Главная страница
qrcode

парсаева словарь экономика. А. ддаз 17-1 Базовые экономические понятия


Скачать 79.41 Kb.
НазваниеА. ддаз 17-1 Базовые экономические понятия
Дата13.01.2020
Размер79.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапарсаева словарь экономика.docx
ТипДокументы
#66221
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

Словарь. Парсаева А.А. ДДаз 17-1

Базовые экономические понятия.

Проблема выбора в экономике

Ограниченность ресурсов Экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству, что связано с постоянно растущей потребностью человека.

Экономическое благо. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага.

Свободные блага В число свободных благ входит часть возобновляемых ресурсов, например, воздух, вода, солнечный свет. Свободные блага самовоспроизводятся, доступны всем, и их не надо распределять между людьми. Такие блага экономической проблемой не являются. Экономические блага (economic goods) — блага, доступный объем которых меньше потребности в них.

Ресурсы (факторы производства) Средства, запасы, возможности, источники чего-либо.

Виды ресурсов: возобновляемые, водные, денежные, материальные, невосполнимые, природные, трудовые, финансовые, энергетические и др.

Факторы производства – основные вложения труда, капитала и производственных ресурсов, используемые в производстве товаров и услуг.

Природные ресурсы Элементы природы, часть всей совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.

Рента определенный доход с капитала, имущества, земельного участка, не требующий от своих получателей предпринимательской деятельности;


Капитальные ресурсы Состоят из двух составляющих: физической и денежной. Физический капитал — это средства производства, основные производственные фонды в виде зданий, сооружений, машин, инструментов, предназначенных для использования в производстве. Капитал денежный — это денежные средства, выделяемые для приобретения производственных ресурсов, прежде всего основных производственных фондов.

Процент 1. часть прибыли, которую предприятие – получатель кредита выплачивает банку в качестве цены за пользование ссудой. Определяется как отношение суммы платы за пользование кредитом (суммы процента) к величине выданного кредита;

2. в обобщенном виде, по распространенным зарубежным представлениям, плата за использование денег (или ссуды); ссудный процент, процентный доход.

Трудовые ресурсы Это часть населения страны, обладающая совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве.

Заработная плата Оплата труда работника — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Информационные ресурсы Отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов, являющиеся частью экономических информационных систем (архивов, фондов, банков данных и т.д.).

Предпринимательские способности (как фактор производства) Под предпринимательской способностью понимается способность человека (его знания и умения, моральные качества) эффективно использовать сочетание ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.) для производства товаров и услуг, принимать грамотные, обоснованные выгодой управленческие решения, создавать новшества, идти на риск.

Предпринимательская прибыль Часть цены (стоимости) товара, остающаяся у предпринимателя после вычета всех расходов на производство и реализацию этого товара.

Альтернативная стоимость Это понятие экономической теории, которое означает цену замены одного блага или одного ресурса другим.

Кривая производственных возможностей Это график, показывающий возможное максимальное производство 1-го продукта при фиксированном выпуске другого. Кривая производственных возможностей показывает множественность вариантов выбора, но оптимален тот вариант, который обеспечивает максимальный результат при минимальных затратах.

Альтернативные (вмененные) издержки производств Это издержки, характеризующие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характеризуют как ценность отвергнутых возможностей: количества одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого. В реальной действительности люди всегда сталкиваются с выбором, а, следовательно, и его ценой – альтернативными издержками.

Экстенсивный рост Экономический рост, при котором увеличение объема производства материальных благ и услуг достигается за счет использования большего количества факторов производства.

Интенсивный рост Это рост производства за счет повышения производительности и эффективности труда.

Производительность труда Плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей. Измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени (смену, месяц, год), или количеством времени, которое затрачено на производство единицы продукции. Общественная производительность труда выражается в величине произведенного национального дохода в расчете на одного занятого в отраслях материального производства.

Общие проблемы экономического развития и экономические системы

Собственность Исторически определенная форма владения материальными благами, прежде всего средствами производства. Выделяют различные типы и виды собственности, прежде всего государственную, общественную, коллективную, частную

Частная собственность Собственность отдельных граждан или юридических лиц (фирм), означающая их исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; ситуация, когда всей полнотой власти в отношении какого-либо объекта обладает отдельный человек.

Государственная собственность Форма собственности, при которой в качестве собственника выступает государство с целью обеспечения эффективного функционирования частного сектора и удовлетворения общественных интересов.

Экономическая система Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в мире, государстве, стране или обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

Традиционная экономика Экономическая система, в которой все основные экономические проблемы решаются на основе традиций и обычаев.

Административно-командная экономика Это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Рыночная экономика (чистый капитализм). Экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования.

Идеальная модель функционирования капиталистической экономической системы, в которой: 1. материальные ресурсы находятся в частной собственности;

2.рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

Смешанная экономика Экономическая система взаимодействия частного сектора (рынка) и государства с целью эффективного решения трех фундаментальных проблем экономики: что? как? для кого производить? Экономика с элементами рынка и регулирования. В такой системе и рынок, и государство играют важную роль в решении основных экономических вопросов.

Спрос и предложение. Эластичность

Цена Денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Используется также для определения суммы договора либо денежного обязательства стороны, нарушившей договор или причинившей ущерб, возместить убытки или уплатить неустойку (штраф, пени).

Функции цен Это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.

Спрос желание и способность людей покупать товары; существующая на рынке разумная потребность в товарах, обеспеченная деньгами (платежеспособный спрос). Спрос определяется многими факторами: уровнем потребностей, денежных до ходов населения, качеством и ассортиментом товаров, ценой и т.д.

Величина спроса Это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закон спроса Согласно закону спроса, между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, связь. 3. с. гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше при высоких ценах. «При прочих равных условиях» – очень важная часть формулировки. Это дает возможность утверждать, что другие факторы не изменятся. 3. с. можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Закон убывающей предельной полезности По мере увеличения потребления товара снижается (убывает) полезность каждой новой единицы товара

Эффект дохода Изменение реального дохода потребителя в результате

изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор. Э. д. указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить

больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения Изменение структуры потребления

в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Э. з. выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.

Эффект Гиффена Экономически обоснованная зависимость величины спроса от изменения цены на товар, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса на отдельные принципиально значимые для существования человека товары, а увеличение цены — к повышению спроса именно на этот товар в силу резкой ограниченности платежеспособности потребителя в целом.

Неценовые детерминанты спроса Доходы потребителей. Цены на взаимосвязанные товары. Вкусы потребителей. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Численность потребителей на рынке.

Товары-субституты (заменяющие товары) Взаимозаменяемые товары, которые сопоставимы по своему функциональному назначению, области применения, качественным, ценовым, техническим и другим параметрам.

Это товары, которые обладают способностью заменять друг друга на рынке, поскольку имеют аналогичные свойства, одинаковую область применения, и отвечают однородным запросам покупателей.

Комплементарные (дополняющие) товары Товары или услуги, которые могут заменять друг друга для удовлетворения одной и той же потребности.

Рыночный спрос Это количество товаров и услуг, которые покупатели действительно желают приобрести за свой ограниченный доход по существующим ценам.

Предложение Это возможность и желание производителей предложить свои товары на рынке для продажи по определенным ценам в течение конкретного периода времени. Предложение зависит от существующих цен на факторные услуги (заработную плату, процент, ренту); производительности труда; ожидания производителей, экономической политики (налоги, субсидии, стимулы).

Величина предложения Это количество выставленного на продажу товара по определенным ценам. В. п. больше при высоких ценах и меньше при низких ценах. Если спрос на данный товар увеличивается, он становится более редким и его цена повышается. Поэтому его производство становится более выгодным.

Закон предложения Прямая связь между ценой и количеством производимого продукта. 3. п. показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем по низкой. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, и, напротив, со снижением цен сокращается предложение.

Неценовые детерминанты предложения Влияют на поведение предложения аналогично влиянию неценовых детерминант спроса. Они изменяют предложение, т. е. сдвигают кривую предложения вправо или влево. Таким образом под воздействием неценовых детерминант происходит изменение предложения.

Равновесная цена Цена, уравновешивающая спрос и предложение

в результате действия конкурентных сил

Избыточный спрос Сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет:

1. побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара;

2. вытеснять некоторых потребителей с рынка.

Избыточное предложение Возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:

1. подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции;

2. привлекут на рынок дополнительных покупателей.

Равновесное количество Это такое состояние экономической системы, при котором спрос равен предложению; то есть некое равное количество произведенного товара реализуется полностью по равновесной цене. Равновесная цена — это та цена, по которой покупатели могут и готовы это количество товара приобрести.

Товарный дефицит Это недостаток отдельных видов товаров и услуг, которые потребители не могут приобрести даже при наличии необходимых денежных средств.

Избыток товара или перепроизводство Превышение величины предложения над величиной спроса на товар из-за факторов, воздействующих на спрос, т.е. избыток отдельных товаров, которые покупатели не способны приобрести.

Превышение предложения продукции над спросом на нее, иначе говоря, увеличение запасов продукции вследствие неспособности реализовать ее из-за сократившегося спроса.

Эластичность Реакция потребителей или производителей, показывающая зависимость относительного изменения величины спроса (или предложения)

в зависимости от изменения различных факторов (цены, дохода и др.).

Эластичность спроса по цене Реакция предложения

(производителей) на изменение цены: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение будет эластично

Эластичный спрос Если незначительное изменение цены приводит

к относительно существенному изменению спроса, это – спрос эластичный

Неэластичный спрос Если незначительное изменение цены приводит к относительно несущественному изменению величины спроса, это – что спрос неэластичный; он показывает относительное изменение спроса под влиянием изменения цены.

Спрос с единичной эластичностью Спрос, при котором сокращение или увеличение цены вызывают пропорционально увеличение или снижение количества потребляемого товара и объема продаж, при том, что общий доход остается неизменным.

Абсолютно эластичный спрос Если даже малейшее изменение цены сопровождает колоссальным изменением объема продаж, мы имеем дело с абсолютно эластичным спросом.

Абсолютно неэластичный спрос Когда положительная или отрицательная динамика цены не оказывает никакого воздействия на объем продаж, говорят об абсолютно неэластичном спросе

Факторы, влияющие на эластичность спроса 1. Заменимость— чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.

2. Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятия решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).

4. Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например, при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

Перекрестная эластичность Ценовая эластичность спроса на одно

благо относительно цен на другое благо.

Эластичность спроса по доходу Мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

Эластичность предложения по цене Определяется как отношение между процентом изменения величины предложения и процентом изменения цены при условии неизменности всех

остальных факторов, влияющих на уровень предложения.

Выручка от продажи Исчисляется

как произведение цены товара на количество единиц этого товара, произведенного

на рынке в определенный отрезок времени.

Производство и поведение фирмы

Фирма Организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями. Как правило, во главе фирмы стоит головное предприятие. Предприятия фирмы, сохраняя

свою юридическую самостоятельность, объединяют свои финансовые ресурсы, имеют общее руководство со стороны головного предприятия. В числе разнообразных видов фирм: агентские, брокерские, внешнеторговые, консультационные, оптовые, посреднические, рекламные, сбытовые, торговые, туристические и др.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом