Главная страница
qrcode

А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы


НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы
Анкорsbornik shkolnyh sochinenii po literature xix x.
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40469
страница18 из 52
Каталог
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   52
А.Н.Толстой.
75. Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого "Петр Первый".
Проблема взаимоотношений народа и государства - это вечная проблема
России.
Конечно же, выдающийся писатель А.Н.Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель - всегда часть своего на- рода, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А.Н.Толс- тому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела не- бывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое - это значит понять и
осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха Петровских реформ, коренных преобразований жизни России начала XYIII века, как нельзя лучше помо- гает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны.
Воплощением творческого замысла А.Н.Толстого стал исторический роман "Петр Первый".
Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально с первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное вре- мя.
И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от Оте- чества, будущее страны - это и будущее народа. Все ждут перемен, уве- рены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем ему идти, куда идти. Он не имеет решающего голоса в решении своей судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонни- ков Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмыс- ленность и беспощадность задерганных неразберихой людей, страшащихся своего будущего.
Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительни- цей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою опору Петр видит в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков ста- новится главным его помощником.
Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потеш- ную гвардию, Преображенский и Семеновские полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству.
Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жес- токо, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протестует против этого. Таким протестом явился стрелецкий бунт. Причиной этого бунта послужило прежде всего непонима- ние народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользо- вался. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит яр- ким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачи- вается насилием, жестокостью, кровью.
Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, спо- собность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения в схватке с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Про- тивостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.
Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. И устами царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О'Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинс- тве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончательной победе. И глубоко символично, что именно
Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позво- лившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.
Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую
столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и нап- ряжения русского народа. Основная трагедия в том, что власть снова ви- дит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов.
Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, но- вым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного средства реализации своих планов, кроме насилия. Петербург растет на муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен образ каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к винтикам государственной машины.
Отношения между народом и государством в нашей стране очень противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их во многообразии, во всей сложности. Автор романа "Петр Первый" решает для себя проблему взаимоотношений народа и власти однозначно. Он отрицает насилие госу- дарства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.
А.Т.Твардовский.
76. Герой и народ в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".
Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще ред- кая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твар- довского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник полу- чают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного по- ложения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет и им надгробием.
Поэма Твардовского была действительно народной, вернее сол- датской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да "Войну и мир" Толстого.
В своем сочинении мне хотелось бы остановится на том, что мне больше всего нравится в поэме "Василий Теркин".
Больше всего мне нравится в произведении Александра Трифонови- ча язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаются са- ми. По душе необычность книги, то, что каждая глава является закончен- ным, отдельным произведением. Сам автор сказал о ней так: "Эта книга про бойца, без начала и конца".
И то, что автор предлагает:
Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет...
Это, думается, делает героя ближе и понятнее. Очень правильно и то, что поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов.
Однако переправы, сбитого самолета да взятого в плен языка вполне дос- таточно.
Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из мо- их самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его жизнелюбие. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто

"не заколдован от осколка - дурака, от любой дурацкой пули". Порой мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет и радуется жизни:
Ведь он в кухне - с места,
С места - в бой,
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.
Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, "а мороз - ни стать, ни сесть". И Теркин за- играл на гармони:
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слу- шать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в боло- тах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, "хоть бы смерть, да на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички.
Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усме- хается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока сол- дат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, диви- зия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручи- ниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлый год, когда совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам.
Такой уж у него талант. Такой талант, что лежа в мокром болоте, засме- ялись товарищи: легче стало на душе.
Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой герой, раненый, лежит и замерзает. и чудится ему, что пришла к нему смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой.
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда, - шепчет он. И воин побеждает смерть.
"Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.
А.Т.Твардовский и М.А.Шолохов.
77. Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и

Шолохова.(Василий Теркин и Андрей Соколов).
Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовско- го и Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская по- литика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общест- ва, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хо- зяйство и подорвали лучшие силы народа. Все это накладывало отпечаток и на литературу. Поэтому большинство произведений довоенной литературы изображали русский народ темным и забитым. Всякие проявления живых чувств принимались за крамолу.
Но грянула Великая Отечественная война, которая потребовала от страны напряжения всех физических и духовных сил. Руководство страны понимало, что без проявления народного подъема войны не выиграть. Да и сам народ, чувствуя смертельную угрозу не только своей свободе, но и самому существованию русской земли, с первых дней войны проявил чудеса стойкости и героизма.
Это проявление народного характера было замечено военной лите- ратурой. В фронтовых газетах появляются произведения И.Эренбурга,
А.Толстого, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, М.Шолохова, в кото- рых простой русский человек изображается с теплотой и сочувствием, ав- торы с уважением и любовью относятся к мужеству своих героев.
В этом ряду стоят герои произведений Твардовского и Шолохова -
Василий Теркин и Андрей Соколов. С первого взгляда они кажутся фигура- ми полностью противоположными. Действительно, Теркин - весельчак, о таких говорят, "что за красным словцом в карман не полезет", Соколов же - фигура трагическая, каждое его слово выстрадано, несет груз жи- тейских страданий. Но, несмотря на кажущееся различие, есть нечто, объединяющее этих героев. Оба они - представители народа, яркие носи- тели его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи харак- теру всего народа. Эти черты - общие в Теркине и Соколове.
Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране.
Герои обоих писателей все время вспоминают о родных местах, о Родине.
В этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на войну не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле". Поверженный враг вызывает у них только чувство жалости (обращение Теркина к нем- цу).
Другая немаловажная черта героев - скромность. Теркин, хоть и может иногда прихвастнуть, говорит друзьям о том, что ему не нужен ор- ден, он "согласен на медаль." В Соколове же об этой же черте говорит явное нежелание, с которым он начинал горький рассказ о своей жизни. Ведь ему нечего стыдиться! В молодости он совершал ошибки, но та самоотвер- женность, которую он проявил в годы испытаний, должна бы стократно окупить его грехи.
Герои Шолохова и Твардовского обладают такими обаятельными чертами, как житейская сметка, насмешка над врагом и над любыми труд- ностями. Теркин является самым характерным выразителем этих качеств.
Вспомним его шутливое обращение к Смерти.
Следующей чертой является героизм. Вспомним поведение Андрея
Соколова в плену, героизм Теркина на фронте, когда ему пришлось в но- ябре два раза переплывать Днепр, чтобы спасти своих и просить о подк- реплении.

Все вышеизложенное подводит нас к важному выводу о великой жизненной силе героев, силе народного характера. Здесь Шолохов и Твар- довский продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произве- дениями Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других писателей, в кото- рых простой русский человек - средоточие силы и жизненной стойкости народа. Поступки Теркина и Соколова приводят читателя к осознанию ве- личия русского человека, опровергают догмы ходульной литературы "клас- сового подхода".
В.Высоцкий.
78. Мой любимый поэт В.Высоцкий.
Владимир Высоцкий. Это имя знакомо каждому русскому человеку.
К нему можно относится по-разному: можно любить и ненавидеть, призна- вать и не признавать.
К нему нельзя быть равнодушным. Ведь все его песни-стихи написаны кровью сердца. Не случайно, наверное, выбрано название его первого сборника - "Нерв". Владимир Высоцкий - это феномен 70-х годов. Кто-то из критиков сказал, что наступит время, и будем изучать эпоху 70-х го- дов по творчеству В.Высоцкого. Необычно для поэта начинал В.Высоцкий свое творчество. Его первыми произведениями были пародии на так назы- ваемый блатной фольклор. Но те, кто любит у Высоцкого стихи и песни только этого жанра, не знают о Высоцком ничего.
Позже, когда Высоцкий уже обрел опыт в поэзии, в его творчест- ве стали подниматься серьезные темы: любовь, прошедшая война, отноше- ния между людьми и другие. Кажется, что перед нами разные поэты, нас- только разнообразен Высоцкий.
То это нежно влюбленный мужчина:
"Я дышу, - и, значит, я люблю!
Я люблю, - и, значит, я живу!"
Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади.
Это была странная любовь, месяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь Высоцкий пронес через всю жизнь.
То поэт преображался в бывалого фронтовика, прошедшего всю войну:
"Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи.
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не взошло на востоке".
Многие воевавшие люди действительно принимали Высоцкого за фронтовика, писали ему письма, в которых спрашивали его, не однополча- нин ли он их. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил:
"Лучше получать письма, где тебя принимают за своего однополчанина,
чем письма, где тебя считают товарищем по камере". Поэт считал, что пусть война давно кончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество.
"Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
У братских могил нет заплаканных вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..."
Значительное место в поэзии Высоцкого занимает сатира, в кото- рой поэт высмеивает различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство, сплетничество:
"Ходят сплетни, что не будет больше слухов,
И ходят слухи, будто сплетни запретят..."
Ни для кого не секрет, что он был болен алкоголизмом, принимал наркотики. Но он никогда не жаловался на свою судьбу. Были моменты, когда поэт был близок к самоубийству:
"Даже от песен стал уставать,
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать..."
Много было у Высоцкого друзей. Были среди них настоящие, но были и "однодневки", случайные собутыльники, и те, кто после его смер- ти стали сами себя называть "друзьями Володи". Вот эти-то "друзья" и не давали ему печататься в годы опалы. А настоящим своим друзьям он посвящал стихи:
"Он не выше ни званьем, ни ростом,
Не за славу, не за плату.
А на свой необычный манер
Он по жизни шагал над помостом
По канату, натянутому, как нерв!"
Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умерше- му на арене.
Несколько стихотворений Высоцкого посвящено сталинским лаге- рям, точнее, обитателям этих лагерей. Однажды ему рассказали историю удачного побега: трое мужчин вырвались из лагеря. В долгих исканиях по тайге они голодали, так как дичь попадалась редко. И старик, чувствуя близкий конец, заставляет двух молодых людей поклясться, что когда он
умрет, они разрежут его на куски и будут есть его мясо, чтобы выжить и свидетельствовать. Вместе с ними свидетелем выступает поэт.
Высоцкий оставался смелым и прямым.
Вот уже более десяти лет, как нет с нами Владимира Высоцкого, но он в наших душах, в наших умах. Поэзия и весь облик его - это мета- фора поэтов 19 века. Высоцкий пел под гитару, но считал себя поэтом.
Он и был поэт.
Интересен тот факт, что если он писал песни о моряках, то мо- ряки считали его своим, если об альпинистах, то - альпинистом, если о заключенных, то думали, что он "сидел". На самом деле ничего этого не было в действительности. Он как очень талантливый человек как-то осо- бым чутьем угадывал тему, доносил до слушателя именно тот смысл, кото- рый был в ней заложен. Это свойство говорит о необычайной талантливос- ти этого человека.
Высоцкий умер, безвременно ушел еще молодым. Но он вечно оста- нется в сердце благодарного народа.
79. Современная советская проза о Великой Отечественной войне.
В 1995 году будут праздновать 50-летие великой победы русского народа, победы в Великой Отечественной войне. Столько лет прошло, но не может стереться в памяти та великая эпоха, тот великий подвиг русс- кого, точнее советского (так как это происходило в определенную эпоху) народа.
Многие писатели, поэты посвящали теме подвига советского наро- да в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А.Твардовский "Василий Теркин", К.Симонов "Живые и мерт- вые", В.Гроссман "Жизнь и судьба", В.Некрасов "В окопах Сталинграда",
Б.Васильев "А зори здесь тихие", В.Быков "Обелиск", В.Астафьев "Звез- допад" и многие, многие другие. Пожалуй, трудно назвать писателя со- ветской эпохи, который бы не обращался к этой теме.
"Нам свои боевые не сносить ордена,
Вам все это, живые, нам - отрада одна:
Что не даром боролись мы за Родину-мать..."
Эти строки А.Твардовского Константин Воробьев предпослал одно- му из лучших своих произведений - повести "Убиты под Москвой", воскре- шающей события печального, самого тяжелого и трагического периода Ве- ликой Отечественной войны.
Действие повести происходит под Москвой в ноябре 1941 года.
Рота кремлевских курсантов (240 человек, и все одного роста - 183 см) идет на фронт. "И от того, - писал В.Астафьев, - что она не просто ро- та, трагедия ее по-особому страшная, и хочется кричать от боли. В иных местах, читая повесть, хочется загородить собою этих молодых ребят, вооруженных "новейшими винтовками". СВТ, которые годны были только для парадов, и остановить самих курсантов, идущих на позиции с парадным, шапкозакидательским настроением".
Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно-два веселых лица, да-
ет услышать нам чей-то звонкий мальчишеский голос, и тотчас сама рота
- отвлеченная армейская единица - становится для нас живым организмом, полноправным и полнокровным действующим лицом повести; то остановит взгляд на главном герое - Алексее Ястребове, несущем в себе "какое-то неуемное притаившееся счастье, - радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому нас- ту, радость словам связного, назвавшего его лейтенантом, радость свое- му гибкому молодому телу в статной командирской шинели - "Как наш ка- питан!" - радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь видел его издали".
Это переполняющее героев чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах трагический контраст, резче обозначает два полюса - молодой, бьющей через край жизни и неизбежной
- всего через несколько дней - смерти. Ведь мы-то знаем о том неумоли- мо страшном, о чем не знают еще сами курсанты, что ждет их там впере- ди, куда так весело идут они сейчас. Знаем сразу, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей неизбежной определенности слова - убиты. Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся траге- дии достигает осязаемой почти плотности, когда мы сталкиваемся с обес- кураживающей наивностью курсантов. Они, оказываются, в сущности маль- чики еще, одевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым зако- ном военного времени.
Чеканным гвардейским шагом перешагнув черту, отделяющую прош- лое от настоящего, мир от войны, герои К.Воробьева внутренне, сущест- вом своим остались там, за чертой, в такой далекой уже и такой еще не- давней мирной жизни. Сознание их не могло сразу вместить всего проис- ходящего, всего, что обрушила на них вдруг жестокая действительность войны. Слишком отличалась она от привычных, сложившихся представлений.
"В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны".
Эта "невероятная явь войны" явилась неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но в значительной степени и для командиров. Потому-то, видимо, не смог до конца сориентироваться в сложившейся обстановке бравый и решительный командир, капитан Рюмин, застрелившийся после гибели роты.
Многое, очень многое произойдет за эти несколько дней, очень существенное и важное, что перевернет, перепашет душу героев.
И все это будет в первый раз. Первые погибшие товарищи и пер- вый убитый в рукопашной схватке враг; первый бой и первый безумный, животный страх смерти; впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после страшной гибели роты и после собственного малодушия и первый - один на один - бой с немецким танком.
Сцена гибели роты написана прозаиком поразительно сильно.
Смерть мальчишек в железном кольце немецких танков ужасает, ужасает именно своей правдивостью, своим реализмом.
От этой повести, как от самой войны болит сердце и хочется лишь единственного: чтобы это никогда не повторилось.
Невольно вспоминаются слова, сказанные Л.Н.Толстым в "Севастопольских рассказах": "Война есть противное человеческому естеству состояние".

1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   52

перейти в каталог файлов


связь с админом