Главная страница
qrcode

А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы


НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы
Анкорsbornik shkolnyh sochinenii po literature xix x.
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40469
страница15 из 52
Каталог
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   52
А.М.Горький.
61. "Дно жизни" - трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне".
Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году для труппы
Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое вре- мя не мог подобрать точного названия к пьесе. Первоначально она назы- валась "Ночлежка", затем "Без солнца", и, наконец, "На дне". В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорб- ленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, ко- торым тоже "уже некуда больше идти". Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, прости- туток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показан
Горьким.
В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир от- верженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сво- дами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сей- час. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, - трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.
Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы
Анны. "Не помню, когда я сыта была... - говорит она. - Над каждым кус- ком хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь..." Рабочий Клещ говорит о безысходной свое доле:
"Работы нет... силы нет... Вот -правда! Пристанища, пристанища нету!
Издыхать надо... Вот правда!"
Обитатели "дна" выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбил- ся из колеи, ему грозит "дно", неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и осталь- ные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.
И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура содержате- ля ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку.
Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.
Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно оче- видной, если сопоставит ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, нес- частных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о чело- век, о его призвании, о его силе и его красоте: "Человек - вот правда!
Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит - гордо!"

Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть чело- век, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл...
Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестест- венно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лу- ка, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (вырази- тель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно наз- вать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.
А.М.Горький.
62. Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне".
Пьеса А.М.Горького "На дне" была написана в 1902 году, в пере- ломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового героя - люмпена, босяка. Но рассказывает о нем по-новому. Тема людей дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к этой теме.
Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его почти
20-летних наблюдений над миром "бывших людей".
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как вопло- щение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и "сирых":
"Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закоп- ченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз,
- из квадратного окна с правой стороны".
Под сводами костылевского подземелья оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими, индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеж- дой на возвращение к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни,
Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаяся к настоящей, большой любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.
Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них че- ловеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе с тем со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагического стечения обстоятельств. И остаются одни только декларации о том, что "человек... звучит гордо". Но вот появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж -Лука. Вместе с ним появляется но- вый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения.
Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы:
"Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?" Эта фраза Горького была вынесена в заголовок сочинения. За этой фразой автора стоит глубокая философс- кая мысль. Точнее вопрос: что лучше - истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама
жизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее попы- таемся найти ответ на поставленный вопрос.
Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Анну он успо- каивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазня- ет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Несчастному пьянице
Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алко- голиков. Так он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль, только, что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной жизни в Сибири, нет спасения Актеру от его тяжелого недуга. Умрет несчастная Анна, так и не повидавшая настоящей жизни, мучимая мыслью, "как бы больше другого не съесть". Намерения Луки помочь другим людям кажутся понятными. Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование правед- ной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спа- сительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает правда.
Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает.
Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вмес- то того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мне- нию автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так ду- мает автор. А как думаем мы?
Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает фи- лософию Луки. Последуем же вслед за автором и его замыслом. В начале пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллю- зией. Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум.
Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые дра- матические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийс- тва старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жиз- ни опровергает утешительную ложь Луки. В свете происходящего на сцене благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонько исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется.
Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. "Ложь
- религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!" - говорит он. Из этого вовсе не следует, что Сатин - положительный герой. Глав- ное достоинство Сатина в том, что он умен и дальше всех видит неправ- ду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден.
Фактического ответа на вопрос автора: "Что лучше: истина или сострадание?" - в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение необхо- дима. Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду. Он утешает их, успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчение обита- телям "дна". Все же остальные клянут жизнь... и грешат, грешат, гре- шат. А человек живет надеждой!..
Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех рамок, которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ, как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука - человек хит- рый, себе на уме, ловко пользующийся расположением к себе людей. Но артист Москвин, игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновенно и убедительно, что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Луки оказался более гуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сати- на.

А.М.Горький.
63. Сила и слабость человека в понимании М.Горького ("Старуха Изергиль",
"На дне").
Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - в раскрытии этой тай- ны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философс- кими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие на себе -
Пушкин, Толстой, Достоевский.
Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И поз- же опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.
Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит лю- дей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него.
Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец - орел - житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании
Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий со- бой ради других, сильнее Ларры.
В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не вы- держивает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горь- кий усложняет вопрос: одиночество среди людей -следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает
Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в основном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обя- занность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действитель- но, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.
При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни пос- ле многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издеватель- ства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фанта- зии. Клещ презирает всех: он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.
Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.
Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни буду- щего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви". Лука по-
пытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой сте- пени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, спосо- бен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзго- дам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначе- ние сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это
- одно из самых твердых убеждений Горького.
Для Горького - сила - в стремлении вперед "к свободе, к све- ту". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Данко, будут освещать дорогу идущим следом.
А.А.Блок.
64. Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать".
Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспе- вавшего "розовое облако грез" и "милого воина", "одетого в серебро", до создателя поэмы "Двенадцать", с огромной силой выразившего страшную " музыку разрушения" и тоску по другой музыке, музыке "нового века", который "взойдет средь всех несчастных поколений".
Поэма "Двенадцать" -одно из самых сильных и современных произ- ведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий.
В основе произведения конфликт, борьба старого и нового, борь- ба двух "миров". Поэт выступает за созидание в революции, а не за раз- решение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
Поэма "Двенадцать" построена на контрастах: "Черный вечер. Бе- лый снег. Ветер, ветер!" Контрастны по своему изображению "буржуй на перекрестке", "невеселый товарищ поп" и идущие "двенадцать человек".
Автор сочувственно относится к красноармейцу Петрухе, который не вор, не убийца. Он идет сокрушать старый мир. "Стоит буржуй, как пес голод- ный, стоит безмолвный, как вопрос, и старый мир... стоит, поджавши хвост".
Ничто не может противостоять стихии народной революции. Но со- зидание сложнее разрушения. Нравственно-эстетический конфликт поэмы - столкновение добра и зла, будущего и прошлого - в самих людях. На авансцену вышли прежде всего обездоленные и униженные. Автор сочувс- твует им. Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового че- ловека. Революция изображена у Блока с человеческим лицом, а не с кровью и убийством. Революция Блока несет добро и справедливость, по- тому что: "нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз - впереди - Исус Христос".
Последняя фраза вполне поясняет революционный триумф в христи- анском понимании поэта. В конце поэмы мы видим уже не "голытьбу", а
революционный народ, идущий в будущее "державным шагом".
В этом произведении показано восприятие Октября интеллигентным поэтом. Не будучи революционером, соратником большевиков, "пролетарс- ким" писателем или "выходцем из низов", Блок принял революцию, но при- нял Октябрь как роковую неизбежность, как неотвратимое событие исто- рии, как сознательный выбор русской интеллигенции, приблизившей тем самым великую национальную трагедию.
Отсюда его восприятие революции как возмездия старому миру.
Революция - это возмездие бывшему господствовавшему классу, оторванной от народа интеллигенции, рафинированной "чистой", в значительной сте- пени элитарной культуре, деятелем и творцом которой он был сам.
А.А.Блок
65. Лирический герой в поэзии А.А.Блока.
Имя Александр Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, прийдя в Россию из
Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, зани- мают особое место.
Своеобразие позиции поэта во многом уже отразилось в первые годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом от- ношении стихотворение "Фабрика". С одной стороны, обращение поэта-сим- волиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя.
Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа: собравшихся у ворот людей, "недвижный кто-то, черный кто-то", считаю- щего пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: "Я вижу все с моей вершины..." Нахождение на вершине -это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.
Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы.
Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихотворений. Пе- ред читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. /Ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне
Менделеевой, жене поэта/. Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей
Даме. В стихотворении "Вхожу я в темные храмы...", поводом для созда- ния которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л.Д.Менделее- вой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пуш- кинской Мадонной. Это "чистейшей прелести чистейший образец". Лиричес- кий герой этого периода творчества Блока - романтик, для которого лю- бовь является высшей ценностью.
Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, "Незнакомка". Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания "друга единственного" - мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней - трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение
пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя.
Появление Незнакомки во второй части на время преображает действитель- ность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы ос- вещены с другой стороны. Итог же - возврат в реальный мир, невозмож- ность спрятаться в забытьи. Единственное возможное - продлевать его:
"Ты право, пьяное чудовище, Я знаю - истина в вине."
В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскры- тии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Бло- ка.
Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме "Соловьиный сад". Основа сюжета этой поэмы - неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое зна- чение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка - это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, вой- дя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он по- том неизбежно должен вернуться.
В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.
Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появ- ляется в стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе". Это стихот- ворение автобиографично. Ведь незадолго до создания этого стихотворе- ния Блока покинула его жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот об- раз несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и иде- ального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и сос- тоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   52

перейти в каталог файлов


связь с админом