Главная страница

А. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы


Скачать 2.22 Mb.
НазваниеА. С. Грибоедов идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума . Чацкий и декабристы
Анкорsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsbornik_shkolnyh_sochinenii_po_literature_xix_x.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40469
страница8 из 52
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   52
А.Н. Островский.
28. На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского "Гроза").
Пьеса А.Н. Островского "Гроза" была написана по материалам по- ездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называть- ся "Ночи на Волге". Но, к сожалению, весь замысел так и не был осу- ществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла - дра- ма "Гроза", и только 10 лет спустя - "Бесприданница".
В "Грозе" автор показал нам жизнь в купеческой семье, каково было положение в ней русской женщины. Когда читаешь "Грозу", невольно ждешь появления главной героини. Первое знакомство с Катериной как-то сразу говорит нам, что автор на стороне этой милой, но гордой женщины.
Надо было обладать сильным характером, чтобы отвечать старой и жесто- кой свекрови на оскорбления. Катерина не привыкла к унижению, оскорб- лению человеческого достоинства. Почему? Да потому, что она была вос- питана по-другому. Автор с чувством глубокой любви и уважения к Кате- рине рассказывает нам, в какой обстановке, под влиянием чего сложился сильный женский характер. Жила Катерина в доме у матери, как птичка на воле. И вот эта свободная птичка, не знающая пределов в свободном по- лете, попадает в железную клетку, в дом Кабановой. Как птица, тоскую- щая по свободе, никогда не сможет смириться со своей неволей, и она будет бороться за свою свободу до конца, даже если погибнет, так и Ка- терина сразу поняла, что в доме Кабановой долго жить не сможет. Вводя в пьесу несколько раз образ птицы, автор показывает, что он любит свою героиню, тоскует вместе с ней в неволе. Долго я раздумывал, оправдыва- ет ли Островский Катерину в том, что она пошла на свидание к Борису.
Мне трудно судить самому об этом. Но, прочитав статью "Луч света в темном царстве", я понял, что оправдывает, да и не оправдать-то ее нельзя. Ведь Катерина вышла замуж за Тихона, совершенно не любя его. А чувство в ней проснулось, когда она встретила Бориса. И здесь, конеч-
но, автор удержать ее не смог, тем самым показав, что поступить так могла только такая женщина, которая "должна быть исполнена героическо- го самоутверждения, которая должна на все решиться и ко всему быть го- това". Но как можно осмелиться на это, находясь в доме Кабанихи, где все трепещет под властным окриком купчихи. И Островский, говоря о пос- тупке Катерины, подчеркивает, что естественных стремлений человеческой природы все-таки уничтожить нельзя. И этот факт говорит о том, что ав- тор на стороне Катерины.
Почему же произошел конфликт Катерины с Кабановой? На этот вопрос, считаю, ответить легко. Да и Островский нам это подсказывает.
Катерина не может принять воззрений и наклонностей той среды, в кото- рую попала. Поэтому на предложение Варвары лгать, притворяться Катери- на отвечает: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Ав- тор с гордостью подчеркивает, что ни на какие компромиссы Катерина не пойдет. Это же чувство вызывает она и у нас, читателей. Становится по- нятно, что если Катерина захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится сила ее характера.
Разве мог автор оставить такой характер в доме Кабановой? Ко- нечно, нет. Поэтому, считаю, Островский оправдывает и последний посту- пок Катерины, соглашаясь с ее смертью. Автор еще раз подчеркивает, что решиться на смерть может только сильный человек. Своей смертью Катери- на, а вместе с ней и автор, бросила вызов всей самодурной силе. Она не будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться вза- перти. Она свободна! Конечно, горько и грустно такое освобождение, но другого выхода у этой женщины не было. Хорошо еще, что нашла она силы на этот страшный поступок. Вот почему Добролюбов назвал Катерину "Лу- чом света в темном царстве".
Другой критик Д.И.Писарев в статье "Мотивы русской драмы" не соглашается с Добролюбовым, считая поступок Катерины бессмысленным, а сравнение ее с лучом во тьме надуманными. Он не видит, что поступок
Катерины как-то изменил или подорвал "устои темного царства", считает, что после самоубийства Катерины все возвратиться на круги своя, пойдет своим чередом.
Как бы там ни было, как бы критики ни расценивали поступок Ка- терины, она, бесспорно, вызывает сочувствие у читателей и зрителей. А сам Островский не написал бы пьесы, если бы не сочувствовал и не сопе- реживал своей героине.
А.Н. Островский.
29. Смысл названия драмы "Гроза".
После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза", совре- менники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь напи- сана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права.
В центре пьесы - общественно-политический конфликт: хозяев жизни, представителей "темного царства" с их жертвами.
На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь просто- го люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо за-
волакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза но только ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки подразумева- ется автором под грозой?
В этом названии скрывается глубокий смысл. Впервые это слово мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: "... Недели две ни- какой грозы надо мной не будет". Тихону хочется хотя бы ненадолго из- бавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание посы- лается", - поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяет- ся на многих героев драмы, и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то, что она полюбила Бориса. "Я и не зна- ла, что ты так грозы боишься", - говорит ей Варвара. "Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина.- Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами..." Один лишь механик-самоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на ми- лость. Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь".
Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, здра- вый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессоз- нательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными усло- виями жизни и сама решает свою судьбу; она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь приносит радость, но у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина. Но Катерина не боится этой любви, как не боится гро- зы Кулигин. Она говорит Борису: "... Коли я для тебя греха не побоя- лась, побоюсь ли я людского суда?" Гроза скрыта в самом характере ге- роини, она сама говорит, что еще в детстве кем-то обиженная убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге.
Пьеса была воспринята современниками как острое обличение су- ществующих в стране порядков. Добролюбов так говорил о драме Островс- кого: ... "Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение
Островского... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнару- живающий шаткость и близкий конец самодурства..."
В это верил и сам драматург и его современники.
И.А.Гончаров.
30. Пути, которые не выбирал Обломов.
Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тот- час же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами.
Русская революционная демократия в лице Н.А.Добролюбова оценила роман
Гончарова как нечто "более, нежели просто удачное создание сильного таланта". Она увидела в нем "произведение русской жизни, знамение вре-
мени".
Так была определена исключительная злободневность гончаровско- го романа. И в те же годы весьма авторитетными современниками были высказаны суждения, оценивавшие "Обломова" как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее напряженное внимание и пристальный интерес к нему театра и кинематографа, читателей и исследователей, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будуще- го - прямое подтверждение пророческих предвидений тех лет.
В чем же секрет этого романа? Видимо, в том, что Гончаров как гениальный художник сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление. Явление, которое стало символом, именем нарицательным.
Это явление - обломовщина.
Кто же он -Илья Ильич Обломов? Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, - вот судьба главного героя романа и многих других персонажей. А за пределами романа читатель видел еще великое множество
Обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга
Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спраши- вает: "Что сгубило тебя? Нет имени этому злу... - Есть... "Обломовщи- на", - отвечает наш герой.
Царство крепостной России - вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая к этому труда - основа всех поступков и образа действий
Обломова. Да и не только его одного.
Теперь попробуем на минутку представить себе, от чего отказал- ся Обломов, и в каком направлении могла бы пойти его жизнь. Вообразим себе иной ход сюжета романа. Ведь многие современники Обломова, вырос- шие в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимают- ся до служения народу, Родине. Представим себе: Ольге Ильинской удает- ся спасти Обломова. Любовь их соединяется в браке. Любовь и семейная жизнь преображают нашего героя. Он становится вдруг деятельным и энер- гичным. Понимая, что крепостной труд не принесет ему больших выгод, он освобождает своих крестьян. Обломов выписывает из-за границы новейшую сельхозтехнику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести свое хо- зяйство по-новому, по-капиталистически. За короткий срок Обломову уда- ется разбогатеть. К тому же умная жена помогает ему в предприниматель- ской деятельности.
Представим себе другой вариант. Обломов "пробуждается" ото сна сам. Видит свое гнусное прозябание, бедность своих крестьян и "уходит в революцию". Быть может, он станет видным революционером. Его револю- ционная организация поручит ему очень опасное задание, и он его успеш- но выполнит. Об Обломове напишут в газетах, и имя его узнает вся Рос- сия.
Но это все фантазии... Изменить роман Гончарова нельзя. Он на- писан очевидцем тех событий, он отражал то время, в котором жил. А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изме- нить ход событий. А пока тысячи помещиков эксплуатировали крестьян, полагая, что крепостное право будет существовать вечно.
До настоящего времени роман Гончарова "Обломов" сохранил свое обаяние как произведение высокого нравственного пафоса, беспощадной авторской откровенности, подлинного гуманизма.

И.С.Тургенев.
31. Сатирические мотивы и их роль в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".
Сюжет романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" заключен в самом его назва- нии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений, обуслов- ленное изменяющимися духом времени, можно рассматривать как в траги- ческом ключе (Ф.М. Достоевский в романе "Бесы"), так и в сатирическом, юмористическом. На мой взгляд, юмора в романе больше, чем сатиры. Са- тира склонна обличать (ср. Едкая, злая, острая сатира), тогда как юмор сожалеет и даже сочувствует (мягкий, добрый и т.п.).
В самом деле, отцов или детей обличать Тургеневу? По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был "отцом".
Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом молодежи стоит желание заменить веру знанием, а пассивную надежду - активными дейс- твиями, хотя сам он и не принимал максималистского подхода к жизни. Из неприятия и непонимания родился роман "Отцы и дети". Но это не катего- рическое отрицание, а желание разобраться. В этом Тургеневу помогают юмор и сатира.
Такой подход Тургенев применяет к каждому своему персонажу, исключая Одинцову.
Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в Марь- ино, имение Кирсановых. Вспомните, как Аркадий по поводу и без повода употребляет слово отец, разговаривает нарочито низким голосом, пытает- ся вести себя развязно, подражая Базарову. Но у него ничего не получа- ется , все выглядит неестественно, потому что он остался таким же мальчиком, каким уехал из родного гнезда.
Сама усадьба, построенная на открытом месте (результат беспоч- венных мечтаний Николая Петровича), и ее хозяева, Николай Петрович и
Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку, но другого рода: грустную, ностальгическую. Это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков и аристократов.
С точки зрения Базарова они - чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Гуманистически настроенный Николай Петрович дал крестьянам волю и этим оказал им медвежью услугу. Его игра на виолончели, вычи- щенные полусапожки Павла Петровича не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как бы говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки. Братья, внешне такие разные, схожи своей душевной целост- ностью.
Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и по- эзию вообще, потому что не принимает его идеалов.
Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохма- ченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают внешности Ба- зарова что-то звериное. У зверя есть воля к действию, есть физическая сила, есть инстинкт, но у него нет разума. Называть человека разумным, если тот отрицает опыт прошлых поколений ("мы не признаем авторите- тов"), нельзя.
Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Не верящий в любовь по- любил, его любовь отвергли. Интересно, что умер Базаров не в дороге, как и следовало бы представителю молодого поколения, а в родном доме, на руках у "старосветских помещиков".
Во всем романе, в целом грустном и добром, как и все, что на-
писал Тургенев, есть только два персонажа, достойных сатиры: Кукшина и
Ситников. Первую Тургенев спрашивает: "Что ты пружишься?" Чего не хва- тает этому существу с маленьким, красненьким носиком? Почему Кукшина для поддержания к себе внимания и уважения не делает ровным счетом ни- чего? Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочита- ет, бессмысленно само существование Кукшиной. Не случайно рядом с ней
Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников; он и места в романе занимает меньше всех. Сын трактирщика мечтает сделать народ счастливым, пользуясь при этом прибылью с заведений своего отца. По- добные персонажи в литературе называют пародиями. Ситников при Базаро- ве, как Грушницкий при Печорине (тоже самое можно сказать о Кукшиной и
Одинцовой). Но если Лермонтов использовал образ Грушницкого в качестве средства для раскрытия образа Печорина, то Тургенев использует отрица- тельное для придания большего веса положительному.
С помощью юмористических и сатирических моментов автор выража- ет свое отношение к персонажам. В сцене спора и дуэли Базарова и
П.П.Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что "дети" не должны уби- вать "отцов", а "отцы" заставлять "детей" думать так же, как они дума- ют. Потому что проблема "отцов и детей" вечна, и смотреть на нее надо с юмором, как это и сделал Тургенев.
И.С.Тургенев.
32. Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети".
Роман И.С.Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лаге- рей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С.Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека", деятеля в пе- риод революционной ситуации в Европе 60-х годов.
Выразителем идей революционной демократии стал Евгений База- ров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.
Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа.
Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.
Напомним, что герой эпохи 60-х годов был разночинец-демократ, убежден- ный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мысля- щий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора.
Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром арис- тократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разно- чинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с "барчуками проклятыми" его облик раскрывается пол- ностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противо- поставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого.
Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопостав- ленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с
Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая не- нависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способ- ность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитате- лем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.
Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои
Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура неза- висимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающа- яся суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к ес- тественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не яви- лась бы его уделом.
Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это во- обще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы событи стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к Один- цовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, по- беждает принципы нигилизма. (Ведь Базаров называл любовь "белибердой", презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: "Нравится тебе женщина, так возьми ее!". Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе).
То в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сце- ну самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раск- рывается это "грешное, бунтующее сердце" до конца.
Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашивае- мых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.
Сколько бы ни было критических статей по поводу героя "Отцов и детей", и как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал о своем "самом любимом детище" сам автор: "Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполо- вину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обре- ченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии бу- дущего".
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   52

перейти в каталог файлов
связь с админом