себе по-настоящему нравлюсь.
Хочу поблагодарить моего друга и коллегу Евгения Ильченко, вместе с которым провел более 100 тренингов по ораторскому искусству за последние 4
года. А также всех тренеров и сотрудников «Университета Риторики и
Ораторского Мастерства» (Тренинг-центра «Оратор»), которые внесли свой вклад в развитие и улучшение наших учебных программ: Анастасию Спиро, Игоря
Леонтьева, Дмитрия Белостоцкого, Анатолия Демишонкова, Артема Тихонова,
Валентину Георгиевскую, Ирину Скумину, Анну Шипунову.
Огромная благодарность Андрею Плигину и Александру Герасимову,
руководителям «Центра НЛП в Образовании», за то, что научили меня тому, как грамотно передавать знания другим людям. Их тренерские программы и институт стажерства -уникальный способ подготовки профессиональных бизнес-тренеров,
и я искренне рад, что мне посчастливилось более 6 лет учиться у них и работать с ними в одной команде.
Очень сильно на мое отношение к жизни, стиль мышления, философию повлиял Николай Иванович Козлов. Из его книг я постарался почерпнуть умение писать легко, весело и при этом максимально практично. Из его тренингов я постарался взять умение жить максимально осознанно и понимание, что обучение может быть интересной, увлекательной и при этом очень глубокой игрой.
Хочу поблагодарить Дмитрия Устинова, у которого в свое время прошел свои первые тренинги. Во многом именно его тренинг «Искусство речи: риторика

6
и ораторское мастерство» послужил отправной точкой для создания курса «Сло- весная импровизация». И хотя сейчас эти тренинги по содержанию пересекаются разве что на 5-10%, по духу их по-прежнему объединяет принцип «минимум теории - максимум практики».
Мои слова благодарности в адрес Тони Бьюзена - автора технологии Mind- maps (интеллект-карты, ментальные карты). Хотя лично у него я не учился, сама технология активно используется и на наших семинарах, и в этой книге для подведения итогов той или иной теоретической части.
Эта книга не была бы столь яркой и привлекательной без рисунков Ани
Соколовой, которые, надеюсь, не раз поднимут вам настроение по ходу чтения.
Хочу поблагодарить всех участников наших семинаров. Ваше активное участие, ваши вопросы, ваша обратная связь, ваши примеры из жизни стали неоценимым вкладом в развитие наших учебных программ.
И отдельно хочу поблагодарить свою жену Катерину за поддержку и любовь, за создание творческой атмосферы, в которой было легко и комфортно писать эту книгу.

7
Глава 1 Секреты эффективного обучения
Курс по ораторскому искусству «Словесная импровизация», ставший основой для этой книги, состоит всего из 8 трехчасовых занятий. И за это совсем короткое время важно добиться ощутимого скачка в ораторском мастерстве каждого из участников тренинга.
Вот такая творческая задачка.
Если учиться как обычно, то рост будет происходить, но «маленькими ступеньками».
Чтобы развитие навыков шло стремительно («большими ступеньками»), в своей работе мы опираемся на следующие законы эффективного обучения:
Максимум практики!
Учись, обучая!
Критикуй грамотно!
Мечтай о большем!
Познакомимся поближе с этими секретами эффективного обучения.
УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ!
1.1. Тренируйтесь
Нельзя научиться ездить на велосипеде только по книжкам
Чтобы стать успешным оратором нужно: выступать, выступать, выступать,
выступать, выступать, выступать, выступать, выступать, выступать, выступать,
выступать, выступать, выступать, выступать, выступать, выступать, выступать,
выступать, выступать, выступать, выступать, выступать, выступать, выступать,
выступать, выступать, выступать, выступать, выступать, выступать, выступать,
выступать, выступать, выступать, выступать, выступать, выступать, выступать,

8
выступать, выступать, выступать выступать, выступать, выступать, выступать,
выступать, выступать, выступать и еще раз выступать...
Без практики, без тренировки чуда не произойдет. Спортсмену, чтобы стать олимпийским чемпионом, необходимо ежедневно тренироваться. Точно так же вам придется ежедневно «накачивать» свои ораторские «мышцы», чтобы стать хорошим оратором.
· А тренироваться лучше не абы как, а по хорошей методике. Чтобы
путь к ораторским высотам занял у вас не десяток пет, как у
Цицерона И чтобы учились вы не на своих ошибках, а на ошибках
своих предшественников (как делают мудрые люди).
Научиться говорить можно только говоря. (Скилеф)
Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, ворота которой
-перспектива. (Леонардо да Винчи)
Эту методику вы и найдете в этой книге.
Но еще раз повторюсь: без практики даже самая лучшая методика превращается в мертвый груз неиспользуемых знаний.
Где же взять эту самую практику?
«Я бы и рад выступать как можно чаще, но негде, не перед кем», - жалоба,
которую часто можно услышать от начинающих ораторов.
Поэтому сразу же - задание-подсказка.
Без практики даже самая лучшая методика в мире превращается в мертвый груз
неиспользуемых знаний
УПРАЖНЕНИЕ:
Одноминутное выступление пять раз в день

9
Дается для того, чтобы у вас не было отговорок, что вам не на ком и негде тренироваться.
Простейший вариант - выучиваете по анекдоту каждый день и начинаете рассказывать. Утром - за завтраком в семейном кругу. Пришли на работу - коллегам по офису. Вышли покурить - курильщикам. Пошли обедать -сядьте с теми, кто еще не слышал вашего анекдота, и расскажите. Зайдите в соседний офис
- порадуйте коллег своим одноминутным выступлением. Вечером позвоните школьным друзьям...
В чем смысл таких одноминутных выступлений?
• Таким образом вы один и тот же текст произносите 5-6 раз. У вас появляется возможность отработать это выступление до совершенства! Исправить ошибки, которые были в предыдущих попытках. Для тренировки именно такие тексты - которые можно повторять и повторять - самые ценные!
• Анекдоту, даже с бородой, люди обычно радуются. И вы будете привыкать к тому, что ваши выступления нравятся слушателям. А ощущение «я тот, кого с удовольствием слушают» - дорогого стоит.
• После того как вы расскажете анекдот 5-6 раз, появляется шанс, что вы его запомните надолго. А хорошая копилка анекдотов в запасе - необходимый багаж для любого оратора.
Что можно использовать для тренировки вместо анекдотов?
Аннотации-обзоры книг и фильмов

«Я тут вчера просмотрел фильм...» И дальше идет хорошо подго-
товленная речь на 1 минуту. «А вы как? Уже смотрели фильм...» И через час эту
же «пластинку» крутите другим слушателям.
Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и
полны ошибок. (Леонардо да Винчи)
Ощущение «я тот, кого с удовольствием слушают» — дорогого стоит!

10
Но дней минувших анекдоты От Рому па до наших дней Хранил он в памяти
своей. (А. С. Пушкин)
Интересные факты или новости
• «А вы знаете, что в Москве скоро состоится..." Или: «Я недавно узнал про забавный факт из книги рекордов Гиннесса.
Чем отличается анекдот, который вы рассказываете просто так, от анекдота, который вы рассказываете, выполняя это задание?
Тем, что у вас как бы происходит раздвоение личности. Вы одновременно играете и роль рассказчика, и роль наблюдателя-аналитика. Аналитика, который потом сможет объяснить вам, почему это ваше выступление было (или не было)
успешным.
Итак, плавно переходим к идее тренерства и самотренерства.
1.2. Станьте тренерами
Лучший способ добиться успеха — следовать
советам, которые мы аем другим. (Гаролд Тейлор)
Один из самых быстрых способов стать хорошим оратором - начать
тренировать других людей.
• Объяснив десять раз кому-то, что важно смотреть не в потолок и не в пол, а в глаза слушателям, вы сами обязательно вспомните об этом,
очутившись на сцене.
• После того как ваши уши начнут резать «э-э-э», «ну», «вот», «как бы» и другие слова-паразиты в речи других людей, вы начнете лучше отслеживать эти лишние звуки и в своей речи.

11
Объяснив десять раз что-то другим, вы сами не только поймете это, но и запомните.
За 8 занятий не всегда можно стать хорошим оратором. Но стать хорошим тренером по ораторскому искусству - более чем реально
Необязательно в реальности кого-то мучить своими советами.
Важно, чтобы, слушая любое выступление, вы были не в роли пассивного слушателя, а в роли эксперта, который внимательно наблюдает за тем, что делает оратор, и оценивает его сильные и слабые стороны.
• Вечером вы смотрите телевизор. Выступает наш президент. А если бы вы были тренером президента и смотрели на выступление именно с этой точки зрения? Какие действия повышают рейтинг президента как оратора? А
что он как оратор делает явно не так? Задумываясь над этими вопросами, вы развиваете и себя как успешного оратора!
• Идет планерка. Ваш начальник докладывает о текущем положении дел. А если бы вы были личным советником (коучером) нашего босса? Какие ораторские приемы он использует? Что делает его сильным оратором и, как следствие, сильным лидером организации? А что делает его выступление слабым, скучным, вялым? Учимся на чужих успехах и чужих ошибках!
Умение внимательно слушать и анализировать выступления других
имеет несколько приятных следствий.
• После собственного выступления вам не нужно будет бегать и искать добрых людей, которые бы подсказали, хорошо вы выступили или не очень. Вы сами себе сможете дать грамотную обратную связь и за счет этого сделать следующее свое выступление лучше (хотя если есть возможность услышать совет со стороны - не отказывайтесь).
Вы будете расти как оратор в пять раз быстрее -так как ваш рост будет происходить не только в те моменты, когда вы сами выступаете, но и тогда, когда вы наблюдаете за выступлениями других людей!

12
Дело в том, что мы можем учиться у тех, кого учим. (Ban Дж. Хелемендернс)
Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит
плохо. (Плутарх)
Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. (Роза Люксембург)
Обучая других - обучаем себя! Многие великие ораторы (еще до того,
как они стали великими) это поняли. И стали какими ораторами? Правильно,
великими!
УПРАЖНЕНИЕ:
Листы анализа выступлений
Каждый раз, когда перед вами кто-то выступает - заполняйте «Лист анализа выступления». Самый простой вариант - это лист, разделенный на две части.
В левой половине отмечаете слабые стороны оратора, за счет которых он теряет очки
В правой половине - сильные стороны оратора, за счет которых он набирает очки
Более сложный вариант - это многофакторная матрица анализа выступления
(см. главу 16).
• Пусть сам оратор никогда не попросит от вас обратной связи и этот
лист вы выбросите в мусорное ведро сразу после окончания выступления.
Ценность имеют те инсайты и озарения, которые посещают вас во время
такого наблюдения и помогают вам постигать законы ораторского искусства.
Обратная связь, которую вы будете получать после своих выступлений, - это самое ценное топливо на вашем ораторском пути. В следующей главе разберем чуть подробнее принципы грамотной критики.

13
1.3. Конструктивная критика, или Как грамотно давать советы
С благодарностью к Андрею Плигину
и Александру Герасимову, чьи идеи об обратной
связи
высокого качества послужили основой для
написания этой главы
В предыдущей главе была предложена идея - стать тренером по ораторскому искусству. И обучая, реально или в воображении, других - делать и из себя хорошего оратора!
Единственный способ помочь себе - это помогать другим. (Халиль Джебран
Джвбран)
· А основной инструмент, с помощью которого тренеры и
консультанты зарабатывают свой хлеб, - это грамотные советы.
Ничего люди не принимают с таким отвращением, как советы.
Увы, в большинстве случаев это так. Но почему?
Да потому что очень часто советы превращаются в достаточно злую критику, когда один человек пытается самоутвердиться за счет другого.
Точно так же и по отношению к себе! Злое самобичевание бессмысленно и не
ведет к личностному росту.
Неграмотная критика скорее даже откидывает оратора назад в его развитии.
Kак же сделать так, чтобы к вашим советам прислушивались? Как критиковать конструктивно? Так, чтобы сохранить дружеские отношения с другим человеком, не ПОНИЗИТЬ его самооценку и чтобы при этом ваши советы рвяльно помогли оратору?

14
Критика всегда причиняет боль человеку либо наносит вред. Если кто-то
спрашивает ваше мнение, постарайтесь избежать таких формулировок,
которые приблизились бы к осуждению или критике. (Луиза Хей)
Попробуйте примерить на себя следующие принципы конструктивной критики.
ПРИНЦИП 1.
Создайте атмосферу доверия и дружественности
Не торопитесь сразу предлагать свой совет другому человеку. Сначала настройтесь с ним на одну волну, чтобы он смог увидеть в вас друга, желающего помочь. Если нужно -поговорите с ним на нейтральные темы, которые обоим близки и понятны. И только после того как человек перестанет защищаться и станет более открыт - переходите к следующему шагу. Помните, что без доверия к вам не будет доверия и к вашим словам.
Точно так же и по отношению к себе. Ваша презентация провалилась.
Но вместо того чтобы яростно ругать себя: «Урод! Кретин! Что ты
наделал?!- - лучше самому себе сказать: «В любом случае ты заслужил чашечку
кофе... ну а после нее приступим к анализу прошедшей презентации-. Любовь к
себе - первый шаг практически в любом философском направлении. А раз так, то
даем советы себе - с любовью!
Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил
их в своей любви к ним. (Мокдндас Карянчанд Ганди)
ПРИНЦИП 2.
Первым советы оратор получает от себя самого
Почему-то люди с большим удовольствием принимают советы от себя, а не от других. И следуют своим советам с большим удовольствием. А раз так, то

15
первым делом попросите, чтобы человек сказал, что он сам думает о своем выступлении, чем доволен, что бы он сам сделал в следующий раз по-другому.
Скорее всего, половину из того, что вы хотели посоветовать, человек скажет себе сам. А так как совет из его собственных уст более эффективен, чем из чужих, то такой способ подачи совета можно считать более мудрым.
Здесь очень важно суметь наступить на горло собственной песне,
желанию показать, какой вы умный и как много вы можете сказать. Вместо
этого стоит спросить сначала: «А сам ты что сказал бы о своем выступлении?"
Кроме того, если мы даем возможность оратору высказаться первым,
то это способствует налаживанию доверительной и дружественной
атмосферы, что тоже немаловажно.
Человек с большим удовольствием принимает советы от себя, а не от других
ПРИНЦИП 3.
Искренность
Иногда, стремясь создать дружеские отношения с оратором, мы начинаем говорить полуправду: приукрашивать достоинства и умалчивать о недостатках.
Это неправильно. Если вы хотите помочь другому человеку расти как оратору - говорите честно обо всем. Помните, что ваша задача - не понравиться человеку, а дать ему такие советы, которые будут способствовать его развитию.
Если работаете в группе - говорите, ориентируясь на свои ощущения, а не на мнение окружающих.
Приведу известный эксперимент, когда на доске рисовали две
окружности. Одна из них явно больше, другая явно меньше. Девять из десяти
испытуемых по договоренности с экспериментаторами говорили, что меньшая
окружность - больше. Когда доходила очередь до 10-го, он уже был в смятении
чувств и часто соглашался с мнением большинства, проявляя конформизм.

16
Конформизм в обратной связи не нужен. Будьте искренни в том, что говорите. Бывает такое: одному и тому же оратору 5 наблюдателей скажут, что ему нужно говорить громче, а еще 5 - что, наоборот, нужно говорить тише. Это не означает, что одни из них правы, а другие нет. Просто у каждого из них свое мнение, и эти мнения не обязаны совпадать. Говоря искренне, вы даете честную обратную связь о выступлении. Это помогает оратору расти в правильном направлении.
Давая советы другу, старайся ему помочь, а не сделать приятное.(Солон)
Искренность и простота -дорогие свойства таланта.. (К. Станиславом)
ПРИНЦИП 4.
Похвалите (что понравилось!)
Даже если вы видите кучу недостатков в работе другого человека, в первую очередь найдите то, что вам понравилось, и похвалите человека за это.
- «Слушай! Что у тебя действительно отлично получилось, так это...»
- «У тебя хорошо получается..., продолжай использовать это во всех дальнейших выступлениях».
- «Твой конек - это...»
Настоящий критик должен подробнее останавливаться на преимуществах, а не
на недостатках. (Джозеф Аддиссон)
Зачем нужно вначале похвалить оратора? Какой в этом смысл? Как вы думаете?
• Чтобы поддержать оратора и не отбить у него желания учиться.
• Чтобы наладить доверительные, дружеские отношения.
• После похвалы оратор будет лучше воспринимать критику.
Есть еще два довода в пользу похвалы.

17
Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой.(Антоний Регульский)
Знание своей силы эффективнее знания своей слабости.
У любого оратора есть недостатки. Но у любого оратора есть и сильные стороны! И за счет грамотной подачи этих сильных сторон аудитория с легкостью прощает оратору большую часть его недостатков!
Поэтому эффективнее не бороться с недостатками, а раскрывать свои сильные стороны. Говоря оратору, в чем его сила, подсказывая, на что нужно опираться, что обязательно нужно оставить в его выступлениях, - мы даем ему самую ценную обратную связь!
Знание своей силы эффективнее знания своей слабости
Один раз проводился эксперимент с двумя баскетбольными командами
примерно равного уровня. Их матчи записывались па видео и потом разбирались.
Первой команде при просмотре указывали только на их ошибки,
недостатки, упущения.
Второй команде в первую очередь показывали видеофрагменты, в которых
они сделали что-то хорошо, успешно, удачно. И всего лишь несколько отрывков
со сделанными ошибками.
Догадайтесь, какая команда через полгода играла лучше.
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться.
Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду
учиться. (Конфуций)
Обучение себя тому, что «работает»
Не забудьте, что роль тренеров мы играем не только по доброте душевной,
но и из собственной выгоды - сами хотим стать хорошими ораторами. Тут уж сам бог велел обращать основное внимание в первую очередь на сильные стороны других ораторов! Почему? Да потому что именно так мы наилучшим образом обучаемся сами.

18
- «Вау! Какая классная поза! Я похвалю оратора за нее и ^ ам стану использовать подобную же».
- «Какой хороший жест! Нужно обязательно похвалить ора-тора за него,
да и самому в дальнейшем его использовать».
- «Какой хороший прием при ответах на вопросы! Не забыть похвалить оратора за этот прием, да и самому его попробовать».
ПРИНЦИП 5.
Что добавить в позитивной форме
()бычно в советах мы говорим о том, чего делать не надо: «Не смотри в потолок, не держи руки в карманах, не стой в такой позе, не раскачивайся, не...»
Единственный разумный способ обучать людей -это подавать им пример.
(Альберт Эйнштейн)
Такие советы работают плохо, так как часто непонятно, что же делать взамен.
· Если не держать руки в карманах, то. может быть, их скрестить
на груди или встать в позу футбольного защитника перед пробитием
штрафного («позу медосмотра»)? Если не стоять в какой-то позе,
то в какой стоять? Непонятно!
Бывает, что критика идет в форме простой констатации факта: «Ты говорил тихо, у тебя не было жестов, твоя энергетика была на уровне 15 баллов...»
· И что? То, что я говорил тихо, - это хорошо или плохо? Мало
жестов - это мне в плюс или в минус? Энергетику нужно поднимать
или опускать? Непонятно, что делать взамен!
Был у нас как-то эпизод на семинаре. Девушка дает обратную связь оратору: «Тебя совершенно не было слышно». Мы как тренеры просим ее

19
переформулировать позитивно: «Что нужно сделать оратору, чтобы все было хорошо?» И, конечно, ожидаем, что сейчас она скажет: «Говорить громче».
...Каково же было наше удивление, когда она сказала: «Подойти ближе»!
· Согласитесь, «подойти ближе» и «говорить громче» - разные вещи!
Лучше для советов использовать формулировку «Что улучшить или добавить». То есть вместо фразы «не хватало жестов (уверенности, громкости...)»,
говорить «добавить жестов (уверенности, громкости)». Такая формулировка, во- первых, приятнее на слух и не так сильно задевает самооценку. А во-вторых, с ней сложно поспорить, ибо даже хорошую вещь всегда можно сделать чуть-чуть лучше. Поэтому совет в такой форме воспринимается легче!
Не показывай пальцем -покажи собой. (Станислав Ежи Лец)
Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты
убежден в своей правоте, -выскажи его скромно и спокойно, ибо это
единственный способ убедить. (Филипп Дормер Ствнхоп Чостерфилд)
ПРИНЦИП 6.
Будьте конкретны
Это, наверное, самый важный принцип грамотных советов.
Ваш совет должен быть таким, чтобы его можно было повторить.
Совет должен быть предельно конкретным! Если вы говорите человеку:
«Будь увереннее» - то ему непонятно, чего от него хотят. Ибо слово «увереннее»
очень расплывчато.
Быть увереннее в жестах, позе, взгляде, голосе, дыхании? Чего хотят -
непонятно!
Если же вы говорите: «Распрями плечи, подбородок на 2 см вверх,
дыхание сделай более глубоким, дыши низом живота, руки опусти...» - то это уже четкое и понятное описание того, что нужно сделать.

20
Точно так же и в других случаях:
• «Говори погромче» - непонятно, что делать, то ли увеличить громкость в 2 раза, то ли на 2%.
• «Жесты пошире» - опять неясно... Лучше встать рядом с оратором и показать, каких именно жестов вы хотите от него добиться!
Конкретика. Конкретика. Конкретика. Чем точнее ваша обратная связь - тем лучше она работает!
Совет должен быть таким, чтобы его можно было повторить
ПРИНЦИП 7.
Краткость
Человек способен запомнить максимум 7±2 единицы информации. А
обычный человек 3±1 единицы...
Поэтому если вы заметили 20 параметров, которые нуждаются в улучшении, - бесполезно заливаться соловьем и вываливать всё это на голову оратора. Решите, какие два-три пункта самые важные, и именно на них сделайте упор. Пусть оратор поймет, что ему нужно исправлять в первую очередь.
При въезде в один из городов в честь Наполеона не был дан салют. Разгневанный
император вызвал коменданта для объяснений. «Император, у нас есть 126
причин, почему мы не смогли дать салют в вашу честь. Первая причина -у нас не
было пороха. Вторая причина -...» -Хватит!» -прервал его император. -«Этой
причины достаточно!»

21
ПРИНЦИП 8.
Подведите итоги
- «Что ты в следующий раз попробуешь изменить в своем выступлении?»
- «Какие выводы делаешь из этой обратной связи?»
Задав эти вопросы в конце беседы, вы поймете, какая часть ваших слов,
ваших советов дошла до другого человека, а какая потерялась в пути.
Если вы не получите ясного ответа, то где-то в вашем общении произошел сбой и нужно возвращаться на предыдущие этапы. Если же человек четко формулирует, какие ваши советы он принял к сведению, как и когда он будет их воплощать, - то можете себя поздравить! Ваши советы дошли до адресата!
• Подведение итогов также помогает и самому оратору лучше
уяснить и запомнить, что ему нужно изменить в своих выступлениях.
Грамотная обратная связь творит чудеса. Тренируйтесь быть мудрым советчиком! Особенно по отношению к себе!
Анализируйте таким образом (дружелюбно, конкретно и позитивно)
каждое свое выступление - и вы сами удивитесь, как стремительно растут ваши ораторские навыки!
Кстати, эти принципы применимы везде, а не только в ораторском искусстве - когда советуете что-то жене или мужу, ребенку, коллегам...
Если вы делаете это грамотно, то ваши советы реально помогают другим людям. Если вы делаете это неграмотно, то все ваши благие намерения сделать мир лучше так и остаются благими намерениями.
Единственная настоящая ошибка -не исправлять своих прошлых ошибок.
(Конфуций)
Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.
(Сократ)

22
Практикуйте новые навыки во всех сферах своей жизни
В качестве резюме - еще раз вкратце принципы грамотных советов
Давать советы в дружеской атмосфере (если не умеете ее создавать - учитесь).
• Сделать так, чтобы в первую очередь оратор сам себя покритиковал
(советы от себя запоминаются лучше).
Искренность - стремимся не понравиться, а помочь в ораторском росте.
Вначале похвалить - сказать, что у оратора уже получается хорошо (чтобы оратор опирался на свои сильные стороны).
Что добавить (в позитиве) - вместо «как не надо», говорим «как надо».
Конкретика - совет в такой форме, чтобы его можно было повторить.
Краткость - ориентируемся на 3±1 единицы информации.
Подведение итогов - что запомнилось? Что планируется делать?
Критикуя, критикуй мнение, а не его автора. (Леонардо да Винчи)
Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы.(Ральф Уопдо Эмерсон)
И еще раз о грамотных советах - в виде интеллект-карты

23

24
1.4. Вдохновляющая цель
- Доктор, я жить буду?
-А смысл?
Это верно для любого обучения.
Если у вас есть вдохновляющая цель, идея, миссия, смысл, видение,
предназначение... и ораторское мастерство для вас - необходимая ступень к реализации вашей мечты, то все ваше естество будет настроено на то, чтобы взять от обучения максимум.
Представьте себе спортсмена, который, тренируясь, представляет
себя, получившего золотую олимпийскую медаль, совершающего круг почета под
гимн своей страны и бурю аплодисментов. Для него эта победа - мечта всей
жизни. Как он будет тренироваться? Насколько больше он возьмет от
тренировки по сравнению с тем спортсменом, для которого это просто обычная
тренировка для развития силы и выносливости?
Задайтесь вопросом: «А зачем мне нужно ораторское искусство? С
какой целью я читаю эту книгу? Ради чего мне стоит идти на курсы
ораторского мастерства?»
Если ответ: -Чтоб было. Пригодится в хозяйстве», или «Не знаю.
Научусь, а там посмотрим», или –«Потусоваться, пообщаться с интересными
людьми», - то обучение будет обычным обучением, когда вы улучшаете свои
ораторские навыки на 20-30-40-50%. Хороший, достойный результат для
краткосрочного обучения.
Но если вы хотите, чтобы ваше обучение было трансформирующим,
чтобы вы взяли максимум пользы от прочтения этой книги, от курсов ораторского искусства - то держите все время перед глазами те свои цели и мечты, к которым приближает вас обучение ораторскому мастерству.
Есть старая притча о трех строителях, которые выполняли одну и
туже работу. Но когда их спросили: «Что вы делаете?» - ответы были

25
разными. Первый ответил: «Я таскаю камни». Второй: «Я зарабатываю на
жизнь себе и своей семье». Третий: «Я строю храм».
Мы уже говорили, что идеальных ораторов не существует. У каждого есть недостатки. Но у каждого есть и сильные стороны, за которые ему прощают многое.
У кого-то прекрасный голос. И это достоинство перекрывает и нелепую
позу, и плохой контакт глазами, и слова-паразиты...
Если слушатели чувствуют, что оратор - не просто красноречивый говорун, а человек с миссией, с большой вдохновляющей целью, то за одно это они прощают оратору все огрехи в публичной речи. Людей уже привлекает внутренний огонь, горящий в его душе, а не то, насколько гладко и красиво он говорит.
По библейским преданиям, в какой-то момент Моисею было видение -
что он должен вывести евреев из Египта. Моисей был косноязычным, чуть
заикающимся, абсолютно не умеющим выражать свои мысли пастухом.
· Представьте, что вам ночью приснился сон, будто вы должны
пойти к президенту, добиться от него, чтобы вам выделили один час
прямого эфира каждый день, чтобы вы могли говорить людям, как
жить дальше. При том, что вы двух слов связать не можете
(косноязычный, заикающийся пастух).
Но он ясно видел перед собой цель, которая стала смыслом его жизни, его
миссией, его предназначением. И он сумел повести за собой народ.
Задумайтесь над тем, какие свои мечты, цели вы сможете воплотить, если станете хорошим оратором! Создайте образ себя - реализовавшего свою великую цель. И держите этот образ вдохновляющей цели перед глазами: по время чтения киши, по время занятий на курсах, но нрсмя выполнения домашних заданий...
Черпайте из него вдохновение, страсть, жажду к обучению. И тогда обучение будет для вас трансформацией!

26
Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты.(Элеонора
Рузвельт)
Задайтесь вопросом: « А зачем мне нужно ораторское искусство?»
Значимость человека определяется не тем, чего он достиг, а скорее тем, чего он
дерзает достичь. (Джербан Халиль Джербан)
...человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем
красноречивый, но равнодушный. (Франсуа де Ларошфуко)
Без сомнения, мы становимся тем, кого представляем себе. (Кпод М. Бристоль)
Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (Блез Паскаль)
УПРАЖНЕНИЕ: Создайте образ своей вдохновляющей цели
После прочтения этой главы:
• Хотя бы минут на 10 погрузитесь в мечтания. И в этих мечтах попробуйте увидеть себя уже опытным, состоявшимся оратором, который с помощью полученных ораторских навыков реализует свои самые заветные цели.
• Сделайте этот образ максимально четким, ярким, запоминающимся.
Используйте этот образ своей мечты во время обучения.
• На мгновение вызывайте этот образ внутри себя перед прочтением каждой главы книги.
• Вызывайте этот образ на каждом занятии на курсах ораторского искусства - в начале, в конце, в те моменты, когда вам трудно и сложно, и вы готовы спасовать.
Черпайте силы из образа своей вдохновляющей цели!
Каждая мечта тебе дается вместе с сипами, необходимыми для ее
осуществления. Однако тебе, возможно, придется для этого потрудиться.
(Ричард Бах)

27
В завершение этой главы сделаем еще раз обзор
составляющих эффективного обучения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей