Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Харчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966. Академия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а


НазваниеАкадемия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а
АнкорХарчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966.pdf
Дата19.08.2017
Размер7.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKharcheva_A_G__gl_red__-_Problema_tsennosti_v_filosofii_-_1966.p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#25080
страница17 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
2 СИП оп о в
номии личности. Например, в брошюре Сто лет социал-демокра- тии» Эйхлер утверждает, что социализм, борясь за равное достоинство человеческой личности, поступает в соответствии с заветами христианской любви к ближнему и взглядами великих гуманистов и представителей классической философии, которые учили, что ни один человек не может служить другому средством для достижения какой-то цели Человек как личность заявляет он, имеет право на самоопределение.
Таким образом, правосоциалистическая идеология широко оперирует идеями и понятиями, рожденными в эпоху буржуазных революций и имеющими прогрессивное, хотя и исторически ограниченное содержание. Практический императив Канта, как немецкое выражение идей французской буржуазной революции, был направлен своим острием против сословно-феодальной идеологии и имел прогрессивный для своего времени характер. Но марксистская мысль еще в прошлом веке убедительно показала историческую ограниченность идей буржуазного гуманизма и либерализма, содержащихся в учении Канта о практическом разуме.
Действительный социально-классовый эквивалент практического императива кантовской этики состоял, по мнению Ф . Ме- ринга, в том, что буржуазия нуждалась в юридически свободных работниках, причем замена феодального способа эксплуатации буржуазным изображалась как полное освобождение человечества. Этическое учение Канта было, по словам Меринга, нравственной маскировкой весьма безнравственных фактов. И если Кант впадал в подобные иллюзии совершенно бессознательно, то этого никак нельзя сказать о теоретиках и лидерах современной правой социал-демократии.
Положение об автономии личности, о личности как цели самой себе, выражает дух буржуазного эгоизма и индивидуализма, несовместимый с подлинно научной, коммунистической этикой. Личность с этой точки зрения рассматривается как самодовлеющая величина, изолированная от общества и его закономерностей, противопоставленная им. На положении об автономии индивидуальной воли базировались, как известно, баденская и марбургская школы неокантиантства, давшие в свое время теоретическое обоснование одной из первых форм ревизии марк­
сизма.
С точки зрения марксистско-ленинской этики человек есть высшая и безусловная ценность, носитель и творец всех социаль­
но-политических и культурных ценностей. Но человек при этом берется не абстрактно, а конкретно, исторически. Коммунистический гуманизм не может признавать равной социальной цен W. Е i се г. Hundert Jahre Sozialdemokratie. Bonn, 1962, S. 80.
Проблема ценности и современный социал-реф орм изм
237
ности за тружеником и эксплуататором, за сторонником мира и поджигателем войны, за колонизатором или фашистом и его жертвой. Борьба с социальной несправедливостью и ее конкретными носителями — таков непременный императив коммунистического гуманизма. Но исходя из уважения к человеческой личности, как таковой, глубоко веря в силу передовых идей, в способность нового строя перестраивать идеологию и психологию людей, коммунисты наряду со средствами принуждения, которые применяются лишь в силу необходимости, широко практикуют перевоспитание целых социальных слоев, лишенных своих классовых привилегий, превращая их входе социалистического строительства в честных тружеников, свободных от позорного клейма эксплуататоров. В этом и проявляется подлинный гуманизм коммунистов, их действительное уважение к ценности каждой человеческой личности.
Буржуазные и реформистские идеологи обвиняют марксизм- ленинизм в отрицании ценности личности, в пренебрежении интересами индивидуума, которые якобы приносятся в жертву интересам коллектива и бесследно исчезают между жерновами общественного прогресса. Попыткой теоретически обосновать это ложное представление о марксизме является статья В. фон Кно- рингена Утопия и действительность. Кризис коммунизма, где утверждается, будто сточки зрения марксизма за человеком как отдельной сущностью не признается собственной ценности и оспаривается его право на последнее решение о себе самом Индивидуум, его воля и счастье, весь порядок ценностей, продолжает
Кноринген, подчинены коллективу как высшей цели, что дескать приводит к деформации личности.
В рассуждениях подобного рода за бесплотными абстрактными чертами личности вообще очень ясно проглядывает вполне определенный и исторически преходящий человеческий тип — тип частного собственника, буржуа, которому чужды коллективные интересы и который чувствует себя в обществе, как волк среди волков.
Не имея собственной, подлинно социалистической концепции личности, теоретики реформизма пытаются эклектически сочетать обрывки различных реакционных направлений буржуазной философии и психологии. Кноринген, в частности, кроме традиционного неокантианства, широко использует некоторые положения фрейдизма и откровенно религиозных учений. То, что мы знаем о человеке, — пишет Кноринген, — не может быть противопоставлено коммунизму как законченная антитеза. Но человек есть
W . von K n o e r i n g e n . Utopie und Wirklichkeit. Krise des Kommunismus.
«Die neue Gesellschaft», 1961, Mb 3, S. 167.
СИП оп о в
нечто иное и нечто большее, чем то, что понимает под этим коммунизм Признавая, что человек нуждается в коллективе и не может прожить без труда, Кноринген тем не менее главный упор в своих рассуждениях о личности делает на ее собственные решения, обусловленные лишь свободной волей. Сильнейшие источники энергии человека, — продолжает Кноринген, — это иррациональные страсти, существование которых коммунизм не может ни замаскировать, ни объяснить. Здесь открыт широкий простор для религиозных чувств, которых коммунизм не смог искоренить за сорок лет своего существования».6
Реформистские идеологи видят в личности некий неприступный бастион, способный, по их мнению, задержать победоносное продвижение коммунизма. Личность при этом трактуется как совокупность неизменных качеств, неподдающихся рациональному объяснению, самым важными неустранимым из которых объявляется приверженность к частной собственности — этой высшей ценности в системе буржуазно-реформистской аксиологии. Человек объявляется духовно горбатым от природы, а выпрямление его — делом невозможным. Нов ловушку, приготовленную для коммунизма реформистскими прислужниками капитализма, попадают они сами.
Нетрудно обнаружить вопиющие логические несообразности в аргументации идеологов демократического социализма. В самом деле. Они давно отказались не только от революционного преобразования капитализма, но и от сколько-нибудь существенных реформ его. Эволюция человечества может идти лишь посредством свободного развития отдельного человека, — заявляет
Кноринген.7 Воспитание политическое и этическое, воспитание всех без разбора рабочих и капиталистов, антифашистов и фашистов, сторонников мира и милитаристов, одним словом, воспитание и еще раз воспитание — таково кредо современного социал-рефор- мизма. Но если человек, по мнению правых социалистов, — это неисправимый эгоист и индивидуалист, то спрашивается, велики ли шансы на успех этого воспитания Выводы, к которым приходят в связи с этим реформистские теоретики, крайне неутешительны Для осуществления социализма — пишет, например, Р. Киндер- ман, — требуются подлинные идеалисты, самоотверженные люди, служащие обществу и ставящие интересы коллектива выше своего я" Но таких людей мы не имеем (и очень большой вопрос — будем ли когда-нибудь их иметь. Сегодняшним людям (возможно, так будет всегда) своя рубаха ближе к телу, их поступки и мысли Там же, стр. 169.
6 Там же Там же, стр. 174.
Проблема ценности и современный социал-реф орм изм
2 в большей или меньшей степени определяются алчностью и эгоистическими желаниями».8
То же самое в конце концов утверждает и сам Кноринген: Несмотря на все успехи нашей индустриальной цивилизации, побудительным мотивом нашего общественного производства и потребления остается принцип эгоизма».9
Нетрудно заметить, что вполне определенный, конкретно-исто­
рический человеческий тйп — тип стяжателя и эгоиста — под пером реформистов превращается в абстрактное понятие человека вообще, аморальная неполноценность буржуа выдается за всеобщее антропологическое свойство. Подобная мистификация — прием, характерный для буржуазной философии и социологии.
Целеустремленность и глубокая партийность марксистского гуманизма и этики, в том числе и учения о нравственных ценностях, подвергаются ожесточенным нападкам со стороны правосо­
циалистических идеологов. Так, Кноринген утверждает, будто доктрина партийности и понимаемый в коммунистическом смысле принцип диалектики разрушают все моральные ценности, на которые только и может опираться истинная общность людей. Для нее существует только одна неприкосновенная моральная ценность — победа коммунистической партии, победа над всеми классовыми врагами. Все действия имеют нравственную ценность лишь служа этой цели».10
В этом высказывании заключено сразу несколько положений, не только бездоказательных, но и откровенно клеветнических.
Во-первых, принцип партийности, которым действительно пронизана марксистско-ленинская этика, не только не ведет к разрушению всех моральных ценностей, но, напротив, предполагает критическую переработку и сохранение всего лучшего, что было создано в области морали и этики прошлыми эпохами. Коммунистическая мораль, — указывается в Программе КПСС, — включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками.11
Во-вторых, вопреки Кнорингену и ему подобным именно входе строительства социализма и коммунизма формируется истинная общность людей, создается общество, не только полностью свободное от эксплуатации и всех видов угнетения, но и достигающее монолитного социального и морального единства.
В-третьих, совершенно не соответствует действительности, будто победа над всеми классовыми врагами — это единственная «Vormarts», 30 Oktober, 1959, S. 6.
9 W. von K n o e r i n g e n . Utopie und Wirklichkeit, S. 172.
10 Там же Материалы X X I I съезда КПСС. М, 1961, стр. 410.
СИП оп о в
«неприкосновенная моральная ценность для коммунистов. Такая победа, будучи результатом борьбы рабочего класса и народных масс и реализацией объективной исторической закономерности, не является для коммунистов самоцелью. Это лишь условие, необходимое для построения коммунизма, строя, воплощающего в себе величайшие экономические, социальные, культурные и духовные, в том числе нравственные, ценности, когда-либо созданные чело­
вечеством.
Хотя правые социалисты давно уже итказались от научного, марксистского анализа капитализма, они нередко говорят о наличии угнетения и подавления личности, об элементах отчуждения человека в условиях западного общества. Врагом личности чаще всего объявляются при этом некие анонимные силы, возникающие из растущей организованности, усложнения связей и технизации индустриального общества. Не демон капитала, а безликий демон техники, роковым образом тяготеющий над личностью, ведущий к ее дегуманизации и обесценению, — такова, по мнению реформистов, главная опасность, угрожающая рабочему классу.
«Старая проблема, останется ли человек господином своих собственных творений или превратится в их раба, вновь поставлена во главе шкалы ценностей, — пишет в западногерманском профсоюзном журнале Л. Розенберг.12 Чудеса техники, ошеломляющие как специалистов, таки дилетантов, не соответствуют смыслу и цели человеческой жизни, — продолжает Розенберг, поскольку они теряют характер вспомогательных средств и превращаются в самодовлеющую цель».
Подобные разговоры о техническом порабощении, которых немало в правосоциалистической литературе, являются искаженным отражением действительных процессов, связанных с грандиозной научно-технической революцией, развертывающейся в современном мире. Согласно ложной схеме, защищаемой многими теоретиками социал-реформизма, огромное увеличение материальных ценностей и технических достижений автоматически ведет к уменьшению идеальных ценностей, к вырождению духовной культуры.
Эта схема не только научно несостоятельна, она крайне вредна в социально-политическом отношении, поскольку перекладывает вину с капитализма, эксплуатирующего личность и подавляющего ее духовно, на абстрактный индустриализм.
Софистика и эклектика есть логика оппортунизма всех его направлений как в прошлом, таки в настоящем. Софисгичность разбираемой реформистской концепции состоит в том, что на первый план выдвигаются безжизненные формальные абстракции, а кон
L. R o s e n b e r g . Das МаВ, das am Menschen seine Worm findet. «Ge- werkschaftliche Monatschefte», 1963, № 9, S. 514.
Проблема ценности и современный социал-реф орм изм
241
кретное классовое содержание социальных явлений полностью игнорируется, техника и наука искусственно отрываются от системы производственных отношений и социально-политического строя. Между тем совершенно очевидно, что научно-технический прогресс в условиях капитализма ив условиях социализма ведет к диаметрально противоположным социальным результатам.
Уровень развития производительных сил и науки — основной показатель степени господства человека над силами природы. Но это господство идет на благо всему обществу и каждому его члену только тогда, когда люди становятся господами своих собственных отношений, что возможно лишь при социализме и коммунизме.
Неправильно поставив диагноз болезни, правые социалисты предлагают и соответственные рецепты врачевания неизлечимо больного капитализма. Не делая откровенно реакционных выводов о необходимости задержать технический прогресс, реформисты призывают обуздать демона техники с помощью мелких реформ и средств социальной педагогики, оставляя в неприкосновенности капиталистический строй.
Отказ от старого социал-демократического лозунга обобществления средств производства, открытая защита частной, в том числе монополистической, собственности является одной из самых характерных черт идеологии и политики современного социал-ре­
формизма. Причем разумеется, что формально в качестве основных ценностей демократического социализма выступают более при- влекальные явления. Так, Норберт Лезер в книге Ориентация в современном социализме высказывает мнение, что высшей ценностью для мира социалистических идей является равенство Не соглашаясь с ним, О. Поллак пишет, что свобода и равенство являются не подчиненными, а соподчиненными понятиями те. имеют одинаковую значимость как ценности социализма».
Подобный споро формально-логической субординации понятий свободы, справедливости, равенства и т. пне представляет большого интереса гораздо важнее выяснение того, какое конкретное содержание вкладывают правосоциалистические теоретики в эти категории.
По словам Марии Рапп, немецкая классическая философия запутала вопрос о свободе благодаря великому мистификатору
Гегелю», под влиянием которого оказался и Маркс Как полагаете е г. Orientierung im zeitgenossischen Sozialismus, In der Reie.
«Europaische
Perspektiven»,
Europa
Verlag.
Wien—Koln—Stuttgart—Zurich,
1962 (цит. no: Oscar P o l i a k . Jenseits des Marxismus? Zu Worbert Lesers
«Orientierung im zeitgenosische Sozialismus. «Die Zukunft», 1963, № 7 , SS. 16— 19.
14 Oscar P o l i a k . Jenseits des Marxismus? Zu Worbert Lesers «Orientierung im zeitgenossische Sozialismus». «Die Zukunft», 1963, № 7, S. 18.
15 Marie R a p p , Fiir Freicheit und Gleichheit. «Die Zukunft», 1963, № 14.
S. 24.
СИП оп о в
Эдит Райх, принципам социализма соответствует трактовка свободы Ясперсом: возможность поступать как хочется в соответствии со свободной волей, которая может быть доброй и злой Свобода, таким образом, полностью отрывается от необходимости, ог объективных законов развития природы и общества.
О. Поллак критикует философский и исторический материализм зато, что он, основываясь на детерминизме, якобы приводит к автоматизму, сводящему на нет свободную волю. Социалистическая идея, — пишет Поллак, — придает свободному развитию человеческой личности по крайней мере не меньшее значение, чем экономическим законами фактам».17
Это ложное противопоставление законов общественного развития, экономических и социальных условий свободному развитию личности — черта, характерная для всей правосоциалистической идеологии, превращающей свободу в идеалистическую пустышку, в формальную возможность, не имеющую реальных гарантий ее осуществления.
По мнению реформистских идеологов, свободная воля причинно не обусловлена, мотивы поступков возникают спонтанно в мистических глубинах человеческого я или восходят к божественному началу. Часто под свободой понимается слепое следование инстинктами аффектам, бессилие в ограничении и укрощении которых еще
Спиноза называл рабством, полностью разрушающим свободу.
Если философский аспект свободы понимается реформистами в духе худших образцов реакционной идеалистической философии, то социально-политический аспект ее насквозь буржуазен и сводится к защите буржуазных политических институтов. Напротив, свобода от эксплуатации, от всех видов угнетения и подлинно социалистическая демократия, осуществленная в Советском Союзе и других социалистических странах, клеветнически изображается правыми социалистами как подавление свободы и система тоталитаризма и т. п.
В том же духе трактуются справедливость и равенство. Оба этих понятия сводятся главным образом к равенству шансов для свободного развития личности, в результате чего слабые получают защиту от сильного, нуждающиеся в помощи — помощь, необразованные — образование Однако это требование носит чисто формальный характер ив условиях буржуазного строя, на почве которого остаются реформисты, практически неосуществимо. Высшей справедливостью представляется опять-таки неприкосно­
16 Edith R e i c h . Nicht Freicheit und Gleichheit — Freicheit und Gerechtiekeit.
«Die Zukunft», 1963, № 10, S. 16.
17 Oscar P o l i a k . Jenseits des Marxismus? S. 18.
18 Edith R e i c h . Nicht Freicheit und Gleichheit—; Freicheit und Gerechtta- keit, S. 18.
Проблема ценности и современный социал-реф орм изм
2 4 3
венность частной собственности. Как пишет на страницах «Фор- вертс» Б. Фридрих, СДПГ отличается от других партий большей степенью признания общественного блага, которое отнюдь не заключается в обобществлении средств производства. Осуществление общественных задач в социальной и культурной политике, в области здравоохранения и сообщений связано со справедливым порядком собственности».19
Такова в общих чертах аксиологическая система современного социал-реформизма.
Таким образом, существует прямая связь между аксиологическими ухищрениями социал-реформистских теоретиков и их политической программой. Фактически реформизм лишь приспосабливает буржуазные идеи к условиям духовной жизни рабочего класса. Но это лишь одна сторона вопроса. Несомненно, что усиливающийся интерес правосоциалистских теоретиков к эстетическим проблемам, вопросам гуманизма, ценности человеческой личности и т. п. отражает и давление иных сил — классовых интересов, классовой борьбы рабочих масс, проявляющихся даже в ограниченных рамках реформистской практики, но неуклонно стремящихся — а в наши дни особенно — выйти за эти рамки.
Рассмотрение этой второй стороны новейших явлений в реформистской идеологии позволит лучше увидеть сегодняшние возможности борьбы за единство действий различных течений рабочего класса в капиталистических странах, растущую тенденцию к их политическому единству. Но это — самостоятельная тема, которая требует отдельного обстоятельного выяснения, 4 Dezember, 1963, S. 17.
АИ. Нови ко в
ИЗ ИСТОРИИ БОРЬБЫ
ВОКРУГ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ КОНЕЦ НАЧАЛО в.)
Освещение сложной и острой идейно-философской борьбы вокруг проблемы ценностей в русской философии конца X I X начала X X в. теснейшим образом связано с коренными вопросами современной идеологической борьбы.
Во-первых, в русском идеализме того времени проблема ценностей занимала значительное место, детально разрабатывалась и, что особенно существенно для рассматриваемого нами вопроса, критически обращалась против марксизма-ленинизма, все более утверждавшегося в русской общественной мысли.
Без преувеличения можно сказать, что все основные аргументы, которые до сих пор выдвигаются с позиций теории ценностей буржуазными идеологами против марксизма, уже содержались в работах русских идеалистов Булгакова, Бердяева, Франка и др. Поэтому освещение идейной борьбы в России вокруг проблемы ценностей позволяет полнее раскрыть эпигонский характер современных антимарксистских концепций, их научную несостоятельность, полный отрыв от практики общественного раз­
вития.
Во-вторых, представляется весьма поучительными сохраняющим свое значение для современности опыт борьбы русских марксистов во главе с Лениным против идеалистических концепций ценности ив особенности против использования проблемы ценностей для извращения сущности марксистского учения. Значение этого опыта становится особенно ясным, если мы обратимся к работам некоторых современных зарубежных авторов.
При всей внешней пестроте аргументации общим для них является единый, совершенно ложный в своей основе, тезис о мни
Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России ii245iмой враждебности марксизма-ленинизма самой проблеме ценностей, об отрицании им духовных ценностей.1
Такова, к примеру, статья известного историка философии Джорджа Клайна Этическая теория в раннем русском марксизме, напечатанная в американском Философском журнале По мнению автора, вначале в. в понимании проблемы ценностей русский марксизм распадался натри крыла — одно ортодоксальное и два ревизионистских (термин ревизионизм Клайн иронически заключает в кавычки, В изображении Клайна ортодоксальное крыло (марксисты-гегельянцы) отрицало духовные ценности, делая ударение на коллектив и мировую историю. Единственными носителями и защитниками ценностей в марксизме оказываются ревизионисты кантианского толка (среди них Клайн выделяет Бердяева), якобы восстановившие индивидуальную ответственность, моральную автономию и т. д. Равноправным крылом марксизма, по Клайну, выступает и ницшеанство.
Это крайне пристрастное и необъективное изложение подлинной истории. Автор умалчивает о борьбе русских и зарубежных марксистов (Энгельс, Ленин, Плеханов) против неокантианства, принципиально чуждого марксизму, и ни слова не упоминает о том, что ортодоксальный марксизм не отвергает роли личности, духовных ценностей. Трудно предположить, чтобы автор, которому, как это следует из его статьи, известны работы С. Вольского (Соколова) и В. Базарова (Руднева), не был бы знаком с ленинскими трудами хи началах годов, в которых содержатся и указания назначение проблемы ценностей и критика буржуазной клеветы на марксизм, якобы отвергающий ценности. Но, видимо, автора интересует другое — использование проблемы ценностей для борьбы с марксистской философией.
Проблема ценностей широко используется современной буржуазной идеологией для обоснования ложной концепции обособленности коммунизма в мировой цивилизации. Часть авторов не отрицает прямо признание марксизмом ценностей моральных, эстетических и др, но изображает эти ценности как нечто особое, чуждое большинству человечества, как явления локальные, связанные лишь с особым, восточным характером мышления. Такое искусственное противопоставление западной и восточной систем ценностей служит основой для далеко идущих политических построений. В этом смысле особенно характерна книга Шепарда
Клафа Основные ценности западной цивилизации, изданная Колумбийским университетом в США См. об этом А . Ф . Шишки н. Невразумительная критика. Вопросы философии,
1964, № 5, стр. 108— 112.
2 G. K l i n e . Ethical Theory in Early Russian Marxism. Journal of Philo­
sophy, New York, 1961, № 22.

2 АИ. Нови ко в
Нельзя не обратить внимание на внутреннее противоречие, пронизывающее эту работу. С одной стороны, автор стремится к многогранной характеристике ценностей ив своей классификации их не ограничивается традиционными добром и красотой. По Клафу, ценности подразделяются на экономические и материальные, социальные, политические, эпистемеологические и эстетические Однако это достаточно широкая и объективная (хотя и явно неполная) классификация по существу таки остается схемой, ибо основная направленность книги такова, что автор, не считаясь с фактами, искусственно создает замкнутую систему западных ценностей, противостоящих коммунизму. При этом он оперирует уже не всеми разделами своей классификации, а по существу лишь несколькими односторонне трактуемыми социально-политическими ценностями.
Свобода и уважение к личности рассматриваются Клафом как специфически западные ценности. Для подтверждения этого декларативного суждения мобилизованы всевозможные ссылки — от Американской декларации до сочинений прагматистов и экзистенциалистов. При этом Клаф делает вид, что не было более чем векового развития марксизма, раскрывшего процессы отчуждения личности в различных сферах частнособственнического, капиталистического общества, показавшего иллюзорный, чисто внешний характер и узкоклассовую направленность свободы в буржуазном мире. Клаф пренебрегает не только выводами научной теории общества, но и объективными данными самой общественно-истори- ческой практики, неопровержимо доказывающей, что свобода и уважение к личности не имеют ничего общего с миром расизма и эксплуатации.
Вполне естественно, что, объявив свободу и уважение к личности фундаментальными ценностями западной цивилизации, Клаф отказывает марксизму в теории, а коммунизму на практике в признании этих ценностей. По Клафу, русский коммунизм отвергает какую-либо ценность личности, превращая ее в придаток
(a particular kind — частный раздел) социально-экономической системы Автором проводится ложная мысль, составляющая квинтэссенцию книги, что разные системы ценностей лежат в основе культур и, самое главное, в основе различий между двумя блоками, существующими в мире Клаф сочувственно воспроизводит рассуждения о том, что система ценностей, характерная для русского коммунизма и восточного блока, порождена особыми условиями России, которая не была затронута проте­
3
Shepard В. C l o u g h . Basic values of western civilization. New York,
1960, p .
8.
Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России ii247iстантской реформацией, движением за индивидуальную свободу и представительное правительство, уважение к личности и святость жизни».6
Здесь, как и во многих других местах книги, сказывается, во- первых, стремление Клафа (впрочем, характерное и для других буржуазных авторов) абсолютизировать некоторые черты реальной истории западноевропейского общества за последние несколько столетий, представив их как своеобразную модель развития общества вообще. Во-вторых, налицо полное игнорирование реальной истории России, которая отнюдь не сводилась к утверждению царской власти и официальной церкви. Глубинные процессы истории русской общественной мысли, напряженная борьба передовой России за основные человеческие ценности вне поля зрения автора, не использующего даже тех фактов, которые исследованы объективными буржуазными учеными. Об уровне научной аргументации
Клафа свидетельствуют его рассуждения, в которых он хочет отвести от себя Обвинение в отрыве Запада от Востока и принижении роли последнего в мировой цивилизации (к Востоку им относится и Россия. Влияние Востока на Запад в последние два столетия выразилось, по Клафу, в использовании персидских узоров на коврах, китайского стиля в отделке интерьеров, византийских мотивов в скульптуре и ритмов тамтама в музыке Так безап- пеляционно решается вопрос о связи культур.
Высшим выражением и воплощением западной системы ценностей является, по Клафу, устав НАТО агрессивного военного блока, участники которого обязались защищать индивидуальную свободу, демократию, цивилизацию. После этого нет ничего удивительного в том, что Клаф был приглашен на службу в исследовательский институт НАТО и его исследования в области проблемы ценностей, как он сам об этом с гордостью пишет, получили поддержку.8
Точно также известный противник коммунистического мировоззрения, один из ведущих советологов И. Бохенский в книге
«Советско-русский диалектический материализм, спекулируя на проблеме ценностей, строит свою критику ленинизма.
Исходным пунктом идеалистической, антиисторической концепции Бохенского является русская душа. Ее структура определяет структуру идеологической жизни России, ее особенности отражаются, по Бохенскому, в своеобразии идейных течений Там же, стр. 5. Здесь Клаф явно повторяет антиисторические построения Е. Джонсона, автора книги «Introduction to the History of Western T radi­
tion» (vol. I— II. Boston, 1957).
7 Shepard B. C l o u g h . Basic Values of Western Civilization, p. 68.
8 Там же, стр. X .

2 АИ. Нови ко в
в России, вплоть до ленинизма Провозгласив объектом своего исследования русскую душу, Бохенский наделяет ее рядом особых качеств, основное из которых — наличие религиозно-нрав­
ственных ценностей, существующих в конечном счете автономно и не изменяющихся на протяжении истории. Отсюда делается следующий шаг ценности, замкнутые в душе, существующие как идеал, не могут реализоваться в русской истории, где Бохенский видит только безраздельное господство государства, всегда стоящего над церковью, классами, обществом, безотносительно к историческим периодам. Центральный вывод формулируется так Глубокий разрыв между христианскими идеалами, которые имеют в русском мышлении глубокие корни, и несчастной действительностью порождает в народе апокалиптическую мечту, убеждение в особой миссии России. Отсюда Бохенский приходит к утверждениям о мессианистском характере всей русской философии, в том числе и ленинизма, который рассматривается им в отрыве от марксизма. Интернациональная сущность ленинизма просто зачеркивается. Но фальсификация идейной жизни России на этом не завершается. Представляя ленинизм порождением конфликта между духовными ценностями и действительностью, Бохенский считает его главной чертой отрицание всех духовных ценностей, идущее от влияния русского нигилизма Круг завершен. Ради того и написано сочинение И. Бохенского, чтобы, представив ленинизм продуктом исключительно национального развития, затем объявить его сектантским учением, чуждыми этому развитию.
По своему происхождению эти антинаучные выводы — эклектический сплав идей панславистов X I X в. и «веховцев». По своей теоретической сущности — воинствующий идеализм, априорно утверждающий наличие неких ценностей, изолированных от соци­
ально-экономической жизни, и столь же произвольно провозглашающий конфликт между этими ценностями и жизнью. По своей политической сущности историко-философские экскурсы Бо­
хенского нечто иное, как использование проблемы ценностей в целях антикоммунизма.
Таким образом, проблема ценностей оказывается одним из самых острых вопросов современной идеологической борьбы, связанной с коренными проблемами современного социально-политиче­
ского развития. Русский идеализм на грани двух столетий представлял собой достаточно пеструю и сложную картину, однако внимание к проблеме ценностей можно отметить как общую тенденцию, характерную для многих его видных представителей I. B o c h e n s k i . Der Sowjetrussische dialectische Materialismus. Dritte
A uflage, Bern—Miinchen, 1960, SS. 24—26.
10 Там же, стр. 28.
Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России ii249iЗдесь необходимо особенно тщательно различать общественные потребности, социальные мотивы, определившие внимание русских идеалистов к проблеме ценностей, и ту теоретическую форму, в которую это внимание было облечено.
Бесспорно, существенно влияние на русских идеалистов западноевропейских мыслителей, разрабатывавших проблему ценностей
(Риккерт и другие представители баденской школы неокантианства, а также Н. Гартман, Бем-Баверк, Эренфельс и т. д. Однако главное — это обстоятельства социально-идеологического порядка, связанные со спецификой идейно-политической жизни России. Проблема ценностей особенно привлекает внимание таких видных русских философов, как С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк. При всех индивидуальных различиях между ними их объединяет общность социально-политической и философской эволюции от легального марксизма к либерализму и контрреволюционному «веховству».11 Эта эволюция в извращенном свете толкуется современной буржуазной историографией, представляющей дело так, что виднейшие русские философы разочаровались в марксизме и обратились к идеализму Наделе ни Булгаков, ни Франк никогда небыли подлинными марксистами и потому в сфере философской движение совершалось от неокантианства к иррационализму и мистике, а в сфере социально-политической — от буржуазного демократизма, апологии культурного капитализма к открытой реакции. Какое же место заняла проблема ценностей в этой эволюции?
В е годы Булгаков, Франк, Струве считают необходимым, не отвергая марксизм полностью, дополнить его этическим учением в духе неокантианства, превратить социализм в чисто идеальную категорию, обогатить марксизм ценностным подходом к общественному развитию. Несостоятельность этого была вскрыта Лениным в самом зародыше. Подчеркнув, что марксизм не отвергает ценностей, Ленин показал, что «. . . в отношении теоретическом этическую точку зрения" он подчиняет принципу причинности в отношении практическом — он сводит ее к классовой борьбе».13
Идеалистические неокантианские прибавки к марксизму в виде его ценностного дополнения всегда были чужды марксизму. Об этом нелишне напомнить, ибо до сих пор буржуазные историки философии извращают эту страницу русской философии, утверждая, как это делает, например, Тоннард, что кантианство ВИЛ е ни н , Полное собрание сочинений, т. 19, стр. 167— 168.
12 А . X ю 6 ш ер. Мыслители нашего времени. МВ. ИЛе ни н , Полное собрание сочинений, т. 1, стр. 440—441.
*1 7 Проблема ценности
АИ. Нови ко всего интеллектуалистической моралью и религией оказало значительное влияние на русский коммунизм.14
На деле проблема ценностей с х годов X I X в. использовалась идеализмом для первоначально скрытой, а затем и явной борьбы против марксистского материализма. Ведущий журнал русского идеализма прямо формулировал эти планы русские последователи Риккерта надеются. на такую роль для популяризируемого ими учения, которое должно в их надеждах вытеснить обветшавшие догмы марксизма Один из последователей Рик­
керта С. Булгаков провозгласил философский идеализм единственной основой ценностей — идеалов социальной справедливости и общественного прогресса, свободы и равенства а материализм сего признанием объективной необходимости объявлял исключающим всякую возможность выбора и, следовательно, оценки, те. отнесения к ценности Марксизму приписывается классовый субъективизма ценности считаются вневременными, абсолютными лишь им приписывается объективное существование. Марксизм в философском смысле, — писал Франк, — есть нигилизм — отрицание общеобязательных ценностей и открытое провозглашение классового эгоизма единственным практическим мерилом».18
Если в середине х годов русские идеалисты еще стыдливо говорят о дополнении марксизма теорией ценностей, упоминают о социализме и даже провозглашают борьбу с действительностью, ток концу х годов X I X в. ив начале X X в. и Булгаков, и Франки Бердяев прочно и твердо стоят на позициях религиозной философии, переходя от субъективного идеализма к объективному, в духе мистической философии Вл. Соловьева. Это находит свое прямое отражение ив подходе к проблеме ценностей, которая уже превращается ими в открытое орудие борьбы против социализма. Следует отметить, что сам В. С. Соловьев в работе Критика отвлеченных начала также в Оправдании добрав главе Экономический вопрос с нравственной точки зрения) объявлял социализм несостоятельным именно с ценностной точки зрения общий существенный грех социализма состоит в том предположении, что известный экономический порядок. сам по себе есть нечто должное, безусловно нормальное и нравственное. . тогда как ... наоборот, экономические отношения. должны определяться формально нравственным началом. Он утверждал, что F. J. Топа г d. A short History of Philosophy. Paris—Tournal—
Roma— New York, 1955, p. 819.
15 Вопросы философии и психологии, 1909, кн. 96/1, стр. 27.
16 С. Б ул гак о в . От марксизма к идеализму. СПб., 1903, стр. V I.
17 Там же, стр. 192.
18 С. Франк. Философия и жизнь. СПб., 1910, стр. 350.
Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России ii251iсоциализм, отрицая высшее начало, ограничивает и унижает че-
1 Q
ловека».
В начале х годов ведущие русские идеалисты начинают яростное наступление на марксистский социализм с позиций объек- тивно-идеалистической концепции ценностей, близкой к религии. Марксисты обвиняются в стремлении рационализировать всю жизнь, убить внутреннюю тревогу духа, искание смысла жизни. Всей русской интеллигенции (а этим термином, как показал В. И. Ленин в статье О Вехах, именовались все демократические силы) приписывалась вражда к духовным ценностям. Признавая лишь служение народу, русский интеллигент, писал Франк, не только просто отрицает или не приемлет других ценностей --- он даже прямо боится и ненавидит их».20
С позиций теории ценностей отвергается и марксистское учение о революции. Так, Франк рассматривает переход от одного строя к другому как изменение системы ценностей переход от деспотии к демократий есть непросто внешнее событие политической истории прочно и окончательно такой переход может совершиться лишь на почве внутренней духовной эволюции, на почве развития нравственно-философского миросозерцания и умонастроения На этом ложном основании марксистская теория революции объявлялась пережитком механистического взгляда на мир, взгляда, признающего лишь внешние условия развития общества.
Проблема ценностей занимала значительное место в философских концепциях Н. Бердяева, что нашло свое выражение в работах Философская истина и интеллигентская правда (1909), Духовный кризис интеллигенции (1910), «Пикассо» (1914), Кризис искусства (1917) и др.
Разработка этой проблемы Н. Бердяевым показательна во многих отношениях. Она представляет немалый историко-философский интерес для характеристики эволюции философа от неокантианства к своеобразному персонализму, сочетающему элементы субъективного и объективного идеализма (Бердяев говорит о примате личности и одновременно об объективной, вселенской истине и ценности, об объективных идеях и универсальных нормах»).22
Освещение проблемы ценностей Бердяевым существенно ив другом плане — как свидетельство значимости аксиологических проблем в идеалистической интерпретации социальной и духовной жизни. Для Бердяева отношение к ценностям является важнейшим критерием характеристики тех или иных общественных групп В. Соловьев, Собрание сочинений, т. II, М, 1901, стр. 129— 130.
20 С. Франк. Философия и жизнь, стр. 228.
21 Там же, стр. 162.
22 Н. Б ер д я е в . Философская истина и интеллигентская правда. В кн Вехи. М, 1909, стр. 10.
17*
АИ. Нови ко в
А так как под ценностями он понимает ценности, созданные эксплуататорскими классами, то приходит к выводу, будто оценка явлений с позиций народа, пролетариата есть отрицание ценностей, идеалов, духовной жизни.
Постановка и разрешение проблемы ценностей Бердяевым в статье Философская истина и интеллигентская правда вообще страдает глубокой противоречивостью. Противопоставляя науку и ценность, Бердяев не подчиняет первую второй. Более того, он, казалось бы, отстаивает неограниченные возможности и права науки, ее объективность, непредвзятость, способность выражать истину. Бердяев нападает на интеллигентскую молодежь, которая не может признать самостоятельного значения науки, подчи- о
OQ
няет все интересам политики, партии, направлении».
Он обвиняет демократическую интеллигенцию в том, что ее не интересует вопрос, истинна или ложна, например, теория знания Маха, ее интересует лишь то, благоприятна или нет эта теория идее социализма Любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу, — делает вывод Бер­
дяев,— парализовала любовь к истине Таким образом, его позиция представляется на первый взгляд защитой объективной науки, отрицанием якобы субъективных ценностных дополнений к ней, а критика субъективизма и предвзятости — справедливой, содержащей рациональные моменты. Однако не пафос объективного научного знания составляет суть статьи Бердяева. Наделе он отстаивает независимость знания не от ценностных элементов вообще, а лишь от материалистической и демократической идеологии, представляя ее противоречащей истине буржуазная" наука и есть именно настоящая объективная наука, — пишет Бер­
дяев, утверждая далее, что классовая наука марксистов — это не наука, а скорее особая форма веры Ноне за чистоту науки, не за ее независимость от веры борется Бердяев. Он стремится к соединению на идеалистической основе науки и религиозной веры, истины и ценности. Справедливо отмечая односторонность и аналитического метода, и отвлеченного рационализма, и субъективистского утилитаризма, Бердяев противопоставляет им конкретный идеализм. Что же вкладывается в это понятие Органическое слияние истины и добра, знания и веры — вот как сам
Бердяев определяет сущность философии, предлагаемой им в качестве спасительного выхода. Более того, он объявляет конкретный идеализм ведущей философией в России, ибо, по его словам
Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России
253
«русская философия примиряет знание и веру, а конкретный идеализм мог бы стать основой нашего национального философского творчества и мог бы создать национальную философскую оо традицию».
Таким образом, начав с провозглашения разрыва науки и ценности и обличения русской интеллигенции в их смешении, Бердяев приходит в подчинению науки другим ценностям — религиозными идеалистическим. Неслучайно поэтому статья Н. Бердяева открывала сборник Вехи, направленный против материалистических и демократических традиций русской философской и общественной мысли.
Идеи Бердяева, использование им проблемы ценностей винте ресах идейной борьбы получают свое развитие в статье С. Франка Этика нигилизма. (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции, также вошедшей в Вехи. Автор, солидаризируясь с Н. Бердяевым, рассматривал этику прогрессивных русских мыслителей X I X в. как своеобразную примитивную религию «народопоклонства», приписывая ей черты механицизма, отрицание духовных ценностей, разрушительное начало.
Именуя нигилизмом, вопреки смыслу этого термина, всю линию русского освободительного движения, С. Франк обвиняет в принципиальной враждебности к духовным ценностям революционные силы России и прежде всего марксистов. На этой ложной основе строилось осуждение русскими идеалистами революционного движения не только сточки зрения политической, но и мо­
ральной.
То, что проблема ценностей систематически используется в этот период в борьбе против марксистского мировоззрения и революционного движения масс, доказывается и рядом чрезвычайно характерных провинциальных изданий, авторы которых послушно следовали за своими петербургскими и московскими духовными вождями, несколько упрощая их идеи. Такова изданная в 1906 г. в Саратове брошюра некоего Д. И. Малеева Идеальные ценности. В ней содержится носящее метафизический характер резкое противопоставление материальных и идеальных ценностей, делается попытка классификации идеальных ценностей, рассматриваемых совершенно абстрактно. Идейный смысл книги в ее конечном выводе, повторяющем идеи столичных идеалистов Современный капиталистический строй нельзя разбить бомбой, его уничтожит нечто совершенно иное, а именно равнодушие общества к материальным ценностям, если сердца людей покорятся ценностям идеальным 28 Там же Д. ИМ а леев. Идеальные ценности. Саратов, 1906, стр. 7.

254
А
И
Новиков
* В противовес буржуазной фальсификации марксизма и ходячим буржуазно-мещанским представлениям об отрицании марксизмом самой проблемы ценностей Ленин, его соратники и ученики уделяют значительное место многообразным аспектам этой проблемы. Весьма существенно, что при подготовке и обсуждении программных документов партии вопросы развития личности, проблема духовных ценностей многократно ставятся Лениным. Так, в Проекте и объяснении программы социал-демократической партии говорится о необходимости в будущем обществе равноправно пользоваться всеми проибретениями науки и искусства В замечаниях на проект Программы партии Ленин писало том, что коммунизм создается не только для удовлетворения материальных потребностей, но и для свободного, всестороннего развития всех членов общества На страницах большевистского журнала Просвещение делался вывод, что борьба за идеалы в наше время —
оо удел единственно пролетариата и его идеологов».
Партийная печать систематически раскрывает место и роль эстетических ценностей среди духовных ценностей марксизма, их воспитательную роль. Газета московских большевиков Борьба буквально за несколько дней до декабрьского вооруженного восстания отмечала, что вместе с ростом политической зрелости пролетариата растет у него и сознание ценности искусства, растет этико-эстетическая культура рабочего класса».33
Точно также Правда в статье Рабочий и крестьянский театр писала, что новый театр создает репертуар, соответствующий своим идеалами стремлению к свободе и истинной кра­
соте».34
Таким образом, реальные документы марксистской партии полностью отвергают измышления буржуазных идеологов о принципиальной враждебности марксизма самой проблеме ценностей, ценностной терминологии и подходу к явлениям.
Большой интерес для рассматриваемого вопроса имеет осуществленное М. Горьким своеобразное исследование духовных интересов и системы ценностей трудящихся России. В статье О писа- телях-самоучках»30 Горький проанализировал 400 рукописей писателей из народа, запечатлевших живые человеческие души ВИЛ е ни н, Полное собрание сочинений, т. 2, стр. 97.
31 Там же, т. 6, стр. 232.
32 Просвещение, 1914, № 5, стр. 14.
33 Борьба, 6 декабря 1905 г Правда мая 1912 г МГ о р ь кий, Собрание сочинений, т. 24, М, 1953, стр. 99— 137.
Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России
255
Горький классифицировал рукописи этих авторов, выясняя прежде всего, что заставляет их писать, как относятся к жизни и литературе. Горького интересует комплекс ценностей этих людей, он делает важный вывод о том, что пессимизм не привился в народных низах, что общий характер оценки жизненных явлений — оптимистический, состояние бодрое, дееспособное, часто восторженное. Показательно, что горьковский анализ был использован одним из ведущих большевистских публицистов С. Шаумяном в 1911 г. для важных выводов о духовной жизни народа.36
В процессе борьбы против философского идеализма марксисты- ленинцы углубляли само понимание проблемы ценностей, исследовали различные стороны ценностного анализа.
Проблема ценностей занимает значительное место в ленинских работах х годов, когда В. И. Ленин разрабатывал важнейшие вопросы марксистского мировоззрения в борьбе с субъективным идеализмом народничества, с легальными марксистами, стоявшими на позициях неокантианства и разрывавшими ценности и реаль-
<-?
37
ныи мир, должное и сущее.
Ленин дал глубокую критику этого субъективистского отрыва ценностей от всякой объективной основы. «. . . один из любимых коньков субъективного философа, — писал Ленин, — идея о конфликте между детерминизмом и нравственностью Ленин показывает, что конфликт этот мнимый, надуманный. Идея детерминизма, — подчеркивал Ленин, — устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает-ни разума, ни совести человека, ни оценки о о
3 его действии».
Продолжая критику субъективистских концепций, Ленин в работе От какого наследства мы отказываемся вводит понятие исторического оптимизма и пессимизма как видов оценки социального развития Эта ценностная характеристика позволяет глубже раскрыть некоторые стороны историко-философского процесса историческим оптимизмом Ленин называет оценку просветителями х годов — революционными демократами — перспектив общественного развития. Пессимизм характеризует отношение народников х годов к современной им социальной действительности, в которой они не видели подлинной общественной силы, способной вывести Россию на путь прогресса См. С. Ша ум я н , Избранные произведения,
1, М,
1957, стр. 313—314.
37 Б. А . Чаги н. Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии. М, 1960, стр. 22— 90.
38 ВИЛ е ни н , Полное собрание сочинений, т. 1, стр. 158.
39 Там же, стр. 159.
40 Там же, т. 2, стр. 532.

2 АИ. Н овиков
Все углубляющийся разрыв между теорией и практикой, идеалом и жизнью порождал пессимизм как форму оценки социальных явлений, а затем уже как мироощущение. Этот разрыв между ложными теориями, ложными идеалами и жизнью, представлялся извечным разрывом идеалов и жизни, абсолютизировался, возводился в исходный принцип и закреплял пессимизм.
В борьбе против субъективного идеализма Ленин дает характеристику материалистического понимания идеала идеалы “, — писал он, — должны заключаться не в построении лучших и ближайших путей, а в формулировке задачи и целей борьбы. . которая идет перед нашими глазами. . самым высоким идеалам цена — медный грош, покуда вынесу мели слить их неразрывно с интересами самих участвующих в экономической борьбе. Ленин показывает, что противопоставление ценностного подхода к общественным явлениям другим аспектам отношения человека к действительности (прежде всего познавательному) приводит к субъективизму в теории и утопизму в политике Осуждение мелкобуржуазными идеологами капитализма, те. ценностное отношение к определенному социально-экономическому явлению, осуществляется нес позиций объективной, опирающейся на познание реальных законов характеристики его, а совершенно произвольно, с позиций узкогрупповых, выдаваемых за единственно возможные. Игнорируя реальную противоречивость капитализма, сторонники экономического романтизма противопоставляли ему отжившие формы — мелкое хозяйство, ремесло, цехи, исходили в своих оценках не из действительных потребностей общества, а из предвзятого ложного принципа.
Придавая принципиальное значение критике идеологии «ве­
ховцев», Ленин в 1912 г. публикует в легальной рабочей газете Невская звезда большую статью Еще один поход на демократию, представляющую собой дальнейшее развитие идей знаменитой работы «0 Вехах, в частности, по вопросу о моральных ценностях.
В. И. Ленин в своей статье считает необходимым воспроизвести, как имеющие принципиальное значение для разоблачения
«веховцев», рассуждения Щепетева об этике. Этот идеолог буржуазии утверждал, что у русских демократов альтруистические чувства подавляли запросы личности в ущерб общему прогрессу и развитию страны, что стремление к благу всего народа заставляло слишком уже забывать о себе. Как выразитель интересов имущих и господствующих классов, Щепетев высокомерно осу
Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России
257
ждает 'постоянное стремление принести себя в жертву, пойти на помощь неимущими обездоленным, пойти в стан погибающих. Вслед за Франком Щепетев обвиняет революционеров в отрицании ценностей.
В. И. Ленин характеризует это откровенное выступление буржуазного либерала как проповедь решительного отречения от элементарнейших принципов всякой демократии».43
Ленин вскрыл антинаучный и антидемократический характер рассуждений буржуазных авторов об отношении русских революционеров к проблеме ценностей. Для сторонников индивидуализма всякое общественное понимание ценностей, те. ценностей не для обособленного индивида, а для социальной группы, для класса, неприемлемо. Сих ограниченной точки зрения, примат общественных интересов над личными или даже единство личного и общественного есть умаление личности, индивидуальности и, следовательно, отрицание духовных ценностей, которые отождествляются с ценностями для личности.
Диалектика личного и общественного, многогранность структуры субъекта ценностного отношения, которая может включать в себя и личность и социальную группу, для метафизического и классово ограниченного мышления находится за семью печа­
тями.
Проблема ценностей нашла свое отражение ив работах таких марксистов, видных деятелей большевистской партии, как
А. Луначарский и В. Боровский.
В частности, представляет интерес работа А. Луначарского К вопросу об оценке, напечатанная в 1903 г. и воспроизведенная лишь один разв сборнике «Этюды».44
В статье содержится немало интересных наблюдений, сопоставлений. Луначарский пишет, что поскольку все явления в мире подлежат научному познанию, то объектом познания должны явиться ценность и оценка. Правда, он односторонне объявляет специальной наукой об оценках эстетику, в частности биологическую эстетику. Большой интерес представляет характеристика субъекта и объекта ценностной связи Нет ничего на свете, что было бы хорошо или дурно само по себе. Вне соотношения с каким- либо чувствующим организмом ничто не имеет цены. Оценивать что-нибудь — значит устанавливать отношения между объектом и субъектом, сточки зрения которого оценивают».45
В статье Луначарского дана своеобразная классификация оценок. Оценки, пишет он, могут быть горизонтальными Там же, т. 22, стр. 92.
44 А. В. Луна чар с кий. Этюды. М.—Пгр., 1922.
45 Там же, стр. 57.
АИ. Н овиков те. различаться породам, имеющим место в жизни каждого человека сенсуальная (гедонистическая) — боль и удовольствие рационально-утилитарная — полезно — хорошо, вредно — плохо общественно-моральная — чужие чувства и интересы принимаются индивидом во внимание (хорошо то, что приносит благо другим) ; наконец, эстетическая оценка — хорошо — красивое, дурно — некрасивое.
Но кроме этого, оценки различаются в другом, вертикальном разрезе — по типам.
Разделение оценок по типам характеризует уже преобладание какого-либо одного рода оценок в жизнедеятельности индивида или группы. Это своеобразная окраска мироощущения. Следует подчеркнуть, что Луначарский стремится раскрыть социальную обусловленность различных типов оценки. Так, гедонистический тип вырабатывается обыкновенно у представителей паразитарных классов. Утилитарная оценка — характерная черта буржуазного мироощущения сего трезвостью, практичностью.
Моральный тип оценки, справедливо замечает Луначарский, как правило, прикрывает узкогрупповые интересы. Здесь по сравнению с утилитарным типом расширяется субъект оценки. Особенно лишен огня, вдохновения, — отмечает он, — морализм Канта и кантианцев, еле возвышающийся над убогим филистерством. .. Мещанство, когда оно с трудом прокладывает себе дорогу, идет под флагом идей долга Наконец, эстетический тип оценки, в основе которого лежит любовь к жизни, природе, стремление к неограниченному счастью, Луначарский считает характерным для поднимающегося демократического класса».48
Существенным моментом в борьбе русских марксистов против идеалистических теорий являлось то, что проблема ценностей использовалась ими для решения определенных вопросов и задач научного анализа и идеологической борьбы. В процессе конкретного применения ценностного анализа обогащалось само диа­
лектико-материалистическое понимание проблемы ценностей, а категории этого анализа становились все более содержательными.
Одной из областей, в которых данный анализ был особенно плодотворным, являлась история философии.
Действительно, правомерность существования истории философии как науки определяется тем, что философские учения прошлого представляют ценность для настоящего, отвечая известным научным, познавательным, идеологическим потребностям определенных обществ, классов, человеческих коллективов. Следовательно, философские учения прошлого выступают объектом цен Там же, стр. 60—61.
47 Там же, стр. 65— 66.
48 Там же, стр. 68.
Из истории борьбы вокруг проблемы ценностей в России
259
ностного отношения, а воспринимающие их общности людей — субъектом.
Потребности историко-философского порядка (как и вообще потребности) обязательно осознаются субъектом, что, однако, не исключает того, что складываются и выдвигаются они объективно, в соответствии с социальными идеологическим развитием общества. Вне субъекта, неотъемлемого компонента ценностной связи, нельзя говорить о ценности, в том числе ив области истории философии.
В. И. Ленин, вообще придававший большое значение роли субъективного фактора в общественной жизни, всегда при характеристике историко-философских явлений учитывали анализировал субъект ценностного отношения, вне которого по существу нет историко-философской науки.49
В цикле статей о Толстом Ленин особенно детально анализирует многообразные оценки творчества и мировоззрения Толстого. Единый объект по-разному оценивается идеологами различных классов, и без уяснения специфики этих оценок не могут быть решейы сложные вопросы современной идейно-политической борьбы.
Точно также мировоззрение Герцена по-разному оценивалось идеологами различных классов. Так, в известной статье Булгакова Душевная драма Герцена» философское и социологическое учение великого русского мыслителя используется для утверждения объективно-идеалистической трактовки ценностей — путь Герцена ведет к признанию того, что за миром явлений. есть царство абсолютной Истины, Добра и Красоты Оценка его учения понадобилась Булгакову и для борьбы против идей социализма
Герцен якобы, хотя и отрицательным образом, показал. что опору социалистическим идеалами веры в человечество может дать только религиозно-идеалистическое мировоззрение Этими подобным искажающим истину воззрениям Ленин противопоставляет научную оценку мыслителя в своей известной работе Памяти Герцена».
Субъективный произвол исключается здесь точным анализом структуры и содержания субъекта ценностного отношения. Сопоставляя оценки мировоззрения Герцена, Ленин убедительно показывает, что не может быть и речи о равноправии, равной значимости и даже правомерности различных оценок. Суть дела в том, что позиция марксистского историка философии, как субъекта ценностного отношения, — это непросто узкоклассовая точка зрения. Это позиция, совпадающая с самим объективным ВИЛ е ни н , Полное собрание сочинений, т. 38, стр. 336.
50 С. Б ул гак о в . От марксизма к идеализму, стр. 194.
51 Там же, стр. 182.
АИ. Н овиков ходом общественного развития, с прогрессом науки и философской мысли.
Проблема ценностей и ее место в анализе многообразных явлений русской общественной мысли и жизни разрабатываются ив работах В. Воровского. В статьях Лишние люди, Базаров и
Санин» он раскрывает диалектику развития различных систем ценностей, в частности этических, показывая, как, возникнув из определенных общественных потребностей, в определенных обстоятельствах времени и места, они быстро превращаются в застывшие догмы, как утрачивается представление об их генезисе. Такие системы ценностей должны быть в соответствии с потребностями жизни изменены. Столкновение ценностных систем неразрывно связано с классовой борьбой, с социальными конфликтами в обществе. В классовом обществе одним из них является так называемый конфликт отцов и детей. Воровский, анализируя некоторые стороны взаимоотношений поколений в условиях России конца X I X начала X X вписал Уж не в том ли действительный корень трагедии отцов" и детей, что даже самые лучшие отцы" стараются только передать детям" накопленное добро, тогда как дети" рвутся на поиски новых цен
52
ностеи».
* Таким образом, на рубеже X I X и X X вв. проблема ценностей занимает в русской философии и общественной мысли значительное место. Разработка этой проблемы русскими марксистами сохраняет свое непреходящее теоретическое значение для современности, их опыт борьбы против идеализма имеет существенное значение для критики современных буржуазных идеологов В. Воров с кий, Собрание сочинений, т. I, М, 1931, стр. 73.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Б. А . Чаги н. Проблема ценности и оценки в свете трудов К. Маркса, Ф . Энгельса, В. И. Ленина В. П. Туга р и нов. Марксистская философия и проблема ценности О. Г. Др об ниц кий. Некоторые аспекты проблемы ценностей В. А . Васи лен ко. Ценность и ценностные отношения И. А . Май з ель. Наука и проблема ценностей
Л. НС тол о в и ч . Ценностная природа категории прекрасного и этимология сов, обозначающих эту категорию . Га р ч е в. Искусство как ценность
М. С. Ка га н . Познание и оценка в искусстве Н. 3 . Коротко в . Эстетическое восприятие и проблема оценки Е. АРу дель сон. Неокантианское учение о ценностях (Фрейбургская школа. Н. Ш ер да ко в. Критика неопозитивистского анализа оценочных суждений в этике . ЭВ. Соколов. Основные идеи общей теории ценностей Р. Б. Перри
B. В. Прозе р с кий. Проблема ценности оценки в философии
Д. Дьюи Л. А . Чух и на. Феноменологическая аксиология М акса Ш елера Т . Н. Горн штейн. Проблема объективности ценностей в философии Николая Гартмана МАК и с сель. Экзистенциализм и проблема переоценки ценностей. И. Попов. Проблема ценности и современный социал-реформизм . АИ. Нови ко в . Из истории борьбы вокруг проблемы- ценностей в России. (Конец X I X начало X X в 6
14 25 41 50 65 81 ИЗ 145 154 171 181 194 219 235 244
Утверждено к печати
Ленинградской кафедрой философии Академии наук СССР
Редактор издательства МВ. М едведев Художник В . В . Грибакин Технический редактор А . П. Ч и стякова Корректоры Ф . Я . Петрова и НМ. Шилова
Сдано в набор 8/II 1966 г. Подписано к печати 17/VI 1966 г. РИСО АН СССР № В . формат бумаги 60 X 907i6* Бум. л. в 1/*-
Печ. л. 1672 = 16!/2 уел. печ. л. Уч.-изд. л. 16.92. Изд. Тип. зак. № 772. М. Тираж 5700. Бумага типографская № Цена 1 р. 07 к.
Ленинградское отделение издательства Наука"
Ленипград, В, Менделеевская лин., д. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ
1-я типография издательства Наука" Ленинград, В, 9 линия, д. 12
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
И М ЕЮ Т С Я В ПРОДАЖЕ КНИГИ л л ИСПРАВЛЕНИЯ ИО ПЕ Ч
ра- и,а
С тро ка
Н апечатано
47 3 снизу r e s,
48 18 сверху
К . Маркс писал 3—2 снизу ottingen
69 2
W ortbuch
82 4 сверху это хотение 2 снизу app erciation
122 11 сверху фазах типическим ли в 1 снизу
Т у р ре сверху должному целей борьбы. АТ К И
Должно быть Проблема ценности диви- тле r e К. Маркс и Ф . Энгельс писали ottingen
W orterbuch эта
(хотение)
appreciation формах типическим формам.
ли не в
Тууре
ложному целей.
„борьбы.
стр.
кие тр.
6
--- жиилписть и религия.
1964. 216 стр. Цена 65 к От социализма к коммунизму. Сборник статей. 1962. 750 стр. Цена 2 р.
От социалистической государственности к коммунистическому самоуправлению.
1961. 347 стр. Цена 7 р. 44 к
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»
И М ЕЮ Т С Я В ПРОДАЖЕ КНИГИ Б ас к и н М. П. Кризис буржуазного сознания. Индивидуализм и его крах.
1962. 304 стр. Цена 1 р. 07 кВ ах томи н Н. КО роли категорий сущность и явление в познании.
1962. 222 стр. Цена 68 к.
Вопросы диалектического материализма. Элементы диалектики.
1960. 382 стр. Цена 1 р. 38 к.
Вопросы теории познания и логики.
1960.
343 стр. Цена 1 р. 30 к.
Диалектика — теория познания.
Историко-философские очерки.
1964. 366 стр. Цена 1 р. 60 /с.
Диалектика — теория познания. В. И. Ленин об элементах диалектики.
1965. 512 стр. Цена 1 р. 80 к.
Диалектика и логика. Формы мышления.
1962. 312 стр. Цена 1 р. 10 к.
З и новь е в А. А. Философские проблемы многозначной логики.
1960. 130 стр. Цена 40 к Исследования мышления в советской психологии.
1966.
476 стр. Цена 1 р. 73 к.
История и социология.
1964. 342 стр. Цена 1 р. 27 к.
Коммунизм и культура.
1966. 469 стр. Цена 2 р.
Ленинское исследование империализма.
1964. 374 стр. Цена 1 р. 40 к.
Нравственность и религия.
1964. 216 стр. Цена 65 к.
От социализма к коммунизму. Сборник статей. 1962. 750 стр. Цена 2 р.
От социалистической государственности к коммунистическому самоуправлению.
1961. 347 стр. Цена 1 р. 44 к
ИЗДАТЕЛЬСТВО „НАУКА"
И М ЕЮ Т С Я В ПРОДАЖЕ КНИГИ Проблема возможности и действительности.
1964. 279 стр. Цена 1 р. 32 к.
Проблемы логики.
1963. 152 стр. Цена 44 к Проблемы этики.
1964. 268 стр. Цена 83 к.
Против современных буржуазных фальсификаторов марк­
систско-ленинской философии.
1964. 248 стр. Цена 72 к.
Строительство коммунизма и проблемы культуры.
1963.
272 стр. Цена 2 р.
Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков.
1966. 254 стр. Цена 1 р. 26 к.
У кр аи н ц е в Б. Сидр. Диалектика перерастания социализма в коммунизм.
1963. 328 стр. Цена 7 р. 45 к.
Философские вопросы современной формальной логики. 364 стр. Цена 1 р. 63 к.
Ч ер т ко в В. П. Ядро диалектики.
1963.
152 стр. Цена 48 к.
Ваши заказы просим присылать по адресу:
Москва, Центр, Б. Черкасский пер, Акад ем книгам агазин Книга почтой Ленинград, Д, Литейный пр, А
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей