Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков. А. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации


НазваниеА. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации
АнкорОкружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков.pdf
Дата25.07.2017
Размер1.79 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOkruzhayuschiy_mir_Metodicheskie_rekomendatsii_1_klass_Pleshakov
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24244
страница5 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ЧТО У НАС НАД ГОЛОВОЙ?
Ц елевые установки урока bb(п лани р уем ы ед ости жени я учащих с я)
Предметные результаты:
знать, что Солнце — огромный пылающий шар;
знать, что облака состоят из мельчайших капелек воды;
иметь представление о форме и размерах предметов;
обобщать знания о дневном и ночном небе.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать он ммоделировать форму Солнца
моделировать конфигурацию созвездий;
находить на ночном небе ковш Большой Медведицы проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой по заданиям рабочей тетради, работая со взрослыми;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать красоту неба днём и ночью. Оборудование У учителя — кубик, тарелка, мяч, слайды звёздно го неба атлас-определитель От земли до неба кухонный ковшик с длинной ручкой. У учащихся коробки с пластилином, картонные пластинки или дощечки тёмного цвета для моделирования созвездий.
Предварительная работа Перед данным уроком следует провести прогулку, вовремя которой надо рассмотреть с детьми небо, обла ка.
Х оду рока bbМотивация и целеполагание От имени Муравья Вопросика детям предлагается вопрос, вынесенный в название темы, и зачитываются задачи урока (с. 18 учебника).
Актуализация знаний и умений Учитель просит вспомнить и сказать, что было у нас над головой вовремя прогулки. (Небо, а на небе — Солнце и облака) Учитель уточняет «Всё это мы видели днём. А кто знает, каким становится небо поздно вечером и ночью Что на нём можно увидеть (Звёзды, Луну.)».
Освоение нового содержания и его применение. Учитель обращает внимание детей на изображение Солнца, просит подумать, какую форму оно имеет, сравнить Солнце и изображённые рядом с ним предметы по форме, цвету, размерам. Для большей наглядности учитель демонстрирует детям изображённые предметы (кубик, тарелку, мяч. В итоге выясняется, что Солнце — огромный пылающий шар. Затем учитель обращает внимание на условный знак в нижней части спросит его расшифровать (если забыли, посмотреть нас. Учитель спрашивает, как дети понимают слова моделирование, модель, при необходимости поясняет, что моделирование — это изготовление модели, а модель — это предмет, изображающий другой предмет. В данном случае предлагается вылепить из пластилина модель Солнца. Учитель просит сначала подумать, как это сделать. Очень важно, чтобы дети наметили мысленный план действий, позволяющих решить данную задачу. Входе коллективного обсуждения уточняется, какого цвета пластилин понадобится, какой формы фигуру нужно вылепить. Далее дети работают самостоятельно. Дети демонстрируют классу свои модели, после чего учитель, в соответствии с заданием учебника, просит объяснить, чем изготовленная модель похожа на настоящее Солнце (формой, цветом, а чем отличается от него (размерами. Настоящее Солнце огромное, во много раз больше Земли.
Переходя к следующему этапу урока, учитель просит вспомнить, какие облака ребята видели вовремя прогулки, предлагает подойти кокну и посмотреть, какие сейчас на небе облака (если они есть. Затем дети рассматривают виды облаков на рисунке в рабочей тетради с. 10, № 1). Учитель говорит Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака другие расположены слоями, это слоистые облака третьи напоминают перья, это перистые облака. (Все эти облака детина- ходят на рисунке ипоказывают пальчиком) Какие же облака мы видели вовремя прогулки или только что в окно Дети отмечают, закрасив в тетради кружок.
Затем учитель от имени Муравья Вопросика рассказывает, как однажды летал на облаке. Учитель спрашивает Верители вы Муравьишке Могло ли это быть на самом деле Обсуждая с учителем эти вопросы, дети узнают, что облако — это густой туман высоко в небе, оно состоит из мельчайших капелек воды, ипоэтому летать на нём можно только в сказке.
Для знакомства с новым материалом о созвездиях детям предлагаются загадки:
Махнула птица крылом, Закрыла весь свет Одним пером (Ночь)

По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
(Ночь, звёзды)
Блин в окошке виден Тане;
Он тов масле, тов сметане.
(Луна)
Учитель просит рассказать о наблюдениях за вечерним небом. Какого цвета оно было Кто видел на нём звёзды, Луну Затем учитель демонстрирует слайды, отражающие красоту и таинственность ночного неба. При этом читает вслух описание звёздного неба из атласа-
опреде лителя От земли до неба с. 208, первый абзац. Для создания соответствующей атмосферы желательно сопровождать демонстрацию музыкой с космическими мотивами.
