Главная страница

Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков. А. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации


Скачать 1.79 Mb.
НазваниеА. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации
АнкорОкружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков.pdf
Дата25.07.2017
Размер1.79 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOkruzhayuschiy_mir_Metodicheskie_rekomendatsii_1_klass_Pleshakov
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24244
страница1 из 13
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Серия Школа России основана в 2001 году
Авторы:
А. А. Плешаков, МА. Ионова,
О. Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций А. А. Плешаков, МА. Ионова, ОБ. Кир- пичева, А. Е. Соловьева]. — е изд. — М. : Просвещение с. — (Школа России. —
ISBN Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методиче- ские основы курса Окружающий мир авторов А. А. Плеша- кова и др. и их реализация в УМК для 1 класса, особенности структуры, содержания и методического обеспечения учебника Окружающий мир. 1 класс, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапред- метные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 1 классе, итоговая оценка достижения планируемых результатов, методические разработки уроков.
УДК 372.8:502
ББК 74.261
© Издательство Просвещение, 2012,
2014
© Художественное оформление Издательство Просвещение, 2012,
2014
Все права защищены 978-5-09-032452-6

О-51
УДК 372.8:502
ББК 74.261
О

3
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
Научно-методические основы курса
и их реализация в УМК для 1 класса. Основная концептуальная идея курса,
его особенности и соответствие целями задачам современного образования
Вниманию учителя предлагаются методические рекомендации по курсу Окружающий мир в линии учебно- методического комплекса Школа России. Курс Окружающий мир данной предметной линии имеет эколого-
этическую направленность, которая определена особой актуальностью нравственного воспитания и экологического образования в современных условиях. Цели данного курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-на- учного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества. Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нм формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме;
формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни ив различных опасных ситуациях.
Основная концептуальная идея курса состоит в следующем курс должен строиться на базе синтеза трёх фундаментальных понятий, характеризующих мири отношение человека к нему, — многообразие, целостность, уважение
Отсюда вытекают ведущие идеи курса, которые являются стержнями интеграции естественнонаучных и об- ществоведческих знаний и определяют содержание и ценностные ориентиры курса) идея многообразия мира) идея целостности мира) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя ив природной, ив социальной сфере.
На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность,
и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. Содержание курса Окружающий мир охватывает весьма широкий круг вопросов от элементарных правил личной гигиены дознаний о нашей планете, о странах и народах мира.
В 1 классе ещё не выделяются и не структурируют- ся в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д. Ребёнок в этом возрасте —
первооткрыватель мира, и его интересует всё. Целостный образ окружающего формируется через мозаику его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы что кто как когда почему зачем И др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.
Первая группа вопросов, сгруппированных в разделе Что и кто, обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдаётся самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (раздел
«Как, откуда и куда) — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, таки связанных с деятельностью людей. Третья группа вопросов (раздел Где и когда) развивает представления детей о пространстве и времени, а чет- вёртая (раздел Почему и зачем) — обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебный материал 1 класса предусматривает развёр- тывание основных содержательных линий курса
— наша планета, родная страна и малая родина
— мир неживой и живой природы
— мир людей и мир, созданный людьми
— мир в прошлом, настоящем и будущем
— наше здоровье и безопасность
— наше отношение к окружающему и экология.
Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к перечисленным содержательным линиям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о мире, рассматривая его с новых точек зрения.
Виды деятельности детей при изучении курса разнообразны. Уже в 1 классе учащиеся начинают осваивать основные способы получения информации об окружающем мире, которыми будут пользоваться ив последующих классах, овладевая ими на новых уровнях. Первоклассники ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, воспитателя группы продлён- ного дня, выполняют практические работы и несложные опыты, участвуют в проектной деятельности, беседах, дидактических играх, выполняют задания в электронном приложении к учебнику. Эти виды деятельности дополняются раскрашиванием, рисованием, просмотром слайдов и видеофрагментов, прослушиванием аудиозаписей.
В 1 классе дети начинают осваивать приоритетные для реализации программы курса виды деятельности
1) распознавание (определение) природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование объектов и явлений окружающего мира
3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нм, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил. По усмотрению учителя занятия с первоклассниками могут проводиться не только в классе, но и на улице,
в лесу, парке, музее и т. д. Для успешного решения задач курса организуются учебные прогулки, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, тесно увязываются содержание уроков и внеурочная деятельность.
Первый раздел курса (Что и кто) играет особую роль в реализации программы, поскольку обеспечивает своего рода старт продолжительной, большой работы. Именно в нём закладываются ведущие содержательные линии программы, главные подходы к организации деятельности детей. У самих учащихся развивается активный интерес к предмету, необходимый для успешной работы по курсу. Поэтому в настоящие рекомендации включены подробные поурочные разработки по всем темам первого раздела курса, а также примеры уроков по другим разделам. Они призваны служить основой для разработки учителем собственных вариантов уроков, соответствующих конкретным условиям преподавания. Соответствие содержания курса требованиям ФГОС
Линия учебников Окружающий мир»в УМК Школа России создана в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников, атак- же современными научными представлениями о природе, обществе, человеке с учётом уровня образовательной программы (ступени обучения. В учебниках и учебных пособиях реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусмотрено формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетен- циями, составляющими основу умения учиться.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта содержание учебников и учебных пособий по окружающему миру направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. При изучении курса Окружающий мир в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие
личностные результаты) основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народи историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

С этой целью в учебниках 1—4 классов введены соответствующие разделы и темы. В 1 классе предусмотрены темы Что такое Родина, Что мы знаем о народах России, Что мы знаем о Москве. Уже в 1 классе дети знакомятся с государственными символами России гербом и флагом. Выполняется проект Моя малая родина) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

В 1 классе целостное восприятие ребёнком окружающего обеспечивается самим построением учебника, включающего разделы Что и кто, Как, откуда и куда, Где и когда, Почему и зачем. В каждом разделе предусмотрено обращение как к естественнонаучным, таки обществоведческим вопросам. Важнейшим фактором, обеспечивающим целостный взгляд на мир, является постоянное внимание к поиску связей и зависимостей, в том числе причинно-следственного характера. Это относится к учебникам для всех классов) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Достижение данного результата является конечной целью учебных тем Что такое Родина, Что мы знаем о народах России, Что мы знаем о Москве и проекта Моя малая родина в 1 классе
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Формируемая в курсе система знаний о мире включает и представления о его изменении и развитии. В 1 классе в элементарной форме вводятся понятия прошлое, настоящее, будущее. Во многих темах происходит сопоставление картин прошлого и настоящего (например
в темах На что похожа наша планета, Когда появилась одежда, Когда изобрели велосипед. В теме Когда мы станем взрослыми детям предлагается в своём воображении перенестись в будущее, постараться представить, как изменятся они сами, как изменится окружающий мир, как взаимосвязаны изменения окружающего мира и поступки людей. Развитию способности к адаптации ребёнка в изменяющемся мире служат задания, направленные на формирование различного рода практических навыков. С этой целью в 1 классе предусмотрен ряд практических работ. Важнейшим фактором адаптации является умение работать с информацией, формированию которого уделяется большое внимание во всех классах. В учебнике 1 класса на это нацелена специальная рубрика Знаете ли вы, что. Начиная с 1 класса предусмотрены задания по работе с электронным приложением к учебнику) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
В учебнике 1 класса предусмотрено изучение темы Когда учиться интересно, выполнение учебного проекта Мой класс и моя школа. Важный мотивирующий фактор — сквозные персонажи, действующие как в реальных, таки в сказочных ситуациях. В 1 классе это Муравей Вопросики Мудрая Черепаха. Достижению указанных результатов помогает тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребёнка, с реальными проблемами окружающего мира. Например, в 1 классе предусмотрены темы Зачем нам телефон и телевизор, Зачем нужны автомобили, Откуда в наш дом приходит электричество, Откуда берётся и куда девается мусор (в частности, проводится практическая работа по раздельному сбору мусора. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребёнка в природном и социальном окружении, который рассматривается во всех классах) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Работа на достижение данного результата начинается в 1 классе при изучении тем Как зимой помочь птицам, Почему мы любим кошек и собак, Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек, Почему в лесу мы будем соблюдать тишину, Почему мыча- сто слышим слово экология, в учебном проекте Мои домашние питомцы. В теме Когда мы станем взрослыми анализ и сравнение иллюстраций учебника подводят учащихся к выводу о том, что счастливая жизнь всех зависит от поступков каждого
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
Достижению этой цели служит как текстовой, таки иллюстративный компоненты учебника 1 класса. Особую роль играют рисунки и фотографии. В учебнике 1 класса содержится значительное число красочных иллюстраций, передающих красоту объектов неживой природы (созвездия, камни, снежинки, растений и животных, природных явлений (радуга, городов и сёл нашей страны
8) этические чувства, доброжелательность и эмоцио-
нально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
В учебнике 1 класса предусмотрены темы Как живёт семья и учебный проект Моя семья, при освоении которых развитию этических чувств уделяется первостепенное внимание. Так, на уроке Как живёт семья дети приходят к выводу, что членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых. При подготовке к проектной работе предлагается рассмотреть фотографии в учебнике и поразмышлять о том, что думают и чувствуют изобра- жённые на них люди. На уроках Как зимой помочь птицам, Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек и др. предусмотрено формирование эмоционально- нравственной отзывчивости по отношению к природе
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
С этой целью в учебнике 1 класса предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми нацелены и учебные проекты. Для организации совместной деятельности ребёнка и взрослого в семье в учебнике и рабочей тетради предусмотрена развёрнутая система заданий. Этой же цели служит вкладыш в рабочей тетради — Научный дневник установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальными духовным
ценностям.
Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и разделы. Так, в 1 классе изучаются темы Что вокруг нас может быть опасным, Зачем
мы спим ночью, Почему нужно есть много овощей и фруктов, Почему нужно чистить зубы и мыть руки, Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности, Почему на корабле ив само- лёте нужно соблюдать правила безопасности. Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики Наши проекты. Достижению этой цели служит также знакомство с трудом людей в разных сферах, с профессиями. В 1 классе эти вопросы рассматриваются в теме Когда мы станем взрослыми. При изучении курса Окружающий мир в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие ме-
тапредметные результаты) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средстве осуществления Вначале учебника 1 класса описаны основные способы предстоящей учебной деятельности и средства её осуществления. Далее в учебнике на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности при изучении данного раздела. Вначале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке
2) освоение способов решения проблем творческого
и поискового характера.
В учебнике 1 класса в каждой теме формулируется проблемный вопросили создаётся проблемная ситуация. Учащиеся включаются в поиск ответа (выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника необходимую информацию, делают выводы, сравнивают их с представленным в учебнике эталоном) и таким образом овладевают новыми знаниями. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, которых в 1 классе предусмотрено четыре (по одному в каждом разделе) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации определять наиболее эффективные способы достижения результата.
С целью формирования умения планировать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники рабочую тетрадь
1 класса включены планы описания и изучения объектов окружающего мира, алгоритмы практических действий, задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования. Например, дети
учатся описывать по плану дерево, рыбу, птицу предлагают и реализуют способы изготовления простейших моделей Солнца, созвездий и других объектов. Этой же цели служит проектная деятельность, предусмотренная рубрикой Наши проекты. В методическом аппарате каждой темы учебника 1 класса имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела помещены задания под рубрикой Проверим себя и оценим свои достижения, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных вначале изучения раздела целей и задач. В учебнике имеются Странички для самопроверки. Учебные проекты предусматривают подготовку и проведение презентаций и оценку результатов работы
4) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
В учебнике 1 класса содержится система заданий, предусматривающих работу с цветными фишками. Такие задания позволяют ребёнку после соответствующих действий контроля оценивать успешность учебной деятельности, а в случае неуспеха осуществлять необходимую корректировку, перемещая фишки. Сама форма названных заданий, предусматривающая естественное в процессе учения право на ошибку, позволяет ребёнку без напряжения разбираться в причинах неуспеха и конструктивно действовать для достижения успешного результата. Аналогичные возможности предоставляет деятельность моделирования, предусмотренная учебником если допущена ошибка, ученик может видоизменять модель, осознанно добиваясь успеха) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
На освоение начальных форм познавательной рефлексии направлены практически все учебные темы 1 класса. Структура учебного материала по каждой теме предусматривает осознание учеником целей, процессов и результатов деятельности. Каждая тема в учебнике заканчивается кратким резюме по содержанию учебного материала, предоставляющим эталон, с которым дети сравнивают собственные выводы, а также блоком вопросов и заданий для контроля и оценки результатов деятельности. Каждый раздел учебника заканчивается заданиями под рубрикой Проверим себя и оценим свои достижения. Специальные условные знаки в виде смайликов помогают осуществлению действия самооценивания, после которого ученику предоставляется возможность повторить
или заново изучить тот или иной учебный материал. Достижение личностных результатов образования, о чём было сказано выше, сопровождается освоением начальных форм личностной рефлексии. Этому способствуют вопросы и задания, направленные на выявление и осознание личностного смысла понятия Родина, личностного смысла учения, отношений со взрослыми и сверстниками, общения с природой. Такие задания даются на уроках Что такое Родина, Как живёт семья, Когда учиться интересно, Когда мы станем взрослыми и др) способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Знаково-символические средства представления информации широко используются в учебнике 1 класса. Так, например, в теме На что похожа наша планета предлагается рассмотреть рисунки-схемы и определить, как движется Земля в космическом пространстве. На уроке Что вокруг нас может быть опасным дети знакомятся с дорожными знаками. В 1 классе учащиеся знакомятся с глобусом как моделью Земли, работают с готовыми моделями кораблей, самолётов, сами создают модели объектов окружающего мира (Солнца, звёзд, созвездий, светофора, автомобиля и др. Немаловажное значение для достижения указанных результатов имеет освоение учащимися системы навигации учебников, выстроенной в едином ключе с 1 по 4 класс. Основным её элементом являются условные знаки и символы, нацеливающие на определённые виды деятельности и способы её организации. В частности, специальным условным знаком отмечены в учебнике задания, предусматривающие деятельность моделирования. Первоначальное знакомство с системой навигации осуществляется в 1 классе (Наши помощники — условные знаки) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Для достижения этого результата задания во всех разделах учебника 1 класса побуждают к активному использованию речевых средств. Например Что вы хотели бы узнать об окружающем мире Задайте разные вопросы о том, что здесь нарисовано. Подумайте и скажите, с каких слов начинаются ваши вопросы. Придумайте другие вопросы с каждым из этих слов (тема Задавайте вопросы Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие (тема Что мы знаем о народах России С помощью рисунка-схемы расскажите, что умеет компьютер. Обсудите значение компьютера в нашей жизни (тема Что умеет компьютер. Приведём примеры заданий учебника и рабочей тетради, предлагающих использовать средства ИКТ: С помощью взрослых научись делать на компьютере что-нибудь, чего ещё не умеешь. Приготовься рассказать об этом в классе Из телевизионной программы новостей, Интернета или других источников информации узнайте о последних событиях в освоении космоса. Здесь наклейте вырезку из газеты или распечатку из Интернета на эту тему. Активному использованию речевых средств и средств ИКТ способствует широкое применение таких организационных форм, как работа в парах и группах, выполнение заданий в сотрудничестве со взрослыми, реализация учебных проектов, а также использование электронного приложения к учебнику
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-ви-
довым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Достижению этих целей служит обширный материал в учебнике 1 класса. Например, проводится сравнение ели и сосны, реки и моря, различных средств транспорта, подбор примеров животных разных групп (отнесение к известным понятиям. Анализ иллюстраций, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений предусмотрены, в частности, такими заданиями Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах (урок Где живут белые медведи Подумайте, как животные приспособились к жизни в саванне, в тропическом лесу (урок Где живут слоны Рассмотрите рисунки и попробуйте объяснить, почему многие птицы улетают на зиму в тёплые края, Где же зимуют перелётные птицы Выскажите предположения. Подумайте, каких можно доказать (урок Где зимуют птицы. При изучении курса Окружающий мир в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов
связь с админом