Главная страница

А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы


Скачать 2.22 Mb.
НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы
Анкорsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40469
страница4 из 52
Каталог

С этим файлом связано 43841 файл(ов). Среди них: и ещё 43831 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
А. С. Пушкин
11. Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х гг.)
Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юно- шеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Ли- цее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой чело- век, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который увидел молодой поэт, - это ничем не ограничен- ная власть монарха, самодержавие.
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу, - восклицает молодой, горя- чий поэт в оде с символическим названием "Вольность". В этом произве- дении можно видеть идеи просветителей XYIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, "барс- тва дикого", "покорствующих бичам "рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения:
Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.
Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, раз- виваться обществу. Рабство - это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия - великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда "младые сыновья" растут для того, чтобы пополнить "дворовые толпы измученных рабов", чтобы до гроба влачить "тягостный ярем". Именно об этом идет речь в стихотворении "Деревня":
Склонясь на чуждый плуг,
Покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца.
Кто же он, "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца"? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значе- ния. Деспотизм и тирания губят все:
Свободный Рим возрос,
А рабством погублен.
Пушкин никогда не выступал против "короны", он всегда считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитни- ком, хранителем трона и империи:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из ко- торых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Се- натской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные ко- пии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта это- го периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пуш- кина Чаадаеву П.Я.:
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов.
Его взгляды становятся более жестким и критичными. В 1827 году он пи- шет стихотворение "Арион", которое является аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что принципы его не изменились:
Я гимны прежние пою,
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение "Анчар". Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара - древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая I:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет - лишь вихрь черный
На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.
Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос, каким же должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал поэт.
А.С.Пушкин.
12. История любви Евгения Онегина (по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений
Онегин" ).
Роман "Евгений Онегин" создан с удивительной тонкостью поэти- ческого мастерства, которое нашло выражение и в композиции и в постро- ении сюжета, и в ритмической организации романа. А. С. Пушкин создал роман в стихах, подобно поэме Байрона "Дон Жуан".
Главный герой произведения А. С. Пушкина - молодой, привлека- тельный, очень неглупый человек, дворянин. Пушкин относится к своему герою с симпатией и со значительной долей иронии. В I главе поэт расс- казывает о жизни молодого повесы Евгения Онегина в Петербурге. О том как и кем он воспитывался:
Сперва мадам за ним ходила,
Потом мосье ее сменил,
Ребенок был резов, но мил.
В пору юности он вел себя точно так , как молодые люди его круга, то-есть "по-французски совершенно мог изъясняться, легко мазур- ку танцевал". Но главной его наукой, признает Пушкин, "была наука страсти нежной". Жертвой любви, как позднее мы узнаем, и пал Евгений.
Пушкин подчеркивает, что "труд упорный ему был тошен". Он рассказывает о жизни Онегина, проводимой в ресторанах, в театрах, на балах, в ухаживании за женщинами. Такой же бездельной жизнью жили ты- сячи молодых дворян. Такой уклад жизни был привычен дворянскому сосло- вию. Но не следует спешить с выводами, определяя Онегина в разряд "лишних". Для своего круга он не был лишним. Онегин занимал определен- ное место в светском обществе, где имел "счастливый талант" и возбуж- дал "улыбку дам огнем нежданных эпиграмм". Так бы и протекала разме- ренно его жизнь, если бы не встреча с Татьяной Лариной. Онегин дает влюбиться в себя Татьяне, долго мучает и терзает ее. Татьяна пишет письмо Евгению с признанием в любви. Девушка задает ему вопрос: "Кто ты... Ангел ли хранитель или коварный искуситель?"
Кажется, неспособный к серьезному чувству, Онегин отвергает ее любовь, которая для Татьяны становится смыслом жизни. Мечтательная, романтическая девушка "верит, что Евгений послан богом". Онегин тронут признанием Татьяны, но не более того.
Следующим необдуманным шагом являются взаимоотношения с Ольгой
Лариной. Онегин просто так, от скуки начинает ухаживать за Ольгой Ла-
риной, невестой Владимира Ленского. Девушка увлекается Евгением, что, естественно, вызывает ревность Ленского.
Переломным моментом во взаимоотношениях с девушками явилась дуэль Евгения с Ленским. Поединок кончается трагически для Владимира.
И здесь наш герой словно прозревает, "Онегин с содроганием" видит дело своих рук, как "труп оледенелый" юноши везут в санях. Ленский убит "приятельской рукой". Бессмысленность этого поступка становится оче- видной.
А что же Татьяна ? Она молчаливо поддерживает в горе сестру.
Впрочем, Ольга "не долго плакала", а увлеклась неким уланом, с которым вскоре пошла под венец.
В Татьяне борются любовь к Евгению и неприязнь к нему, как к убийце Ленского. Девушка начинает вдруг понимать, что Евгений не та- кой, каким она представляла его в своих мечтаниях. Ветреный эгоист, сердцеед, человек, несущий боль и слезы другим, а сам неспособный сострадать.
Возвратившись в Петербург, Евгений встречает уже другую Тать- яну - светскую женщину, "законодательницу мод". Он узнает, что теперь она замужем за важным генералом, героем Отечественной войны. Происхо- дит удивительное превращение. Теперь Евгений ищет свидания с Татьяной
Лариной, ставшей "равнодушною княгиней, неприступною богиней", томит- ся, страдает. Да , Татьяна перестала быть похожей на провинциальную дворянку. Сколько царственности во взоре! Сколько величавости и неб- режности! Евгений влюблен, он преследует ее, ищет ответного чувства.
Но, увы!
Написано письмо, но ответа на него Евгений не получил. И вот, наконец, они встретились. Какой удар, какое разочарование! Онегин от- вергнут: "Я вас прошу меня оставить". "Как будто громом поражен" стоит
Евгений и чувствует вдруг внутреннее опустошение, свою ненужность. Вот достойная концовка романа.
А. С. Пушкин проверял своего героя истинным чувством - лю- бовью. Но, увы, не выдержал этого испытания главный герой романа: ис- пугался, отступил. Когда же наступило прозрение, оказалось, что уже поздно, ничего вернуть и исправить нельзя.
Таким образом, роман "Евгений Онегин" - не просто рассказ об эпохе, в которой "отразился век и современный человек", но и трога- тельная история несостоявшейся, пропущенной любви.
А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов.
13. Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин).
Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя, две эпохи, две судьбы.
Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), так как его творец сформировался как личность в 10-е -20-е годы XIX века. Другой - типичный представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской площади; отсутствием идеалов вообще.
Оба героя открывают многочисленную галерею "лишних людей". Да
их, по меткому выражению Герцена А.И., можно считать братьями: "Онегин
- это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу... "Герой нашего времени" Лермонтова - его младший брат". У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой "страсти нежной", умны, стоят на голову выше окру- жающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положитель- ного применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они ее равнодушно листают, позевывая в кулак.
Еще в поэме "Кавказский пленник" Пушкин ставил своей задачей показать в герое "преждевременную старость души, которая стала основ- ной чертой молодого поколения". Эта цель была достигнута только в ро- мане "Евгений Онегин".
Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удов- летворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский ука- зывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам", то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий эгоист", "эгоист поневоле", - все же незаурядная личность. Поэт отме- чает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум".
Печорин - другой пример "до времени созревшего", состарившего- ся, молодого человека. Как ни парадоксально это сравнение, тем не ме- нее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоми- наются строки из "Думы" Лермонтова:
"Так ранний плод,
До времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз
Висит среди цветов - пришлец осиротелый.
И час их красоты - его паденья час".
По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных лю- дей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит от того, что у него не было общественно-полезного дела.
Печорин - герой 30-х годов 19 века. Эта натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него - осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни. В своем дневнике он записывает:
"Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные". Возможностей применить свои богатые силы у молодых людей того времени было очень мало.
В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. "Но не угадал я своего назначения, увлекся приман- ками страстей..." Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям несчастье: покидают свой дом контрабандисты ("Тамань"), убит Грушниц- кий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Ве- ра ("Княжна Мери"), умирает Бэла ("Бэла"), зарублен пьяным казаком Ву- лич ("Фаталист"), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем
Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: "Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил".

По словам Белинского, "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени...", а Печорин - "это Онегин нашего времени, ге- рой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстоя- ния между Онегою и Печорою".
В предисловии ко второму изданию "Героя нашего времени" Лер- монтов не высказал прямо своего отношения к герою. Прежде всего автор ставил перед собой задачу правдиво показать типичного героя своего времени.
И все же Лермонтов верит в своего героя, верит в то, что "сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной", в то, что Печорин не стопроцентный эгоист, потому что "эгоизм не страдает, не обвиняет се- бя, но доволен собою, рад себе..." Лермонтов, по словам Белинского, верит в духовное возрождение своего героя: "Душа Печорина не каменис- тая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви".
Мы восхищаемся гением Пушкина и Лермонтова, сумевших отразить в своих героях веяние времени. Их произведения мы по праву можем наз- вать документами своей эпохи.
А.С.Пушкин.
14. Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А.С.Пушкина.
В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодо- го человека Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литератур- ным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он об- разован, умен, благороден, честен , но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин по- казал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен соци- альной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не спо- собны воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, бо- лее того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского.
Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновен- ную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычай- ных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине прос- тонародное имя "Татьяна". Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины". Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Роди- оновна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила иг- рать с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она ра- но пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраз- дельно:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душев- ную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей сре- ды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых рома- нов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехав- ший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "... Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Тать- яна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.
Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюб- цем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". за это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскош- ной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все рав- но она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного со- держания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:
...Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, вер- ность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина,
помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.
Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство дол- га, которое берет верх над другими чувствами и душевное благородство.
Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.
Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни.
Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным обра- зом русской женщины.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

перейти в каталог файлов
связь с админом