Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков. А. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации


НазваниеА. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации
АнкорОкружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков.pdf
Дата25.07.2017
Размер1.79 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOkruzhayuschiy_mir_Metodicheskie_rekomendatsii_1_klass_Pleshakov
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24244
страница2 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
предметные результаты) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы
В 1 классе на уроке Зачем люди осваивают космос дети узнают о выдающихся достижениях нашей страны в освоении и изучении космического пространства, знакомятся с Ю. А. Гагариным. В учебнике помещён портрет первого космонавта планеты, фотографии первого искусственного спутника Земли, космического корабля Восток, изображение космической научной станции. Задание в рабочей тетради предусматривает поиск информации о последних достижениях в этой области
2) уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, е современной жизни.
На достижение указанного результата направлено изучение многих теми разделов курса во всех классах.
В 1 классе это прежде всего темы Что такое Родина, Что мы знаем о народах России, Что мы знаем о Москве, Как живёт семья, проекты Моя малая Родина, Моя семья
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной
и социальной среде.
Для достижения этого результата в 1 классе предусмотрено проведение уроков Почему идёт дождь и дует ветер, Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит, Откуда берётся и куда девается мусор, Откуда в снежках грязь, Почему мы любим кошек и собак, Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек, Почему в лесу мы будем соблюдать тишину, Почему мы часто слышим слово экология и др. Этой цели служит поиски выявление учащимися взаимосвязей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, а также в обществе. Кроме того, с целью освоения основ экологической грамотности в 1 классе предусмотрена деятельность по распознаванию природных объектов с помощью атласа-определителя От земли доне- ба». Задания по организации этой деятельности отмечены в учебнике и рабочей тетради соответствующим условным знаком. На освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы направлены задания, помогающие организовать работу с учебным пособием Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Освоение норм здоровьесберегающего поведения предусмотрено на уроках Зачем мы спим ночью, Почему нужно есть много овощей и фруктов, Почему нужно чистить зубы и мыть руки и др

15 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Организация наблюдений в окружающем мире предусмотрена уже в 1 классе. Соответствующие задания даются в основном в рабочей тетради. Работа на уроке проводится с опорой на проведённые наблюдения. Например, при изучении темы Что у нас над головой в учебнике предлагается задание Вспомните (по своим наблюдениям, каким бывает небо днём. Каким оно становится ночью Что вы видели на небе днём, ночью Первоклассники проводят опыты по изучению свойств снега и льда, моделированию загрязнения воды, очистке загрязнённой воды и др, выполняют практические работы, например Определяем камни, Изучаем части растений, Определяем комнатные растения, Определяем растения клумбы, Определяем деревья по листьям, Исследуем перья птиц, Исследуем шерсть зверей».
По результатам наблюдений и опытов учащиеся делают зарисовки в рабочей тетради. Предлагается осваивать и современный способ фиксации наблюдений — фотографирование. Обращение к семейным архивам предусмотрено, в частности, на уроке Когда мы станем взрослыми. В рабочей тетради к этому уроку дано задание Вместе со взрослыми рассмотри семейный альбом. Как выглядели взрослые, когда были маленькими Как менялись с возрастом) навыки установления и выявления причинно-след-

ственных связей в окружающем мире.
В учебнике 1 класса имеется раздел Почему и зачем, специально направленный на достижение указанной цели. Дети учатся устанавливать разнообразные причинно-следственные связи, отвечая на вопросы Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью, Почему Луна бывает разной, Почему звенит звонок, Почему радуга разноцветная и др. При изучении данного раздела учащиеся осознают цель и смысл той или иной человеческой деятельности, например Зачем нужны автомобили, Зачем строят корабли, Зачем строят са- молёты?».
Таким образом, курс Окружающий мир для 1 класса последовательно решает проблему освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями
ФГОС.
Раздел Методические особенности
УМК для 1 класса и работа с ним. Особенности новой
структуры и содержания учебника. НОВОЕ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНИКА
Учебник Окружающий мир для 1 класса открывается вводной темой Задавайте вопросы, которая раскрывает содержание и характер предстоящей учебной деятельности, знакомит с персонажами учебника, со средствами обучения, которые будут использоваться (книги, тетради, электронное приложение, а также с условными знаками, принятыми в учебнике. Каждый раздел учебника начинается шмуцтитулом — заглавной страницей, где раскрыты целевые установки изучения данного раздела (планируемые результаты. Шмуцтитул в значительной степени определяет также и последовательность расположения учебного материала в разделе. За шмуцтитулом следует основной учебный материал, распределённый по урокам в соответствии с тематическим построением раздела. Учебный материал раскрывает и реализует целевые установки, зафиксированные на шмуцтитуле. Структура каждого урока включает следующие компоненты) целевые установки урока, сформулированные в доступной для ребёнка форме (Что узнаем, чему научимся
2) задание/задания для актуализации знаний и умений, необходимых для работы на уроке
3) систему заданий для освоения нового содержания и его применения, включающую текстовой и иллюстративный материал) краткий вывод по содержанию урока (Сделаем вывод) вопросы и задания для организации контрольно- оценочной деятельности.
Наряду с уроками раздел включает в себя рубрики-
развороты: Наши проекты и Странички для любознательных. Каждый раздел завершается рубрикой Проверим себя и оценим свои достижения. Она представляет собой блок тестовых заданий, который позволяет определить, достигнуты ли целевые установки данного раздела (планируемые результаты, обозначенные на шмуцтитуле
В конце каждой части учебника имеется рубрика Странички для самопроверки, работа с которой осуществляется на многих уроках (в тексте уроков имеются соответствующие ссылки).
Остановимся подробнее на новых элементах структуры раздела и рассмотрим формирование УУД при работе с ними.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРИ РАБОТЕ СО ШМУЦТИТУЛОМ
И ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ШМУЦТИТУЛА
В начале первого урока по каждому разделу организуется работа со шмуцтитулом дети узнают, как называется раздел, чему они будут учиться, изучая его. К шмуцтитулу дети обращаются и на заключительном уроке по каждому разделу, когда производится проверка и оценка достижений. При этом тестовые задания соотносятся с теми целями, которые ставились вначале работы по разделу. Выполняя тестовые задания, дети решают, достигнута лита или иная цель, что, в свою очередь, служит основанием для общей оценки ими своих достижений. При работе со шмуцтитулом решается несколько методических задач. Обеспечение мотивации изучения раздела. Постановка целей работы по разделу. Определение видов деятельности при изучении раздела. Организация контрольно-оценочной деятельности по результатам изучения раздела.
Кроме того, с помощью материала шмуцтитулов можно повторить изученное ранее, актуализировать имеющиеся у детей знания и умения по той или иной теме. Возможно составление схемы, маршрута изучения раздела по ориентирам (целевым установкам, предложенным на шмуцтитуле.
При работе со шмуцтитулом формируются практически все виды универсальных учебных действий. Так, дети учатся планировать свою деятельность, определять последовательность действий при изучении раздела, прогнозировать по целевым установкам содержание раздела. На основе установок, зафиксированных на шмуцтитуле, школьники учатся принимать и сохранять учебные цели и задачи. Данные УУД относятся к регулятивным учебным действиям.
При обсуждении пунктов шмуцтитула учащиеся вступают в диалог, беседу со сверстниками и учителем, задают вопросы, высказывают своё мнение — таким образом
формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
На основе анализа целевых установок формируются познавательные УУД: дети мысленно вычленяют из окружающего их природного и культурного многообразия те объекты и явления, которые будут изучаться в данном разделе, определяют характер предстоящей учебной деятельности (проводить наблюдения и опыты, сравнивать, описывать по плану, изготавливать модели и т. д.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРИ РАБОТЕ С РУБРИКОЙ НАШИ ПРОЕКТЫ»
И ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ЭТОЙ РУБРИКИ
Учебник Окружающий мир для 1 класса предполагает выполнение четырёх проектов Моя малая родина, Моя семья, Мой класс и моя школа, Мои домашние питомцы. Обратим внимание на тематику проектов. Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи осознание своей новой социальной роли — ученик, развитие мотивов учебной деятельности формирование личной ответственности за своих питомцев. С учётом этапов работы над проектом учителю необходимо решить следующие методические задачи. Подготовить детей к выполнению проекта (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации.
3. Провести презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).
Методика проектной работы предполагает как коллективную деятельность учащихся под руководством педагога, который выступает в качестве консультанта, организатора, таки индивидуальную работу с привлечением членов семьи в качестве помощников, советчиков. Таким образом решается важная педагогическая задача учащиеся не только выполняют работу, но и учатся деловому творческому общению со своими сверстниками и со взрослыми.
Цель любого проекта — решение проблемы творческого и поискового характера. Поэтому учащиеся получают максимальную возможность для самореализации, для применения различных способностей (аналитических, художественных, коммуникативных, которые на уроке зачастую остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при этом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
К роме того, для учителя важно знать, что проекты, представленные в учебнике, можно реализовывать ив рамках внеурочной деятельности.
Работа над проектами является эффективным способом формирования универсальных учебных действий личностных регулятивных (организационных);
познавательных (интеллектуальных коммуникативных. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация систематической работы над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию УУД на уроках окружающего мира ив результате поможет достичь хороших показателей при итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет ученикам обрести ощущение успешности, независящее от текущей успеваемости;
научиться применять полученные знания организовывать сотрудничество с родителями, другими взрослыми на регулярной основе;
сотрудничать и вести диалог со сверстниками;
учитывать и понимать точку зрения своего одноклассника роли при выполнении группового проекта ставить цели своей работы;
планировать свою деятельность для реализации проекта предъявлять результаты проектной деятельности;
оценивать проекты, как свои, таки своих одно- классников.
Главное в работе над проектами — научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРИ РАБОТЕ
С РУБРИКОЙ СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ»
И ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ЭТОЙ РУБРИКИ
Учебники для 1 класса включают четыре Странички для любознательных, по две в каждой части учебника Что такое зоопарк, Откуда берутся шоколад, изюм им д (я часть, Когда жили динозавры, Почему их так назвали (я часть. Названия страничек сформулированы в виде проблемных вопросов и сразу мотивируют учащихся на поиск ответа. Странички для любознательных представляют собой тексты познавательного характера, рассказывающие о томили ином явлении окружающего мира, будь то животные зоопарка или динозавры, вымершие много миллионов лет назад. Тексты сопровождает красочный и содержательный иллюстративный ряд, который, в свою очередь, также помогает школьникам ответить на проблемный вопрос. Кроме того, имеются задания, обеспечивающие организацию работы с текстами и иллюстрациями.
Данная рубрика способствует поддержанию познавательного интереса младших школьников, внося разнообразие в учебную деятельность. Следует отметить, что материалы рубрики Странички для любознательных опираются на жизненный опыт младших школьников, поскольку в основу тематического содержания положены факты и явления, уже знакомые учащимся, с которыми они сталкивались в своей повседневной жизни, то, что им действительно интересно.
Рубрика Странички для любознательных может быть использована по-разному: для организации совместной работы ребёнка и взрослого в семье для проведения занятий в группе продлённого дня для организации внеурочной деятельности под руководством учителя. Например, можно провести экскурсию в зоопарк, составить коллекцию фотографий животных, обитающих в зоопарке, подготовить доклад или фоторепортаж на тему Где используются какао-бобы (изюм, мёд)?», сделать доклад об одном из динозавров, используя различные источники информации. Исходя из сказанного, учителю при работе сданной рубрикой необходимо решить следующие методические задачи. Определить наиболее эффективный в конкретных условиях преподавания способ использования Страничек для любознательных. Если материалы данной рубрики будут рекомендованы для занятий в семье, оказать помощь родителям,
другим взрослым в семье для успешной организации этой деятельности. При необходимости скоординировать свою работу с работой воспитателя группы продлённого дня. Если будут выбраны другие способы использования рубрики, определить их место в общей системе внеурочной деятельности, подготовить и провести соответствующие мероприятия.
«Странички для любознательных способствуют формированию различных видов универсальных учебных действий. Так, формированию коммуникативных УУД помогают вопросы и задания, стимулирующие школьников на построение речевых высказываний Для чего людям нужен мёд?», Расскажи, как люди используют изюм, Подумайте, могло ли быть на самом деле то, что представил себе Муравей Вопросик, Откуда же люди знают, какими были эти существа, Объясните, почему они так названы, Названия этих растений объясните самостоятельно. Познавательные учебные действия находят своё отражение, в частности, в заданиях следующего содержания Вот как объяснила названия этих растений Мудрая Черепаха. Догадайтесь, о каких растениях она рассказала. Детям необходимо проанализировать описание растения и соотнести его с изображением. Вопрос Каких зверей напоминают эти насекомые предполагает сопоставление внешнего вида насекомых и зверей с последующим поиском в списке названия насекомого. Иллюстративный ряд (рисунки, фотографии) помогает формированию личностных УУД, а именно нравственно- этической ориентации, связанной с осознанием необходимости и важности бережного отношения к природе,
к животным. Текстовый материал также способствует развитию установки на безопасный образ жизни В зоопарке нужно соблюдать правила не кормить и не дразнить животных. Это нужно для того, чтобы не навредить животными самим не оказаться в опасности».
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРИ РАБОТЕ С РУБРИКОЙ
«ПРОВЕРИМ СЕБЯ И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
И ФОРМИРОВАНИЕ УУД СРЕДСТВАМИ ЭТОЙ РУБРИКИ
Как уже было отмечено, шмуцтитул открывает раздел, формулируя целевые установки его изучения, а рубрика Проверим себя и оценим свои достижения является итоговым компонентом структуры раздела. Причём зафиксированные на шмуцтитуле целевые установки находят соответствующее отражение при проверке знаний, умений
и оценке достижений. Например, целевой установке — будем учиться узнавать некоторые достопримечательности столицы — соответствует задание Даша и Денис сделали в Москве фотографии, а подписать их забыли. На какой фотографии изображён Московский Кремль раздел Что и кто, установке — будем учиться соблюдать правила безопасной езды на велосипеде — соответствует задание До какого возраста вам запрещено кататься на велосипеде по улицами дорогам (раздел Где и когда?»).
Рубрика Проверим себя и оценим свои достижения позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности. При этом сама рубрика в учебнике содержит тестовые задания и таблицу-шкалу для оценивания, а в рабочей тетради имеется таблица-бланк для фиксации результатов и подсчё- та числа верных ответов. Для определения того, верный или неверный ответ дан на каждое задание, используются Странички для самопроверки учебника. При работе с материалами рубрики Проверим себя и оценим свои достижения учителю необходимо решить следующие методические задачи. Обеспечить соотнесение учащимися целевых установок, представленных на шмуцтитуле, и тестовых заданий, позволяющих определить, достигнута ли данная цель. Организовать совместное использование учащимися учебника и рабочей тетради. Оказывать индивидуальную помощь учащимся при заполнении таблицы в рабочей тетради. Оказывать учащимся помощь при работе с табли- цей-шкалой, оценивании индивидуальных достижений и общих достижений класса.
Опираясь на название рубрики, можно определить, какие универсальные учебные действия формируются при выполнении заданий. В первую очередь это регулятивные учебные действия — контроль, коррекция,
оценка. Эталон для сличения, те. верные ответы на тестовые задания, дети находят на Страничках для самопроверки. Ответы представлены в форме знаков — кружков различного цвета. Входе проверки своих ответов ребёнок учится корректировать правильность выполненного задания. Оценивать свои достижения, как уже было сказано, школьникам помогает специальная таблица-шкала в учебнике. Оценка фиксируется в рабочей тетради в форме закрашивания соответствующего знака-смайлика.
