Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Харчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966. Академия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а


НазваниеАкадемия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а
АнкорХарчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966.pdf
Дата19.08.2017
Размер7.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKharcheva_A_G__gl_red__-_Problema_tsennosti_v_filosofii_-_1966.p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#25080
страница14 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
ванные понятия Платона. Такой взгляд для Шелера неприемлем, ибо платоновское рационалистическое истолкование природы ценностей не удовлетворяет его. Причина этого лежит в его антиин­
теллектуализме, в его иррационалистическом мироощущении. Ше- лер считает ценности объективно существующими, эмоционально окрашенными фактами. Такой факт, включающий в себя эмо-
3 Там же
Феноменологическая аксиология М. Шелера
183
циональное, неизбежно содержит и элементы субъективизма. Ше- леровские факты — это не идеи, и не понятия, но это также и не факты обыкновенной человеческой чувственности, а метафизически гипостазированная, абсолютизированная и оторванная от человека эмоциональность.
В аксиологии Шелера переплетаются и сочетаются элементы как субъективного, таки объективного идеализма со значительным перевесом в сторону последнего, что характерно для Шелера как католического мыслителя, последователя Августина и Па­
скаля.
Шелер рассматривает также вопрос об относительности ценностей. Наше я » ,
по его мнению, не является необходимой предпосылкой существования ценностей Бытие ценностей столь же мало предполагает я “ , сколь мало его предполагает бытие предметов например, чисел) или бытие всей вообще природы».4
Шелер, таким образом, пытается решать проблему ценностей вне соотношения субъекта и объекта. А это совершенно неправильная постановка вопроса. Невозможно уяснить себе природу ценностей, не поняв соотношения субъективного и объективного элементов в категории ценности. Ценность не только субъективна. Она включает в себя и реальное объективное содержание и поэтому представляет собой диалектическое единство противоположных сторон. Но такая трактовка природы ценностей отвергается Шеле- ром. Он полностью отбрасывает субъект, метафизически отрывает ценности от человека, абсолютизирует в них момент объективности и превращает ценность впустую и мертвую абстракцию. Метафизическая односторонность и окостенелость, характерные для шелеровского идеализма, не дают ему возможности понять реальную диалектику субъективного и объективного в ценностях. Так, он не видит различия между независимостью бытия ценностей от субъекта и независимостью материального мира. Он ошибочно полагает, что это — независимости одного итого же порядка.
Шелер признает, что ценностный мир человека не есть нечто неподвижное, а развивается исторически. Но как же быть тогда с фундаментальным положением его феноменологической аксиологии о неизменности ценностей, об их абсолютно объективном, безотносительном характере Чтобы выйти из затруднения, он вводит понятие структура переживания ценностей (Erlebnisstruktur der Werte). Эта структура носит у него исторический характер и определяется не законами природы человеческого духа, асоциальными факторами. Таким образом, настаивает Шелер, элементы субъективизма и релятивизма следует относить к структуре переживания ценностей, а не к самим ценностям как таковым Там же, стр. 273.
Л. А . Чу хина
Он призывает преодолеть узкие рамки этой структуры у современного человека и дает своеобразные рецепты расширения мира наших ценностей. Так, он предлагает положить в основу жизни не принцип капиталистической конкуренции, не классовую вражду, а принцип солидарности и оценивать блага в соответствии с этим принципом, считать наиболее ценными те материальные блага, которыми может пользоваться возможно большее количество людей например, воздух, вода, частично земля. Надо дать людям доступ к таким ценностям, которых еще никто не чувствовал, разрушить стены тюрьмы, загораживающей ценности, изменить мироощущение человека. Чем полноценнее личность, тем больше ценностей она видит и открывает на каждом шагу. Набожная душа, — пишет он, — всегда тихо благодарит за простор, свет, воздух, за милость существования ее рук, ее членов, ее дыхания, и тогда населяется ценностями все то, что для других лишено их. Слова францисканцев „Omnis habemus nil possidentes“ — (Все имеем мы, ничем не обладающие) выражают направление, в котором надо освобождать чувствование ценностей от указанной субъективной ограниченности».5
Социальная направленность этих рассуждений Шелера очевидна. Предлагаемая им реформа ценностного подхода к миру есть нечто иное, как стремление направить внимание трудящихся, изнывающих под бременем капиталистической эксплуатации, на религиозно-духовные ценности и такие общедоступные ценности, как например вода и воздух, и отвлечь от реальных ценностей жизни, от ценностей материальных благ. Кроме того, шелеровская аксиология не вскрывает реальной, объективной основы, на которой вырастают и создаются материальные ценности. Такой основой являются материальные блага, значение которых Шелером игнорируется, тогда как только обладание хотя бы минимумом этих благ создает условия для развития социальных и духовных ценностей.
Анализ природы ценностей у Шелера показывает, что его аксиология пропитана антиисторизмом. Исторический опыт, общественная практика человека подтверждают, что нет неизменных, мертвых и окостенелых ценностей, что ценности вырастают из условий общественной жизни, изменяются и развиваются вместе с прогрессом человечества. Ценности — это подвижная социально­
историческая категория, сочетающая в себе в диалектическом единстве элементы объективного и субъективного, абсолютного и относительного, общезначимого и условного, общечеловеческого и классового. Понятие ценности необходимо включает в себя момент релятивного, но Шелер видит в этом только субъективизм, абсо-
5 Там же
Феноменологическая аксиология М. Шелера
785
лютизирует момент общезначимого и общечеловеческого в ценностях и, таким образом, строит свою концепцию не на обобщении реальных фактов общественно-исторической практики, а на произвольных и шатких умозрительных конструкциях, характерных для феноменологии.
Ф Е НОМЕ НО ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ Сущность ценностей полностью раскрывается в интуиции — таково фундаментальное положение феноменологической аксиологии Шелера. Он с порога отрицает возможность выяснения сущности вещей и явлений на основе индуктивного и рационального познания и настойчиво подчеркивает полное бессилие разума.
Исходной точкой обоснования феноменологического метода в аксиологии служит критика кантовского формализма в этике и кантовской концепции априорности. Шелер одобряет борьбу Канта за чистую этику, свободную от психологических, исторических, антропологических и других придатков, и принимает кантовскую идею априорной этики».
Утверждение Канта, что этические суждения должны быть априорны, Шелер считает совершенно справедливыми, но ему кажутся шаткими и неопределенными доказательства Канта в пользу априорности этих суждений. Беда Канта, мол, в том, что он, не зная феноменологического метода, не видел того круга фактов, на который следует опираться. Формальная этика Канта знает только одно требование — этика не должна быть индуктивной. Поэтому этическая доктрина Канта носит характер чисто умозрительной, произвольной конструкции. Кантовский формализм, умозрительность необходимо преодолеть, этика должна быть материальной, те. опираться на факты, а не на произвольные кон­
струкции.
Но возможна ли этика, которая одновременно была бы материальной и априорной в том смысле, что ее положения не доказываются и не опровергаются средствами опыта, наблюдения и мышления Феноменология отвечает на этот вопрос положительно, заявляет Шелер, но прежде всего необходимо установить точный смысл понятия априорность. Под априорностью он фактически понимает нечто иное, как специфический метод, основанный на феноменологической редукции, те. на исключении из поля зрения всего реального мира. Такое априори, поясняет Шелер, отвлекается как от всякого полагания вообще, таки от такого пола- гания, как действительный — недействительный и т. д.
Содержание интуиции есть, по Шелеру, феномен, не имеющий ничего общего ни с реальными явлениями, ни с видимостью. Такая интуиция есть видение сущности (Wesensschau), те. феномене
Л. А . Чу хина логическая интуиция или феноменологический метод. То, что дается в феноменологической интуиции, те. сущность, не может быть дано нив большей, нив меньшей степени оно либо усматривается и дается полностью, либо не усматривается и не дается вовсе. Феноменологическая интуиция — это целостное и непосредственное видение сущности она не нуждается в опосредовании через образы или символы. В интуиции сущность дана как таковая она не общее и не индивидуальное.
Феноменологическая концепция сущностного видения построена на полном пренебрежении копытному и рациональному познанию, на игнорировании процесса освоения человеком действительности. Готовые мыслительные формы рассматриваются здесь как нечто изначально данное, возвышающееся над реальным субъектом они гипостазируются и фетишизируются как надиндивидуаль- кые, эмоционально окрашенные акты чистого созерцания. Абсолютно непосредственной формы знаний, получаемых в результате прямого контакта с объектом, вообще не существует, ибо воспринимающий человек уже имеет опыт. Реально нет и не может быть голого, чистого приемника. На самом деле интуиция представляет собой своеобразное выражение опытного и логического. Тот факт, что интуиция часто выступает внезапно как некое озарение и может предвосхитить доказательство, является поводом к ее должному истолкованию. В интуиции нет ничего сверхъестественного, иррационального это — вид отражательной деятельности, в которой обычное логическое осмысливание не выделяется в особую ступень, а выступает как быстрое и своеобразное обобщение на основе накопленного знания. Важнейшим элементом интуиции является схватывание главного и отбрасывание второстепенного.
Феноменология абсолютизирует интуицию, делает ее единственным методом истинного и правильного познания, провозглашает шаткий и бездоказательный критерий очевидности универсальными высшим критерием истины. Именно на основе так понятой интуиции Шелер строит свою концепцию феноменологического опыта.
Интуитивный акт Шелер называет опытом. Такое произвольное истолкование опыта, искажающее реальный смысл этого понятия, также как и манипуляция с понятием факты, лишенным объективного содержания и связи с реальной действительностью, нужны Шелеру, чтобы именовать свой метод эмпирическим вши роком смысле этого слова. Он неоднократно заверяет, что феноменологический метод опирается на факты и только на факты причем действительность этих фактов вовсе не принимается во внимание, а не на произвольные рассудочные конструкции. Но все же, сознавая необычный характер этих фактов, Шелер подчеркивает, что чистые и абсолютные факты интуиции
Феноменологическая аксиология М. Шелера
187
резко отличаются от фактов, основанных на наблюдении и индуктивном опыте.
Шелер считает, что с главной ошибкой Канта (отождествлением априорного с формальным, добытым средствами рационального мышления) связана еще и другая его ошибка смешение материального с содержанием чувственности. В основе этих ошибок, по Шелеру, лежит неправильная традиционная концепция структуры человеческого духа, согласно которой дух состоит только из разума и чувственности. Начало этому философскому предрассудку положила античная мысль, выделившая в человеке две сферы — сферу разума и сферу чувственности, к которой неправомерно отнесено все «алогически априорное».
Шелер горячо протестует против понимания человека как animal rationale (разумное животное, ибо разум не является ведущим началом человеческого духа. Кроме того, не только мышление, но и вся наша духовная жизнь включает в себя чистые акты, независимые от организации естественной природы человека, акты априорные и закономерные, подобно мышлению. Также и эмоциональность духа, — пишет Шелер, — чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, желание, имеет свое собственное, не заимствованное от мышления первоначальное априорное содержание, которое этика должна выявить независимо от логики».6
Понятие эмоциональность, включающее в себя чувствование, предпочтение, переживание, любовь и ненависть, — это центральное, методологическое понятие философских построений Шелера, и оно имеет особенно важное значение для его аксиологии. Шелер полагает, что с введением понятия эмоциональность он нашел ключ к проблеме ценностей.
Он присоединяется к идее Паскаля о существовании особой области человеческого духа — сферы чистой эмоциональности, обладающей своими специфическими закономерностями, которую Паскаль назвал «ordre du ссеиг» (порядок сердца) или «logique du соеиг» логика сердца.
Шелер сочетает идеи Августина и Паскаля с принципами феноменологии, строит на этой основе свою теорию эмоциональности.
Сущность феноменологического анализа, говорит Шелер, состоит в исключении из поля зрения специфической организации носителей эмоциональных актов и проблемы реальности действительных предметов, чтобы таким образом установить, что скрыто в материи этих актов. Эмоциональность — это определенная ступень духовности, она не имеет ничего общего со сферой чувственного и телесного, а ее закономерности также глубоко отличны и независимы от телесности и чувственности, как законы мышления Там же, стр. 59.
Л. А . Чу хина отличны от потока восприятий. Кантианское суждение и ограничение понятия априори привело, по мнению Шелера, к неправомерному исключению чувствования, любви и ненависти из сферы фундаментальных этических актов и поэтому не годится для познания нравственных феноменов. Шелер стремится дать объяснение специфических механизмов, лежащих в основе закономерностей эмоциональной жизни.
К эмоциональным переживаниям он относит предпочтение и
«отвергаиие» (Vorziehen und Nachsetzen), представляющие собой особый класс эмоциональных актов — переживаний. Предпочтение относится к сфере познания ценностей, оно не включает в себя элементов волевой сферы и является ярко выраженным «интенцио- нальным переживанием, характеризующимся направленностью и осмысленностью. Оно вместе с переживаниями любви и ненависти образует более общий класс эмоциональных актов.
«Любовь и ненависть, — пишет Шелер, — это прежде всего акты, в которых происходит расширение или сужение царства ценностей, доступного чувствованию данного существа Для акта любви существенно, по Шелеру, не то, что он как бы направлен в качестве ответа на чувствование или предпочтение ценности, а то, что этот и только этот акт играет роль подлинного первооткрывателя в нашем схватывании ценностей, что он представляет собой словно движение, в процессе которого любящему существу начинают сиять и сверкать новые и более высокие или еще совсем неизвестные ценности Любовь играет поистине творческую роль, хотя она и не создает ценностей, которые по своей природе несо- творимы и неуничтожимы. В раскрытии законов любви и ненависти, превосходящих по своей абсолютности, априорности и изначальности законы предпочтения, он видит завершение всей этики.
Если у Гуссерля интуиция носила еще интеллектуальный характер, то у Шелера интуиция — это уже акт сверхинтеллекту- ального и даже антиинтеллектуального познания. Вплетая в свои построения мысли Паскаля, Шелер пишет Существует вид опыта, предметы которого полностью закрыты для разума, в познании которых он слеп, подобно тому как ухо и слух слепы для восприятия цвета это такой вид опыта, в котором мы постигаем подлинно объективные предметы и их предвечный строй, как например ценности и их иерархию. И порядок (строй, и законы такого опыта точны, и определенны, подобно законам логики и математики».9
Шелер справедливо критикует кантовский разум как своего рода конструктор действительности. Но исходя из этой критики, он делает решительный поворот к иррационализму, дискредити­
7 Там же, стр. 268.
8 Там же Там же
Феноменологическая аксиология М. Ш елера
189
рует разум, лишает его познавательной мощи и творческой силы. Его гносеология построена так, что в ней фактически разуму нечего и делать у него подвергается феноменологической редукции не только чувственная, но и рациональная ступень познания.
Интуиция у Шелера — это уже не усмотрение разума, а усмотрение чувства. Единственными универсальным критерием истины становится шаткий и беспомощный критерий «самодосто- верности чувствования, имеющий черты религиозной веры и якобы способный по наитию раскрывать сущность вещей.
К Л АСС И ФИ КА Ц И Я И ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ Одним из фундаментальных понятий, которыми Шелер оперирует при анализе ценностей, является понятие сущностные зависимости (Wesenszusammenhangen). Прежде всего он рассматривает формальные сущностные зависимости, те. такие, которые не зависят от вида и качеств ценностей также, как и от идеи носителя ценностей, и основаны насущности ценностей как таковых Формальные зависимости представляют собой, по Шелеру, чистую аксиологию, которая в известном смысле соответствует чистой логике.
Важнейшим положением, вытекающим из формальных сущностных зависимостей, Шелер считает положение о том, что уже по самой своей природе все ценности (этические, эстетические, витальные и др) распадаются на два больших класса — ценности положительные и ценности отрицательные. Эта закономерность, по
Шелеру, имеет силу независимо оттого, какие именно ценности нами чувствуются (например, прекрасное — безобразное, доброе — злое, приятное — неприятное и т. д.).
Однако вряд ли можно считать состоятельным такое деление ценностей, так как понятие ценность уже включает положительную характеристику.
Вид и качественное своеобразие ценностей Шелер связывает сих носителями. Так, нравственно добрыми или злыми могут быть только личности. Акты воли, поступки могут быть добрыми и злыми лишь постольку, поскольку в них проявляется деятельная личность. Личности не могут быть приписаны такие ценности, как приятное или полезное, ибо это типичные ценности вещей и событий, нос другой стороны, не бывает также и нравственно добрых и злых вещей и событий.
Таким образом, этические ценности — это такие, носители которых не могут быть вещами, ибо сущность этих ценностей необходимо связана с личностью и ее деятельностью. Этические ценности Там же, стр. 79.
Л. А . Чухина всегда являются ценностями реальных носителей. Так, даже в произведении искусства должна быть сохранена видимость реальности носителей.
В соответствии с законами своей сущности эстетические ценности это ценности, во-первых, предметов, вещей во-вторых, предметов, реальность которых дана как видимость (искусство в-третьих, предметов, отличающихся реальной образностью.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей