Главная страница
qrcode

А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова


НазваниеА. Ю. Купалова, А. П. Еремеева,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова
Дата13.10.2019
Размер1.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKupalova_A._Russkiy_yazik_Praktika_Kniga_dlya_uchitelya_5_klass.
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебный комплекс
#64190
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8
УДК 372.881.116.11
ББК Рус МА в тор ы:
А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева,
Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,
Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова,
Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева
ISBN Методическое пособие к учебному комплексу Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русский язык. Русская речь. 5 кл. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. — М. : Дрофа,
2013. — 205, [3] с Методическое пособие подготовлено к переработанному под ФГОС УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.
Пособие поможет учителю сориентироваться в принципах распределения материала между тремя учебными книгами для учащихся в особенностях построения и содержания курса;
в задачах изучения каждого разделав логике работы над темой, заложенной в системе учебного материала.
УДК 372.881.116.11
ББК 74.268.1Рус
М54
© ООО Дрофа, 2013
Учебный комплекс для 5—9 классов РУССКИЙ ЯЗЫК. ТЕОРИЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК. ПРАКТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК. РУССКАЯ РЕЧЬ»
и его использование в 5 классе
Данный учебный комплекс представляет собой трехкомпонентный учебник, каждая часть которого выполняет свою функцию во взаимосвязи с другими частями.
В книге Русский язык. Теория (авторы
В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова) изложены сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах.
Сосредоточение водной книге теоретических сведений, отобранных для изучения в среднем звене школы, позволяет структурированно, без дробления материала, в логике описания языка лингвистической наукой представить теоретические основы школьного курса русского языка,
что усиливает системообразующую роль теории в усвоении знаний учащимися более полно обеспечивает преемственность в освещении материала на разных этапах обучения делает удобным многократное обращение учащихся к определениями правилам для установления внутрипредметных связей изучаемого в разных разделах
курса, для уточнения, воспроизведения в памяти изученного в предыдущих классах, для обобщения, систематизации, итогового повторения, подготовки к семинару, зачету, экзамену;
расширяет возможности учителя в использовании различных форм работы с учебной книгой.
Наконец, важно, что в семье ученика имеется справочник по русскому языку (эта функция рассматриваемого компонента учебного комплекса очевидна, к которому можно прибегать не только в связи с учебными ситуациями.
Методическим аппаратом учебника Русский язык. Теория предусмотрена дифференциация материала различными графическими средствами выделены определения понятий,
подлежащие не только осмыслению, но и запоминанию формулировки правил, которые учащиеся должны твердо знать термины и ключевые для данной темы слова, словосочетания,
обороты.
Разнообразной может быть работа с учебником Русский язык. Теория на уроке сообщение учителя по материалам, изложенным в учебнике, или самостоятельное чтение учащимися статьи учебника знакомство с содержанием статьи перед началом практической работы,
или входе выполнения задачи упражнений,
или в заключение практических занятий полное ознакомление со статьей учебника, частичное или выборочное составление плана статьи,
нахождение ее частей в соответствии с пунктами плана, пересказ по плану или отдельным его пунктам работа над построением определений и правил, тренировка в их осмысленном воспроизведении анализ примеров, данных в учебнике, и подбор собственных примеров к тому или иному положению статьи сопоставление поза ранее подготовленным вопросам) содержания двух или нескольких параграфов, или определений, или правили т. д. Важно, чтобы при этом не терялись из виду практические цели изучения предмета, в том числе и теоретических сведений о языке.
Если книга Русский язык. Теория выполняет в основном информационную функцию школьного учебника, определяя круг сведений о языке, подлежащих изучению, то вторая очень важная функция современного школьного учебника — операционная, функция моделирования учебной деятельности учащихся по усвоению содержания курса — выполняется книгой Русский язык. Практика»

(авторы А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова,
С. Н. Пименова, ЮС. Пичугов, А. П. Еремеева, С. Н. Молодцова, Т. М. Пахнова, Л. Ф. Талалаева). Это нетрадиционный сборник упражнений, необязательных, дополнительных к учебнику, привлекаемых учителем эпизодически. Речь идет о новом типе учебника, который, будучи обязательным компонентом стабильного учебного комплекса, призван обеспечить осмысление учащимися сведений о языке,
осознание их (превращение в знания) и на этой основе целенаправленно учить способам действий с языковым материалом, формировать и совершенствовать умения и навыки применения знаний в практике устной и письменной речи.
По сравнению с традиционной системой упражнений по русскому языку в книге Русский язык. Практика увеличен удельный вес задач
(они выделены особым значком. Задачи ставят учащихся перед необходимостью найти ответы на вопросы, как применять полученные знания,
зачем надо знать такое-то понятие, такой-то его
признак, зачем надо уметь выполнять такую-то операцию что известно, а что является новым в рассматриваемом материале в чем трудности решения задачи, почему (или при каких условиях) они возникают и каких преодолеть каким способом лучше решить задачу и т. д. При этом предусматривается работа над такими умениями, как сравнение, нахождение сходного и различного в сопоставимых явлениях, вычленение из ряда объектов искомого по определенному признаку, классификация, систематизация,
обобщение материала, установление причинноследственных отношений (почему вследствие чего, формирование операционных умений
(как? в какой последовательности) и др.
Наряду с задачами Практика содержит упражнения, предполагающие воспроизведение знаний, тренировку в их применении. В ряде случаев система заданий к одному и тому же языковому материалу предусматривает комбинирование репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся.
Содержание работы определяется многоаспектным рассмотрением явлений языка. Система задачи упражнений рассчитана на овладение алгоритмами ориентировки в материале,
образцами рассуждений, приемами анализа языкового материала и применения изучаемого в собственной речевой практике, способами самоконтроля. Целевые установки заданий дифференцируются особыми значками (опорные материалы, Контролируйте себя и др.).
Большое значение придается речевому аспекту изучения языка. Соответствующие задания Для краткости условимся называть компоненты учебного комплекса так Теория, «Практика»,
«Речь».
они тоже отмечены специальным значком)
предусматривают: наблюдение над сферой использования изучаемых языковых явлений
(в текстах различного назначения, типа, стиля),
над их ролью для достижения точности и выразительности речи создание речевых ситуаций,
которые определяют отбор языковых средств для данного случая совершенствование чужого высказывания сточки зрения норм использования рассматриваемых фактов языка самостоятельное конструирование высказывания (текста) и стилистически оправданное употребление в нем языковых средств.
Делается попытка выявить воспитательные возможности предмета не только за счет информативной стороны текстов, используемых в качестве дидактического материала (Чему учит данный текст, Какова основная мысль автора и др, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка. Привлекается внимание к важности умения верно воспринимать чужое высказывание и умения правильно, точно, выразительно говорить и писать, уместно пользуясь богатствами родного языка и соблюдая этические нормы речи.
Предметом особой заботы авторов является формирование у учащихся умений и навыков правописания. Практическая работа над ними строится с опорой на такие обобщающие понятия, как орфограмма и пунктограмма, их опознавательные признаки, условия появления орфограммы в слове и пунктограммы в предложении типы орфограмм функции знаков препинания, синтаксическая основа правил пунктуации. Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков организуются системой основных
и дополнительных заданий не только в связи с изучаемым материалом, но ив плане попутного повторения.
Для его осуществления использованы цифровые индексы, с помощью которых предлагается материал для того или иного вида разбора. Принятая в традиции система видов разбора дополнена лексическим, орфографическими пунктуационным разбором. Для всех видов разбора выделяются такие слова или синтаксические конструкции, анализ которых имеет практический смысл для освоения орфографических,
орфоэпических, пунктуационных, грамматических, словообразовательных, лексических норм и трудностей родного языка.
Большой справочный материал содержится на полях книги. Здесь выделены некоторые термины, новые и трудные для учеников. Сопоставлением синонимов или близких по значению слови оборотов речи дается толкование слов, значение которых для многих учащихся может оказаться неизвестным или неясным.
Путем частичной транскрипции и постановки знака ударения в слове привлекается внимание к нормам произношения, которые часто нарушаются в устной речи. Подчеркиванием букв показаны непроверяемые написания в словах, отобранных для словарно-орфографической работы. С помощью различных графических средств лаконично отражается суть отдельных правила также способов их применения. В некоторых случаях выделены языковые факты, которые учащимся полезно запомнить.
Привлечение внимания школьников к методическому аппарату, которым оснащены учебники, и систематическое использование его в
практических занятиях (при организации повторения, опроса, проверки домашнего задания, дифференцированного, индивидуального обучения и т. д) значительно расширит поле учебной деятельности учащихся.
В Практике используются различные графические средства обучения (условные строчные, надстрочные и подстрочные знаки для обозначения орфограммы, ее опознавательного(ых) признака(ов) и условий выбора написания, норм произношения и написания слов,
морфемного членения слова, интонации предложения, связи слов в словосочетании и предложении и др условно-графическое отражение ориентировочной основы правил таблицы, позволяющие учесть, сопоставить, системно отразить те или иные признаки изучаемого явления и др.).
Поскольку книга не может повторять условные обозначения, схемы, таблицы многократно, они, как правило, вводятся лишь в качестве образца. Эффективность их использования во многом будет зависеть от умения учителя найти место и время, чтобы систематически включать их в работу, применяя разнообразные способы и формы деятельности (например, предъявление готовой схемы, обучение чтению схемы,
сравнение двух или нескольких схем и т. д использование схемы как средства проверки решения задачи, как плана разбора, ответа и т. д.;
схема как результат анализа готового материала, как модель создания языковой единицы и т. д.).
Построение системы задачи упражнений подчинено в каждом разделе определенной логике развертывания темы, а также повторению изученного ранее, и учителю важно ее уяснить
и принять как руководство к действию. Вместе стем формы предъявления учащимся заданий и проведения работы, уровень самостоятельности учащихся, возможный в условиях данного класса, объем материала, достаточного для отработки темы в конкретной учебной ситуации,
соотношение познавательных задачи тренировочных упражнений, устной и письменной форм работы, коллективных, групповых и индивидуальных занятий и другие вопросы методики урока каждый учитель будет решать, исходя из реальных условий своей школы, своего класса, своего опыта.
