Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков. А. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации


НазваниеА. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации
АнкорОкружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков.pdf
Дата25.07.2017
Размер1.79 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOkruzhayuschiy_mir_Metodicheskie_rekomendatsii_1_klass_Pleshakov
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24244
страница7 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13
длённого дня
Выводы и обобщения При подведении итогов урока учитель просит ещё раз ответить на вопрос Что это за листья Дети отвечают, показывая листья и называя деревья, которым они принадлежат. Высказывания учащихся обобщаются с помощью вывода нас учебника.
Контроль и оценка достижений Проводится с помощью блока вопросов нас учебника.
Физкультминутки. Взяв в руки листья, дети выполняют ритмические движения под музыку.
В группе продлённого дня может быть закончено выполнение задания в рабочей тетради с. 17, № Рекомендации для занятий всем ь е. Вместе с ребёнком выполните задание в рабочей тетради (с. 18, № 3).
2. Вместе с ребёнком найдите возле дома деревья, которые он может узнать по листьям. Проверьте себя с помощью атласа-опреде лителя От земли до неба. Узнайте с помощью атласа-определите ля название ещё одного дерева.
ЧТО ТАКОЕ ХВОИНКИ?
Ц елевые установки урока bb(п лани р уем ы ед ости жени я учащих с я)
Предметные результаты:
знать, что хвоинки — это листья хвойных деревьев;
различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хво- инкам, шишкам;
различатьлиственные и хвойные деревья.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить сравнивать ель и сосну;
описывать дерево по плану;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать необходимость бережного отношения к де- ревьям.
Оборудование. У учителя — букет из опавших листьев веточка туи, веточка лиственницы. У учащихся — цветные фишки веточки, хвоинки и шишки ели и сосны для групповой работы атлас-определитель От земли до неба
Предварительная работа. До урока желательно провести прогулку, вовремя которой дети рассмотрят сосну и ель, а также, по возможности, тую и лиственницу.
Х оду рока bbМотивация и целеполагание Урок можно начать с чтения детям стихотворения:
Опавшей листвы
Разговор еле слышен Мыс клёнов...
— Мыс яблонь Мыс вязов Мыс вишен С осинки С черёмухи...
— С дуба С берёзы...
Везде листопад:
На пороге — морозы!
Ю. Капотов
Учитель предлагает назвать, с каких деревьев упали листья, собранные в его букете. Затем учитель напоминает, что сосна и ель, которые мы видели вовремя прогулки, по-прежнему стоят зелёные. Спрашивает, чем покрыты их веточки. (Хвоинками.) Что такое хвоин- ки?» — спрашивает Муравей Вопросик. Дети пытаются дать ответ. Учитель Сегодня на уроке мы обязательно узнаем, что такое хвоинки. А ещё узнаем… (зачитывается текст рубрики Что узнаем, чему научимся (с. 30). Актуализация знаний и умений Дети выполняют задания нас учебника. Если при перечислении известных им деревьев дети назовут только лиственные, учитель напоминает о тех деревьях, которые видели вовремя последней прогулки (сосна, ель. При работе сил- люстрацией можно предложить детям отметить лишний, по их мнению, рисунок цветной фишкой. Если решение неверное, тов ходе последующего обсуждения фишку перемещают. Учитель подводит детей к выводу лишний рисунок тот, который изображает веточку ели, потому что у неё вместо обычных листьев — иголки (хвоинки).
Освоение нового содержания и его применение. Учитель Обычными листьями мыс вами назвали такие, которые имеют вид пластинок. А иголки — это тоже листья, только другой формы. Учитель демонстрирует веточку туи и говорит Это веточка дерева, которое называется туя. Многие видели его в парке. Чем покрыта веточка (Чешуйками) Это тоже листья особой формы. Вот такие листья в виде иголок или чешуек и называются хвоинками». В разговор вступает Мудрая Черепаха Не кажется ли вам, ребята, что мы подошли к важному открытию
Построению листьев деревья можно разделить на две группы. Кто скажет, какие (Лиственные и хвойные) Верно. Деревья, имеющие листья в виде пластинок, называются лиственными. Деревья, имеющие листья в виде иголок или чешуек (хвоинки), называются хвойными».
Муравей Вопросик Правильно ли я понял, что хво- инки — это листья хвойных деревьев (Правильно) И эти листья могут иметь вид иголок, как уели, или чешуек, как у туи Верно (Верно.)»
Далее в парах выполняется задание в рабочей тетради (с. 19, № После выполнения и проверки задания учитель от имени Мудрой Черепахи предлагает подробнее познакомиться с хвойными деревьями. Проводится практическая работа Определяем хвойные деревья. Дети работают в группах по заданиям учебника и рабочей тетради. Одним группам предлагаются для определения веточки, хвоинки и шишки ели, другим — веточки, хвоинки
и шишки сосны
.Детиопределяют их по рисунку нас учебника, выполняют зарисовки в рабочих тетрадях и делают сообщение классу.
Далее выполняются задания нас учебника (сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по предложенному плану. Эта работа ведётся фронтально. Завершить её можно загадками Е всегда в лесу найдёшь.
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки. Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке.
(Сосна)
Учитель: Отгадайте загадки и скажите, какие особенности изученных нами деревьев в них отражены».
Приобретённые знания и умения применяются при выполнении задания в рабочей тетради (с. 20, № 3). Дети работают самостоятельно, затем представляют классу результаты работы. Важно, чтобы учащиеся чётко назвали признаки, по которым они узнали веточки по длине хвоинок уели короткие, у сосны — длинные, по расположению хвоинок на веточке (уели сидят по одной, у сосны — по две).
По усмотрению учителя в урок в качестве дополнительного материала может быть включён материал о лиственнице. Учитель демонстрирует веточку лиственницы,

предлагает рассмотреть рисунок в атласе-определите-
ле От земли до неба (си спрашивает Можно ли это дерево отнести к хвойным (Да, потому что у него есть хвоинки.) Как они расположены (Пучками) Чем это дерево отличается от других хвойных деревьев Осенью желтеет и сбрасывает хвою На этот вопрос дети отвечают на основе наблюдений, если в окрестностях школы или дома могли видеть лиственницы. В качестве подсказки можно загадать загадку о лист веннице:
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки. Нов отличие от ёлки, Опадают те иголки.
Выводы и обобщения При подведении итогов урока учитель просит ещё раз объяснить Муравьишке, что такое хвоинки. Учитель А какие ещё выводы мы можем сделать по сегодняшнему уроку Высказывания детей обобщаются с помощью текста нас учебника.
Контроль и оценка достижений Проводится с помощью блока вопросов нас учебника.
Физкультминутки. Учитель читает стихотворение, дети выполняют произвольные движения. Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
А. Барто
Р е коме н да ц и и для занятий всем ь е. Вместе с ребёнком рассмотрите в природе сосну и ель. Попросите ребёнка объяснить вам, чем они отличаются друг от друга. Вместе с ребёнком выполните задание в рабочей тетради с. 21, № 4).
3. Начните выполнение задания № 5 в Научном

дневнике».Пусть ребёнок нарисует, как выглядит выбранное вами дерево осенью.
КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?
Ц елевые установки урока bb(п лани р уем ы ед ости жени я учащих с я)
Предметные результаты:
знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног
приводить примеры насекомых узнавать насекомых на рисунке;
определять насекомых с помощью атласа-определителя;
выявить важнейший признак насекомых;
пользоваться признаком насекомых для определения принадлежности животного к данной группе.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них информацию о строении насекомых;
сравнивать части тела различных насекомых;
осуществлять самопроверку;
сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать многообразие и красоту насекомых. Оборудование У учителя — хвоинки сосны и ели аудиокассета с песней В траве сидел кузнечик для проведения физкультминутки. У учащихся — цветные фишки атлас-определитель От земли до неба».
Х оду рока bbМотивация и целеполагание. Урок можно начать с игрового задания. Учитель прячет водной руке хвоинку
ели,а в другой хвоинку сосны.Он говорит У меня в каждой руке поза гадке. С какой руки начнём? (Раскрывая ладонь, показывает хвоинку.) По этой маленькой иголочке угадайте дерево. Тоже самое делаем с хвоинкой в другой руке. Учитель хвалит детей, говорит, что если уж они разгадали эти загадки, то наверняка справятся с новой задачей. Сегодня нужно помочь Муравьишке ответить на волнующие его вопросы. Кто-то сказал Муравьишке, что он — насекомое. Кто такие насекомые заинтересовался Муравей. — И правда ли, что я — насекомое С этими вопросами они обращается к нам. Ребята, что вы об этом думаете Звучат произвольные ответы детей, после чего зачитывается текст рубрики Что узнаем, чему научимся».
Актуализация знаний и умений Детям предлагается первое задание нас учебника (Вспомните, каких насекомых вызнаете. Учитель просит детей внимательно слушать друг друга и постараться запомнить, какие примеры будут приведены. Если кто-то из учащихся назо-

82
вёт паука, скорпиона или какое-либо другое животное, не относящееся к насекомым, не следует сразу исправлять ошибку. Достаточно сказать, что кое-кто из ребят ошибся, а кто именно, мы скоро узнаем.
Освоение нового содержания и его применение. Учитель В своих путешествиях породному лесу, по берегам чистой речки, на зе лёных полянах Муравей Вопросик нередко встречал удивительных животных. Рассмотрим их нас учебника. Как выдумаете, какое из них — насекомое Так возникает проблемная ситуация. Ведь дети, скорее всего, окажутся в затруднении, поскольку большинству из них неизвестен общий признак насекомых — шесть ног. Чтобы его выявить, нужно поработать с другими рисунками нас. Учитель Муравей спросил у Мудрой Черепахи Как же узнать, какое из животных — насекомое Их разговор услышала бабочка. Она сказала Посмотри на меня. Я — насекомое. Давайте и мы рассмотрим бабочку на рисунке (с. 32), изучим строение её тела».
Рассматривание частей тела бабочки проходит под руководством учителя. Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко. На голове они видят усики, глаза. На груди бабочки дети находят крылья и ноги. Бабочка говорит Посмотрите на мои красивые крылья. Обо мне сочинили загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, Он вспорхнули улетел».
Учитель: Счем сравнили крылья бабочки Сколько их А мы сколько видим Почему К нам прилетели стрекоза и божья коровка. Мы тоже насекомые сказали они. — Рассмотрите нас».
Выполняются следующие задания учебника. Дети рассматривают на рисунке стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела, что и у бабочки. Посчитав ножки, дети узнают, что их и у стрекозы, и у жука по шесть. У бабочки на рисунке хорошо видно три ножки с одной стороны тела, а ещё три находятся с другой стороны, значит, всего их тоже шесть».
Не следует добиваться обязательного запоминания учащимися всех частей тела насекомых. Главное внимание обращается на количество ножек — хорошо заметный общий признак животных этой группы.
Делается вывод Хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела, и у всех насекомых шесть ног.
Значит, чтобы узнать, какое животное является насекомым, а какое нет, надо посчитать его ножки».
После этого целесообразно возвратиться к верхнему рисунку нас. Кто же из этих необычных животных насекомое, а кто нет Пусть дети самостоятельно найдут ответ и обоснуют его. Животных, не являющихся насекомыми (многоножку, речного рака, паука, дети закрывают фишками. Учитель Кто знает, как называется это насекомое Для определения названия используется
атлас-определитель От земли до неба св котором заранее сделана закладка. Найдя такое насекомое в атласе-определителе, дети узнают, что это богомол. Информацию о богомоле (считает вслух учитель или кто-либо из читающих детей.
Учитель: Кто же такие насекомые (Животные, у которых шесть ног) Кто из ребят ошибся, когда мы вначале урока перечисляли насекомых?»
Следующий этап урока посвящён расширению представлений детей о многообразии мира насекомых. Дети в парах выполняют задания нас учебника с использованием атласа-определителя От земли до неба и Страничек для самопроверки. Работа в парах продолжается при выполнении задания в рабочей тетради (с. 22, № 1). Это задание позволяет выявить некоторые признаки приспособленности насекомых к условиям жизни. При обсуждении результатов работы в зависимости от содержания ответов детей учитель дат более или менее развёрнутое пояснение Безобидного кузнечика невидно в зелёной траве, а вооружённый жалом шмель не прячется, яркой окраской он как бы предупреждает врагов не прикасайтесь, а то хуже будет Последующую работу можно организовать по вариантам. Одним учащимся предлагается придумать сказочные истории по рисункам нас учебника, другим — выполнить задание повышенной сложности в рабочей тетради (с. 22—23, № 2). Первый сказочный сюжет должен напомнить детям о вопросе Муравьишки, заданном вначале урока (Правда ли, что я насекомое, и дать на него ответ. Во втором сюжете важно, чтобы дети обратили внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принёс бабочке. Таким образом, оба сюжета направлены на закрепление знания основного признака насекомых.
Дети, выполняющие задание в рабочей тетради, могут раскрасить на уроке лишь некоторых жуков (по своему выбору, а завершить работу можно дома.
По усмотрению учителя, эти задания можно выполнять в группах-командах по типу игры КВН команды писателей сочиняют сказочные истории, команды художников работают в тетрадях, причём объединение детей в команды можно провести как по усмотрению учителя, таки по их собственному желанию.
Выводы и обобщения При подведении итогов урока Мудрая Черепаха спрашивает Кто такие насекомые Ответы детей сравниваются с выводом нас учебника. Контроль и оценка достижений Проводится с помощью блока вопросов и заданий нас учебника.
Физкультминутка. Звучит запись первого куплета песни В траве сидел кузнечик, дети подпевают ивы- полняют ритмические и танцевальные движения.
Р е коме н да ц и и для занятий всем ь е
Если на уроке небыли раскрашены все жуки в рабочей тетради с. 23), закончите с ребёнком эту работу. Определите вместе с ребёнком названия жуков с помощью атласа-определителя От земли до неба с. 130—133). Прочитайте ребёнку в атласе об этих жуках. КТО ТАКИЕ РЫБЫ?
Ц елевые установки урока bb(п лани р уем ы ед ости жени я учащих с я)
Предметные результаты:
знать, что рыбы — водные животные, тело которых покрыто чешуёй;
приводить примеры речных и морских рыб;
описывать природные объекты;
узнавать рыб на рисунке;
приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них нужную информацию моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
осуществлять самопроверку;
описывать рыбу по плану;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Личностные результаты:
осознавать необходимость бережного отношения к при- роде.
Оборудование. У учителя — таблица с изображением рыб хозяйственный ёршик. У учащихся — монеты или кружочки из фольги для моделирования чешуи цветные фишки. Ходу рока bbМотивация и целеполагание Урок можно начать с чтения учителем стихотворения Мотылёк, мотылёк,
Сядь поближе
На цветок Яне сяду
На цветок:
У тебя
В руке сачок Мотылёк, мотылёк,
Я тебя ловить
Не стану,
Подойду поближе,
Гляну,
Посчитаю, сколько ног
У тебя, мотылёк.
— Я и сам Могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять...
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, дружок!
Й. Йованович-Змай
Учитель: Сколько же ногу мотылька Вспомните, как мы ответили на вопрос Кто такие насекомые. Ответы детей) А теперь нам предстоит ответить на другой вопрос. Какой Вот послушайте одну историю. На утренней заре Муравей встретил спешащую куда-то Черепаху Куда ты торопишься Я спешу к реке, хочу увидеть рыб Рыб Я живу в лесу и не знаю, кто такие рыбы.
Ребята, вот и новый вопрос Муравьишки Кто такие рыбы Попробуйте на него ответить. Дети высказываются, после чего зачитывается текст рубрики Что узнаем, чему научимся».
Актуализация знаний и умений Детям предлагается первое задание нас учебника (Вспомните, каких рыб вызнаете. Как и на предыдущем уроке, учитель просит детей внимательно слушать друг друга и постараться запомнить, какие примеры будут приведены. Если кто-то из учащихся назовёт животное, не относящееся к рыбам (например, кита, дельфина, кальмара, не следует сразу исправлять ошибку. Достаточно сказать, что кое-кто из ребят ошибся, а кто именно, мы узнаем позже
Освоение нового содержания и его применение. Выполняются следующие задания нас учебника. Работа ведётся фронтально. Перед тем как приступить к отгадыванию загадок, учитель говорит, что загадки эти непростые. Отгадки на них подскажут, по каким признакам можно отличить рыб от других животных. Итак, отгадываем первую загадку. Она подсказывает нам, что рыбы водные животные. Отгадываем вторую загадку. Она подсказывает, что тело рыб покрыто чешуёй. Обобщим признаки рыб (водные животные, тело которых покрыто чешуёй). Вот мы и ответили на вопрос Кто такие рыбы Учитель Кто же из ребят ошибся, когда мы перечисляли рыб Почему вы так думаете?»
После этого предлагается изучить строение рыбы по рисунку в учебнике (с. 34). Эту работу можно провести фронтально или индивидуально (в зависимости оттого, способны ли дети самостоятельно прочитать подписи к рисунку, после чего кто-либо из учащихся, опираясь на рисунок, рассказывает классу о строении рыбы, а другие дети внимательно слушают, дополняют и уточняют ответ. Затем дети находят и показывают указанные части у других рыб, изображённых нас учебника или на таблице, вывешенной на доске. Далее выполняется моделирование по заданию учебника. При этом используются монеты или специально подготовленные кружочки из фольги. Оказывается, смоделировать одежду рыб не так-то просто. Чтобы получилась надёжная защита для тела рыбы, нужно положить чешуйки определённым образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок нас (справа, и попробуют повторить её на модели. Дети убедятся если чешуйки класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая одежда плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу. Затем можно перейти к знакомству с разнообразием рыб. Сначала выполняется задание нас учебника
(в парах) с использованием Страничек для самопроверки. По окончании работы учитель спрашивает Каких же рыб Черепаха могла увидеть в реке А могла Черепаха увидеть в реке акулу Почему Каких ещё морских рыб вызнаете Затем учитель читает загадки и загадочные описания, по которым дети узнают некоторых рыб, изображённых нас учебника. Учащиеся находят данную рыбу, отмечают её изображение фишкой. Учитель задаёт уточняющий вопрос Какая это рыба — речная или морская
Он в самом омуте живёт, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.
(Сом)
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ёрш)
Опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
(Щука)
Эта рыба плоская, как блин,
и всё время лежит на дне.
(Камбала)
Её называют грозой морей.
Она большая и быстро плавает.
Зубы у неё в шесть рядов и острые, как бритва.
(Акула)
Знакомя детей стой или иной рыбой, учитель может сообщить о ней дополнительные сведения У сома, вот- личие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ёрш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Ершом назвали особую щётку с жёсткими, колючими щетинками (показывает ёршик, просит детей прикоснуться к нему. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов».
Затем учитель просит найти на рисунке рыб, о которых ещё не говорили, прочитать их названия исамим дать короткие (устные) описания-загадки, по которым этих рыб можно было бы узнать. В данном случае требуется произвольное фрагментарное описание, выделяющее какие-либо особенности рыбы (по аналогии стем, которое давал учитель. Одни дети предлагают описания рыба другие угадывают.
После этого выполняется задание в рабочей тетради с. 24, № 1). Дети работают самостоятельно. Важно отметить, что это задание включает в себя самопроверку с помощью учебника, после которой дети закрашивают кружочки в определённые цвета в соответствии с ин- струкцией.
Далее дети учатся описывать рыбу по плану, приве- дённому в учебнике (с. В заключительной части урока выполняется задание в рабочей тетради с. 24, № 2). При недостатке времени его можно выполнить в группе продлённого дня или дома.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей