Главная страница
qrcode

А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы


НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы
Анкорsbornik shkolnyh sochinenii po literature xix x.
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40469
страница12 из 52
Каталог
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   52
Л.Н.Толстой
47. Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Роман "Война и мир" в жанровом отношении является романом- эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге), в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполе- он, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), показаны и все социальные слои России того времени: высший свет, дво- рянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество (вспомним купца Ферапонтова, который поджигает свой дом, чтобы он не достался врагу).
Главной темой романа является тема подвига русского народа
(независимо от социальной принадлежности) в войне 1812 года. Это была справедливая народная война русских людей против наполеоновского на-
шествия. Полумиллионная армия, руководимая крупным полководцем, обру- шилась всей своей мощью на русскую землю, надеясь в короткий срок по- корить сию страну. Русский народ грудью встал на защиту родной земли.
Чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства..
Народ истреблял французов всеми дозволенными и недозволенными средс- твами. Создавались кружки и партизанские отряды, истребляющие фран- цузские войсковые соединения. В той войне проявились лучшие качества русского народа. Вся армия, переживая необыкновенный патриотический подъем, была полна веры в победу. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты одевали чистые рубашки и не пили водку. Для них это был свя- щенный момент. Историки считают, что Наполеон выиграл Бородинское сра- жение. Но "выигранное сражение" не принесло ему желанных результатов.
Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу. Партизанских отрядов были сот- ни. Были они большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Один отряд, руководимый дьячком, за месяц взял в плен несколько сотен пленных. Бы- ла старостиха Василиса, убившая сотни французов. Был поэт-гусар Денис
Давыдов - командир большого, активно действующего партизанского отря- да.
Подлинным полководцем народной войны показал себя М.И.Кутузов. он является выразителем народного духа. Вот что думает о нем князь
Андрей Болконский перед Бородинским сражением: "У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслу- шает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее его воли... А главное, почему веришь ему, - это то, что он русский..."
Все поведение Кутузова свидетельствует о том, что его попытки разобраться в происходящих событиях были активными, правильно рассчи- танными, глубоко продуманными. Кутузов знал, что русский народ побе- дит, потому что отлично понимал превосходство русского войска над французским.
Создавая свой роман "Война и мир", Л.Н.Толстой не мог пройти мимо темы русского патриотизма.
Толстой исключительно правдиво отобразил героическое прошлое
России, показал народ и его решающую роль в Отечественной войне 1812 года. Впервые в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов. Изображая войну 1805 года, Толстой рисует различ- ные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Но эта война велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу. Иное дело - война 1812 года. Ее Толстой и рису- ет иначе. Эту войну он изображает как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны.
Интересную метафору использует Толстой для изображения дейс- твий двух армий, русской и французской. Сначала две армии, подобно двум фехтовальщикам, сражаются по определенным правилам (хотя, какие могут быть правила на войне), затем одна из сторон, почувствовав что отступает, проигрывает, вдруг отбрасывает шпагу, хватает дубину и на- чинает "дубасить", "гвоздить" противника. Игрой не по правилам называ- ет Толстой партизанскую войну, когда весь народ поднялся против врага и победил его. "...Дубина народной войны поднялась со всей своей гроз- ной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не по- гибло все нашествие."
Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые "не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его", тому Тихону Щербатому из села Прохоровско- го, который в партизанском отряде Давыдова "был самым полезным и храб-
рым человеком". Войско и народ, сплоченные своей любовью к родной стране и ненавистью к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над ее полководцем, признан- ным миром гениальным.
Л.Н.Толстой.
48. Три поколения Болконских в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Тема отцов и детей, тема смены поколений является традиционной для русской литературы: Тургенев - "Отцы и дети", Чехов - "Вишневый сад", Салтыков-Щедрин - "Господа Головлевы", Гончаров - "Обыкновенная история". Л.Н.Толстой тоже не является исключением.
В центре романа три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские.
Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николинька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские - люди чрезвычай- но деятельные.. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высше- го света. Старый князь Болконский, считающий, что на свете "есть толь- ко две добродетели - деятельность и ум", неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет "раз- вить в дочери обе добродетели", давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Он никогда не бездейс- твовал: то писал свои мемуары, то работал на станке или в саду, то за- нимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он - ищущая и деятельная натура. Он занимается обществен- ной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни.
Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине.
Болконские - истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и собс- твенная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старший князь, узнав о походе Наполео- на на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится глав- нокомандующим ополчения и отдается этой должности всей душой. Мысль о покровительстве генерала Рамо "приводила княжну Марью в ужас, застав- ляя ее содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости". Она твердила себе: "Поскорее уехать! Ехать скорее!"
Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должность главнокомандующего, он был стар, но "не счел себя вправе отказаться в такое время", и эта вновь открывающаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.
"Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя."
У всех своих любимых героев Толстой подчеркивает близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских.
Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. Он никогда не отказал бы "в нужде мужикам". Княжна тоже всегда готова по- мочь крестьянам, "ей странно было думать..., что могли богатые не по- мочь бедным". А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это "в полку его назы- вали наш князь, им гордились и его любили".

Третье поколение Болконских - Николинька, сын Андрея; малень- ким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внима- тельно слушает Пьера, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любил отца и Пьера, и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: "Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен..."
В образах членов семьи Болконских, особенно в образе князя
Андрея, Толстой показал мысли, искания лучших людей того времени. Дво- рянство от оппозиционных правительству взглядов, подобных взглядам старого князя, переходит к более прогрессивным взглядам о переустройс- тве общества, к которым пришел князь Андрей.
Л.Н.Толстой
49. Принципы психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Философскому, историческому роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или изменяемости.
Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершествованию, к нравс- твенному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые - статич- ны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологи- ческого анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское само- довольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.
В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самоусовер- шенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоа- нализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сраже- ния. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Ту- шин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх - герои. Хваст- ливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.
Способность к самосовершенствованию показана автором на приме- ре Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценнос- тей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей - в государствен- ной службе.
Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изме- нения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии
Чернышевский назвал "диалектикой души". Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму де- нег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, услы- шав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное - преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является
Аустерлиц с его небом и болезнь сына с пологом над детской кроваткой, под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь.
Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого
их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-карата- евски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, ис- кусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого. Как, например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно. Ведь их объединение лишено, по выражению С.Бочарова, той "родовой поэзии", ко- торая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей /достаточно вспомнить нездоро- вый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к до- чери и признание князя Василия в том, что он лишен "шишки родительской любви" и дети -"обуза его существования"/. Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына /любовь - явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает/.
Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что про- исходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их "собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные переме- ны в их душах.
Важный принцип психологического анализа - изображение снов.
Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раск- рываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с кото- рыми делается невозможной. Сон Пети - сон светлый, гармоничный, сон
Николая Болконского - сон "болконский", рассудочный, проблематичный.
Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству, которое выявляет у одних фальш и бездуховность, у других -тонкость ду- шевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме
Ростовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму восприятия
Наташи.
Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского зна- ют даже те, кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого в том, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно жиз- ненными, а характеры их - психологически достоверными, многогранными.
Л.Н.Толстой
50. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".
Роман Л.Н.Толстого "Война и мир" является, по мнению извест- ных писателей и критиков, "величайшим романом в мире". "Война и мир" - это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Основным художественным приемом, который использует Л.Н.Толстой, является прием антитезы. Этот прием является стержнем произведения, пронизывает весь роман снизу до- верху. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, собы- тия двух войн (войны 1805-07 гг. и войны 1812 года), сражения (Аустер- лиц и Бородино), социумы (Москва и Петербург, светское общество и про- винциальное дворянство), действующие лица. Характер противопоставления носит и сопоставление двух полководцев - Кутузова и Наполеона.
Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова, как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчер-
кивает, что Кутузов - подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как прос- той русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый ис- торический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого - его кровная связь с народом, "то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его". Именно поэтому, подчеркивает Толстой, на- род и выбрал его "против воли царя в производители народной войны". И только это чувство поставило его на "высшую человеческую высоту".
Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил зна- чение Бородинского сражения, заявив, что это - победа. Как полководец, он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий.
"Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер".
В изображении Толстого Кутузов - живое лицо. Вспомним его вы- разительную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, углуб- ляясь в психологический анализ. Глубоко человечным и живым делают Ку- тузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведе- ние на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.
Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько иска- жен, не лишен недостатков, причина которых - в неправильных позициях
Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толс- той отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ "великих личностей", созданный буржуазными историками. Он считал, что ход исто- рии решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше. Именно Кутузов вы- ражает эти взгляды Толстого в романе. Он, по словам Толстого, "знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не мес- то, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". У Кутузова - толстовс- кий фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход истори- ческих событий заранее предрешен. Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. И это привело к некоторой противоречивости его образа: он выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безоши- бочно направляющий их. И в конечном результате Кутузов выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.
Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. Толстой реши- тельно выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон - аг- рессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, грабил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взор- вать Кремль. Наполеон - честолюбец, стремящийся к мировому господству.
В первых частях романа автор со злой иронией говорит о преклонении пе- ред Наполеоном, которое воцарилось в высших светских кругах России после Тильзитского мира. Толстой характеризует эти годы как "время, когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две неде- ли", и Наполеон "уже убедился, что не нужно ума постоянства и последо- вательности для успеха". С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к государственным деятелям этой эпохи. Он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти не было никакого смысла, но "он верил в себя, и весь мир верил в него".

Если Пьер видит в Наполеоне "величие души", то для Ф.Шерер На- полеон - воплощение французской революции и уже поэтому злодей. Юный
Пьер не понимает того, что став императором, Наполеон продал дело ре- волюции. Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный князь Андрей видит и жестокость Наполеона, и его деспотизм, а отец Андрея старик Болконский сетует, что нет Суворова, который показал бы французскому императору, что значит воевать.
Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя полководец занимает определенное место. Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: "Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит". Но Наполеон в войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего про- тивника - "сильнейшего духом", по выражению Толстого.
Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося де- ятеля как "маленького человека" с "неприятно-притворной улыбкой" на лице, с "жирной грудью", "круглым животом" и "жирными ляжками коро- теньких ног". Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самона- деянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, счи- тающий себя движущей силой исторического процесса. Его безумная гор- дость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. На- полеон Толстого - "сверхчеловек", для которого имеет интерес "только то, что происходило в его душе". А "все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли". Не случайно слово "я" - любимое слово Наполеона.
Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.
Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод:
"Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды".
Поэтому подлинно велик именно Кутузов - народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   52

перейти в каталог файлов


связь с админом