В доработанных изданиях учебника Практика появилось больше материала культурологического характера, направленного на воспитание интереса к родному языку как хранителю истории народа, его традиций, как средству формирования и передачи от поколения к поколению культуры носителей языка, этики речевого поведения, в том числе национального речевого этикета.
Больше внимания уделяется разным видам речевой деятельности в процессе освоения богатых ресурсов родного языка, в частности выразительности чтения, культуре монологической устной речи.
Заданиями предусмотрены систематические наблюдения над языковыми особенностями разных типов и стилей речи. Привлекаются к работе речевые произведения разных жанров, увеличено число ситуативных упражнений, требующих при отборе языковых средств учета,
кто говорит (пишет, кому (с кем, почему, зачем, в каких обстоятельствах.
В материале Практики усилено внимание к слову (его значению, происхождению, родственным связям, нормам произношения и правописания, уместности употребления в различных ситуациях речи. Введение лексического разбора слова и текста значительно активизирует работу с различного типа словарями.
Речевая направленность материала книги
«Русский язык. Практика облегчает установление связи между уроками изучения языка и уроками развития связной речи, подготовка и проведение которых обеспечивается третьим компонентом комплекса — учебником Русский язык. Русская речь (автор Е. И. Никитина). Его теоретическую основу составляет система речеведческих понятий. Задачи и упражнения охватывают все виды речевой деятельности восприятие речи (слушание и чтение, воспроизведение речи (устный пересказ и письменное изложение, порождение речи (говорение и создание текстов в письменной форме).
Ученики получают теоретические сведения,
на основе которых можно строить осмысленную работу над умениями общения в разных речевых ситуациях. Однако наибольший удельный вес занимают практические задания, да и к усвоению теории учащиеся подводятся в процессе практической деятельности. Об этом красноречиво говорят заголовки ряда параграфов, например, в курсе 5 класса Для чего людям нужна речь, Как различают формы речи, Что такое диалоги монолог, Как вести беседу?»
и т. д.
Система задачи упражнений в учебнике по развитию связной речи включает анализ готовых текстов, различные виды пересказа, сочинения в устной и письменной форме. Используются соответствующие учащимся данного
возраста речевые ситуации, интересные, доступные тексты, образцы словесного творчества самих детей.
Вступительная статья к учебнику Русский язык. Русская речь поможет овладеть его методическим аппаратом, условными знаками, дифференцирующими материал (теоретические сведения, памятки, рисунки, разные шрифты и др.).
Учебник рассчитан на творческое использование его учителем, на применение вариантов методики формирования и совершенствования речи учащихся с учетом конкретных условий работы школы, класса, каждого ученика.
Резервы более совершенного использования дидактического материала кроются в установлении межпредметных связей (прежде всего между уроками языка и литературы, а также в координации работы потрем книгам для учащихся. В частности, в качестве дидактического материала на уроках русского языка ив домашней работе школьников можно активно использовать иллюстративный аппарат учебника
«Русский язык. Теория, фрагменты справочного характера, тексты из учебника Русский язык. Русская речь, отрывки из произведений,
изучаемых на уроках литературы, статьи из учебников по другим предметам. Например,
справки о жизни и деятельности отечественных языковедов, имеющиеся в Теории, могут быть использованы для отработки умений чтения, пересказа, выделения основной мысли текста для толкования слов, подбора синонимических средств языка, уяснения происхождения слова или оборота речи для тренировки в правописании и произношении отдельных слов, их форм и сочетаний и т. д
Координация в работе потрем составляющим учебного комплекса — задача, которая будет решаться учителем творчески. Известную помощь в этом плане окажут методические рекоменда-
ции.
Целесообразно использовать имеющуюся в распоряжении учителя научно-популярную литературу для учащихся пособия для самостоятельной работы учащихся, словари и справочники, наглядные пособия, тетради для самостоятельной работы учащихся по русскому языку, технические средства обучения и др.
При этом, разумеется, необходимо учитывать особенности построения и содержания той программы, которая избрана для данного класса.
Каковы же особенности построения курса в рассматриваемом учебном комплексе?
При разработке программы учитывалась специфика 5 класса как переходного от начального этапа обучения (элементарно-практического курса родного языка) к среднему звену школы (систематическому курсу основ науки о языке).
В начале учебного года учащиеся вводятся в предмет изучения, язык рассматривается как универсальное средство общения между людьми.
Затем идет Вводный курс русского языка.
Его назначение — обеспечить повторение, систематизацию, некоторое расширение и углубление изученного в начальных классах по морфологии и орфографии, синтаксису и пунктуации.
«Вводному курсу отводится значительная роль, ведь систематическое изучение морфологии по программе данного учебно-методического комплекса приходится на 6—7 классы, синтаксиса — на 8—9 классы, и потому важно про
14
педевтически обеспечить грамматическую базу для упрочения, совершенствования и формирования речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков в процессе рассмотрения фонетики, графики, орфографии морфемики; лексики.
Полнее, чем в параллельных программах по русскому языку, представлен во Вводном курсе раздел Синтаксис и пунктуация, при изучении которого учащиеся получают представление о разных способах выражения грамматической основы и второстепенных членов предложения о более широком круге средств связи однородных членов предложения и об особенностях сочинительной связи в сопоставлении с подчинительной связью слово вводных словах (на ограниченном материале семантических групп о видах сложного предложения.
Соответственно расширяется круг пунктограмм, с которыми знакомятся дети, и это позволяет в течение длительного времени вести рассредоточенную отработку пунктуационных умений учащихся.
«Вводный курс призван поднять пятиклассников на более высокую ступень в овладении умениями учебного труда, освоении технологии учения с использованием новых учебных пособий.
Подготовленные таким образом учащиеся приступают к изучению Основного курса русского языка, которое начинается предварительным знакомством (в практическом плане) с понятием о литературном языке (о литературной норме языка. На 5 класс приходятся следующие разделы Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия, «Морфемика и словообразование. Орфография, Лексикология и фразеология. Ступеньки в изучении указанных разделов устраняются.
Расположение материала подчиняется линейному принципу. Это способствует более цельному усвоению материала, позволяет избежать излишних повторов, топтания на месте в изучении одной и той же темы, снижающих эффект новизны и ослабляющих мотивацию учебной деятельности школьников.
Поскольку имя существительное и глагол
(в определенных формах) являются типичными выразителями главных членов предложения, их изучение вначале курса морфологии в классе намечает перспективу изучения этого раздела грамматики на синтаксической основе.
Перенос разделов Имя существительное»,
«Глагол», насыщенных орфографическим материалом, в начало учебного года, когда у детей еще не накопилась усталость, как это бывает к концу обучения, создает предпосылки для более успешного усвоения изучаемого материала (по сравнению с традиционным обращением к глаголу после именных частей речи).
По окончании изучения глагола рассматриваются части речи, первичная функция которых — распространять имя существительное и глагол имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение. Порядок следования этих тем определяется трактовкой местоимения в учебнике Русский язык. Теория в состав данной части речи включаются местоименные наречия. Таким образом, сначала рассматриваются слова-названия, а затем — слова-указатели, соотносительные по значению и грамматическим признакам с именами существительными, прилагательными, числительными, наречиями. При изучении наречий в особый разряд выделены слова категории состояния.
Причастие и деепричастие, с изучения которых — после повторения вначале года изученного ранее — начинается курс 7 класса, толкуются как гибридные, но самостоятельные части речи. Изучением служебных частей речи и междометий завершается курс «Морфологии».
Программа 8—9 классов по составу теми последовательности их рассмотрения остается традиционной. Есть некоторые различия в трактовке лингвистических явлений, но этот вопрос будет рассмотрен в соответствующих разделах методических рекомендаций.
По программе развития связной речи предусмотрена работа над речеведческими понятиями речь (устная и письменная, диалогическая и монологическая, текст, тема и основная мысль текста, строение текста, способы и средства связи смысловых частей и предложений в тексте, типы и стили речи и др.
Особенностью курса развития связной речи в данном учебном комплексе является одновременное, начиная с 5 класса, формирование основных коммуникативных умений, без которых создание любого высказывания, даже самого простого, практически невозможно (строить высказывание на определенную тему, подчинять его основной мысли, планировать высказывание, собирать необходимый материал, отбирать наиболее уместные лексико-грамматические средства для речевого высказывания).
В доработанном издании учебников Русский язык. Русская речь круг вопросов, предлагаемых для изучения, несколько расширен. Например, в курсе 5 класса в разделе Текст появились такие параграфы Обращение как
средство связи предложений в тексте, Текст и фрагменты текста».
Однако в связи стем, что по учебному плану,
который действует в общеобразовательной школе, количество учебных часов на изучение русского языка время от времени меняется, к отбору материала для обязательного рассмотрения приходится применять критерий наибольшей важности темы.
Вместе стем появилось больше возможностей для использования различных форм работы,
развивающих умения самостоятельной деятельности учащихся (работа в парах, в группах, индивидуальные задания, работа по вариантам,
тестовые задания и др.).
Для работы с компьютером можно использовать электронное приложение к Практике. В нем представлены упражнения, аналогичные тем, что есть в учебнике;
упражнения, дублирующие материал Практики, а также дополнительные материалы. Кроме того, в нем предлагаются проверочные (контрольные) работы, в том числе и тесты.
Материалы электронного приложения используются по усмотрению учителя или весь урок проводится с помощью компьютера, или его часть. Отдельные упражнения предлагаются для домашней работы. Распределение кадров по темам разделов можно посмотреть в оглавлении.
В заключение подчеркнем, что предлагаемые методические рекомендации, рассчитанные на часов учебного времени, носят сугубо ориентировочный характер и предполагают активное творческое отношение учителя к работе по учебному комплексу
18
Словарно-орфографическая работа в 5 классе
Словарно-орфографическая работа — один из аспектов изучения родного языка в школе, последовательно реализованный в данном учебном комплексе по русскому языку, в практической его части — поклассных учебниках Русский язык. Практика».
Слова, имеющие традиционные написания,
определенным образом сгруппированные, напечатаны крупным шрифтом справа от текста упражнения. Закономерности усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями обусловливают специальную методику их изучения. Остановимся на основных ее положениях. Принципы отбора слов Отбор слов с непроверяемыми написаниями подчинен прежде всего принципу коммуникативной необходимости, те. необходимости данных слов для процесса общения (коммуникации) в письменной форме речи. При этом мы ориентировались на тематику творческих работ по русскому языку, а при распределении слов по классам на тематику творческих работ, предусмотренную программой по развитию связной речи и учебниками Е. И. Никитиной Русский язык.
Русская речь
Все слова, традиционная орфография которых изучается в 5 классе, распределены последующим тематическим группам школа, спорт,
армия, интерьер, природа, искусство, транспорт. Тематический отбор слов для каждого раздела программы позволяет проводить целенаправленную работу не только по орфографии,
но, что чрезвычайно важно, и по развитию речи учащихся с одной стороны, обогащается их словарь, с другой — изучаемые слова становятся как бы организующим ядром будущего высказывания на заданную (речевую) тему.
Принцип коммуникативной необходимости предусматривает важность каждого отобранного слова для будущей речевой деятельности школьников в письменной ее форме при написании, например, отчета, заявления, объяснительной записки, личного или делового письма и т. п. С большой степенью вероятности можно предположить, что в будущем нашим ученикам понадобятся именно данные нами слова, поскольку они наиболее часто встречаются в современном русском литературном языке, в письменной его форме.
Таким образом, принцип коммуникативной необходимости тесно связан с принципом частотности употребления слов в современном русском языке. Среди огромного количества слов с традиционными написаниями выбираем для изучения в школе только часто употребляемые в различных стилях речи слова.
Опираясь при отборе слов на принцип частотности, можно суверенностью сказать все предлагаемые для изучения слова употребительны в русской речи и обучение их правописанию соответствует основной задаче уроков родного языка — задаче воспитания грамотного человека
При отборе лексики учитывался принцип доступности лексем для данного возраста.
Кроме того, в списки каждого класса включены слова, в которых дети стабильно, из года в год допускают ошибки (облако, мужчина, будущее,
счастье и др. Организация работы Словарно-орфографическая работа привязана, с одной стороны, к освоению тем языковой программы, с другой — к освоению тем по программе развития связной речи учащихся. Как уже отмечалось,
отобранные для изучения слова выделены крупным шрифтом, напечатаны рядом с текстом упражнения, в котором они, как правило, используются. Круг изучаемых в 5 классе слов включен в словарик Пишите правильно, а те слова,
значение которых затемнено для пятиклассников, вошли в Толковый словарик. Наличие таких мини-словарей, активно «работающих»
в учебном комплексе, создает реальную предпосылку для формирования общеучебного умения — пользоваться справочной литературой.
В структуре урока по языку работа, направленная на овладение написанием слов с непроверяемыми орфограммами в корнеслова или на усвоение норм орфоэпии (эти слова включены в словарик Произносите правильно, занимает особое место. Она проводится, как правило, в самом начале урока. Это позволяет не один разв течение урока, используя различные приемы,
возвращаться к написанию или произношению слова. Кроме того, как показывает практика минут вначале урока, посвященные работе со словом, повышают тонус урока в целом. Приемы работы Выбор приемов работы,
способствующих оптимальному усвоению учебного материала, — важнейшая задача
По мнению некоторых исследователей, самым эффективным приемом овладения написанием слов с непроверяемыми орфограммами является орфографическое (послоговое) проговаривание их учащимися, поскольку при этом усваивается код перехода от слышимых и произносимых слов к увиденными написанным.
Этот код невозможно выработать без опоры на исходный код речедвижений. При орфографическом проговаривании система речедвижений абсолютно соответствует буквенному ряду,
все слабые позиции звуков становятся сильными, у детей формируется навык перехода к орфографическому написанию изучаемых слов.
Названный прием эффективен только в ряду других приемов, а именно аудирование (восприятие на слух, зрительная фиксация, запись, поскольку индивидуальные особенности памяти у всех учащихся разные. Поэтому при введении нового слова, помимо его проговаривания по слогам вслед за учителем, слово записывается на доске (в словариках, анализируется его звуковой и буквенный состав, выделяются орфограммы (зрительная фиксация слова особенно важна для детей с сильной зрительной памятью, которых, вопреки бытующему мнению, не так много затем следует орфоэпическое чтение слова и запись его в тетрадях (многократная запись слова особенно важна для учащихся с сильной моторной памятью — памятью
«пишущей руки»).
Таким образом, этапы введения нового слова таковы) установка на длительное запоминание) послоговое проговаривание слова учителем) послоговое проговаривание слова учащимися шепотом, вслух (при этом по совету психологов глаза нужно закрыть и представить изучаемое слово записанным белым по черному или черным по белому) нахождение слова в словаре или зрительное восприятие записанного на доске слова) толкование слова, если это необходимо) орфоэпическое чтение слова и анализ его звукового состава, постановка ударения, выделение орфограмм) запись слова в словарике или тетради с послоговым его проговариванием) объяснение орфограмм с помощью этимологического анализа, если это возможно) закрепление написания слова входе урока.
При первичном закреплении написания слова подбираются и записываются родственные слова. Последующее закрепление органически вплетается в ткань урока. Это может быть грамматическое конструирование словосочетаний, предложений морфемный или словообразовательный анализ использование мнемонических приемов подбор синонимов, антонимов сочинение-миниатюра с использованием слов данной тематической группы лексическая работа, организованная вокруг слов с иноязычными корнями (морфемами, и др.
На этапе контроля возможно проведение словарных диктантов с последующей самопроверкой (с использованием словаря, взаимопроверкой, с хоровым проговариванием слова также выборочных диктантов (из ряда диктуемых словили из текста выписываются слова, имеющие традиционные написания, зрительных диктантов и др
Возможно и проведение игры Кто больше?».
В конце изучения тематической группы слов предлагается вспомнить и записать изученные слова. Выигрывает тот, у кого слов окажется больше и у кого они записаны в соответствии с орфографической нормой.
Покажем на примере некоторых слов методику работы сними. Так, при знакомстве со словом библиотека (упр. 63.2) дадим установку на длительное запоминание, после этого следует послоговое (орфографическое) проговаривание слова сначала учителем, а затем пятиклассниками. Напоминаем все звуки при таком проговаривании находятся в сильной позиции библ и от эка, те. каждый звук обозначается на письме своей буквой.
Далее организуем зрительное восприятие слова.
После этого читаем толкование слова, данное нас Практики, при этом произносим слово в соответствии с орфоэпическими нормами. В сильном классе постараемся составить фонетическую транскрипцию и сопоставить звуки букву, его обозначающую (для развития фонематического слуха учащихся).
На следующем этапе идет запись слова в тетради или словарике с послоговым (орфографическим) его проговариванием. Те дети, у кого сильна память пишущей руки, записывают слово столько раз, сколько нужно им для его последующего безошибочного воспроизведения на письме, остальные записывают его 3—4 раза,
при этом сопоставляется графический облик слова в словаре или Практике и слова, записанного учеником в тетради или на доске.
Далее с помощью этимологического анализа
(см. с. 252) объясняем написание первой гласной, а после этого поработаем со словами, имеющими те же греческие корни (элементы
а именно библия, библиография (описание книг, библиофил (любитель и собиратель книг. Подберем и слова со вторым элементом:
аптека, картотека, фонотека и др.
В ходе урока, выполняя упр. 63.2, учащиеся закрепляют правописание слова.
При изучении слов территория, терраса

(упр. 235) дадим толкование второго слова (первое есть в словарике, с. 256), а именно летнее открытое помещение. Далее входе этимологического анализа отметим, что латинский корень
терра (земля) можно вычленить в слове террариум (помещение для земноводных и пресмыкающихся, а также в выражении терра
инкогнито — неизвестная земля’.
При изучении слов-синонимов ровесники сверстник (упр. 274) облегчить усвоение наличия или отсутствия буквы т поможет этимологический анализ слово сверстник восходит к общеславянскому верста, имевшему когда-то значение возраст. Запомнив это, пятиклассники не пропустят букву т в этом слове. Слово ровесник буквально означало равные, одинаковые вёсны (года — буквы т здесь не было, нет и сейчас.
При усвоении слова диалог необходимо обратить внимание на его происхождение оно образовано от греческих слов диа — два и логос речь. Далее нужно подобрать антоним к слову
диалог: монолог — речь одного лица (от греческого моно — один, единый ср.: монолит, монотонный, монопластинка). Есть еще одно слово, имеющее отношение к теме урока полилог от греческого поли — много (слова с этим же элементом поливитамины, полиглот — человек, знающий много языков, поликлиника (см.
толкование и этимологию нас в Толковом
словарике закрепляется правописание при выполнении упр. При рассмотрении написания слова впечатление интересно будет познакомить пятиклассников с таким явлением, как калька — ‘копия’,
‘материал для снятия копии. Этимологически слово впечатление является калькой (буквальным переводом всех морфем) французского слова impression: im — в, presse — печать, ion
‘ение’.
Слово аквариум (с. 252) сопоставляется со словом акваланг (см. Толковый словарик»),
затем подбираются слова с корнем аква-: акварель — краски, разводимые вводе, акватория — часть водного пространства. Приведем слова с греческим корнем-синонимом гидро-:
гидронавт, гидроаппарат.
При рассмотрении слов с удвоенными согласными нужно обратить внимание детей на слова,
в которых обычный согласный звук обозначается двумя одинаковыми согласными буквами аллея (упр. 48), корреспондент (упр. тоннель (упр. 284), артиллерия, баррикада
(упр. 453), комментировать (упр. 459), аппетит (упр. 518) и др именно эти слова представляют трудность для усвоения орфографической нормы в отличие от тех, в которых долгий звук обозначается двумя одинаковыми согласными, ср.: и
(упр. 515).
аллея
[л]
колонна
[н]
Урок знакомства с учебным комплексом
(1 ч)
Каждый учитель проведет урок по-своему,
однако непременно предусмотрит знакомство пятиклассников с учебным комплексом, по которому им предстоит заниматься русским языком. Осуществить это можно в форме игры
«Путешествие по нашим учебным книгам или
«Спрашивай — отвечаем, либо может быть использовано слово учителя, при этом учащиеся привлекаются к наблюдениями подбору иллюстраций, выборочному чтению вступительных статей в учебниках и др.
Учебный комплекс состоит из трех книг. Кто их написал, подготовил к изданию, оформил художественно Нужно приучать детей обращать внимание на авторов и редакторов книги, ее название, жанр, на место и год издания, художников-оформителей.
Чем объяснить, что обложка трех учебников оформлена художником единообразно Таким оформлением показано, что это неслучайный набор книга комплекс, все части которого помогут учиться лишь в том случае, если будут
«работать» вместе. В тоже время в оформлении обложки каждой книги есть отличия. Они говорят о назначении каждой из них Русский язык. Теория излагает теоретические сведения о языке Русский язык. Практика организует
практическую работу над языком использование языка как средства общения рассматривается в учебнике Русский язык. Русская речь».
Учитель может предложить детям перелистать эти книги и обратить внимание на то, как отмечен в учебнике Русский язык. Теория»
материал, который нужно хорошо знать, помнить, как выделены особо важные слова, примеры к определениями правилам. Учащиеся рассматривают знаки-символы задачи упражнений в Практике, пытаются разгадать, какие речевые ситуации отражены нас в
«Речи». Затем пятиклассники просматривают приложения в каждой из трех книг.
Учитель делает вывод по этим книгам будем учиться правильно и выразительно говорить и писать, умело воспринимать устную и письменную речь, что очень важно для воспитания культуры общения между людьми
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (1 ч)
Задачи рассмотрения данной темы — сосредоточить внимание учащихся на общественной значимости языка дать представление о богатстве русского языка и речи внушить мысли о важности умелого и бережного отношения к родному языку, о пользе владения культурой речи.
Хорошо ориентируясь в лингвистическом материале Введения, учитель, пользуясь учебным комплексом, сможет избежать в обучении многословных и трудных для пятиклассников объяснений весь материал может быть усвоен в процессе практической деятельности учащихся.
Задачи и упражнения позволяют организовать работу разнообразно и целесообразно, отводя значительное место письму и чтению.
Вступительное слово, краткие лекции, заключения учителя, точные в терминологическом отношении, не должны быть сухими, лишенными выразительности. Эмоциональность учителя, интерес к предлагаемым вопросам, включение в работу стихов, пословиц, афоризмов, высказываний выдающихся деятелей на тему урока
придадут необходимую убедительность, поэтичность и мотивированность обучению.
Логику построения урока подсказывают эпиграфы к Введению в «Практике».
Основные положения, раскрываемые в учебном материале язык — универсальное средство общения наш язык прекрасен, надо знать и любить его, чтобы уметь полноценно общаться.
Здесь же начинается и тема социального воспитания — формирование культуры общения.
Урок может быть проведен в разных вариантах, но главное — сохранить ведущие мысли,
которые заложены в учебном материале.
Вводный курс (75 ч)
«Вводный курс состоит из трех разделов:
«Орфография», Морфология и орфография»,
«Синтаксис и пунктуация».
Если третий раздел этого курса дает обширные, во многом новые для пятиклассников знания и навыки, то основная задача разделов Орфография и Морфология и орфография восстановить в памяти учащихся сведения о языке (звук, буква, части слова, части речи,
склонение, спряжение и др, которые необходимы для формирования и закрепления навыков правописания и которые обеспечивают восприятие систематического курса русского языка в дальнейшем.
В разделе предусмотрено не повторение отдельных определений и правил одного за другим, а систематизация их и приращение некоторых знаний и умений по сравнению с начальными классами. Поэтому раздел назван нетрадиционно Вводный курса не Повторение изученного в 1—4 классах
ОРФОГРАФИЯ (7 ч)
«Вводный курс начинается с повторения орфограмм, изученных в начальных классах. Это дает направление всей работе на формирование практических умений и навыков.
В учебнике Русский язык. Теория данная часть Вводного курса обеспечена лишь частично в основном работа будет идти по «Практике».
Повторение и систематизация правила также совершенствование навыков правописания ведутся на основе понятия орфограммы и простейшего обобщения изученного в начальных классах все орфограммы делятся на орфограммы — гласные буквы (повторяются четыре орфограммы Проверяемая безударная гласная в корне, «Непроверяемая безударная гласная в корне, Гласные в приставках, Гласные и, ау после шипящих) и орфограммы — согласные буквы (повторяются три орфограммы Глухие и звонкие согласные, Непроизносимые согласные, Удвоенные согласные»).
Что должны усвоить ученики в течение шести уроков Получить представление о том, что такое орфограмма (в этом поможет учебник
«Русский язык. Теория, § 1), и научиться свободно употреблять этот термин. Усвоить названия указанных семи орфограмм. Познакомиться с системой обозначения рассматриваемых орфограмм. Ученики получат также представление об условном обозначении звуков в квадратных скобках. Речь идет не о полном фонетическом разборе, а о сопоставлении отдельных звуков и букв (это важно для осмысления понятия орфограммы).
Вводится новый термин — морфема
(мор-
[ф’э́]ма) — общее название значимых частей
слова. Постепенно в речь учащихся войдут словосочетания морфемный разбор (разбор слов по составу, число морфем (в слове, в какой морфеме (находится орфограмма, из каких морфем
(состоит слово) и др.
На м уроке вводится термин орфограмма на основе повторения различий между звуком и буквой (упр. 11—18). На этом же уроке работу удобно начать с небольшой беседы по таким вопросам как выдумаете, зачем каждый день в расписании есть урок русского языка (На данном этапе достаточен ответ чтобы научиться правильно говорить и грамотно писать) Что значит грамотно писать (Соблюдать правила правописания) А почему мы должны соблюдать правила правописания (Не всегда мы пишем так, как слышим) Ответ на последний вопрос подкрепляется примерами, на основе которых делается вывод есть слова, в которых звуки и буквы совпадают (дом есть слова, в которых букв больше, чем звуков (пень есть слова, в которых звуков больше, чем букв (яма).
Все эти сведения уже известны ученикам. Если учитель заметит, что ученики неверно называют буквы, целесообразно повторить алфавит.
Дети учатся обращать внимание на несоответствие между звуком и буквой и обозначать звук с помощью квадратных скобок. Текст § учебника Русский язык. Теория дает возможность сформулировать самое короткое определение орфограммы как написания, которое требует применения правила. На этом же уроке можно ввести термин морфема (упр. 18 и й и й уроки посвящаются известным учащимся орфограммам-гласным, проверяемыми непроверяемым (безударные гласные в корнеслова, безударные гласные в приставках и гласные и, ау после шипящих
Все соответствующие правила, за исключением последней орфограммы, основываются на умении правильно выделять морфемы в слове,
находить ударение, подбирать однокоренные
(родственные) слова. Необходимо обратить внимание на эти общие (и для многих других правил) умения сами же правила пятиклассникам хорошо известны. Вся работа строится в практическом плане. В случае если окажется, что детине умеют правильно находить ударение в слове, нужно провести специальное упражнение,
продиктовав, например, слова из списка 1—
4 классов. Причем следует каждый раз подчеркивать в них орфограммы-гласные и определять морфему, в которой они оказываются.
Для правильного подбора родственных слов очень важна работа над омонимичными корнями (упр. 25). Она учит детей вдумываться в вещественное значение слова (см. также упр. Заканчивая работу над безударными гласными в корне, обращаемся к обозначению этих орфограмм (упр. 22 и Работа с орфограммой «Непроверяемая безударная гласная в корнеслова проводится по словарю. Повторяются правила расположения слов в словаре. Проверяется умение учащихся пользоваться словарями. Даются разнообразные задания отыскать некоторые слова в словаре (учитель диктует или записывает слова на доске с пропуском буквы).
В работе над темой Правописание безударных гласных в приставках углубляется представление учащихся об орфограмме-гласной:
она появляется в безударной позиции гласного звука в приставке. При этом важен навык правильного вычленения приставки в слове деление слова не механически, ас учетом значения
морфем (упр. 32). Поэтому чрезвычайно полезны задания по определению состава слов, которые имеют похожее начало, например подать, подобрать, подарить, поддержать товарища, подержать в руках смешить,
смешивать; слезать, слеза полить (цветы),
палить из ружья) и др. Этот материал учитель может использовать для уплотненного опроса,
для самостоятельной работы и т. д.
Орфограмма Гласные и, ау после шипящих может встретиться в любой части слова,
кроме приставки в корне (чудо, в суффиксе
(снежинка), в окончании (навещу) (упр. Особенность данной орфограммы-гласной состоит ив том, что она может быть как в ударном, таки в безударном положении (упр. В заключение двух уроков выполняется обобщающее упражнение с использованием всех повторенных орфограмм-гласных (упр. Нами м уроках раздела повторяются известные детям орфограммы-согласные. Вся работа носит практический характер.
Орфограмма Проверяемые согласные в корнеслова и другие орфограммы-согласные будут изучаться более подробно в разделе Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Во
«Вводном курсе преследуется цель восстановить в памяти учащихся уже известные правила проверки написания согласных подбором родственных слов. Поэтому можно не углубляться в процессы оглушения и озвончения, хотя повторить глухие и звонкие согласные необходимо. Учитель следит затем, чтобы ученики правильно называли согласные буквы и произносили звуки.
На рассматриваемом материале продолжается осмысление орфограммы написание согласных в выделенных для работы позициях (конец слова, согласный перед другим согласным) не определяется произношением. Для правильного написания согласных в этих позициях нужно применить правило. Оно повторяется, подбираются проверочные слова (однокоренные с гласным после проверяемого согласного звука).
При повторении правописания непроизносимых согласных учащиеся тренируются в нахождении стечения согласных в слове, сопоставлении их написания с произношением, обнаружении непроизносимых согласных.
Слова с орфограммой Удвоенные согласные в корнеслова, данные в книге Русский язык.
Практика», известны детям изначальных классов, поэтому после записи названия орфограммы можно эти слова продиктовать.
В первый раз на страницах учебника пятиклассники встретятся со словами для заучивания (аллея, трасса, которые выделены шрифтом (это так называемые словарные слова. Учитель должен обратить внимание учащихся на такую разновидность записей в книге, стем чтобы в дальнейшем эти слова не выпадали из их поля зрения.
В заключение выполняются обобщающие упражнения, дающие представление обо всех повторенных орфограммах-согласных (упр. Нам уроке проводится
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом