Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

А ктивное слушание


Скачать 33.52 Kb.
НазваниеА ктивное слушание
Анкорf-305.docx
Дата17.09.2017
Размер33.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаf-305.docx
ТипЛекция
#13161
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №67

Тренинг

для педагогов по теме: «А ктивное слушание»

Подготовила:

педагог-психолог

Мясищева Н.А.

Февраль 2012г.

Цель тренинга: обучение эффективным методам взаимодействия педагога с родителями, педагога с детьми, отработка навыков общения.

Задачи:

- создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;

- знакомство участников группы с техникой «Я-сообщения».

- научить педагогов владеть технологией педагогического общения с родителями и детьми.

Участники педагоги.

Ведущий: педагог-психолог МДОУ.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Необходимые материалы: мяч, маркер, таблица, чистые листы бумаги.

Форма работы: лекция, работа в группах, практические упражнения.

План тренинга

1. Принятие правил тренинга.

2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

3. Лекция «Виды общения педагога с родителями».

4. Разминочное упражнение

5. Основная часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми – и те, и другие почти всегда заканчиваются обсуждением и рефлексией).

6. Подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему).

Завершение.

I. Вводная часть

1. Принятие правил тренинга 5 мин.

Ведущий знакомит участников с правилами тренинга.

Это доброжелательность друг к другу, взаимное доверие. При выполнении упражнений оценивается не личность, а ее деятельность и способы общения.

Умейте слушать друг друга.

Это означает не перебивать. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

Сохраняйте конфиденциальность.

То, что происходит на тренинге остается между участниками.

Правило “стоп”.

Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав “стоп".

Каждый говорит за себя, от своего имени.

Стоит говорить не “Все считают, что…”, а “Я считают, что…” и т.п.

2. Психолог 10мин.: Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу "здесь и теперь", рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне).

Упражнение на “Знакомство”. (10 мин.)

Ведущий начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Светлана – “смелая”. Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.

3. Лекция «Виды общения педагога с родителями» 20мин.

Активное слушание - это способность слушать и слышать собеседника, быть поддержкой и помощником другим в сложных ситуациях, уметь строить доверительные отношения и справляться с конфликтами.

Лекция

В настоящее время взаимодействие педагога с родителями занимает достойное место в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Но как показывает опыт, это направление остается для современного воспитателя наиболее сложным. Основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, является, неумение воспитателей принять точку зрения родителей. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника - все это ведет к недоверию между воспитателем и семьей, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства.

В повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, избежав конфликта. Чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определенными приемами эффективного общения с родителями.

Можно выделить два вида общения педагога с родителями:

Первый вид - групповое общение - подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда познавательных и коммуникативных задач. С фронтальным общением воспитатель справляется чаще всего успешно н-р провести родительское собрание, дать родителям тематическую групповую консультацию может практически любой педагог.

Второй вид - дифференцированное педагогическое общение - подразумевает спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение вызывает у воспитателя большие сложности, т.к. это индивидуальный контакт.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

-психолого-педагогической подготовленностью;

-коммуникативной культурой педагога;
-личной психологической готовностью.

Педагогическое деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Воспитателю, важно научится общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка.

Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

«Я-сообщения» состоит из 4-х частей.

Первая часть-объективное беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»; «когда я вижу, что»; «когда я слышу…»; «когда я сталкиваюсь с тем, что…». В этой части «Я-сообщения» нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя), но не давать оценку его личности.

Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение» и т.д.)

В третьей части «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.

Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение. Необходимо стараться, чтобы «Я-сообщения» не переходило в «Ты (вы)-сообщения». Это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Ее можно избежать, если использовать безличные предложения. Н-р:

*Я огорчаюсь, что вы до сих пор не принесли физкультурную форму!- неверный вариант.

*Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы,- верный вариант.

Психолог 15мин.: предлагаю разделиться на 3-ки.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что...»

Время проведения: 15 мин.

Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем-нибудь неприятном, либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что...».

Я вам предлагаю типичные ситуации из педагогической практики, обсудить в кругу, и обозначить верные решения с помощью техники Я-сообщения. (раздаются ситуации 1.2,3,8,9)

Психолог: обсуждение в круг какие трудности испытывали? как справились?

4. Упражнение-разминка «Карандаши»15 мин.

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в четвёрку круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет танец. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека?

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить.

5. Активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать, — это дать ему понять, что вы знаете о переживании (или состоянии) ребенка, “слышите” его. Для этого лучше всего спокойно “озвучить” то, что по вашему мнению чувствует сейчас ребенок.

Первое задание.

Выберите из ответов тот, который больше всего отвечает «Я- сообщению»

Задание второе.

Хочу напомнить, что используя «Я-сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете, и именно такой интенсивности. Просто в повседневной жизни мы привыкли думать о словах, которые надо сказать ребёнку, или взрослому, а не о наших чувствах, которые порой загоняем внутрь. В этом задании я предлагаю больше послушать себя, попытайтесь дать себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом из приводимых ниже случаев. (Третью колонку загните).

Задание третье.

А теперь, имея в виду те чувства, которые вы записали против каждой ситуации, напишите в столбце 3 ваше «Я-сообщение». Н-р в 1 ситуации могло бы быть: «Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят!»

Хочу еще раз отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и овладеть ею непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только увидите результаты, которые он дает. Их по крайней мере три:
•исчезает или значительно ослабевает отрицательное переживание ребенка.

•ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений;
•ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. Завершение. Обратная связь.

Цель: подведение итогов, обмен впечатлениями, оценка проделанной работы.

Вопросы: · Что нового вы узнали из сегодняшней нашей встречи?

· Что вам больше всего понравилось.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей