Главная страница
qrcode

А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы


НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы
Анкорsbornik shkolnyh sochinenii po literature xix x.
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40469
страница30 из 52
Каталог
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   52
117. ВРЕМЯ: ЕГО ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ (По комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")
Комедия А.С., Грибоедова "Горе от ума" - одно из самых замечательных произведений русской литературы XIX века. К сожалению, автор не оставил точных указаний о начале работы над комедией. Некоторые исследователи называют и 1816, и 1813, и 1821 годы. Документально известно лишь время, когда работа над произведением была закончена:
1324 год. Но точная датировка пьесы важна только исследователям, а читателю необходимо знать эпоху создания произведения и историческую ситуацию в стране в тот момент. А значит, главным является то, что комедия создавалась в те времена, когда молодые люди, типа А.А. Чацкого (главного героя произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума"), несли в общество новые идеи, настроения. В его монологах и репликах, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что "вольнее всякий дышит". Свобода личности - вот мотив времени в комедии Грибоедова. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно по достоинству назвать героями своего времени, ведь они считали, что борьба за справедливость - их моральный долг.
Комедия "Горе от ума" построена так, что о "веке нынешнем", об идеях социально-политических преобразований говорит лишь Чацкий. Он тот "новый человек", который несет в себе "дух времени"; идею жизни, цель которой - свобода. Следует отметить, что Чацкий одинок в своей борьбе. Но Грибоедов дает понять читателю, что у главного героя есть единомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда "чин следовал ему". Чацкий и его сподвижники стремятся к "искусствам творческим, высоким и прекрасным", мечтают вперить в науки "ум, алчущий познаний", жаждут "возвышенной любви". Стремление Чацкого - служить отечеству, делу, а не лицам". Он ненавидит все пошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо.
Из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие идеи.
В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего, он желал исполнить свой долг перед
Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому, за три года до описанных в комедии событий, Чацкий, "обливаясь слезами", расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще
начатая карьера: "Служить бы рад - прислуживаться тошно". Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания. В тоталитарном государстве вопрос: "Служить или не служить, жить в деревне или путешествовать" - выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по- своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов.
Что же видит вокруг себя Чацкий? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы.
Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Чацкий, наделенный темпераментом борца, активно противостоит фамусовскому обществу. Но видит ли он своего реального противника, когда обличает Фамусова, Скалозуба, бальную толпу?
Пока главный герой комедии Грибоедова "Горе от ума" путешествовал три года, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни, оно вырабатывало в сабо "сопротивляемость" тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь. И вот в обществе появляются и твердо прокладывает себе дорогу Молчалин. Чацкий не способен отнестись к нему и его "талантам" всерьез. А между тем, это "жалчайшее" созданье" не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердца Софьи, именно он - счастливый соперник главного героя.
Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность вот определяющие качества этого героя, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Брошенные им слова
("Молчалины блаженствуют на свете") оказались пророчеством.
Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства.
"Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.
На мой взгляд, очень интересно сравнение Фамусова, Скалозуба, князя
Тугоуховского и Молчалина. Каков предел их мечтаний?
Для Фамусова, очевидно, удачно выдать дочку замуж, да пару орденов получить не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: "Мне только бы досталось в генералы". Князь Тугоуховский давно на посылках у супруги, ему хочется, вероятно, только одного: оставили бы его в покое...
Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского "туза", получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:
Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет...
Разве остановится Молчалин на достигнутом? Разумеется, нет.
Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого - безумного мечтателя, ниспровергателя основ!
Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только унижать, но и уничтожать.
Именно Молчалины, идеал которых "и награжденья брать, и весело пожить", дойти "до степеней известных", станут в ближайшем будущем
(после восстания декабристов) идеалами общества. На них будет опираться новая власть, ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их "таланты" - "умеренность и аккуратность". Молчалин - человек структуры, его безбедное существование возможно лишь в четко отлаженном государственном механизме. И он сделает все
возможное, чтобы не допустить разлада этого механизма, тем более его разрушения. Поэтому с такой легкостью окружающие подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Но это легко объяснить, так как Чацкий - сумасшедший обществу не страшен. Обществу удобно списать все разоблачающие доводы Чацкого его безумию. Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Они живут как бы в разных измерениях, свет видит в нем сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь сосредоточие пороков: ...Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом, одним, И в нем рассудок уцелеет.
"Так! Отрезвился я сполна!" восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так:
"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей".
После скандала в доме Фамусовых, Чацкий уезжает. Его отъезд это форма протеста, хотя и пассивная. Таким образом, он оставил торжествующего Молчалина, который теперь будет с еще большей осторожностью прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе.
Однако Молчалина нельзя назвать победителем, так как Чацкий остался морально выше. Дальнейшие скитания Чацкого не изображены в комедии, но, на мой взгляд, его судьба предрешена. Скорее всего,
Чацкий оказался среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь. Затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернулся из ссылки только после смерти Николая в 1856 году, если, конечно он не погиб в день восстания.
Интересно, что спустя полвека после создания "Горе от ума", в 80-е годы М.Е. Салтыков-Щедрин вновь вывел Молчалина на сцену в очерке "Господа Молчалины". Социально ориентированный художник не случайно обратился к этому литературному герою. Он увидел в
Молчалине одну из самых страшных фигур русского общества. В очерке
Щедрина Молчалин предстает уже вельможей, добившимся "степеней известных". Он смог приспособиться к русской жизни и прошел по ней, достигнув в конце пути желанных вершин ("Возвысился, унижаясь, - писал о нем К. Полевой).
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевна Чацкого. Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя, героя Своего времени. И трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как А. А. Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
118. МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ГРИБОЕДОВА И А. С. ПУШКИНА
Александр Грибоедов так же, как и Пушкин, родился и вырос в
Москве. В комедии "Горе от ума" Грибоедов отразил быт и нравы московского барства, которое хорошо изучил, вращаясь в этих кругах.
Еще в давние времена народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем страшнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие слои сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Литература оставила этот след, воспев Москву в своих произведениях. Москва Грибоедова и Пушкина, Толстого и 'Чехова,
Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского отражена впечатляюще.
Я думаю, этот список можно продолжать целым рядом выдающихся имен.

В "Горе от ума" отражена эпоха после 1812 года. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни
20-х годов XIX века. На первом плане широко и ярко показана барская
Москва, которая возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. "И награжденья брать, и весело пожить" - это идеал барской
Москвы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежественные люди, положение которых обязывало быть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов потому, что понимают, что новая сила - сметет их как ненужный хлам, поэтому они стремятся к единению с себе подобными. В России назревали перемены, в Москву тоже проник дух свободомыслия. Чацкий, вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась. Он говорит
Софье: "Что нового покажет мне Москва, вчера был бал, а завтра будет два". Фамусов восхищается Москвой, видя в ней особый шик. Он заявляет: Решительно скажу: едва другая сыщется столица, как Москва!
Любя Москву, Грибоедов сумел донести до нас ее облик с такой силой, что сейчас, спустя столько лет, думаешь о том, что это было вчера.
Внешне перемены огромные, а суть осталась. Скалозуб о Москве отзывается "как о дистанции огромного размера", глупо утверждая, что после войны 1812 года она расцвела. Он говорит: "По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью". Разве это речь патриота, который любит свой народ и Россию? Фамусовское общество сделало
Москву своей "кормушкой". Если сравнить Москву Грибоедова с
Москвой Пушкина, то невольно напрашивается мысль, а именно: годы идут, но мало что меняется в облике города и в психологии общества, населяющего этот город. Мать Татьяны Лариной ранее жила в Москве, попав в деревню, сначала плакала, но потом привыкла, смирившись со своей судьбой. Татьяну должна была ждать такая же ужасная участь: запертая в деревне среди диких людей, она волей-неволей вынуждена повторить жизнь своей матери, выйдя замуж за какого-нибудь отпрыска
Скотининых, или ждать, когда ее повезут "в Москву, на ярмарку невест". Каким унизительным кажется нам подобное путешествие! Что, впрочем, позднее и происходит, Соседи советуют матери Татьяны: "В
Москву, на ярмарку невест! Там, слышно, много разных мест". Соседи предлагают матери Татьяны деньги взаймы, по доброте душевной беспокоятся, как бы девушка не осталась незамужней. Только доброта их - на свой манер: не понимают они другого счастья, кроме своего.
Бедная, бескрылая доброта бедного, бескрылого мира. Но мир этот властвует над Татьяной, он постановил: ехать в Москву. Она боится ехать, ей жалко расставаться со "своими рощами, лугами", о в то же время ее манит неизвестность. Решено, Ларины едут в Москву.
("Дорожной скукою вполне, семь суток ехали они...")
Пушкин любил Москву, хотя московское дворянство изобразил в насмешливых тонах. О самом городе он пишет:
Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва ,я думал о тебе! Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!
Пушкин умел отличать парадный, казенный патриотизм светских раутов от того народного патриотизма что живет в душе каждого честного человека. Москва пушкинской эпохи - это торговый город, обиталище старого российского барства, "ярмарка невест". Мир, в котором предстоит жить Татьяне, напоминает знакомое окружение
Петушковых, Гвоздикиных и прочих.
В седьмой главе "Евгения Онегина" Пушкин изобразил московскую жизнь. В сознании поэта живут две Москвы: величественная, героическая и барская грибоедовская Москва, над которой он смеется.
Быт московского барства хорошо знаком Пушкину. Эти старые, полуживые княжны, живущие событиями полувековой давности, их престарелые слуги, вяжущие чулки в передних, чтоб хоть как-нибудь заполнить тупое существование, эти жеманные восклицания, смешивающие языки "французский с нижегородским" - все это
Пушкин помнит с детства. Казалось бы, простые, милые люди, но у
Пушкина они вызывают гнев;
Но в нux нe видно перемены, Все в них на старый образец...

О, как это похоже на московское общество Грибоедова! Пушкин пишет:
Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп, У Пелагеи
Николавны. Все тот же друг мосье Финмуш, И тот же шпиц, и тот же муж.
Не так уж безобидны эти старушки, такие милые по отношению к
Тане, ведь именно они объявили безумцем Чацкого, они изгнали его из
Москвы. Пушкин сознательно напоминает цитату из Грибоедова: "Все тот же шпиц и тот же муж". О московском барстве Пушкин сказал очень мало, он только напоминает, что есть пьеса, в которой описаны эти самые люди в эту самую эпоху. Почему человек добрый по отношению к себе подобным становится страшен, когда выступает против чуждого ему нового движения? Ведь и Фамусов у Грибоедова не тиран, не деспот, а хлебосольный барин и любящий отец, но именно он оказывается во главе травли Чацкого Татьяне "душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой". Ольга, сестра Татьяны, вероятно, была бы без ума от московского бала, это посредственная натура, в деревне ее жизнь была поверхностной и неинтересной. Повторяя
Грибоедова, можно сказать: "Дома новы, а предрассудки стары, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары". Мне кажется, эта фраза созвучна с пушкинскими строками: Все в них так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно... И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой
Мир, который представляла себе Татьяна, оказался вовсе не ярким, умным и интересным, а пошлым, вздорным и бесцельным.
Но, несмотря на все недостатки города, Пушкин и Грибоедов все-таки любили Москву. "Отечество, сродство и дом мой в Москве", - писал
Грибоедов. В пушкинском плане седьмая глава называется "Москва".
Три эпиграфа, каждый по-своему, раскрывают отношение поэта к старинному русскому городу. "Москва, России дочь любимая, где равную тебе сыскать?" - это восторженный отзыв поэта о городе, перед которым можно и нужно преклоняться, имя которого напоминает героические страница истории. Мне кажется, мы вряд ли читали бы сегодня "Евгения Онегина" и "Горе от ума", если бы Пушкин и
Грибоедов не любили Москву. Ведь только любовь к Родине и ее народу побуждает писателей достоверно изображать все недостатки, присущие родному городу. Лермонтов писал: "Москва! Люблю тебя как сын, как русский. Сильно, пламенно и нежно!" И мне хочется верить, что хоть кто-нибудь из нас, русских, научится любить Москву так же пламенно!
119. МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ГРИБОЕДОВА И Л. Н. ТОЛСТОГО
Кто был в Москве, тот знает Россию. Карамзин
Еще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие слои сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Литература оставила этот след, воспев ее в своих произведениях. Москва Грибоедова и Пушкина, Толстого и Чехова,
Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского, я думаю, что этот список можно продолжать целым рядом выдающихся имен. "Отечество и дом мой в Москве", - говорил Грибоедов.
Александр Грибоедов родился в Москве в семье офицера, учился в
Московском университете, превосходно знал языки, окончил словесный, а затем юридический факультет, увлекался театром. Это был не только выдающийся дипломат, литератор, гениальный драматурги композитор, это был один из самых образованнейших людей своего времени. В Грибоедове рано пробуждается чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Александр оканчивал университет, когда началась война 1812 года. 1812 год вызвал у юноши большой подъем патриотизма, воодушевил всю дальнейшую жизнь и деятельность. "Мне не случалось в жизни видеть человека,
который бы так пламенно, так страстно любил Отечество, как
Грибоедов любил Россию", - писал в дневнике один его знакомый. В
"Горе от ума" отражена эпоха после 1812 года, в художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни
20-х годов XIX века. На первом плане очень широко и ярко показана барская Москва, которая возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. "И награжденья брать, и весело пожить" - это идеал барской
Москвы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежественные люди, положение которых обязывало быть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов, потому, что понимают, что новая сила сметет их как ненужный хлам, они стремятся держаться друг друга, проповедуя лишь отсталые идеи. В
России назревали перемены, в Москву тоже проник дух свободомыслия. Старуха Хлестова с негодованием говорит: "И впрямь, с ума сойдешь от этих, от других, от пансионов, школ, лицеев, как бишь их, да от ландкарточных взаимных обучений... "Пансионы и лицеи - это, конечно, пансион при Московском университете, где учился
Грибоедов. Учебные заведения в глазах Московского барского общества пользовались дурной славой, именно там был рассадник независимости, который Хлестова заметила в Чацком. Они живут другими интересами, это два полюса - умных, желающих перемен в
России, и тех, кто привык жить за чужой счет, подражая Европе.
Фамусов восклицает: "Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. А все Кузнецкий мост, и вечные французы, отсюда моды к нам, и авторы, и музы..." Казалось бы, время идет, а для современных обывателей по-прежнему эталон новшества - Европа. По-разному относятся герои комедии к Москве, каждый воспринимает ее в меру своего кругозора. Когда Фамусов говорит о том, что едва ли сыщется другая Москва, то Скалозуб глубокомысленно добавляет: "По моему суждению, пожар способствовал ей много к украшенью". Это слова не только дремучего глупца, но и человека, у которого нет ничего святого, нет никаких патриотических чувств. Они о Москве говорит как о "дистанции огромного размера".
Чйцкий, вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась, он говорит Софье: "Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два, тот сватался - успел, а тот дал промах, все тот же толк, и те ж стихи в альбомах". Это не ненависть к Москве, а грусть о застывшем образе жизни, время идет, но ничего не меняется, фамусов, ярый реакционер, и то с насмешкой говорит: "Французские романсы вам поют и верхние выводят нотки, к военным людям так и льнут, а потому, что патриотки. Решительно скажу: едва другая сыщется столица, как Москва".
Любя Москву, Грибоедов сумел донести до нас облик ее с такой силой, что сейчас, спустя столько лет, думаешь, что это было вчера. Перемены огромные, но суть осталась почти без изменений.
У Толстого Москва изображена несколько по-другому. Петербург, с его блеском и аристократическими салонами, - это центр культурной жизни, а Москва дана на втором плане. Пьера высылают в Москву за кутежи и "шалости с медведем", он попадает в более спокойную обстановку, дворянство живет слухами из Петербурга, Москва живет размеренной жизнью хлебосольных дворян. Получив известие о поражении в Аустерлицком сражении, Москва пришла в недоумение, потому что плохо была осведомлена о причинах поражения, но тем не менее московское дворянство устраивает пышный банкет в честь
Багратиона, не подозревая, что пройдет еще немного времени и
Кутузов примет решение о сдаче Москвы французам. Князь Василий
Курагин, этот лицемер, обвинит Кутузова во всех смертных грехах, представляя его чуть ли не изменником России. В Петербург приходит известие о пожаре Москвы, жители которой бежали в дальние губернии, многие добровольцами записались в ополчение. Тогда Пьер принимает решение убить Наполеона и попадает в плен. Наташа
Ростова отдает подводы раненым, вся Москва слилась с народом в едином патриотическом порыве. Страшное известие о Бородинском сражении, о русских потерях убитыми и ранеными, а еще более
страшная новость о потере Москвы всколыхнули всю Россию.
Французы обвиняют русских в поджоге, Пьера чуть не казнили вместе с другими несчастными "поджигателями", мародеры Наполеона грабят
Москву, вывозя все самое ценное. Этим они занимались и раньше в других странах. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, оказалась в руках Наполеона. Отсутствие жителей и депутаций, пожар Москвы не смущают Наполеона, он упивается своей "победой", допуская самую страшную ошибку в своей жизни - моральное разложение армии. Толстой показывает нравственный облик Москвы. Наполеон отдает приказ, который стараются довести до сведения всех, что продовольствие у населения
(подмосковных крестьян) будут покупать за деньги, но никто не спешит кормить армию Наполеона. Патриотизм и героизм русского народа достигает своей вершины. Значение романа, его исторических картин было оценено по достоинству. Сейчас, когда многие покидают Москву, отправляясь в поисках лучшей доли в другие страны, думаешь о том, что эти люди бегут от себя. Родина одна, дом тоже один. Маяковский когда-то сказал хорошие слова: "Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем, голодал, нельзя никогда забыть".
Критерием нравственности героев Толстого всегда были поиски добра и смысла жизни. Нравственное очищение души - вот путь спасения человечества. А дух самым прямым образом связан с местом, где родился и вырос. Лермонтов писал: "Москва! Москва! Люблю тебя как сын, как русский - сильно, пламенно и нежно". Эти же слова относятся к Грибоедову, Пушкину, Лермонтову, Толстому, Чехову и другим патриотам нашей Родины. Несмотря на разруху в экономике, сложный образ жизни, политические распри, Москва по-прежнему остается центром культурной жизни страны.
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   52

перейти в каталог файлов


связь с админом