При работе с рубрикой Проверим себя и оценим свои достижения в рабочей тетради учащиеся знакомятся с табличной формой представления информации, учатся работать с таблицей, находить необходимые столбцы и строчки, правильно размещать ответы.
Важно отметить, что при выполнении тестовых заданий и использовании таблицу школьников развивается умение работать со знаково-символическими моделями,
а это формирование познавательных УУД.
ОСОБЕННОСТИ ДРУГИХ РУБРИК УЧЕБНИКА
В учебниках предметной линии Окружающий мир
УМК Школа России в структуре уроков имеются рубрики, на которые хотелось бы обратить особое внимание учителей.
«Что узнаем, чему научимся. Эта рубрика представлена в структуре каждого урока. Она содержит целевые установки урока и отмечена в учебнике условным знаком изображением Муравья Вопросика. Используется на этапе мотивации и целеполагания, открывая каждый урок.
«Практические работы. Эта рубрикапредставлена в структуре многих уроков.Практические работыпро- водятсяс природными объектами, различными предметами, в ряде случаев они включают проведение опытов. Выполняя эти работы, дети практическими методами исследуют окружающий мир, причём в этом процессе задействованы разные органы чувств (например, осязание и слух на уроке Почему звенит звонок. Большое место в курсе занимают практические работы с атласом- определителем От земли до неба, которые предусматривают деятельность по распознаванию природных объектов и открывают ребёнку названия деревьев, цветов, насекомых целый мир рядом с ним Почти все практические работы, включённые в учебник, представлены ив рабочей тетради, где содержатся задания-инструкции для их выполнения и предусмотрена фиксация результатов. В рабочей тетради даны названия практических работ, чётко ориентирующие детей на поисковую, исследовательскую и практическую деятельность. Например, Определяем камни, Исследуем перья птиц, Изучаем возникновение звуков, Учимся ухаживать за комнатными растениями, Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц. Особое внимание следует обратить на порядок проведения опытов. В рабочей тетради сформулирована цель опытов, показано необходимое оборудование, представлены этапы проведения опыта (что делаем, что наблюдаем, вывод, предлагается также дать оценку выполненной работы (достигнута ли цель опытов).
«Моделирование». Деятельность моделирования близка к практическим работам, хотя и не входит в эту рубрику. Она представлена в учебнике специальными заданиями, отмеченными соответствующим условным знаком. Использование для изучения окружающего мира готовых моделей (например, глобуса — модели Земли, моделей кораблей, самолётов), а также изготовление моделей самими учащимися, те. собственно моделирование необходимое дополнение к работе с натуральными природными объектами и предметами, позволяющее переходить от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к абстрактному, к формированию элементов теоретических знаний. Моделирование как знаково-сим- волическое действие относится к числу важнейших видов познавательных УУД. С помощью моделей дети учатся выделять существенные признаки объектов, осваивая на разных примерах такие важные для познания окружающего мира понятия, как форма, размер, цвет. В 1 классе учащиеся изготавливают модели Солнца, звёзд, созвездий, Земли, Луны, а также одежды рыб, светофора, авто- мобиля.
«Знаете ли вы, что Эта рубрика направлена на расширение кругозора школьников, обращает их внимание на нечто удивительное, обогащает жизненный опыт детей. Рубрика также способствует развитию смыслов учебной деятельности, те. то знание, которое получено ребёнком из этой рубрики, можно применить в жизни. Важнейшая цель данной рубрики — учить детей извлекать из текста информацию и использовать её для изучения новых объектов, явлений, отношений. Для этого после приведённой информации даётся задание, например Используя эту информацию, найдите на фотографиях родину кактусов и бегоний (урок Что растёт на подоконнике?»).
«Запомните!». Эта рубрика обращает внимание детей на знание, которое со временем должно стать принципом, правилом в жизни. Чаще это знания, связанные сформированием экологического сознания, соблюдением правил безопасного поведения и охраны здоровья.
«Сделаем вывод Эта рубрика представлена в структуре каждого урока и отмечена условным знаком — изображением Мудрой Черепахи. Содержит краткий вывод по материалу урока и используется для обобщения высказываний детей при подведении итогов урока

25
2.1.2. НОВОЕ В ПРЕДМЕТНОМ СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНИКА
В соответствии с ФГОС в предметном содержании учебника появились новые темы Что такое Родина, Что мы знаем о народах России, Что мы знаем о Москве, Как живёт семья, Когда учиться интересно, Зачем нам телефон и телевизор, Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности, Почему на корабле ив самолёте нужно соблюдать правила безопасности. Первые три темы (Что такое Родина, Что мы знаем о народах России, Что мы знаем о Москве) формируют родиноведческие знания и гражданские чувства. В рамках данных уроков начинается и формирование различных видов УУД. Так, коммуникативные универсальные действия находят отражение в заданиях для работы в паре Какие праздники отмечают народы России Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни, По этим фотографиям расскажите о жизни маленьких москвичей, ваших сверстников. В рабочей тетради также есть задания, предполагающие работу в паре и со взрослыми Подумайте, что вы можете назвать своей малой родиной. Расскажите о ней. Нарисуйте свой город
(село)», Узнайте представителей народов России по национальным костюмам. Вырежите картинки из Приложения и правильно расположите их, С помощью взрослых запишите, какие народы населяют ваш край. Регулятивные УУД реализуются при выполнении следующих заданий рабочей тетради Проверьте себя по учебнику, Попроси соседа по парте проверить твою работу. Познавательные учебные действия формируются на основе анализа иллюстраций, их сравнения, построения речевого высказывания (например Рассмотрите на рисунке представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России»).
Тема Как живёт семья способствует формированию семейных ценностей, доброго отношения к членам своей семьи, взаимопомощи, взаимоуважения. Коммуникативные и познавательные УУД находят своё отражение в заданиях, предусматривающих построение рассказа по рисункам учебника и на основе своих жизненных впечатлений,
запись в рабочей тетради с помощью взрослых имён, отчеств и фамилий членов своей семьи и рассуждений о том, что объединяет всех членов семьи.
Тема Когда учиться интересно направлена на формирование у ребёнка положительного отношения к школе, принятие новой социальной роли — ученик. Первоначальные навыки рефлексии развиваются на основе вопросов Интересно ли вам учиться Почему, Что вы чувствовали в первый день учёбы?». Умение сравнивать формируется при выполнении задания Сравните фотографии. Как вы помогаете друг другу учиться. Задание Расскажите о вашем учителе и вопрос Каким должен быть коллектив класса, чтобы было интересно учиться способствуют развитию коммуникативных учебных действий. Тема Зачем нам телефон и телевизор знакомит детей со средствами связи и средствами массовой информации, учит их различать. Это одна из многих практико- ориентированных тем курса, тесно связанных с жизнью детей, их повседневным опытом. Включённые вне задания помогают формированию всех видов УУД. Найдите старинные и современные предметы, Воспользуйтесь одним из средств связи, чтобы сообщить о событиях вашей жизни родственникам или друзьям, а также спросить, что у них нового — задания, предполагающие сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Задание Расскажите, какие бывают телефоны стимулирует развитие коммуникативных УУД, а задание Сравните их по внешнему виду и вопрос В чём их сходство и различия — развитие познавательных УУД. Темы Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности и Почему на корабле ив самолёте нужно соблюдать правила безопасности формируют установку на безопасный образ жизни. На этих уроках дети учатся работать в группе, осваивая коммуникативные УУД. Регулятивные УУД находят отражение в заданиях рабочей тетради Закрась продолжение каждого правила в тот же цвет. Попроси соседа по парте проверить тебя.
2.2. Особенности других компонентов УМК Рассмотрим более подробно состав учебно-методиче- ского комплектадля 1 класса. Он включает следующие издания:
П лешаков А. А. Окружающий мир рабочие программы пособие для учителей общеобразоват. организаций А. А. Плешаков. — М Просвещение, Пл е ша ко в А. А. Окружающий мир. 1 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М Просвещение, Пл е ша ко в А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь кл. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М Просвещение, Пл е ша ко в А. А. Окружающий мир тесты 1 кл пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. — М Просвещение, Пл е ша ко в А. А. Окружающий мир. Проверим себя.
1 кл. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М Вита-Пресс, Пл е ша ко в А. А. От земли до неба атлас-определи- тель: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М Просвещение, Пл е ша ко в А. А. Зелёные страницы пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плеша- ков. — М Просвещение, Пл е ша ко в А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики кн. для учащихся общеоб- разоват. организаций / А. А. Плешаков, А. А. Румян- цев. — М Просвещение, Окружающий мир 1 кл электронное приложение к учеб. А. А. Плешакова (1 Пл е ша ко в А. А. Комплект демонстрационных таблиц к учебнику Окружающий мир. 1 класс / А. А. Пле- шаков. — М Просвещение, Рабочая программа, учебники рабочая тетрадь составляют основу комплекта. Они включают разделы Что и кто, Как, откуда и куда, Где и когда, Почему и зачем. Рабочая тетрадь,помимо этих разделов, содержит вкладыш Научный дневники Приложение с разрезными деталями. Часть этих деталей используется при работе с заданиями самой тетради, другая часть — при работе с учебником. Однако в учебник разрезные детали не наклеиваются после выполнения работы дети убирают их в специальный конверт. Приложение содержит также заготовки для изготовления моделей светофора и автомобиля. Учебник используется при работе на уроке домой его дети, как правило, не носят. Рабочая тетрадь также используется в основном на уроке, в ряде случаев — в группе продлённого дня. Задания, отмеченные знаком Работа со взрослыми, предназначены для занятий в семье.
Тетради Окружающий мир. Тесты и Проверим себя используются в классе под руководством учителя. Эти пособия предоставляют возможность организации текущего контроля результатов учебного труда ребёнка. Основная цель работы сними формирование универсальных учебных действий контроля, коррекции и оценки. Тетради способствуют развитию у ученика интереса к результатам своего учебного труда, помогают осваивать способы выполнения проверочных заданий различных видов. Кроме того, они позволяют быстро и эффективно повторить основной материал прошлого урока. В обеих тетрадях имеются проверочные задания по всем разделами темам курса. Как правило, тексты заданий читает и при необходимости поясняет учитель,
а в процессе работы он может оказывать учащимся индивидуальную помощь. В конце тетради тестов имеются ответы, которые дети используют для самопроверки. При работе с тетрадью Проверим себя правильный ответ сообщает учитель или кто-либо из учащихся. Дети сравнивают верный ответ со своим ответом, находят ошибки, исправляют их. Работа в обеих тетрадях оценивается в словесной форме учащиеся могут также нарисовать соответствующий знак-смайлик по образцу, принятому в учебнике. Книги От земли до неба (атлас-определитель), «Зелё-
ные страницы, Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики занимают особое место в комплекте. Они используются в течение всех четырёх лет об-
ученияв начальной школе. В 1 классе ребёнок начинает активно работать с атласом-определителем.Это пособие, как уже было сказано, обеспечивает один из приоритетных видов деятельности учащихся — распознавание природных объектов. В классе необходимо иметь набор атласов-определителей, достаточный хотя бы для работы в парах. Кроме того, желательно, чтобы каждый ре- бёнок имел дома свой собственный атлас-определитель и пользовался им (с помощью взрослых или самостоятельно) как в домашних условиях, таки вовремя прогулок,
на даче и т. д.
С книгами «Зелёные страницы»и Великан на поляне первоклассники работают меньше, так как эти пособия содержат большой объём текста. Из этих книг учитель читает на уроке отдельные рассказы и фрагменты, демонстрирует иллюстрации. Кроме того, они рекомендуются для занятий в семье (взрослый читает ребёнку и обсуждает с ним прочитанное).
Электронное приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК Окружающий мир.
1 класс автора А. А. Плешакова. Приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включено более 600 мультимедиаресурсов
различных типов, расширяющих информационно-образо- вательное пространство УМК:
Фотографии Анимации
Видеофрагменты Интерактивные игры Тесты Приложение состоит из 60 уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам курса. Каждый урок состоит из трёх экранов информационного, представляющего детям учебный материал,
и двух экранов с упражнениями тренингового характера. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.
Комплект демонстрационных таблиц по курсу Окружающий мир с методическими рекомендациями включает 16 таблиц большого формата, которые представляют собой важный компонент УМК. Таблицы позволяют выстроить зрительный ряд, помогающий решению многих задач развитию у школьников интереса к познанию окружающего мира, формированию современных представлений о природе и мире людей, развитию эмоционально-ценностного отношения к действительности, осмыслению личного опыта общения с природными социальным окружением, освоению школьниками предметных и метапредметных (универсальных) учебных действий.
2.3. Структура и содержание урока:
общие методические рекомендации
Выше, при описании структуры учебника, уже были представлены основные структурные компоненты урока, даны характеристики ряда рубрик учебника, в которых эти компоненты реализуются. Наиболее полно структура урока раскрыта в поурочных разработках предлагаемых методических рекомендаций. Описание каждого урока в методических рекомендациях начинается с определения его целевых установок планируемых достижений учащихся. Этот пункт ориентирует учителя на достижение предметных, мета- предметных и личностных результатов урока.
Затем следует описание оборудования, необходимого для проведения урока. Отдельно перечислено, что должно быть у учителя, а что — у учащихся. Нужно учесть, что в перечне не указываетсято оборудование, которое должно постоянно присутствовать на уроках. Прежде всего это куклы постоянных персонажей
— Муравей Вопросик, Мудрая Черепаха, Злючка-Грязючка. Они упомянуты лишь при первом появлении (Муравей и Черепаха — на уроке Задавайте вопросы, а Злючка-Грязючка — на уроке Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Эти персонажи изображены в учебнике, а на уроке они должны оживать, принимать активное участие в работе. Роли этих героев исполняет сам учитель, применяя хорошо известный в начальном обучении приём театрализации. Можно взять готовые игрушки, изображающие муравья и черепаху, или смастерить их самостоятельно. Разумеется, куклу Злючку-Грязючку придётся специально изготовить, используя лоскутки грязного цвета.
Кроме того, в перечне оборудования не упоминаются учебники рабочая тетрадь
,т. е. те компоненты учебного комплекта, которые применяются на уроках постоянно. При выполнении заданий на уроке постоянно требуются ручка, простой карандаш, цветные карандаши они тоже не указываются в перечне оборудования.
Поскольку оборудование не описывается подробно,
а только перечисляется, учитель не всегда может сразу составить он м полное представление. Поэтому все предметы, упомянутые в перечне, выделены в тексте при описании хода урока. Это поможет учителю при подготовке к уроку легко сориентироваться, каким именно должно быть оборудование, на каких этапах урока и каким образом оно будет применяться.
На многих уроках предполагается использование при работе с учебником цветных фишек.Имеются ввиду небольшие квадратики из цветной бумаги (лучше всего бархатной, которые в достаточном количестве должны быть у каждого ученика. Они хранятся у ребёнка в специальном конверте. Могут быть использованы и готовые пластмассовые фишки из набора. При выполнении различных заданий требуется различное количество фишек разного цвета. Иногда нужна всего одна фишка любого цвета, иногда — несколько разноцветных фишек или несколько пар, каждая своего цвета. Учителю следует определить это заранее, исходя из характера каждого конкретного задания. Фишки дети могут изготовить самостоятельно во внеурочное время с помощью учителя.
В описании многих уроков имеется пункт Предварительная работа. Это та работа, которая должна быть проведена заранее одним учителем или совместно с детьми. Например, накануне урока в удобное время проводится прогулка с детьми для наблюдения тех или иных явлений окружающего мира, сбора камешков, опавших листьев или других природных объектов, необходимых для последующего изучения в классе. Если планируется пригласить на урок какого-либо гостя, учитель заранее договаривается с ним, обсуждает содержание беседы и т. д.
Затем в методических рекомендациях следует описание хода урока. Уроки строятся по единому плану, отвечающему развёрнутой структуре учебной деятельности. Каждый урок включает следующие этапы. Мотивация и целеполагание. Актуализация знаний и умений. Освоение нового содержания и его применение. Выводы и обобщения. Контроль и оценка достижений.
Очень важно отметить, что уроки по курсу Окружающий мир строятся в проблемно-поисковом ключе, что предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. Таким образом, детям не даются готовые знания,
а организуется целенаправленная деятельность по их добыванию. Неслучайно в 1 классе темы всех уроков формулируются в виде проблемных вопросов, ответы на которые дети ищут сами с помощью учителя. Главный проблемный вопрос, соответствующий теме урока, формулируется на этапе мотивации и целеполагания. Как правило, это делается с помощью постоянного персонажа учебника — Муравья Вопросика. Учитель просит детей незамедлительно ответить Муравьишке. Дети выступают с пробными ответами, исходя из имеющихся у них знаний. Вот тут-то и выясняется, что знаний недостаточно, а то и вовсе нет. Нужно сначала самим найти ответ на вопрос. Осознание детьми своего незнания позволяет сформулировать учебные задачи урока с помощью текста рубрики Что узнаем, чему научимся. Это делает учитель, зачитывая детям формулировки учебника. (Постепенно, по мере приобретения детьми соответствующего опыта, можно предлагать им самим формулировать задачи урока, а затем сравнивать предложенные формулировки с теми, которые даны в учебнике.)
На последующих этапах урока учителю необходимо акцентировать внимание на том, какую задачу решаем, какую уже решили, а в конце урока вернуться к главному вопросу Муравьишки и снова ответить на него. Теперь, обогатившись новым знанием, дети могут дать правильный и полный ответ. Если обобщение по уроку
должно быть шире, чем ответ Муравьишке, учитель предлагает сделать и другие выводы из изученного материала. Ответы детей сравниваются с эталоном, представленным в рубрике Сделаем вывод от имени Мудрой Черепахи. Далее проводится работа по контрольным вопросами заданиям, имеющимся в учебнике, на основании чего даётся общая оценка достижений на уроке. Дети могут положить цветную фишку рядом стем знаком-смайли- ком, который соответствует данной оценке. Если дети допустили ошибки или не ответили на вопросы, нужно подумать о причинах неуспеха и ещё раз проработать материал, оказавшийся неусвоенным.
Центральный этап урока — этап освоения и применения нового содержания. Учитель организует и направляет этот процесс. При этом целесообразно придерживаться последовательности заданий учебника и тех форм организации учебной работы, которые определены условными знаками учебника (работаем в паре, работаем в группе, работаем со взрослыми. Информация, которую учитель сам сообщает детям, должна быть минимальной и вводиться, как правило, в тот момент, когда дети готовы к её восприятию и могут использовать её для поиска ответа на вопрос. Поскольку источником проблемных вопросов чаще всего оказывается Муравей Вопросика эталон, с которым дети сравнивают свои выводы, предоставляет Мудрая Черепаха, движение ребён- ка от незнания к знанию поддерживается общей игровой канвой урока, что позволяет наиболее успешно организовывать поисковую деятельность при работе с перво- классниками.
Как уже говорилось, помимо учебника, на уроке используются рабочая тетрадь и другие пособия. В учебнике имеются ссылки на рабочую тетрадь (условный знак, но только в самых необходимых случаях. В тетради же представлены задания ко всем урокам курса. Учитель, исходя из содержания заданий, определяет их место на уроке ряд заданий могут быть выполнены или закончены в группе продлённого дня. Имеется также значительное число заданий, позволяющих организовать совместную деятельность ребёнка и взрослого в семье. В учебнике имеются ссылки также на атлас-опреде-
литель От земли до неба, являющийся необходимой частью УМК. Он требуется для организации распознавания (определения) природных объектов, что является, как уже было сказано, одним из приоритетных видов деятельности в курсе Окружающий мир. Атлас-опре- делитель выполняет и другие дидактические функции
служит источником информации об объектах природы, даёт возможность приводить примеры растений и животных разных групп, расширяет кругозор детей, создаёт дополнительную мотивацию к учению, позволяет давать учащимся задания повышенной сложности и т. д.
Организуя познание ребёнком реального мира, учитель не должен забывать, что первоклассник продолжает жить одновременно ив мире сказочном, фантастическом, который актуален для него и близок его душе. Поэтому в учебнике рядом с реальным миром выстроен сказочный мири даются связанные с ним задания, например По рисунку придумайте сказку о том, как муравьишки учились переходить улицу, Можно ли искупаться в морене выходя из дома Придумайте по рисунку сказочную историю. Эти и другие творческие задания
в учебнике и рабочей тетради позволяют усилить личностную значимость для ребёнка открываемых знаний, придать им индивидуальные черты, эмоционально-цен- ностную окраску. Поэтому в методических рекомендациях таким заданиям уделяется большое внимание. Учителю предлагаются и различные литературные материалы стихотворения, загадки, которые помогут обеспечить яркое, образное раскрытие учебного содержания.
Продумывая ход урока, учитель должен обеспечить смену видов деятельностина уроке, которая является обязательным условием успешного обучения и надёжно обеспечена средствами учебного комплекта. В каждой поурочной разработке учитель может проследить такую смену деятельности детей. Важно реализовать её на уроке, а также обязательно предусмотреть в тех случаях, когда учитель разрабатывает собственный вариант урока, существенно отличающийся от предлагаемого.
Остановимся на работе с текстомучебника и учебных пособий. По понятным причинам его объём ограничен, и предназначен текст в основном для учителя. Детям учебный материал преподносится главным образом в виде иллюстраций. Однако текстовой компонент учебника и пособий для первоклассников имеет очень большое значение. Краткий, лаконичный текст организует информационное пространство книги, помогает ориентироваться в ней как учителю, таки ребёнку, обучающемуся чтению. Большое значение имеют тексты заданий. Они делают ясными понятным учителю дидактическое наполнение книги, назначение каждого элемента иллюстративного материала. Очень важны приведённые в учебнике формулировки проблемных вопросов, подрисуночные подписи, выво- ды-эталоны, преподносимые от имени Мудрой Черепахи
Такого рода тексты учитель читает, как правило, вслух,
а дети могут следить по книге. Благодаря этому учащиеся получают ценные речевые образцы, осваивают новые слова, термины. Всё это необходимо не только для овладения учебным материалом, но и для развития речи ребёнка. Отметим также, что текстовой компонент учебной книги может служить одним из средств для осуществления дифференциации обучения. Наличие текста позволяет учителю вовлекать в активную работу тех первоклассников, которые в той или иной степени уже владеют навыком чтения. В зависимости от возможностей детей учитель предлагает им прочитать заголовок, отдельные слова, предложения, иногда тот или иной учебный текст целиком. Постепенно всё большее число детей привлекается к работе с текстом учебника. Таким образом дети применяют своё умение читать, убеждаются в том, что это умение открывает передними новые возможности.
Всё это, несомненно, повышает заинтересованность ре- бёнка в овладении навыком чтения. Немаловажное значение имеет и собственно практикование в чтении, которое должно быть как можно более широким, особенно в конце первого года обучения.
Хорошо известно, что при работе с первоклассниками на каждом уроке проводится по две физкультми-
нутки. Особый интересу детей, как правило, вызывают те из них, которые тематически связаны с содержанием урока. Именно такие физкультминутки рекомендуются в методическом пособии. Соответствующие материалы стихотворения, песни и т. д) помещены после пункта Ход урока. Учитель должен самостоятельно определить моменты их включения в урок. В тех случаях, когда в поурочных рекомендациях физкультминутки не даны, учитель организует их по своему усмотрению.
Большую ценность для реализации задач курса имеют уроки в «зелёном классе»
(т. е. непосредственно в природном окружении. Они могут проводиться натер- ритории школы, в парке, сквере, оранжерее и т. д. Возможно проведение таких уроков, в частности, по темам Что растёт на клумбе, Что это за листья, Почему в лесу нужно соблюдать тишину. По усмотрению учителя их число может быть увеличено. Случаи, когда в методических рекомендациях предлагается такой вариант проведения урока, отмечены рубрикой ВНИМАНИЕ

«ЗЕЛЁНЫЙ КЛАСС»!».
Вряде случаев в методическом пособии даны рекомендации для работы в группе продлённого дня.Это предусмотрено, если нужно закончить или продолжить ту или
иную работу, начатую на уроке, или же выполнить задания, тематически связанные с содержанием урока. Как правило, это различные наблюдения и творческие задания.
Особое внимание учителя хотелось бы обратить на пункт Рекомендации для занятий в семье, которым заканчиваются многие поурочные разработки. Домашние задания первоклассникам не даются. Однако программа курса нацеливает учителя на постоянное взаимодействие с родителями, поскольку они могут оказать ребёнку неоценимую помощь в познании окружающего мира. Необходимо в самом начале учебного года познакомить родителей с предметом Окружающий мир, раскрыть его задачи, особенности преподавания и попросить взрослых о проведении в семье несложных занятий, включающих простейшие наблюдения окружающего мира, чтение ре- бёнку дополнительной литературы, расширяющей его кругозор, и т. д. Эти занятия не являются обязательными, но они очень важны для воспитания и развития ре- бёнка. На основе предложенных в данной книге заданий учитель может составить для родителей конкретные рекомендации. Специально для занятий в семье предназначен вкладыш в рабочей тетради — Научный дневник.
Внём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых выполняет в течение учебного года.
РАЗДЕЛ III
Календарно-тематическое планирование
учебного материала для 1 класса класс (66 ч
п/п
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей