Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Харчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966. Академия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а


НазваниеАкадемия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а
АнкорХарчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966.pdf
Дата19.08.2017
Размер7.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKharcheva_A_G__gl_red__-_Problema_tsennosti_v_filosofii_-_1966.p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#25080
страница4 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Итак, перед нами явления двоякого рода 1) ценностные характеристики предметов, когда предметы выступают перед человеком как обладающие значением и 2) ценностные представления, в которых присутствует предписательно-оценочный элемент. Пока мы
Некоторые аспекты проблемы ценностей
27
не говорим оде йс т в и тельной природе данных явлений, а просто констатируем ту внешнюю форму, в которой они выступают перед обыденным сознанием и становятся объектом изучения буржуазных теоретиков. Предстоит еще выяснить то действительное содержание, которое скрывается за этой внешней оболочкой, и показать, почему это содержание получает такую форму.
Несомненно, что в этой внешней форме ценности как-то выражается общественная природа человеческого бытия, социальная сущность самого человека и той действительности, которая составляет условия его жизнедеятельности. Если предмет выступает перед человеком как ценность того или иного рода, то это означает лишь то, что он так или иначе включен в условия социального бытия человека, выполняет определенную роль в его практической деятельности по освоению и преобразованию предметной действительности. Что же касается ценностных представлений, то они выполняют какую-то роль в ориентации человека в действительности, определенным образом направляют и координируют его деятельность.
Н о почему же эта социальная природа человека выступает передним в такой внешней форме — в виде свойств внешних ему предметов или же в виде совокупности представлений, с которыми он должен согласовать свою деятельность и свое видение мира В этом, собственно, и состоит суть проблемы ценности каким образом возникают ценностные феномены, каков социальный 'механизм, их порождающий?
Здесь следует специально выделить два аспекта, в которых проблема ценности обычно предстает перед человеком.
Во-первых, заявлениями ценности часто скрывается проблема личности и общества, проблема включения жизнедеятельности индивида в движение социального целого, — проблема, которая стояла и во всей предшествующей истории человечества. Правовые, моральные, эстетические и другие представления по отношению к отдельному индивиду часто играют роль готовых формул, служащих для него ориентиром в социальной действительности и определенным образом влияющих на его поведение. Такую же роль могут выполнять и ценностные характеристики предметов, производимых человеком или вовлекаемых в сферу его жизнедеятельности. Выступая перед человеком в своем социальном, моральном, эстетическом значении, как объекты различных потребностей, те. как материальные и духовные блага, эти предметы служат индивиду как бы зеркалом, в котором отражается его собственная общественная природа. Делая их объектами своих интересов, индивид соответствующим образом направляет свою деятельность
О. Г. Дробницкий
Однако для анализа проблемы ценностей, как она вырисовывается в сознании буржуазного теоретика, необходимо обратить внимание на ту специфическую форму, которую приобретает проблема личности и общества в условиях классовых формаций ив особенности капитализма. Здесь сама задача приобщения индивида к социальному бытию возникает как отражение того факта, что в своей жизнедеятельности индивид в значительной степени утрачивает связь сдвижением общественного целого. Для всей предшествующей истории характерно все более углубляющееся противоречие между материальными и духовными потенциями общества в целом, его деятельными способностями и удовлетворяемыми потребностями, накапливаемым обществом материальными духовным богатством и реальными возможностями отдельного представителя общества. Отдельный индивид, ограниченный в своем бытии классовыми, сословными, корпоративными и профессиональными рамками, выполняющий предельно узкую роль в системе разделения и специализации труда, способен воспроизводить в своей жизнедеятельности лишь несоизмеримо малую частицу жизни общества в целом. Законы движения социального целого не даны ему непосредственно в сфере его трудовых функций, практического общения, частной жизни и его личных интересов. Индивид начинает относиться к обществу как к чему-то внешнему его собственной жизнедеятельности и не только отличает свои частные интересы от общественных потребностей, но и противопоставляет свое собственное, человеческое существование социальному бытию. Общественная природа человека противостоит ему как что-то чуждое — как недоступное ему материальное богатство, как не осваиваемая им духовная культура, как внешняя необходимость, которой он должен подчиняться вопреки своим склонностям, как заданная ему извне общественно полезная деятельность, как законы общества, которым он должен повиноваться в своем поведении.
В этих условиях приобщение индивида к общественной культуре происходит в значительной мере внешним для его жизнедеятельности образом. С одной стороны, неон сам в процессе своей общественной жизнедеятельности вырабатывает свое отношение к продуктам труда, к самому труду, к своему поведению и поступкам окружающих это отношение навязывается, задается ему извне в виде готовых формул — правил, императивов, критериев оценки и т. п, в виде общественных ценностей, с которыми он должен сообразовать свои понятия и поступки. Нос другой стороны, поскольку он как будто бы от природы наделен частным интересом, отличным от общественного, этот индивид имеет свои собственные ценности — стремления, цели, установки, которые он должен как-то привести в соответствие
Некоторые аспекты проблемы ценностей
29
с общественными ценностями. На одном полюсе оказываются непререкаемые абсолюты, заложенные как будто бы в самом универсуме законы и принципы, которые человеку остается только познать как самоочевидные истины, а на другом полюсе находятся субъективные склонности, желания, интересы, устремления как продукт воли или человеческой природы индивида. Антитеза объективного и субъективного идеализма в аксиологии определенным образом отражает это неразрешимо противоречивое отношение, в которое поставлена личность в условиях буржуазного общества.1
Второй аспект, в котором возникает проблема ценности, — это отношение массового сознания к объективным законам исторического процесса, та форма, в которой общественное сознание отражает объективные тенденции исторического развития. В общественных идеалах, в понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости массовое сознание, сознание классов и социальных групп выражает свое отношение к существующей социальной действительности и противопоставляет ей некое общественное состояние, которое должно быть установлено. Классики марксизма с достаточной убедительностью показали, что в этих идеалах и понятиях так или иначе в конечном счете выражаются объективные тенденции социально-исторического процесса. Но сведение массовых представлений к их реальному содержанию отнюдь не устраняет их субъективной формы. Естественноисторический процесс при всей объективности определяющих его законов представляет собой деятельность людей. И люди не могут реализовать законы истории иначе, как действуя в соответствии со своими материальными интересами. А эти интересы необходимо приобретают идеально-субъективную форму устремлений, желаний, мыслимых целей, субъективного отношения к существующей действительности. Создается определенный комплекс представлений, закрепляющих наиболее существенные моменты данного отношения и обладающих известной устойчивостью.
Хотя эти представления и выражают в конечном итоге тенденции исторического процесса, не так-то просто разглядеть это их содержание, тем более самим участникам данного процесса. По своим масштабам исторический процесс не совпадает непосредственно с повседневной жизнедеятельностью людей, с ее обозримыми для них результатами. Сплошь и рядом он приводит к совершенно иным результатам, чем те, которые предполагались в идеалах, показывая тем самым их неадекватность. Будучи обращены в будущее, воплощая в себе ожидания и надежды на зав Подробнее об этом см. в статьях данного сборника, посвященных критике буржуазной аксиологии
О. Г. Дробницкий трашний день, идеалы часто черпают свое содержание из идеализированного прошлого. Выражая определенные материальные классовые интересы, идеалы тем не менее выступают часто перед сознанием масс как нечто общечеловеческое, внеисторическое, абсолютное, противоположное каким бы тони было частными материальным интересам. В силу самых различных обстоятельств идеалы часто отрываются в сознании людей оттого объективного процесса, который составляет их действительное содержание, и начинают противостоять действительности в качестве должного, которое противоположно тому, что есть. В этом своем качестве идеалы приобретают характер идеальных сущностей», предписывающих людям определенные цели и отношение к действительности как будто бы независимо от каких-либо объективных законов общества и интересов людей. На поверхности выступает лишь их нормативный смысл они что-то предписывают и являются критерием оценки.
Буржуазное философское сознание начинает по-своему фиксировать этот факт уже во второй половине X V I I I в. в виде антитезы должного и действительного. Ю м заявило невозможности выведения суждений о должном из суждений о существующем, и наоборот. Кант в противоположность просветителям провозгласил, что моральные принципы не могут основываться на эмпирическом опыте и не могут быть выведены из интересов людей, а их реализация переносится в бесконечно удаленное царство целей. Эти положения стали одной из исходных посылок для многих современных буржуазных аксиологов, которые стали противопоставлять ценностные представления научному знанию.
Проблеме ценности придается в современной буржуазной философии очень широкое значение. Под ее углом зрения часто пытаются даже пересмотреть всю традиционную философскую проблематику. В чем же здесь дело в действительной природе ценности или же в том, что эта проблема гипертрофирована в результате действия каких-то социально-исторических факторов и внутренней логики развития буржуазной философии Ответ на данный вопрос самым тесным образом связан с определением того места, какое проблема ценности должна занять в марксистской философии.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что проблема ценности как вопрос означен и и объекта для человека связана с процессом опредмечивания человеческой деятельности, стем, что в процессе труда человек реализует свои силы и способности во внешнем по отношению к нему продукте труда. Но при этом происходит и нечто другое — воплощение в предметах деятельности социальных отношений между людьми
Некоторые аспекты проблемы ценностей Imciiiio в условиях капитализма, где процесс такого опредмечивания принимает отчужденный характер, где общественные отношения людей приобретают внешнюю форму отношений между предметами, где предметы наделяются мистической способностью к самодвижению и начинают диктовать человеку спою волю, проблема ценности становится особенно острой и должна породить в головах философов этого общества целый ряд фетишистских представлений насчет ценностных характеристик предметов.
В этой связи возникает вопрос, который еще требует дальнейшего обсуждения не является ли процесс опредмечивания деятельности и общественных отношений в той форме, в какой он приводит к возникновению явления ценности, специфической особенностью капиталистического способа производства Не является ли вообще ценностная форма, в которой внешне выражается значение предмета для людей, проявлением различного рода фетишизма, характерного для классовых социально-экономи­
ческих формаций?
Отнюдь неслучаен тот факт, что проблема ценности была поставлена в рамках буржуазной философии на рубеже X I X ив, те. в эпоху перерастания капиталистического общества п монокапиталистическое. На наш взгляд, в возникновении аксиологии как некоторого нового аспекта в рассмотрении философских проблем определенную роль сыграл целый ряд различных факторов, связанных с эволюцией социальных отношений капитализма, общего духовного климата и внутренней логикой развития самой буржуазной философии.
Стремление выделить аксиологию как особый аспект в рассмотрении философских проблем, в частности, основывается на представлении о необходимости дополнения точки зрения чистого знания постановкой вопроса о том, каков смысл бытия, каково назначение человека, что движет им в практической и духовной деятельности. Оказалось, что понимание научного знания современной буржуазной философией совершенно исключает решение такого вопроса.
Современный капитализм вовсе более широких масштабах использует науку в технологии, организации производства и управления, но ее применение к области мировоззренческих проблем до предела сужается. Иными словами, использование науки становится все более узкоутилитарным. В ценностях, как в каком-то особом аспекте реальности, неулавливаемом наукой, ив ценностном подходе к действительности, противоположном точке зрения описательной науки, усматривается корень собственно человеческих проблем на которые не смогло ответить научное знание
О. Г. Дробнии,кий
Для марксиста не может идти и речи о каком-либо дополнении или исправлении научной теории аксиологией, ибо сам процесс познания, в том числе и наука, с самого начала рассматривается как составная часть социальной практики человека. Коренной методологический порок буржуазной аксиологии состоит в том, что ценностное отношение человека к предмету рассматривается как рядоположенное теоретико-познавательному или же как мостик от знания к практическому действию. Марксизм же в самом научном знании устанавливает его социальную значимость, видит в процессе познания одну из сторон практического освоения человеком предметной действительности.
Человек непросто познает мир, как он существует независимо от него, чтобы затем подчинить его своим субъективным целям. С самого начала процесс познания предопределен теми практическими целями, которые ставят перед человеком законы социальной практики. Наделе цели человека, — говорит Ленин, — порождены объективным миром и предполагают его, — находят его как данное, наличное. Но кажется человеку, что его цели вне мира взяты, от мира независимы (свобода
«Целе полагающая деятельность человека сама есть форма объективного процесса Поэтому определение целей человека в такой же мере является предметом научного знания, как и законы природы, внешней необходимости Как мы уже видели, явления ценности, непосредственно выступающие на поверхности, представляются феноменами двух различных родов ценностными характеристиками предметов, противостоящих человеку, и ценностными представлениями, складывающимися в сознании человека. На самом же деле это два полюса одного итого же отношения отношения между человеком и предметом. С одной стороны, предмет благодаря своей способности удовлетворять какую-то человеческую потребность (материальную или духовную) становится объектом направленного на него интереса, выступает как значимый для человека. Только в рамках этого отношения к человеку предмет и может обладать ценностью На противоположном полюсе этого отношения находится ВИЛ е ни н , Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 171.
3 Там же, стр. 170.
4 Здесь с самого начала следует строго различать способность предмета удовлетворять какую-то потребность, которая обусловлена его естественными свойствами (скажем, способностью магнита притягивать железо, и значение
Некоторые аспекты проблемы ценностей у б ъ е к т интереса который рассматривает предмет сточки рения имеющейся в нем потребности. С другой стороны, человек иыражает свое заинтересованное отношение к предметной действительности в виде представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, в виде нормативов, принципов, идеалов, оценок и и к критериев. Таким образом, так называемые духовные ценности это выраженное в идеальной форме заинтересованное отношение субъекта к объекту, это интересы (общества, класса, социальной группы, переведенные в план общественного сознания.
Мы можем сказать теперь, что^ценность^— это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие чело и ‘ ка в аспекте субъект-объектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности. Так уже в какой-то мере ограничивается проблема ценности. Развитие общества представляет собой естест- пеиноисторический процесс социальное бытие человека есть движение некоторого целого, подчиненное объективным законам. При анализе содержания этих законов (развитие производительных сил и экономических отношений, исторический процесс как последовательная смена социально-экономических формаций и т. п) мы обходимся без понятий субъекта и^объекта. И„.дищ ^^огда^ когда перед ШмнГвозникает более частная задача выяснить, как действие этих законов проявляется в отношении человека к предметам его деятельности, возникает проблема ценности.
С точки зрения субъекта предмет как объект направленного на него интереса выступает в плане долженствования, как то, что должно быть. Предмет, с этой точки зрения, должен быть именно таким, а не иным, должен существовать, должен быть произведен, должен быть присвоен. Формы этого должно быть могут быть самыми различными. В акте труда предмет, чтобы стать готовым продуктом, должен приобрести определенней вид, обладать какими-то заранее известными свойствами. В экономических отношениях необходимость присвоения предмета обнаруживается как материальный интерес. В морали социальная необходимость определенного рода поведения людей выступает как нравственное требование, обращенное к личности и т. д. Ново всех этих формах должно быть есть нечто иное, как проявление социальной необходимости в том виде, в каком она воплощается в процессе деятельности человека. Следовательно, чтобы объяснить этих свойств для человека, обусловленное содержанием социальной практики. Свойство магнита притягивать железо, — говорит Маркс, — стало полезным те. благом, потребительной стоимостью, — ОД лишь тогда, когда при помощи него была открыта магнитная полярность (КМ ар кси Ф . Э н гель с , Сочинения, т. 23, стр. 44).
3 Проблема ценности
О. Г
Лробницкий природу ценностей, надо обратиться к анализу природы этой деятельности. В практическом освоении предметной действительности человек делает ее объектом своего воздействия и разностороннего потребления. Это освоение может иметь самый различный характер. Предмет может служить для удовлетворения естественных и общественных потребностей индивида, выступать в качестве предмета, средства и продукта материальной и духовной деятельности, те. может самыми различными путями включаться в жизнедеятельность человека. Частным моментом этого освоения предмета и является цен ностноеотно^
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей