Главная страница

А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы


Скачать 2.22 Mb.
НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы
Анкорsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40469
страница10 из 52
Каталог
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   52
Н.А.Некрасов.
37. Н.А.Некрасов - народный поэт.
Н.А.Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реа- лист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выда- ющийся журналист. Ведь с его именем связаны названия популярнейших журналов прошлого столетия "Современник" и "Отечественные записки".
Именно на страницах своих журналов печатал он свои произведения, расс- казывающие о тяжелой доле русского крестьянина ("Несжатая полоса", по- эма "Мороз, красный нос", "Размышления у парадного подъезда"), о тру- довой и беспросветной жизни городской бедноты (цикл "О погоде", "Ого- родник", "Еду ли ночью по улице темной", "Вчерашний день часу в шес- том"), стихи, посвященные А.Я.Панаевой ("Мы с тобой бестолковые люди",
"Если мучимый страстью мятежной", "О, письма женщины нам милой") и многие другие произведения.
Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямо- той раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил
убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой, и "несжатую полосу" крестьянина, которому "моченьки нет". В произведениях нашли отклик страдания простого человека.
Стихи Некрасов имели огромный успех, все чувствовали, что поя- вился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины. Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это "трудное и лихое" время его муза заговорила "бойким" языком. Чернышевский о нем писал: "Вы теперь лучшая - можно сказать, единственная прекрасная надежда нашей литературы". Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период твор- чества Некрасова обнаружилось, что "родина", "земля" - для него все- поглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение
Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. "Да, только здесь могу я быть поэтом!" - воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сде- лал отречься хотя бы на короткое время "от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень". Поэт благоговел перед Родиной; он сердеч- но изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: "Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом..." Из той пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.
Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразо- ванию ее в "могучую и всесильную" страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье. "Да, не робел за отчизну любезную. Вынес достаточно русский народ..." Некрасов угадывал великую роль России: "Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней..." Поэт посылает проклятье угнетателям народа - "владельцам рос- кошных палат".
Изображению народного героя посвящены наиболее известные сти- хотворения Некрасова. Некрасов был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. И видел поэт, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его тоска над бесконечным простором лугов и полей, как тянет он свою лямку. Поэт сочувствует порабощенному народу: "Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сея- тель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал". Отдельные эпи- зоды превращаются в широкую картину крепостной действительности. "За- бытая деревня" - это название относится не только к одной деревни, но и ко всей стране, в которой таким "забытым" деревням нет числа. С кем бы ни встречались мужики в поэме "Кому на Руси жить хорошо", они всюду вместо счастливой жизни видели непосильный труд, великое горе, безмер- ные народные страдания.
Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много в ней челове- ческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова и русский размах нату- ры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: "Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!"
О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свиде- тельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами ("Коро- бейники", романс о разбойнике Кудеяре).

Ф.М.Достоевский.
38. Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие".
Ф.М.Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник- реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. " Гениальность Достоевского, - писал
М.Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру".
Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и психической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого соз- нания человека.
Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" - это про- изведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины.
Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл челове- ческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем, в первую очередь, факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христиан- ским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеющий".
"Право имеющий" использовать других как материал для достиже- ния своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина, напоминающих суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова:
Мы все глядим в Наполеоны:
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Рас- кольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, ко- торый в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям спосо- бен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе - убийство - перед людьми, причем как следствие первого.
На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольни- кова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреб- лены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Але- ну Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих це- лей. При этом, однако, он постоянно мучается одним вопросом: имеет ли он право на преступление юридических законов? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его идеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует.
Итак, "обыкновенный" или "необыкновенный" человек Раскольни- ков? Этот вопрос его волнует более старухиных денег.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольнико- ва, и автор заставляет его самого в ней разубедиться. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству.
Можно сказать, что сюжет имеет зеркальный характер, сначала преступле- ние христианских заповедей, потом убийство, сначала признание убийс- тва, затем постижение идеала любви к ближнему, истинное раскаяние, очищение, воскрешение к новой жизни.
Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной тео- рии и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретение счастья - краеугольный камень философии Достоевского. Он не любуется им, не носится с ним, по выра- жению Разумихина, как курица с яйцом. Достоевский, веря в искупитель- ную очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вмес- те со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
Проводником философии Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожерт- вование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольниковад до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.
Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион
Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шо- пенгауэра. Ницше создал теорию "белокурых бестий", "суперчеловека", которым все позволено. Позднее она послужила основой для создания фа- шистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имела и имеет огромное общест- венное значение.
Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рацио- налистическое отношение к жизни ("теория о сверхчеловеке") вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным "Я". А для того, что- бы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное "я" человека.
Ф.М.Достоевский.
39. Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание" ).
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат, символе петровской эпохи писал
А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), А.Бе- лый ("Петербург"), А.Блок, А.Ахматова, О.Мандельштамм.
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к
Гоголю и Некрасову. Особенно близок Некрасов к изображению Петербурга
Достоевского . В романе "Преступление и наказание" мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами - колодцами, напоминающими душегубку, город
облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он - соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Он свиде- тель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий.
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нище- ты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате ста- рухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, жел- тая "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова, дома окра- шены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла "по желтому билету", женщина -самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате
Сони, "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Пет- ровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина
Эти детали отражают безысходную атмосферу существования глав- ных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых со- бытий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет "фамильного" мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Иванов- на, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупи- тельную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: "Бог сам знает, как я страдала...". Отправляясь за Раскольниковым, который идет созна- ваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпило- ге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения, превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла "заря обновленно- го будущего", они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой, является сам действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.
Ф.М.Достоевский.
40. Тема "маленького человека" в произведениях Ф.М.Достоевского.
Тема "маленького человека" впервые была затронута в творчестве
А.С.Пушкина ("Станционный смотритель"), Н.В.Гоголя ("Шинель"),
М.Ю.Лермонтова( "Герой нашего времени"). Герои произведений этих выда- ющихся писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимович стали нарицательными, а тема прочно вошла в русскую литературу.
Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы - темы "бедных людей", "униженных и оскорбленных". Поэтому творчество Досто- евского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим твор- чеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко не сто- ял, имеет право на сочувствие и сострадание.
Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в пер-
вом романе "Бедные люди" обращается к теме "маленького человека".
Главный герой романа - Макар Девушкин - бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести "Ши- нель", Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого "маленького человека", живущего своей внутренней жизнью в ус- ловиях, грубо попирающих достоинство человека.
Сам Достоевский писал: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".
Гуманистическая направленность "Бедных людей" была замечена критикой.
Белинский восторженно приветствовал Достоевского: "Это талант необык- новенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей...".
Социальная тема, тема "бедных людей", "униженных и оскорблен- ных", была продолжена автором в "Преступлении и наказании". Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пей- зажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладных.
Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного ге- роя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий об- лик чиновник Мармеладов, которому больше "некуда идти" в жизни. Изму- ченная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ива- новна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.
Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужи- на, к которому она чувствует отвращение.
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающиеся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя.
Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, - это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о "необыкновенных личностях".
Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вгляды- вался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в нем за- лежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе.
Достоевский - гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы "маленьких людей", проник- нуты духом протеста против социальной несправедливости, против униже- ния человека и верой в его высокое призвание.
Миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовнос- ти человека за главное. И все искания Достоевского направлены на соз- дание лучших, достойных человека условий его жизни.
Ф.М.Достоевский.

41. Теория Родиона Раскольникова и ее крушение.
Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел ро- мана трансформировался в "психологический отчет одного преступления".
Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: "Молодой человек, исключенный из студентов уни- верситета и живущий в крайней бедности, ...поддавшись некоторым стран- ным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего по- ложения, убив и ограбив одну старуху..." При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и "потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству".
В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: "студент, живущий в крайней бедности" и "поддавшись некоторым странным неоконченным идеям". Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной тео- рии или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова.
Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию
- и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил
Раскольников - это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Расколь- никова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вы- черкнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. "Я не старуху убил, я себя убил," - признался он Соне Мармеладовой. Эта от- резанность от людей мешает Раскольникову жить.
Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от лю- дей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже та- кой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направ- лений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в не- погрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от не- возможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучитель- но, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории - к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к "низшему" разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы
Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей тео- рии, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненави- деть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыно- сима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригай- лова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Человеческая на- тура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теори-
ей. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на по- мощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.
Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего ге- роя, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.
Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурд- ной. Жизнь победила теорию.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   52

перейти в каталог файлов
связь с админом