Далее проводится работа с с. 19 учебника. Учитель спрашивает Почему рядом со звёздами изображён медведь Дети высказывают предположения возможно, кто-то знает правильный ответ. Учитель рассказывает
«Ещё в древности (много-много лет назад) люди видели на небе фигуры из звёзд, которые ониназвали созвездиями. Многие фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия назвали их именами. Например, Большая Медведица. Вы видите на рисунке старинную карту звёздно- го неба, на которой показано созвездие Большой Медведицы. Посмотрите, как много звёзд в этом созвездии.
Из них как раз иполучается медведица с головой, туловищем и хвостом. Но рассмотрите внимательное хвост.
Что-то тут не так. (Хвосту этой медведицы длинный,
а у настоящего медведя короткий) У этой медведицы хвост стал таким, потому что её тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из древних ска зок-легенд. Оказывается, это непросто медведица, а заколдованная красавица по имени Каллисто. Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спасе схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие».
Затем учитель говорит Обратите внимание на то, что самые яркие звёзды этого созвездия образуют фигуру, которая напоминает. Что же (Дети высказываются, учитель демонстрирует кухонный ковшик, делается вывод, что фигура напоминает ковш) Чтобы было лучше видно, художник на рисунке соединил звёзды линиями. Найдите на рисунке ручку звёздного ковша. Посчитайте, сколько в ней точек-звёздочек. (Три) А из скольких звёзд состоит сам ковшик (Из четырёх.) Сколько же всего звёзд образуют ковш Большой Медведицы (Семь.)»
Учитель говорит, что на небе обычно трудно разглядеть всезвёз ды Большой Медведицы, зато семь ярких звёзд ковша всегда хорошо видно.
Затем учитель просит детей на рисунке (с. 19) соединить пальчиком звёзды, мысленно проводя линию от крайней звезды в ручке ковша.
После этого дети самостоятельно работают в рабочей тетради (с. 10, № 2): карандашом соединяют точки-звёзды так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Далее организуется работа в парах по заданию учебника (с. 19) с использованием атласа-определителя От земли
до неба (моделирование созвездий. По окончании работы дети демонстрируют модели классу, оценивают лучшие.
Выводы и обобщения При подведении итогов урока учитель просит ещё раз ответить на вопрос Что у нас над головой Высказывания детей обобщаются с помощью вывода нас учебника. Контроль и оценка достижений Проводятся с помощью блока вопросов нас учебника.
Физкультминутки.Могут быть проведены с использованием песни Облака, белокрылые лошадки. В группе продлённого дня учащиеся изготавливают модель-аппликацию Облака на лист голубой бумаги приклеивают кусочки ваты (кучевые облака, белые нитки (слоистые облака, перья (перистые облака. Можно коллективно придумать сказку о том, как Муравьишка летал на облаке, и проиллюстрировать её собственными рисунками.
Р е коме н да ц и и для занятий всем ь е. Вечером, когда стемнеет, вместе с ребёнком полюбуйтесь звёзд ным небом. Найдите ковш Большой Медведицы. Убедитесь, что он состоит из семи звёзд.
2. В Научном дневнике начните выполнять задание ЧТО У НАС ПОД НОГАМИ?

Ц елевые установки урока bb(п лани р уем ы ед ости жени я учащих с я)
Предметные результаты:
иметь представления о форме, размерах, цвете предметов определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
различать гранит, кремень, известняк;
пользоваться увеличительным прибором — лупой.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;
использовать представленную информацию для получения новых знаний;
осуществлять самопроверку;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Личностные результаты:
осознавать красоту камней и необходимость бережного отношения к ним.
Оборудование. У учителя — образцы гранита, известняка, кремня, известняка-ракушечника; атлас-опре- делитель От земли до неба. У учащихся — камешки, собранные на прогулке образцы гранита, известняка, кремня атлас-определитель От земли до неба ножницы и клей для выполнения задания в рабочей тетради.
Предварительная работа. До урока проводится прогулка, вовремя которой дети наблюдают, что у них под ногами (трава, опавшие листья, почва, асфальт, песок, камни и т. д. Особое внимание учитель обращает на камни по его просьбе дети собирают различные камешки и приносят их в класс.
Х оду рока bbМотивация и целеполагание Вначале урока Мудрая Черепаха интересуется, как выполнено задание № в Научном дневнике. Можно предложить детям сравнить сделанный в дневнике рисунок с рисунком в ат-
ласе-определителе От земли до неба с. 210) — расположение ковша на них должно быть примерно одинаковым. Так дети убеждаются в правильности своих наблюдений.
От имени Муравья Вопросика учитель говорит Теперь я знаю, что у нас над головой. А что у нас под ногами Дети называют то, что видели под ногами вовремя прогулки, говорят, что принесли с прогулки камешки. Учитель зачитывает слова Муравьишки нас учебника.
Актуализация знаний и умений Учащиеся раскладывают камешки перед собой и рассматривают их. Учитель Какие перед вами камни — одинаковые или разные Чем они отличаются друг от друга (Формой, размером, цветом.)»
Освоение нового содержания и его применение. Учитель предлагает проанализировать рисунок в учебнике и объяснить, каким образом рассортированы на нём камешки. Затем дети по аналогии сортируют камешки, собранные на прогулке. Сначала следует разложить их по форме, затем — по размерам, потом — по цвету. Входе работы дети убеждаются, что одни и те же камешки могут оказаться в разных группах, в зависимости оттого, по какому признаку проводится классификация.На это следует обратить особое внимание детей, поскольку это
очень важно для формирования умения классифицировать объекты как универсального учебного действия.
Далее проводится практическая работа в парах
«Определяем камни. Следует предложить каждой паре учащихся не более двух образцов камней в разных сочетаниях. Атлас-определитель потребуется в тех случаях, когда образцы отличаются по цвету или другим признакам от тех, которые изображены в учебнике (в атласе- определителе нас показано несколько вариантов образцов каждого камня на этих страницах следует заранее сделать закладки. Прежде всего учитель просит расшифровать условные знаки нас учебника (если забыли, посмотреть нас. Итак, знаки-помощники подсказывают, что для практической работы потребуются рабочая тетрадь и ат- лас-определитель. Открыв рабочую тетрадь нас, дети видят, что работу нужно проводить в парах. Дальнейшие действия выполняются по заданиям учебника и рабочей тетради. При необходимости учитель может зачитывать задания всему классу или отдельным парам учащихся, которые испытывают затруднения. Особое внимание нужно обратить на заключительный этап работы, когда дети обмениваются сведениями о результатах исследования. Муравей Вопросик говорит, что не разобрался, просит детей показать ему каждый камень и ещё раз сказать название.
Учитель подчёркивает, что совместными усилиями определены все камни и теперь любой ученик может узнать любой из камней, в том числе и тот, который определили его товарищи.
Чтобы убедиться в этом, предлагается выполнить задание в рабочей тетради (с. 11, № 2). Дети работают индивидуально. Это задание, как и аналогичные последующие, включает в себя действия контроля и коррекции, и только после них предусмотрена фиксация результата наклеивание рисунка. Это следует учитывать при определении лимита времени на выполнение задания.
Следующий этап урока предусматривает расширение представлений детей об изучаемых камнях (это его предметная составляющая) и вместе стем нацелен на формирование умения работать с информацией (метапредмет- ная составляющая. Дети учатся извлекать информацию из текста и использовать её для объяснения содержания иллюстраций. Текст Знаете ли вы, что…» учитель может зачитать всему классу в форме вопросов, а последующее задание выполняется в парах. При этом дети впервые встречаются с возможностью использования Страничек
для самопроверки, на которые в тексте задания имеется ссылка (в виде стрелки с указанием номера страницы, где представлен правильный ответ. При обсуждении результатов работы пар учитель может продемонстрировать
известняк-ракушечник, в котором раковины очень хорошо видны невооружённым глазом. Закончить этот этап урока можно, прочитав детям вслух первый абзац текста о камнях в атласе-опреде-
лителе От земли до неба с. 6) ипред ложив собрать для класса небольшую коллекцию красивых и необычных камней.
Выводы и обобщения В заключительной части урока учитель просит ещё раз ответить на вопрос Что у нас под ногами Для обобщения высказываний детей от имени Мудрой Черепахи зачитывается вывод нас учебника. Контроль и оценка достижений Проводится с помощью блока вопросов нас учебника.
Физкультминутки. Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали, Дальше пошли. Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот мы в горку пошли,
Пёстрых камешков нашли,
А под горку пошли Белых камешков нашли,
С собой в школу принесли.
2. Возможна физкультминутка по загадке К. И. Чу- ковского:
Что за камень у дороги?
Есть у камня хвост и ноги.
Это ЧЕ!
Это РЕ!
Это ПАХА!
Это ЧЕ-РЕ-ПАХА!
(Дети присели) Повороти прыжок) Дети подпрыгивают) Дети подпрыгивают.)
(Дети подпрыгивают.)
(Дети хлопают в ладоши.)
В группе продлённого дня можно коллективно сочинить сказку о том, как Муравьишка построил дом из камней (по рисунку учебника, а также поговорить о том, где в реальной жизни используется гранит.
Р е коме н да ц и и для занятий всем ь е
Выполните с ребёнком задание в рабочей тетради с. 11, № 3).
ЧТО ОБЩЕГО У РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ?
Ц елевые установки урока bb(п лани р уем ы ед ости жени я учащих с я)
Предметные результаты:
знать, что у разных растений есть общие части (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);
находить, показывать и называть эти части;
различать цветки и соцветия.
Метапредметные результаты:
работать в группе;
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них нужную информацию;
использовать представленную информацию для получения новых знаний;
осуществлять самопроверку;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
понимать необходимость бережного отношения к природе, а именно к растениям.
Оборудование. У учителя — образцы растений икон- верты с инструктивными карточками для работы групп бригад образец соцветия (головка клевера. У учащихся ножницы и клей для работы с тетрадью. Ходу рока bbМотивация и целеполагание Вначале урока учитель просит найти среди образцов камней гранит, кремень, известняк. От имени Муравья Вопросика учитель говорит Как много разных камней в окружающем мире А ещё нас окружают разнообразные растения. Ребята, назовите растения, которые, на ваш взгляд, совсем непохожи друг на друга. (Дети высказываются) Верно, растения такие разные А есть ли у них что-нибудь общее Интересно, что общего у разных растений Дети пробуют ответить на вопрос. Далее зачитываются слова Муравьишки нас. Актуализация знаний и умений Учитель просит детей вспомнить, какие части растений они знают. Дети отвечают, используя знания, полученные в дошкольном учреждении, а также свой жизненный опыт, бытовые представления.
Освоение нового содержания и его применение. Учитель предлагает выполнить задания в учебнике (с. 22). Работу можно провести фронтально. Учитель говорит Как вы видите, здесь изображено растение кабачок. Найдём у него листья. А к чему они крепятся Прочитаем, как называется эта часть растения. (Стебель) Какого он цвета (Зелёного.) Проведите пальчиком вдоль всего стебля сверху вниз. Закончилась зелёная часть Ведём палец ниже. Какого цвета эта часть растения Прочитаем, как она называется. (Корень) Это подземная часть растения. Поднимемся вверх (проведём пальцем) от корня посте- блю. Повторяем знакомые части растения. Какие части растения мы ещё не назвали (Дети называют цветок и плод с семенами) Сколько на рисунке цветков Сколько плодов Когда цветок отцветает, на его месте в большинстве случаев образуется плод с семенами. Итак, перечислите, что мы увидели, рассматривая растение. (Учащиеся называют части растения с опорой на рисунок в учебнике Далее дети находят части растений у крыжовника и яблони, убеждаясь в том, что они у них те же самые, несмотря на внешние различия.
После этого проводится практическая работа в группах Изучаем части растений».Работа ведётся поза- даниям учебника и рабочей тетради. Каждая группа бригада) получает растение, например пастушью сумку, настурцию и др. Дополнительно может быть предложен конверт с инструктивной карточкой. Всё это выдаётся бригадиру, который должен быть назначен из числа читающих детей.
Инструктивная карточка. Как называется растение Прочитайте название. Есть ли у растения корень Найдите и покажите. Есть ли у растения стебель Найдите и покажите. Есть ли на стебле листья Найдите и покажите. Есть ли у растения цветок Найдите и покажите. Что появилось на месте цветка, когда он отцвёл? Найдите плод с семенами и покажите его.
Дети совместно выполняют задания. Учитель помогает им, переходя от бригады к бригаде. По окончании работы группы отчитываются о проведённом исследовании. Делается вывод У разных растений есть одни и те же части — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. После этого дети индивидуально выполняют задание в рабочей тетради с. 12, № 2) с использованием При- ложения.
Следующий этап урока предусматривает расширение представлений детей о частях растений (знакомство с соцветиями) и вместе стем нацелен на формирование умения работать с информацией. От имени Мудрой Черепахи зачитывается вопрос Знаете ли вы, что…» (с. 23). Дети высказываются. Учитель демонстрирует соцветие головку клевера, показывая отдельные цветки. Можно напомнить детям похожее слово созвездие (группа звёзд — созвездие, группа цветков — соцветие. Последующее задание выполняется в парах. Дети рассматривают соответствующие рисунки, называют растения, изобра- жённые справа (подсолнечник, календула, георгин, проверяют себя, используя Странички для самопроверки. При обсуждении результатов работы пар учитель обращает внимание детей на растения, которые держит Черепаха. Учитель Какие это растения (Клевер и тюльпан) Чем они различаются (У клевера — соцветие, ау тюльпана отдельный цветок Выводы и обобщения Учитель Давайте ещё раз ответим на вопрос Муравьишки Что общего у разных растений Ответы детей обобщаются с помощью вывода нас учебника.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей