Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Общая_Геология_Короновский Н.В.2002_Geolog.at.ua. А. А. Наймарком и раздело магнетизме частично написан вед нс. В. Н. Вадковским которым автор искренне благодарен. За обстоятельную рецензию и сделанные замечания, способствовавшие улучшению работы автор глубоко призна


Скачать 22.84 Mb.
НазваниеА. А. Наймарком и раздело магнетизме частично написан вед нс. В. Н. Вадковским которым автор искренне благодарен. За обстоятельную рецензию и сделанные замечания, способствовавшие улучшению работы автор глубоко призна
АнкорОбщая Геология Короновский Н.В.2002 Geolog.at.ua.pdf
Дата12.09.2017
Размер22.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаObschaya_Geologia_Koronovskiy_N_V_2002_Geolog_at_ua.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#26633
страница1 из 29
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Предисловие Настоящий учебник по курсу Общая геология, читаемому всем студентам первого курса геологических специальностей вузов, соответствует учебной программе. Написание подобного учебника, учитывая огромный поток информации, поступающей каждый год, представляет большие трудности, т.к. требует тщательного отбора необходимого и, вместе стем, достаточного материала для изложения основ геологической науки. Поэтому основной целью учебника по Общей геологии была задача отразить в нем современные новые данные и представления о Земле, как планете, ее месте в Солнечной системе и во Вселенной рассмотреть внутреннее строение Земли и методы его изучения, а также геофизические поля понятие о стратиграфии и геохронологии, строении земной коры и ее вещественном составе. Рассмотрены все геологические процессы внешней и внутренней динамики. В заключении подводится итог нашему современному знанию о Земле и о процессах изменяющих ее лик, в том числе и техногенного характера. Впервые для учебников такого типа помещен раздело нелинейных процессах в геологии. Стиль изложения материала таков, что он доступен студентам го курса, но, вместе стем, характеризует уровень современной геологической науки. Автор стремился дополнить изложение значительным количеством графиков, таблиц и рисунков, помогающих усваивать материал. В конце каждой главы приводится краткое резюме и дается список рекомендуемой дополнительной литературы. Раздел 3.2. в учебнике написан ст.н.с. М.И.Волобуевым, раздел 21.2. ст.н.с.
А.А.Наймарком и раздело магнетизме частично написан вед. нс. В.Н.Вадковским которым автор искренне благодарен. За обстоятельную рецензию и сделанные замечания, способствовавшие улучшению работы автор глубоко признателен профессору В.М.Ненахову (Воронежский Государственный университет. Автор благодарит вед.н.с. В.Н.Вадковского, доц.
В.С.Захарова, ст.н.с. В.А.Зайцева, ст.н.с. М.А.Гончарова, проф. М.Г.Ломизе, проф.
В.Е.Хаина, ст.н.с. Л.И.Демину, доц. М.А.Романовскую, доц. Н.В.Макарову, н.с.Т.В.Макарову, ст.н.с. В.С.Гарагулю и нс. М.Ю.Никитина за ценные советы, прочтение ряда глав и сделанные замечания. Автор также выражает благодарность проф. А.М. Никишину за тщательный анализ рукописи учебника, зав. библиотекой Н.В.Бакшеевой и сотруднице этой же библиотеки
М.Д.Рябухиной за доброжелательную помощь в поисках литературы. Особую и самую искреннюю благодарность автор выражает своему ближайшему помощнику нс. Г.В.Брянцевой, без самоотверженной помощи которой подготовка учебника была бы невозможна.
Автор будет признателен за все замечания, направленные на дальнейшее совершенствование учебника. Просьба посылать их по адресу 119899 Москва, ГСП,
Воробьевы горы, МГУ им. М.В.Ломоносова, геологический факультет, кафедра динамической геологии, Н.В. Короновскому.
ВВЕДЕНИЕ Древние греки, населявшие прекрасную страну Элладу, называли нашу Землю
Геей. Уже во втором тысячелетии до нашей эры, в крито-микенский период, широкое развитие получила добыча руд, из которых выплавлялись различные металлы. Вообще-то их начали добывать еще раньше, в конце нового каменного века – неолите. Уже тогда были известны золото, серебро, медь, олово, железо, свинец и другие металлы. Древние металлурги умели делать из них разные сплавы. Умение искать и находить руды чрезвычайно высоко ценилось, как, впрочем, ив последующие времена. Но все же следует признать, что большинство месторождений в глубокой древности было открыто нес помощью целенаправленных поисков, а случайно. Действительно, не надо было обладать знаниями для того, чтобы поднять с поверхности Земли золотой самородок и, обнаружив его, искать вокруг другие самородки. Но постепенно накапливались определенные признаки, сопутствующие разным рудам, о которых писал, например, знаменитый ученый древнего мира Плиний Старший. Зачатки геологических знаний развивались, благодаря существовавшим горным разработкам, прежде всего у египтян, греков, китайцев, индийцев и других народов. Во многих местах найдены остатки древних горных промыслов – в Армении, на Урале, в Забайкалье, на Алтае, в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане. Во втором тысячелетии до нашей эры на Урале плавили медь, в Северном Казахстане добывали золото, в горах Средней Азии получали свинец и серебро, а в Азербайджане (в Нахичевани) разрабатывали каменную соль. Геологические знания постепенно набирали силу, но при рабовладельческом строе трудно было успешно развивать производство, ас ними горные промыслы. Появление феодализма, установление новых производственных отношений дали толчок развитию игорного дела. В средние века в Центральной и Восточной Европе было много рудников, да ив Киевской Руси, в окрестностях Великого Новгорода добывали железо, строительный камень, а на Белом море – слюду, которая в прошлом веке была названа мусковитом (от слова «моска» Москва. В эпоху Возрождения появились первые зачатки научной геологии. Когда начали формироваться капиталистические отношения в сфере производства, геология сделала резкий шаг вперед. Ученые стали задумываться над тем, откуда взялись высоко в горах древние морские раковины. Наверное, когда-то там плескалось море, а горне было. Следовательно, суша не была чем-то постоянным, ее очертания менялись. Стали обращать внимание не только нагорные породы – известняк, гранит, песчаник, глинистый сланец, мел, но и на то, как они располагаются, залегают в природе. Выяснилось, что слои могут быть наклонными, иногда даже вертикальными. Какая же сила заставила их так наклоняться и изгибаться в складки Землетрясения и
извержения вулканов, приносившие столько бед и несчастий человечеству, тоже стали подвергаться изучению с научной точки зрения. И вот в XVIII и XIX веках геология как наука сделала поистине героический рывок вперед. Великий Ломоносов заложил своими трудами фундамент геологического учения, на котором в дальнейшем росло здание геологической науки. Можно только удивляться, как много сделал Ломоносов для развития геологических знаний, как впрочем, и для других наук. Стремительно растущая промышленность требовала все новых и новых полезных ископаемых и вовсе возрастающем количестве. Для геологии начался золотой век. Изобретение двигателя внутреннего сгорания дало повод для поисков нефти. Электростанции, заводы, фабрики, требовали угля, сельское хозяйство – удобрений, строительство – камня, песка, глины, воды. Но как же все это дать производству Где искать новые руды, нефть, газ, алмазы Как заглянуть поглубже в недра Земли, где подземные клады лежат за семью печатями Ответы на все эти и многие другие вопросы дает нам геология – наука о строении Земли, о ее происхождении, возрасте, развитии и образовании полезных ископаемых.
«Гео» греч. земля, логос – знание. Не следует, конечно, думать, что геологи получают все эти знания только с помощью молотка и лупы, как это многие еще до сих пор представляют. Геология сейчас использует данные физики, химии, биологии, математики, астрономии и сама подразделяется на многочисленные ветви, которые даже просто перечислить затруднительно. Так, историей нашей планеты занимается историческая геология, которая использует палеонтологию – науку о древнем животном и растительном мире динамическая геология изучает разнообразные процессы вулканизм, образование рельефа, возникновение землетрясений, деятельность рек, морей и океанов, образование складок в земных пластах, движение земной коры стратиграфия занята изучением последовательности образования пластов и установлением их возраста петрография изучает горные породы, которые состоят из минералов, а петрология – способы образования горных пород кристаллография рассматривает внутреннюю структуру минералов, их кристаллическую решетку геохимия изучает распределение химических элементов в земной коре, горных породах, воде и породах других планет (космохимия гидрогеология исследует подземные воды геокриологи пытаются проникнуть в тайны вечной мерзлоты, которой у нас в стране заняты огромные пространства учением орудных месторождениях занимается геология полезных ископаемых, а нефть и каменный уголь исследуют специалисты по горючим полезным ископаемым изучение верхних
слоев Земли для строительства – это инженерная геология и грунтоведение а проникновением в глубины Земли с помощью физических методов занимается геофизика, которая сама подразделяется намного дисциплин, в зависимости от используемого метода. Для поисков полезных ископаемых и для научного прогноза нужны разнообразные геологические карты. Их составляют специалисты по геологической съемке и поискам месторождений полезных ископаемых. И каждая из названных отраслей и дисциплин геологических наук еще подразделяется наряд более узких специализаций, в которых используются новейшие достижения физики, химии, вычислительной математики и техники. Добыча полезных ископаемых развивается так быстро и захватывает такие большие участки Земли, что на повестку дня со всей остротой встал вопрос об охране окружающей среды и земных недр, чем занимается экологическая геология Вряд ли стоит еще перечислять то, чем занимается современный геолог, да это практически и невозможно сделать, настолько различны те задачи, методы и приемы, которыми геолог эти задачи решает. Геолог нашего времени – это высокообразованный специалист, владеющий столь различными знаниями и такой новейшей техникой, что сравнивать его с геологом, скажем, начала и даже середины нашего века вряд ли возможно. Объем информации, знаний удваивается сейчас каждые десять лета в будущем этот процесс будет еще ускоряться. Что же мы знаем о нашей планете Наверное, не так уж мало. Но, как это ни удивительно, в космос человек проник на десятки и сотни миллионов километров, тогда как самая глубокая скважина с огромными трудностями прошла по горным породам чуть больше 12 км. При радиусе Земли около 6371 км это меньше, чем крохотный булавочный укол И надежд в обозримом будущем проникнуть глубже 20 км с помощью буровой установки, почти нет. Мы знаем, что возраст Земли 4,6 млрд. лет, мыс большой точностью знаем ее размеры, скорость вращения вокруг своей оси, скорость движения по орбите, массу Земли, среднюю плотность вещества планеты. Геологи хорошо изучили все те горные породы, которые находятся на суше площадью 150 млн. км, номы только начинает познавать океанское и морское дно, площадь которого (360 млн. км) более чем в 2 раза превышает площадь суши. И, тем не менее, геологи имеют вполне определенное представление о том, что находится внутри Земли, вплоть до ее центра. Методы познания глубоких недр планеты Земля, в основном, косвенные и большая их часть основана на решении т.н. обратных задач. Для геолога очень важно не только собирать факты, но и анализировать их, обобщать, для того, чтобы установить закономерности развития геологических процессов, эволюции крупных структур земной
коры и земного шара в целом. На современном этапе развития геологии всевозрастающую роль играет компьютерное моделирование, позволяющее глубоко проникать в сущность многих процессов. Сегодня компьютер в руках геолога, это такой же необходимый инструмент, как и молоток, еще не теряющий своего значения. Учебник по Общей геологии посвящен не только динамической геологии, те. геологическим процессам, хотя их описание и составляет значительную часть книги. Впервой части учебника кратко рассматривается образование Вселенной, галактики Солнечной системы. Обсуждаются сравнительные данные о планетах, содержатся сведения о форме Земли, ее внутреннем строении, геофизических полях, методах определения относительного и абсолютного (изотопного) возраста горных пород. Дается характеристика основных положений современной геологической теории – тектонике литосферных плит, т.к. она прекрасно объясняет многие геологические процессы. Таким образом, учебник вводит студента вкруг основных проблем современной геологической науки, основы которой и необходимо усвоить на первом курсе, чтобы был сформирован тот фундамент, который позволит успешно двигаться вперед.
Глава 1.0. ЗЕМЛЯ В КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Наша Земля - одна из девяти планет Солнечной системы, а Солнце это рядовая звезда - желтый карлик, находящаяся в Галактике Млечного Пути, одной из сотен миллионов Галактик в наблюдаемой части Вселенной. Несмотря на то, что непосредственным объектом изучения геологии является планета Землянам необходимы знания и о других планетах, звездах, галактиках, т.к. все они находятся в определенном взаимодействии, начиная с момента их появления во Вселенной. Поэтому наша планета представляет собой лишь частицу космического пространства и будет уместно сказать несколько слово том, каким образом возникла и эволюционировала Вселенная.
1.1. Образование Вселенной. Вселенная, которую мы сейчас наблюдаем, содержит лишь 1/9 вещества, из которого, согласно расчетам, должна быть образована масса Вселенной. Следовательно, от нас скрыто 9/9 массы ее вещества. В наблюдаемой форме Вселенная возникла около 18
- 20 млрд. лет назад. До этого времени все ее вещество находилось в условиях бесконечно больших температур и плотностей, которые современная физика не в состоянии описать. Такое состояние вещества называется сингулярным. Теорию расширяющейся Вселенной или Большого Взрыва (Big Bang, англ, впервые была создана
А.А.Фридманом в России в 1922 г. Талантливый ученый, А.А.Фридман, скончался в 1925 г. в возрасте 37 летно выдающаяся теория при его жизни по достоинству оценена не была. С какого-то момента, отстоящего от нас на 20 млрд лет вещество, находящееся в сингулярном состоянии, подверглось внезапному расширению, которые в самых общих чертах можно уподобить взрыву, хотя и весьма своеобразному. Вечно возникающий вопрос “ А что же было до Большого Взрыва, по мнению известного английского физика
С.Хогинса, носит метафизический характер, т.к. это состояние никак впоследствии не отразилось на нынешней Вселенной. Современная теоретическая физика достоверно описывает процессы Большого Взрыва, но только после 1/100 секунды с момента его начала. Так, температура в 10 32
К была достигнута через 10
-43
сек, 10 о К – через 1 сек, 10 9 К - через 1 минуту, 10 4
К - через 100 тыс. лета К - через 1 миллион лет. Расширяющееся вещество становилось менее плотными менее горячим. Теорию не только первоначально очень плотной, но и очень горячей Вселенной в конце х годов развивал знаменитый физик Георгий Гамов. Первичный нуклеосинтез стал возможен уже через несколько минут после начала Большого Взрыва, а через 1 млн. лети формирование атомов (рис. 1.1). С момента начала Большого Взрыва вещество Вселенной непрерывно расширяется и все объекты в ней и
галактики и звезды равноудаляются друг от друга. Это расширение всех от всех в настоящее время хорошо подтверждается рядом экспериментальных фактов.
1. Разбегание “ галактики скоплений галактик. Доказательство этого явления связано с эффектом Допплера, заключающимся в том, что спектральные линии поглощения в наблюдаемых спектрах удаляющегося от нас объекта всегда смещаются в красную сторону, а приближающегося - в голубую. Во всех случаях наблюдения спектральных линий поглощения от галактики далеких звезд, смещение происходит в красную сторону, причем, чем дальше отстоит от нас объект наблюдения, тем смещение больше (рис. 1. 2 ). Рис. 1.1. Эффект Доплера. При удалении объекта от наблюдателя спектральные линии смещаются в сторону красного цвета (красные смещения) Все галактики и звезды удаляются от нас и самые далекие из них удаляются с большей скоростью. Это - закон Хаббла - астронома, открытый им в 1929 г V=HR, где V
- скорость удаления, R - расстояние до космического объекта, а Н - коффициент пропорциональности или постоянная Хаббла, Н = 15 км/сек / 10 6
свет. лет ( 1 световой год = 9,6
⋅10 12
км или 6,3
⋅10 4
А.Е.). Например, скопление галактик в созвездии Девы расстояние 78 млн. св.лет) удаляется от нас со скоростью 1200 км сек, а галактики в созвездии Гидры (расстояние 3 млрд. 960 млн.св.лет) - со скоростью 61000 км/сек. Следует подчеркнуть, что все галактики разбегаются от всех, а не от нас, как центра наблюдения, а Галактика Млечного Пути, в которой находится Солнечная система - это самая рядовая галактика среди миллионов.
1
Если λ длина волны излучающего источника, то эффект Допплера выражается формулой
2
)
(
1 1
'
C
V
C
V

+
=
λ
λ
, где V – скорость удаления объекта, С – скорость света. При удалении объекта λ’>λ, те. спектральные линии смещаются в красную сторону, при приближении λ’
< λ – голубую.

2. Реликтовое излучение. В 1964 г. американские астрономы Арно Пензиас и Роберт Вилсон с помощью рупорной антенны фирмы Белл телефон в штате Нью Джерси, обнаружили фоновое электромагнитное излучение на длине волны 7,35 см, одинаковое по всем направлениями независящее от времени суток. Это излучение эквивалентно излучению, как говорят физики, абсолютно черного тела с Т
≈ 2,75 К. За это выдающееся открытие ХХ века авторы в 1978 г. были удостоены Нобелевской премии. Еще до обнаружения фонового микроволнового излучения оно было предсказано физиками-теоретиками. Излучение с такой низкой температурой представляет собой реликт равновесного электромагнитного излучения сочень высокой первоначальной температурой, существовавшего на самых ранних стадиях образования Вселенной, сразу же после начала Большого Взрыва. С тех пор эффективная температура от многих миллионов упала до трех градусов Кельвина.
3. Наблюдаемый химический состав Вселенной составляет по массе 3/4 водорода и
1/4 гелия. Все остальные элементы не превышают в составе Вселенной даже 1%. В такой пропорции 3:1 Ни Не образовались в самые первые минуты Большого Взрыва, а, кроме того, и легкие элементы литий, дейтерий, тритий, нов ничтожном количестве. Тяжелые элементы образовались во Вселенной гораздо позже, когда в результате термоядерных реакций зажглись звезды, а при взрывах сверхновых звезд они оказались выброшены в космическое пространство. Что может ожидать Вселенную в будущем Ответ на это вопрос заключается в установлении средней плотности Вселенной и от величины уже упоминавшейся выше постоянной Хаббла. Современное значение плотности равно 10
-29
г/см
3
, что составляет
10
-5
атомных единиц массы в 1 см
3
. Чтобы представить такую плотность надо 1 г вещества распределить по кубу со стороной 40000 км Если средняя плотность будет равна или несколько ниже критической плотности, Вселенная будет только расширяться, а если средняя плотность будет выше критической, то расширение Вселенной со временем прекратиться иона начнет сжиматься, возвращаясь к сингулярному состоянию. Спустя примерно 1 млрд. лет после начала Большого Взрыва, в результате сжатия огромных газовых облаков или их протяженных газовых фрагментов, стали формироваться звезды и галактики, скопления миллионов звезд. Образование звезд теоретически рассчитано вполне достоверно. Любая звезда формируется в результате коллапса космического облака газа и пыли. Когда сжатие в центре структуры приведет к очень высоким температурам, в центре сгустка начинаются ядерные реакции, те.
превращение Н в Нес выделением огромной энергии, в результате излучения которой звезда и светится. Обнаруженные в наши дни слабые вариации реликтового излучения в пространстве, равные 0,001 % от средней величины, свидетельствуют о неравномерной плотности вещества во Вселенной. Вероятно, что это первичное различие в плотности и послужило как бы затравкой для возникновения в будущем скоплений галактики галактик. Там, где плотность была выше средней, силы гравитации были больше, а, следовательно, уплотнение происходило сильнее и быстрее относительно соседних участков от которых вещество перемещалось в сторону более плотных сгущений. Так начиналось формирование галактик. Только 200 лет назад В.Гершель открыл межзвездные облака, а до этого все пространство между звездами считалось эталоном пустоты. В 1975 г. были обнаружены гигантские молекулярные облака (ГМО), масса которых в миллионы раз больше Солнечной массы. Галактика Млечного Пути (ГМП) - одна из 100 000 миллионов галактик в наблюдаемой части Вселенной, обладает формой уплощенного диска, с диаметром около
100000 свет.лет и толщиной в 20000 свет.лет. В разрезе в центре наблюдается утолщение
(балдж), которое состоит из старых звезд и ядро, скрытое облаками плотного газа (рис.
1.3 ). Не исключено, что в центре ГМП существует черная дыра, как в ядрах других спиральных галактик. Интересно, что ГМП окружена темным облаком ненаблюдаемого вещества, масса которого вили более раз превышает массу всех звезд и газа в ГМП. Молодые звезды в осевой части диска окружены огромной сферической областью - гало, в которой находятся старые звезды. Рис. 1.2. Строение Галактики Млечного пути. Центральная часть Галактики характеризуется утолщением
Где же наше место в ГМП? Солнце, представляющее собой небольшую звезду среднего возраста типа желтого карлика, располагается вот центра галактики в пределах главного диска. То, что оно принадлежит ГМП было установлено всего лишь 65 лет назад шведом Б.Линдбладом и голландцем Я.Оортом. С Земли, как одной из 9 планет, вращающихся вокруг Солнца, мы видим звезды Млечного пути в виде арки, пересекающей небосвод, т.к. мы смотрим на край ГМП из ее срединной области. В 1610 г. Галилей насчитал в Млечном Пути всего 6000 звезд. Ближайшая к нам звезда, не считая Солнца, Альфа Центавра - 4 световых года. Все звезды
ГМП медленно вращаются вокруг галактического центра. Солнце с планетами совершает один оборот вокруг центра ГМП за 250 млн. лет со скоростью 240 км/сек. Галактический год играет важную роль в периодизации геологической истории Земли. Чтобы попытаться более наглядно представить шкалу времени, в рамках которой мы оперируем космическими терминами, воспользуемся шкалой Мейерса (1986). Если 15 млрд лет = 24 часа = 1 сутки Это время, прошедшее после начала Большого Взрыва ( по современным представлениям
- 20 млрд. лет.
1) Спустя 4 сек. в полночь - образование устойчивых атомов
2)
4-5 часов - возникновение галактики звезд
3)
18 часов - образование Солнечной системы
4)
20 часов - первые формы жизни
5)
22 часа 30 минут - первые позвоночные вышли на сушу
6)
22 часа 30 минут - 23 часа 56 минут - существование динозавров
7) Засек. до полуночи - первые человекообразные
8) Засек. до полуночи - промышленная революция.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей