Главная страница
qrcode

А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы


НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы
Анкорsbornik shkolnyh sochinenii po literature xix x.
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40469
страница11 из 52
Каталог
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   52
Л.Н.Толстой
42. Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и
Толстого "Война и мир".
Два величайших писателя Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой поче- му-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его де- тище - Петербург. И это свое негативное отношение к северной столице отразили в своих бессмертных творениях.
"Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге", - констатирует Свидригайлов, ге- рой романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". И действитель- но, Петербург - театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска. Единственное отступление от плоскости - это арки мос- тов, единственное нарушение прямизны -это изгибы рек и каналов. Петер- бург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная ис- кусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красо- тами этого города и одновременно сходить с ума от чувства замкнутости и одиночество.
Это и происходит с героями романов Достоевского. "На улице жа- ра стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому пе- тербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши", - пишет Достоевский в "Преступлении и наказании", прослеживая связь между "исступленными мыслями" Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его каморки. Эта ка- морка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки - большого города. Только в духоте узких улочек, в тес- ноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорблен- ных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости...
Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся "на аршине пространства", дополняет чувство духовного одиночества че- ловека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозре- нием и недоверием, их объединяет только злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетите- лей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни.
В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, рав- нодушного к судьбе человека: "необычным холодом" веет на Раскольникова "от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него
эта картина".
Если для Достоевского Петербург - это холодный исполин, огром- ная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов; город - соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого Петербург - замкнутое пространство, "тюрьма" для души, где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспом- ним, как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и гости- ных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече с ним: "Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для ме- ня".
Петербург для Толстого - это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после того, как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяж- кие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем , ведет праздный, бессмысленный образ жизни.
Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города, искусственность и фальш царят в душах представителей петербургского высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство - вот их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любез- ность таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, жесты, интонация и поступки определяются "условными правилами светского поведения". Город, в котором они живут, сыграл с ними мрач- ную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и подобию.
Несмотря на то, что два величайших писателя по- разному изоб- разили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: оба они не любят и не принимают его.
Л.Н.Толстой.
43. Мой любимый герой в романе "Война и мир".
Л.Н.Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом ро- мане наряду с историческими событиями, он показывает быт помещичьей
России и мир аристократического общества. Здесь показаны представители различных слоев дворянства. Представителями передового, мыслящего дво- рянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией.
Впервые Толстой знакомит нас Андреем Болконским в салоне Анны
Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Писа- тель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был "усталый скучный взгляд", часто "гримаса портит его красивое лицо". Андрей Болконский получил хорошее образование и воспи- тание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие досто- инства, как верность чести и долгу. Отправляя сына на войну /имеется в виду война 1805-1807 гг./, старый князь говорит ему на прощание: "Пом- ни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как сын Болконского, мне стыдно будет".

Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, это презрение ему передалось от отца. Людей, которые собираются в са- лоне А.П.Шерер, он называет "глупым обществом", так как его не удов- летворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пь- еру Безухову: "Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне". И еще: "Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдо- ванный круг, из которого я не могу выйти".
Князь Андрей - богато одаренная натура. Он живет в эпоху фран- цузской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о "своем Тулоне", мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разо- чарованию. Вообще, история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, на- конец, в любви.
Далеко не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру пережить его; далеко не случайно, что
Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой.
В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Анд- рей глубоко осознает народный характер этой войны. Князь Андрей гово- рит Пьеру о том, что успех сражения "никогда не зависел и не будет за- висеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции". "А от чего же?" - спрашивает Пьер. И слышит в от- вет: "От того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Ти- мохина, - в каждом солдате".
Однако стать такими, как они, породниться душою с простыми солдатами Князю Андрею не суждено. В роковую минуту смертельного ране- ния князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: "совершенно новым завистливым взглядом" он смотрит на "траву и полынь". И потом, уже на носилках он подумает: "Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю."
Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отре- шенное от суеты мирской голубое, высокое небо, а под Бородиным - близ- кая, но не дающаяся ему в руки земля, завистливый взгляд на нее. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна - земная, лю- бовь к Наташе; другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешен- ность от жизни, освобождение и удаление от нее. Любить всех - значит не жить земной жизнью, значит умереть.
Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не да- лась в его руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоу- мения, неразгаданной тайны. Восторжествовало величественное, отрешен- ное от мирских треволнений небо, а вслед за ним наступила смерть.
Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностя- ми характера и положения в мире людей. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули, оставшись недосягаемыми, те духовные ценности, которые сделал судьбоносным 1812 год.
Л.Н.Толстой.
44. В поисках смысла жизни (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир").

Л.Н.Толстой был писателем огромного всемирного масштаба, так как предметом его исследований был человек, его душа. Для Толстого че- ловек - часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать са- мое себя.
Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и тер- мин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н.Г.Чернышевским -
"диалектика души".
Н.Г.Чернышевский писал: "Психологический анализ может принимать раз- личные направления: одного поэта занимают всего более очертания харак- теров; другого - влияние общественных отношений и столкновений на ха- рактеры, третьего - связь чувств с действиями... Графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика ду- ши..."
Давайте остановимся подробнее на том, как показан этот процесс в бессмертном романе-эпопее графа Л.Н.Толстого "Война и мир". Главной проблемой, которую ставит в своем романе писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые ге- рои Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы - герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность ду- ши, желание быть полезным, нужным, любимым.
Я хотел бы остановиться подробнее на личности самого любимого и близкого писателю героя - на личности Пьера Безухова.
Подобно Андрею Болконскому, Пьер - честный, высокообразованный дворянин. Но если Андрей - рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист.
Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной кра- савице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.
В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баз- деева. Этот "проповедник" ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравствен- ному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учения о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на благоустройство крепостных.
Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.
Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополчен- цев, и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: "Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона".
Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бо- родинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что ис- торию творит самая могущественная сила в мире - народ. Безухов одобри- тельно воспринимает мудрые слова солдата: "Всем народом навалиться хо- тят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят". Вид оживленных и
потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, "подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты". Еще бо- лее тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мне- нию Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер на- бирается крестьянской мудрости, в общении с ним "обретает то спокойс- твие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде".
Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дво- рянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась же- лезная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросить, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойс- твие - душевная подлость".
Также неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Анд- рей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бо- родинском поле, Наташа, когда становится женой и матерью, Николай, сделав карьеру военного. Показав судьбы своих героев, Толстой подтвер- дил свою мысль: "Человек есть все: все возможности, есть текучее ве- щество". Толстой сумел выполнить главную задачу - показать и уловить момент текучести жизни.
Л.Н.Толстой.
45. "Мысль народная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Роман "Война и мир" был задуман как роман о декабристе, возв- ращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что не рассказав о самом восстании, и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этот роман.
Так, замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года.
Позже, говоря о романе, Толстой писал, что главная мысль рома- на - "мысль народная". Она заключается не только и не столько в изоб- ражении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положи- тельный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.
Здесь есть смысл вспомнить историческую концепцию писателя. На страницах романа и особенно во второй части эпилога Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личнос- тей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого - это так называемое "ролевое начало", дух и воля не одного человека, а на- ции в целом. И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так победу в Отечественной войне
Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских сол- дат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над
Францией была предопределена.
Война 1812 года стала рубежом, испытанием всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный
подъем перед Бородинским сражением, веру в победу для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчи- ков, он даже разрабатывает план убийства Наполеона,для Наташи, отдав- шей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко, для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом, для
Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к побе- де.
Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который поддав- шись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести - поджечь); в сцене подготовки к Боро- динскому сражению (солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к пос- ледней схватке), в сцене боя партизан с французами.
Вообще, тема партизанской войны занимает особое место в рома- не. Толстой подчеркивает, что война 1812 года, действительно, была на- родной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Дейс- твовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, соз- дают свои отряды и герои романа - Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет "дубина народной вой- ны": "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и вели- чественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все на- шествие".
Л.Н.Толстой
46. Противопоставление истинного и ложного патриотизма в романе "Война и
мир".
Главной темой романа "Война и мир" является изображение подви- га русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях.
Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом томе он рассказывает о войне с Наполеоном 1805-1807 гг., где Россия
(союзница Австрии и Пруссии) потерпела поражение.
Идет война. В Австрии генерал Марк разбит под Ульмом. Авс- трийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысяча- ми солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам.
Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать со- рокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так, автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сра- жении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где "он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера". Но после этого он идет к полковому ко- мандиру и докладывает о своих "трофеях": "Прошу запомнить, ваше пре- восходительство!" Далее он развязал платок, дернул его и показал за- пекшуюся кровь: "Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше
превосходительство". Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет и по- ведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным при- казом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены.
Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы.
Но русская армия состояла не только из таких офицеров. В гла- вах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого "дела", маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин.
"Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: "Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смуща- ется, чувствуя, что шутка не удалась". Толстой делает все, чтобы капи- тан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смеш- ном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей спра- ведливо скажет о нем: "Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой".
Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Все ка- залось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад..., и в лесу показались русские стрелки. Это была рота
Тимохина. И только благодаря Тимохину, русские имели возможность возв- ратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами
Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает прео- долевать страх и выигрывать сражения.
В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности "удесятерило" силы.
Чем дальше продвигался Наполеон вглубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патрио- тизм, "дух войска" делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе-эпопее "Война и мир".
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   52

перейти в каталог файлов


связь с админом