Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Личко_писихопатии и акцентуации характера у подростков. А. Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Оглавление Предисловие ко второму изданию Глава I


НазваниеА. Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Оглавление Предисловие ко второму изданию Глава I
АнкорЛичко писихопатии и акцентуации характера у подростков.pdf
Дата05.04.2019
Размер1.69 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLichko_pisikhopatii_i_aktsentuatsii_kharaktera_u_podrostkov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#42715
страница3 из 16
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
10 классов, пытался поступить на географический факультет университета, хвастался перед приятелями, что будет много путешествовать за рубежом. Не прошел по конкурсу, устроился лаборантом в научно-исследовательский институт в надежде поступить в университет в будущем году. Обладая привлекательной внешностью, стал на работе заводить знакомства с женщинами старше себя, пользовался их вниманием, услугами и т. п. Сам же о матери не заботился, жил за счет ее пенсии, заработанных денег ей не отдавал, тратил их на модную одежду. Неожиданно для себя получил извещение о предстоящем призыве в армию. Полагал, что в связи с инвалидностью матери получит освобождение. Однако мать позвонила в военкомат и попросила взять его на военную службу, так как неон ее, а она его содержит. Узнав об этом в военкомате, придя домой, на глазах у матери выпил, по его словам, тридцать таблеток димедрола Затем стал нелепо себя вести — истерически хохотал, делал вид, что что-то ловит на стене, отвечал невпопад. Когда вызвали скорую помощь, охотно отправился в больницу. При поступлении сперва утверждал, что ничего не помнит. Затем заявил, что пытался покончить с собой из-за неудачной любви — якобы сослуживица, в которую он влюблен, порвала с ним связь. При попытке врача связаться сего работой сразу стал просить ничего туда не сообщать. Сознался, что был обиженна мать, хотел избежать призыва в армию, чтобы не терять там попусту время. Разволновался, когда узнал, что освобождение от службы в армии по причине психического расстройства, на которое он надеялся, неблагоприятно скажется на его высоких притязаниях в отношении своего будущего. Охотно согласился служить в армии. Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован истероидный тип. Признаков, указывающих на возможность психопатии, не обнаружено. Отмечена склонность к диссимуляции черт характера и личностных отношений. Конформность средняя, реакция эмансипации умеренная, психологической склонности к делинквентности не выявлено, установлена сильная психологическая склонность к алкоголизации (в связи с определением истероидного типа и диссимуляции нонконформизм и реакция эмансипации могут быть замаскированы, а высокая склонность к алкоголизации носит демонстративный характер. По шкале субъективной оценки самооценка неверная достоверно выделяются гипертимные черты, отвергаются черты астеноневротические и сенситивные. Диагноз. Острая демонстративная аффективная реакция на фоне явной акцентуации истероидного типа.
Катамнез через год. Служит в армии. Скрытая акцентуация. В обычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или невидны совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа ярко выступают, порою неожиданно для окружающих, под действием некоторых ситуаций или психических травм, но только опять же тех, которые предъявляют повышенные требования к месту наименьшего сопротивления. Психические травмы иного рода, даже тяжелые, могут не выявить типа характера. Выявление акцентуированных черт, как правило, не приводит к заметной дезадаптации или она бывает кратковременной. Самооценка может включать как латентные черты, таки черты противоположные, являющиеся следствием компенсации. Поэтому в самооценке могут
фигурировать, казалось бы, несовместимые сочетания шизоидности и гипертимности, истероидности и психастеничности и т. п. Михаил Б, 16 лет В семье конфликтные отношения между строгим отцом и бабушкой по матери, с детства балующей внука. Отца не любит, считает деспотом. Бабушку хотя и эксплуатирует, но старается не замечать. Сильно привязан к матери, которую ревнует к отцу. Учится удовлетворительно, существенных нарушений поведения не было, но обнаруживает склонность к протестным реакциям. Слет стал много курить, назло отцу, который побил егоза курение с приятелями. Отрастил длинные волосы, что раздражало отца. Когда учителя потребовали постричься — обрил голову наголо, чтобы ходить по школе как уголовник, выпущенный из тюрьмы. Отношения с товарищами хорошие, с некоторыми учителями — конфликтные. Особенно ненавидит учительницу, которая перед всем классом назвала его второгодником (в м классе он остался на второй год из-за нескольких обострений хронической пневмонии. После окончания школы хочет стать шофером междугородних автобусов, возить туристов. В этом выборе также звучит протест отцу, мечтающему о высшем образовании для сына. Около полугода назад влюбился в одноклассницу, которая сперва принимала его ухаживания, а затем отдала предпочтение другому юноше. Тот сообщил ему об этом демонстративно в присутствии других одноклассников. Тяжело переживал не только сам разрывно и то, что был унижен перед сверстниками. По его словам, решил припугнуть возлюбленную, показать, на что он способен. Вернувшись из школы к будучи дома один, рассчитал момент, когда родители должны вернуться с работы, а затем эта девочка должна позвонить по делу. Принял 10 таблеток седуксена и 15 таблеток беллоида. Оставил девочке прощальную записку Мой поезд уходит, желаю счастья. Уснули очнулся в реанимационном центре. Заявил, что не рассчитали принял слишком много. По его словам, это, с одной стороны, хорошо — она подумает, что я — серьезно, нос другой стороны, зачем было привозить в психиатрическую больницу. Будучи в больнице, помирился с возлюбленной, которая снова стала проявлять к нему внимание. Обеспокоен только, как бы его поступок не помешал ему в будущем получить водительские права. В беседе с врачами, в общении со сверстниками и с медперсоналом ни рисовки, ни позерства, ни других истероидных черт не обнаруживает. Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован истероидный тип. Отмечена склонность к диссимуляции черт характера и личностных отношений. Конформность умеренная, реакция эмансипации очень сильная (свойственно истероидному типу. Отмечена психологическая склонность к делинквентности и алкоголизации, которые, учитывая определение истероидного типа и диссимуляции, могут носить демонстративный характер. По шкале субъективной оценки самооценка неверная достоверно выделяются гипертимные черты, отвергаются черты меланхолические. Диагноз. Острая аффективная реакция с суицидной попыткой на фоне скрытой акцентуации истероидного типа.
Катамнез. Окончил 10 классов. Повторных суицидных попыток и заметных нарушений поведения не было. Через полгода в откровенной беседе сознался, что совершенная суицидная попытка отражала минутное решение расстаться с жизнью, так как ситуация тогда казалась ему непереносимой. Ошибочно посчитал, что беллоид — это сильный яд, спутал с беленой. Рассказал, что при поступлении в психиатрическую больницу, когда ждал осмотра в приемном покое, один алкоголик научил меня говорить врачам, что я только хотел попугать девочку, ноне рассчитали принял слишком много. Таки поступил, чтобы быстрее выписаться. С помощью предлагаемой рабочей схемы разделения психопатий по степени тяжести и акцентуаций по степени выраженности нами было оценено 300 подростков мужского пола от 14 до
18 лет, поступивших в подростков в психиатрическую клинику по поводу непсихотических нарушений поведения, острых аффективных реакций, реактивных состояний, но без явлений психоза и умственной отсталости. Во всех этих случаях ставился вопрос о диагностике психопатий табл. 1). Таблица 1. Частота разных степеней тяжести психопатий и выраженности акцентуаций характера среди подростков мужского пола, поступивших в психиатрическую больницу Процент от числа Степень тяжести или выраженности Число случаев Процент от общего числа
(300) психопатий
(174) акцентуаций
(126) Психопатии Тяжелые
36 12 20
Выраженные
84 28 48 Умеренные
54 18 32 Всего
174 58 100 Акцентуации Явные
93 31 74 Скрытые
33 11 26 Всего
126 42 100 Естественно, что приведенные частоты относятся только к контингенту подростков, поступающих в психиатрические больницы. При обследовании подростков, состоящих на учете в психоневрологических диспансерах, по не подвергавшихся госпитализации, видимо, доля психопатий умеренной степени и акцентуаций характера значительно возрастает. В здоровой популяции подростков процент психопатий, оказавшихся вне поля зрения психиатра, составит, вероятно, ничтожную долю, а акцентуации — лишь некоторую часть. По мнению Кв развитых странах акцентуированные личности составляют почти половину популяции. Может быть, это справедливо, если учитывать суммарно и явные, и скрытые акцентуации. Судить о частоте явных акцентуаций в популяции подростков довольно трудно. Массовые обследования возможны с помощью специального психологического метода —
«Патохарактерологического диагностического опросника для подростков — ПДО (1976) и его усовершенствованного варианта («Патохарактерологические исследования, 1981). Этим методом выявляются суммарно как явные, таки скрытые акцентуации, и можно думать, что последние составляют подавляющее большинство. Поданным нашего сотрудника Н. Я. Иванова (1976), частота акцентуаций характера (явных и скрытых) в разных контингентах подростков составляет от 33 до 88 % (табл. 2). Эта величина оказалось наиболее высокой в английской школе и наименьшей у мальчиков в закрытом учебном заведении со строгим медицинским отбором и регламентированным дисциплинарным режимом арктическое училище, ау девочек — в педагогическом училище, готовящем воспитателей детских садов. Таблица 2. Частота (в %) выявления с помощью ПДО акцентуаций характера в популяции подростков (поданным Н. Я. Иванова, 1976) Пол подростков Контингент обследованных мужской женский Возраст 14 — 15 лет
8 класс средней школы
52 42 Возраст 16 — 17 лет
9 — й класс средней школы
50 38 1- й курс ПТУ
73 62 9 — й класс математической школы
52 67 Тоже английской школы
88 79 Арктическое морское училище
33 Педагогическое училище, готовящее
-
35 Воспитателей детских садов Физкультурный техникум
68 58
Разграничение психопатий и психопатоподобных расстройств по причине возникновения. Считать ли все случаи психопатий эндогенной, конституциональной аномалией характера или признать возможность их формирования исключительно под влиянием неблагоприятных, прежде всего социальных, влияний среды Ответ на этот вопрос стал предметом споров с первых шагов зарождения учения о психопатиях.
В.М. Бехтерев (1886) полагал, что причиной могут быть как неблагоприятная наследственность, таки тяжелые нравственные условия, неправильное воспитание, дурной пример родителей, тяжкие общие заболевания. Однако большинство исследователей склонялись к эндогенной концепции происхождения психопатий (Koch J., 1891; Kraepelin E. 1915; Kretschmer E., 1921;
Schneider К, 1923; Kahn E., 1928; Ганнушкин П. Б, 1933). Изменения характера под очевидным влиянием среды стали выделяться в особые формы, называемые «социопатией» (Ленц А. К,
1927), ситуационным развитием (Ганнушкин П. Б, 1933), псевдопсихопатией (Осипов В. П, 1936), реактивными изменениями характера (Сухарева Г. Е, 1969) и т. п. Формирование психопатий под влиянием тяжелой и длительной психической травматизации стало актуальной проблемой в детской и подростковой психиатрии. Подростковый возраст — это период формирования характера, и поэтому обнаруживается большая податливость влияниям среды. Условия последней могут способствовать не только развертыванию и развитию, но и подавлению, компенсации эндогенно заложенных или в раннем онтогенезе приобретенных аномалий. Тяжкие удары судьбы, обстановка, резко искажающая развитие личности, могут оставить неизгладимый след в характере, если падают на период его формирования. Особую группу составляют изменения характера под влиянием пренатальных, катальных и ранних постнатальных поражений головного мозга травмами, инфекциями, интоксикациями. Эти изменения характера обычно обозначают как органические психопатии (Певзнер МС
Сухарева Г. Е, 1959). Они существенно отличаются от тех последствий, которые могут оставить те же вредные воздействия на мозг, нов возрасте, когда морфологическое формирование мозга уже в основном завершено (Сухарева Г. Е, 1972). Последние случаи, в отличие от органических психопатий, обычно квалифицируются как психопатоподобные расстройства на почве резидуального органического поражения головного мозга. К настоящему времени благодаря исследованиям НОВ. Кербикова (1962), В. В.
Ковалева (1969), Г. К. Ушакова (1978) и др. может быть предложена следующая рабочая систематика различных психопатических форм применительно к подростковому возрасту. Конституциональные, генуинные, ядерные психопатии. Решающей в происхождении является неблагоприятная наследственность. Иногда удается проследить один и тот же тип характера у кого-то из родителей, сиблингов или других кровных родственников. Чаще же в роду приходится встречать психопатические личности разных типов, а иногда и психические заболевания. Конституциональные психопатии выявляются даже при самых благоприятных условиях воспитания. Однако степень их тяжести в значительной мере определяется влиянием среды Морозов Г. В, 1969). Несмотря на эндогенную обусловленность, только некоторые типы психопатий (например, шизоидная) раскрываются с раннего детства. Для каждого типа имеется свой критический возраст, на который обычно падает развертывание психопатических черт. Психопатические или патохарактерологические развития, приобретенные психопатии,
«патохарактерологические формирования (по В. В. Ковалеву). Здесь важнейшими являются неправильное воспитание, дурное влияние окружающей среды, особенно в подростковом возрасте, когда совершается становление характера. Последствия подобных же влияний в раннем детстве могут сглаживаться в подростковом периоде, если в это время развитие личности происходит в благоприятном окружении. Известно, однако, что далеко не все дети и подростки, растущие в одних и тех же неблагоприятных условиях, обнаруживают психопатические черты. В одинаковой среде, водной и той же семье вырастают и разные типы психопатов, и совершенно здоровые личности. Вероятно, что в подавляющем большинстве случаев необходимо, чтобы семена дурных воздействий среды упали на подходящую для них эндогенно подготовленную почву. Такой почвой чаще всего может служить акцентуация характера. Для психопатического развития на почве акцентуации необходимо непросто любое неблагоприятное социально-психологическое воздействие. Оно должно быть таким, чтобы адресоваться к месту наименьшего сопротивления данного типа акцентуации, и, кроме того, быть достаточно продолжительным, чтобы оставить стойкий след. Взаимоотношения между разными видами неправильного воспитания и психической

13.
травматизации, с одной стороны, и наиболее чувствительными к ним типами акцентуаций, с другой, будут рассматриваться в гл. V. Лишь исключительные условия, особенно тяжкие удары судьбы, способны, видимо, сформировать психопатию на любой почве. Из прежней практики в дореволюционной России известны случаи психопатий на почве детско-подросткового госпитализма, когда все развитие от младенчества до юности шло в закрытых воспитательных учреждениях, где сугубо формализованный режим прикрывал жестокие отношения между воспитанниками. Другим примером могут послужить дети узников в фашистских концентрационных лагерях, выросшие в заключении со своими родителями все они оказались особого рода психопатическими личностями. Ново всех этих случаях правильнее говорить не о психопатическом
(патохарактерологическом), а о психогенном развитии (Binder Н, 1960). На первых порах психопатическое (патохарактерологическое) развитие еще обратимо, но далеко зашедшее становится неотличимым от конституциональной психопатии (Кербиков О. В,
1961). В термины психопатическое развитие и «патохарактерологическое развитие нередко вкладывается различное содержание (Щербина Е. А, Сергеева Г. Е, 1978; Ковалев В. В, 1979). Первое определяют как процесс становления конституциональной психопатии в детском, подростковом и молодом возрасте. Патохарактерологическим развитием обозначают, в отличие от приобретенных или краевых психопатий, только тог ранний этап их формирования, когда еще нет соответствия всем диагностическим критериям психопатии, когда еще девиации характера обратимы, возможна «депсихопатизация» (Гурьева В. А, Гиндикин В. Я, 1980). С нашей точки зрения, нет нужды в эти сходные понятия вкладывать разный смысл. Процесс становления конституциональных психопатий вряд ли нуждается в особом термине. Нарушения характера, обусловленные влиянием среды, ноне достигающие уровня психопатии, не следует рассматривать как стойкую форму патологии и относить к патохарактерологическому развитию. Их правомерно относить к реакциям или транзиторным, обратимым нарушениям на фоне акцентуаций характера. Органические психопатии. Здесь аномалии характера бывают обусловлены действием пренатальных, натальных и ранних (первые 2-3 года жизни) постнатальных вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К этим вредностям относятся тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, нейроинтоксикации, тяжелые длительные истощающие соматические заболевания с первых месяцев жизни и т. п. Эта группа психопатий рассматривается в гл. VI.
Психопатоподобные расстройства на почве резидуального органического поражения головного мозга. Сюда относят стойкие изменения характера после черепно-мозговых травм, мозговых инфекций и тяжелых интоксикаций нейротропными ядами, начиная с возраста, когда формирование мозга в основном завершено после первого критического периодате. после 3-4 лет. Для подросткового периода особое значение имеют черепно-мозговые травмы. Чаще всего приходится видеть известные картины церебрастении или энцефалопатии, которые в подростковом возрасте имеют некоторые особенности проявлений (Личко А. Е, 1979). Перечисленные факторы в подростковом возрасте могут иногда играть роль второго удара на фоне уже имевшихся в раннем онтогенезе пренатальных, натальных или ранних постнатальных вредностей. Тогда вслед за таким вторым ударом может развернуться картина органической психопатии, до этого затушеванная или вовсе незаметная. К этой же группе психопатоподобных расстройств примыкают изменения характера, встречающиеся у некоторых больных эпилепсией. Изменения, сходные с конституциональной эпилептоидной психопатией, встречаются не ранее летнего возраста (Абрамович Г. Б, 1965). В генезе этих изменений важнейшую роль играет органическое поражение головного мозга — либо тоже самое, что послужило причиной эпилепсии, либо явившейся следствием эпилептической болезни.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей