Главная страница

ЧЧД - Санкиртана для мадхьяма-адхикари, 2016. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде Часто начинающие, а иногда и опытные санкиртанщики жалуются, что распространять книги трудно всего через несколько часов чувствуешь себя обессиленым и потому не можешь выходить на


Скачать 4.24 Mb.
НазваниеА. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде Часто начинающие, а иногда и опытные санкиртанщики жалуются, что распространять книги трудно всего через несколько часов чувствуешь себя обессиленым и потому не можешь выходить на
АнкорЧЧД - Санкиртана для мадхьяма-адхикари, 2016.pdf
Дата09.01.2018
Размер4.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаChChD_-_Sankirtana_dlya_madkhyama-adkhikari_2016.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#34437
Каталог


Посвящается Его Божественной Милости
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде

Часто начинающие, а иногда и опытные санкиртанщики жалуются, что распространять книги трудно — всего через несколько часов чувствуешь себя обессиленым и потому не можешь выходить на санкиртану регулярно.
ПРОБЛЕМА
Наши попытки остановить людей на улице обычно не вызывают у них радости, потому что они все время чем­то заняты, озабочены, их вообще не интересует духовная жизнь. В
этом одна из сложностей распространения книг. Более того, некоторые открыто протестуют, ведут себя нелицеприятно или даже враждебно.
Начинающий распространитель пытается останавливать всех и каждого, без разбора.
Если кто­то не останавливается, он настаивает, преследует человека и уговаривает взглянуть на книги. И даже агрессивным или враждебно настроенным он пытается смиренно показать книги, порой своей настойчивостью доводя людей до белого каления.
Мы вдохновлены историями о Господе Нитьянанде, который умолял Джагая и Мадхая воспевать святые имена даже после того, как они напали на Него и ранили Его, а также такими стихами как 6.9 из Бхагавад­гиты, где подчеркивается, что мы должны относиться ко всем одинаково, будь то друзья или враги, доброжелатели или завистники. Но в результате, мы зачастую лишь выслушиваем оскорбления, находим свои книги в мусорных баках, чувствуем себя измотанными и т.п.
ПОИСК РЕШЕНИЯ
В первые годы санкиртаны я как раз так и поступал — отчаянно пытался остановить каждого,
смиренно умолял враждебно настроенных людей брать книги и так далее. В
результате,
подобно другим распространителям,
я часто чувствовал себя измученным и терял мотивацию. И несмотря на то, что я проводил на санкиртане помногу часов и
мне удавалось распространять много книг, все равно в
глубине души я
чувствовал неудовлетворенность.

Последние несколько лет, молясь и изучая писания, я глубоко размышлял на эту тему. С
опытом изменилось и моё понимание. Я осознал, что одна из главных проблем состоит в том, что мы часто, не обладая необходимой духовной силой, преждевременно пытаемся действовать на уровне уттама адхикари . Мы стараемся относиться ко всем одинаково и без различия давать милость каждому. Другими словами, иногда по наивности мы хотим искуственно забраться на значительно более высокий уровень, что не приводит ни к чему хорошему.
СЛОВО СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ
Фактически, проповедь — это дело мадхйама адхикари . Неофита обычно больше интересует религиозная и ритуальная деятельность или же собственное возвышение.
Неофиты не испытывают сострадания к другим, и, следовательно, их не привлекает проповедь. На другом полюсе находится преданный уттама адхикари , который видит,
что все происходит под совершенным контролем Господа. Из­за своего глубокого чувства смирения он тоже не проповедует. Когда такие совершенные преданные желают проповедовать, им необходимо начать видеть мир глазами мадхьяма адхикари , как это сделали Шрила Прабхупада, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и многие другие ачарьи. Неофиты, в свою очередь, должны следовать по стопам мадхйама адхикари и руководствоваться наставлениями опытных преданных, пока сами не возвысятся до этого промежуточного уровня.
В стихе 11.2.46 Шримад Бхагаватам описаны признаки преданного мадхйама :
ӣшваре тад­адхӣнешу
бāлишешу двишатсу ча
према­маитрӣ­крипопекшā
йах кароти са мадхйамах
“Преданный,
находящийся
на
промежуточной
или
второй
ступени

мадхйама­адхикари, предлагает свою любовь Верховной Личности Бога, является
искренним другом всем преданным Господа, оказывает милость невежественным
людям, которые невинны, и игнорирует тех, кто завидует Верховной Личности Бога”.
Таким образом, проповедник не просто не пытается относиться ко всем одинаково,
напротив, он сознательно различает три класса людей: адхӣнешу , бāлишешу , двишатсу
(преданные, невинные и те, кто ненавидит Верховного Господа или завидует Ему) и действует соответствующим образом: дружит с преданными, оказывает милость невинным, а враждебных, завистливых и атеистов избегает или игнорирует.
Комментарий к этому стиху, написанный учениками Шрилы Прабхупады на основании комментариев наших ачарьев, глубоко раскрывает эту тему:

“Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур советует преданному второй категории,
который горит желанием проповедовать невинным обусловленным душам, избегать
атеистов, чтобы общение с ними не беспокоило и не оскверняло преданного. Шрила
Вишванатха Чакраварти Тхакур подтверждает, что вайшнав должен равнодушно
проходить мимо тех, кто ненавидит Верховного Господа. Практика показывает, что
стоит таким людям услышать хвалебные речи в адрес Верховной Личности Бога, как
они тут же пытаются осмеять Верховного Господа, тем самым еще больше
оскверняя свое и без того нечистое бытие. В связи с этим Шрила Вишванатха
Чакраварти Тхакур процитировал стих из Десятой песни «Шримад­Бхагаватам»
(10.20.36):
гирайо мумучус тойам
квачин на мумучух шивам
йатхā гьянāнāмритам кāле
гйāнино дадате на вā
«Осенью потоки воды то устремляются с горных вершин, принося вниз чистую воду,
то останавливаются. Так и великие святые: порой они распространяют чистое
знание, а порой хранят молчание».
Шрила Джива Госвами отмечает, что преданный высшей категории, погрузившись в
настроение игр Господа, может иногда внешне сердиться на демонов, однако
преданному среднего уровня следует избегать подобных эмоций. Более того, ему
вообще нельзя общаться с убежденными атеистами, поскольку подобное общение

может смутить его ум. Согласно наставлениям Шрилы Вишванатхи Чакраварти
Тхакура, если вайшнаву­проповеднику встретится человек, который настроен
враждебно к нему, он должен обходить стороной такого оппонента. Однако
вайшнаву­проповеднику не возбраняется искать пути спасения злобных людей. Такая
медитация называется сад­ачара, «поведение святого».
В доказательство того, что разборчивость проповедника мадхьяма­адхикари вовсе не
указывает на нехватку сострадания, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
приводит следующее объяснение. Он говорит, что упекшā, «пренебрежение», — это
лекарство, необходимое для тех, кто враждебен к Верховному Господу и Его
преданным. Безразличие проповедника сдерживает враждебные чувства и той, и
другой стороны. Известно, что Веды предписывают отрезать язык человеку,
который оскорбил Верховного Господа или Его преданных; но в нашу эпоху лучше
просто избегать потенциальных обидчиков, тем самым препятствуя тому, чтобы
они совершали грехи по отношению к вайшнавам. Долг вайшнава­проповедника —
показать, насколько тщетны все остальные методы, за исключением предания себя
Верховному Господу. Но решительная проповедь вайшнава возмутит злобного
человека, и он будет относиться к преданному непочтительно, считая, что тот без
видимой причины критикует других. Таких людей, не способных оценить милость
вайшнавов, следует молча обходить стороной. Иначе, как объясняет Шрила
Бхактисиддханта Сарасвати, их злобное умонастроение будет усиливаться день за
днем.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур порицает глупцов, которые под вывеской
сострадания и «равного отношения» принимают человека, лишенного веры, за
преданного
Верховной
Личности
Бога
и
навязывают этим агрессивным и
оскорбительным людям хари­наму, святое имя Бога.
Удивительные, исполненные любви взаимоотношения вайшнавов высшей категории
можно наблюдать в играх, описанных в «Чайтанья­чаритамрите». Иначе говоря, хотя
вайшнав видит всех живых существ частицами Кришны, он должен внешне по­разному
относиться к ним. Так он не станет препятствием для осуществления изначального
замысла Господа, который сотворил материальный мир для того, чтобы живые
существа постепенно исправлялись и возвращались домой, обратно к Богу. Чистый
преданный не играет в глупую игру «равное видение» и не заводит знакомств со
злобными и завистливыми людьми. Он с почтением относится к воле Господа,
выраженной в «Бхагавад­гите» (4.11) словами йе йатхā мāм прападйанте тāмс
татхаива бхаджāмй ахам”.

УМЕНИЕ ОТЛИЧАТЬ
Как преданные мы должны всегда стараться помочь всем, кто встречается на нашем пути, и каджая такая встреча должна приближать их к Кришне. Однако, в вышеупомянутом комментарии объясняется, что игнорировать и избегать определенный класс людей — это способ оказать им милость, лишающий их возможности совершить оскорбления, которые еще больше усугубят их положение. "Упекшā или пренебрежение,
как указано в этом стихе, является надлежащим лекарством для тех, кто враждебен к
Верховному Господу и Его преданным. Проявление безразличия предохраняет от
чувства враждебности обе стороны.” Кроме того, нужно трезво оценивать собственные возможности и понимать, кому мы сможем помочь, а кому — нет. Санитарка, бегающая по полю боя с аптечкой первой помощи, скорее всего, не сможет помочь раненному в голову.
Шрила Прабхупада прокомментировал этот же стих Шримад Бхагаватам на своей лекции по Шри Чайтанья­чаритамрите (Мадхья 20.100), которую он прочитал 5 июля 1976 года:
"... Если они не заинтересованы в том, чтобы слушать о Кришне, то не тратьте свое
время. Это просто. Есть четыре категории. Для проповедника есть четыре
категории:

ӣшваре тад­адхӣнешу
бāлишешу двишатсу ча
према­маитрӣ­крипопекшā
йах кароти са мадхйамах
На нижней ступени преданного служения он не может стать проповедником.
Достигнув небольшого прогресса, второй ступени, он может стать проповедником.
Итак, проповедник должен видеть четыре категории. В первую очередь, Бога, ӣшвару,
и тад­адхӣнешу, и преданных. Бог, Его преданные, и бāлиша, невинные. Они ничего не
знают о ... Итак, три категории: Бог, преданные и невинные. И двишат, завистливые,
атеисты. Он должен разлиичать четыре типа и общаться с каждым из них
по­разному.
С Богом, ӣшваре према: как развивать мою любовь к Богу, такие отношения.
Према­майтрӣ: с преданными мы должны дружить. Према­майтрӣ. И невинным мы
должны проповедовать, крипа:
«
О, вот невинный человек. Он не знает, но хочет
узнать
»
. Их нужно обучать. Обучение, вы не можете учить Бога, вы не можете учить
преданных Бога. Но вы можете учить невинных. А что касается двишат, атеистов,
упекши, не лезьте туда, оградите себя от них.
Это четыре категории. Поэтому когда человек не заинтересован в том, чтобы
слушать, не утруждайте себя. Только сильный проповедник может убедить атеиста
при условии, что атеист здравомыслящий, если же он упертый и невосприимчивый, то
это тоже очень трудно. Все же, проповедь предназначена для невинных, тех, кто на
самом деле искреннен, но не знает, кто есть Бог, каковы мои отношения с Богом,
тогда есть необходимость в проповеди. Она не предназначена для завистливых, тех,
кто уже на высоком уровне или для Бога”.
КАТЕГОРИИ ЛЮДЕЙ
Распространяя книги на улице, мы встречаемся как с невинными, так и с теми, кто ненавидит Верховного Господа и завидует Ему и Его преданным, и для нас крайне важно научиться их различать.
1. Некоторые люди уже созрели, как спелые плоды, они ищут духовное знание и проявляют интерес к философии. Такие люди — потенциальные преданные. Сверхдуша подсказывает им взять книгу, даже если ее предлагает новичок.
2. Вторая категория — это те, кто открыт для духовного знания, но им мешают некие психические блоки, сомнения или ложные представления. Чтобы распространить книгу такому человеку, сначала нужно выявить его ложные представления и сомнения , а затем устранить их. Таких людей тоже можно отнести к классу невинных, но в общении с ними требуется больше опыта. Иногда из­за своих ошибочных представлений они могут даже вести себя агрессивно, но дружелюбный и опытный преданный может полностью изменить их отношение.

3. Третья категория — это измученные люди современного мира, которые спешат на работу, опаздывают на встречи и все время чем­то озабочены. Вам может встретиться хороший, благочестивый человек, который, возможно, возьмет книгу в будущем, а сейчас просто не подходящее время. Останавливать людей в состоянии обеспокоености и рассеяности — обычно пустая трата времени и сил, они не способны ничего воспринять.
А настойчивость и давление могут вызвать негативную реакцию или настроить их враждебно.
4. Четвертая категория — это люди, свято верящие своей доктрине, которые уже относят себя к какой­то вере, например, самопровозглашенные атеисты или христиане, и потому они резко отвергают наши книги и отказываются общаться с нами. Среди них есть как невинные, так и завистливо­враждебные, но опытный преданный умеет их различать.
Обычно с невинными используется метод “усыпляющий бдительность” — мы прославляем их качества, чтобы расслабить и расположить их, а затем ловко преподносим наши книги. ЕМ Виджай Прабху обучает одной простой мантре, которая хорошо работает в таких ситуациях: "Мы не покушаемся на вашу религию (веру). Мы лишь предлагаем узнать немного больше".
Что касается тех, кто с завистью или враждой относится к Господу и Его преданным, то с ними можно увязнуть в бесконечном споре, на который уйдут все силы и время. Лучше
всего от таких людей быстро избавляться. Если же вас уже затянули в разговор, то нужно быстро одержать в нем полную победу. Два способа обращения с недоброжелателями:
либо игнорировать, либо побеждать. Однако второй варинат по силам только высококвалифицированному проповеднику.
5. Еще одна категория — это благочестивые материалисты. Они останавливаются, могут послушать вас, иногда кажутся довольно приятными людьми, но в действительности они закоренелые материалисты, поэтому духовное знание их вообще не интересует. Они занимают промежуточное положение между невинным и завистливо­враждебными. Они считают материализм единственно верным мировоззрением, а любой вид духовного знания воспринимают как примитивное суеверие, поэтому, как правило, проповедовать им — пустая трата времени. Тем не менее, случается, что они берут книги, если их прославить или связать тему книги с тем, что их зацепит. К примеру, такой человек может заинтересоваться “Бхагавад­гитой”, потому что "это известная книга, которую изучали такие просвещенные умы, как Эйнштейн, Ганди, Эмерсон, Достоевский, Толстой” или потому что “это самое авторитетное издание, включающее изначальный текст на санскрите и пословный перевод”. Книга “Кришна” им может понравиться тем, что "это и приключения, и детектив, и драма, и красивые повествования о славе и рыцарстве давно минувших веков, дополненные вступительным словом Джорджа Харрисона". Можно попробовать использовать подобные фразы, но лучше не проводить с ними много времени, так как после общения с ними часто чувствуется упадок энергии. Как говорил
Шрила Прабхупада: "Вам нужно научиться и рыбку вытащить из пруда, и не утрудиться”.
6. И, наконец, к последней категории относятся те, кто открыто завидует Верховному
Господу, противостоит Ему и Его преданным или отвергает Его существование. На протяжении несметного множества жизней эти негодяи занимаются безбожной деятельностью, разрушающей планету. Иногда они выдают себя за религиозных людей ради достижения своих материальных и демонических целей. Именно для этой катеогрии будет милостью, если их избегать и игнорировать. В стихе 7.15 Бхагавад­гиты Господь делит их на четыре класса: "Невежественные глупцы, низшие из людей, те, чье знание
украдено иллюзией и кому присуща безбожная природа демонов, — все эти грешники не
предаются Мне" . Им можно помочь другими способами — воспевать святые имена в общественных местах и раздавать прасад. В этом случае книги — не самый лучший вариант помощи.
Чтобы научиться различать эти категории, каждому проповеднику нужно получить как можно больше опыта и реализаций, которые в любом случае необходимы для эффективной проповеди. Если не проводить такие различия, то мы теряем слишком много энергии в безнадежных ситуациях и не с теми людьми, и распространение книг становится похоже на борьбу. Еще хуже, когда при неудавшейся попытке заинтересовать человека, мы начинаем просить: "Ну, пожалуйста, всего лишь минутку”, “Хотя бы дайте пожертвование”, “Прошу вас, ну хоть прикоснитесь к книге". Продолжая так действовать,
мы и сами вскоре можем подумать, что распространение книг — это попрошайничество.
А потом мы передадим это впечатление новым преданным и будем удивляться, почему же их не интересует распространение книг.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Вместо того, чтобы изо всех сил стараться остановить всех подряд и убедить каждого недоброжелателя взять книгу, гораздо продуктивнее быть более спокойным и сосредоточиться на наиболее перспективных людях. Я стал применять один нехитрый метод: просто улыбаешься прохожему, машешь рукой и непринужденно говоришь небольшой комплимент или просто "Добрый день", и останавливаешь только тех, кто улыбается в ответ или как­то еще положительно реагирует. Этот способ помогает быстро выявить доброжелателя, установить с ним связь и, к тому же, позволяет успеть самому создать впечатление о нем в зависимости от того, как именно он отреагировал.
Недоброжелатели проигнорироруют вас или скажут что­то невежливое, что тоже хорошо,
так как можно сразу определить, на кого не стоит тратить время и силы.
Используя эту технику, лучше не просто стоять, а медленно приближаться к человеку.
Здесь есть несколько преимуществ. Во­первых, когда стоишь, человек уже издалека видит, что ты пытаешься остановить прохожих, и у него появляется время подумать, как избежать тебя. Но если идти в его сторону, то вероятность застать его врасплох возрастает.
Во­вторых,
если кто­то реагирует негативно,
то можно,
просто проигнорировав его, не останавливаясь, продолжить путь. Третье преимущество —
спокойно и размеренно прохаживаться как физически, так и психически менее
утомительно, нежели стоять на одном месте. Не обязательно ходить далеко, можно гулять в пределах одной зоны — пару десятков шагов вперед и назад. Если оставаться спокойным, приветствовать людей и разговаривать только с благожелательными без лишнего напряжения, то можно распространять книги в течение многих часов, не чувствуя усталости. Обычно книги берут не более пяти­десяти человек в час, поэтому можно стряхнуть с себя напряжение, помня: мне нужно найти всего лишь пять­десять таких человек. Кришна находится в сердце каждого, так что, когда мы молимся Ему, Он может помочь нам найти их.
Конечно, в каждой из групп встречаются и невинные и богоненавистники, и различать их нужно не по внешнему виду. Таким же образом, не стоит останавливать только молодых или только пожилых, только богатых или только бедных, только темнокожих или только светлокожих, и т.д. Выбор делается в соответствие с временем, местом и личностью, а не по внешности.
ДЕВЯТОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ
Есть еще один важный момент, касающийся проповеди негативно настроенным людям.
Одно из десяти всем известных оскорблений святых имен — объяснять сокровенную славу святого имени неверующим. Сам Господь говорит нам в стихе 18.67 Бхагавад­гиты:
"Никогда не открывай этого сокровенного знания тому, кто не воздержан, не предан
Мне, кто не хочет служить и завидует Мне".
Шрила Прабхупада объясняет, что, несмотря на приказ Господа, проповедник берет на себя риск проповеди широким массам, потому что знает глубинное желание Господа вернуть к Себе страдающие обусловленные души. И все же, необходимо проявлять осторожность — рассказывать о славе Господа невинным, которые с готовностью открывают свои сердца, но не говорить об этом завистникам. Если мы будем раскрывать богоненавистникам возвышенные знания о сокровенных отношенииях с Господом, то их злость и зависть будут только разрастаться, заставляя их совершать новые оскорбления
Господа и Его преданных, что еще больше усугубит их положение. И если мы способствуем появлению этих оскорблений, мы сами теряем вкус к распространению книг. В цитате из комментария к стиху 11.2.46 Шримад Бхагаватам, приведенной выше,
сказано:
“Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур порицает глупцов, которые под вывеской
сострадания и «равного отношения» принимают человека, лишенного веры, за
преданного
Верховной
Личности
Бога
и
навязывают этим агрессивным и
оскорбительным людям хари­наму, святое имя Бога”,
а также: “Чистый преданный не играет в глупую игру «равное видение» и не заводит
знакомств со злобными и завистливыми людьми. Он с почтением относится к воле
Господа, выраженной в «Бхагавад­гите» (4.11) словами йе йатхā мāм прападйанте
тāмс татхаива бхаджāмй ахам”. [ “Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю
его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи ’’.]

Научиться искусству обсуждения философии с оппонентами можно, слушая записи утренних прогулок и разговоров Шрилы Прабхупады. Вместо высокой философии,
Прабхупада, как правило, использовал простые логические аргументы и вбивал человеку в голову базовые понятия до тех пор, пока до него не доходило, и только потом переходил дальше. Ярким примером является беседа с кардиналом Даниэлу. Несмотря на то, что он был одним из самых высоких лиц католической церкви во Франции, на протяжении всего разговора Шрила Прабхупада снова и снова возвращался к тому, что нельзя есть мясо. Когда священник возразил, что, возможно, это не столь важно, и попытался сменить тему, Шрила Прабхупада не позволил ему соскочить с крючка. Таким образом, дискутируя с атеистом сначала нужно логическими аргументами заставить его принять факт существования Бога. Затем уже можно говорить о том, как Бог создает материальный мир, что Он вездесущ. И только значительно позже рассказывать о том,
что Он — синий мальчик, играет на флейте и пасет коров.
ВСТРЕЧНЫЕ АРГУМЕНТЫ
Внимательный читатель книг Шрилы Прабхупады может процитировать стих 29 из девятой главы Ади лилы Шри Чайтанья Чаритамриты и спросить, как эта цитата соотносится с теми цитатами, что я привёл ранее в статье:
мāге вā нā мāге кеха, пāтра вā апāтра
ихāра вичāра нāхи джāне, дейа мāтра
“Не делая различий между теми, кто просит и кто нет, кто достоин и кто недостоин,
Чайтанья Махапрабху раздавал всем и каждому плоды преданного служения”.

Комментарий:
“Такова суть Движения санкиртаны Господа Чайтаньи. Нет достойных и недостойных
принимать в нем участие, поэтому его следует проповедовать, не делая различий
между людьми. Единственная цель проповедников Движения санкиртаны — это идти и
проповедовать без всяких ограничений. Именно в таком виде Шри Чайтанья
Махапрабху принес это движение и подарил его миру”.
На первый взгляд этот стих противоречит комментарию к Шримад Бхагаватам 11.2.46,
который я цитировал выше, так как в нём говорится, что преданное служение должно распространяться без ограничений, не делая различий. Когда мы видим кажущиеся противоречия в писаниях, их необходимо согласовать, так как обе цитаты несомненно верны. Итак, в одном месте мы находим, что проповедник должен видеть различия, а в другом — что преданное служение необходимо распространять, не делая различий. Как же примирить эти два высказывания?
На самом деле, никакого противоречия нет. В ИСККОН мы распространяем знание и занимаем людей в преданном служении без ограничений. Двери наших наших храмов открыты для каждого, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования и т.д. Когда мы распространяем книги на улице, мы готовы продать книгу любому, кто проявит интерес, даже тем, кто может не соответствовать требованиям,
перечисленным Кришной в 67 стихе 18 главы Багавад Гиты. Даже если сначала кто­то настроен враждебно или оскорбительно, он всё равно получает книгу, если затем преобразится и проявит интерес. Наш принцип таков, что мы распространяем знание свободно и пытаемся занять каждого в преданном служении. Цель этой статьи — понять,
как делать это эффективно и как строить общение с людьми, которые осознанно отказывают или противостоят нам либо настроены враждебно по отношению к подобному распространению.
Если мы будем рассматривать только стих 9.29 Ади­лилы Шри Чайтанья Чаритамриты, не беря во внимание 11.2.46 Шримад Бхагаватам и другие цитаты, мы можем начать действовать как сентименталисты, а значит стать неэффективными проповедниками. Сам
Господь Чайтанья демонстрирует разборчивость в игре с Джагаем и Мадхаем. Когда они напали на Господа Нитьянанду, Господь Чайтанья мгновенно пришел в ярость и кинулся туда со Своей сударшана чакрой, готовый убить их на месте. Он совершенно не собирался проявлять к ним милость. Господь Чайтанья успокоился лишь тогда, когда они раскаялись, стали молить о прощении и были прощены Господом Нитьянандой. В
действительности, чудо преображения Джагая и Мадхая было совершено Господом
Нитьянандой. Аналогично деяниям Господа Чайтаньи в лесу, когда тигры и олени стали повторять Харе Кришна и обнимать друг друга, Господь Нитьянанда обладал способностью преобразить этих двух завистливых грешников в чистых преданных с помощью Своих качеств и могущества. Господь Нитьянанда – это Сам Баларама,
Веровный духовный учитель, и поэтому Он способен совершить всё, что угодно. Мы не обладаем таким могуществом, и в результате в попытках имитировать подобные игры мы приносим больше вреда, чем пользы. Вместо того, чтобы навязывать Джагаям и Мадхаям книги, если они не хотят их брать, лучше позволить им слышать харинамы и получать сладкие шарики, и таким образом постепенно очищаться, пока они не накопят сукрити и не смогут принять что­то большее.

Следующий вопрос в том, как отличить завистливых от невинных. Вначале можно совершить ошибку, пытаясь проводить различия на основе внешних признаков, таких как одежда, уровень образования и т.д., что, несомненно, не правильно. Завистливые и невинные присутствуют в любой категории людей: студенты, бабушки, бизнесмены,
рабочие, попрошайки и т.д. Опытный проповедник может развить проницательность, и ему достаточно одного взгляда на человека, но в большинстве случаев невозможно точно определить, кто есть кто, лишь по внешности — необходимо подойти к человеку и начать разговор. По своему опыту могу сказать, что секрет заключается в том, чтобы отдавать предпочтение самым перспективным, избегать безнадежных и как можно быстрее заканчивать разговор с завистливыми и враждебными. Так вы сможете сохранить время и силы, которые можно будет вложить в хороших невинных людей. Именно они являются основной целевой аудиторией нашей проповеди. Вайшешика Прабху блестяще выразил эту идею в простом слогане: «Собирай спелые плоды».
Некоторые необычайно искусные проповедники могут обладать могуществом превращать негодяев в преданных, словно Господь Шива, который может выпить океан яда. Но когда остальные пытаются имитировать подобные достижения, они могут просто навредить как себе, так и другим.
НАСТОЯЩИЕ ХРИСТИАНЕ СТАНОВЯТСЯ
ПРЕДАННЫМИ
Тот, кто действительно с искреностью следует какой­либо религиозной практике,
разовьет праведные качества, такие как сострадание, терпимость и другие, и одновременно очистится от демонических качеств зависти, жесткости, придирчивости и т.д. Истинные приверженцы той или иной религии видят, что мы живем духовной жизнью и проповедуем о Боге, и к ним можно относиться уважительно, как к преданным Господа.
Иногда они даже берут наши книги. Когда человек утверждает, что религиозен, но при этом все его действия полны злобы и зависти, сразу ясно, что он не выполняет предписаний собственой религии, что указывает на то, что он либо неофит, либо богоненавистник. Такие люди слишком глубоко погрязли в невежестве и не способны проникнуться трансцендентным знанием, поэтому не стоит с ними возиться. Но по­настоящему искренние в конечном счете поднимаются до уровня преданного служения. В награду за неподдельное следование своей вере они становятся преданными (в этой или следующей жизни).
Однажды на санкиртане мне встретилась пожилая католическая монахиня. Я сразу не понял кто она, поскольку на ней не было традиционной монашеской одежды. В ходе разговора, в котором она вела себя вежливо и уважительно, мне стало ясно, что она достигла достаточно высокой степени духовной реализации. Я начал рассказывать ей о
Шриле Прабхупаде и показал книгу. Она высоко оценила и рассказ, и книгу, но сказала:
"Мне очень хотется прочесть эту книгу, но я понимаю, что должна внести какое­то пожертование за нее, а у меня с собой нет никаких денег". Я уже был готов подарить ей эту книгу, как в тот самый момент появился человек, который не знал ни ее, ни меня.
Услышав наш разговор, он сразу же вмешался: "О, тогда я заплачу за вас!" Через пару
минут счатливая монахиня ушла со своей книгой, а я продолжил говорить с этим человеком и его женой. Он тоже взял книги и дал большое пожертвование, покрывшее стоимость всех книг (как его, так и монахини). Эта монахиня искренне пытается понять
Бога, и Кришна в ответ устроил так, чтобы она получила одну из книг Шрилы Прабхупады и смогла углубить свое духовное понимание.

ВЫВОД
Мы должны осознавать, что исповедуем наивысшую философию, а наши книги самое ценное сокровище во всей вселенной. А раз это драгоценности, то не каждый может взять их, как не каждый может купить бриллиант. Цена этому — определенный уровень искренности и благочестия. Как описано выше, мы должны изо всех сил стараться представлять людям наши книги, давать шанс и наилучшую возможность каждому человеку, но в то же время понимать, что каждый имеет право на свободу воли, и это право уважает даже Кришна. Шрила Прабхупада распространял “Обратно к Богу” в чайных киосках Индии, но не все, к кому он подходил, брали его журнал. И, конечно же, не каждый возьмет у нас. Особое качество, которое тогда проявил Шрила Прабхупада, —
это не способность убедить любого, а способность продолжать, несмотря ни на какие трудности и неудобства. Именно это качество мы также должны развивать в себе.
Кришна наблюдает…

БЛАГОДАРНОСТЬ
преданным, вложившим свои таланты в это подношение:
Бхн. Ирина Хафизова — перевод и редактирование
Бхн. Татьяна Сирота — редактирование и иллюстрации
Бхн. Анна Зайцева — иллюстрации
Бхн. Ангелина — перевод и редактирование
Бх. Станислав Русан — идея по оформлению, верстка, финансирование
Бхн. Алиса Русан — верстка
Бхн. Полина Мельникова — верстка
____________________________________________________________________________
Страница Чайтанья Чандра даса в интернете: vk.com/caitanya_chandra_das

перейти в каталог файлов
связь с админом